Из этой статьи вы узнаете:

    Как и благодаря кому возникла древняя философия буддизма

    В чем заключаются основные идеи философии буддизма

    Какие три основные школы буддизма существуют

Миллиард человек – именно столько последователей буддизма в мире насчитывается на данный момент, и число это постоянно растет. Центральное понятие философии буддизма основывается на том, что вся человеческая жизнь – это страдание, и следует стремиться к его прекращению. В этой статье мы затронем тему о том, как формировалась философия буддизма, каковы его главные принципы.

Как возникла древняя философия буддизма

В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии главенствовал брахманизм. На севере страны возникло течение, противостоявшее ему, – буддизм . Культура, общество и экономика находились в глубочайшем упадке. Традиционные институты и родовые объединения теряли свое влияние, происходило формирование классовых взаимоотношений. По стране путешествовали мудрецы и предлагали по-иному посмотреть на духовную и физическую жизнь человека. В числе учений, которые предлагали под другим углом посмотреть на окружающий мир, был буддизм, получивший наибольшую симпатию народа.

Будда и его учение

Большая часть ученых сходится во мнении, что основоположник исходных понятий философии буддизма был исторической персоной. Им был принц племени шакьев, рожденный в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. По легенде его имя было Сиддхартха Гаутама, он провел во дворце беззаботное и радостное детство, но после осознал весь ужас идеи о цикле бесконечных перевоплощений и увидел, сколько страданий и горя в окружающем мире. Принц отправился в странствие на семь лет, общался с мудрыми индийцами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может избавить людей от страданий?».

Однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, к нему пришло понимание того, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, принц провел под деревом еще несколько дней, затем отправился к людям, чтобы рассказать о новом учении.

Первая проповедь была услышана народом в городе Бенарес. Там к нему присоединились пять его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за отказа от аскетизма. Последующие 40 лет он рассказывал о своем учении по всему северу и центру Индии. К нему присоединилось множество сторонников, которым были близки основные положения философии буддизма.

Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно

Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Она совокупностью осмысленных убеждений в отношении человека, мира и познания реальности. В отличие от Авраамических и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия о греховном теле и бессмертной душе, которую ждут вечные мучения за неправедную жизнь. Есть просто человек: добрые и злые поступки, совершенные им на протяжении жизни и отражающиеся на его карме.

В философии буддизма много специальных терминов, и центральные из них мы сейчас проясним:

    Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.

    Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.

    Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.

    Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.

    Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.

Будда считал, что целесообразно идти по «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и не стоит купаться в роскоши. Человеку надо найти среднее между этих двух крайностей.

В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины

Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:

    Страдание – это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования – это огонь, который пожирает сам себя, принося только страдания. Окружающий мир непостоянен и все время изменяется. Все, что создано, в конце будет разрушено.

    Желания человека являются источником его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.

    Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек перестает ощущать жажду к жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и спокойствием, освобождает от переселения душ.

    Восьмеричный или «срединный» путь спасения – это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое помогает освободиться от страстей.

Восьмеричный путь спасения предполагает верные:

    понимание – очень важно осмыслить и принять, что наш мир состоит из страданий и горя;

    намерения – нужно прекратить быть эгоистом, избавиться от амбиций и желаний;

    речь – человек должен следить за своими словами всегда, они должны транслировать добро и не приносить вреда другим людям;

    деяния – не совершать злых поступков, стремиться совершать только добрые;

    жизненный уклад – в философии буддизма запрещено вредить живым существам, только это может освободить человека от мучений;

    усилия – отслеживать все свои мысли и не пропускать в них зло, быть настроенным на добро;

    помыслы – наше тело является основным источником зла, если вы освободитесь от его желаний, то освободитесь от страданий;

    концентрация – нужно постоянно практиковать восьмеричный путь и быть сконцентрированным на нем.

Первый и второй этап называют праждня, они нужны для постижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают верное поведение и настраивают нравственный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадха, они помогают обуздать разум.

Особенности философии буддизма

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

    Будда – им может быть как любой человек, который достиг просветления, так и сам основатель учения.

    Дхарма – это квинтэссенция основных идей философии буддизма, то, что они могут дать людям, последовавшим за Буддой и принявшим все догматы его учения.

    Сангха – сообщество буддистов, которые беспрекословно следуют догмам данного религиозного течения.

Борьба с тремя ядами – это способ буддистов обрести три драгоценности:

    Отдаление от истины существования и неведения.

    Телесные страсти и жажда к жизни, которые приводят к страданиям. Центральным понятием философии буддизма является страдание.

    Невозможность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и отсутствие сдержанности.

Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.

3 основные школы буддизма как философии

Существуют три основные философские школы буддизма , которые образовались в разное время существования этого учения:

    Тхеравада (Хинаяна) . Последователи этой школы не поклоняются культовым религиозным объектам, у них нет святых мучеников, которые могут их поддержать, никакого рая и ада, отсутствуют ритуалы. Ответственность за избавление от реинкарнаций полностью лежит на человеке, она зависит от тогокак он действует, живет и мыслит. Идеалом этой философии служит монах, который достигает просветления.

    Философия буддизма Махаяна . Появляются святые (институт бодхисатв), которые оказывают содействие людям на пути избавления от страданий. Есть рай, изображения с буддой и с бодхисатвами. Теперь даже человек, живущий мирской жизньюможет спастись от страданий.

    Ваджраяна . Контроль самосознания и медитации – центральные понятия этой тантрической школы философии буддизма.

Рисунок ниже покажет, как три основные школы философии буддизма распространены в разных странах:

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:

    Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.

    Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада », что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака » – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.

    Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру » (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет понятия Бога как творца всего нематериального и материального, всесильного существа, создавшего мир. В этом состоит отличие от привычных для россиян представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэва», их ошибочно называют «богами». Они не создали Вселенную и не управляют судьбами, это обычные люди из другой реальности.

Вопрос: «Верите ли вы в Будду?» – бессмысленный в философии буддизма, так как Будда это реальный исторический персонаж, который жил около 2500 лет назад. Он был обычным человеком, как и все мы.

Многим людям при упоминании Будды приходит на ум Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), это верно, но только отчасти. Любой сторонник буддизма, который достиг просветления, может считаться буддой, и таких было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводиться как «пробужденный», «просветленный». Но только Великих Будд принято писать с большой буквы, таких как Будда Настоящий (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых по канонам разных буддийских школ от 6 до 21. Имена всех остальных пишут с маленькой буквы.

5 мифов о философии буддизма

  • Пацифизм.

Одним из основных положений философии буддизма является ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает любое насилие. Буддист в случае опасности может защитить себя, что отражено в массовой культуре. В документальном и художественном кино часто показывают монаха, постигающего боевые искусства. Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают его с достоинством.

  • Медитации.

При упоминании буддистов у многих возникает такая картина: медитирующий человек в позе лотоса, который поет мантры. Исследователи изучили этот вопрос и выяснили, что очень малая часть буддистов медитируют на постоянной основе, в том числе и монахи.

Ученые опросили приверженцев разнообразных религиозных направлений, оказалось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.

  • Будда.

Неподготовленный читатель может подумать, что это образ Будды Шакьямуни – первого просветленного человека. Это заблуждение. Смеющийся толстый человек, принявший позу лотоса, – это Будай или Хотэй, считающийся в философии буддизма очередной инкарнацией одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея. По преданиям, он приносит счастье, материальное благополучие и веселье людям. Хотя вряд ли он выглядел как толстяк, потому что Майтрей большое количество времени провел в путешествиях.

  • Страдание.

Существует ошибочный стереотип о том, что причинение себе боли и мучений – основное назначение буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, стараются познать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождений.

Философия буддизма исходит из того, что одной из важнейших целей жизни человека является победа над страданиями. Настоящие буддисты не занимаются ни моральным, ни физическим самоистязанием просто так, хотя знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают следовать по пути к просветлению.

  • Реинкарнация.

Человек, мало знакомый с буддийской философией, может полагать, что все буддисты поддерживают идею о переселении душ и круге сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов под реинкарнацией понимают «возрождение», а не «перерождение». Очень малая часть буддийских традиций поддерживает принцип переселения душ в различных животных.

Если после такого краткого рассмотрения основных идей и положений философии буддизма вы заинтересовались этой темой и хотите углубиться в нее, то посетите наш интернет-магазин «Ведьмино счастье», здесь вы найдете все, что касается буддизма: и книги, и магические предметы.

Наш интернет-магазин «Ведьмино счастье» по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России. Здесь вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Ведущую роль в развитии буддийской философии сыграли две хинаянские школы - вайбхашика и саутрантика и две школы махаяны - мадхъямика и йогачара.

УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. Философская сущность проповедей основателя буддизма заключалась в утверждении зависимости мира от человека, а также динамичного и изменчивого (анитья) характера всего существующего, в т. ч. и человека. Будда считал, что человек состоит не из тела и неизменной души (анатма-вада), как в брахманизме, а из пяти групп (скандх) элементов - дхарм, формирующих явления телесного и психического. Тем не менее всеобщая изменчивость не означает хаос, поскольку подчинена закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратитья-самутпада). Такова картина мира, из которой Будда выводит свои четыре благородные истины, всеобщая изменчивость вызывает страдания всего живого (первая истина); у страдания есть своя причина - желание (вторая истина); эту причину можно устранить (третья истина); существует восьмеричный путь к устранению страдания (четвертая истина).

После смерти Будды стараниями его последователей был создан буддийский канон Трипитака (пали Типитака), древнейшая версия которого сохранилась в школе тхера-вада (учение старейших). С точки зрения тхеравады все, что мы наблюдаем, и мы сами - это поток мгновенно вспыхивающих элементов существования - дхарм, которые сменяют друг друга настолько быстро, что нам кажется, будто мы и вещи вокруг нас неизменны. В тхераваде культивируется идеал архата - совершенного святого, искоренившего в себе все слабости человеческой натуры, подчеркивается значение практики медитации, поэтому большую роль в ней играют классификации типов личности и методов медитации, соответствующих каждому типу.

Философские идеи школ вайбхашика и саутрантика отражены в «Абхидхармакоше», тексте, созданном в 4 в. н. э. буддийским философом Васубандху, который впоследствии перешел в махаяну. Основная идея вайбхашики состоит в том, что все дхармы - прошлого, настоящего и будущего - существуют, но в разных формах (дхармы настоящего - проявлены, дхармы прошлого и будущего - непроявлены). Поэтому дхармы в действительности не возникают и не исчезают, а лишь переходят с одной ступеньки существования на другую. Все они делятся на составленные, постоянно пребывающие в «волнении» и заполняющие собой наблюдаемый мир, и несоставленные, «успокоенные» (прежде всего нирвана). Сансара (эмпирическое существование) и нирвана (освобождение от перерождений) взаимно исключают друг друга: пока дхармы находятся в «волнении», нирвана не наступит, и, напротив, когда их «волнение» прекращается, мир сансары просто исчезнет. Если сансара - это состояние всего мира, то нирвана - состояние только человека. И единственный путь к нему - искоренение в себе ложного мнения о «самости», неизменном «я», которое переходит при перерождении из тела в тело. Буддист должен смотреть на себя и на окружающий мир не как на «я» и мир, или, на философском языке, субъект и объект, а как на безличный поток элементов. Представители школы саутрантика полагали, что существуют только дхармы настоящего, дхармы прошлого и будущего нереальны. Нирвана - это не какое-то особое состояние, а простое отсутствие сансары. Философия махаяны, связанная с именами Нагарджуны, Васубандху, Чандракирти, Шантаракшиты и др., продолжает развивать буддийские учения о нирване и сансаре. Если в предшествующих школах, которые махаянисты объединили понятием хинаяна - «узкий путь», главным является противопоставление этих понятий, то здесь они практически отождествляются. Раз каждое существо способно к духовному совершенствованию, значит, в каждом есть «природа Будды» и ее необходимо обнаружить. Таким образом, нирвана, понимаемая как реализация «природы Будды», подспудно содержится в сансаре. Махаяна идет дальше хинаяны и в вопросе об отсутствии души, или самости, у всего существующего. Мир и все в нем содержащееся, в т. ч. и дхармы, лишены собственной опоры, зависят друг от друга, а значит, относительны, пусты (шунья). Поэтому страдание объясняется отсутствием у этого мира смысла и ценности, нирвана же связывается с постижением его подлинной основы - пустоты (шуньята) и с пониманием того, что любое учение о нем неистинно. Махаянские философы подчеркивают, что все понятия относительны, включая самое относительность, поэтому на высших ступенях медитации следует отказаться от понятий вообще и постигать мир чисто интуитивно.

В ваджраяне вырабатывается принципиально новое отношение к человеку - субъекту просветления. Если в других направлениях буддизма тело человека оценивалось в основном негативно, т. к. считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной практики, видя в нем потенциальный носитель высшей духовности. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в человеке. Исполняя ритуальные жесты (мудры), адепт реализует в собственном теле природу Будды; произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу Будды в речи; а созерцая божество, изображенное на мандале (священной диаграмме или схеме вселенной), реализует природу Будды в собственном уме и как бы становится Буддой «во плоти». Таким образом, ритуал преобразует человеческую личность в Будду и все человеческое становится священным.

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 321-322.

Самая немногочисленная из трех основных конфессий. Принадлежность к ней не зависит от расы, национальности или местожительства ее последователей. Вот почему сотни миллионов ее адептов находятся не только во всех регионах Азии и Дальнего Востока, но и во многих государствах на других континентах. Очерк о происхождении и становлении буддизма не менее увлекателен, чем сведения о христианстве и исламе.Возникновение буддизма как религиозного и философского течения относится к глубокой древности, но само название возникло совсем недавно ― в XIX столетии, в Европе. Родиной его была Индия, но в современном мире он признан огромным количеством народов со всевозможными обычаями. Разными учеными буддизм определяется как:

  • религия;
  • философия;
  • этическое учение;
  • культурная традиция;
  • цивилизация;
  • наука о сознании.

Рассмотрим, что лежит в его сущности.

Историческая основа

Если не знать основы буддизма, нельзя понять величайшие восточные цивилизации: Индию, Китай, Тибет, Монголию, которые буквально пропитаны его философией. Возникновение этой конфессии относится к I тысячелетию до нашей эры. Сколько лет буддизму, было определено в 1956 году, когда в ЮНЕСКО было решено отметить 2 500-летний юбилей этого учения. Символически его появление датируется 543 годом до нашей эры – годом вступления Будды в паринирвану. Современными исследованиями установлено, что дата смерти Будды – 486 год до нашей эры.

По обыкновению зарождение буддизма связывают с принцем Сиддтхартхой Гаутамой, который проживал в изобилии и великолепии, избавленный отцом от всего плохого. Побуждением к духовным переменам для царского сына стали встречи со старцем, с прокаженным и с погребальным шествием. Они осведомили Гаутаму о том, что преклонный возраст, болезни и кончина являются участью человечества. После он встретил безмятежного бедного путника, ничего не требующего от судьбы. Этот урок произвел глубокое впечатление на царевича и заставил его размышлять об участи человечества. Втайне оставив дворец, он решил заняться поисками смысла жизни и в возрасте 29 лет превратился в отшельника.

В течение 45 лет Будда распространял свою теорию, которая представляла собой учение о четырех возвышенных истинах. Последователи называли его Буддой, что означает на санскрите «просветленный, пробужденный». После его смерти не осталось ни единого написанного трактата. Позднее появлялись и иные проясненные индивиды – Будды, внесшие свою лепту в религиозное формирование цивилизации. Приверженцы отдельных школ буддизма почитают наставниками и основателей иных учений.

Фундаментальные представления

На протяжении нескольких лет наблюдая за своим разумом, Будда сделал заключение, что источником человеческих мучений и скорби становятся сами люди: их увлечение жизнью, имуществом и финансами, верование в незыблемость и вечность души. Это явилось экспериментом по созданию заблуждения, противостоящего глобальной изменяемости. Конца мучениям (вступления в нирвану) и пробуждения, при которых жизнь предстает правдивой и естественной, можно достигнуть, уничтожив все привязанности и заблуждения стабильности, чему способствует опыт сосредоточенности и ограничения, соблюдение пяти заповедей.

Будда констатировал, что его теория не является священным пророчеством, а обретена им в результате медитирования и наблюдения над собственной душой и иными вещами. Положение не стало догматичным, принимаемым на веру без критики, а эффект зависит от самого последователя. Будда наставлял принимать его учение лишь посредством испытания на своем собственном опыте, сравнивая этот процесс с процедурой проверки купцом подлинности золота при покупке. Он советовал принимать свою теорию только после убежденности в ее достоверности.

За 25 веков существования буддийская философия впитала массу разнообразных духовных практик и обрядов. Одни сторонники буддизма считают основным рефлексию на базе медитации, другие предпочитают заниматься полезными делами, третьи делают акцент на почитании Будды. Несхожесть в концепциях и представлениях разных буддийских школ обязывает принимать в качестве буддизма всякое учение, которое традиционно становится буддийским и основано на принципах, которые установил сам Будда. Но истолкование концепций в разных теориях иногда разительно отличаются. Сторонники тхеравады утверждают окончательность доктрин, а приверженцы махаяны настаивают на их условности, они считают их переходной ступенью в постижении учения. Одинаковым для различных учений является:

  • жизнеописание Шакьямуни;
  • принятие воздаяния и преображение (сансара);
  • 4 возвышенных истины и восьмеричная стезя;
  • теория зависимого возникновения.

Толкование этих компонентов в различных школах тоже многозначно. Некоторые документы махаяны описывают эти элементы лишь как умелые инструменты, чтобы привлекать внимание к буддизму людей, имеющих ординарный духовный потенциал.

Представление о Боге

Единичные буддийские школы почитают Будду Богом, но прочие приверженцы учения усматривают в нем своего основоположника, учителя и цивилизатора. Они исповедуют, что достижение просветления станет возможным лишь за счет ресурсов Вселенной. Поэтому буддизм не признает Бога-создателя, всеведущего и всесильного. Всякий человек является элементом божества. Буддисты не имеют единого неизменного Бога, каждый просветленный может получить звание Будды. Подобное представление о Боге отличает эту конфессию от многих западных духовных учений.

Сам Будда всемерно отрицал мысль о наличии творца, создавшего Землю и жизнь на ней. Специалисты по буддийской медитации в принципе считают, что вера в Бога служит помехой на пути к нирване.

Хотя буддизм и не признает Бога, в учении фигурируют создания, ориентировочно приближенные к божественной сущности, ― дэвы. Но нельзя понимать их в том же смысле, что божества в западных религиях. Они проходят испытания скорбями и муками подобно людям, подвергаясь перерождению в колесе сансары. Будда становится мудрейшим в сонме божеств, его называют учителем богов. Различные учения буддизма имеют представления, уподобленные божествам. Бог в буддийском учении зовется различными именами:

  1. создатель, или первоначало ― основание происхождения мира и всего живого, которое невозможно понять с помощью разума;
  2. брамин ― духовное существо, осознающее себя после воскресения;
  3. идеал, тождественный абсолютному разуму.

В чем заключается практика

Последователи буддизма устремлены к освобождению от помутнения разума, искажающего подлинную действительность. Они стараются избавиться от негативных качеств:

  • гнева,
  • ожесточения,
  • тревоги,
  • ужаса,
  • необразованности,
  • бескультурья,
  • самолюбия,
  • эгоцентризма,
  • лености,
  • недоверия,
  • завистливости,
  • алчности,
  • недовольства.

Достоинством доктрины является воспитание в своих адептах чистых и возвышенных свойств:

  • человечности,
  • великодушия,
  • признательности,
  • милосердия,
  • сочувствия,
  • усердия,
  • благоразумия.

Эти свойства способствуют постепенному овладению истиной и очищению разума, результатом чего становится стабильное чувство благоденствия. Работая над своим разумом, укрепляя, облагораживая и делая его ярче, буддисты снимают тревогу, раздраженность и недовольство, приводящие в итоге к неблагополучию, унынию и подавленности. Вот почему буддизм становится незаменимым условием для просветления и бесповоротного высвобождения сознания. Буддизм считается религией мировоззренческого, а не сверхъестественного плана.

Нравственность и этические нормы

Назидания и этика буддизма базируются на правилах, запрещающих причинять вред и требующих соблюдения чувства меры и скромности. Эти предписания воспитывают в людях благоразумие, глубокомыслие, концентрированность и нравственное поведение. Медитация помогает познанию и развитию приспособлений действия разума и логики между физическими, метафизическими и умозрительными операциями. Буддийские теории послужили фундаментом для множества разнообразных школ, объединенных пониманием жизнеописания Будды и его концепции и ориентированных на многогранную эволюцию человека ― рациональную эксплуатацию плоти, слова и интеллекта.

Универсальность и многосторонность буддийского учения основано не на вероисповедании, а на практике. Вот почему одно лишь изложение его сути не дает полного представления об этой конфессии. Специфика данного религиозного направления будет понятна лишь в сопоставлении с иными идеологиями и верованиями. Постигнуть концепцию Будды можно, только освободив энергию сознания от суровых этических стереотипов.

Мировое распространение

Воззвание к независимости от скорби и вера в активность космоса привели к возникновению на Западе в прошлом и позапрошлом столетиях новых теорий ментальности и мировосприятия на основе концепции буддизма. Первоначально последователями буддийской философии были переселенцы из азиатских и восточных держав, удрученные скрытыми тревогами. Позднее к ним примкнуло неверующее население различного толка.

Буддизм считался в Тибете официальной верой до того момента, когда Китай в 50-е годы ХХ столетия оккупировал страну. Далай-лама, глава буддистов, одновременно был государственным лидером края. В результате интервенции Поднебесной ему пришлось эмигрировать. Поселившись в Индии, он продолжал оттуда руководить своими последователями.

За океаном и в европейских странах учение стало весьма популярным в форме дзен-буддизма. Это направление пришло из Японии, где оно сформировалось еще в XII столетии. Признание это течение получило после яркого выступления его последователя, японского монаха, во время Чикагского религиозного конгресса. С тех пор дзен-буддизм, наряду с йогой, стал наиболее распространенной на Западе ориенталистской теорией, в которой преимущество отдается регуляции сознания над телом.

В практиках дзен нет авторитетности божественных текстов, молений и наставлений, зато повышенный интерес уделяется персональным медитациям. Как и в традиционном буддизме, в дзен разум познается через практику, высшим проявлением познания является просветление. Повышенное внимание к дзен-буддизму объясняется непритязательностью этого учения.

Концепция и мировоззрение

Буддийское учение невозможно причислить к вероучениям, центром которых является божество ― создатель мира. Это философия, предполагающая содействие в ориентации человека на стезю самосовершенствования и самопознания. Здесь отсутствует идея о существовании бессмертной души, об искуплении прегрешений, но утверждается, что все дела и помыслы человека возвращаются обратно. И это является не священным наказанием, а лишь результатом деяний и раздумий, оставляющих отпечатки на персональной карме.

Открытие Будды состояло в том, что человеческая жизнь является скорбью, а все творения изменчивы и недолговечны. Скорби образуются из-за желания. Избежать страданий получится только посредством отрешения от страстей. Целью последователей буддийского учения становится нирвана ― положение, достижение которого позволяет угаснуть страстям, вследствие чего пробуждается ощущение удовольствия и независимости. Достигнуть этой цели можно, следуя восьмеричным путем избавления.

Буддийское учение весьма универсально и примечательно тем, что не опирается на веру. Это философская теория. Значительным составляющим ее является практика. Буддизм слишком сложен для того, чтобы кратко его охарактеризовать. При сравнении этого учения с другими мировыми религиями и идеологиями выявляется все его специфическое своеобразие. Принимать это учение можно лишь в том случае, если сознание освободится от этических шаблонов.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как известно, знание любого предмета начинается с изучения его основ. Поэтому предлагаем вам сегодня поговорить кратко об основных идеях буддизма: узнать самое главное об этом кладезе мудрости, вернуться на две с половиной тысячи лет назад, познакомиться с Буддой Шакьямуни и изучить главные положения его философского наследия.

Также эта статья поведает об основополагающих истинах, заповедях, священных писаниях и обозначит границы между разными школами буддизма.

Немного истории

Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.

Сегодня о буддизме знают на всех континентах. Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке. Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.


Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины. Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.

Основные идеи

Важно понимать, что буддизм – это не религия в привычном понимании, это скорее философия, традиция, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления.

Здесь нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно. Будда не Бог, он человек, которому удалось достичь нирваны, и он подсказывает ученикам свою дорогу.

Упор делается на то, что человек сам должен обладать желанием измениться, понять природу этого мира, очистить разум от тщетных мыслей, предаться глубоким размышлениям, достичь гармоничных отношений с окружающим миром, избавиться от страстей, желаний и спастись. Это и называется нирваной – полным освобождением от страданий.


Нирваны можно достичь путем соблюдения строгих предписаний этики, постоянными медитациями, чтением мантр, скромным, аскетичным образом поведения, а также при поддержке различных боддхисаттв и будд – существ, уже достигших Просветления.

Нирваной заканчивается вращение колеса сансары – череды перерождений. Буддисты не сомневаются в идее реинкарнации, а ведь в каждой жизни люди рождаются, болеют, умирают, что само по себе является страданием. Выйдя из , можно навсегда избавиться от него.

Важное понятие буддийской традиции, известное многим, – . Любое наше действие, чувство и даже мысль находит отражение в будущем. Они, благие или разрушительные, оставят кармический отпечаток и неизбежно приведут к последствиям.

С таким взглядом неразрывно связаны законы причины и следствия. Шакьямуни учил, что все имеет условия появления и влечет определенные последствия.

Будда говорил: «Хорошая причина образует хороший результат. Плохая причина – плохой результат. Моя причина – мой результат».

Философия определяет основные ценности:

  • Будда – великий Учитель, а также каждый, кто дошел до истины его тропой, называется буддой;
  • – учение, его положения, понятия;
  • Сангха – буддистская община, которая учит правильному следованию правилам и непреложным принципам.

На пути к освобождению нужно научиться противостоять сложностям, отметать так называемые «три яда»:

  • неведение, уход от истины;
  • потакание страстям и телесным желаниям;
  • гневливое, несдержанное поведение.

Буддийская традиция придерживается главных идей:

  • четыре благородные истины;
  • пять заповедей;
  • срединный путь;


Истины

Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:

  • в мире много страданий – дукхи;
  • они имеют за собой причину – желания;
  • есть путь избавления от страданий;
  • этот путь ведет к нирване.

Заповеди

  • не причинять вреда живым существам, не убивать их;
  • не воровать;
  • не врать;
  • не прелюбодействовать;
  • не употреблять одурманивающих средств.


Срединный путь

Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути». Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред. Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.

Восьмеричный путь

Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана. Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:

  • понимание, видение мира;
  • мысли, намерения;
  • слова;
  • поступки;
  • образ жизни;
  • усилия, старания;
  • внимание, мысленный и чувственный контроль;
  • сосредоточенность, которая достигается медитациями.


Священные книги

Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».

  • Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
  • Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
  • Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.


Школы

Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев. Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую. Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому.

В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца. По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне.

Таких примеров может быть уйма, поэтому принято разделять главные течения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие направления.

Тхеравада

Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни. Она считается самой строгой, консервативной. По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.


Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур. В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека.

Махаяна

Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения. Она также известна под названием «Великая колесница».

Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле.


Ваджраяна

Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания.

В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать. Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Буддийский мир удивительный, мы только начинаем его открывать. Делитесь этой статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии. Его основатель – царевич Сиддхартха Гаутама из племени Шакья (563-483 гг. до н.э.).

Когда в семье раджи родился сын, отцу предсказали, что ребенок станет либо величайшим монархом, либо величайшим отреченным, причем отречется от мира он из сострадания к людям. Разумеется, радже нужен был наследник. Отец решил лишить сына зрелища людских страданий и отвлечь от созерцательных настроений: устроил для него пруды с лилиями и белыми лотосами, отдал ему три дворца, велел певицам и танцовщицам постоянно развлекать его, женил на красавице царевне, приказал не говорить при нём о страданиях и смерти. В тех редких случаях, когда царевич покидал свои сады и дворцы, с его пути прогоняли всех старых, нищих и больных.

Но однажды, выехав на прогулку со своим возницей, царевич встретил дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясён, когда узнал, что это общий удел всех людей. Когда далее он увидел больного, изуродованного проказой, и погребальную процессию, он ощутил жизнь как сферу безысходных страданий. На лицах людей, не предупрежденных о прибытии царевича, он увидел следы забот и печали. Он убедился в бренности всего земного, в невозможности найти смысл, опору в суетном и преходящем мире.

Обратившись к мудрецам-брахманам, он быстро разочаровался в них, пораженный бесконечными словопрениями философов. Брахманизм переживал в ту эпоху упадок: секты и школы завязли в бесплодных спорах по поводу метафизических тонкостей. Царевича же интересовали не философские построения, а ответ на вопрос: как спастись от безысходного круговорота жизни, где всё объято пламенем страдания. Он решил, что надо быть "свободным от обаяния любого учения". Глупым казалось ему и слепое доверие к старым писаниям. Однако следы ведической философии навсегда остались в миросозерцании Гаутамы. И не без оснований считают, что буддизм вырос из семян, упавших с раскидистого дерева Упанишад.

Поняв, что философские системы не разрешат мучивших его проблем, Гаутама обратился к йогам-практикам. Он жил среди них, наблюдая сверхчеловеческие подвиги аскетизма, но не мог понять, почему многие из них стремятся не к высшей свободе, а к сверхъестественным силам, лучшему воплощению и временному блаженству среди небожителей. Эти цели казались ему недостойными. Сердце его было преисполнено сострадания. Он хотел найти путь избавления и открыть его всем людям.


Для него не имели смысла ритуалы. Существование богов и духов ничего не меняло. Боги и духи не властны отменить закон кармы, они сами от него зависят и не в силах прервать бесконечную цепь перевоплощений. Так зачем же возливать перед ними масло и бормотать мантры?

Покинув своих наставников-йогов, Гаутама ринулся один по пути самоистязаний. Но просветление к Гаутаме не приходило.

Сиддхартха, наконец, понял, что самоумерщвление ни к чему не приводит, отказался от крайностей аскетизма и повел жизнь самоуглубления, сосредоточившись на источнике страданий. Его друзья-отшельники покинули его, решив, что он не выдержал борьбы.

Недели сидел Сиддхартха, погруженный в глубокое созерцание, и вот на него снизошло долгожданное просветление. Вся вселенная как бы предстала перед его взором. Теперь Сиддхарта знал, с чем надо бороться, чтобы обрести избавление от мира, полного боли и скорби. Отныне он стал Буддой - Пробужденным.

Несколько недель Будда провёл в лесу, не желая нарушить своё уединение. Он преодолел искушение войти в нирвану, решив возвестить миру своё учение. Будда произнес свою первую проповедь – о повороте Колеса Учения (дхармы ).

В 29 лет Сиддхарта покинул дворец, в 35 стал Просветленным, и еще 45 лет проповедовал свое учение. Вокруг него сложилась монашеская община – сангха, которая быстро росла.

Будда удивлялся тому, что есть люди, не стремящиеся к истине и свободе, довольствующиеся преходящими удовольствиями. "Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищите света?" Всё непрочно, всё разрушается, уносится в небытие. Во Вселенной царит демон смерти: ""За всякой вещью, которая манит человека к обладанию ею, притаился Мара". Он не имеет власти лишь над тем, кто понимает, что всё преходяще. Лишь "кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, на мираж, того не видит царь смерти".

Однажды Будда обратил в свою веру жену раджи. Он создал в ее сознании прекрасную девушку, которая пошла ей навстречу и на её глазах прошла все ступени жизни, превратившись в морщинистую старуху, а затем в скелет. Осознав непрочность всего, к чему она была прежде привязана, женцина стала последовательницей Будды.

Традиционно считается, что Будда помнил десятки тысяч своих воплощений, и поучительные случаи из них излагаются в коротких рассказах (джатаках).

Когда подошел срок, Будда дал ученикам последнее наставление – надеяться только на свои силы, «быть светильниками самим себе», лег в позе льва, погрузился в созерцание. Из четвертого уровня сосредоточения он вступил в окончательную нирвану. Круг кармы остановился, он не родится вновь. Мир перестал существовать для него, как и он перестал существвать в мире. Он погрузился в нирвану – состояние, которое нельзя представить и описать. Можно лишь сказать, что в этом состоянии нет обусловленности и страданий.

Единого учения, единой философии буддизма не существует.Есть различные течения и направления, очень сильно отличающиеся друг от друга. Однако основные идеи (четыре благородных истины, учение о карме, о мгновенности, об отсутствии души) присущи всем направлениям буддизма.

Основы своего учения Будда изложил в виде четырёх тезисов - четырёх "благородных истин":

– вся жизнь есть страдание: рождение - страдание, болезнь - страдание, недостижение желаемого - страдание, словом, вся привязанность к земному есть страдание;

– причина страдания – желания (тришна – жажда бытия, привязанность к преходящему);

– существует освобождение от страданий – нирвана;

– есть путь, ведущий к нирване.

Священный восьмеричный путь делится на три этапа: этап мудрости (2 ступени), этап нравственности (3 ступени), этап сосредоточения (3 ступени).

1. Праведное воззрение (основанное на благородных истинах).

2. Праведное устремление (к освобождению).

3. Праведная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая).

4. Праведное поведение (непричинение зла, отказ от всего, что омрачает сознание).

5. Праведный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.

6. Праведное усердие (направление всех помыслов и сил на самосовершенствование).

7. Праведное внимание (активная бдительность сознания, всеохватный контроль над всеми психофизическими процессами).

8. Праведное сосредоточение (достижение самадхи – предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания).

Привязанность к существованию (тришна) и вытекающие из нее действия заставляют живое существо постоянно перерождаться. Так как любое действие имеет результат, создается карма. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, тоже приносит плод, определяя необходимость следующего рождения, характер которого обусловлен кармой умершего. Карма – не воздаяние со стороны Бога, а основной закон существования, безличный и неотвратимый. Карма может быть благой и дурной; от нее зависит страна, семья, в которой родится человек, пол, врожденные болезни, способности, основные черты характера, наклонности. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее. Этот круговорот называется сансара .

Все этапы существования причинно обусловлены, и причинность эта не оставляет места для таинственной трансцендентной причины (Бога, судьбы). Живое существо, влекомое своими подсознательными влечениями, оказывается несвободным, полностью обусловленным.

Сансара безначальна: ни у одного существа не было первой жизни (но может быть последняя). Признается 31 сансарический мир; рождения в 27-и благоприятны (26 миров богов, мир людей) и в 4-х неблагоприятны (мир животных, демонов, голодных духов и ад). Но даже самое благоприятное перерождение не может быть целью буддиста. Цель – освобождение, разрыв круга сансарического бытия, круга перерождений, и достижение нирваны . Буддизм, следовательно, предполагает преобразование человека из существа страдающего и обусловленного в существо свободное и совершенное.

Слово «нирвана» означает «угасание, затухание, поэтому на Западе нирвану часто понимают как полное прекращение жизни, уход в небытие, и считают буддизм пессимистичным. Однако из буддийских текстов ясно, что затухает вовсе не бытие. Угасают страсти, привязанности, омрачения. Подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается ветер, так прекращаются страдания, когда иссякают страсти. С исчезновением причины страдания исчезает само страдание.

Будда на вопросы о сущности нирваны отвечал молчанием. Нирвана – не Бог, не безличный Абсолют, не субстанция (субстанций буддизм не признает), а состояние. Состояние свободы и полноты бытия, выход за пределы личности. В опыте нашего сансарического бытия нет ничего, подобного нирване. Если мы будем сравнивать ее с чем-либо известным, мы создадим ментальный образ нирваны (который может быть только неадекватным представлением), привяжемся к этому представлению и тем самым даже нирвану сделаем объектом привязанности и источником страдания.

Анатмавада (ан – отрицание, атма – душа, вада – учение) – учение о несуществовании индивидуального субстанциального вечного «я», или души. Это учение отличает буддизм от всех остальных религий. Западные философы считали веру в бессмертие души источником нравственности и непременным элементом религии. В буддизме же утверждается, что чувство «я», привязанность к индивидуальному существованию – источник всех страстей и омраченности. Но буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, – высшем Я, едином во всех существах, тождественном Абсолюту. Атман буддисты не признают и не отрицают, о нем просто не говорят. Отрицают индивидуальное «я», личность, простую и тождественную самой себе субстанцию. Она, по мнению буддистов, не обнаруживается в опыте и рассматривается как иллюзорный продукт ментального конструирования. Личность – только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов, элементов опыта.

Для сансарического существования характерны следующие черты: все лишено самости, все есть страдание, все нечисто, все непостоянно. Скупо, но все же говорит Будда о природе мира. Образ мира порождают бегущие с неуловимой для обычного восприятия быстротой вибрации дхарм. Нет ничего неизменного в мире. Как нет постоянного "я", души, нет и постоянного тела. Что такое дхармы? Не частицы и не духи, а психофизические элементы, которым человеческий язык не может дать определение. Но из них складывается всё – и материальный мир, и духовный.

Наука в наши дни приблизилась к этим древним представлениям, добытым в мистических прозрениях. Атом так же неописуем, как буддийские дхармы. Вернер Гейзенберг говорит, что "атому современной физики все качества чужды, непосредственно к нему не имеют отношения вообще никакие материальные качества, то есть любой образ, какой могла бы наша способность представления создать для атома, тем самым ошибочен". Неудивительно, что многие современные физики серьёзно увлечены философией Востока.

Дхармы – это моментальные явления, мгновенные вспышки; они исчезают, как только появляются. Два момента – это два разных элемента. В мире, таким образом, происходит не изменение, а исчезновение и возникновение. Почему же вещи кажутся нам длительно существующими, изменчивыми? Мы не замечаем исчезновения и возникновения дхарм, как в кино не замечаем смены кадров, а видим движущиеся фигуры. То же самое относится к личностям. Каждое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей. Не только в одну реку не войти дважды, но и нет того, кто дважды попытался бы это сделать.

Но если нет души, нет личности, кто же тогда перерождается? Никто. В буддизме человек – не облеченная в тело душа, а поток состояний (дхарм), серия кадров. Возникает вопрос, для чего же улучшать или сжигать свою карму, если плодами будем пользоваться другое существо. Однако сказать, что это будет другое существо, столь же неверно, как и сказать, что это то же самое существо. Мы видим пламя свечи, через два часа свеча все еще горит. Это то же самое пламя или уже другое?

Теория дхарм, мгновенности и анатмавада формируют основу буддийской онтологии, которую можно назвать онтологией бессубстратного процесса. Бытие – не постоянная субстанция или сущность, а процесс, не опирающийся на единую неизменную основу.

К проблемам, непосредственно не относящимся к освобождению, Будда относился равнодушно. "Как великое море пропитано только одним вкусом соли, так и это учение и этот устав, проникнуты только одним стремлением - стремлением к освобождению". В ответ на абстрактные вопросы, которые, по его мнению, безразличны с точки зрения человека, ищущего освобождения (их насчитывают 14), Будда хранил «благородное молчание». Это вопросы о том, вечен ли мир, конечен ли он, тождественна ли душа телу, бессмертен ли познавший истину и т. д. Если найден выход из темницы, то незачем отвлекаться на размышления об её устройстве. Всеведение обретается при пробуждении, а пробуждения достигает не тот, кто занимается словопрениями и интеллектуальными играми, а тот, кто усердно практикует Восьмеричный Путь.

Три Драгоценности буддизма, три объекта поклонения – Будда, Дхарма (его Учение) и Сангха (монашеская община).

Есть Будда и будды. Будда – это царевич Сиддхартха Гаутама, две с половиной тысячи лет назад достигший Просветления; будды приходили до него и будут приходить после. В мире периодически накапливается дурная карма, он погибает, и возникает новый мир. Этот цикл называется кальпа. В течение каждой кальпы приходит от одного до пяти будд. В нашу кальпу четыре уже приходили, ожидается пятый и последний – будда Майтрейя.

Будда не бог; спаситель он – лишь в какой-то мере: спасает лишь тем, что указывает путь. Вступить же на путь, продвигаться по нему – это дело выбора каждого человека.

В буддизме вообще ничего не говорится о Боге; есть боги – невоплощенные блженные существа, подверженные закону кармы. Для познавшего нет власти кармы. Он выше всех космических сфер, выше всех богов и духов. Будда утверждал, что нет иного пути к высочайшему "пробуждению", кроме как через человеческое состояние. Даже боги, чтобы достичь его, должны родиться людьми.

"У совершившего странствие, беспечального, у свободного во всех отношениях, у сбросившего узы – нет лихорадки страсти... Он лишен гордости и отказался от желаний. Такому даже боги завидуют, у такого спокойного и освобождённого – совершенное знание... В деревне или в лесу, в долине или на холме, – где бы ни жили архаты, любая земля там приятна. Приятны леса. Где не радуются прочие люди, возрадуются лишенные страсти, ибо они не ищут чувственных удовольствий".

Монахи не особенно интересовались, каким богам поклоняется население, какие ритуалы выполняет. Местных богов и демонов они не объявляли бесами и не отрицали. Они объясняли, что боги также находятся в "колесе жизни", также подвержены страданиям. Поэтому Будда, познавший истину, стоит выше богов. Местные боги теперь тоже познали Четыре Благородные истины, будут защищать Дхарму и охранять ее приверженцев. Наилучший образ жизни мирянина заключается не в поклонении Будде или богам, а в соблюдении пяти правил: не убивать живых существ, не лгать, не воровать, не прелюбодействовать, не употреблять спиртных напитков. Мирянину достаточно этих пяти обетов, у монаха их более ста, и цель его – не улучшение кармы, а сжигание ее.

Лучшей пропагандой для буддизма служил пример самих монахов. Среди древнейших текстов сохранилась их песнь:

"Мы живём очень счастливо, невраждующие среди враждующих, среди враждебных людей мы живём невраждующие.

Мы живём очень счастливо, небольные среди больных, среди больных людей мы живём небольные.

Мы живём очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги".

Контакты буддийской общины и населения вели к приспособлению буддийского учения к местным традициям и верованиям. Кроме того, в самой буддийской общине возникли разногласия по вопросам толкования методов достижения просветления и по дисциплинарному уставу почти сразу после ухода Будды в нирвану.

Последователи Тхеравады (учения старейших) учили, что дхармы реальны, являются последним онтологическим основанием опыта. Цель совершенствования – святость и уход в нирвану; достигается это каждым человеком в отдельности и лишь благодаря его собственным усилиям. Будда был сначала обычным человеком, но достиг совершенства и освобождения. Будда ушел в нирвану, его в мире нет и для него нет мира, поэтому молиться ему бессмысленно. Поклонение Будде, поднесение даров его изображениям нужны не Будде, а людям. Идеалом Тхеравады является архат (в переводе «достойный») – святой монах, достигший собственными усилиями нирваны и навсегда покинувший мир.

Предполагается, что этот путь сложен, доступен лишь малому кругу последователей, в основном монашеству. Однако в Бирме, Таиланде и др. распространено временное принятие монашества. Когда монашеские обеты снимаются, миряне возвращаются в свои семьи.

Учение Тхеравады распространено в настоящее время на Шри-Ланке, в Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Сторонники другой ветви буддизма уничижительно называют Тхераваду Хинаяной ("малой, ущербной колесницей"), в то время как свое учение – Махаяной – Великой Колесницей.

Идеалом для последователя Махаяны является не обретший нирвану архат, а стремящийся к достижению Пробуждения на благо всех живых существ бодхисаттва .

В раннем буддизме бодхисаттвой назывался будущий Будда. В ранней Махаяне – это любой человек, стремящийся к пробуждению. В дальнейшем у этого понятия появляется новый оттенок, появилась формула: «Да стану я Буддой на благо живых существ». Бодхисаттва движим великим состраданием:

Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;

Пусть я буду рабом, кому нужен раб;

Пусть я буду мостом, кому нужен мост.

На любое живое существо он смотрит как на свою мать – ведь мы находимся в круговороте сансары с безначальных вермен, побывали со всеми существами во всех возможных отношениях, в том числе каждое успело побывать нашей матерью. Хороший сын (или дочь) не может равнодушно смотреть, как мать мучается в сансаре, его святой долг – отказаться от собственного спасения до тех пор, пока не сумеет спасти мать.

Определяющие качества бодхисаттвы – мудрость и сострадание. Невозможно стать Буддой, не обладая этими двумя качествами в совершенстве, причем сострадание понимается в практическом аспекте – как набор искусных средств, с помощью которых бодхисаттва помогает живым существам освободиться от пут сансары. Как птица не может лететь на одном крыле, так состояния Будды нельзя достичь только мудростью или только состраданием: мудрость без помощи другим пассивана, помощь без мудрости слепа.

Идеал бодхисаттвы – естественный вывод из доктрины анатмавады. Само понятие индивидуального освобождения, принятое в Тхераваде, предполагает веру в некую индивидуальность, которая освобождается. Махаяна идет дальше: пока для человека, пусть даже для святого, существует разница между «я» и «не-я», он остается во власти заблуждения. Только спасение всех есть спасение меня самого, снимающее, однако, само представление о «я» и «самом».

Бодхисаттвы проходят 10 ступеней совершенствования на пути к пробуждению и достигают его, не уходя в нирвану. На высших ступенях могущество бодхисаттвы неописуемо. В одной сутре говорится, что бодхисаттва может жонглировать мирами, как фокусник – цветными шариками. Культы таких великих бодхисаттв, как Авалокитешвара (воплощение сострадания), Маньджушри (воплощение трансцендентной мудрости), Тара (милосердие) и других – главные культы махаянского буддизма.

Махаяна иначе, чем Тхеравада, понимает природу Будды. Поскольку Будда является Буддой благодаря обретению бодхи (пробужденного сознания), то природа Будды и природа бодхи совпадают, а бодхи – вечный надмирный принцип. Следовательно, и Будда – не просто человек, а метафизическая реальность, лишь явленная людям в виде человека, универсальный принцип, природа реальности как таковой. Пробужденность Будды выражается в Дхарме – Учении, поэтому Дхарму можно считать духовным телом Будды. Дхармой называется и элемент бытия. Духовное тело Будды – Дхарма дхарм, реальность реальности. В Махаяне сформированлось учение о Дхармовом Теле (Дхармакая) Будды как реальности, наделенной высшим онтологическим статусом.

Итак, природа всех дхарм, всех явлений – это природа Будды. Отсюда вывод: нирвана и сансара тождественны, сущностного различия между ними нет. Сансара – это иллюзорный аспект нирваны, никогда не возникавший и никогда не исчезающий. Все живые существа – это Будды, только не пробудившиеся к пониманию своей природы.

Истинная реальность не может быть описана и обозначена, она в принципе не недоступна для знакового и языкового выражения. Все описанное не есть реальность, все реальное не выражается в языке и представлении. Постигается же реальность благодаря вхождению человека в определенное состояние сознания. Буддийские тексты являются объективацией пробужденного состояния сознания и предназначены для порождения того же состояния в изучающем их человеке.

И Тхеравада, и Махаяна признают приход в наш мир множества будд, но только в Махаяне они становятся объектом поклонения. Среди них особо популярен Будда Амитабха (Будда Безграничного Света). Махаяна отличается пышными ритуалами и мистериями. Принятие монашеских обетов не считается непременным условием для обретения состояния Будды.

Именно в форме Махаяны буддизм стал мировой религией, распространился от Японии до Калмыкии, продолжая быстро продвинаться в Европу и Америку. Во Франции и Германии буддизм уже стал третьей по распространенности религией.

Хронология и география распространения буддизма выглядит так. В первом тысячелетии до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э. он распространился на обширной территории Кушанской империи, включавшей в себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I веке н.э. буддизм проникает в Китай, в IV веке – в Корею, в VI веке в – Японию, в VIII – в Тибет, с XIII по XVI вв.– в Бурятию и Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Таиланде) и далее – в островной части юго-восточной Азии – буддизм стал завоёвывать позиции, начиная со II века. В XIX веке он проникает в Европу и Америку.

Уже в начале 1 тысячелетия н. э. от махаяны отделяется вадж-раяна ("алмазная колесница"), которая вскоре становится третьим основным направлением в буддизме. Другое название этого направления - тантрический буддизм - происходит от слова "тантра", имеющего в санскрите много значений, в том числе "тайное знание", "хитросплетение", "поток", "непрерывность". Это эзотерическое (внутреннее, скрытое) учение, сочетаемое с ритуальной практикой, веками хранимое в секрете от непосвященных его последователями.

При формировании буддизма он был протестом живого религиозного чувства против застывшего брахманского догматизма и ритуализма. Но ко времени появления Алмазной Колесницы в нем появилась собственная монашеская элита, подменявшая религиозный дух следованием букве учения и устава. Ваджраяна, базирующаяся на непосредственном опыте, возникла как вызов традиционному буддийскому образу жизни во имя возрождения подлинного религиозного духа.

Махаяна и Тхеравада работали с сознанием, с тонким поверхностным слоем психики, который характерен для человека определенной цивилизации. Лишь постепенно просветляющее воздействие махаянских методов затрагивает более глубокие пласты психики. Ваджраяна сразу начинает работать с пучинами подсознательного и бессознательного, используя его безумные образы ради скорейшего выкорчевывания самого корня страстей и привязанностей. Работа идет с мотивами и импульсами, которые не осознаются самим практикующим. Лишь после очищения глубин бессознательного приходит очередь сознания. Учитель (гуру) выбирает для каждого особую практику, в зависимости от базового для его психики аффекта (гнев, страсть, неведение, гордость, зависть). Неоднократно утверждается, что аффекты должны не подавляться и уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться. Тантрический йог является алхимиком, превращающим скверну и страсти в пробужденное сознание будды.

Тантрик не признает двойственности сознания и тела, поэтому работает не только с сознанием, но с психофизическим целым всего организма. Поэтому важное место в методах Алмазной Колесницы занимает работа с энергетическими структурами тела.

Тантрическая психофизическая тренировка имеет наивысшей целью достижение просветления, но у неё есть и побочные эффекты: человек способен видеть и слышать всё, что происходит во Вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху, принимать любые обличья и т. д.

В обширной мифологии ваджраяны есть одна легенда, заслуживающая особого упоминания: о стране благоденствия Шамбале, жители которой проникли в глубины сокровенного знания. Путь в Шамбалу могут найти только люди высокого духа, преодолевшие привязанность к объектам чувств. Есть сведения о людях, побывавших в ней и унёсших свет Истины в свои страны.