Речь является способностью человека, которая отличает его от животного. Однако случается так, что эта функция нарушается по ряду причин. Афазия (что это такое, будет рассмотрено в статье) является нарушением функции речи вследствие различного рода органических поражений тех участков коры головного мозга, которые непосредственно отвечают за способность разговаривать.

Нарушения затрагивают только уже сформированную речь.

Причины проблемы

Основная причина этого заболевания - органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Факторы, которые могут спровоцировать развитие недуга, способны влиять на функцию речи лишь в тот период, когда последняя уже полностью сформирована. Помимо этого, затрагиваются различные формы речи.

Наиболее частыми причинами афазии являются:

  • ишемический инсульт;
  • геморрагический инсульт.

Афазический синдром чаще наблюдается у тех пациентов, которые перенесли именно геморрагический инсульт. Особенно это касается смешанной и тотальной форм. Если перенесен ишемический инсульт, афазия развивается совершенного иного типа.

Другие причины

К другим причинам можно отнести:

  • новообразования в головном мозгу, в частности как злокачественные, так и доброкачественные опухоли;
  • оперативное вмешательство в черепную коробку;
  • воспалительные процессы в головном мозгу, например, энцефалит, абсцесс или лейкоэнцефалит;
  • заболевания центральной нервной системы, которые прогрессируют, например болезни Пика и Альцгеймера;
  • черепно-мозговые травмы.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

Факторы риска

Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:

  • пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
  • развитие гипертонической болезни;
  • церебральный атеросклероз;
  • разного рода травмы головы (причем даже давние);
  • пороки сердца ревматического характера.

Классификация: виды афазии

Правильное определение вида недуга позволит лечащему врачу составить оптимальную тактику лечения этого заболевания, сформировать прогноз. Существует несколько квалификаций, однако наиболее распространенной является та, автор которой - А. Р. Лурия. Он выделяет такие виды афазии:

  1. Сенсорная афазия, или афазия Вернике. Поражаются сенсорные зоны, которые расположены в верхних участках височной извилины головного мозга. Для этого вида заболевания характерны нарушения фонетического слуха. Выражается это тем, что больной путает некоторые звуки. Это приводит к тому, что слова, которые пациент слышит, для него абсолютно непонятны. Если поражение тяжелое, то помимо нарушения фонетического слуха страдают и другие стороны речи: экспрессивная и импрессивная, а также человек не может читать и правильно записывать слова.
  2. Акустико-мнестическая афазия. Основная причина - поражение средней трети височной извилины. При этом виде заболевания в первую очередь страдает слухоречевая память, то есть человек понимает то, что ему говорят, но запомнить это не может. Читать и списывать информацию он может без проблем. В связи с такими расстройствами речь становится более скудной, часто можно наблюдать пропуски существительных или их замену на другие похожие слова.
  3. Афферентная моторная афазия развивается вследствие поражения нижних участков постцентральной коры головного мозга. Как видно по названию, проблемы могут быть связаны не только с речью, но и с движениями. В частности, больной имеет сложности с артикуляционными движениями. При тяжелых нарушениях пациент может выговаривать лишь некоторые звуки. Эта форма характеризуется также тем, что больной говорит лишь некоторые слова, которые до болезни были часто в использовании. При внешнем осмотре артикуляционного аппарата можно заметить, что человек не владеет своим языком, например, не может дотронуться им до губ или надуть щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия связана с нарушениями в области Брока. Расположена она в нижних участках премоторной зоны головного мозга. Нарушения заключаются в следующем: проблемы с переключением с одной артикуляционной формы в другую. Если поражение легкое, то больной выбирает те слова, которые имеют одинаковые слоги. Также часто встречаются стереотипные выражения, так называемые эмболы. Именно из них и может состоять весь разговор. У такого человека речь может напоминать телеграмму, то есть между словами делаются паузы, отсутствуют глаголы. Если нарушение этой части мозга серьезное, речь состоит из отдельных звуков. Страдает и письменная речь человека.
  5. Оптико-мнестическая , или амнестическая афазия является следствием поражения височно-затылочных участков левого полушария. Основное проявление: нарушена связь между словами и их значениями. Например, для названия определенного предмета может уйти некоторое время, это становится причиной пауз в разговоре.
  6. Динамическая афазия (что это такое, описано выше). При этой форме заболевания поражены премоторные участки головного мозга, которые расположены около зоны Брока. У такого больного нарушена целостность высказывания, самостоятельная речь при этом отсутствует. Ответы такого пациента односложные, последние слова часто повторяются при разговоре.

Симптомы

Несмотря на то что есть разные формы афазий, заподозрить заболевание можно по общим признакам для всех форм. Стоит обратить внимание на:

  • произношение звуков;
  • стиль речи (при афазии он напоминает телеграф);
  • есть ли в речи длинные паузы, которые при этом немотивированны;
  • гипофонию, а именно переход во время разговора на тихий голос, практически шепот;
  • нарушения темпов и ритма разговора;
  • произношение несвязных звуков;
  • нарушения письма;
  • невозможность вспомнить названия предметов;
  • нарушения счета и других операций с цифрами;
  • повторение слов, которые были в чужом высказывании, причем повторение бездумное, машинальное.

Особенности диагностики

При обнаружении любых нарушений речи необходимо сразу обратиться к врачу для консультации и постановки диагноза. Занимаются этим невропатолог, нейрохирург, психиатр, дефектолог, логопед. Только специалист может поставить диагноз "афазия" (что это такое, описано в начале статьи).

Процесс диагностики включает в себя следующие процедуры и методики:

  • томография головы (магнитно-резонансная или компьютерная);
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга;
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • магнитно-резонансная ангиография;
  • люмбальная пункция;
  • проверка устной и письменной речи больного с использованием специально разработанных методик.

Помимо этого, оценивается слуховая память.

Также требуется дифференциальная диагностика с целью исключения наличия дизартрии, алалии, тугоухости. Для этого проводится комплексная диагностика. И только затем происходит окончательная постановка диагноза.

Как проходит лечение?

Несмотря на органическую природу поражения, лечение афазии возможно. В первую очередь такому человеку нужно постоянное внимание как медицинских сотрудников, так и близкого окружения. Особенность пациентов заключается в нарушении речи, поэтому очень часто для оглашения результатов диагностики при назначении лечения врач использует сразу несколько методов оповещения, например используя картинки, жесты или воспроизведение похожих действий. Как правило, лечением занимается врач-логопед, который специализируется именно на афазии. Стоит учитывать, что процесс восстановления речи может затянуться на длительный срок.

Выбор методик полностью зависит от поставленного диагноза, формы заболевания. Основная цель первых занятий - выработка желания к выздоровлению. Работа проводится во всех направлениях речи: устной, письменной, даже если нет явных нарушений.

Во время лечения проводится профилактика таких состояний, которые могут сопровождать основное заболевание:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • отсутствие желания к идти на поправку.

Регулярные упражнения в процессе лечения играют важную роль, поскольку способны ускорять процесс выздоровления, а при диагнозе "афазия" восстановление речи может занять много времени. Поэтому совместно с логопедом с пациентом работает психолог.

Также в некоторых случаях может понадобиться прием медикаментов, реже - хирургическое оперативное вмешательство.

Прогноз лечения

На процесс выздоровления могут повлиять многие факторы, в частности, причины возникновения заболевания, возраст пациента, тяжесть органического поражения того или иного участка головного мозга. Например, больные афазией в молодом возрасте имеют больший шанс на успешное выздоровление, чем пенсионеры.

Помимо этого, успех лечения такого заболевания, как афазия (что это такое, описано выше), зависит и от квалификации специалиста, и от той помощи, которую оказывают родственники больного.

Как могут помочь близкие?

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  1. Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  2. Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  3. Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  4. При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  5. С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  6. Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.

Основы профилактики

Полностью предотвратить афазию вряд ли получится, а вот значительно снизить риск ее развития вполне реально. Меры профилактики в большинстве случаев направлены не на предупреждение самого заболевания, а на предотвращение появления причин, которые его провоцируют. То есть проводится профилактика инсультов и других возможных органических поражений мозга. Вот почему стоит регулярно проходить церебральное диагностическое обследование, что позволит выявить опухоли на ранних стадиях развития или другие заболевания мозга.

Вконтакте

Одноклассники

Это системное неврологическое нарушение уже сформировавшейся речи, то есть потеря способности говорить вследствие органических поражениях речевых отделов коры головного мозга, в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов , воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. Но сохраняется способность воспринимать звуки, а речь звучит как неизвестный сигнал, чужой язык. Больной слышит речь, но не понимает ее. Иногда встречается одновременное нарушение произношения и восприятия смысла слов.

Существуют различные классификации афазий, в рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Симптомы афазии

Нарушения речи могут принимать разные формы. Их разнообразие отражает сложную природу речи. Один человек может терять только способность понимать написанные слова (алексия), в то время как другой не может вспомнить названия знакомых предметов (аномия). При аномии одни люди вообще не могут вспомнить нужное слово, а у других оно остается в памяти, но они не способны сказать его.

В тяжелых случаях речь совершенно невозможна; в более легких она затруднена: речь бедна, носит телеграфный стиль. Нарушается грамматическая структура речи (не соблюдаются склонения и спряжения), отмечаются перестановки и замена букв в слове, логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но другим по смыслу), персеверации – это когда человек застревает на отдельных словах.

При афазии Вернике (состоянии, возникающем вследствие повреждения височной доли) больные говорят быстро, но их речь – это бессмысленный набор слов. При афазии Брока (экспрессивная афазия) люди в значительной степени понимают значение слов и знают, что они хотят сказать, но им трудно произносить слова: больные говорят медленно и с большим усилием, часто прерывая речь междометиями.

Афазию необходимо отличать от дизартрии – неспособности четко произносить слова. Несмотря на внешнее сходство с нарушениями речи, дизартрия вызвана повреждением части головного мозга, который управляет мышцами, используемыми в произнесении звуков и координации движений голосового аппарата. А также от алалии – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые
степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Причины афазии

С функцией речи в основном связаны левая височная доля и близлежащая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате инсульта, роста опухоли, травмы головы или инфекционного поражения, по крайней мере частично, но нарушает функцию речи.

Повреждение левых как височной, так и лобной долей первоначально может привести к почти полной потере речи. В процессе выздоровления после такой полной (глобальной) афазии у человека отмечаются расстройства речи (дисфазия), письма (аграфия или дисграфия) и понимания устной речи.

Факторы, которые повышают вероятность возникновения афазии:

  • Возраст (ближе к пожилому);
  • Семейный анамнез;
  • Наличие в прошлом транзиторной ишемической атаки (ТИА).

Диагностика афазии

Для выявления афазии используется изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь – числа, месяцы, стихи), учитывается желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй, наличие парафазий и персевераций. А также анализ письменной речи (списывание, диктант, пересказ), понимание устной речи, то есть слов, фраз, заведомо нелепых инструкций.

Мероприятия диагностики также включают обычное чтение, чтобы понять возможности чтения и понимания прочитанного у пациента.

Оценивается спонтанная речь пациента, по следующим показателям: беглость, количество произносимых слов, способность инициировать речь, наличие спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений, многословие и просодия.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики). В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов по выявлению афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий» и др.).

КТ или МРТ (с ангиографией или без) проводятся для уточнения характера поражения (инфаркта , геморрагии, объемного образования). Дальнейшие исследования
проводятся для уточнения этиологии заболевания в соответствии с описанным ранее алгоритмом.

Лечение и прогноз при афазии

Лечение афазии заключается в терапии основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Эффективность лечения достоверно не установлена, но полагают, что привлечение профессионального логопеда в самых ранних стадиях заболевания дает наилучшие результаты: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

При развитии афазии после инсульта, травмы головы или некоторых других состояний, явившихся причиной ухудшения речи, врачи-логопеды могут помочь больному.
Обычно они начинают лечение, как только позволит физическое состояние человека.

Иногда даже без лечения наблюдается полное восстановление речи и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу.
Поэтому степень восстановления также зависит от размера и локализации поражения, степени речевых расстройств и, в меньшей мере, от возраста, уровня образования и общего состояния здоровья пациента.

Практически у всех детей в возрасте до 8 лет речевая функция восстанавливается полностью после сильного повреждения любого из полушарий. В более позднем возрасте самое активное восстановление происходит в течение первых трех месяцев, но завершающий этап может длиться до 1 года. В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются.

Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Упрощать речь, строя простые, короткие предложения.
  2. При необходимости повторять ключевые слова предложения.
  3. Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным).
  4. Привлекать больного к участию в беседе.
  5. Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов.
  6. Как можно реже поправлять человека с афазией
  7. Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений.

Профилактика афазии

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Чтобы уменьшить его вероятность необходимо:

  • Регулярно делать физические упражнения;
  • Есть много фруктов и овощей;
  • Ограничить потребление соли и жира;
  • Бросить курить;
  • Умеренно потреблять спиртное;
  • Поддерживать здоровый вес;
  • Следить за артериальным давлением;
  • Рассмотреть возможность принятия низких доз аспирина, если врач рекомендует это сделать;

Немедленно обратиться за медицинской помощью при наличии симптомов инсульта!

Важно! Лечение проводится только под контролем врача. Самодиагностика и самолечение недопустимы!

Афазия — патология, возникающая мгновенно и вызывающая поражение разных отделов головного мозга, а процесс их лечения тянется долгие годы, связана с расстройством аппарата формирования и понимания человеческой речи.

Сложное неврологическое расстройство — афазия представляет из себя частичную или полную утрату способности говорить и воспринимать речь. При этом функциональность самого речевого аппарата не повреждёна. Изменения при таком заболевании сосредотачиваются в определённых областях коры ГМ. В медицине принято различать дизартрию и афазию. У первого заболевания происходит поражение именно речевого аппарата и означает затруднение в способности выразительно и внятно произносить слова вследствие нарушения подвижности органов речи.

Основные причины развития афазии

В действительности данное заболевание является составляющей клинического проявления иного недуга, который поражает височную, лобную или теменную зоны ГМ. Также расстройство речи может возникать при повреждении нервных структур, передающих импульсы в соответствующие участки коры ГМ. Проявление симптомов и разновидность афазии, скорость развития осложнений будет зависеть от причины утраты вербального общения.

Основные факторы:

  • Внутримозговые новообразования полушарий ГМ.
  • Лидирующей причиной развития данной патологии являются доброкачественные и злокачественные образования, находящиеся непосредственно в тканях мозга. Опухоли полушарий чаще всего затрагивают как раз те области коры, которые фактически отвечают за механизм работы данной функции. Обычно именно нарушение речи может оказаться симптомом для диагностирования новообразования, поэтому следует очень серьёзно относиться к такому состоянию.

  • Сосудистые болезни головного ГМ.
  • Наибольший вес в ряду причин развития данного недуга занимает недостаточность мозгового кровообращения. Различают переходные (транзиторные) или ишемические приступы, которые проявляются в виде острых коротких атак церебрального кровообращения. Они вызывают остановку циркуляции кровотока в определённых участках мозга и сопровождаются локальной симптоматикой, в зависимости от расположения патологического процесса.

  • Заболевания, у которых основным патологическим процессом является демиелинизация.
  • В группу демиелинизирующих болезней входят воспалительные заболевания вещества ГМ (абсцесс, лейкоэнцефалит, РС (рассеянный склероз), энцефалит, РЭ. Механизм их развития проявляется в виде повреждения миелиновой оболочки нервных волокон. Миелин отвечает за проводимость нервных импульсов от ГМ. При его повреждении могут развиваться разные симптомы, среди которых и афазия.

  • Эпилепсия.
  • Распространённое хроническое нервное заболевание характеризуется образованием в ГМ очага импульсов, вызывающих внезапные судорожные приступы или кратковременное помрачение сознания. Когда судорожный очаг находится в центрах мозга, которые контролируют речь, соответственно это может спровоципрвать развитие афазии.

  • ЧМТ (черепно-мозговые травмы).
  • Механические овреждения костей черепа или мягких тканей мозга являются серьёзными факторами, которые могут привести к развитию афазии и провоцируют отклонения, что приводят к утрате некоторых функциональных способностей. Случается, что заболевание возникает не сразу после травмы, а может проявляться в виде последствий.

  • Отравления.
  • Множество ядовитых отравляющих веществ, которых при попадании в организм вызывают негативное действие на клетки ГМ и ЦНС. Отравление нейронов сопровождается утратой их функций.

  • Дегенеративные болезни.
  • Данная группа хронических заболеваний ЦНС характеризуются постепенной и прогрессирующей гибелью нейронов с дальнейшей утратой некоторых функциональных способностей.

Одновременно с другими неврологическими симптомокомплексами также имеется вероятность развития афазии.

Виды афазии

Неврологи различают такие формы:

  • Сенсорная — в основе повреждение тканей височных извилин.
  • Семантическая — развивается при поражении теменного участка.
  • Моторная — поражения развиваются в задних участках лобных извилин.
  • Амнестическая — патология во внутренних отделах височных и теменных участках.

Обычно на практике редко диагностируются афазии в чистом виде, часто бывает сочетание разных форм патологий по типу сенсорно-моторной.

Сенсорная афазия

Данный вид недуга медики ещё называют «словесной глухотой». Поражение развивается в задних верхних отделах височных извилин коры ГМ (обычно в левом полушарии) или проводящих структурах, которые соединяют эту область мозга с другими долями.

СА условно различают по типам:

  • Афазия Вернике.
  • Семантическая.
  • Акустико-гностическая.

Афазия Вернике

Клиническая картина:

  • В неспособности человека понимать смысл сказанного. Больной слышит, что ему говорят, но орган слуха искаженно обрабатывает информацию, и потому не понимает смысл услышанного.
  • Нарушается понимание письменной речи. Пациент не в состоянии сопоставить букву с соответствующим ей звуком.
  • В зависимости от степени повреждения и при сильно выраженном нарушении, расстройство выражается не только не в непонимании обращенной речи, а и своей собственной. Из-за поражения контроля произношения часто наблюдается парафазия речи — это приводит к тому, что речь больного человека становится совершенно непонятной для окружающих, человек общается набором слов («речевая окрошка» или»словарный салат»), фактически не связанных между собой.
  • Возникает замена слов схожих за звучанием и артикуляцией.
  • Наблюдается нарушение способности читать вслух. Пациент не в состоянии соотносить прочитанные буквы со звуками воссоздаваемыми в памяти. По началу происходит утрата способности читать,позже затруднения проявляются и в контроле других ситуаций.
  • Нет нарушений артикуляция, отсутствуют паузы в речи.
  • Данный вид афазии встречается у людей с болезнью Альцгеймера на развернутых стадиях.

Семантическая афазия

Заболевание развивается после нарушений в височно-теменно-затылочном участке левого полушария.

Симптомы проявляются в виде:

  • У человека отсутствует понимание речевой формулировки, у него происходит нарушение логико-грамматического понятия.
  • Наблюдается расстройство понимания построения порядка слов в предложениях.
    — Сложность восприятия речи других людей, из-за затруднения осознавать смысл услышанного. Для понимания воспринимаются односложные предложения. Человек с таким расстройством испытывает трудности в понимании и построении логических конструкций.
  • Повторение сложных фраз получается довольно легко, потому что человек не задумывается над их взаимосвязью.
  • Сохраняется артикуляция некоторых слов, больной хорошо помнит название предметов.

Акустико-гностическая афазия


Заболевание проявляется при сосредоточении очага в задней доли верхне-височной извилины.

Основной дефекта, сопровождающего процесс развития заболевания служит нарушение способности различать звуки, анализировать и воспринимать части речи, в результате происходит утрата понимания адресованной к человеку речи.

Моторная афазия

МА или (афазия Брока) отличается тяжелыми нарушениями в области речевых центров в нижних отделах левой лобной доле участка мозга (зоны Брока), пациент не может контролировать собственную устную речь, хотя понимает собеседника.

В соответствии с локализацией очага поражения и характера возникающих нарушений речи при МА условно отличают:

  • Афферентную моторную;
  • Эфферентную моторную;
  • Динамическую афазию;

Афферентная моторная афазия

В основе развития недуга — поражение нижних участков постцентральной извилины ГМ, прилегающей к роландовой борозде.

Характерные симптомы:

  • Больной понимает обращённую к нему речь, полностью осознает её смысл, однако ему не удаётся правильно сформулировать ответ или эмоциональную реакцию.
  • Собственные слова плохо поддаются артикуляции.
  • Иногда одни выражения заменяют созвучными, которые полностью не подходят по смыслу.
  • Наблюдается повторение чужих слов или из собственной речи. Данный симптом — базовый для этого вида расстройства речи.
  • Грамматически правильное построение предложения, нет длинных и немотивированных пауз.

Эфферентная моторная афазия

Заболевание выражается повреждением речедвигательного центра в лобном участке коры ГМ (обычно левом полушарии) или проводящих путей, соединяющих этот участок мозга с другими областями.

Характерные симптомы:

  • Проблема связана с образованием спонтанной речи. Человек понимает всё услышанное, и слова, которые он произносит, однако ему не удаётся сформулировать сущность того, что пытается сказать.
  • Чаще происходит нарушение артикуляции, не получается правильно построить предложения. Пациент часто пропускает некоторые слова для соединения, переставляет их местами, потому речь лишается всякого логического смысла.
  • Речь строится из набора обыкновенных слов, совершенно не связаных между собой.
  • Случается человек останавливается на продолжительную паузу, а затем продолжает разговор совершенно в ином направлении.

Динамическая (моторная) афазия

Особенности возникновения и развития процесса болезни связаны с повреждением задних отделов лобных участков ГМ.

Характерные симптомы:

  • Неспособность выстроить внутреннюю программу высказывания и реализовать её во внешнюю речь, то есть наблюдается расстройство коммуникативной функции речи.
  • Трудности в произношении слов. Больные могут проговаривать лишь несложные предложения, при этом пропуская определённые слова и предлоги.
  • Сохраняется способность понимания обращенной к человеку речи и произносить отдельные звуки.
  • Человек понимает свой дефект и старается меньше разговаривать.

Амнестическая афазия


Такое отклонение характеризуется поражением нижней доли в височном участке доминирующего полушария. Человеку сложно вспоминать название объекта, но он хорошо понимает его предназначение. Если больной получает подсказку, он может назвать слово, хотя в дальнейшем не сможет повторить — снова забывает. В речевых конструкциях нет числительных, зато в избытке глаголов. Сохраняется прежняя способность читать и писать. Часто причинами АА становятся инсульты, злокачественные новообразования, органические поражения головного мозга.

Условно АА разделяют на два типа:

  • Акустико-мнестическую.
  • Оптико-мнестическую,

Акустико-мнестическая афазия

Данный тип нарушения — следствие локального повреждения средне-височного участка ГМ в районе сильвиевой извилины.

Характерные симптомамы:

  • В результате повышенной заторможенности слуховых рецепторов поражается слухоречевая память, случается – зрительное представление о предмете.
  • Возникает в следствии первичного повреждения импрессивной речи. Сохраняется понимание отдельных звуков.
  • Больной не в состоянии синтезировать фонемы в слова.
  • В основном страдает распознавание существительных и понимание их смысла. В собственной речи мало существительных, которые, как правило, подменяются местоимениями.
  • Больной понимает, что ему говоря, но не понимает прочитанный текст.
  • Характерно неправильное употребление определённых букв, звуков или слов устной речи и письменной.
  • Темп речи обычно, не страдает, однако при попытке «вспомнить» необходимое слово могут возникать паузы в разговоре.
  • Отсутствуют нарушения при повторении слов за врачом, а также артикуляции и восприятии предложений (аграмматизм).
  • Иногда этот вид афазии меняет сенсорную при развитии регресса речевых поражений.

Оптико-мнестическая афазия


Патология возникает при нарушениях в смежных отделах височном и затылочном участках отвечающих за речь полушариях мозга.

Основными характерными признаками данной афазии служат:

  • Больной при указывании кем-то на определённые объекты не может их назвать. Своим поведением он демонстрирует, что знает этот предмет и даже может рассказать о его предназначении, но ему трудно вспомнить его название.
  • Как правило, положительный эффект оказывает подсказка из первых фонем этого слова или набор созвучных фраз, помогая восстановить в памяти то, что необходимо.
  • В отличие от зрительнопредметной агнозии, при которой литеральные подсказки неэффективны и больной не может описать предметы, в данной ситуации симптомы поддаются успешной корректировке.
  • Речь остаётся без изменений.
  • Сохраняется артикуляция и правильный порядок построения слов в предложении.
  • Больные с таким нарушением узнают на слух существительные.
  • Темп речи и качество разговора существенно не страдают. Из-за этого такой тип афазии редко диагностируют на начальных стадиях.

Смешанная афазия

В практике неврологии часто встречаются пациенты со смешанными видами патологий. Симптомокомплекс МА может накладываться на признаки СА, затрудняя диагностику патологии.


К смешанным формам относят:

  • Эфферентно-моторную с сенсорной.
  • Афферентно-моторную с сенсорной.
  • Сенсо-моторную афазию.
  • Тотальную.

Сенсо-моторная афазия

Данное отклонение считается тяжелым заболеванием и сочетает в себе механизм сенсорной и моторной формы патологии — пациент не может понимать, что ему говорят и контролировать свою речь. Так, больной с СА разговаривает отрывистыми фразами, которые совершенно не взаимосвязаны между собой, у больного с сенсомоторной формой наблюдается затруднение речи или полное её отсутствие. Часто подобное повреждение встречается после инфаркта с сосредоточением патологического процесса в области средней левосторонней мозговой артерии, а в случае полного нарушения речи его ещё называют тотальным.

Тотальная афазия

Последняя форма недуга — самая тяжёлая, у больного наблюдается полное разрушение речевого аппарата. Такое можно происходить в случае обширного инсульта. Человеку трудно воспринимать чужую речь, не может произносить собственные слова, имеются сложности при чтении и написании текста.

Диагностика афазии

Диагностирование заболевания, восстановительный курс лечения и практическое обучение пациентов с таким недугом проводится целой командой специалистов — афазиологом, невропатологом, нейропсихологом, логопедом. Для определения наличия и степени нарушений доктор может предложить пациенту пройти несколько простых тестов.

Диагностическое обследование речевой деятельности включает:

  • Оценку устной речи — чтение и понимание прочитанного.
  • Письменной речи, для этого проверяются навыки списывания, написание текста под диктовку.
  • Оценку зрительной, слухоречевой памяти и других форм модально-специфической памяти.
  • Способность совершать последовательные сознательные произвольные движения и выполнять целенаправленные действия — динамические, кистевые, мимические, пальцевые, сомато-пространственные.
  • Способность узнавать предметы.
  • Интеллектуальные процессы.

Для установления непосредственных причин болезни и локализации очага развития поражения проводят дополнительные методы обследования:

  • Дуплексное сканирование сосудов ГМ и шейного отдела.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы.
  • Магнитно-резонансная ангиография.
  • Люмбальная пункция.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шейного отдела.

Комплексная диагностика позволяет отличить афазию от других заболеваний - алалии, дизартрии, тугоухости, умственной отстали.
По результатам таких обследований специалист устанавливает правильный диагноз, подбирает способы лечения и восстановления.

Особенности лечения афазии



Тактика лечения недуга зависит от причины, которой было спровоцировано это расстройство. Терапевтическая помощь направлена на воздействие специфических состояний, которые вызвали дефект речи и складывается из медикаментозной терапии. При этом также обращается внимание на корректирование артикуляции и помощь квалифицированного логопеда. Эти мероприятия имеют прямое влияние на аппарат речи, несут целенаправленное воздействие, позволяют ускорить процесс развития речи и устраняют приобретённые нарушения. Активная реабилитация включает в себя — лечебную физкультуру (ЛФК), комплекс восстановительных упражнений при помощи спецсредств (механотерапия), физиотерапевтические процедуры, массаж.

Медикаментозная терапия

Лечение основной причины, вызвавшей заболевание, проводится под контролем невропатолога или нейрохирурга, ведь они специализируются на лечении инсультов, травм головы и других повреждениях, связанных с ГМ. В случае, если дефекты речи спровоцировали новообразования, тогда ликвидацией симптомов будет заниматься также и онколог.

В медикаментозной терапии назначают медпрепараты, действие которых направлено на улучшение микроциркуляции крови и метаболизма в тканях коры мозга. Эффективным также применение ноотропных средств, которые хорошо улучшают когнитивные функции мозга, а также возможность говорить и правильно воспринимать обращённую к человеку речь.

Все фармакологические лекарства, которые назначают при лечении данного недуга, тщательно подбирают на предмет побочных осложнений и взаимодействия с другими препаратами, что принимает больной. Нельзя самостоятельно заниматься лечением с помощью медпрепаратов. Это может причинить серьёзный вред пациенту.

В случае крайней необходимости, для устранения серьёзных симптомов, вызывающих афазию назначается хирургическое вмешательство.

Логопедическая помощь


Как правило эффективной оказывается логопедическая помощь, курсовые занятия которой позволяют корректировать функциональные расстройства речевого аппарата без приёма медикаментов.

Основная цель логопеда — формирование отчетливых установок, чтобы пациент сосредоточенно мог работать над собой и вырабатывал новые схемы для развития нормальной речи. Лечебно-коррекционные мероприятия охватывают все виды речи — устную (диалог и монолог) и письменную. Человек учится слушать обращённую к нему речь, анализирует услышанное, самостоятельно составляет из слов предложения и затем усложняет их.

Конечным результатом логопедического лечения становится выработка грамматически правильно поставленной речи, которая пациент быстро составляет. Однако, работать над этим придётся довольно длительный период. В зависимости от степени расстройства и конкретного случая, эффективность лечения у специалиста-дефектолога достигает за два-три года.

Начинать лечебно-коррекционные терапевтические мероприятия следует сразу, как только миновал острый период болезни или начали появляться симптомы. Своевременное начатое лечение позволяет ускорить устранение приобретённые нарушения и предупредить вторичные изменения, обусловленные расстройствами речи.

Лечение иппотерапией

Методика коррекции речи посредством лечебной езды верхом на лошади. Занимаясь реабилитацией в специализированных центрах под руководством опытных тренеров и квалифицированных врачей, улучшение в состоянии пациента наступает уже к концу первого месяца регулярных тренировок.
Постоянные общения с лошадьми оказывает успокоительное воздействие на ЦНС, что является более положительным фактором в отличие от логопедических занятий, которые порой вызывают у пациента волнения, тормозя таким образом процесс лечения.

Положительные эмоции активизируют процессы в гипоталамусе (центр мозга), который в свой черёд побуждает иммунную систему настроиться на восстановление пострадавших клеток. Замечено, что на занятиях иппотерапии больной полностью забывает о своих недостатках, начинает нормально разговорить, понимает практически все команды тренера, а в другой обстановке его проблема не даёт про себя забыть. По ходу лечения больной начинает постоянно чётко разговарить и правильно воспринимать речь, независимо от окружающей обстановки.

Кроме эмоционального общения, верховая езда воздействует на психику и когнитивные способности пациента, развивает моторику тела, а это положительно влияет на восстановление клеток ГМ. Эмоциональное общение, верховая езда, уход за животными показывают отличные результаты.

Заболевание полностью отступает и человек возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Во многих случаях афазия является приобретенным следствием органического повреждения речевых центров в коре ГМ, которое через некоторое время может бесследно исчезнуть. Такое обычно происходит при не тяжёлых формах инсульта, после которых мозговые функции полностью восстанавливаются.

И именно в этот непродолжительный период, важное значение имеет обращение близких людей с человеком, у которого развивается неврологическая патология с нарушениями речи или расстройством артикуляционного аппарата. Родные должны соблюдать некоторые несложные рекомендации, благодаря этому будет происходить улучшение общего состояния и быстрее произойдёт восстановление:

  • Упростить речь.
  • Разговаривать нужно короткими и простыми предложениями, избегая сложных слов и длинные построения вопросов.

  • Повторять сказанное.
  • Для улучшения понимания нужно повторять некоторые ключевые слова в предложении. Это помогает больному расставлять важные приоритетные значения.

  • Общаться на привычном уровнен.
  • Нельзя пользоваться новыми формами речи, которыми ранее не общались. Необходимо сохранить обычные взаимоотношения и знакомый уровень общения, это облегчит пострадавшему адаптацию.

  • Запастись терпением.
  • Предоставлять человеку достаточно времени на выражение мнения и построения предложений. Больному трудно быстро говорить, поэтому нужно с пониманием относиться к этому.

  • Язык жестов.
  • Помимо разговоров, имеются и другие способы общения, способствующие установлению взаимопонимания между людьми. Обязательно нужно пользоваться ими, упрощая таким образом задачу для болеющего афазией.

  • Проявлять активность.
  • Нельзя энергично кого-то вовлекать в разговор, побуждая делать то, что даётся с большим трудном. Ошибочно распространённое мнение, будто-то интенсивное общение помогает быстрее восстановиться. Затруднения у больного при выговаривании слов способствует развитию аутизации, замкнутости в себе, и человек просто перестаёт совсем говорить, потому что не верит в свои способности.

  • Исправление.
  • Также не надо поправлять пациента и указывать, как говорить. Люди с таким заболеванием допускают много ошибок, а если их всё время исправлять, тогда разговор для них может потерять всякое значение.

Правила профилактики афазии

В основном профилактические мероприятия по предупреждению развития данной патологии направлены на предотвращение механического травмирования головы (ЧМТ) и нарушений кровообращения с кислородным голоданием и повреждением мозговой ткани (ишемические повреждения), своевременном обнаружении опухолей в ГМ.

Профилактика включает:

  • Ведение здорового образа жизни.
  • Отказ от употребления алкогольных напитков, наркотиков, курения.
  • Контроль состояния сосудов, предупреждая кислородное голодание (гипоксию) ГМ в результате проблемы циркуляции крови.
  • Предпринимать меры, направленные на профилактику атеросклероза.
  • Контролировать АД, потому что повышенное давление провоцирует сужение сосудов головы.

При появлении симптомов заболевания необходимо немедленно обратиться к врачу, только специалист знает, как правильно лечить патологию. Именно своевременно оказанная медпомощь напрямую влияет на скорость реабилитационного процесса заболевания.

Афазия – это частичное или полное нарушение речи, причиной развития которого служит органическое поражение отдела коры мозга, отвечающего за речевую функцию. При развитии данного заболевания наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах.

Больные люди способны воспринимать звуки, однако речь им напоминает чужой язык. То есть человек слышит слова, однако не может понять их смысл. В некоторых случаях одновременно возникают проблемы с произношением и нарушение понимания смысла речи.

Афазия может сопровождаться легкими симптомами или тяжелыми расстройствами. Если заболевание имеет сложное течение, страдает психическое здоровье человека и нарушается работа опорно-двигательного аппарата. Патология приводит к изменению личности больного, а потому лечение должно осуществляться при участии неврологов, логопедов и психотерапевтов.

Классификация

Чтобы правильно подобрать тактику лечения и сформировать адекватный прогноз, очень важно определить тип афазии. Существует несколько классификаций этого заболевания, однако при проведении диагностики наиболее значимым считается следующее деление афазий:

  1. Сенсорная или афазия Вернике . При этой форме болезни поражается верхняя часть височной доли коры мозга. В данном случае происходит нарушение фонетического слуха, при котором человек путает звуки. В результате он слышит слова, но они остаются для него непонятными. Если заболевание имеет выраженный характер, страдает импрессивная и экспрессивная речь. Также нередко человек теряет способность читать слова вслух или записывать предложение.
  2. Акустико-мнестическая афазия . В этом случае страдает средняя треть височной извилины, что влечет проблемы со слухоречевой памятью. Человек понимает речь окружающих, однако быстро забывает полученную информацию. Способности к чтению сохраняются, больные могут переписывать предоставленные данные. При этом устная речь отличается скудным словарным запасом, человек может пропускать существенные слова или менять их на другие определения.
  3. Афферентная моторная афазия . Данное заболевание возникает при нарушении нижней части постцентральной коры. Человек теряет способность к управлению артикуляционными движениями. Если возникают серьезные проблемы, то больной способен издавать лишь определенные звуки. Нередко человек может говорить лишь некоторые слова, которые часто произносил до развития болезни. Врачебный осмотр показывает изменения в управлении языком. Так, больной не может прикоснуться им к губам или теряет способность надувать щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия . Развивается при повреждении зоны Брока, которая находится в нижней области премоторного участка. В этом случае человек старается переключиться с одной формы на другую. При легкой степени заболевания пациент пытается подбирать слова с похожими слогами или пользуется расхожими выражениями для построения своей речи. Во время разговора человек все время делает паузы, пропускает глаголы. В сложных случаях он может издавать только отдельные звуки. Если нарушение сохраняется длительное время, возникают проблемы с чтением и письменной речью.
  5. Оптико-мнестическая афазия . Появляется при нарушении височно-затылочной области, расположенной в левом полушарии мозга. При этом человек теряет связь между словом и его значением. Потому больные вынуждены долго подбирать обозначения явлений или предметов, что негативно отражается на скорости их речи.
  6. Динамическая афазия . Этот вид болезни характеризуется нарушением премоторных областей, которые прилегают к зоне Брока. В результате у человека страдает целостность высказывания, ему сложно самостоятельно построить речь. Люди с таким нарушением дают односложные ответы на вопросы, нередко повторяют последние слова.

В иностранной литературе можно отыскать более простую классификацию этой болезни:

  1. Задняя афазия – под этим термином понимают органические поражения заднего отдела одного из полушарий. Речь при таком диагнозе остается достаточно понятной и сохраняет свою плавность.
  2. Неплавная афазия – характеризуется нарушением передней доли определенного полушария. В данном случае страдает произношение слов и предложений.

В зависимости от интенсивности проявлений заболевания выделяют такие виды:

  • тотальная афазия – в этом случае речь пациента полностью нарушена;
  • частичная афазия – присутствуют лишь некоторые элементы нарушений, когда нормальная речь сменяется патологической.

Причины афазии

К возникновению афазии может привести любая болезнь или патологический процесс, провоцирующий раздражение определенной доли мозговой коры или нервных путей. К ним относят следующие отклонения:

  1. Нарушение кровообращения в мозге – оно может иметь острый или хронический характер.
  2. Опухолевые образования в головном мозге.
  3. Травматические повреждения мозга.
  4. Развитие абсцесса в головном мозге.
  5. Демиелинизирующие патологии, для которых характерен распад миелина – этот белок обеспечивает передачу импульсов по нервным волокнам. Подобные нарушения возникают при рассеянном склерозе или энцефаломиелите.
  6. Эпилепсия – патология, для которой характерно появление эпилептогенного очага в мозге. Время от времени в нем внезапно возникает электрический разряд, что приводит к нарушению работы мозга.
  7. Отравление токсическими веществами – это могут быть яды и соли тяжелых металлов.
  8. Дегенеративные патологии – постепенно провоцируют изменение строения мозга. К ним относят болезнь Крейцфельда-Якоба, которая имеет инфекционное происхождение и проявляется в виде развивающегося слабоумия и большого количества неврологических симптомов.

К факторам риска развития афазии обычно относится пожилой возраст, наличие пороков сердца, атеросклероз и гипертония.

Симптомы и течение болезни

Основным признаком афазии, который характерен для всех форм заболевания, является нарушение речи. При этом особенности патологии напрямую зависят от области поражения головного мозга:

  1. Сенсорная афазия характеризуется поражением височной области мозга, причем обычно страдает левая часть. Также могут нарушаться проводящие пути, которые соединяют данный участок с другими составляющими мозга. Данный вид афазии проявляется в виде того, что человек не понимает значения произносимых слов.

Поэтому речь больного теряет связность, его слова становятся несогласованными друг с другом. Еще одним симптомом этого вида афазии является многословность – человек тщетно пытается донести до окружающих свои мысли.

Несмотря на то, что у пациента полностью сохраняется сознание, и он может концентрировать внимание, продуктивный разговор затрудняется по причине речевых нарушений. Нередко такие люди возмущаются, что окружающие их не понимают. Это связано с тем, что они не чувствуют своего дефекта.

  1. Моторная или афазия Брока – для нее характерно нарушение лобной доли или проводящих путей. В результате у человека возникают проблемы при формировании речи. Больной понимает, что хочет сказать, однако испытывает сложности при начале разговора или теряет способность к нормальному связыванию слов.

Для этого вида афазии характерна отрывистая и скудная речь, нередко люди становятся молчаливыми. При начале разговора больным не удается произнести четких слов, однако они понимают свою проблему, а потому стараются молчать.

Это означает, что при моторной афазии человек воспринимает устную речь, однако теряет способность к нормальному построению разговора.

  1. Семантическая афазия – является результатом нарушения работы теменной области мозга или проводящих путей. В этом случае у человека возникают сложности при установлении связей между сложными понятиями. Это означает, что человек может вести беседу, однако не может определить, кем, к примеру, ему приходится брат его отца.
  2. Амнестическая афазия – в этом случае нарушается работа внутренней части височной области мозговой коры. При таком повреждении больной испытывает сложности с называнием предметов. Он может вполне нормально вести беседу, однако не в состоянии назвать предмет, который видит. Такие пациенты могут обозначить предмет лишь в том случае, если собеседник назовет первый слог.

Диагностика

Чтобы поставить правильный диагноз, врач должен уделить особое внимание сбору и анализу анамнеза, ведь такой вид нарушений связан с цереброваскулярными патологиями. При продолжительном течении заболевания, которое влечет за собой изменения личности, в старческом возрасте у человека может развиться болезнь Альцгеймера или Пика.

Если возникает необходимость, врач собирает семейный анамнез и подробно опрашивает близких родственников. Немаловажное значение имеет психическая оценка состояния пациента и проведение неврологического исследования.

Специалиста может интересовать, как давно появились проблемы с речью и какое событие предшествовало их возникновению. Это может быть черепно-мозговая травма, судорожный приступ, нарушение кровообращения в мозге. Чтобы поставить точный диагноз, требуется консультация множества узких специалистов – неврологов, логопедов, психологов.

Так, невролог выявляет нарушения речи и другие признаки – изменение высоты рефлексов, опущение уголка рта, слабость конечностей, асимметрию лица. Логопед должен определить существующие нарушения речи и запланировать мероприятия по ее восстановлению.

Для диагностики афазии также могут применяться следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография – с помощью этого метода удается оценить электрическую активность определенных долей мозга. Этот показатель может отклоняться от нормы при самых разных патологиях.
  2. Компьютерная и магнитно-резонансная томография – они позволяют послойно проанализировать строение мозга, определить нарушение строения его ткани. Кроме того, благодаря этим процедурам можно выявить опухолевые образования, гнойники, кровоизлияния, очаги поражения нервной ткани.
  3. Магнитно-резонансная ангиография – с помощью данного исследования можно определить целостность и проходимость мозговых сосудов. Также оно позволяет выявить аневризмы, сужения сосудов и сосудистые мальформации, которые представляют собой своеобразный клубок, состоящий из вен и артерий.

Лечение и коррекция

Пациенту с таким нарушением требуется постоянное внимание врачей и поддержка родственников. При выборе тактики терапии следует принимать во внимание тот факт, что человек не воспринимает речь, поэтому рекомендации нужно доводить до его сведения различными способами. Для этой цели можно использовать жесты, рисунки или воспроизведение аналогичных действий.

Терапия должна включать лечение основного заболевания и проведение занятий с логопедом. Стоит учитывать, что на восстановление речи может понадобится несколько лет. В этот период больной нуждается в поддержке близких людей.

Конечно, лечение афазии не может быть эффективным без устранения основного нарушения, которое привело к ее развитию. Для этого могут проводиться такие мероприятия:

  1. Оперативное удаление опухолевого образования.
  2. Удаление кровоизлияния, если оно локализуется поверхностно и может быть ликвидировано с помощью хирургического вмешательства.
  3. Применение противосудорожных средств, которые помогают предотвращать приступы эпилепсии.
  4. Удаление гнойника из черепной полости, которое осуществляется оперативным путем. После этой процедуры обязательно нужно назначить больному антибактериальные препараты.
  5. Нормализация давления. Также человеку могут быть выписаны средства для улучшения кровообращения в мозге и нормализации обмена веществ при подобных проблемах. Врач может назначить ноотропные препараты и ангиопротекторы.

Тактика занятий с логопедом подбирается в индивидуальном порядке – это зависит от вида патологии. Первые сеансы должны быть посвящены мотивированию пациента к восстановлению речевых функций. Логопеду нужно постараться предотвратить возникновение в его речи стереотипных фраз.

Работа с человеком, страдающим афазией, обязательно должна проводиться в разных направлениях. Очень важно работать над письменной и устной речью. Не меньшее значение имеет стимулирование запоминания и восстановление способности к чтению.

Обычно пациенты с этим нарушением адекватно воспринимают окружающую действительность, однако заболевание может спровоцировать развитие депрессивных состояний или агрессивности. Человек может потерять интерес к продолжению терапии. В подобных ситуациях нельзя обойтись без помощи психолога. Успешное восстановление невозможно без поддержки близких. Люди, окружающие больного человека, должны придерживаться определенных правил:

  1. Не стоит в присутствии пациента говорить с другими людьми о его болезни, проблемах и прогнозах на выздоровление.
  2. Очень важно стимулировать человека самостоятельно начинать вести беседу. Нельзя вместо него произносить сложные слова.
  3. Пациент, страдающий этим нарушением, нуждается в постоянной помощи при реализации врачебных рекомендаций. Нужно подобрать доступный метод объяснения предстоящих процедур, контролировать прием лекарственных препаратов.
  4. Такой человек нуждается в регулярном общении. Чтобы замедлить возникновение других речевых отклонений, следует постоянно разговаривать с больным, объяснять ему происходящие события, читать вслух. С помощью телевизора или газет он не сумеет восстановить нарушенную речь.
  5. Важно проявить максимальное терпение, ведь нередко больному приходится объяснять непонятные термины по несколько раз.

Прогноз

На интенсивность симптомов заболевания и прогноз влияет область поражения головного мозга. Особенности протекания патологии напрямую зависят от состояния здоровья человека и его возраста.

Как правило, врачи и логопеды добиваются восстановления определенных речевых функций. Конечно же, лучший прогноз имеют люди молодого возраста. Однако отдельные формы патологии, которые появляются у детей дошкольного возраста, могут спровоцировать крайне серьезные последствия и даже полную утрату речи.

В большой степени дальнейшее состояние человека зависит от занятий с квалифицированным специалистом – логопедом. Не меньшее значение имеет помощь родственников, которые должны оказывать больному моральную поддержку в сложный период восстановления.

Чтобы прогноз был максимально благоприятным, коррекция должна проводиться в течение длительного периода времени. Только благодаря этому удастся обеспечить постепенный выход из афазии.

Профилактика

Афазия – это нарушение речи, при которой теряется способность говорить, выражать свои мысли, а также пропадет полное понимание речи и возможность читать и писать. Афазия у больных проявляется в виде разных форм, а степень тяжести зависит от выраженности речевого расстройства.

Например, у одной группы пациентов афазия проявляется полной потерей речи, т.е. больной не может выговаривать отдельные звуки. Другая группа пациентов может говорить, но их речь непонятна и искажена. Очень редко некоторые пациенты испытывают только некоторые затруднения речи. Но возможны случаи, когда больные полностью утрачивают возможность понимать речь окружающих.

Если нарушается движения органов артикуляции (движения языком, губами и др.), то больной не может произносить отдельные звуки, но возможны случаи, когда больной не может подобрать нужные слова, но при этом звуки речи он говорит хорошо.

Формы афазии зависят от локализации поражения головного мозга и от того, как она проявляется в каждом случае отдельно. Это можно объяснить тем, что за каждую структуру нашей речи ответственный определенный участок головного мозга.
Итак, давайте подробно рассмотрим виды афазии.
Видео про формы афазии, симптомы и признаки.

Сенсорная афазия.

Иными словами, расстройства рецептивной речи, словесная «глухота», беглая афазия.

Данный вид афазии встречается при повреждении зоны Вернике (у правшей эта зона находится в области верхней извилины височной доли левого полушария ближе к задней трети – сильвиева борозда). В норме зона Вернике отвечает за восприятие головным мозгом слухового состава речи, а при патологии утрачивается возможность понимать устную речь в разной степени сложности. При этом, речь самого больного тоже нарушается, она приобретает вид «словестной окрошки», т.е. звуки и слова, которые схожи по звучанию, но далеки по смыслу, путаются. Сохраняется правильное произношение только знакомых и простых слов. Возможно возникновение и логореи (не возможность контролировать свою речь, словестное недержание). Следует отметить, что при данной форме афазии интеллект больного не страдает. Одним из ярких признаков данной афазии является то, что речь больного практически не содержит существительных слов, в основном предложения строятся из глаголов и вводных слов. Больной не может записать под диктовку, но прочитанное лучше воспринимает, чем услышанное. Также возникает акалькулия – нарушение счета. Данная афазия возникает при эмболизации средней мозговой артерии, а именно, нижней ветви (реже опухоли, энцефалит, кровоизлияния).

Клиническое проявления.
Речь звучит без усилия, грамматически правильно, но трудно понять смысл слов из –за их путаницы и нарушения структуры предложения. Всегда нарушается понимание устной и письменной речи. Часто возникает нарушение чувствительности, а двигательные расстройства встречаются редко.

Восстановление речи при сенсорной форме.

Моторная афазия.

Иными словами, расстройство экспрессивной речи, замедленная афазия.

Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока (поражение третьей извилины лобной доли левого полушария) и корковых зон, прилегающих к центру Брока. При данном виде афазии наблюдается комплексное нарушение письменной и устной речи, при чем, часто расстройства сопровождаются пассивностью больного и значительной инертностью нервных процессов. Как правило, моторная афазия возникает при нарушении кровообращения средней мозговой артерии, а именно, верхней фронтальной ветви. Значительно реже афазия возникает из – за абсцессов, опухолей, метастазов, энцефалита, гематомы.

Клинические проявления. Речь медленная, редкая, в телеграфном стиле, произносится с усилием. Часто встречается и патология письменной речи. Но понимание устной речи и написанного сохранено. При значительном поражении возможны спастический гемипарез (парез ноги и руки с одной стороны). Потеря чувствительности возникает крайне редко.

Восстановление речи.

Амнестическая афазия, «потеря памяти слов», словестная амнезия.

Встречается при патологии нижних и задних отделов височной и теменной областей коры головного мозга левого полушария (у правшей). Диагностируется в том случае, если больной не называет предметы при сохраненной способности их характеризовать. А при подсказке первого звука или буквы пациент сразу вспоминает нужное слово. Письменная речь нарушается по такому же типу. Грамматическая структура фраз, понимание устной и письменной речи сохраняется.

Тотальная или глобальная афазия.

Проявляется полной потерей способности понимать речь окружающих и говорить. Встречается при массивном повреждении доминантного полушария головного мозга, при этом нарушаются моторная и корковая зоны речи. Возникает при закупорке средней мозговой артерии или внутренней сонной артерии, которые кровоснабжают доминантное полушарие головного мозга. Значительно реже вызывают травмы, опухоли или кровоизлияния.

Клинические проявления. Больной не может произносить и понимать слова. Также значительные ухудшения наблюдаются со стороны слухового восприятия, способности читать, повторять слова и писать. Речь замедлена и очень бедная. Часто встречается гемипарез.

Диагностика различных форм афазии проводится с целью определения локализации очага повреждения. Первые этапы лечения афазии комплексные и проводятся в стационаре. Назначение лечения производится индивидуально с учетом формы афазии, основного заболевания, соматического и неврологического статуса и возраста больного. Восстановительная терапия проводится в амбулаторных условиях.

Когда начинать занятия.