Праздник Успения в России православные отмечают 28 августа. Дата непреходящая – каждый год в один и тот же день. В «новостильных» церквах, которые живут не по юлианскому, а по григорианскому календарю (в Греции, например), он приходится на 15 августа.

В этот день, как и в другие Богородичные праздники, облачение священников голубое. Можно надеть синее или голубое платье в храм – будет красиво.

Что можно есть?

Праздник Успения – один из двенадцати самых важных и торжественных в православной церкви. В 2018 году 28 августа он приходится на вторник, поэтому поста нет , можно есть любую пищу. Если праздник выпадает на среду или пятницу ( года), то из трапезы исключают мясо, молочные продукты и яйца, но разрешается рыба.

Чего нельзя делать на Успение?

Существует много суеверий: мол, на Успение нельзя работать, ходить босиком, носить , резать хлеб ножом. Скорее, нельзя верить в эти приметы, к какому бы дню года они ни относились. Подводя итог, скажем, что на Успение можно и чего нельзя:

  1. Крещеным людям можно исповедаться, причащаться на литургии.
  2. Можно надеть в храм что-то голубое.
  3. В 2018 году можно не поститься – есть любую еду.
  4. Можно устроить семейный ужин в честь праздника.
  5. Нельзя , запрещающим работать, готовить еду или резать хлеб.
  6. Нельзя читать заговоры (есть суеверие, что незамужней в этот день нужно прочесть заговор на то, чтобы ) – церковь не приветствует их, как и в любой другой день года.

История праздника - что произошло на Успение

После вознесения Христа попечение над Девой Марией взял апостол Иоанн Богослов. Одно время он проповедовал в Эфесе (ныне в Турции). Сейчас рядом с руинами города стоит дом, который называют домом Девы Марии. Это место большого паломничества верующих и любопытствующих. После экскурсии и осмотра Эфесской библиотеки, народ навещает дом на высоком холме в окружении леса. В нем горят свечи, а рядом с ним, во дворике, почти всегда есть паломники, которые поют псалмы и акафисты. В основном на латыни.


Руины Эфесской библиотеки, Турция

Предание говорит, что последние дни земной жизни Богородица провела в Иерусалиме . Однажды во время молитвы в Гефсиманском саду явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня Господь заберет ее к себе. Она хотела попрощаться со всеми апостолами, которые в те годы проповедовали по всему миру и не могли так быстро собраться вместе. Однако произошло чудо: ангелы «доставили» их на облаках к одру Богородицы. Отсутствовал только Фома. Ради него апостолы открыли погребальную пещеру в Гефсимании, но тела Пречистой там не обранужили, убедившись, что она телесно вознеслась на небо.

Икона Феофана Грека

Пожалуй, самой знаменитой иконой, на которой изображено событие праздника, остается икона кисти Феофана Грека (XIV век). Сейчас она хранится в Третьяковской галерее в Москве. На иконе Пречистая Дева облачена в багряные одежды, на ногах – обувь пурпурного цвета, какую могли носить только императоры в Византии. Так подчеркивается то, что она – владычица мира и царица небесная. Христос держит в руках младенца, олицетворяющего чистую душу Богородицы. Вокруг одра скорбящие апостолы. А архитектурные детали справа и слева говорят о том, что все происходит в закрытом помещении, в комнате.

Главные Успенские храмы в России

Пожалуй, самым значительным среди сотен храмов, посвященных Успению, остаются Владимирский Успенский собор и Успенский собор Московского Кремля . Во Владимире храм знаменит тем, что построен еще в домонгольский период, в XII веке. Он надолго стал архитектурным каноном.


Успенский собор в Московском Кремле

Именно по его образцу в Московском Кремле в XV веке возник тот самый собор, росписям которого восхищаются сейчас туристы. 28 августа тут престольный праздник, должна состояться литургия.

Фото: Pixabay.com; ShutterStock/Fotodom.ru

0 0

Александр Кива,

В 2018 году верующие отмечают 28 августа . Эта дата установлена в память о смерти Божией матери. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии относится к двунадесятым православным праздникам. Интересно, что церковь не оплакивает, а наоборот, прославляет Богородицу, которая с небес молиться за все человечество.

История праздника

После распятия Иисуса Христа Иоанн Богослов обещал заботиться о Марии. Однако она не находила успокоения и часто молилась о смерти, чтобы поскорее увидеться с сыном. Через какое-то время Богородице явился архангел Гавриил с символом райского сада (финиковой ветвью). Он принес ее весть о ее скором успении.

Услышав это, Богородица стала готовиться к кончине. Она пожелала увидеться со всеми апостолами, чтобы проститься. Только апостол Фома не смог прийти, в то время он проповедовал в Иерусалиме. Через три дня, как и обещал Архангел, комнату заполнил яркий свет. Сам Христос в окружении ангелов пришел за душей Матери. Похоронили Ее пречистое тело в Гефсиманском саду.

С тех пор каждый год верующие не забывают ставить свечку в церкви в знак памяти и уважения это великой женщине.

Успение Богородицы: приметы

С этим религиозным праздником, как и другими, связано множество примет. Если на Успение Богородицы тепло и солнечно - бабье лето будет холодным. А вот дождливая погода предвещает сухую осень. Большое количество паутины прогнозирует морозную и малоснежную зиму.

В древности считалось, что на великий праздник Успения Богородицы незамужние девушки имеют высокие шансы устроить личную жизнь. В этот день к ним приходили свататься, от чего и пошла поговорка: «Пришла пречистая - сватов несет нечистая». Те девушки, которые не вышли замуж, сидели в девках аж до весны.

Успение Богородицы-2018: что можно есть

Поскольку празднику предшествует строгий двухнедельный Успенский пост, то основу стола составляют овощи и фрукты, растительное масло разрешается только по субботам и воскресеньям.

Если праздник Успения Божией Матери выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет.

Успение Богородицы-2018: что нельзя делать

В этот день существует ряд запретов и ограничений. Придерживаться их или нет - смотрите сами:

  1. нежелательна тяжелая физическая работа;
  2. нельзя пользоваться колющими и режущими предметами (хлеб ломают руками);
  3. запрещено ходить босиком, считается, что роса - это слезы Богородицы, так можно собрать все болезни;
  4. нельзя пользоваться неудобной обувью, иначе до конца года человек будет чувствовать дискомфорт.
  5. нельзя печалиться и ругаться.

Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа ежегодно. С древности считалось, что в этот день надо одеться в новое. Подразумевалось, что так человек показывает свое понимание о начале новой полосы земной жизни. О Пречистой Богородице рассуждали так: Матушка уснула, а не умерла, просто упокоилась, а потом вознеслась на небеса.

Завершился Успенский пост, короткий, но строгий. И верующие пришли к празднику Успения очищенные молитвой, терпением и смирением. Способствовала скудная еда, добровольное воздержание от мясной и молочной пищи, яиц. Отказавшись в пост от веселых зрелищ, утех, безделья, люди невольно стремились продолжить следовать христианским правилам.

Распространено было поверье, что грешно повышать голос в беседе. Недопустимо громко петь песни и устраивать гулянки в этот день. Именно женщина должна позаботиться о том, чтобы не допустили в семье выяснения отношений. Поверий из старины сохранилось немало, и все они пронизаны глубоким почтением к Пресвятой Богородице, большой любовью к ней.

Отменяли работы на земле, связанные с рытьем канав и котлованов. Нельзя было пользоваться лопатой или вилами. В народе существовало поверье о том, что не надо напоминать Божьей Матери о гвоздях, которыми был прибит к Кресту ее сын Иисус Христос. Оттого даже ножи и вилки убирались подальше. Ели ложками, а хлеб ломали руками. На Успенье старались не выходить за порог без обуви. Не принято было выполнять тяжелую работу.

С особенным трепетом ждали праздника женщины. Он считался материнским. Матери молились за детей, просили у бога о прибавлении ума в воспитании. Молили Пречистую Богородицу о терпении — оно давалось не сразу, зачастую требовалось большой и упорной работы над собой, чтобы научиться выслушать детей и старших родственников.

Готовились к празднику основательно, заранее наводили порядок в доме, на подворье. Варили еду, чтобы не заниматься кухней, а отдать время молитвам. Накануне топили баню, а в день Успения уже были приготовлены праздничные платки и юбки.

В старину женщины в этот день не жаловались на жизнь, не причитали о невзгодах и обидах. Распространено было мнение, что нытьем хозяйки, хранительницы очага, Богородица будет недовольна. Надо нести свой крест, испить чашу до дна, тогда ждать ее заступничества.

Из наблюдений за погодой незыблемым признаком теплой и долгой осени была радуга в небе, а еще паутина на деревьях, кустах. Интересно, когда паутина была узорчатой, то зима непременно наступала морозная, но скупая на снега.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом.

«Богородичной Пасхой» - так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27). С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Матерь Божия вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Так прошли примерно десять лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес, выпавший ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, благословив ее как Свой удел.

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".

Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».

Незадолго до Своей кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице светящуюся райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением - (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), и указал нести её перед гробом при погребении. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери, а святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.


Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.

Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же Апостола, уверилась в воскресении Христовом. Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа – Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Место Успения Богородицы в Иерусалиме

Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.

В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство - монастырь Успения Богородицы (Дормицион) .

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Гробница Богородицы

Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.


Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века

Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Лестница, вид от входа в церковь

Храм имеет крестообразную форму: в центре - гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте - чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма.


Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол

Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

Почитание Успения Пресвятой Богородицы на Руси

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником, который до XIX в. праздновался только в России.

Сам Влахернский монастырь, Покров и Успение приобрели особое "военное", "защитное" значение для Руси. Вот почему со времен святого князя Владимира главные храмы главных городов Руси оказались посвящены именно празднику Успения Пресвятой Богородицы: соборный Киевский храм, Десятинная церковь.

Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения. Среди знаменитых Успенских храмов и монастырей сегодня можно назвать Свято-Успенские Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Успенские соборы во Владимире, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Успенский храм Новодевичьего монастыря .

Воздвигнутый в XV веке выдающимся зодчим Аристотелем Фиораванти величественный Успенский собор в Московском Кремле стал главным кафедральным собором русской земли. Здесь перед самой чтимой россиянами чудотворной иконой Владимирской Божией Матери происходили венчания на великое княжение и на царство, коронации императоров. Тут же совершался обряд «поставления» митрополитов и патриархов.

Празднование Успения Богородицы в Греции

В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос , и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская» : чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.


Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы

Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе.

Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы – явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не мене, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.

От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина. Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление

В Греции на острове Кефалония , или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их "змеи Девы Марии", поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются – это плохой знак. Так было дважды – в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году - перед разрушительным землетрясением.

Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.


Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония - практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.

Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

28 августа Православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный дню кончины девы Марии. Многие люди считают день смерти человека траурным днем, и не понимают радости верующих, отмечающих этот праздник. В понимании Церкви, Успение означает не смерть, а сон. В этот день вспоминают чудесный переход Девы Марии на Небеса, где Она встретилась с Сыном, Отцом и духом Святым.

История праздника Успение Пресвятой Богородицы

После Вознесения Иисуса Христа Божия Матерь жила в доме Иоанна Богослова. Однажды, во время прогулки по Гефсиманскому саду, Приснодеве явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня Ей предстоит перейти в вечную жизнь и телесная смерть не будет иметь над Ней власть и что Она, будто сном уснувши смертью, скоро пробудится и увидит при свете лица Господня вечную жизнь и бессмертную славу.

По молитве Богородицы произошло так, что в Иерусалим ко дню ее Успения стали чудесным образом из дальних стран собираться апостолы. В третьем часу, во время общей молитвы, в час кончины Пресвятой Девы, комнату осветил необыкновенный свет и сошел сам Иисус Христос в окружении Ангелов и Архангелов, и принял пречистую душу.

Одр, на котором находилось тело Богоматери, святые апостолы понесли через весь Иерусалим. Путь их лежал в Гифсеманию. Над процессией послышались звуки небесной музыки и появилось облако света. Первосвященник Афония захотел остановить шествие и попытался опрокинуть одр с телом, но ангел Господень отсек его руки огненным мечом. Афония раскаялся и получил исцеление. В дальнейшем он стал проповедовать учение Христа.

Вечером святые апостолы тело Пресвято Богородицы положили в гроб, а вход в пещеру закрыли большим камнем.

Так получилось, что апостол Фома не присутствовал при погребении Богоматери. Он пришел в Иерусалим на трети день и, сожалея, что не смог проститься с Пречистой, горько плакал у гроба. Апостолы пожалели его и отвалили камень от гроба, чтобы он смог приложиться к святому телу, но тут они обнаружили, что тело Приснодевы исчезло, а в пещере находились лишь погребальные пелены. Тогда все поняли, что Богородица была взята на небо в теле.

Вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни !». В ответ апостолы подняли часть хлеба и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам ». В память об этом событии в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Богоматери.

В праздник Успения церковь прославляет Божию Матерь, принявшую под своё покровительство весь человеческий род и ходатайствующую за людей перед Самим Господом.

Праздник Успение Богородицы: значение

Этот праздник соединил в себе два противоположных понятия – радость и смерть. В понимании православных, смерть – это временный сон, пока не воскреснет душа человека. Успение Богородицы – ода вечной жизни, когда по слову Господа люди, умершие в вере, насладятся вечность, где не будет болезней, страданий, горя и слёз.

Чтобы отметить это радостное событие лучше посетить храм и поприсутствовать на торжественном богослужении. Перед началом богослужения поставьте свечу, помолитесь и благословите всех родственников и близких.

Считается, что в этот день Матерь Божия по-особому слышит молитвы о детях, поэтому, посещая храм, следует просить здоровья и хорошей судьбы своим детям, чтобы они не отступили от веры и смогли удержаться от мирских соблазнов.

Выходя из церкви не забудьте раздать милостыню нуждающимся. Этот день должен быть радостным для всех, особенно для тех, кто финансово незащищен.

Видео: Значение праздника Успение Пресвятой Богородицы