В данной публикации рассматривается вопрос, который в той или иной форме задает себе практически любой мыслящий человек. Даже маленькие дети нередко интересуются тайнами мироздания, спрашивают у своих родителей, откуда и как появился окружающий мир. Задаются и такие вопросы: "Что такое Душа?", и "Если она живет внутри меня, то куда идет после моей смерти?". Проходят годы и многие люди переключают свое внимание на решение определенных проблем, а иные идут по Пути Духовного Поиска.

Для того чтобы понять, что такое Душа, необходимо поинтересоваться, что об этом говорят источники духовных знаний. Например, это может быть Библия, Коран, Бхагават-гита. В одном из посланий говорится о том, что Дух, Душа и тело не должны иметь никакого порока. Есть несколько библейских значений интересующего нас термина:

  • Живое существо: человек или животное.
  • Личность.
  • Жизнь.

Размышляя о ранее упомянутом послании Апостола Павла и о других отрывках Священного Писания, можно сделать соответствующий вывод: Душа - это личность человека. Можно сказать и иначе: "Человек - это Дух, у которого есть Душа и Он живет в теле". Существуют и другие мнения, поскольку сама тема поднимается уже на протяжении многих веков. Можно вспомнить греческого философа Демокрита, который придавал Душе свойства материального вещества. Ее составляющими он считал легкие, подвижные атомы огня.

У Платона было понимание, более приближенное к той трактовке, которую мы предложили на основании текстов Священного Писания - Библии. Этот и ученик Сократа признавал Душу самостоятельной субстанцией, живущей в теле. Платон, рассматривая данный вопрос, предполагал, что эта сущность божественна и вечна, возвышенна и незрима. Ученик Платона, Аристотель создал известный трактат, который так и называется "О Душе". В нем отрицается, что она может быть веществом.

Однако Аристотель, в отличие от философов-идеалистов, не приемлет рассмотрение термина отдельно от живого тела (материи). Главной функцией Души он называет реализацию биологических функций организма. Если же вернуться к Сократу, то этот ученый муж, немало посвятил изучению тайн мироздания и рассмотрению человеческой сущности. Если бы мы могли спросить у него, что такое Душа, то ответ также мог бы показаться сходным с библейским значением слова.

Сократ утверждал, что во время своей жизни на Земле человек подготавливает свою Душу к ее дальнейшему существованию. Он считал, что настоящая ее жизнь начинается только после смерти физического тела. Примерно так этот термин рассматривает религия, подразумевая под ним некую сущность, связывающую Бога с человеком. Еще в написано, что после того, как Господь вдохнул в венец Своего творенья стал Душой живой.

Более того, если внимательно изучать то можно обратить внимание и на тот факт, что Бог также имеет Душу. Там же написано, что Она может проявлять определенные эмоции. Например: любить, наслаждаться, ненавидеть, радоваться, печалиться, унывать, смущаться. Примечательно, что дух, согласно Библии, есть и у животных. В книге Екклесиаста сказано, что никто не знает, куда он идет после их смерти. А в 17 главе книги "Левит" (в 10 - 14 стихах), содержится запрет на принятие в пищу крови животных.

Предписывается давать вытечь крови на землю, а только потом готовить пойманную птицу или зверя. Причина как раз в том, что в этой субстанции находится душа животного.

Получается, что на вопрос о том, что такое Душа человеческая или животного, можно дать следующий ответ: "Это бессмертная, нематериальная сущность, которая продолжает жить после смерти физического тела". Нельзя оставить без внимания и психологию, которая своему названию обязана такому словосочетанию, как "наука о душе". Фактически, однозначного ответа на поставленный в данном исследовании вопрос она не дает.

Современной психологии присущ такой термин, как "психика", который, в свою очередь, состоит из Подсознания, Сознания и Сверхсознания. Действительно, каким-то образом изучить Душу в лабораторных условиях невозможно. Соответственно, каждый человек имеет право личного понимания данного вопроса.


Человеку трудно поверить в то, что он не может воспринять органами чувств, чего не видит, не может потрогать руками, услышать или ощутить запах. Поэтому ему так нелегко представить себе душу.

Все чаще встречается информация о том, что проводятся необычные эксперименты ученых в поисках ответа на вопрос: из чего состоит душа?

В мире материи каждый предмет обладает физическими и материальными характеристиками. В попытках определить состав души, ученые проводят эксперименты, позволяющие обнаружить именно материальные ее характеристики — вес, состав и возможность перемещаться.

Большинство экспериментов ученых в данной области основано на наблюдениях за умирающими пациентами.

Сколько весит человеческая душа

Еще в конце 90х годов ученый Лайелл Уотсон заявил, что душа обладает по крайней мере одним физическим параметром — весом.

Для подтверждения своей теории он сконструировал специальную кровать-весы, на которую помещал умирающих пациентов. И обнаружил интересный факт: человеческое тело после смерти теряет вес. Потеря в весе составляла от 2,5 до 6,5 граммов.

За 75 лет до этого эксперимента американец Дункан Макдугал провел подобное исследование. Его целью было определить вес души .Он также пытался узнать, насколько легче становится тело человека, когда наступает физическая смерть.

Измерения показали, что душа весит 5,2 золотников, то есть 22,4 грамма.

Как объяснить, что у двух исследователей результаты оказались разными?

Возможно, у каждого человека душа имеет свой определенный вес?

Ученые предположили, что вес души человека напрямую зависит от его мыслей и поступков.

Многие коллеги ученых не согласны с результатами обоих экспериментов.

Тот вес, который теряет тело после умирания, связан с обменными процессами организма, продолжающихся после смерти. Так как запас кислорода в теле очень мал, а после остановки сердца он и вовсе перестает поступать в легкие, то расходоваться начинают иные энергетические запасы организма.

Поэтому убедить людей, обладающих знаниями общей физиологии и атанатомии в том, что в вышеописанных экспериментах удалось определить вес человеческой души, непросто.

Возможно ли, что душа не обладает весом вообще? Или все-таки обладает, но настолько малым, что определить его крайне сложно?

Доктор технических наук Николай Заличев убежден, что вес души можно вычислить.

“Я решил провести пусть и жестокий, но эксперимент с мышами. Для этого я взял стеклянные колбы, в которые поместил одну мышь, двух, трех — до четырех мышей. Колба герметически закрывалась и ставилась на весы. После того, как мыши задыхались — что неизбежно — вес ее тут же уменьшался на доли процента. Там были сверхточные весы”.

Результат этого опыта показал, что после смерти существа, вес снизился на одну тысячную долю.

Значит, душа очень тонкая субстанция, которая имеет крохотный вес.

Из чего состоит душа

Согласно одной из версий, душа состоит из вакуума.

Известно, что во Вселенной все звезды, планеты состоят из материи. А из какой материи состоит вакуум?

Ученые из США предположили, что вакуум составляет антиматерия. Антиматерия — вещество, свойства которого мало изучены.

С ними не согласны российские астрофизики. Они считают, что если бы вакуум состоял из антиматерии, то взаимодействовал бы с материей. Но субстанция, заполняющая космический вакуум, абсолютно с ней не взаимодействует.

Это означает, что душа не может состоять из вакуума, иначе она не смогла бы жить в тесной связи с нашим телом. Поэтому исследователи предполагают, что душа — это сгусток материи, который свободно парит в пространстве.

Если душа — это сгусток материи, то почему ученые до сих пор не могут отследить ее перемещения? В их распоряжении сегодня очень чувствительная техника, улавливающая самые высокочастотные энергетические всплески. Вот частоту души эта аппаратура уловить почему-то не может.

Доктор технических наук, Владимир Ацюковский, выдвинул свою гипотезу. Он считает, что все пространство Вселенной заполняет неуловимый газ, являющийся по своей природе мощным источником энергии. Именно из него и может состоять человеческая душа. Этот газ называется эфиром.

“Существует такое биополе, которое может образовать так называемую душу. Эфиродинамика этого никак не отрицает. Но и не настаивает. Потому что предмет не исследован. Допустим, есть вопрос: Я не знаю точного ответа, но утверждать, что не возможно — не могу”.

Понятие эфира появилось в глубокой древности, и наши предки называли его “заполнителем пустоты”.

Еще в 1618 году французский физик Рене Декарт выдвинул первую научную теорию о существовании светоносного эфира. И многие ученые принялись искать этот невидимый газ.

Исаак Ньютон до 75 лет пытался обнаружить свойства этого газа. Он понимал, что нужно найти физические основы для математического закона всемирного тяготения, но ему это не удалось.

В то время не было достаточных знаний, физические свойства газов были изучены очень мало. Газовая динамика не была еще основана.

Утраченный элемент души

Некоторые ученые убеждены, что когда-то газ, под названием “эфир”, занимал самую верхнюю строчку в таблице химических элементов Дмитрия Менделеева. Но потом, при многократном переиздании учебников, эта строчка таинственным образом исчезла.

Если эфир существует на самом деле, все законы современной теоретической физики окажутся несостоятельными. Все придется пересматривать, а это невероятно трудно и не всем понятно. Поэтому гораздо проще использовать лишь математические законы.

Если эфир на самом деле существует, тогда теория относительности Альберта Энштейна может быть полностью опровергнута.

Если мировая наука признает существование эфира, то представления человечества об окружающем мире изменятся полностью. Это подтвердит, что душа реальна.

Ученые на пороге создания ловушки для души

Ученые США и Японии в 2013 году сообщили, что они смогли зафиксировать момент, когда , а также им удалось определить, из какого вещества она состоит.

По их мнению, человеческая душа — это сгусток протонно-нейтронной структуры. Эта структура напоминает человеческую фигуру с головой, руками и ногами.

В окружающем человека мире все состоит из бесцветных протонов и нейронов. Они напоминают настолько крошечные прозрачные структуры, что глаз человека не способен видеть их.

Ученые планируют в недалеком будущем создать плазменную ловушку душ. Она будет представлять из себя сложную установку, которая позволит им после наступления физической смерти человека удерживать энергию души в специальной емкости.

Душа… Какие разные ассоциации рождает это слово! Кому-то представится тишина храма и трепет свечи перед иконой, кто-то перечислит устойчивые выражения типа «душа компании».

А кто-то наверняка скажет, что душа - это то, что изучается в психологии, ведь название этой науке дало греческое слово ψυχή, которое на русский язык так и переводится. Многие вспомнят, что есть душа, а есть - дух, и задумаются, в чем разница…

В самом деле, что такое человеческая душа? Почему она болит, ноет, радуется? И можно ли что-то сказать об этом явлении с научной точки зрения?

Множество трактовок и представлений

Чтобы определить, что вкладывается в словосочетание «душа человека», попытаться ответить, что это такое, нам придется обратиться к науке, философии, религии, учесть разные оттенки значения этого слова. Будьте готовы к тому, что какие-то мнения и интерпретации вызовут неприятие, а с какими-то, возможно, захочется согласиться.

Итак, душа представляет собой нематериальную, нетелесную сторону личности - это или близкое ему определение, наверное, можно назвать самым общим, охватывающим все сферы, в которых применяется понятие. А что же в частности? Конечно, существует не одно значение слова «душа» в русском языке.

  • То же самое, что и «человек» - это разговорный вариант употребления слова. Например, мы можем сказать: «Вокруг ни души».
  • Бессмертная составляющая личности, которая, когда умирает тело, попадает либо в рай, либо в ад.
  • Внутренний мир человека, совокупность его и состояний.

Несмотря на внешнюю схожесть, второе и третье определения можно считать противоположными, ведь одно из них исходит из религиозной трактовки, а другое - из научной, представляя собой не что иное, как предмет изучения психологии. Следует, однако, уточнить, что сейчас предмет науки обозначают другим термином, пришедшим на смену предыдущему, - « ».

На протяжении истории представление о душе менялось. Понимание ее как чего-то сверхъестественного было, разумеется, первичным. Мифологическое сознание древних людей наделяло особой силой одушевленные (обратим внимание на корень слова) предметы - главным образом людей, иногда животных и растения. И люди заметили, что, умирая, человек перестает дышать и теряет кровь, - так и в том, и в другом стали видеть носителей души.

Что такое душа человека, пытались понять и античные философы. Интересно, что некоторые из них говорили о противоположности души и тела, а некоторые, наоборот, утверждали их неразрывную связь. Например, первой точки зрения придерживался Платон.

Согласно его концепции, до рождения человека душа находится в мире идей и, вселяясь в тело, уже знает все, что необходимо, а человек во время обучения лишь «вспоминает» усвоенные ею идеи. Аристотель (ученик Платона) разделял второй взгляд. Он считал, что душа - движущая сила тела, неотделимая от него, дающая ему возможность ощущать, размышлять, запоминать, представлять, проявлять волю.

Наука и религия

Соотношение души и тела - вопрос, который не имеет однозначного ответа до сих пор. Также можно спорить и том, как в смысловом поле располагаются понятия «душа», «дух», «тело». Посмотрим, что говорит об этом христианское учение.

Первое, что нужно отметить: сейчас на равных основаниях существуют как трехчастный (трихотомический), так и двухчастный взгляд на человека (дихотомический). Католическая церковь склоняется к дихотомии «дух - тело». Это значит, что на вопрос «Что такое душа и дух?» можно ответить просто: «Одно и то же».

Однако, если вдуматься, мы, носители русского языка, все-таки не можем сказать, что слова эти - абсолютные синонимы. Да, в контексте их взаимозамена возможна, но в целом же… Разнятся и образованные они них прилагательные: «душевный» и «духовный». Такой взгляд хорошо согласуется с трехчастным представлением о структуре личности, к которому склоняется православие.

Душа - это то, чем человек является, гарантия самой его жизни, область чувств, страстей и переживаний. Она может быть грешна и представляет собой связующее звено между телом и духом. Духом же человек может обладать, а может и нет, это устремленность к Богу и высшим ценностям, соответственно, в духе нет места греху. Можно еще сказать, что дух - это высшая способность души.

Нужно подчеркнуть, что это религиозная интерпретация, с которой можно как соглашаться, так и спорить. Тем не менее на уровне обыденного сознания мы проводим границу между этими понятиями примерно таким же образом.

Что же говорят ученые? Наука имеет дело с фактами, и если под душой подразумевать психику, то да, существование души доказано наукой. Что касается известной истории про 21 грамм, который человек теряет в весе после смерти (что многими людьми как раз и принимается в качестве доказательства существования той самой бессмертной составляющей), то здесь все не так однозначно.

Эксперимент проводился в 1907 году, точность измерительной техники была невысока, кроме того, нигде не уточняется, как фиксировали момент смерти: известно, что существует несколько ее стадий. Потому есть ли душа, о которой говорят теологи, - вопрос, на который каждый ответит сам.

Да и вообще, сколько бы человек ни прочитал об этом феномене, сколько бы толкований ни выслушал, наверняка у него будет свое мнение на этот счет, возможно, похожее на существующие, а может, совсем необычное. И наверняка каждое следующее поколение будет снова и снова размышлять: «Душа - что это такое, откуда она берется, куда исчезает?» Автор: Евгения Бессонова

Основные моменты предыдущего урока:

1. Совесть свидетельствует о том, УГОЖДАЕМ мы Богу или нет.
2. Если не подчиняемся голосу очищенной совести, то потеряем мир и временно будем отрезаны от общения с Богом. Так неверующие люди с оскверненной совестью не желают слышать ничего о Боге.
3. Чем меньше желание у человека познавать Бога и учиться у Духа Святого (проповеди, учение), тем СЛАБЕЕ у него совесть.
4. Чем слабее совесть, тем менее правильные позывы совести.
5. У людей с пораженной совестью истина заменена ложью.
6. По поведению и активности верующего в делах Церкви можно судить о силе совести.
7. Совесть не может осуждать то, что в ней не записано, т.е. чего она сама не знает.
8. Непонимание истин Божьих, которые НЕ ЗАПИСАНЫ еще в совести, НЕ ПОЗВОЛЯЕТ верующему делать много хорошего пред Богом, т.к. он по-младенчески принимает правильные вещи за грех.
9. Сильная совесть позволяет делать многое в совершенной свободе пред Богом, а младенцы не могут, принимая многие откровения за грех.
10. Надо быть очень осторожными в своих поступках на виду у неверующих или духовных младенцев, чтобы они НЕ СОБЛАЗНИЛИСЬ.
11. Бог открывает тайны мироздания каждой личности в соответствии с границами ее духовных знаний в совести.
12. Те, кто обладают большим количеством знаний, имеют более сильную совесть, а имеющие слабую совесть, имеют более ограниченный опыт и свободу действий.
13. Возрастание в духовных знаниях может УВЕЛИЧИВАТЬ осуждение совестью, но также может ПОНИЖАТЬ осуждение, расширяя поле духовного воздействия для верующего.
14. По мере очищения совести, Бог начнет позволять соприкасаться с такими делами, где младенец начинает грешить, но более утвержденный в истине, научившийся побеждать похоть, сможет устоять и не согрешить.
15. Часто бывает, что жаждущие христиане по мере духовного возрастания начинают охладевать и терять чувствительность к Духу Святому. Начинают двигаться не по воле Бога, а по своему опыту и знанию, теряя свежесть в отношениях с Богом и порою становятся духовно слепыми.
16. Если разум говорит, что все хорошо, а совесть не спокойна, значит, человек вышел из воли Божьей.
17. Предпочтение надо отдавать чистой совести и интуиции духа, а не разуму.
18. Бог смотрит на наше сердце (совесть), т.е. на послушание Ему, а не на наше мнение о правильности принимаемых решений.
19. Соприкасаясь с людьми, имеющими оскверненную совесть, чистая совесть верующего начинает тоже засоряться.
20. Внимательно смотрите на поступки людей и не следуйте за духовными наставниками с нечистой совестью:
21. Если рожденный свыше человек пренебрегает позывами совести, то неминуемо потерпит духовный крах.
22. Голос совести для детей Божьих являет волей Бога на данный момент времени.
23. Нужно поддерживать совесть в чистом состоянии, не пачкая ее грехами.
24. Если начали ходить по плоти, то НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО нужно покаяться и следовать интуиции нашего духа, наполняясь Святым Духом. Совесть начнет освящаться и чувствительность к голосу Бога увеличится.
25. Нельзя судить и принимать решения, основываясь только на умозаключениях разума, надо сопоставлять все с совестью и интуицией нашего духа.
26. Чем чувствительнее совесть, тем выше духовный уровень.
27. Люди, пренебрегающие позывами совести, постепенно скатятся к мертвой букве закона, становясь современными фарисеями.
28. Не бойтесь постоянно упражняться в анализе своей совести, но бойтесь пренебрежения позывам совести.
29. Совесть рожденного свыше человека всегда подтверждает волю Бога в его личной жизни.
30. Чем раньше человек обратится к совести и поступит по ней, тем меньше духовных разрушений последует в его жизни.

В каком месте человеческого естества находится разум?

Нам нужно узнать точное место обитания разума из единственного источника истины – из Слова Божьего.

Прит.8:12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания

Рассудительное знание - это БЛАГОРАЗУМНЫЕ знания, которые обработаны разумом с помощью логики мышления и несут БЛАГО (счастье) в жизнь человека, они сложены в совесть и память, после чего являются образом жизни.

Благоразумные (рассудительные) знания - это образ жизни, который формируется в процессе познания Слова Божьего.

1. от Бога (из духовного мира) – информация добра
2. от демонов и бесов (из духовного мира) – информация зла
3. логически обработанная разумом информация из совести, памяти, от эмоций, из плоти от телесных чувств.

1 и 2 – это внешние источники наших мыслей и знаний, 3 – внутренний источник.

Истинная мудрость исходит от Мудрости Божьей и является ИСТИНОЙ. Все остальное - это ЛОЖЬ. От нечистых духов проистекает практически всегда Ложь, а от человека – в зависимости от того, чьи знания он говорит или как мыслит: если это Слово Божье, то говорит истину, если нет, то душевное и плотское (чаще всего имеет бесовское происхождение):

Иак.3:
13 Мудр ли и РАЗУМЕН кто из вас, докажи это на самом деле ДОБРЫМ поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину <не производите ЛОЖЬ>.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но ЗЕМНАЯ, ДУШЕВНАЯ, БЕСОВСКАЯ <мирской образ жизни и большинство мыслей у человека исходят от нечистых духов>,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
17 Но МУДРОСТЬ, СХОДЯЩАЯ СВЫШЕ, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир

Бог хочет, чтобы плодом или образом нашей жизни стала Его ИСТИНА.

Любой поступок происходит от РЕШЕНИЯ РАЗУМА – поступить по Слову Божьему (по истине) или нет.

Теперь надо определить место существования разума. Сначала установим, в каком мире он находится: в физическом мире или духовном?

Иов.28:
12 Но где премудрость обретается? и где место разума <у человека>?
13 Не знает человек цены ее <мудрости>, и она НЕ ОБРЕТАЕТСЯ на земле живых <мудрость Божья и разум человека, истинные знания обо всем находится в духовном мире, а ДОСТОВЕРНОЕ описание духовного мира – только в Библии, т.к. это инструкция от СОЗДАТЕЛЯ-Отца всех духов>.

Премудрость Божья и РАЗУМ – это субстанции, не принадлежащие физическому миру (не находятся на земле живых), а значит, они принадлежат духовному миру. Где находится мудрость Божья, там находится и разум.

Как мы увидели выше: благоразумие – это добрые дела, следовательно, и избегание любого зла, что подтверждается Писанием:

Иов.28:28 … и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная ПРЕМУДРОСТЬ, и удаление от зла - РАЗУМ.

Страх Господень – это истинная Мудрость Божья, т.е. так поступает Бог. И удаление от любого зла – это благоразумие любой личности, включая Бога.

Прит.8:13 Страх Господень – НЕНАВИДЕТЬ ЗЛО; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я <Мудрость Божья> ненавижу.

Пс.110:10 Начало МУДРОСТИ - страх Господень; РАЗУМ верный у всех, ИСПОЛНЯЮЩИХ [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек.

Иметь разум – это значит поступать по Его Слову, по Его закону и НЕ ПРОИЗВОДИТЬ НИКАКОГО ЗЛА – иметь страх Господень или начало МУДРОСТИ:

Искать и познавать Бога постоянно – это благоразумие:

Прит.9:10 Начало мудрости - страх Господень, и ПОЗНАНИЕ Святаго - РАЗУМ;

Прит.47:7 Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай РАЗУМ <т.е. познавать Бога и исполнять Слово Божье>.

Иис.Нав.1:8 Да не отходит сия КНИГА ЗАКОНА <Божьего> от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности ИСПОЛНЯТЬ все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать БЛАГОРАЗУМНО.


! Иметь разум, поступать благоразумно – это значит жаждать познать Бога, ЗНАТЬ Слово Божье и ИСПОЛНЯТЬ Его заповеди, все остальное в глазах Бога - глупость.
==========================================================

Разум может быть как источником жизни, так и смерти, в зависимости от того, поступаем ли мы по Слову или нет:

Втор.11:
26 Вот, я предлагаю вам сегодня БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ:
27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.

Поэтому образ жизни человека в духовном мире тоже имеет всего два направления:

1. разумное (согласно законам Бога)
2. глупое (основанное на человеческих пониманиях и учениях, противоречащих Слову Божьему)

Следовательно, в вечном духовном мире, где живет душа человека, глупо жить без Бога:

Прит.16:22 РАЗУМ для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых - ГЛУПОСТЬ.

Пс.52:2 Сказал БЕЗУМЕЦ в сердце своем: "нет Бога"…

Прит.8:5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

Благоразумию можно НАУЧИТЬСЯ, познавая Бога и Его законы (изучить Инструкцию-Библию).

В какой части человека находится Разум? Раз он является духовной субстанцией, то не может быть частью физического мозга. Сначала надо понять, где в человеке происходит мыслительный процесс: в мозгах или в разуме?

Мозг и центральная нервная система принадлежат телу (ФИЗИЧЕСКОМУ миру). Поэтому наши мыслительные способности не зависят от размеров мозга, т.к. думаем мы НЕ С ПОМОЩЬЮ МОЗГА (материя физического мира), а с помощью РАЗУМА (материя духовного мира).

==========================================================
! Человек мыслит не физическими мозгами, а разумом, который существует в духовном мире.
==========================================================

Сравним:

Прит.4:23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Прит.16:22 Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых - глупость.

Из этих мест Писания хорошо видно, что «источник жизни» – это РАЗУМ человека. А находится «источник жизни» в сердце, т.е. в ДУШЕ человека.

Следующие места Писания конкретно говорят о том, что разум находится в душе (сердце) человека:

Прит.23:7 потому что, каковы МЫСЛИ В ДУШЕ его, таков и он; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Ис.10:7 Но он не так подумает и не так ПОМЫСЛИТ СЕРДЦЕ его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов.

Прит.20:5 ПОМЫСЛЫ В СЕРДЦЕ человека - глубокие воды…

Прит.19:21 Много ЗАМЫСЛОВ В СЕРДЦЕ человека, но состоится только определенное Господом.

Иез.38:10 Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе НА СЕРДЦЕ МЫСЛИ, и ты задумаешь злое предприятие

Матф.9:4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы МЫСЛИТЕ худое в СЕРДЦАХ ваших?

==========================================================
! Разум – это мыслительный орган, созданный из духовного материала, и находящийся в душе человека
==========================================================

Между мозгом и разумом есть связь.

Преобразование информации из мозга (из физического мира) в разум (в духовный мир) и наоборот происходит по закону, вложенному в человека Создателем-Богом. Это своего рода «программа» обмена информацией в человеке между физическим миром (центральной нервной системой) и духовным миром (разумом).

Как это происходит, знает только Бог. Библия не дает точного описания этого процесса. Нам пока это полностью не открыто. Хотя ученые уже расшифровали все электрические сигналы мозга, которые поступают в разум.

Сигналы духовного мира ученые не могут зарегистрировать физическими приборами, но электрические сигналы мозга и преобразованные в электрический сигнал команды из разума ученые смогли уловить и расшифровать.

Они сделали устройства, которые имитируют эти сигналы, чтобы управлять человеком с помощью компьютера, как телом, так и разумом. Ученые научились излучать сигналы идентичные сигналам мозга. Разум человека воспринимает их, как сигналы мозга, и разум принимает решение по информации уже не из своего мозга, а из компьютера.

Например, можно имитировать головную боль, когда человек думает о Боге. Так все люди, которые примут число 666 (микрочип на руку и на лоб), станут управляемыми марионетками от компьютера через сотовую связь, т.к. в чип вмонтирован GSM-модем для связи с компьютером.

Но в Библии все же есть некоторые сведения о связи мозга с разумом:

Евр.4:12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до РАЗДЕЛЕНИЯ души и духа <поэтому мы не можем видеть духовный мир - Бог временно закрыл эту функцию духа человека>, СОСТАВОВ и МОЗГОВ, и судит помышления и намерения сердечные.

Слово «составов» (a;rmo/v) имеет значения: СВЯЗЬ, скрепление, сустав, сочленение.

Тогда, учитывая, что речь идет о мозге и суставы здесь ни при чем, мы понимаем, что переводчиками использовано неверное смысловое значение слова в первоисточнике. Более точно можно написать:

..."до разделения души и духа, СВЯЗЬ с мозгом, и судит ПОМЫШЛЕНИЯ <разум> и НАМЕРЕНИЯ сердечные <РЕШЕНИЯ разума>"

Расширенное толкование текста принимает вид:

..."до разделения души и духа, [есть] СВЯЗЬ [разума] с [физическим] мозгом, и [Слово Божье] судит ПОМЫШЛЕНИЯ <разум> и НАМЕРЕНИЯ сердечные <РЕШЕНИЯ разума>, принимаемые в следствии полученной информации"

Эта связь может быть отключена или разорвана и тогда душа, принадлежащая духовному миру, перестанет принимать информацию из мозга, живущего в физическом мире. Что мы и имеем, когда душа человека покидает свое земное тело, но разум, память и мыслительные способности ВСЕГДА остаются с душой. Поэтому люди помнят все, когда выходят в астрал из своего физического тела, когда связь разума с мозгом прерывается.

Таким образом, душа «видит» своим разумом окружающий физический мир с помощью дополнительных «приборов»: через глаза физического тела и мозг. Точно так же душа воспринимает духовный мир через духовное тело – дух человека.

Самостоятельно душа не может видеть и нуждается в «подключенных» к ней приборах видения окружающего мира. Бог может временно «подключить» к человеческой душе и духовные глаза (прибор видения духовного мира). Тогда в наш разум будет передана информация об окружающем нас духовном мире.

Сейчас наша душа не может видеть духовный мир, т.к. Бог закрыл наши духовные глаза после падения Адама и Евы, чтобы люди не наделали много зла еще и в духовном мире, как это делают колдуны, выходя в астрал. Когда необходимо Бог может открыть наши духовные глаза:

4Цар.6:
15 Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы <видение через глаза физического мира>.
И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать?
16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.
17 И молился Елисей, и говорил: Господи! ОТКРОЙ ЕМУ ГЛАЗА, чтоб он увидел <Елисей просит Бога подключить к душе слуги духовные глаза, чтобы видеть вокруг и духовный мир, т.к. слуга видел только реальный мир и не знал, что делается в духовном>.
И ОТКРЫЛ Господь глаза слуге <Бог подключает духовные глаза>,
и ОН УВИДЕЛ, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея <видение через духовные глаза духовного мира>.

Точно также разум получает информацию от плоти через уши, глаза, центральную нервную систему и другие соматические органы чувств.

Предыдущий: Урок 19. Дух, душа и тело. Душа 12 ч. Совесть.

Следующий: Урок 21. Дух, душа и тело. Душа, 14ч. Разум

Основные моменты:

1. Благоразумные (рассудительные) знания - это образ жизни, который формируется в процессе познания Слова Божьего.
2. Существует 3 источника знаний или мыслей: от Бога, от нечистых духов и от умозаключений самого человека. 1 и 2 – это внешние источники, 3 – внутренний источник.
3. Истинная мудрость исходит от Мудрости Божьей и является ИСТИНОЙ. Все остальное - это ЛОЖЬ.
4. Мирской образ жизни и большинство мыслей у человека исходят от нечистых духов
5. Бог хочет, чтобы плодом или образом нашей жизни стала Его ИСТИНА.
6. Любой поступок происходит от РЕШЕНИЯ РАЗУМА – поступить по Слову Божьему (по истине) или нет.
7. Премудрость Божья и РАЗУМ – это субстанции, не принадлежащие физическому миру (не находятся на земле живых), а значит, они принадлежат духовному миру.
8. Благоразумие – это добрые дела и избегание любого зла.
9. Иметь разум, поступать благоразумно – это значит жаждать познать Бога, ЗНАТЬ Слово Божье и ИСПОЛНЯТЬ Его заповеди, все остальное в глазах Бога - глупость.
10. Образ жизни человека в духовном мире тоже имеет всего два направления: разумное (согласно законам Бога) и глупое (основанное на человеческих пониманиях и учениях, противоречащих Слову Божьему).
11. Благоразумию можно НАУЧИТЬСЯ, познавая Бога и Его законы (изучить Инструкцию-Библию). Следовательно, в вечном духовном мире, где живет душа человека, глупо жить без Бога
12. Человек мыслит не физическими мозгами, а разумом, который существует в духовном мире.
13. Разум – это мыслительный орган, созданный из духовного материала, и находящийся в душе человека
14. Преобразование информации из мозга (из физического мира) в разум (в духовный мир) и наоборот происходит по закону, вложенному в человека Создателем-Богом.
15. Когда душа человека покидает свое земное тело, то разум, память и мыслительные способности ВСЕГДА остаются с душой. .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

Спасение души

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

О душе в Библии

В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

  1. Человек.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

  2. Живое существо.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

    Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

  3. Жизнь.

    Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

    Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

  4. Внутренний мир человека.

    У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

    Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

  5. Одна из трёх сущностей человека.

    Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

  6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

    Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

  7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

    Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

    2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

Отношение к смерти Апостолов:

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

Душа и царь Соломон

Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Душа в других религиях и учениях

Буддизм

Теософия

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

О душе в художественных произведениях

Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

См. также

  • Диалог Платона