» (табл.) « «, вернуться
Морфологический разбор глагола (разбор под цифрой 3)
Примечания:
- Переходный глагол сочетается с прямым дополнением в винительном падеже без предлога (высмеять кого? двоечника; посадить что? розы), а от непереходного глагола так поставить вопрос нельзя (бежать что? куда? в школу).
Непереходные глаголы сочетаются с дополнениями посредством предлога.
- Возвратные глаголы имеют суффикс –ся (-сь). Все возвратные глаголы являются непереходными.
- Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопрос что сделать? (а НСВ – что делать?)
- К I спряжению относятся глаголы на –еть, –ать(-ять), –сти, –зти, –чь; ко II спряжению относятся глаголы на –ить и 13 глаголов-исключений.
Проще определить спряжение по второму лицу. Глаголы I спряжения всегда имеют окончание –ешь (поднимаешь – I спр., смотришь – II спр.)
Глаголы хотеть и бежать — разноспрягаемые
- Условное (сослагательное) наклонение – у глаголов с частицей бы. Повелительное наклонение глагола обозначает просьбу, приказ. Если нет ни того, ни другого – изъявительное наклонение.
- Время. Будущее время бывает простым (у глаголов СВ: напишу, скажу…) и сложным (у глаголов НСВ: буду писать, буду говорить…)
- По лицам глаголы изменяются только в настоящем и будущем времени (я, ты, он..), они изменяются и по числам.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (писал — писали), а в ед.числе еще и по родам (писал — писала).
- Безличныминазываются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя. При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает.
Примеры морфологического разбора глагола
(хотел) предостеречь - глаг., начальн. форма предостеречь;
постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в форме инфинитива;
синтаксическая роль: основная часть составного глагольного сказуемого.
(буду) выращивать - глаг., начальн. форма выращивать;
постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., сложн. будущ.вр., 1 лицо, ед.ч.;
пусть знает - глаг., начальн. форма знать;
постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
подождите - глаг., начальн. форма подождать;
постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
вошел бы - глаг., начальн. форма войти;
постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в условн. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
светает - глаг., начальн. форма светать;
постоянные признаки: неперех., невозврат., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., наст.вр., безличн. (употреблен в форме 3 л., ед.ч.);
синтаксическая роль: сказуемое.
умылся - глаг., начальн. форма умыться;
постоянные признаки: неперех., возврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., прош.вр., муж.р., ед ч.;
синтаксическая роль: сказуемое.
Синтаксические функции инфинитива:
- В качестве подлежащего может выступать независимый инфинитив. Он стоит обычно перед сказуемым и отделяется от него тире (паузой). Читать эту книгу — наслаждение.
- Инфинитив, входящий в состав сказуемого, обозначает действие лица, названного подлежащим. Я буду говорить с ним. Не станем мы тебя уговаривать.
- Инфинитивное обстоятельство цели относится к глагольному сказуемому, обозначающему движение. Я пришел (с какой целью?) требовать справедливости .
- Инфинитив — дополнение обозначает действие другого лица или вообще не названного. Брат просил меня (о чем?) перевести текст.
- Инфинитив — определение стоит после определяемого существительного и отвечает на вопрос какой? У него появилось стремление (какое?) понять другого человека.
Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2 .
Например, увидела2.
Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.
- Во-первых, необходимо определить форму глагола .
Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную . Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы -ть,-ти, -чь.
- (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.
Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.
- Затем необходимо выделить части слова , которые не входят в основу .
У глаголов такими морфемами являются:
- Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола -ть, -ти, -чь.
Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы -ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.
- Суффикс глаголов прошедшего времени -л , так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.
Например:
- Личные окончания глаголов . Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.
Например, найдем окончание у глагола работает.
Проспрягаем данный глагол:
- -ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.
Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.
- Далее выделяем основу слова .
Основа слова - это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.
Суффикс глаголов -ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.
- Следующий пункт разбора - определение корня слова .
Любое слово имеет корень , без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.
Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем .
Например, найдем корень у глагола проверить . Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный . Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение
- вер . Это и будет корень слова проверить.
При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить , не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять .
На письме корень слова выделяется дугой (над словом).
- Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) - морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.
У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.
Например, в слове возвращаться -ся - это суффикс, и он входит в основу слова.
У глаголов также могут быть суффиксы:
§2. Примеры разбора глаголов по составу
Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить .
Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить . Это глагол неопределенной формы.
Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка -вы .
Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом -ть- , будет являться суффиксом глагола. И это будет суффикс -и - .
Запись разбора глагола в тетради будет такой:
Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются .
Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются .
Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.
Выделим части слова, которые не входят в основу.
В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься .
- Найдем корень слова.
У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола -ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.
Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы -ся .
Запись в тетради будет иметь такой вид:
§3. Краткие итоги уроков
Итак, подведём итог урока.
При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:
- Определяем форму глагола .
- Выделяем морфемы , которые не входят в основу слова : личное окончание глагола, суффиксы -ть, -ти, -чь, -л.
- Выделяем основу слова .
- Подбираем родственные слова и выделяем корень слова .
- Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
- Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-po-sostavu
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.
Слово как часть речи: глагол
Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.
Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).
Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.
Постоянные признаки глагола
Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:
- Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
- Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
- Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
- Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.
Непостоянные признаки глагола
Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:
- Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
- Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
- Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.
Как разбирать глаголы как части речи
Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:
- Указать название части речи.
- Определить начальную форму.
- Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
- Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
- Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.
Примеры разбора глагола как части речи
Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.
В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".
- Светит - глагол.
- Начальная форма - светить.
- Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
- Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
- На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.
Разбор глагола по составу
Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.
Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.
Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .
Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .
Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.
Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.
Правила морфемного разбора
Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.
Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:
- Определение части речи.
- Выделение окончания с объяснением его значения.
- Подбор однокоренных слов и определение корня.
- Выделение приставки и суффикса.
- Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.
Разбери глаголы по составу
Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.