Святая зелия ы первый поход. Петр Пустынник. Клермонский собор. Его главные вожди И Алексей Комнин. Трудности. Взятие Иерусалима. Иерусалимское королевство. Второй поход. Духовно-рыцарские ордена. Си. Бернар. Третий поход и Ричард Львиное Сердце. Плен Ричарда. Судьба Комнинов. Четвертый поход и Латинская империя. Монголы. Походы Людовика IX. Конец и последствия крестовых походов. Альбигойцы. пруссы и судьба храмовников

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ПЕРВЫЙ ПОХОД

Палестина, в которой проповедовал и страдал Спаситель мира, была священной землей в глазах христиан. Мать Константина Великого, благочестивая Елена, посетила Иерусалим, отыскала Крест, на котором был распят Христос, и построила церковь над пещерой, где Он был погребен. С тех пор вошло в обычай путешествовать в Палестину на поклонение Гробу Господню. Когда арабы завладели Иудеей, они не препятствовали этим путешествиям, и число христианских пилигримов из Европы возрастало с каждым годом. Народы западноевропейские отличались тогда большой набожностью, И пилигримы надеялись многотрудными странствиями ко Гробу Господню заслужить себе отпущение грехов. Но в XI столетии Малая Азия, Сирия и Палестина подпали под власть новых мусульманских завоевателей, турок-сельджуков. Турки начали притеснять сирийских христиан и европейских пилигримов, мучили их, брали большие деньги за разрешение поклониться Гробу Господню и ругались над христианской святыней. Рассказы и жалобы возвращавшихся богомольцев вызвали в Западной Европе негодование против неверных.

Один из таких пилигримов, пустынник Петр Амьенский, явился в Рим к папе Урбану Л и сообщил ему о своем намерении начать войну с неверными, чтобы освободить от них Святую землю. Папы и прежде думали об этой войне; византийские императоры также звали западных государей на помощь против магометан. Поэтому Урбан II одобрил намерение Петра Пустынника. Тогда этот необычный человек, одетый в рубище, подпоясанный веревкой и босой. сидя на осле, с распятием в руке объехал Италию и Южную Францию. Везде, где только он находил толпу: на дорогах, улицах, площадях и в церквах, - он живописал бедственное положение христиан на Востоке и поругание Святой земли. Везде слушатели проникались его речами и готовы были идти на освобождение Гроба Господня. Вслед за тем папа Урбан созвал собор в Клермоне (в Южной Франции). Этот собор оыл созван в Южной Франции, во-первых, потому, что Урбан II сам был родом француз, также как и Петр Пустынник, а во-вторых, потому, что мысль о борьбе с неверными находила у французов больше сочувствия, чем у других народов. Урбан II попытался сначала созвать собор в Пьяченце, но итальянцы отнеслись к его воззванию довольно холодно; а в Германии императорский престол занимал тогда Генрих IV. Нет сомнения, что папство явилось главным зачинателем и руководителем этого движения Европы на Восток, известного как крестовые походы. Что касается Петра Пустынника, то рассказы о его видениях, о проповеди и вообще о той роли, которую он играл при подготовке первого похода, - эти рассказы преувеличены и несут в себе элементы легенды.

В Клермон стеклось столько духовенства, рыцарей и простого народа, что собрание не могло вместиться ни в одно здание и происходило под открытым небом на равнине, посреди которой было устроено возвышение для папы. Папа произнес сильную ггчь, в которой призывал христиан к великому подвигу освобождения Гроба Господня. Собрание с во-сторгом воскликнув: «Так хочет Бог!» - вскинуло руки в знак согласия и тем самым решило поход (1095). Духовные и миряне спешили нашить на свою одежду красные кресты - отличительный знак людей, шедших на борьбу с неверными. Оттого и походы их известны под названием крестовых. Воодушевление было так велико, что некоторые выжигали крест на своем теле.

Всем участникам похода было объявлено заранее отпущение грехов. Рыцари мечтали о славе и буд\щих завоеваниях в богатых мусульманских землях, они продавали свои наследственные замки, чтобы вооружить

и приготовить к походу сильные отряды. Крестьяне, угнетаемые феодальными владельцами, охотно шли в ряды крестоносного ополчения, потому что в таком случае они освобождались от крепостной зависимости и становились вольными людьми. В мае 1096 года выступили в поход толпы простого народа, так называемый поход бедноты, числом до 100 000 человек, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера, прозванного за бедность Голяком. Но эти первые крестоносцы отправились по Германии и Венгрии без денег, без запасов и в совершенном беспорядке. Женщины, старики и дети следовали за своими мужьями и сыновьями и при всяком показавшемся вдали городе или замке спрашивали: «Не это ли Иерусалим?» Дорогой они избивали евреев и грабили села, чтобы достать себе съестные припасы, поэтому часть их была истреблена венграми, остальные погибли в Азии.

Настоящее крестовое ополчение поднялось спустя несколько месяцев под предводительством знаменитейших рыцарей Италии и Франции. Среди них первое место по своим доблестям и отличной экипировке войска занимал Готфрид Буль-онский, герцог Нижней Лотарингии. Из Северной Франции выступили: герцог нормандский Роберт (сын Вильгельма Завоевателя), граф Гуго Вермандуа, брат французского короля (Филиппа I), граф Этъенн Блуа, у которого было «столько крепких замков, сколько дней в году». Из Южной Франции крестоносцы отправились под предводительством графа Роимунда Тулузского и епископа Аде-мара, которого папа назначил своим наместником и легатом при войске. Из Южной Италии отплыли нормандские владетельные князья Боэмунд Тарент-ский (сын Роберта Гвискара) и его родственник Танкред, который считался после Готфрида Бульонского самым совершенным рыцарем.

В первом крестовом походе не принимал участия ни один король. Во Франции тогда правил один из Капетингов, Филипп I, государь непредприимчивый и притом находившийся в ссоре с папой. А в Германии был императором Генрих IV, тот самый, известный продолжительной борьбой с папской властью и покаянием в Каноссе.

Разными дорогами крестоносцы прибыли в Константинополь, который назначен был местом сбора, византийский император Алексей Комнин обещал деятельную помощь в их предприятии. Но он был устрашен многочисленностью собравшихся ополчений и опасался, что вместо Азии крестоносцы обратят свое оружие на его собственную империю. Действительно, некоторые рыцари, пораженные восточной роскошью жизни греков и богатствами Византии, выразили сильное желание завладеть этой империей, но их удержал благочестивый Готфрид Бульонский. Он даже согласился признать императора Алексея

Комнина верховным ленным государем тех земель, которые лично он завоюет в Азии; его примеру последовали и другие вожди крестоносцев. Они исполнили обряд ленной присяги. Во время этого обряда Алексей Комнин сидел на троне, а крестоносцы должны были стоять. Один из них, барон, взошел на ступени трона и сел подле императора; тот ничего не сказал, но другие рыцари заметили барону неприличие его поступка. «Зачем же этот мужик сидит, когда столько храбрых воинов перед ним стоят?- - возразил барон. Император велел переводчику объяснить себе эти слова и потом спросил гордого рыцаря, кто он такой. «Я франк, - отвечал тот, - и из знатного рода. На моей родине, на распутье трех дорог, есть старая церковь; кто хочет биться на поединке, молится в этой церкви и там ждет себе противника. Я много ждал, но никто не осмелился принять мой вызов*. После этих слов Алексей Комнин успокоился только тогда, когда последний из крестоносцев переплыл на азиатский берег Босфора.

В Малой Азии первый город, сдавшийся христианам, была Никея. Крестоносцы направились далее. Зной, холод и жажда изнуряли и губили воинов на пути по обширным пустынным пространствам; они постоянно должны были иметь на себе железные латы, шлем, щит и быть в готовности к бою, потому что легкая турецкая конница беспрерывно тревожила их внезапными нападениями. К трудностям похода присоединились несогласия и распри руководителей; никто не хотел подчиняться, каждый заботился только о себе. Ополчение постоянно уменьшалось, потому что многие крестоносцы погибали или отставали, рассеивались по завоеванным городам. Так брат Готфрида Бульонского, Балду-ин, сделался князем города Эдессы на Евфрате.

Важнейшим из завоеванных городов была Антиохия, прежняя столица Сирии. Ее отдали во владение Боэмунду Тарентскому, который больше всех способствовал ее покорению. Но здесь крестоносцы едва не были истреблены турецким султаном Карбогой, который с огромным войском осадил Антиохию. Некто священник Петр объявил, что апостол Андрей являлся ему и приказал отыскать копье, которым было прободено ребро Спасителя. В одной старой церкви начали рыть землю, и священник действительно вынес из ямы старое копье. Подлинность копья осталась недоказанной, но войско поверило чуду и было так воодушевлено этим событием, что наголову разбило Карбогу. Так как многие крестоносцы стали потом сомневаться в подлинности копья, то священник Петр предложил подвергнуть себя Суду Божию, а именно: испытанию огнем. Сложили два больших костра, оставив между ними промежуток в один фут ширины, и зажгли их в присутствии крестоносного ополчения. Когда огонь сильно разгорелся, то священник, одетый в короткую рясу, со Святым копьем в руках, медленным шагом прошел между пылающими кострами. Видя его вышедшим из пламени, крестоносцы пришли в восторг; толпа изуверов бросилась к нему, повалила на землю и начала рвать в клочки его одежду на талисманы. Спустя несколько дней он умер от ожогов и нанесенных ему ран.

Только по прошествии трех лет от начала похода крестоносцы достигли Иерусалима и при виде этого священного города пришли в неописуемый восторг. Но из 100 000 всадников и 300 000 пехотинцев, переправившихся в Азию (а с женщинами и пилигримами число доходило до 600 000), цели достигли только 25 000. Иерусалим перед тем перешел в руки египетского султана; он был хорошо укреплен и имел гарнизон почти вдвое многочисленнее христианского войска. Осада началась не совсем удачно, однако мужество и воодушевление крестоносцев превозмогли, и город был взят приступом. Тут, разгоряченные сопротивлением осажденных на улицах и в мечетях, крестоносцы отличились чрезвычайной свирепостью и без пощады избили почти всех магометан и евреев, так что кони рыцарей ходили по колено в крови. На третий день крестоносцы сложили с себя облитые кровью доспехи, облеклись в белые одежды и, босые, в торжественной процессии, отправились к Святому Гробу. Здесь встретило их духовенство с крестами и христианские жители Иерусалима, освобожденные теперь от ига неверных. Все с жаром молились и плакали от умиления.

Образа жизни, основатель монастыря, страстный обличитель и проповедник был одним из ключевых персонажей Первого крестового похода . Как только Папа Урбан II провозгласил в 1095 году в Клермоне крестовый поход, он сразу же отправился с проповедями по стране, сначала в Центральную Франции, затем в Шампань, долину Мааса и до Колонь. В мае 1096 года, окруженный огромной беспорядочной толпой, он покинул этот город и в июле прибыл в Константинополь. Отсюда он повел свое войско в Никомедию (Измит, Турция), но затем вернулся в Константинополь за помощью. А в это время турки методично истребляли его воинов. Он возглавил подкрепление крестоносцев, направлявшихся в Иерусалим, где был назначен войсковым священником христианской армии. Приблизительно в 1100 году он вернулся в Европу и закончил свои дни в качестве приора одного из монастырей в Бельгии.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 358-359.

Петр Амьенский Пустынник (Pierre l"Ermite; в лат. источн. Petrus Heremita) (ок. 1050-1115), - французский монах, предводитель наиболее крупного северо-французского отряда крестоносной бедноты, выступление которой в марте 1096 года послужило началом крестовых походов. Родом из Амьена . Происходил, по-видимому, из рыцарства. Был богословски образован, отличался выдающимся ораторским талантом и фанатизмом. Пылкие проповеди связанного с папством Петра Амьенского в середине 90-х годов 11 века в Северной и Средней Франции во многом способствовали притоку бедняков в ряды крестоносцев. Бежал в Константинополь после разгрома первых толп крестоносцев сельджуками в Малой Азии, затем присоединился к рыцарским ополчениям первого крестового похода и участвовал в его главнейших событиях. По взятии Иерусалима в 1099 году возвратился во Францию, в 1115 году основал монастырь Нёфмустье, где и умер. Согласно сложившейся к начале 12 века легенде, Петру Амьенскому приписывалась основная инициатива первого крестового похода. Несостоятельность этой легенды была доказана Г. Зибелем .

M. A. Заборов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Литература:

Hagenmeyer H., Peter der Eremite, Lpz., 1879;

Le Febvre Y., Pierre l"Ermite et la croisade, Amiens, 1946;

Dereine Ch., Pierre l"Ermite..., "La Nouvelle Clio", 1953, t. 5, No 7-10.

Если поведаем правду - превзойдем всякую вероятность

Раймонд Ажильский, историк похода

Освободители Гроба Господня

Несмотря на общеизвестность каннибализма во время первого Крестового Похода (ссылка на каннибализм в 1098 г. входит в любую Timeline(1) в интернете), иногда такие факты робко пытаются подвергнуть сомнению.

Например, некое "Общество изучения Крестовых Походов" так отвечает на этот вопрос:

"Вопрос: - Мне сказали, что во время похода вместо обычной пищи крестоносцы кормились местными младенцами, зажаренных на кольях. Это чудовищно. Не затруднит ответить?

Ответ: - "Поедание младенцев" - стандартное для цивилизации Запада обвинение против религиозного или политического противника.

(2) - I have been told that while campaigning the crusaders would eat local babies roasted on a spit in lieu of more readily available fodder. This sounds beyond barbaric. Care to answer?? - "Eating babies" is a standard accusation in Western civilisation against one"s religious or political opponents. It is the ultimate taboo, as you will realise. Hence the Romans accused the early Christians of eating babies, the medieval West accused Jews and heretics of eating babies, in medieval literature pagans eat babies, the Revolutionary French peasantry accused the French nobility of eating babies. The crusaders did eat their horses (which in Britain at least is only one step up from eating babies) and during the first crusade one group of warriors (the "Tafurs") were accused of eating babies…. The Tafurs were recorded to have resorted to cannibalism at the siege of Ma"arra; this was reported by Raymond of Aguilers, but not by other chroniclers of the First Crusade (France, Victory, p. 315 and note 49). It is tempting to deduce that they were accused of this crime because they were poor warriors, even peasants, despised and feared by the more noble warriors who regarded them of being capable of any depravity. In other words, the accusation reflects fear and distrust between classes, rather than what actually happened. Society for the Study of the Crusades http://freespace.virgin.net/nigel.nicholson/SSCLE/Crusade%20Faqs/f-babies.html

(3) Raymond d"Agiles (Or AGUILERS.) (Раймонд Агильский, Раймунд Ажильский) - A chronicler and canon of Puy-en-Velay, France, toward the close of the eleventh century. He accompanied the Count of Toulouse on the First Crusade (1096-99), as chaplain to Adhemar, Bishop of Puy, legate of Pope Urban II. With Pons de Balazuc he undertook to write a history of the expedition, but, Pons having been killed, he was obliged to carry on the undertaking alone. At a sortie of the crusaders during the siege of Antioch (28 June, 1098) Agiles went before the column, bearing in his hands the Sacred Lance. He took part in the entry into Jerusalem, accompanied the Count of Toulouse on his pilgrimage to the Jordan, and was at the battle of Ascalon. After this he is lost sight of. His "Historia Francorum qui ceperunt Hierusalem" (P.L., CLV, 591-668) is the account of an eyewitness of most of the events of the First Crusade. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company http://www.newadvent.org/cathen/01210b.htm

(4) Перну Р. Крестоносцы. Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. к.и.н. Малинин Ю. П. — СПб.: «Евразия», 2001. — 320 с. ISBN 5-8071-0072-7 /// Pernoud R. Les hommes de la croisade. — J. Tallandier. — 340 p.

(5) "When the Emir of Antioch protested about the cannibalism of the Tafurs, the princes could only admit apologetically: "All of us together cannot tame King Tafur"." (N. Cohen, In Search of the Millennium, pp. 66-7.)

(6) One chronicler dryly says there is nothing surprising in the matter, and wonders that they sometimes ate dogs in preference to Saracens. Charles Mills, History of the Crusades, vol. i., pp. 173, 227.

The Gesta Francorum and other medieval chronicles describe how starving Europeans ate dead Saracens in the absence of any other sustenance during the First Crusade. http://www.britarch.ac.uk/ba/ba65/letters.shtml

(8) Albertus Aquensis (Альберт Ахенский) - A chronicler of the First Crusade. His "Chronicon Hierosolymitanum de bello sacro", in twelve books, from 1095 to 1121, printed in Bongars (Gesta Dei per Francos, I, 184-381), is also found in the fourth volume of the "Recueil des historiens des croisades". It is now usually accepted that he was a canon of Aachen (Aix-la-Chapelle), though Wattenbach asserts (Deutsch. Gesch. II, 179) that it is yet doubtfulwhether the earlier locating of him at the church of Aix-en-Provence be not correct. His narrative is written with little order and less critical skill, his chronology in inexact, and his topographical references are often greatly disfigured. But the work is to be looked on as the outpouring of adeeply religious and poetic heart, which saw in the contemporary Christian knighthood the salvation of the civilization of Christendom. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company

(9) Chronist Albert Aquensis Am 15 Juli 1099 wurde ... der Feinde wateten", Am 11.12.1098 wurden bei der Eroberung der Stadt Marra (Maraat an-numan) wieder Tausende umgebracht. Wegen der darauf einsetzenden Hungersnot wurden "die schon stinkenden Leichen der Feinde vom Christenvolke verzehrt", berichtete der christliche Chronist Albert Aquensis.

(10) Заборов М.А. Историография крестовых походов. М., 1971, КРЕСТОНОСЦЫ НА ВОСТОКЕ

(11) "They consumed, with heedless prodigality, their stores of water and provision: their numbers exhausted the inland country: the sea was remote, the Greeks were unfriendly, and the Christians of every sect fled before the voracious and cruel rapine of their brethren. In the dire necessity of famine, they sometimes roasted and devoured the flesh of their infant or adult captives. Among the Turks and Saracens, the idolaters of Europe were rendered more odious by the name and reputation of Cannibals; the spies, who introduced themselves into the kitchen of Bohemond, were shown several human bodies turning on the spit: and the artful Norman encouraged a report, which increased at the same time the abhorrence and the terror of the infidels." The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/chap58.htm

(12) "This cannibal hunger, sometimes real, more frequently an artifice or a lie, may be found in Anna Comnena, (Alexias, l. x. p. 288,) Guibert, (p. 546,) Radulph. Cadom., (c. 97.) The stratagem is related by the author of the Gesta Francorum, the monk Robert Baldric, and Raymond des Agiles, in the siege and famine of Antioch.] " The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/nt580/079.htm

(13) Schaff, Philip (1819-1893) Schaff, Philip, History of the Christian Church, (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc.) 1997. The material has been carefully compared and corrected according to the Eerdmans reproduction of the 1907 edition by Charles Scribner"s sons, with emendations by The Electronic Bible Society, Dallas, TX, 1998. History of the christian church http://www.ccel.org/s/schaff/history/ Chapter vii. the crusades http://www.ccel.org/s/schaff/history/5_ch07.htm

(14) "The Poetry of the Crusades is represented chiefly by Raoul De Caen in Gestes de Tancrede; Torquato Tasso, the Homer of the Crusades, in La Jerusalemme liberata; Walter Scott: Tales of the Crusades, Talisman, Quentin Durward, etc. The older literature is given in full by Michaud; Bibliographie des Croisades, 2 vols. Paris, 1822, which form vols. VI., VII, of his Histoire des Croisades." Schaff, Philip, History of the Christian Church

(15) Radulphus Cadomensis (Raoul de Caen) (Рауль Канский) - ученый историк; род. около 1080 г. Приняв в 1096 г. участие в крестовом походе, он примкнул к знаменитому Танкреду и написал историю этого похода под заглавием "Gestes de Tancr e de", так как главной ее целью является прославление этого героя и его подвигов. Написанное на месте действий, на глазах участников и очевидцев, оно отличается достоверностью и дает подробности, которых нет в других источниках. Издано Мартеном (Mart e ne, "Anecdota", т. III), Муратори и Гизо (Guizot, "M emoires relatifs a l"histoire de France"). Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/085/85939.htm

(16) "In Maarra our troops boiled pagan adults in cooking pots; they impaled children on spits and devoured them grilled." (Radulph of Caen) The Frankish chronicler Radulph of Caen http://www.crusades.org/chronology.htm

(17) "Peter the Hermit became their spiritual leader and saint; they moreover elected a military commander whom they called Tafur, the Turkish for King of the Beggars; and laid down certain rules; for instance, no one was to be tolerated among them who possessed any money; he must either quit their honorable community, or hand over his property to the King of the Beggars for the common fund. The princes and knights did not venture into their camp except in large bodies and well armed; and the Turks said of the Tafurs, that at they liked nothing so well to eat as the roasted flesh of their enemies." Von Sybel, History and Literature of the Crusades, p. 31, 32.

(18) "This same bishop from Calabria was a friend of one Arnaulf, a very minor ecclesiastic who, with the help of the bishop, was later elected the first Latin patriarch of Jerusalem! "A strange group survived from the earlier "people"s crusades" called TAFURS, who earned a certain notoriety when some of their numbers were accused of cannibalism by the emir of Antioch. Of this group there was an inner "college" presided over by a King Tafur. The contemporary chronicles present King Tafur as a man whom even the crusade princes approached with humility, even reverence. It was this King Tafur who is said to have performed the coronation of Godfroi de Bouillon. Moreover, King Tafur was said to be associated with Peter the Hermit. Could it be possible that this inner group, and the King, were the representatives from Calabria? The name TAFUR could, with one letter change, be an anagram for ARTUS, a ritual name...." "the princes ... while admitting the effectiveness of the Tafurs in battle clearly regarded them with misgiving and embarrassment. Yet, if one turns to a vernacular epic written from the standpoint of the poor one finds the Tafurs portrayed as a Holy People and "worth far more than the Knights."" by Norman Cohn. The Pursuit of the Millenium.

(19) According to Guibert of Nogent, one of the few literate crusaders, these foot soldiers "marched barefoot, bearing no arms, and had no money at all. Entirely filthy in nakedness and want, they lived on the roots of plants".
But they also developed a taste for human flesh, revelling in their reputations as man-eaters. "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating," wrote Guibert.
The crusaders resorted to cannibalism several times on their three-year trek to Jerusalem. At the siege of Ma"arra, near Antioch in Syria, another chronicler, Fulcher of Chartres, described how "our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there".
Eventually, now numbering just one third of their original strength, 10,000 foot soldiers and 1,000 knights arrived at Jerusalem, on June 7, 1099. Their first assaults were a fiasco as they had no means of scaling the walls, and were driven to a frenzy as defending Muslims spat down on their crosses.
On July 15 they finally breached the wall and, in a 36-hour orgy of destruction, every man, woman and child in the city was massacred.
"Our squires and footmen split open the bellies of those they had just slain in order to extract from the intestines the gold coins the Saracens had gulped down into their loathsome throats while alive," wrote Fulcher. "Our men ran through the city, not sparing anyone, even those who begged for mercy." http://portal.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2001/09/18/wmid318.xml&sSheet=/news/2001/09/18/ixhome.html

(20) Гвиберт Ножанский (Guibert of Nogent) - хронист, аббат, теолог, участник похода, автор "Monodiae" ("Vita sua"): "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating".

(21) Fulk (or Fulcher) of (de) Chartres. (Fulсherii Сarnotensis)Фулькерий Шартрский (Фульхерий Шартрский) - французский священник и хронист, автор "Иерусалимской истории" (Historia Hierosolymitana / Gesta Francorum Hierusalem peregrinantium), сопровождавший отряд герцога Роберта Нормандского, а затем в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского (Балдуина 1, короля Иерусалима) во время штурма Эдессы: "Our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there, which they chewed and devoured though it had been insufficiently cooked".

(p1) August C. Krey, The First Crusade: The Accounts of Eye-Witnesses and Participants, Pinceton & London, 1921, s. 261

(p2) Radulphi Cadomensis. Gesta Tancredi. - Recueil des historiens des croisades. Historiens Occidentaux, t. III, Paris, 1866, p. 694, 697. (пер. М. А. Заборова) Текст воспроизведен по изданию: История крестовых походов в документах и материалах. М. 1975

Шел XI век, и тут новая сила поднялась против христиан - воинственная масса турецких племен. Собрал их и сплотил храбрый вождь Сельджук. Приняв магометанство, они утвердились на востоке и начали притеснять христиан.

Ситуация становилась все опасней. Тут европейцы осознали, что это очень серьёзный прецедент и необходимо единодушно вставать на защиту христианства. И в это же время Византия обратилась к Европе за помощью.

Шёл 1095 г. В Риме папой был Урбан II, он осознавал, что Византии необходимо оказать поддержку, более того, Алексей, византийский император, буквально молил о помощи. Урбан II решил исполнить его просьбу, однако он колебался: а вдруг не поднимется народ так едино, как он говорит? А сможет ли он стать их настоящим лидером?

Петр Пустынник.

Судьба сама послала Урбану II решение вопроса в лице Петра Пустынника. В это время, вообще, многие люди боялись гнева Божьего и все проблемы списывали на то, что Господь посылает испытания, наказания… Многие люди, чтобы умилостивить Господа отправлялись в отшельничество и мучили себя строгим постом.

Таким человеком был Петр Пустынник, он в свое время удалился от людей в пустыню, где он всячески изнурял себя. Отправился он как-то на поклонение Гробу Господнему, да не удалось ему попасть в Иерусалим. А между тем увидел он общее разорение страны, страдания христиан на Востоке, вымогательства турок, которые оскорбляли христиан в общем, и его в частности. После увиденного сердце его наполнилось гневом, и решил он стать защитником веры.

«Господи! Ради имени Твоего, ради страдальцев буду убеждать дома всех скорей снять иго неверных!.. - искренне повторял он сам про себя, и слезы лились градом из глаз его.

Вот каким он вернулся в Рим. Всего себя он посвящал цели, много проповедовал. И в один день добрался до папы Урбана II и бросился к ногам его с искренней речью и со слезами на глазах. И осознал папа, что Петр сможет вдохновить толпу на ратные подвиги, и предчувствие его не обмануло.

Это стало отправной точкой движения римских христиан. Худой, изможденный всяческими лишениями, в рубище, босой, загорелый от южного солнца - сильное впечатление производил Петр Пустынник уже одним своим видом на толпу. А занимался он проповедями, сидя на осле, переезжал из селения в селение, с Распятием в руках. И всюду встречали его с восторгам. Он объехал всю Францию и соседние государства. В общем, он стал символом движения: свидетельством этого является факт того, что люди забывали все - и дом, и семью, и работу, и буквально бежали за ним следом, чтобы только уловить каждое его слово.

Был военным, потом удалился от света и стал монахом, пустынником. В то время христианский мир был одержим идеей крестовых походов.

Папа был главным двигателем этого движения, в котором ярко отразилось аскетическое настроение целой эпохи; но по преданиям, записанным у Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского, во главе крестового похода стоял не папа, а Пётр, своим воодушевлением увлёкший даже папу. Небольшого роста, имея жалкую наружность, он таил в себе великую доблесть.

Он был ума «быстрого и проницательного, говорил приятно и свободно». Прибыв в Палестину, Пётр был глубоко опечален, познакомившись с бедственным положением христиан. Во время беседы с иерусалимским патриархом Симоном Пётр посоветовал ему обратиться за помощью «к владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада», а сам выразил готовность идти к ним, умолять их о помощи. Уверенность в успехе возникла у «жалкого, бедного и лишенного всяких средств пилигрима» вследствие помощи самого Христа Спасителя. Он явился Петру во сне, ободрил его и предписал крестовый поход. В Риме Пётр обратился с призывом к папе Урбану II.

Пётр Амьенский проповедует народу необходимость Первого Крестового похода.

Тот смиренно и радостно выслушал воззвание, благословил Петра на проповедь и обещал свое ревностное содействие. Пётр направился в Верчелли, оттуда в Клермон, прошёл все страны, призывая их к борьбе за Спасителя. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость. «Всё, что он ни говорил, ни делал - обнаруживало в нём божественную благодать». Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Многие выдёргивали, как святыню, шерсть из его мула. Хлеба Пётр не ел, питаясь вином и рыбой. Собрав многочисленную армию, Пётр решился направить свой путь через землю венгров. Тогда поднялись все земли и все князья и рыцари во всей Франции на освобождение Гроба Господня. По этому преданию, Пётр сделал уже половину дела, когда прибыл в Клермон папа Урбан с призывом к походу (в году).

Легенда в той версии, которую излагают Вильгельм Тирский , аббат Гвиберт Ножанский и Анна Комнина , отодвинула папу на второй план, выдвинув Петра. Меж тем современники не знают Петра, не приписывают ему почина крестовых походов, не говорят о нём, как о посланнике Божьем, взволновавшем Запад. На севере Франции Пётр известен был лишь как один из многих народных проповедников; англичанам и итальянцам он совсем не был известен. Современникам он представлялся обыкновенным фанатиком-аскетом, собравшим ополчение из крестьян, нищих, крепостных, бродяг. Вождями этих полчищ были Пётр и Готье Нищий. Плачевна была судьба первого ополчения.

Постоянные стычки, битвы в Венгрии и Болгарии, общая беспорядочность лишили вождей влияния на массы. Венгры и болгары уничтожали крестоносцев. После переправы в Азию Пётр покинул ополчение, которое вскоре было истреблено турками, и присоединился к армии Готфрида Бульонского . Когда крестоносцы в году были осаждены в Антиохии эмиром Кербогой, настал такой голод, что многие бежали толпами, другие спускались на верёвках со стен и уходили в леса.

В числе «верёвочных беглецов» был и Пётр, но ему не удалось бежать, так как его поймал Танкред Тарентский и заставил присягнуть, что Пётр не убежит. Имя Петра упоминается во время переговоров с Кербогой под Антиохией. После взятия Иерусалима Пётр вернулся на родину, прибыл в Пикардию и основал в Юи в году августинский монастырь, настоятелем которого он и умер в году.

Литература

  • Sybel, «Geschichte des ersten Kreizzuges», где рассмотрены легенды крестового похода.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петр Пустынник" в других словарях:

    Петр Амьенский («Пустынник») - (Peter the Hermit) (1050 1115), франц. монах, к рому приписывается орг ция 1 го крестового похода. Харизматическая личность, П.А. собрал в 1096 г. во Франции и Германии 20 тыс. чел., но среди них было мало опытных воинов. Они дошли до… … Всемирная история

    ПЕТР АМЬЕНСКИЙ, Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050 1115), французский монах, один из руководителей первого крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился во Францию, где основал монастырь Нефмутье … Энциклопедический словарь

    Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050 1115), французский монах, один из руководителей первого крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился во Францию, где основал монастырь Нефмутье … Большой Энциклопедический словарь

    Пустынник (Pierre l Ermite; в лат. источн. Petrus Heremita) (ок. 1050 1115), франц. монах, предводитель наиболее крупного сев. франц. отряда крестоносной бедноты, выступление к рой в марте 1096 послужило началом крестовых походов. Родом из Амьена … Советская историческая энциклопедия

    Пётр мужское имя, в переводе с древнегреческого языка «скала, камень» (греч. Πέτρος камень). Отчества, образуемые от этого имени, Петрович, Петровна. Образованная от него фамилия Петров одна из самых популярных в России. От имени Пётр… … Википедия

    Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.) Пётр Амьенский (Ambianensis), он же Пётр Пустынник (Heremita), аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода. Пётр родился около… … Википедия

    - (Ambianensis), или Пустынник (Heremita), аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода. П. род. около 1050 г. в Амьене, был военным, потом удалился от света и сделался монахом, пустынником. В то время весь Запад всколыхался … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пётр Александрович Корсаков (17 (28) августа 1790, по другим сведениям ок. 1787, село Буриги Порховского уезда Псковского наместничества 11 (23) апреля 1844, Санкт Петербург) русский журналист, писатель, драматург, переводчик и цензор.… … Википедия

    Пётр Васильевич Злов (1774 1823) актёр и певец бас. Учился в Московском университете. Однако, не окончив, ушел из университета и поступил актером на казенную (Императорскую) сцену. С неизменным успехом выступал в драме, комедии и в оперных… … Википедия