В далекие времена, в период 887-859 годов до н. э., в северной части Иудеи располагалось и процветало государство Самария. Можно предположить, что самаритянин - это житель данной страны. Но слово "самаритянин" имеет и другое значение. В американском словаре оно толкуется как "человек, бескорыстно помогающий другим". В английском языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

История о самаритянине

В одной из притч повествуется о том, что Иисус Христос еще в период своей жизни на земле призывал людей работать с ним, спасая ближних. Он утверждал, что впоследствии такие люди унаследуют его небесный дом. Один из священников, желая испытать Иисуса, спросил: «Как можно заслужить вечную жизнь и кто наш ближний?» На его вопрос Иисус рассказал притчу.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему.

Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина.

Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным. В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самаритянин.

«Возлюби ближнего своего…»

Священник и левит, не оказавшие помощи пострадавшему, считали себя праведниками. На самом деле они относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой».

Описанный случай показывает, что самаритянин - это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно. И, как смог, помог пострадавшему. К сожалению, в нашей жизни встречается немало случаев, когда проходят мимо человека, которому нужна экстренная помощь. Часто принимают за пьяного лежащего на тротуаре: а у него, возможно, сердечный приступ. Вовремя принятое лекарство может спасти ему жизнь.

Не проходите мимо

Черствость и равнодушие позволяют пройти мимо человека, нуждающегося в помощи и поддержке. Происходящее вокруг нас сегодня свидетельствует о том, что многие не читают Библию. Потому и не представляют себе, кто это такой - добрый самаритянин, притча о котором рассказана Иисусом.

Последователи Христа в православии и представители других религий призывают человечество к миру и добру. Они утверждают, опираясь на Библию, что человек, творящий добро, будет иметь вечную жизнь в небесном царстве. Каждый понимает эти слова по-своему и относится к ним по-разному. Но заложенный в них призыв творить добро является движущим фактором общественного развития. На данную тему существует много легенд, правдивых историй и притч. Самаритянин - это персонаж одной из них.

Свидетели истории

В настоящее время в Израиле, на территории бывшей Самарии, остались развалины, напоминающие о великолепии и богатстве города, где жил добрый самаритянин. Многочисленным паломникам и туристам, посетившим вспоминается библейская заповедь: «Тот, кто делает добро другим, сам становится духовно богаче и сильнее». Самаритянин - это добрый, отзывчивый человек. Его сердце наполнено любовью и милосердием. Он оказывает бескорыстную помощь нуждающимся людям.

История

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства , точнее, колена Иосифа , разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название народа и обозначение всей территории - Самария - происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией . Согласно иудейской традиции, самаритяне - потомки гутиев (у Иосифа Флавия - хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и вскоре воспринявшие иудаизм от своих соседей иудеев.

Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой . Возможно, евангельский образ «доброго самаритянина » приобретал дополнительные краски на фоне этой многовековой вражды.

Самаритянка Софи Цдака является известной израильской актрисой (в основном - исполнительницей детских и «сказочных» ролей) и певицей, в прошлом - королева красоты Израиля.

До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках , а затем - и на христианках.

В Палестинском законодательном совете первого созыва ( -) за самаритянами был закреплён один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.

Самаритяне в исламе

Самаритяне упоминаются в Коране в истории с Мусой (Моисеем) и Золотым Тельцом. Самаритяне - буквально «жители Самарии», одного из племён сынов Исраила. Самаритянин - мужчина из этого племени. Он сбил народ Мусы, сделав тельца, который издавал странные звуки при проникновении внутрь его ветра. Самаритянин соблазнил народ поклоняться этому тельцу, и они его послушались. Вернувшись к своему народу, Муса разоблачил его интриги и изгнал его.

Вот как это описывается в Коране:

20:85 Аллах сказал Мусе: «Мы подвергли твой народ испытаниям, после того как ты ушёл от него (на гору Синай). И они были сбиты с прямого пути самаритянином, который ввёл их в заблуждение (вступив в сговор с Иблисом).

20:87 Они (народ Израиля) ответили, извиняясь: «Мы нарушили своё обещание, данное тебе, не по своей воле. Но мы были нагружены тяжеловесными украшениями народа. Мы думали, что от этих украшений нам будет несчастье, и поэтому мы решили их бросить. Самаритянин развёл огонь в яме, и мы бросили их туда. Также сделал и сам самаритянин».

20:88. Чтобы обмануть людей, самаритянин сделал из расплавленного золота тельца, который издавал мычание, подобное коровьему, когда ветер входил внутрь его. Самаритянин призвал их поклоняться этому тельцу, и они его послушались. Он и его последователи сказали: «Это - ваш бог и бог Мусы». Самаритянин забыл, что, глядя на тельца и размышляя разумно, легко понять, что телец не может быть богом.

20:90. Харун был со своим народом, когда началось это искушение. До возвращения Мусы - мир ему! - Харун сказал им: « О мой народ! Вас искушает самаритянин (вместе с Шайтаном) этим тельцом. Ведь, поистине, ваш Господь - Аллах Милостивый, и нет другого бога, кроме Него. Так следуйте же за мной в том, что я вам советую и отрекитесь от этого заблуждения».

20:95. Муса - мир ему! - спросил самаритянина: «Что побудило тебя пойти на дело, которое считается большим грехом?»

20:96. Самаритянин сказал Мусе: «Я владею искусством (магии) и ловкостью ремесла, недоступного сынам Исраила. Я им сделал образ тельца, издающего мычание, - так соблазнила меня моя душа».

20:97. Муса сказал самаритянину: «Выйди из нашей общины и удались прочь от нас. Твоё наказание в этом мире - всегда пребывать в заблуждении. Люди будут испытывать к тебе отвращение и сторониться тебя, чтобы не иметь никаких отношений с тобой, и никто из них не приблизится и не прикоснётся к тебе. И ты не приближайся ни к кому. А твоё наказание в будущей жизни, от которого ты не сможешь убежать, будет в предназначенное время». Обличая его и его бога, Муса сказал: «Посмотри, что мы сделаем с твоим богом, которому ты поклоняешься и которым ты искусил людей. Мы его сожжём и развеем прахом в море».

После чудесного спасения Муса пошёл к горе, оставив свой народ, чтобы говорить с Господом своим. Тогда самаритянин сбил народ Мусы с прямого пути, соблазнив их поклоняться тельцу, сделанному из чистого литого золота и издававшего мычание, когда через него проходил воздух. Муса рассердился на свой народ за то, что они сделали в его отсутствие. Далее говорится о том, что постигло самаритянина - он будет пребывать в заблуждении, и люди будут сторонится и недолюбливать его.

Комментаторы Корана, основываясь на этой коранической истории, высказывают мнение, что с тех пор самаритяне всегда в заблуждении и их недолюбливают люди - и до сих пор. Однако другие комментаторы утверждают, что это наказание касалось только одного конкретного самаритянина - изготовителя золотого тельца.

См. также

  • Женщина самарийская - персонаж Нового Завета.

Литература

  • Л. Х. Вильскер. Самаритянский язык. Москва: Главная редакция восточных языков издательства «Наука», 1974.

Примечания

Ссылки

  • Самаритяне - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самаритяне" в других словарях:

    Жители одноименной с г. Самарией местности в Палестине и религиозная община, отошедшая в 6 в. до н. э. от иудейской общины в Иерусалиме. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек. Самаритяне потомки вавилонских колонистов,… … Большой Энциклопедический словарь

    Самаритяне - Национальная волонтерская организация в Великобритании. Осуществляющая помощь в кризисных ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия

    самаритяне - (самоназвание шаммарим — «хранители»), приверженцы иудаистской секты.Самаритяне считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше, оставшихся в Самарии после ассирийского завоевания 722 до н. э. Евреи рассматривают их как потомков … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Ян; мн. Потомки древнееврейского населения Израильского царства, составляющие в Палестине этническую группу, объединённую в религиозную общину (восходит к названию религиозной и этнической секты, отошедшей в 6 в. до н.э. от иудаизма). ◁… … Энциклопедический словарь

    САМАРЯНЕ, САМАРИТЯНЕ Жители Самарии; смешение израильтян с язычниками, которых позднейшие иудеи презирали. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Самаритяне - (Шомроним) Последние ассирийские цари для предотвращения мятежей в захваченных странах изгоняли коренное население (главным образом, высшие слои) и расселяли изгнанников в других захваченных странах или в метрополии Ассирии. Так поступили с… … Энциклопедия иудаизма

Из библейских историй многим людям знакомо выражение «добрый самаритянин», вошедшее в нашу жизнь из притчи, рассказанной Иисусом своим ученикам. В ней он поведал об ограбленном путнике и человеке, спасшем его. Тот неизвестный спаситель был самаритянином. С тех пор для христианского мира эти люди стали олицетворением доброты и бескорыстия.

Общепринятое мнение

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.

В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.

Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.

На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.

Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Палестине после 722 до н. э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в так называемый вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.

Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.

Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.

Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.

История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.

Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.

Человеческая память устроена так, что хорошо хранит злые деяния. Мы прекрасно знаем биографии Гитлера, Сталина, Калигулы и других кровавых тиранов. Но мало кто может вспомнить настоящее имя того, кто вошел в историю под прозванием «добрый самаритянин». Что означает данное выражение, стало известно благодаря Библии.

Притча о добром самаритянине

Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии .

Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:

  • Героем притчи является еврей, пешком преодолевавший дорогу в Иерихон;
  • Но на пути ему попались бандиты, которые ободрали его до нитки и оставили умирать посреди дороги;
  • Несчастный долгое время лежал на оживленном пути, но никто не помогал ему. Что обычный благопристойный еврей, что священник не находили в себе жалости к нему;
  • Но помощь подоспела от одного из оказавшихся в здешних краях самарян (их евреи считали давними врагами). Тот не пожалел последних денег ради помощи умирающему.

Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде. И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.

Кто такие самаритяне?

Сегодня самаритяне представляют собой малый народ численностью не более тысячи человек. Они живут на территории Израиля в мире и спокойствии с титульной нацией евреев.

Но две тысячи лет назад эти оба народа имели немало поводов для нелюбви друг к другу:

  • Название этническая группа получила по городу Самария, что был последней столицей Израильского царства. Они были насильно переселены туда ассирийцами;
  • Оказавшись на иудейской земле, народ воспринял местные обычаи, но не забывал и свои;
  • Проблемы с ассимиляцией вызывали конфликты с евреями, иногда перераставшие в открытые столкновения;
  • К 539 году до н. э. народы по обе стороны от Ханаана окончательно обособились;
  • Александр Македонский после завоевания Ближнего Востока решил воспользоваться местными конфликтами и помогал национальным меньшинствам в борьбе за свои права. Так при участии македонской администрации был построен самаритянский храм;
  • Римляне продолжили политику разделения и властвования. Они предоставили противникам иудеев широкую автономию и вынудили их принять язычество;
  • В последующие века численность народа заметно упала из-за исламизации.

Закон доброго самаритянина

Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.

Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла :

  • Человек обязан помогать пострадавшему только в том случае, если их связывают семейный узы, он является лечащим врачом или виновником бедственного положения. Во всех остальных случаях закон оставляет право спасения на усмотрения каждого гражданина;
  • Если прохожий решил добровольно подойти к пострадавшему, то он не имеет права покидать место происшествия до приезда «скорой». Единственное исключение: опасность для жизни самого помощника;
  • Успешное спасение чужой жизни не подлежит оплате, даже если действия производил квалифицированный специалист;
  • При прочих равных условиях «самаритянин» не несет ответственности за возможную потерю здоровья в результате медвежьей услуги;
  • Мнение пострадавшего имеет значение. Если он явным образом выразил желание не принимать помощь, то нарушение его волеизъявления будет караться по всей строгости закона.

Культурное восприятие

Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:

  • Рембрандт;
  • Винсент Ван Гог;
  • Эме Морот;
  • Доменико Фетти;
  • Иоганн Карл Лот;
  • Джордж Фредерик Уоттс;
  • Джакомо Конти;
  • Ян Вейнантс.

Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:

Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:

  • Передний план целиком занимает лошадь, которую прислуга удерживает за уздечку;
  • Еще один слуга помогает умирающему взойти по лестнице в помещение;
  • У входа стоит состоятельный мужчина, в котором можно узнать добродетеля. Он вручает владельцу дома динары как плату за заботу о пострадавшем;
  • В левом краю картины можно увидеть молодого человека в шляпе с оперением;
  • В его сторону и смотрит несчастный. Выражение лица его говорит о том, что он едва понимает, где оказался. Согласно популярному прочтению иудей полагает, что попал в лапы главаря растерзавших его разбойников;
  • По словам критиков, образ еврея наиболее точным образом передает положение человека, обеспокоенного за свою жизнь. Ни до, ни после художникам не удавалось так живописать выражение беспомощности на лице;
  • На правом конце полотна безучастная служанка берет воду из колодца.

Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.

Выражение «добрый самаритянин»

Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека . Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.

Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.

Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:

  • Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
  • Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо - Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) - Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
  • Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.

Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.

Видео: откуда это пошло, притча

В этом ролике Анна Свиридова расскажет притчу о добром самаритянине, как важно помогать малознакомым людям: