У нас в гостях митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Мы говорили о семье последнего российского Императора, об их мученической кончине, о преподобномученице Елисавете Федоровне и о том, как их почитают в Екатеринбурге и во всей России. А также владыка Викентий рассказал о своем служении в Узбекистане и взаимоотношении с мусульманским населением.

_________________________________________________

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Константин Мацан…

А. Митрофанова

- …Алла Митрофанова. Добрый светлый вечер.

К. Мацан

У нас сегодня в гостях митрополит Викентий, правящий архиерей Узбекистанской епархии - я правильно называю?

Митрополит Викентий

К. Мацан

- …С титулом Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Добрый вечер, владыка Викентий!

Митрополит Викентий

Добрый вечер! Добрый вечер!

К. Мацан

Поговорим сегодня о Вашем служении, о его широкой географии. Мы знаем из Вашей биографии, в справке того, что мы читали о Вас, что во многих местах Вы служили, несли это пасторское служение, и одним из очень важных прошлых мест Вашего служения была Екатеринбургская епархия, Уральская земля. И неслучайно мы встречаемся с Вами сегодня, в день памяти преподобномучени цы Елизаветы Федоровны Романовой. И вчера мы вспоминали святых царственных страстотерпцев - последнего русского императора Николая II и всю его семью. Вчера был день их кончины, сегодня день кончины - исторически - Елизаветы Федоровны, и в эти дни Церковь чтит память этих святых. Их истории близки, их истории отсылают нас, наверное, к самым… к очень болезненным страницам нашего прошлого. Но одновременно это какая-то история, которая дает нам надежду, потому что это история веры, история отношений человека и Бога. Все, я закончил говорить. Сейчас уже надо дать слово нашему гостю. Поэтому давайте мы сейчас перенесемся в Екатеринбург, на Урал. Я начну с такого, может быть, общего вопроса: а лично для Вас вот эти святые и царская семья, Елизавета Федоровна, какую роль играли?

Митрополит Викентий

Царская семья и преподобномучени ца Елисавета, и инокиня Варвара, конечно, для меня очень были близки, потому что я был правящим архиереем этой епархии в течение 12 лет, и было очень тесно связано, потому что там они пострадали, они совершили большой подвиг своего мученичества на этой земле. Они оросили, окропили эту землю своей кровью мученической, освятили ее. И, конечно, они очень много помогают и сейчас для того, чтобы нести свое служение на этой земле.

И с царской семьей, и с преподобномучени цей Елисаветой связано очень многое, которое я связываю в своей архипасторской жизни. И то, что был построен Храм-на-Крови, что был построен монастырь на Ганиной Яме, это тоже с Божьей помощью, с помощью царственных страстотерпцев. И что касается того, что в Алапаевске, на том месте, где они были убиты, брошены в эту шахту, в эту яму, там тоже сейчас монастырь очень неплохой. И там тоже много было построено в это время. И поэтому многое можно сказать.

Я связываю царских страстотерпцев и то, что в Екатеринбургской епархии был открыт такой телеканал «Союз», потому что это тоже чудесным образом совершилось, казалось бы, не просто, но, в то же время, как-то и легко удавалось сделать вот этот канал. Это тоже, я считаю, с помощью царственных страстотерпцев.

Многое-многое, что можно было сделать в то время, мы сделали, и это делалось с особой помощью царственных страстотерпцев.

А. Митрофанова

Единственное, что, если позволите, я бы хотела уточнить для кого-то из наших слушателей, которые, может быть, впервые слышат эти названия, хотя это трудно сегодня представить (но мало ли, всякое в жизни бывает). Ганина Яма - это то место, где были уничтожены останки царственных страстотерпцев, а шахта под Алапаевском - это то место, куда была сброшена преподобномучени ца Елизавета, ее инокиня Варвара и другие люди, которые вместе с ними находились в тот момент. И, собственно, живьем они туда были сброшены. Там они и погибли. Их еще и гранатами там сверху забросали. Так что это два места, которые связаны с именами тех святых, о которых мы сегодня говорим и чья память приходится как раз на эти дни.

Вообще, ощущение такое было, что тогда, в 2000-е годы, духовный центр жизни - он не здесь, он там где-то, на Урале, у Вас. Я не знаю, как Вам это удавалось. Вы еще упомянули телеканал «Союз», который по сей день остается одним из двух, наверное, таких телеканалов, и, наверное, все-таки самым востребованным православным телеканалом на нынешнем телевидении. А что вообще… что там происходило в эти годы? Как воспринимали люди то, что Вы поднимаете эти дела, стараетесь напомнить о тех мучениках, которые там пострадали? Ведь это же люди не просто… ну, как сказать… не просто мученики - они имели очень серьезный социальный статус, государственный статус, и с их именами связано столько споров по поводу того, какими они были, стоит ли причислять их к лику святых. Как это все воспринималось там?

Митрополит Викентий

В то время, когда я приехал в Екатеринбургскую епархию, то люди относились к царской семье совсем по-другому. Они относились даже с какой-то гордостью - что именно здесь они убили царя. То есть они покончили с такой властью, которая, как они понимали, угнетала народ и делала все плохо. То есть у них было понятие о том, что царь-император и его семья - они были те, которые мешали развитию России того времени, и они являлись тормозом, что ли. И на них было много такой грязи, которую до сих пор мы еще как-то пытаемся… смыть эти нехорошие понятия о царской семье.

И слава Богу, что наша деятельность, наша такая работа с народом, и, потом, эти строительства на этих местах - это же тоже с Божьей помощью удалось это все сделать… И, в том числе, и Крестные ходы, которые мы совершали там и совершаем до сих пор - это тоже поменяло менталитет, поменяло отношение к царской семье. Было много конференций по этой теме, много диспутов, дискуссий с учеными на этих конференциях. И если вспомнить те конференции, которые первоначально мы делали, и которые уже после, то разница большая. Потому что бывало такое, что на конференциях такие вещи говорили наши историки, к сожалению, которые как-то… Люди в зале даже смущались: «Ну как же так, Вы же сами себе противоречите, говорите, что он был царь плохой, был слабым, а в то же время Вы говорите, что 1913 год - год особого такого развития был, и результаты деятельности царя и деятельности вообще государственной власти были очень высокие.

Вот противоречий много. Если посмотреть, что на самом деле было в государстве Российском в то время, при императоре Николае, и потом как его позиционируют, как о нем говорят, то очень большая как-то… такой диссонанс такой. И поэтому вот эти все… многие такие вещи, которые говорили о царе, немножко как бы поменялись. Сейчас уже люди там уже не гордятся тем, что они убили царя. Они уже понимают, что совершилась большая трагедия, что совершился большой обман, что именно здесь, в этом месте было совершено такое злодеяние.

Но, в то же время, я помню слова Святейшего патриарха Алексия II, когда мы освящали Храм-на-Крови… Он, к сожалению, не был, болел, приехал владыка митрополит Ювеналий, он возглавлял освящение Храма-на-Крови. И было зачитано его послание к этому дню. И он говорил такие слова: что здесь, на этом месте, где была попытка уничтожения России, отсюда должно быть и возрождение всего государства и России в целом. Поэтому и делалось очень многое для того, чтобы, как Вы сказали, Екатеринбург стал центром, духовным центром. Потому что там император, там царь, там царская семья - это особая семья, которая очень много сделала хорошего. Потом там, к сожалению, все хорошее, что сделано, все было забыто. Особенно если посмотреть на деятельность преподобной мученицы Елисаветы - сколько она добра, сколько милосердия совершала, и так поступить с ней - то как-то душа болит за то, что люди неблагодарны за то милосердие, которое оказала преподобная мученица Елисавета всем нуждающимся, болящим, скорбящим. Она пошла по тому пути, по которому не каждый может пойти. Тем более, что она - человек из такого сословия, из этого… из славы, богатства, чести. И она все это оставила и больше всего обратила внимания на людей нуждающихся, болящих, скорбящих, обездоленных и так далее.

Поэтому… И, конечно, вот это все - показатели того, какая была злоба против таких людей, которые так много хорошего сделали для России, для людей, живущих в нашей стране в то время.

К. Мацан

Я только уточню для наших слушателей, что Храм-на-Крови - это храм-памятник, который построен в Екатеринбурге на месте дома купца Ипатьева, в котором и были расстреляны, собственно говоря, члены царской семьи.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий сегодня в гостях у нас проводит с нами этот «Светлый вечер».

А. Митрофанова

Владыка, Вы упомянули Крестный ход, который совершается в Екатеринбурге на протяжении всех тех лет и в котором Вы принимаете участие и сейчас принимали, даже несмотря на то, что Вы уже другую митрополию возглавляете. А Вы могли бы рассказать об этом явлении - что это такое? Крестный ход - это же не всегда… То есть это не флэшмоб, это не какая-то показательная акция. Это какое-то совершенно другое явление, другого порядка. Люди добровольно объединяются, выходят на улицы. Что происходит в Екатеринбурге в эти дни?

Митрополит Викентий

Отрадно, что в Екатеринбург в эти дни, как мы называем, «Царские дни», прниходит, приезжает огромное количество людей. Если посмотреть на историю Крестного хода, то поначалу было 20-30 человек - шли Крестным ходом.

А. Митрофанова

Это в 2000-е годы, наверное?

Митрополит Викентий

Да, вот так - в 90-е, в 2000-е годы. Народу очень мало. Ну, так… Притом, они сами как-то так решались. То есть они шли по тому пути, по которому везли останки царской семьи, по той дороге приблизительно, по которой везли вот эти грузовики останки царской семьи после их убийства в Ипатьевском доме. И, конечно, они шли с этим… шли по этому пути в память об этом страшном злодеянии, которое совершилось, и какую-то принести свою жертву, себя, жертву, как бы покаяние, что вот наши отцы, наши предки как-то бездумно все это совершили и совершили такой страшный грех.

Сейчас каждый год мы совершали Крестный ход, и было сначала 1 тысяча, потом 2 тысячи, потом 3 тысячи, потом 10 тысяч, потом 20 тысяч, 30 тысяч, 40 тысяч, 50 тысяч, 80 тысяч…

А. Митрофанова

Ничего себе!

Митрополит Викентий

Вот в прошлом году и вот в этом году около 100 тысяч человек.

А. Митрофанова

Ничего себе!

Митрополит Викентий

Да. И люди приезжают со всех концов России. Люди приезжают из разных стран мира даже. И это очень отрадно, что воскрешается память о царское семье совсем по другим понятиям - что царь не является тем человеком, который… так сильно его осуждали, оскорбляли и по-всякому обзывались, а у людей появляется понятие о царе Николае как о великом человеке, который совершил очень много доброго, хорошего для России. И то, чем он был когда-то оклеветан, потихонечку вот эти клеветы начинают терять свою силу, и люди видят в нем особого человека - великого человека, который очень много сделал для Русской церкви, для России в целом и, конечно, для нашей Церкви, в том числе.

Поэтому вот этот Крестный ход - особый такой Крестный ход, где люди идут в таком большом количестве. Целая прямо такая река народа идет. Смотришь сзади, обращаешься назад, смотришь - прямо река. Народы идут. Если пройтись по рядам этого Крестного хода, то люди молятся, все молятся. По-разному: кто-то читает Канон, кто-то читает Акафист, кто-то поет пасхальные песнопения. Кто-то просто говорит Иисусову молитву. Причем, вот этот огромный Крестный ход - это огромное такое… как пламя, горящее к Небу с воззванием о том, чтобы Господь помиловал, простил, сохранил Русскую землю. И, конечно, мы этим Крестным ходом тоже как бы даем дань любви и уважения к царю, к царской семье за этот подвиг, который он нес в своей жизни, особенно в Екатеринбурге, когда он терпел очень много унижений, оскорблений. И, конечно, самое страшное - это вот такая тяжелая смерть. Потому что есть такое свидетельство о том, что он не просто был расстрелян, а были расстреляны - ранили просто этих всех людей, всю царскую семью, а потом уже кинжалами ее добивали. Так очень злобно и очень страшно, ужасно наносили раны этим людям. Поэтому, конечно, смерть была очень сложная, тяжелая, очень страшная, очень болезненная. И вот это все они претерпели в последние минуты своей жизни. И тогда, когда мы все это понимаем… И, конечно, хотелось бы, чтобы наши люди понимали значимость той деятельности, которую совершил царь-император Николай II для нас, и мы какую-то дань любви и уважения… делаем этот Крестный ход, и люди с большим удовольствием идут этим Крестным ходом, потому что получают от Бога, от царской семьи очень много, чего они просят во время Крестного хода. Люди исцеляются от болезней, люди получают какие-то… Те просьбы, которые они и просят… Разные бывают ситуации в жизни человека. И этот Крестный ход не просто проходит, а он проходит с большой пользой для тех, кто ходит этим Крестным ходом.

К. Мацан

Я бы вот еще о чем хотел спросить - мы уже об этом начали частично говорить, но я бы хотел продолжить. Мы сейчас, говоря о фигуре императора Николая II и царской семьи в целом, в основном акцентируемся на, скажем так, роли этого человека в судьбе России, нашей истории. Но ведь святой, которого прославила Церковь, как мы верим, в первую очередь, являет личный пример, пример для нас, каждого, в отдельности, как некий образец. Раз Церковь его прославляет, значит, это какой-то путь, которым мы можем и для себя - вот мы, обычные люди, - смотря на этот пример можем руководствоватьс я. Вот как Вам кажется, какой для нас, простых людей, наших слушателей, в том числе, личный пример являют и царственные страстотерпцы, и преподобная мученица Елизавета Федоровна?

Митрополит Викентий

Ну, можно почерпнуть из жизни царской семьи и жизни преподобномучени цы Елисаветы много таких назидательных для себя примеров. Ну, вот просто так, по-человечески: человек у власти, человек в славе, в чести, в богатстве, и сразу же отнимается у него все, он остается простым человеком. И, несмотря на это, он не растерялся, а он вместе со своей семьей… Вместе они… Вот если взять Царское Село, в Царском Селе их арестовали, привезли туда, и они жили в этом доме. Сами работали, сами обслуживали себя. Нет у них никакой прислуги, ничего. Они копали, они сажали, рубили дрова, чистили снег - всю работу делали очень смиренно, терпеливо, робко, без недовольства, без ропота, без каких-то там возмущений в душе - все очень спокойно. И, что интересно, что охрана, которая охраняла их… Они, конечно, ставили такую охрану, чтобы раздражать, чтобы унижать, оскорблять…

А. Митрофанова

Провоцировали?

Митрополит Викентий

Да, провоцировали их на такое… на вызов такой. Они очень спокойно, очень кротко и смиренно к этим вызовам относились. И эти охранники, злобные, ужасные такие, грубые, видя такую кротость, такое смирение, сами менялись, они другими становились. И власти, которые видели, что меняется отношение к царской семье, просто меняли их вообще оттуда, ставили других охранников. Охранники тоже эти чуть-чуть побудут, увидят это незлобие, кротость, смирение - тоже делались другими. То есть это большой показатель для всех нас - что не злом можно победить зло, а добром побеждается зло. И они очень с добротой, с любовью, с уважением, с таким отношением добрым. Ну, они понимали все это, очень хорошо понимали, что это искушение, это испытание их веры, и они старались жить по-евангельски. Все, что они делали, все делали на основе Евангелия, святых отцов. Это большой пример для всех нас. И потом, смотрите, если уже дальше Тобольск, такая же ситуация. В Екатеринбурге вообще ужасное состояние было у них, когда там закрыли окна, забили большой забор, чтобы не видно было. В комнате было все закрыто, чтобы не видно ничего. В таком виде… Потом, относились к ним очень грубо - ну очень грубо. И они отвечали на эту грубость только добротой и любовью, уважением. Это взять одну сторону.

Вторая сторона. И вот дети их. Они уже были большие. Они могли бы сказать: «Ну, папа, мама, это Ваши проблемы, Ваши дела, Вы должны уже до конца нести этот свой крест, а мы пойдем своей дорогой, своей жизнью и будем устраивать свою жизнь, как нам нужно. Мы же молодые, надо замуж выходить, жениться и жить своей…» Нет, они пошли за своими родителями. Это тоже показатель большой. Они безропотно, без… Некоторые… Другие бы дети: «Да я не хочу, да я на верную смерть идти не хочу» и так далее. Они это знали - что это уже не на добро идут, а на мучения идут. И они не оставили своих родителей. Они пошли за своими родителями, вместе пошли - и в Тобольске, и в Екатеринбурге вместе, до конца несли свой крест. Это показатель единства, любви, показатель такого настоящего семейного благополучия. Вот эта царская семья - это, можно сказать, очень большой пример для современной семьи - как нужно жить в семье. Когда они воспитывались на основе Евангелия, они читали Евангелие каждый день, они читали духовную литературу каждый день, светскую литературу - все вместе. Царь читал - они слушали. Царица что-то делает - то же самое, они вместе слушают. То есть такое было высочайшее воспитание детей своих, что они с любовью относились к своим родителям - настоящая любовь, жертвенная любовь к своим родителям. И они сподобились в одночасье, можно сказать, получить те венцы Царства Божия, к которым они стремились всю жизнь. Почему они были так воспитаны? Действительно, потому что их готовили к вечной блаженной жизни. И на основе чего? На основе Священного Писания. И они старались воплотить своей жизнью те идеалы христианства, которые они получили через чтение Священного Писания и святых отцов. И вот как раз это помогло им перенести те тяготы, которые они несли.

А. Митрофанова

Я слушаю Вас, владыка, и до меня постепенно начинает доходить другой смысл всем известных слов: «Они любили друг друга и умерли в один день». Когда все хорошо и радостно, прекрасно и замечательно, «жили они долго и счастливо и умерли в один день», это одна история. А когда вот это самое «умерли в один день» раскрывается в свете истории царской семьи, то здесь понимаешь, что вот именно в таких ситуациях эта настоящая любовь, наверное, и начинает проявляться. А готов ли ты будешь ради любимого человека вот так, до конца оставаться рядом с ним? В истории есть такие примеры - их, в общем-то, немало. И что касается людей, о которых мы сегодня говорим, - ведь не только члены царской семьи, но и искренне любящие их люди… Доктор Евгений Боткин - он тоже мог спастись. Но он…

Митрополит Викентий

Им даже предлагалось, чтобы они ушли. Им даже предлагалось, еще в Тобольске говорили: «Вы можете быть свободны». Они говорят: «Нет, мы готовы остаться до конца с царской семьей».

А. Митрофанова

Очень насыщенная такая получается смысловая парадигма у всей этой истории. Я напомню, что в гостях сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» - митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной церкви, кандидат богословия. Ну, и владыка служил долгое время, возглавлял Екатеринбургскую епархию. Собственно, поэтому мы сегодня и говорим, в день памяти преподобномучени цы Елизаветы Федоровны Романовой и на следующий день после дня памяти царской семьи, об этих событиях. Буквально через минуту вернемся. Здесь Константин Мацан, я - Алла Митрофанова.

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Здравствуйте еще раз, дорогие друзья! В студии моя коллега Алла Митрофанова и я, Константин Мацан.

Мы сегодня беседуем с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, главой Среднеазиатского митрополичьего округа. И я предлагаю сейчас из Екатеринбурга, про который мы только что много говорили, переместиться как раз в Среднюю Азию, Вашу нынешнюю епархию. Это очень, мне кажется, сложный для несения, служения и проповеди регион - просто в силу своих культурных особенностей. То есть Вы - православный епископ в стране мусульманской культуры, по большому счету. И это, наверное, делает Ваше служение особенным. Вот как Вы видите свою миссию в этом регионе, в этой епархии?

Митрополит Викентий

Конечно, главная миссия для нас, живущих там, в Узбекистане, - это то, чтобы жить так, чтобы наша жизнь соответствовала нашему высокому идеалу христианской жизни, чтобы показать пример христианской жизни. К сожалению, есть такая проблема, что в мусульманстве - я вижу, реально смотрю на жизнь - есть некоторые моменты, которые мы уже потеряли (нравственные моменты жизни), но у них сохраняются еще.

А. Митрофанова

То есть мы потеряли, а у них они сохраняются?

Митрополит Викентий

У них сохраняется, да. Вот что очень нас как-то печалит. Вот есть такое понятие о целомудрии - что там стараются (конечно, может быть, не скажешь, что на сто процентов), но есть такая, еще сохранилась, есть, что они стараются, чтобы до брака не было никаких связей. То есть добрачные и внебрачные союзы - это исключается. И это очень важное такое - что люди живут целомудренно, то есть живут так, чтобы сохранить вот такую целость в своей жизни.

А. Митрофанова

Владыка, ну, а это декларируется, или люди действительно так живут?

Митрополит Викентий

Они действительно так живут. Особо не декларируется. Ну, там есть свои обычаи, которые показывают, что они сохраняют эту древнюю традицию, и это очень важно. И, конечно, они имеют большое уважение к старшим, к своим родителям, к своим бабушкам, дедушкам. И как раз это и есть одна из причин, почему они столько времени живут, казалось бы, вместе с православными людьми, но не переходят в православие. Хотя некоторые из них хотели бы это сделать. Но они не желают переходить в православие, в христианство, потому что не хотят причинить неприятность своим родителям.

А. Митрофанова

Сделать им больно.

Митрополит Викентий

Больно, да. «Особенно больно не хочу сделать моему дедушке, бабушке, потому что, понимаете, я как-то уважаю, люблю их и не хочу, чтобы из-за меня они быстрее ушли из этой жизни».

А. Митрофанова

Владыка, а почему у них это сохранилось, а у нас нет, как Вы думаете? Это же важно - понять, как это работает, чтобы у нас то же самое было! Хочется, чтобы у нас так же относились к родителям!

Митрополит Викентий

Вот… Хотя, конечно, у нас есть такой Закон Божий, заповеди Божии о том, что «чти отца своего и матерь свою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земли», то есть, с обетованием эта заповедь. И другие есть места в Священном Писании, где об этом говорится. Видно, нам больше надо об этом говорить, акцентировать внимание на этих Заповедях Божиих и раскрывать их больше для нас. Потому что люди это знают, может быть, но не выполняют. И это очень печально, что люди знают… И иногда даже с людьми говоришь, беседуешь с ними, и они говорят: «Ну да, мы знаем». - «Ну, а почему же Вы не делаете? Вы же это знаете, что так нужно?» Вот такая ситуация, что некоторые люди знают, но не делают, другие не знают - и потом они не делают. Вот такая ситуация. Поэтому, видите, иногда нам нужно вот эти Заповеди Божьи больше раскрывать для нашего народа, чтобы он их воспринимал с самого детского возраста и понимал, что это очень важно не только для того, чтобы жить хорошо на земле, а важно для того, чтобы получить от Бога вечную блаженную жизнь. Вот если… Мы же потеряли в годы советской власти, к сожалению, это понятие. Стерто вот это понятие. И в годы советской власти очень так деликатно, красиво нас увели из этого понятия. Нам сказали: «Зачем Вам Царство Божие? Мы сделаем Царство Божие на земле. Вы будете здесь хорошо жить, у Вас все будет». И поэтому о Царствии Небесном сейчас люди мало говорят. И не думают. А когда-то все строилось на том, что я делаю добро, потому что Господь мне воздаст благами небесными. Я делаю какое-то благо здесь, доброе и хорошее дело, потому что Господь меня вознаградит в Царстве Небесном. То есть он работал, делал честно, добросовестно, порядочно - все делал ради Царствия Божия. Поэтому он и делал это как перед Богом, не перед людьми. Поэтому так и было и честности больше, и доброты больше, и уважения к старшим больше - потому что он это понимал, что это делает ради Царствия Божия, ради вечного своего спасения. Когда это отнято, то ради чего я буду делать все эти вещи?

А. Митрофанова

Как вобоще выстраиваются Ваши отношения с мусульманами там, в Ташкенте и вообще в Узбекистане? Как Вы с ними взаимодействуете? Вы - человек, облеченный саном, у Вас есть власть в глазах огромного количества людей. Как к Вам там относятся?

Митрополит Викентий

Слава Богу, относятся очень хорошо - с уважением, с почтением. И я прямо даже как-то удивляюсь, что я хожу в такой одежде - в рясе, подряснике, с клобуком, с посохом по городу. Когда вот я уеду посещать свои приходы - например, Бухару, такой сугубо мусульманский город с большими древними традициями… И, я помню, прошел по центральной улице, там люди стоят, сидят, чего-то разговаривают. Они встают, кланяются, некоторые хотят даже сфотографировать ся, приветствуют, какие-то дары дают, какие-то там подарки вручают. В общем, такое почтение и уважение - я вот удивляюсь - удивительное такое… Очень приятно, что нету раздора, нету такого раздражения, недовольства какого-то такого среди народа. Они к нам относятся как к православным, относятся очень хорошо.

Вот создалась такая уже традиция - ну, у нас в этом году исполняется 145 лет присутствия Русской Православной церкви на этой территории. И вот, слава Богу, за это время не было таких конфликтов, не было каких-то войн - и дай Бог, чтобы никогда не было. А было всегда такое дружное, хорошее отношение между мусульманами и православными. Нет у нас таких конфликтов, которые бы нас разъединяли и как-то приносил какие-то скорби. Поэтому, слава Богу, вот это очень приятно, что есть возможность молиться, есть возможность служить Божественные службы в храмах Божиих, никакого препятствия в этом нету. Наоборот, они нам помогают. Если большое скопление народа, то они посылают наряд милиции, чтобы они там помогали, чтобы у них было все в порядке. Они за этим очень следят - чтобы был порядок, чтобы никаких не было ситуаций, которые бы мешали нам совершать богослужение.

Поэтому внимание к нам доброе, хорошее, и добродушное, и почтительно-уваж ительное.

К. Мацан

Я вот в свое время, как журналист, брал интервью у главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова. Тоже схожая ситуация - в этом регионе есть абсолютное мусульманское большинство и православное меньшинство, и одна из мыслей Юнус-бека Евкурова сводилась к тому, что добрососедство основано всегда на вере, то есть на том, что мусульманин, который правильно, здраво и глубоко знает и понимает свою веру, никогда не станет проявлять агрессию по отношению к православному. Так же и православный христианин, который по-настоящему правильно понимает свою веру, не станет проявлять агрессию к человеку другой веры. То есть когда у каждого есть свое сокровище, двум таким людям намного более легко договориться и жить дружно, чем, допустим, двум людям, либо превратно понимающим веру, либо чем просто светскому сознанию или религиозному сознанию. Вот что Вы об этом думаете? В Вашем случае, как Вам кажется, на чем строится добрососедство межрелигиозное?

Митрополит Викентий

А как раз так и есть, что… Они почему нас уважают и не причиняют нам никакого такого зла, а, наоборот, нам помогают? Потому что они уважают верующего человека.

К. Мацан

Как такового?

Митрополит Викентий

Как такового, да. «Но он же Бога чтит - поэтому мы его должны любить, уважать. Вот такое понятие. И если посмотреть на историю, когда первые христиане приходили в Ташкент, в Узбекистан - в эти страны, то это было в 1860 - 1870-е годы, стали приходить туда наши русские православные люди, то мусульмане помогали им строить дома, строить храмы даже. Они называли: «Мы строим православные мечети», - так они о них говорили. Ну, и, конечно, соответственно, и православные тоже помогали, когда стали уже получше себя чувствовать там. Потому что они приходили как беженцы, как люди, не имущие ничего - ни крова, ни кола, ни двора, и жили под открытым небом. Там тепло, но все равно надо иметь какой-то кров. И вот они там помогали им, очень хорошо помогали. И помогали им, потому что это верующий человек - он хороший. Верующий человек - это хороший человек, честный, добросовестный, он плохого не сделает никогда. Поэтому этому человеку надо и помогать. Вот такое понятие у них по отношению к нам, православным людям, верующим людям. Поэтому создалась такая атмосфера такого добрососедства, доброго отношения к нам. И, конечно, соответственно, и мы тоже стараемся жить в мире с мусульманами, которые ничего плохого нам особо не делали. Наоборот, мы рады, что можем свободно нести свое служение, молиться, ходить в Церковь, исповедовать свою веру и участвовать во всяких церковных таинствах.

А. Митрофанова

Почему же у нас-то по-другому? Вот я слушаю Вас, владыка - Вы рассказываете про людей, которые, не имея крова, денег, не имея ничего, приезжали туда, и их там как-то хорошо принимали, а у нас ситуация обратная. Я думаю, что Вы прекрасно знаете, как у нас относятся к людям, которых принято называть гастарбайтерами, из Вашего региона, в том числе и из Узбекистана. И я сколько уже историй читала у себя в ленте, в одной из социальных сетей, где рассказывают о том, что есть у нас дворник - как раз из таких восточных республик. Всем улыбается, со всеми здоровается, говорит: «Здравствуй, брат!» Но как же к нему относятся соседи! Что же они его так не любят? Он ничего плохого не сделал - ничего плохого, кроме хорошего, понимаете? Он убирает, и прекрасно убирает двор и все такое. А может быть, он больше мог бы делать, если бы оказался в другой ситуации. Но, к сожалению, они приезжают сюда на тех условиях, которые от них не зависят и от нас не зависят, и мы ничего сделать не можем. Но человеческое отношение - это то, что зависит от нас!

Митрополит Викентий

Конечно!

А. Митрофанова

Почему же мы-то тогда их так воспринимаем? Что это такое, как? Объясните.

Митрополит Викентий

Видно, мы… Есть какая-то невоспитанность, что ли… Нет такого воспитания, что надо иметь всех людей. Хотя мы имеем такую заповедь Божию, что мы должны любить не только… даже врагов своих. А тут человек, который ничего плохого не делает, но мы его воспринимаем как врага, как такого, который может нести какое-то зло.

А. Митрофанова

Потому что он иной.

Митрополит Викентий

А. Митрофанова

У него лицо другое.

Митрополит Викентий

У него другое лицо, да. На самом деле, они очень трудолюбивые, очень такие почтительные, уважительные. Вот идешь по городу - они всегда здороваются: «Здравствуйте!» Или по-своему, по-мусульмански они здороваются, и все равно - кланяются и здороваются, обязательно. Знают - не знают, видят любого человека, даже в городе - они здороваются друг с другом. Это удивительное такое. Как-то сохранились вот эти ценности, которые когда-то у нас тоже были. мы же тоже так жили. А вот сейчас как-то у нас, к сожалению, мы теряем… Нам надо, конечно, воспитывать людей вот в этих ценностях, которые очень важны для нас.

А у нас тоже… Мы же тоже были такими отзывчивыми, добродушными, любвеобильными, помогали друг другу. Там ведь сохранилась еще одна такая традиция, которая, я помню, еще в детстве у нас была, в нашей деревне, где я жил. У них есть такое понятие - «махаля». То есть такой вот квартал - там несколько… И там живут люди, все знают друг друга. Есть старший человек там - председатель Махали, который знает все беды, трудности каждой семьи, какие потребности есть. И знают, что есть бедные люди, есть нуждающиеся, они как-то собираются вместе и помогают этому человеку. А он обращается к местной власти, говорит, что «вот там есть такой человек, надо ему помочь». Забота о человеке такая очень хорошая.

У нас тоже, я помню, когда я был в детстве, тоже так собирались вместе родственники или близкие, родные: ну, давайте, у одного пойдем что-то копать землю в огороде, сажать картошку или что-то такое. Потом идем к своему соседу и помогаем, потом идем к другому, и так мы вместе, как в хорошей, доброй семье, помогали друг другу во всем: и строить дома, и строили какие-то постройки в своем хозяйстве.

А здесь вот вся страна осталась… Когда я увидел это все, мне как-то вспомнилось детство - как у нас было в свое время в нашей деревне. (Смеется.) Поэтому вот есть, у нас было все, но, опять-таки, что-то все это разрушилось.

К. Мацан

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер».

А. Митрофанова

Владыка, если бы я не знала, о каком регионе Вы говорите, я бы сказала: «Вот оно, практическое христианство».

Митрополит Викентий

- (Смеется.) Да…

А. Митрофанова

Получается, что нам есть чему учиться у этих людей. И, вообще-то, я не очень понимаю, знаете, вот этого нашего великодержавного пафоса, когда мы бьем себя кулаком в грудь и говорим, что «вот мы Святая Русь, значит, мы весь мир должны научить, как надо жить». А на самом деле, если внимательнее посмотреть на себя, на то, как мы себя ведем, особенно когда есть такие примеры перед глазами, о которых Вы говорите, когда рассказываете про Узбекистан, честно говоря, становится неловко. И зависит от пафоса великодержавного, непонятно, на чем основанного. Наведи сначала порядок у себя в душе, у себя в доме - потом, может быть, можно будет и на окружающий мир посмотреть.

К. Мацан

А я бы вот о чем хотел спросить. Вы упомянули тех узбеков, которые переходят в православие, вернее, принимают православие в Вашей епархии. Случались ли у Вас разговоры с теми местными этническими узбеками, которые приняли православие, что они находят для себя в христианстве, чем продиктован их выбор? Ведь это нетипичный выбор для этого региона - в каком-то смысле, пойти против течения. Но, тем не менее, люди на это решаются. Что они говорят?

Митрополит Викентий

Есть, да. Конечно, это небольшое количество людей, которые решаются на такой путь. Есть разные ситуации в жизни, которые как-то их заставляют и наталкивают на то, чтобы они оставили свою религию и своих даже предков… Потому что, действительно, когда они переходят в православие, на них недовольство есть со стороны всей родни. И, конечно, он себя чувствует не совсем ловко в такой атмосфере, и тяжело ему, но он вот так полюбил Церковь Божию, полюбил веру православную, что он готов терпеть любые и лишения, и унижения, которых не имел бы до этого, для того, чтобы быть в храме Божием и получить эту великую благодать, которую он чувствует от таинства церковного, от своей веры в Бога и от своей такой жизни по Заповедям Христовым. Вот это единственное, что его держит и укрепляет. Вот есть такое. Но, конечно, это очень небольшое количество людей.

А. Митрофанова

Вы знаете, я сейчас думаю, а как вообще воспринимается фигура Христа вот этими людьми, которые переходят в христианство, в православие. Не было этого в их жизни, в их культуре, и вот вдруг выяснилось, что есть Христос. Как они вообще Его видят, как они чувствуют Его присутствие, кто Он для них?

Митрополит Викентий

Конечно, когда они решаются принимать православную веру, то они… У нас есть такая практика сейчас, что прежде, чем крестить, мы готовим людей к крещению. Они проходят 12 бесед обязательно. И во время этих бесед мы и говорим о Христе, о таинствах веры, которые мы имеем. И когда они углубляются в смысл нашей веры, то, конечно, они осмысленно подходят к этому - к вере православной, к вере Христовой, и с особой такой любовью, с особым таким дерзновением берут на себя такую ношу, такой путь, который для них довольно сложный, много трудностей им приходится преодолевать, но идут именно ради любви ко Христу.

А. Митрофанова

Расскажите, как вообще живут у Вас люди? Мы же знаем, в основном, Узбекистан и другие страны этого региона по тем людям, которые приезжают к нам, сюда, на заработки. Это значит, что там действительно тяжело, очень тяжело. Как живет Ваша паства, чем они живут, что для них самое главное в жизни, как они вообще переживают эти трудности, как смотрят на них?

Митрополит Викентий

Ну, я бы сказал так, что наша паства - они как подвижники. Они очень спокойно переносят вот эти все, казалось бы, трудности жизни. Там очень жарко, например, сейчас - там жара до 60 доходит…

А. Митрофанова

Митрополит Викентий

- …и даже в свои годы до 70 градусов на солнце. И я смотрю на них - что они спокойно переносят эти все климатические условия, как-то привыкли. Если сейчас еще, слава Богу, есть кондиционеры, а вот когда я думаю, а что было, когда не было этих кондиционеров, как они жили здесь в таких условиях… Но вот жили. Я спрашиваю: как раньше было, без кондиционеров? Ну, вот так и жили. Душно там было, жарко, но все равно - так и жили, слава Богу.

А. Митрофанова

Где они работают, чем занимаются? Уровень жизни там какой? Вы простите, что я о таких бытовых вещах у Вас спрашиваю, но негде больше узнать, не у кого спросить.

Митрополит Викентий

У них, вот если взять Узбекистан, они очень много трудятся на земле, то есть очень такие большие труженики сельского хозяйства. И землю, конечно, тяжелее обрабатывать, чем здесь, в России, потому что там жара. там нету дождей. Вот сейчас, летом, дождей почти что нету совсем. И им приходится поливать эту землю. И есть у нас системы ирригационные, которые поливают. И есть такие земли, в которых очень много соли, им приходится эту землю обрабатывать, чтобы промыть эту землю от солей, а потом уже засеять, что нужно там для своей… какие-то культуры. Это труд очень большой, и они вот… Сейчас, если взять ситуацию в Узбекистане, то можно сказать, что Узбекистан сейчас - большая строительная площадка. Там все меняется, очень быстро все строится. Все города, даже села. Новые дома. Старые разрушаются - новые строят. Новые кварталы, новые проспекты, красивые. Очень приятно было видеть, что едешь в этом году - там все разрушается, а на следующий год приезжаю - там уже все построено, красиво, зелени много, деревни большие растут, цветет все. И они очень аккуратный такой народ. Потому что вот такая… Везде, вот Вы посмотрите их хозяйства - вот дом, там всегда есть чистота. У них есть такая традиция, очень хорошая традиция - что обязательно хозяин или хозяйка должны держать около себя чистоту. Они вот встают рано, где-то в шесть или семь часов утра, и все чистят, поливают там все, освежают свою территорию. Ведь даже в городах - лестничная площадка, они обязательно приходят, каждый выходит из своей квартиры и обязательно все почистит, сделает все, чтобы было красиво и чисто.

Есть еще такая традиция тоже интересная: вот если вступил в брак человек, молодая семья, то молодая жена в течение 40 дней должна убирать весь свой этот участок дома. Если в доме, то есть на земле, понятно… Если они живут… Они живут так как бы в таком в компактном… Много семей вместе, в одну ограду. Эту всю ограду они должны чистить.

А. Митрофанова

Одна семья, не по очереди?

Митрополит Викентий

Не по очереди.

А. Митрофанова

Это такой «медовый месяц»?

Митрополит Викентий

Только вот… (Смеется.) Медовый месяц, да!

А. Митрофанова

Интересно…

Митрополит Викентий

Интересно так, да. И они говорят: «Вот хорошо, что у нас сейчас 40 дней, мы свободны, есть кому работать».

А. Митрофанова

Свадьбу отыграли, называется! Ах!..

Слушайте, а ведь при этом семьи, наверное, очень крепкие?

Митрополит Викентий

Крепкие, да.

А. Митрофанова

Как это так получается? То есть, получается, что такая трудотерапия и вообще сложные условия жизни способствуют тому, что люди как-то дружнее, что ли?

Митрополит Викентий

Дружнее, да, там дружнее. Не считается, что это как унижение человеческого достоинства. Это считается, как правило такой жизни, культура своя. И они это делают без особых таких недовольств или ропота. Так положено - значит, так и делаем.

А. Митрофанова

И детей еще при этом рожают. Много.

Митрополит Викентий

Конечно, да, да. Многодетные, да.

А. Митрофанова

Эх, есть о чем задуматься, конечно, глядя на такие примеры…

К. Мацан

Владыка Викентий, вот, двигаясь уже к завершению нашего разговора, я бы хотел, если позволите, Вам такой личный вопрос задать. Когда Господь того или иного человека перемещает из одной точки в другую… Если это церковнослужител ь - то для служения, или просто для работы, в каких-то других ситуациях, то мы как-то призваны всегда задуматься, наверное, что мы здесь можем почерпнуть для себя - вот в этом новом городе, в этой новой стране, какое задание Господь мне дает, какой урок я могу для себя вынести, что нового могу для себя узнать и почерпнуть? Вот лично для Вас нынешнее Ваше служение в таком специфическом регионе чем является? Как Вы для себя его осмысляете, если можно?

Митрополит Викентий

Я, конечно, окунулся совсем в другую традицию, но в которой много интересного такого. Ну, так и говорят, что Восток - дело тонкое. Вот эти тонкости взаимоотношений - бывают очень интересные, очень интересно посмотреть. Даже вот, смотрите, чай наливают, да? Мы обычно наливаем чай доверху. Они, наоборот, чай наливают чуть-чуть, на донышке почти что. Это показатель уважения к гостю.

А. Митрофанова

Почему, как это объясняется?

Митрополит Викентий

Объясняется том, что есть тоже такое правило, что хозяин должен обслуживать своего гостя. И если он мало наливает, то он больше будет уделять ему внимания.

А. Митрофанова

То есть он все чаще и чаще будет к нему подходить!

Митрополит Викентий

Чаще будет доливать! (Смеется.)

А. Митрофанова

Действительно, тонко! Очень тонко! (Смеется.)

Митрополит Викентий

И так много таких интересных страниц есть в этих странах, и это познавательно, очень интересно, можно обогатить себя вот этими новыми знаниями, которых мы не знаем здесь. Я не знал об этих вещах ничего, а там уже, видите как - все познается… (Смеется.)

А. Митрофанова

Вы с такой любовью о них рассказываете - улыбаетесь, смеетесь, о каких-то традициях рассказываете, которые Вы там узнали. Из благополучного региона Екатеринбург Вас переместили туда, где плюс 70 бывает летом, и Вы при этом сохраняете какой-то такой оптимизм. Почему, как это так? Как это возможно вообще?

Митрополит Викентий

Ну, понимаете, мы же и так должны думать о том, что все, что ни делается, делается по промыслу Божию. Если Богу было угодно это сделать, то противиться Богу нельзя, это сам себе повредить, поэтому нужно с благодарностью и с любовью принимать Божие произволение и выполнять свое призвание, к которому нас Господь призывает, и выполнять, применяя все свои старания и все знания, которые Господь дает. Когда так, то это легко и никаких ропотов и недовольства нету, потому что мы знаем, что делаем дело Божье. И, опять-таки, мы этим самым учимся тому, чтобы не быть привязанным к чему-то. Как вот есть у нас в Священном Писании, что человек ни к чему не должен привязываться. Сказать-то я… Конечно, такое я, можно сказать, воспитание получил из Троице-Сергиевой лавры, потому что я являюсь насельником Троицкой, и там были такие ситуации, когда, довольно часто, бывало, перемещали нас из одной кельи в другую, чтобы не быть привязанными ни к чему. И когда это делалось, то заранее думаешь: зачем у себя накапливать какие-то вещи, потому что все равно их надо перетаскивать туда-сюда?

А. Митрофанова

А переезд - он как пожар! (Смеется.)

Митрополит Викентий

Да-да! А то взял сумочку - и пошел в любую келью! Так же и здесь: сказали - туда, значит, взяли чемодан и пошел туда, куда Господь призывает. Видно, есть необходимость такая, Богу виднее, что нужно для блага - и для самого человека блага, и для блага нашего служения, которому мы служим в том или ином месте, в той или иной епархии.

К. Мацан

Спасибо огромное за эту беседу, владыка! Напомню, сегодня с нами «Светлый вечер» провел митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. В студии были Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. Спасибо огромное за внимание! До новых встреч на волнах радио «Вера».

А. Митрофанова

До свидания!

Митрополит Викентий

Решением Священного Синода 27 июля 2011 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий направлен на служение в Среднюю Азию, а управляемая им Епархия разделена на три части.

Административная реформа внутри РПЦ была утверждена . Согласно журналам Священного Синода, сначала было подготовлено место для перевода Викентия:вместо Среднеазиатской епархии появился Среднеазиатский митрополичьий округ , в состав которого вошли новые Бишкекская, Душанбинская и Ташкентская епархии, а также приходы в Туркменистане. Статус митрополита Среднеазиатского, управляющего всем округом и одновременно Ташкентской епархией, придан Викентию , который, согласно, тем же решениям, будет временно и.о. главы Бишкекской и Душанбинской епархий.

29 июля 2011 г. владыка Викентий - Готовясь оставить пределы уральского края, я, как и все вы, оглядываюсь на годы, прошедшие в наших совместных молитвах и трудах на ниве Христовой, и с умилением вижу, как велики милости Господни к нам, грешным. За прошедшие 12 лет нам, дорогие мои чада, выпало быть свидетелями и участниками свершений, о которых наши отцы и деды не могли и мечтать. Радостью неизреченной наполняет нас освящение новых храмов, устроение новых приходов и монастырей. Воздвигнуты и стали поистине всеправославными святынями Храм-памятник-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших, и монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

Вместе с тем мы должны честно признать, что многого нам пока не удалось добиться. Немало еще храмов Божиих на уральской земле находится в поругании и разрушении. Многие братья и сестры наши пребывают вне спасительной ограды церковной, порабощены пагубными страстями, ведут жизнь распутную и пьяную. А это является горьким свидетельством не только их немощей духовных, но и нашей недостаточной миссионерской активности, социального служения, просветительской деятельности.

[...]Будем же создавать православные классы в школах и летние православные лагеря для наших детей и внуков; организовывать культурные фестивали, концерты, кружки, раскрывающие людям духовные красоты православия; помогать развивать социальное служение церкви, помогая больным, престарелым, обездоленным, будем проявлять бескомпромиссность и твердость в борьбе с той беззастенчивой проповедью порока, которая звучит ныне вокруг.

[...]Дорогие чада мои! Желаю всем вам много милостей Господних, чтобы наша жизнь была радостной утешительной, чтобы мы жили христианской жизнью по заповедям Его, чтобы Господь, видя нашу жизнь богоугодную, даровал нам радость и утешение, чистоту и святость, добрые плоды добродетельной жизни. Желаю всем вам укрепить в своем сердце веру православную, укрепить веру в нашем обществе, в нашей жизни. Желаю всем вам каждодневно утверждать себя в вере, благочестии и нравственной жизни, стяжать благодать святого духа добродетельной и Богоугодной жизнью, чтобы делать все дела во имя ХристовоÉ Всечестные отцы, братья и сестры, чада мои! Память обо всех вас, о совместных трудах наших навсегда сохранится в моем сердце. Где бы ни судил мне быть Господь, я буду молиться о вас и надеюсь, что и вы будете вспоминать меня в молитвах Ваших. Призываю на всех вас Божие благословение, и тех, кого я невольно обидел своим невниманием или неисполнением просьб, прошу простить меня, покрыв своею любовью.

Сообщалось, что 31 июля 2011 г. в Дивеево в женском монастыре на территории Нижегородской епархии патриарх Московской и всея Руси Кирилл возведет его

Вечером 31 июля Викентий провел на площади Труда в Екатеринбурге. Попрощаться с владыкой пришли около 3 тыс. человек, многие из которых были в одеждах священнослужителей. После нее архиепископ должен был покинуть Екатеринбург для встречи с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и получения от него чина митрополита. Судя по всему, это произошло: на сайте Русской православной церкви Викентий уже представлен как митрополит Ташкентский и Узбекистанский.

Между тем, как стало известно 2 августа, перед отъездом в Среднюю Азию «За заслуги перед Свердловской областью». Пока не ясно, когда митрополит приступит к своим обязанностям на новом месте: в Екатеринбурге у Викентия запланированы еще несколько служб и встреч .

Новым преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским стал 50-летний архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл .

БИОГРАФИИ

МИТРОПОЛИТ ВИКЕНТИЙ (в миру Виктор Александрович Морарь; род. 4 октября 1953, село Скуляны (ныне Скулены), Унгенский район, Молдавской ССР) - епископ Русской православной церкви; экс-глава Екатеринбургской и Верхотурской епархии; митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа.

Родился в семье служащих.

По окончании средней школы работал слесарем и был иподиаконом у епископа Кишиневского и Молдавского Варфоломея (Гондаровского).

В 1971-1973 срочная служба в Вооружённых силах СССР.

В 1974-1978 обучался в Московской Духовной семинарии; в 1978-1982 годах - в Московской Духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение свт. Игнатия Брянчанинова о молитве». В годы учебы был иподиаконом у Патриарха Пимена (Извекова).

В апреле 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Викентий в честь мученика Викентия Августопольского.

19 мая 1981 года ректором Московской Духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположён во иеродиакона; 18 января 1982 года им же был рукоположён во иеромонаха.

В 1985 году был возведён в сан игумена.

Решением Священного Синода от 20 июля 1990 года определен быть епископом Бендерским, викарием Кишинёвской епархии.

2 сентября 1990 года хиротонисан во епископа. Работал над восстановлением Кицканского Ново-Нямецкого монастыря. Владыка Викентий был близким другом епископа Единецкого Доримедонта (Чекана), помогавшего ему управлять монастырём. В ноябре того же года начало работу Ново-Нямецкое Духовное Училище, преобразованное в 1992 году в Духовную Семинарию. В 1993 году при монастыре был основан скит свв. Викентия и Доримедонта.

С 18 июля 1995 года епископ Абаканский и Кызылский. По мнению церковного журналиста Сергея Чапнина, удаление было обусловлено возросшим авторитетом Викентия в Молдавии. В Хакасии архиерею удалось заручиться поддержкой местных властей и миллиардера Олега Дерипаски и построить несколько храмов, однако существенных миссионерских успехов добиться не удалось. В Абакане был заложен Преображенский кафедральный собор, открыты Духовно-просветительский центр и духовная школа с храмом в честь святителей Московских. 30 ноября 1998 года в Абакане прошла Межрегиональная научно-церковная конференция «Исторические и культурные судьбы Православия в Хакасии и России», посвященная 2000-летию Рождества Христова, в которой приняли участие представители МДА, Красноярской, Кемеровской и Новосибирской епархий.

19 июля 1999 года назначен на Екатеринбургскую кафедру. За короткий срок сумел восстановить церковный мир в епархии, нарушенный нестроениями, которые возникли при его предшественнике епископе Никоне (Миронове). При деятельном участии правящего архиерея в епархии развернулось большое храмовое строительство.

17 июля 2001 году Екатеринбургское Духовное Училище было преобразовано в Духовную Семинарию, в 2002 году при Духовная Семинария открылось регентское отделение. С 2001 году при Верхотурском мужском монастыре во имя свт. Николая Чудотворца действует Духовное Училище. В 2001 году в Уральском гос. профессионально-педагогическом университете (с 2002 Российский государственный профессионально-педагогический университет), в Уральском государственном горном университете с 2010 года, введено преподавание предметов по специальности «Теология».

С 2003 года является председателем Фонда по премиям памяти митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

«Послужной список»:

Ганина Яма и Храм-на-Крови. В 2000 г. при участии Викентия началось строительство монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. За три года было возведено семь храмов - по числу убитых членов царской семьи. Одновременно в Екатеринбурге шло строительство Храма-на-Крови.

Верхотурье. Одна из важнейших миссий, возложенная Русской православной церковью на Викентия. Владыка курировал восстановление храмов, привлечение туристов и передачу памятников Верхотурья в собственность РПЦ. Архиепископу удалось, в частности, завлечь в Верхотурье политиков и бизнесменов.

«Большой Златоуст». Восстановление собора в центре города началось в 2006 г. - ради него согнали с привычного места памятник Малышеву в розовой шинели. В восстановлении «Большого Златоуста» Викентий также принял деятельное участие: служил молебны, закладывал камни, освящал кресты и колокола.

Трасса «Царский марафон». Проект спортивной беговой трассы с таким названием епархия разработала в память об императоре Николае II. Трасса «Царского марафона» начинается от Храма-на-Крови, доходит до монастыря на Ганиной Яме и идет обратно. Общая протяженность таким образом составляет около 42 км. Идея забега по святым местам вызвала тогда, мягко говоря, недоумение, однако в 2010 году проект был утвержден.

Храм на площади Труда. Один из самых громких скандалов, связанных с владыкой. Весной 2010 года Викентий заявил о необходимости восстановления на площади Труда Екатерининского собора, уничтоженного после революции. Проект обещал стать наимасштабнейшим: помимо восстановления храма в его историческом виде предполагалось построить под ним парковку на 500 машиномест.

«Проблема Викентия»:

За несколько недель до административной реформы в РПЦ в светских кругах Свердловской области активно . Она формулировалась следующим образом: «Екатеринбург стал излишне протестным, по отношению к РПЦ, городом-миллионником, в котором священнослужители находятся за границами активной общественной жизни, в своем собственном гетто. Эта модель поведения местной епархией не уничтожена, а, наоборот, принята за правило. В итоге, сам архиепископ и его товарищи вели себя по отношению к критикам также, как те – по отношению к РПЦ». что в этой борьбе, нормальное развитие всей Епархии оказалось невозможным, конфликт превратился в неразрешимый. Остановить его можно было только сменой архиепископа, о чем, якобы, велись консультации с губернатором Александром Мишариным.

АРХИЕПИСКОП КИРИЛЛ (в миру Михаил Васильевич Наконечный; 15 мая 1961, посёлок Верхнечусовские Городки, Чусовской район, Пермская область) - епископ Русской православной церкви, экс-архиепископ Ярославский и Ростовский; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Был членом Поместных Соборов 1988, 1990 и 2009 годов.

Родился в рабочей семье.

25 октября 1980 года настоятелем Успенского кафедрального собора Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл в честь Кирилла Белоезерского (9 июня).

26 октября 1980 года архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположён во иеродиакона; 6 мая 1981 года - во иеромонаха.

В 1986 году окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.

7 апреля 1984 года архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском кафедральном соборе Владимира был возведён в сан архимандрита.

С 1984 по 1995 год был секретарём епископа Серапиона и перемещался с ним по епархиям. С 19 марта 1984 года - настоятель Успенского собора Владимира, благочинный церквей Владимирского округа. С 10 июня 1987 года - настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора Кишинёва, благочинный церквей Кишинёвского округа. С 7 июля 1989 года по 9 октября 1995 год - клирик Тульской епархии, благочинный церквей Тульского городского округа.

15 марта 1998 года, во исполнение определения Священного Синода от 26 февраля того же года (по рекомендации митрополита Серапиона), хиротонисан во епископа Богородицкого, викария Тульской епархии. 19 июля 2000 года постановлением Священного Синода определён быть епископом Тульским и Белёвским. 7 октября 2002 года постановлением Священного Синода определён быть епископом Ярославским и Ростовским. 25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.

В 2006-2007 годах был также ректором вновь открытой Ярославской духовной семинарии. Повторно назначен им 27 июля 2009 года.

Чем известен в СМИ:

Будучи участником Архиерейского и Поместного соборов в конце января 2009 года попал в репортажи некоторых СМИ после того, как 27 января 2009 года в Москве был угнан его автомобиль (Toyota Land Cruiser Prado стоимостью 1,5 млн рублей); то же монашеское имя, что и у митрополита Кирилла (Гундяева), вызвало путаницу в сообщениях некоторых СМИ.

Деловой квартал, 2011. По материалам Ura.ru, Православной газеты, 66.ru, ru.wikipedia.org. Графика: Игорь Черепанов (Деловой квартал). Фото: Екатеринбургская епархия, УралПолит.ру, Накануне.ру, gradrostov.ru.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий покидает Средний Урал. Вместо него управляющим епархии назначен архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
Эти решения были приняты 27 июля 2011 года в Киеве на заседании Священного синода Русской Православной Церкви под председательства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. РПЦ создает среднеазиатский митрополичий округ, который объединит Бишкекскую, Душанбинскую и Ташкентскую епархии, а также Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане. Викентий станет главой Ташкентской и Узбекистанской Епархии, а также митрополитом Среднеазиатским.
Решение о назначении застало Владыку Викентия врасплох. По его словам, он узнал об этом решении Священного Синода поздно вечером. «Я буду управляющий митрополичьим округом, там четыре республики бывшего союза, которое нуждаются в духовной пище. Поэтому планы все такие ж - сеять семена веры».
Узнав, что полюбившийся за 12 лет архиепископ получил новое назначение, прихожане храма святого князя Владимира в Полевском (где проходила Божественная Литургия в честь массового Крещения) сильно удивились и расстроились. Владыка поспешил успокоить их и обратился к пастве с речью: «Я хотел бы попросить у вас прощения, что я не успел сделать все, что требовалось от меня, как от архипастыря, кому-то не уделил внимания, - сказал архиепископ Викентий. - Я благодарю всех, что мы вместе трудились за эти годы, это было приятно».
В толпе раздались крики: «И ты нас прости, владыка!», многие прихожане смотрели архиепископу вслед глазами, полными слез, - передает корреспондент «Нового Региона».
Было видно, что архиепископу грустно покидать Урал, однако же он отнесся к своему назначению, как истинный христианин: «У нас есть благословение, тут и жалеть не стоит, надо выполнять, - пояснил он. - Церковь живет на основе послушания, и мы должны отречься от своей воли и предаться полностью благословению святой церкви».
Обсуждая перевод владыки в Среднюю Азию, большинство экспертов склоняются ко мнению, что, несмотря на сан митрополита, в который будет рукоположен бывший уральский архиепископ - это не повышение, а, скорее, почетная ссылка. «Новый мирополичий округ, который достался ему в управление, потребует от него недюжинных сил и таланта: верующих, как, собственно, и русских, там мало, власти настроены очень спорно по отношению к Православию. Навести порядок и приобрести там авторитет, усилив позиции РПЦ, будет крайне сложно», - отметил в беседе с «Новым Регионом» один из священников Екатеринбургской епархии.
Очевидно, понимает это и сам архиепископ. Как говорят очевидцы, присутствовавшие на последнем для него на Урале, торжественном мероприятии - массовом крещении граждан в реке Чусовой, владыка Викентий был крайне печален.
Тоже ссылкой, но далеко не почетной - охарактеризовало это решение Синода светское информ-агентство «Уралинформбюро». Ведь на территории новой среднеазиатской епархии более 90% населения исповедует ислам.

Архиепископ Викентий известен свой консервативностью и строгостью в соблюдении канонов и традиций Православной Церкви. Так, Владыка делал следующие заявления:
. Отвечая на вопрос телезрителя: «Грех ли учить детей современным танцам?» сказал, что:
Мы этими танцами своих детей губим, губим их души, потому что пляски опустошают душу человеческую. Конечно, мы не должны быть виновниками погибели их души! Сначала мы их учим; потом не рады тому, что они вытворяют, занимаясь танцами. Мы как бы сначала даем маленький огонь, зажигаем, а потом не знаем, как его погасить. Лучше быть осторожнее и не отдавать детей на такие пагубные действия.
. В беседе с игуменом Димитрием Байбаковым сказал следующее:
О.Димитрий - Владыка, обратите внимание: даже когда садоводы делают посадки, часто смотрят календарь - в эти дни лук садить можно, а в эти дни лучше не садить, потому что он не уродится. Мы, сажая репу, обращаем на это внимание, а зачиная ребенка, обустраивая свою семейную жизнь, мы на календарь совершенно не смотрим - идет сейчас пост или какое-то другое время, не подходящее для этого. Насколько современный человек стал легкомысленным…
Архиепископ Викентий - Нас критикуют или говорят, что это мракобесие, но это практика: дети, которые зачинаются постом, в большинстве - где-то 80-90% - рождаются больными. Ведь нетрудно посчитать, что большинство больных детей зачаты Великим постом или другими постами, когда Церковью не благословляется совместное жительство. Человек этого не знает и не хочет знать, не хочет воздерживаться, считает, что это все мелочи, что не нужно слушаться никого. Как «природа» захотела, так и делают. А Господь нас призывает к разумному отношению к любому нашему делу, тем более - зачатию нового человека, чтобы он был здоров и телом, и душой. К сожалению, сейчас очень многие дети рождаются с ненормальной психикой, несмотря на то, что есть пресловутая организация планирования семьи. Они так «планируют», что одни только нездоровые дети рождаются. А когда верующая женщина не слушает их и рождает и второго, и третьего, и пятого, то рождаются прекрасные дети. А они пророчествуют такие беды, такие болезни…
. Сказал, что:
Даже в Конституции нашей страны отмечено, что Церковь сыграла большую роль как государствообразующая, культурообразующая религия. А люди до сих пор противятся великому деланию Православной Церкви, длящемуся на протяжении многих веков
. По поводу митинга против строительства Екатерининского собора и сноса фонтана на площади Труда архиепископ Викентий сказал следующее:
Хорошо, если мы побеседуем со своими близкими, родными, соседями о том, что такой шаг, как митинг, не совсем правильное, ненормальное явление, когда люди противятся Церкви. То есть продолжается то богоборчество, которое было в годы атеизма. К сожалению, у нас так укоренилось, что в обществе еще остались богоборческие тенденции.Но нужно помнить: всех людей, кто боролся против Церкви, Господь отметил - ни один человек, который противился Богу, не скончался своей смертью. Мы говорим, что противиться Богу есть очень опасно для самого человека, рано или поздно Господь пошлет ему вразумление, наказание. Это наказание Божие передается на протяжении семи поколений. Люди будут мучаться, иметь неприятности в течение очень долгого времени. …Не вразумились, не научились на горьком опыте, всё продолжаем быть богоборцами. Ну что ж, кто что заслужит, тот то и получит. Нам, православным, в таких случаях, нужно быть более внимательными к себе. В день митинга мы все должны собраться в храмах Божиих и молиться Воскресшему Христу и святой Великомученице Екатерине, чтобы Господь вразумил этих людей, которые неразумно и бездумно выступают против Бога, против Церкви, против благодати Божией, против нравственности, против духовности, против всего того доброго, что приносит обществу Православная Церковь. Люди противятся этому великому деланию, которое делает Церковь в течение многих веков. Противятся тем ценностям, которые источает Церковь и которые невозможно взять еще где-либо. Сила Божия дается человеку, чтобы он стал трудолюбивым, нравственным, порядочным, что восприняли в своем сердце наши предки, а мы воспринять не хотим. 10 апреля - суббота перед Антипасхой, в храмах будет проходить раздача освященного артоса. Будем молиться, чтобы Господь не допустил беззакония и помог восстановить храм, который будет украшением центра города, как было в старину. Со строительством храма мы не лишимся площади в центре города, площадь станет еще более красивой. Фонтан противопоставляется такой красоте - церкви! Фонтан ведь можно в любом месте поставить …На площади нет сейчас парковок, будет подземная парковка, будет строиться переход через улицу - сколько проблем решится со строительством этого собора .
. На вопрос о разрешении женщине ходить в храм в брюках сказал, что:
Нет, не правда. Брюки - это мужская одежда, хотим мы этого или нет. В Священном Писании сказано, что женщина, надевающая мужскую одежду, мерзка пред Богом, и потому мы не хотим, чтобы так было с нашими женщинами. Мы хотим, чтобы они были любимы Богом, чтобы их молитвы были услышаны Богом. И потому очень важно, чтобы не смотрели на моду и не ставили ее выше Закона Божия. Если то, что нам подсказывает новая цивилизация, идет в противоречие с Законом Божиим, то мы должны идти навстречу Богу, а не этой моде.
Также на вопрос можно ли надевать брюки под низ юбки сказал, что
Это выход из положения, чем просто идти в брюках, которые нередко не скрывают, а обнажают. Ведь последнее приводит людей в искушение и соблазн, а мы знаем слова Священного Писания: горе тому человеку, через которого приходит соблазн. Мода с ее брюками и мини-юбками - это ведь желание женщины выглядеть блудно, или, как модно говорить, «сексуально». Поэтому, если человек хочет проповедовать порядочность и целомудрие, то ему следует и выглядеть прилично. Ведь, что внутри, то и cнаружи. Тем более православному христианину нужно быть порядочным и целомудренным человеком, чтобы проповедовать эти качества души, добродетели остальным людям и не поддаваться на искушения.
. На вопрос о книгах про Гарри Поттера архиепископ Викентий ответил:
Эти книги очень опасны для детей, и ни в коем случае их нельзя давать читать детям. Там есть соприкосновение с дьявольской силой, это ни к чему хорошему не приведет, может действовать на ребенка так отрицательно, что он будет находиться в болезненном состоянии, что впоследствии может привести к бесноватости.

Андрей Полунин


Бывший екатеринбургский архиепископ, а ныне митрополит Ташкентский Викентий вновь оказался в центре громкого скандала. Прихожане его епархии обратились к патриарху Кириллу с просьбой выгнать Викентия из Узбекистана.

Коллективное обращение прихожан опубликовано на портале «Кредо». Возмущенные православные жалуются на поведение Викентия, который, по их словам, устраивает истерики по любому поводу.

«К очень многим прихожанам, преимущественно к женщинам, к тем, кто, возможно, только ещё переступил порог храма, относится крайне неуважительно, унижает, нередко яростно и громко кричит (истерит, как говорят многие), и доводит до слёз порой за то, что ему просто не понравился внешний вид человека, хотя человек может быть одет в самом прямом смысле - обычно, как одеваются многие на службе Вашего Святейшества из прихожан», - говорится в письме.

Как утверждают прихожане, Викентий заставляет священников нарушать тайну исповеди и доносить друг на друга.

«Приучает семинаристов, да и штат сотрудников, к тому, что стучать (в какие бы благородные речевые обороты и софистику это ни облекалось) - это благое дело, и это наш долг как христиан докладывать ему о подобном», - сказано в обращении.

Отдельного порицания удостоилась алчность архиерея.

«Одновременно с рьяным служением, мы увидели его алчность в заслуженной выдаче зарплат работникам, которая и так с трудом дотягивает до среднего уровня. Мы, простые прихожане и работники епархии, возмущены тем, что он (монах) отметил своё 60-летие (не дату хиротонии или юбилей епархии) в одном из дорогих ресторанов города «ОСИЁ ГРАНД», после чего сотрудники не получали заработные платы в течение двух месяцев, с тех пор пошла тенденция задерживать зарплаты, прикрываясь отсутствием денег, либо по любому малейшему поводу её урезать, лишать, при этом все знают, как часто он бывает в поездках за границу (Россия, Италия, Турция, Афон, куда он возит с собой немалые группы своих людей)», - жалуются прихожане.

Наконец, верующие критикуют богословские и проповеднические способности бывшего екатеринбургского архиепископа.

«Его сорокаминутные проповеди крайне косноязычны и почти несодержательны, он плохо владеет русским языком, допускает множество богословских ошибок и почти языческих суждений. Основная часть преподавателей возмущены его позицией касательно порядков в семинарии, где семинаристы вместо учёбы большую часть времени занимаются теми делами, где он решил сэкономить на работниках. В итоге мы получили множество диаконов и священников, которые такие же косноязычные, вчерашние уличные ребята, сварщики, военные, безработные, которых он рукоположил даже без положенных трёх курсов семинарии, многие в монашеском чине, это люди, которые едва понимают, что такое монашество, жизнь которых ничем не отличается от их жизни вчерашней. Подобные служители, будучи священниками, произносят такие вещи, от которых не то что у богословски образованных людей, у простых прихожан возникают возмущения», - утверждают православные Ташкента.

Викентий (Морарь) был архиепископом в Екатеринбургской епархии с 1999 по 2011 год. После этого он получил повышение до митрополита и отправился служить в Среднюю Азию.