Урок Добра, посвящённый Международному Дню инвалидов

Цель: сформировать позитивное отношение к людям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

    Сформировать представление об "особом ребенке".

    Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Сформировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Ученики: Нет, не всегда .

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

Сколько лепестков было у волшебного цветка?

Ученики: Семь.

Учитель: Кто помнит волшебные слова?

Ученики: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели.

Учитель: Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей?

Ученики: Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид.

Учитель: К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Учитель: Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. Кто же это такие - инвалиды?

Ученики: Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

Учитель: В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

Учитель: А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети". Я предлагаю Вам обсудить причины, которые могут привести человека к инвалидности.

Вопросы для обсуждения:

Учитель: Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей )

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей )

Учитель - Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

Учитель: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

Учитель: А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Учитель: Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей. Иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

Учитель: Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

1. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Учитель: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2.Приглашаются 2 человека.С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3.Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия .

Учитель: Дети, что вы испытывали, при выполнении этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

Учитель: Как вы думаете, могут ли слепые люди работать? Далее ответы детей .

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

Учитель: Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? Далее ответы детей .

Учитель: А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программеЭмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

Учитель: А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Динамическая пауза

Учитель: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

Учитель: Дети, кто из Вас в процессе выполнения упражнения почувствовал доброе отношение к себе? Расскажите о своих чувствах. Далее ответы детей .

Учитель: Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель: Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

Учитель: Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Приглашаются ещё 4 человека.

Учитель: Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия . Подведение итогов классного часа.

Учитель: Что испытывали в процессе выполнения упражнения? Что вам хотелось сделать?

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Давайте подытожим, что вы ощущали в процессе классного часа? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Как вы думаете, как мы должны помогать инвалидам и людям с ОВЗ?

Ученики: Сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.

Учитель: Что нужно вам делать, чтобы поддерживать, сохранять свое здоровье?

Учитель: Я надеюсь, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает отношение людей к нам».

Ученики: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Учитель: Кто из вас согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?

Учитель: Доброта – вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант (на доске записано: я хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

МКОУ «СОШ с. Псыншоко»

Урок Добра.

Посвященный

Международному

дню инвалидов.

«Человек славен добрыми делами».

Классный час в 5 и 6 кл.

Классный руководитель:Гудова З.Б.

Урок Доброты. Человек славен добрыми делами.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями (добро, добрый, добродетель, мораль); выяснить какого человека можно назвать добрым; исследовать, в чем состоит доброе дело и добрый поступок; развивать чувство симпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выяснить суть золотого правила морали.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать признаки доброты и золотого правила морали; сравнивать социальные объекты, выяснять их общие черты и различия; вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи.

Оборудование: схемы к уроку, пакет с рабочим материалом.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока.

Организационный момент .

Мотивационно-целевой этап.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопрос к классу.

- Как вы поняли смысл этой притчи?

(ответы учеников).

Проблемный вопрос урока

- Почему люди ценят добро?

Введение в новый материал.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

Эти строки И. Кучина заставляют нас о многом задуматься… В фильме «Пацаны» главный герой, работая с трудными подростками, внедрил следующую традицию: перед сном они должны были обязательно вспомнить о добрых делах, которые совершили за день… Давайте и мы задумаемся о добре и доброте, их роли в жизни человека.

Работа по теме урока.

1.Что такое добро. Кого называют добрым?

Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Против всего можно устоять, но не против доброты». Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»?

(ответы учеников).

Доброта. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда. Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память…

Что же такое доброта?

Задание : исследуйте дополнительный материал и определить признаки доброты.

Дополнительный материал.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим («Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов).

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (М.Сервантес).

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» (Б.Паскаль).

«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Л.Н. Толстой).

«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это, прежде всего мужество, бесстрашия души» (В.Сухомлинский).

«А куда ни пойдете, где ни остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего… Вы же, поступая хорошо, не ленитесь, на все доброе, не пройдете мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встречи доброе слово» («Поучение Владимира Мономаха» - наставление князя Мономаха детям, около 1117г.).

Признаки доброты: милосердие, сострадание, стремление помочь, готовность защищать слабого, отзывчивость, мужество, душевное расположение к людям.

В старом русском словаре действовавшим до реформы 1918года, буквы обозначались словами: А –аз (я), Б – буки (буквы, письмена), В – веди (от знать, ведать), Г – глаголь (говорить), Д – добро, Ж – живите (жить), З – земля, Л – люди, М – мыслить, Т – твердо. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, говорите, мыслите и творите добро».

Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.

2. С 3 декабря 1992 года в мире ежегодно отмечается Международный День инвалидов.

А вы знали об этом дне? Давайте заглянем в историю.

История дня инвалидов

Если вы на улице спросите у случайного прохожего, какого числа день инвалида, то лишь единицы смогут вам дать правильный ответ. Большинство здоровых людей даже не подозревают о его существовании. Ассамблея ООН провозгласила в 1981-м году Международный год инвалидов, а затем в 1983-м году - Десятилетие инвалидов. Призывалось сменить сам подход к проблемам людей с ограниченными возможностями, защищать их человеческие права на нормальную жизнь. 14 декабря 1992-го года на Ассамблее ООН было принято следующее решение - ежегодно отмечать 3 декабря Международный праздник день инвалидов. В этот день во всех государствах, которые являются членами этой крупнейшей организации, должны проводиться массовые мероприятия. Они должны быть направлены на максимальное улучшение жизни этих людей, быстрое решение всех наболевших проблем, и скорейшую их интеграцию в нормальную жизнь нашего общества.

Главная цель этого дня – привлечение внимания к проблеме. Люди, не имеющие проблем со здоровьем и свободой передвижения, не осознают, что человек в инвалидном кресле, такой же, как и вы. Только в силу некоторых причин он не имеет возможности доступа к самым простым повседневным вещам. Особенно эта проблема касается развивающихся стран.

Цель ООН – сделать инвалидов полноценными членами общества с равными возможностями, а значит и правами.
Международный День инвалидов должен донести обществу, что инвалид не должен находится на обочине жизни и наравне с трудоспособными гражданами иметь занятость, а значит иметь возможность зарабатывать. В 2006 году была принята конвенция «О правах инвалидов».

Кто же это такие - инвалиды? (Ответы) Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?

Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: из-за укуса клещ, кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов...), кто-то во время тренировки что-то повредил.

Инвалиды - это люди, возможности, здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем посёлке, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей много. Это и взрослые и дети.

Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью.

3.Главное правило доброго человека.

Нам приятно находится в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми.

Задание. Прочитайте текст «Путешествие в прошлое».

Возникло золотое правило морали давным–давно. Рассказывают, что к китайскому мудрецу Конфуцию, который жил более двух тысяч лет назад, пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Это и было золотое правило.

Существует также древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке. Он просил умных людей изложить ему содержание священных книг так коротко, что бы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И один знаменитый ученый сказал ему: «Не делай никому того, чего не хочешь, что было бы сделано тебе». И это тоже было золотое правило.

А в начале нашей эры оно прозвучало из уст Иисуса Христа: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так золотое правило вошло в жизнь людей и живет уже тысячу лет.

Как вы думайте, что мешает людям всегда действовать в соответствие с золотым правилом морали?

Задание. «Картинная галерея» Рембрандт ванн Рей (1606-1669). Возвращение блудного сына. Рассмотрите картину и прослушайте притчу из Библии.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

- Лк.15:11-32

Какие чувства библейских персонажей сумел передать художник?

Давайте запомним несколько правил, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

    Помогать людям.

    Защищать слабого.

    Не завидовать.

    Прощать ошибки другим.

Помните, чтобы быть добрым нужно стараться:

    Не наступать, а уступить.

    Не захватить, а отдать.

    Не кулак показать, а протянуть руку.

4.Рефлексия.

Упражнение продолжи фразу.

    Мне было интересно…

    Мы сегодня разобрались…

    Я сегодня понял, что…

    Мне было трудно…

5.Подведение итогов урока .

Разные бывают люди…Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест.

Выполнение теста «Добрый ли ты человек?».

Я надеюсь, что наши размышления на сегодняшнем уроке помогут вам быть добрей и терпимее друг другу, находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.

Урок Добра, посвящённый

Международному Дню инвалидов.

Цель:

    Сформировать представление об "особом ребенке".

    Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

Сколько лепестков было у волшебного цветка?

Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.

Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека.С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия:

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Динамическая пауза - Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель : - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

5. - Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

6. Приглашаются ещё 4 человека.

Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия:

Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Учитель: - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды - Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз,они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети- ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...
- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. (ответы детей: – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)

Итог классного часа.

Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Рефлексия занятия.

Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. (на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Международный день инвалидов"

Международный день инвалидов в России и других странах проводится с целью привлечений внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мнения об инвалидах, как людях неполноценных и неспособных к жизни в современном обществе.
Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор. Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности. Внеклассное мероприятие, посвящено «Международному дню инвалида»

Внеклассное мероприятие на тему: «Международный день инвалида».

Цели и задачи: мероприятия:

  • выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам;
  • привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов;
  • способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

При создании презентации были использованы материалы Интернет с сайта «Фестиваль педагогических идей» (festival.1september.ru).

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие учителя, ученики! Позвольте начать своё выступление с этого стихотворения.

Пусть из вас ни один не скорбит,
Пусть в душе вашей вовсе не будет
Ни забот, ни тревог, ни обид.
И от этого звонкого счастья
Принимаюсь за дело с утра.
Пусть же сердце распахнуто настежь,
И привета полно и добра…
Верим в добрых сердец бессмертие,
В солнце мира и тишины.
Милосердие! Милосердие!
Это слово сильнее беды.

Наше мероприятие посвящено «Международному дню инвалида».

Презентация (слайд 1)

«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности, в безопасных и благоприятных условиях…» . (слайд 2)

Все вы знаете, что 3 декабря Международный день инвалидов. Он напоминает нам о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности.

Ребята, на предыдущем классном часе мы с вами познакомились (говорили о том), что такое права ребенка и где они закреплены? Какие виды прав вы знаете?

в Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:

  • на семью;
  • на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
  • посещать школу и учиться;
  • на равенство в правах;
  • свободно выражать свои мысли;
  • на собственное мнение;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на защиту от насилия и жестокого обращения;
  • на медицинское обслуживание;
  • на отдых и досуг

Необходимы ли эти права детям с ограниченными возможностями? (Слайд 3)

А ребёнок инвалид имеет право на:

  • на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Сегодня, продолжая эту тему, остановимся на детях-инвалидах . А вот кто такие дети инвалиды и дети с ограниченными физическими возможностями?

Учитель: Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры? (Слайд 4)

ДЕТИ : Думаю, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. Возможно, где-то с нами рядом живут девочка или мальчик, которые, обучаются на дому. Так как они тяжелобольные. Возможно, кому-то сделали операцию на ногу, так как он неудачно прыгнул, или попал под машину, неправильно переходя дорогу.

Учитель: Вы, верно, заметили, что есть дети, которые из-за своей болезни не могут вместе с вами ходить в школу, бегать, прыгать на переменах.

Учитель: В нашей школе учатся 2 детей-инвалидов, а в стране миллионы. (Слайд 5)

Учитель: Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например : из-за укуса клещ, кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов...), кто-то во время тренировки что-то повредил. (слайд 6)

А сейчас обратимся к Конвенции прав ребёнка. Какое имеют праводети с ограниченными возможностями. (слайд 7)

В статье 23 написано: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Статья 25 . Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.

Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

Учитель: Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством.

(слайд 8)

Но и в нашей жизни есть место стойкости и мужеству, среди людей, которые ограничены в своих физических возможностях. (слайд 9)

Некоторые из них занимаются спортом, открывают предприятия, создают художественные произведения и мн.др. (слайд 10)

Ещё мне хочется вам прочитают стихотворение, которое написала Мартынова Елена – инвалид по зрению г. Новочебоксарска. (слайд 11)

Сейчас я передаю слово учителям (учителя читают стихи).

За окном черемуха
Шелестит травой,
Ягоды засохли
От жары такой.

– Где же, где же дождик? –
Шепчет зелень вся,
Погибает матушка
Русская земля.

К небу тянет листья
Клевер луговой,
Просит тучу грозную
Поспешить с дождем.

Потемнело небо
Просьбу услыхав,
И пригнало тучу
Из-за морских скал.

Засверкала молния
И ударил гром,
Разразилось небо
Проливным дождем.

Ожило все разом,
Стало так свежо,
Радуется зелень
Так ей хорошо.

Эстафеты с учащимися школы (по плану учителя физической культуры).

Учитель: Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения. (слайд 12)

Закончить мне хочется

Бывает – жизнь поранит и обманет,
Но ты преодолей свою печаль,
Пусть светится окно твое в тумане,
Назло судьбе ты свет не выключай!

Ты верь в свою удачу – недотрогу
На твой огонь она придет в свой час,
Чтобы для счастья проторить дорогу,
Порой невзгоды посещают нас.

Снова сердце распахнуто настежь,
И добра и привета полно…
Мы желаем высокого счастья
Всем кого обходило оно.

Учитель: Спасибо.


Ирина Васильева
Открытое занятие ко Дню инвалидов «Только добротой сердец»

Цель : пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям, инвалидам .

Задачи :

Формировать представления о доброте , добрых поступках , их значении в жизни человека;

Формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках ;

Развитие мелкой моторики.

Предварительная работа :

Изготовление «сердечек » оригами, беседа с детьми о доброте , вежливости, чтение стихотворения А. Барто «Вовка добрая душа » , сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» .

Ход мероприятия:

Вежливым и добрым

Быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке

При езде в автобусе

Или же в трамвае

Место уступать.

Пожелать здоровья

Близким всем при встрече

И "Всего хорошего",

Уходя домой.

Быть всегда опрятным,

Чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось

Говорить с тобой.

Бабушке и маме

Без напоминания

Сразу помогать,

А свои игрушки,

Нужные вещички

Вовремя на место

С пола убирать.

Не болтать ногами

Сидя за обедом

И не разговаривать

Когда суп во рту.

Защищать всех слабых

Вежливым и добрым

Быть совсем не трудно.

Надо только правила

Знать и выполнять.

Этих правил много

Для детей хороших

Мы с тобою вместе

Будем изучать.

Воспитатель :

Воспитатель : Здравствуйте! Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И это слово означает не только приветствие , но и пожелание здоровья тому, к кому обращено. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но не всегда наше здоровье и здоровье окружающих зависит от нашего желания. К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т. е. эти люди - инвалиды или с рождения , или в результате перенесенной болезни или травм. Инвалиды - это люди настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи. Этим людям необходимо чуточку нашего тепла и внимания, заботы и уважения. А мы так часто бываем равнодушными, проходим мимо чужого горя.

А что это за люди, какие они, мы сейчас посмотрим.

Просмотр презентации :

Слайд 3 - 3 декабря – международный день инвалидов . Обычным людям трудно себе представить воочию, каково живётся тем, кого природа или случай обделили здоровьем, тем, кого мы обычно называем инвалидами . А ведь каждый седьмой, живущий сегодня на планете человек является таковым. Человек с ограниченными возможностями, между тем, не утрачивает ни свойственного нашему виду интеллекта, ни обычных человеческих желаний и стремлений.

Слайд 4 - Посмотрите, ребята на всех этих фотографиях, дети счастливые, потому что они не одни, рядом с ними надёжные, верные друзья и их родители, они могут заниматься спортом, ходить в школу, танцевать, вести обычную жизнь, как и мы с вами.

Слайд 5 - Ребята, ещё есть люди, которые совсем ничего не видят. А вы знаете, что слепым людям помогают специально обученные собаки – поводыри, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире, свободно передвигаться.

Слайд 6 - Инвалиды - это люди , возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи.

Слайд 7 - Какие они? Они другие? Давайте познакомимся с ними поближе! Они тоже любят спорт!

Слайд 8 – Они тоже любят творчество!

Слайд 9 – Они тоже любят животных!

Слайд 10 – Они тоже любят петь!

Слайд 11 – Любят танцевать!

Слайд 12 – Также как и мы любят праздники!

Слайд 13 - Также с замиранием сердца ждут подарков !

Слайд 14 – Разве они другие!

Слайд 15 – Они сильные духом! Занимаются творчеством, спортом, создают художественные произведения.

Слайд 16 - Все мы с вами равные, те, кто может ходить или нет, видит или не видит, ко всем надо относится по-доброму , с уважением, помогать, если они нуждаются в нашей помощи. Со всеми детьми надо дружить вне зависимости от их заболевания.

Игра ««Слепой» и «Поводырь» »

Эта игра дает ребенку опыт доверия к окружающим. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет «слепым» - ему завязывают глаза. Второй - его «поводырем» , старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.

Задача проводника - аккуратно перевести «слепого» на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее, оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли «слепого» , доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

А теперь, давайте сделаем сами большую открытку с сердечками -оригами и посвятим ее всем людям с ограниченными возможностями.

Изготовление открытки с элементами оригами «Сердечко » , звучит песня «Фунтика про дружбу»

Воспитатель : - Я думаю, что вы станете добрее , внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия , по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца . Хочется добавить, что каждый инвалид желает , чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей : «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Им не нужна ваша жалость, им нужна ваша дружба и помощь.

Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас.

Ответы детей : – сделать вход и выход из магазинов, транспорта, предназначенным для инвалидных колясок .

Помочь перейти дорогу, сходить в магазин.

Помочь убрать квартиру.

Принести продукты.

Помогать во всем; быть внимательными. Всё правильно, молодцы!

Ярошинская Светлана Эдмундовна

учитель начальных классов КОУ «Адаптивная школа № 12»

Классный час: «Милосердие»

Цель: Знакомство детей с Международным днем инвалидов.

Задачи:

Создать комфортную, доброжелательную обстановку;

Развивать психо-физические способности детей, эмоциональную сферу;

Воспитывать у учащихся чувства сопереживания, милосердия, доброжелательности к людям-инвалидам

1. Организующий момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и ваших родителей. Но не только я рада видеть вас. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнемся друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А что бы этот день и наше мероприятие оставалось радостным и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

2. Актуализация темы.

Послушайте « Притча о милосердии»

«Вырос в поле цветок. Радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни.

Рос он, рос. И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что растения, как люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее, о чем цветок подумал, что все – таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжог бы себе руку.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе? (о милосердии)

Сегодня мы с вами собрались поговорить о качестве, без которого человек не может называться

человеком. Что же такое милосердие?

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

«Милосердие» - это одно из самых красивых слов на свете. Оно образовано из двух слов: «милое» и «сердце»

Иногда люди слишком жестоки,

Равнодушные к бедам других,

Не приемлют чужие пороки,

Совершенно не видя своих.

Но давайте мы будем добрее,

Милосердие - вот наш девиз!

Доброты ничего нет добрее,

Без неё так безрадостна жизнь!

3 декабря все страны отмечают Международный День инвалидов . Это

напоминание нам, всем людям Земли, что есть люди, которые нуждаются в

нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Этот праздник по

решению ООН был официально оглашён в 1992 году.

День инвалидов - необычный день.
Торжественный, но с отблеском печали.
Нет-нет и набежит на лица тень.
Такое мы не раз все замечали.
Но ведь у вас такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
И вы достойны тех же прав, что есть у всех на свете,
Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.
И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,
Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.
Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,
Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.

Что такое инвалидность? (Ответы детей)
Инвалидность - состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. И конечно в мире живут миллионы людей с ограниченными возможностями. Они проживают каждый день в борьбе за свою жизнь, превозмогают свои ограничения, преодолевая себя каждый день. Это настоящие герои, которые совершают подвиг каждый день своей жизни.
В этот день мы хотим пожелать людям с ограниченными возможностями, чтоб они не падали духом, ставили перед собой определённую цель и добивались её, пусть это даже будет самое элементарное дело, но это уже будет их достижение, их успех! Удачи, уважения и помощи со стороны окружающих людей мы желаем.

Что, значит, быть милосердным и добрым? Доброта - особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем-то для людей. А без этого не может быть ни доброты, ни милосердия. Добрый человек притягивает к себе, как магнит, он не жалеет тепла своей души для окружающих. А ведь согласитесь, каждому из нас нужно хотя бы немного любви и тепла.

И многие из этих детей, не стали ждать волшебника, который придет и вылечит его. А просто стали жить на все 100% и стараться достичь всего, чего могут достигать здоровые люди.
Вот только несколько примеров, когда люди имеющие ограниченные возможности добивались многого. И остается только удивляться их силе духа, терпению, их умению добиваться поставленной цели.
Один из таких примеров великий изобретатель Тома Эдисон. До 12 лет он не умел читать, И в детстве его считали отсталым в развитии. Но именно этот человек стал известным во всем мире своими открытиями. Вот некоторые из них- электрическая лампочка, телеграф, батареи, телефон, цемент и многое другое.
Всем известны произведения Людвига Бетховена. В свое время он был популярным музыкантом. Но глухота, которая у него была треть его жизни, не помешала стать автором великих музыкальных произведений.

Физминутка .

Доброта должна идти от сердца,

Положите ручки на сердце.

Закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

Мудрый русский народ вот как говорил о добре.

1.Делать добро спеши.

2.Жизнь дана на добрые дела.

3.Милостивому человеку и Бог подаёт.

4.Добрым путём Бог правит.

5.Слушайся добрых людей – на путь наведут.

6.Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

7.Доброго чти, а злого не жалей.

8.Добро помни твёрдо.

9.За добро добром.

10.Истинное добро всегда просто.

11.Добра желаешь – добро и делай.

12.Добро не умрёт, а зло пропадёт.

13.Добро не лихо – ходит тихо.

14.Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

15.Доброе дело само себя хвалит.

16.Доброе дело лучше мягкого пирога.

17.Добро помни, а зло забывай.

18.Сделав добро, не попрекай.

Международный день инвалидов напоминает нам о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности.

В Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:

    на семью;

    на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

    посещать школу и учиться;

    на равенство в правах;

    свободно выражать свои мысли;

    на собственное мнение;

    на имя и гражданство;

    на получение информации;

    на защиту от насилия и жестокого обращения;

    на медицинское обслуживание;

    на отдых и досуг

А сейчас обратимся к Конвенции прав ребёнка. Какое имеют право дети с ограниченными возможностями.

В статье 23 написано: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.

Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: из-за укуса клеща, кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину, кто-то во время тренировки что-то повредил. Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить.

Несмотря на все трудности, инвалиды подают нам здоровым людям пример сострадания и мужества, милосердия и доброты. тяготы и лишения.

Ребята, чтобы милосердие и доброта согревали нашу жизнь, нужно начать с самого себя. Делайте людям добро, а не зло, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете соблюдать законы доброты, потому что добрые дела живут вечно.