Не секрет, что множество изобретений человечества, которыми мы сейчас пользуемся, изначально были придуманы для инвалидов. Изобретатель телефона Александр Белл на самом деле работал над слуховым аппаратом для своей подруги с плохим слухом. Автор известной образовательной методики Мария Монтессори придумала свою методику, когда занималась с детьми, отстающими в развитии. Может быть, и методы дистанционного образования мы вскоре будем заимствовать у школ для инвалидов? О том, как работает одна из таких школ, "Летидору" рассказала Анастасия Козорез nasty09 , психолог центра "Технологии обучения".

Дистанционная школа называется "i-Школа". Но если совсем официально, то ГОУ Центр образования "Технологии обучения". Ее открыли еще в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", это проект Департамента образования города Москвы.

В этой школе ребенок учится с 1 по 11 класс, и хотя обучение дистанционное, программа занятий -общеобразовательная. Это значит, что по окончании такой школы ребенок сдает ЕГЭ и получает оценки наравне со всеми. Правда, если ребенок не может приехать для сдачи ЕГЭ в школу, то формируется комиссия, которая будет принимать экзамен на дому.

Все ученики этой школы - дети, имеющие определенные заболевания. Оформление инвалидности дает возможность выдачи ребенку бесплатного технического оборудования, необходимого для учебы, и оплату подключения к Интернету. За время работы школы мы принимали и детей без инвалидности (то есть у родителей не было на руках документов, подтверждающих заболевания), но в данном случае за техническое оснащение отвечали уже близкие.

Для учебы необходим следующий перечень оборудования:

Ноутбук apple или macmini (с ним в комплекте клавиатура, мышь, колонки)
. Веб-камера
. Сканер
. Принтер (с расходниками)
. Графическая планшетка
. Цифровой микроскоп

Работа на курсах возможна и с обычных РС. Для детей, у которых есть трудности в пользовании обычными клавиатурой и мышью (например, при ДЦП), подбирается специальное оборудование.

Среди всех предметов, меня больше всего восхищает беспроводное оптическое следящее сенсорное устройство для людей, которые не могут работать с помощью рук. Устройство фиксирует движения головы, используя их для непосредственного управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера. По сути, это такая «головная мышь»: она устанавливается на верхней поверхности монитора, а на голове ученика закрепляется передатчик. Мышь полностью заменяет и стандартную клавиатуру, и джойстик, и мышь. Техника нестандартна, и дети вместе с родителями проходят обучение по ее использованию.

Все дети при поступлении проходят консилиум. Дополнительно проводится педагогическое тестирование. На основании этого строится индивидуальная образовательная программа ребенка. Есть несколько ограничений для поступления в школу: умственная отсталость (массовая программа), эпилепсия (работа перед монитором), зрение (необходима справка от окулиста, что нет противопоказаний).

После тестирования ребенок принимается в определенный класс, но он может проходить программу разных классов по разным предметам. можно посмотреть примеры заданий под гостевым доступом (ник и пароль для входа на сайт выдаются при поступлении в школу). Например, ребенок учится в третьем классе. На тестировании он показал, что его уровень по всем предметам, кроме математики, на уровне 3 класса, а математика на уровне 2-го. Тогда в программе будет прописана математика 2-го класса. Но на протяжении учебы программа по математике (темы, часы) будут планироваться так, чтобы была возможность закончить этот курс во время.

Занятия проходят индивидуально или в малых группах. Большая часть занятий проводится дистанционно. Но обязательно есть хотя бы один очный день, когда дети приезжают в школу (кроме тех детей, которые не могут покидать свои дома). В начальной школе очных дней больше, в средней и старшей - меньше.

У школы есть автобусы, которые привозят и увозят детей, которым необходима доставка. Если ребенок по какой-то причине не может приехать в школу в свой очный день (например, в этот день он заболел), занятия проходят дистанционно.

Большинство учащихся составляют дети с ДЦП. В школе есть лифт, туалеты для инвалидов на каждом этаже и специальное оборудование (столы, стулья, подставки). Уже в первом классе детям нужно переходить из кабинета в кабинет. Кабинеты разделены мобильными перегородками. И в одной комнате одновременно может проходить несколько разных уроков. В начале это тяжело, но привыкнуть можно.

На переменах в начальной школе дежурят воспитатели, которые организовывают для детей игры. Родители, по крайней мере, начальной школы, находятся в школе на протяжении всего учебного дня. Работают еще коррекционные специалисты: психологи, дефектологи и логопеды, которые проводят занятия как очно, так и заочно. Но так как школа не является коррекционной, то с ними общаются не все дети.

У каждого ученика свое индивидуальное расписание. Учитывая особенности ребенка, может варьироваться начало и окончание занятий, но идут они так же как в обычной школе. Если у ребенка дистанционный день, значит, он в назначенное время включает компьютер и занимается 40 минут. Потому у него 10 минут перемена и следующий урок.

Во время дистанционного урока идет постоянный контакт с учителем (через skype или i-chat). У учителя есть возможность контролировать рабочий стол на компьютере ребенка. Дистанционные уроки могут проходить в малых группах. Если ребенок не может выходить из дома, то периодически к нему приезжают на дом учителя.

Обучение в школе в основном проектное. Многие проекты учеников в последствии демонстрируются на выставках и участвуют в конкурсах. Кроме основного, в школе есть и дополнительное обучение. На него принимаются дети, находящиеся на надомной обучении в школах Москвы. Они могут выбрать из списка интересующие их курсы (которых нет в их школе, или которые они хотели бы подтянуть). Им также поставляется техника, назначается преподаватель и составляется программа.

У каждого ребенка есть свой куратор (аналог классного руководителя). Он является связующим звеном между школой и родителями. И он контролирует всю документацию по ребенку. Так как одного ребенка сразу ведет несколько учителей, они постоянно общаются по каждому ученику на специальных форумах. Поэтому учитель по математике знает, как прошел, например, урок по русскому языку. Школа использует электронные журналы и дневники, поэтому родители всегда видят успеваемость ребенка, и что он проходит.

Согласно официальным данным, в Москве проживает около 12 миллионов человек, и 10% из них – люди с ограниченными физическими возможностями… Что же касается детей-инвалидов, то их в столице РФ примерно 35 тысяч, и с каждым годом становится все больше.

К счастью, в современном мире инвалидность – не приговор. Люди с ограниченными физическими возможностями, порой, демонстрируют безграничные способности и добиваются в жизни очень многого. Но для того чтобы они смогли в полной мере реализовать себя, нужны специальные условия. Важнейшее из них - возможность учиться и приобретать востребованные на рынке труда профессии.

На сегодняшний день образование для инвалидов в Москве предоставляют множество учебных заведений, как специализированных (исключительно для людей с инвалидностью), так и комбинированного типа. Несколько вариантов и тех, и других ниже.

УЦПК при Колледже автоматизации и информационных технологий №20

Центр создан в 2013 году и нацелен на создание оптимальных условий для получения профессионального образования лицами с инвалидностью либо с тяжелыми отклонениями здоровья. Предусматривает возможность дистанционного обучения, что очень удобно для маломобильных категорий населения.

Сотрудники центра адаптируют учебную программу под возможности учащихся, а также осуществляют психолого-педагогическое сопровождение последних и их родителей, помогая найти свое место в социуме.

На базе колледжа юноши и девушки с ограниченными физическими возможностями получают профессии, связанные с IT-сферой, овладевая мастерством сайтостроения, видеомонтажа, разработки и внедрения программного обеспечения и т.д.

Специальности являются чрезвычайно востребованными в современном мире, а обучение в колледже – бесплатное. Принимаются выпускники как 9-х, так и 11-х классов. Предусмотрена стипендия.

Институт «РЕАКОМП»

Институт основан в 2000 году и является базовым учреждением Всероссийского общества слепых, нацеленным на комплексную реабилитацию людей, имеющих инвалидность по зрению. Это единственное учреждение в стране, которое осуществляет всестороннюю поддержку лиц с тяжелым сочетанием глухоты и слепоты.

В процессе обучения активно используются компьютерные тифлотехнологии. Инвалиды получают здесь не только полезные знания (в области информационных технологий) – им также помогают полноценно интегрироваться в общество.

Кроме того, учебное заведение осуществляет подготовку соц. работников, тифлосурдопереводчиков и «кует кадры» для Всероссийского общества слепых.

Московский колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26

Колледж этот комбинированный. Принимаются граждане с инвалидностью, чей возраст не превышает тридцати пяти лет.

Под руководством опытных педагогов каждый желающий совершено на бесплатной основе может овладеть такими специальностями, как строительный столяр, мастер-мебельщик, штукатур, маляр, швея.

Обучение осуществляется на базе среднего образования. Среди дополнительных «бонусов» - стипендия, льготный проезд, обеспечение бесплатным питанием, содействие в трудоустройстве.

Научно-практический реабилитационный центр для инвалидов

Центр готовит специалистов в области права, архивоведения, бухучета и экономики, декоративно-прикладного искусства, живописи и т.д. Принимает лиц с ограниченными возможностями в возрасте от шестнадцати до сорока пяти (только москвичей!). Форма обучения – дневная.

Московская академия рынка труда и информационных технологий

Предоставляет качественные услуги образования для инвалидов в Москве и МАРТИТ, а точнее, функционирующая при ней кафедра, деятельность которой направлена на социальную адаптацию и реабилитацию людей с ограниченными физическими возможностями.

Люди с инвалидностью проходят здесь переподготовку или повышение квалификации в таких сферах, как менеджмент, бухучет, психология, вебдизайн, фотошоп, политтехнологии, маркетинг и т.д. Обучение осуществляется и на бесплатной и платной основе.

Автошкола «Мотор»

Но не только профессиональное образование востребовано сегодня людьми с ограниченными возможностями. Многие из них стремятся освоить, например, еще и мастерство вождения.

Такую возможность инвалидам предоставляет в частности московская автошкола «Мотор», педагоги которой имеют большой опыт работы с людьми с ограниченными физическими возможностями, а учебная программа полностью адаптирована под них. Есть возможность дистанционного обучения.

Автошкола является одной из немногих в столице, где обучаются и здоровые люди, и лица с инвалидностью, что для последних – безусловный плюс.

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2019 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2019 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

1. Надомное обучение в обычной массовой школе.

Бывает, что ребятишки, страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями, не в состоянии посещать школу, но при этом их интеллектуальные способности сохранены. Проходить обучение такие ребятишки могут на дому.

Список заболеваний, дающих право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологические заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения об определении формы обучения.

При обучении на дому детям-инвалидам обязаны

Бесплатно предоставить на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

Обеспечить обучение специалистами из числа педагогических работников школы;

Осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию;

Выдать прошедшему итоговую аттестацию документ государственного образца о получении соответствующего образования.

2. Специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты.

Существует и эффективно функционирует система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя школы и школы-интерната семи видов:

I - II вид - школа для глухих и слабослышащих детей;

III - IV вид - школа для слепых и слабовидящих детей;

V вид - школа для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид - школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VIII вида - школа для детей с нарушениями интеллектуального развития.

По окончании школы I - VIII вида ребенку выдается свидетельство об окончании школы государственного образца. Выпускники специальных (коррекционных) школ по собственному желанию уже три года успешно проходят итоговую государственную аттестацию за курс полной средней школы (11-й класс) в форме ЕГЭ. В этом году впервые проходят итоговую государственную аттестацию за курс основной школы (9-й класс) в форме ГИА.

3. Родители (законные представители) детей-инвалидов могут осуществлять их воспитание и обучение самостоятельно. В этом случае родителям выплачивается компенсация.

Размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

293 руб. - на ребенка-инвалида дошкольного возраста;

595 руб. - на ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста;

567 руб. - на обучающегося по основной общеобразовательной программе начального образования;

916 руб. - на обучающегося по основной общеобразовательной программе основного общего образования;

1029 руб. - на обучающегося по основной общеобразовательной программе среднего (полного) образования.

Чтобы получить компенсацию, нужно предоставить соответствующее заявление в комитеты по образованию администраций районов города.

Для получения компенсации нужно предоставить документы

Заявление;

Копию паспорта;

Копию свидетельства о рождении ребенка;

Копию акта органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над ребенком-инвалидом (в случае, если ребенок-инвалид является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей);

Копию справки (свидетельства) медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенку-инвалиду;

Договор родителей (законных представителей) с образовательным учреждением об осуществлении воспитания и обучения на дому самостоятельно;

Копию медицинской справки об организации обучения на дому;

Приказ образовательного учреждения об осуществлении воспитания и обучения ребенка-инвалида на дому самостоятельно;

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, выданное ребенку с ограниченными возможностями здоровья;

Справку о составе семьи, подтверждающую совместное проживание ребенка-инвалида с заявителем;

Номер лицевого счета (копию сберегательной книжки или пластиковой карты банка).

Решение о предоставлении компенсации или об отказе в ее предоставлении должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления. Компенсация затрат на воспитание и обучение детей-инвалидов выплачивается одному из родителей (законных представителей). В случае принятия решения об отказе в предоставлении компенсации муниципальные органы обязаны письменно известить вас об этом с указанием причин отказа. Вы вправе обжаловать это решение в суде.

Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, открытия, прогресс в медицине, мир все еще не способен подарить человеку здоровье. Но жизнь инвалидов в современном обществе может быть ярче и интереснее, чем еще несколько десятилетий назад. На смену уличным барьерам, жизненным препятствиям, бюрократии и несправедливости может придти безграничное общение, новые возможности и полноценная жизнь. Этот шанс дарит в том числе дистанционное обучение инвалидов.

Дистанционное обучение инвалидов: варианты

Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.

Конечно, инклюзивное образование имеет свои плюсы: дети-инвалиды находятся в социальной среде, у них есть возможность общаться, проявлять себя, они учатся дружить, при этом получают полноценное образование. Инклюзивное обучение возможно в высших учебных заведениях.

Но в отличие от дистанционного обучения инвалидов, для осуществления инклюзивного обучения школам и вузам требуется специальное техническое оснащение зданий, лестниц, классов, необходимо разрабатывать специальные учебные программы и в идеале обеспечивать людей с ограниченными возможностями личным помощником.

Реформирование учебной программы и перепланировка помещений зачастую упираются в финансовые проблемы и бюрократические препоны.

В итоге инклюзивное обучение в России оказывается недоступным для большинства инвалидов. Мировая же практика доказывает успешность данного вида обучения, правда, за рубежом государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на каждого ребенка-инвалида, поэтому каждое учреждение заинтересовано в том, чтобы развивать комфортные условия и увеличивать число таких учеников.

В России инклюзивное образование доступно в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве 47 школ готовы принять детей с ограниченными возможностями.

Традиционно обучение инвалидов осуществлялось в коррекционной школе. Ранняя дошкольная коррекционно-педагогическая помощь способна подготовить ребенка к обучению в обычной школе наравне с другими детьми.

Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.

Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи - это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.

Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.

К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.

Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).

В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

  • чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
  • веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.

Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.

Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.

Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.

Проблемы дистанционного обучения инвалидов

К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.

Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.

Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.

Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.

Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.

Shutterstock.com

Дистанционное обучение: достижения

В Москве уже более десяти лет дистанционная форма обучения работает в ГОУ Центр образования « Технология обучения ». В центре есть курсы разных направлений, в том числе и курсы предпрофессиональной подготовки. Обучение проводится как индивидуально, так и в группах из четырех человек.

Успешные примеры дистанционного обучения инвалидов есть и в других регионах, например в Сахалинской области по принципу дистанционного образования работает несколько школ, используя в работе материалы московского центра «Технология обучения».

В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.