Тема сегодня вроде бы печальная. К сожалению, в нашей жизни всегда есть место не только радости, но и грусти. Давайте обсудим, что происходит с душой человека после смерти, как правильно провожать и поминать усопших близких.

Ведь предки говорили – «Когда человек рождается – он плачет, а все радуются. Когда человек умирает – радуется он, но плачут все».

Что происходит с душой после смерти человека

Вам интересно знать, что происходит с душой после смерти человека? Ведь наше плотное тело, с которым мы идентифицируем свое Я – это всего лишь одно из тел, самое плотное и видимое в волновом спектре обычного человека.

Тонкие тела человека

А существуют еще и тонкие тела человека. То, что мы называем аура – это энергетические, так называемые тонкие тела человека, которые выполняют свои функции в жизнедеятельности человека в его земной жизни.

Земное тело человека – это биологическое и 4 тонких тела. Остальные три тонких тела человека – неизменны с момента сотворения Души и актуальны в тонких мирах, когда с матрицы Души снимаются блоки памяти временной, и становится возможной оценка всех воплощений и качество накопленного опыта.

Например, астральное тело «отвечает» за наши страсти и желания.

Ментальное тело – за наши мысли и намерения.

Связь плотного и тонких тел осуществляется за счет энергоцентров, которые называются чакрами.

Что происходит во время смерти?

С точки зрения сакральных знаний на Земле, в плотном теле, рождение и смерть является только лишь трансформацией, перерождением бессмертной Души из тонкого в плотное состояние и обратно.

Причем стресс рождения младенца – намного сильнее стресса смерти. При обоих этих процессах необходимо огромное количество энергии.

В утробе матери дитя помнит все свои прошлые жизни и задачу воплощения, слышит и понимает все, что говорит, чувствует и думает мать, а также ее окружение. Происходит формирование не только физического тела ребенка, но и его тонких тел, которые необходимы для жизни на земле.

Плотное, эфирное, астральное, ментальное, казуальное тела. Это и есть земной человек.

Остальные три тонких тела человека – это постоянная составляющая бессмертной души на пути эволюции в инкарнациях и воплощениях в мирах (и не только на нашей матушке Земле).

В начале родового процесса дитя испытывает сильнейшую боль, сжимаются мышцы матки, удушье, апокалипсис – его мир рушится…

При этом нужно очень большое количество энергии, которая при правильной беременности и правильном поведении матери и ее близких накапливалась в течение 9 месяцев, – и в таком случае роды легкие и быстрые без осложнений.

Правильное поведение беременной женщины очень подробно оговорено в Ведах (да и во всех абсолютно учениях от начала времен), и предки знали желательное и запретное.

Потому и рожали наши прародительницы на стоге сена или в лесочке (где прихватит), а потом своими ножками возвращались с младенцем и спокойно могли идти доить корову, например.

Природное необходимое количество энергии для родов было накоплено, стресс у ребенка минимальный, как говорится – не успел испугаться, а уж и родился.

В принципе так же и умирали, поскольку смерть – это рождение в тонком. А рождение – в тонком смерть…

Что происходит с человеком после смерти?

В обратной трансформации – смерти – также необходимо большое количество энергии, для того чтобы отделение поочередное тонких тел от физического и друг от друга проходило без отклонений и по законам перехода. Как душа покидает тело после смерти?

Предки с детства воспитывали в потомстве правильное понимание смерти – потому ее никто и не боялся… На тризне (то бишь на поминках) вспоминали подвиги, устраивали Бои в честь ушедшего воина.

Энергия смерти, ее качество и количество не зависит от старости или молодости, здоровья или болезни, смерти в постели или в катастрофе.

Она зависит от количества и качества энергий, которые накопила душа человека на его жизненном пути…

Как душа покидает тело после смерти

Я на простом примере расскажу, как душа покидает тело после смерти. Чем ниже частота вибраций энергии, тем «тяжелее» и дольше происходит отслоение тонкого тела.

Душа, как 4-ступенчатая ракета, при прохождении каждого энергетического фильтра, теряет ракетоноситель.

В астрале остается астральное тело, плотность которого не позволяет проникнуть ему в более тонкий ментальный фильтр.

В ментальном слое Земли – отпадет ментальное тело. Только потеряв все земные тела, от биологического в могилке до ментального в ментальной сфере – фильтре Земли — душа имеет возможность попасть в совсем иные пространства, где собственно и была рождена и где будет решаться дальнейшее.

Или возвращение в школу на землю, возможно и в новый класс… Или на второй год… Или шанс стать студентом первого курса высшей ИЕРАРХИИ… Там тоже полно своих заморочек… Можно и с первой сессии вылететь.

Человек, живший по совести, накопивший энергию, отработавший старые кармические хвосты, буквально может пролететь эти слои, стремительно теряя отработанные тела.

Но сегодня мы говорим об обычных людях, которые жили обычную жизнь – да и большинство сегодня уходящих стариков прожили при воинствующем атеизме.

После наступления биологической смерти первым отделяется эфирное тело, самое тяжелое и плотное из всех тонких.

Именно эфирное тело, которое по разным причинам «застряло» в мире живых, мы называем привидение. И достаточно часто его можно увидеть полупрозрачной дымкой даже в нашем световом спектре зрения.

Теоретически эфирное тело отделяется в течение 3 дней, именно по этому первые поминки обычно устраивают до этого времени.

Скорость отделения зависит от частоты вибраций, от накопленного духовного опыта, и потому у кого-то это происходит в течение нескольких часов, а у кого-то 3 дня.

Как правильно провожать умершего

Но и потому похороны ранее 3 дней и предание тела земле – могут на старте нарушить путь души человека после смерти. Эфирное тело в любом случае отслоится через 3 дня максимум.

Как провожать умершего? Что ускоряет процесс отделения эфирного тела?

1. Омовение , пока тело еще теплое – энергия воды дает дополнительные вибрации.

2. Молитвы родных , а у них истерики, паника, и понимание, что происходит в реальности.

3. Желательно еще до остановки дыхания дать дополнительную энергию – в Тибете монах читает Тибетскую книгу мертвых, у христиан – причащение и соборование, у славян – чтение текстов Славянской книги мертвых, кто то для этого даже нанимал плакательниц или просто устраивает пышные поминки со всеми родственникими и т.д.…

Все религии без исключения имеют свои ритуалы для проводов души и более комфортного отделения тонких тел.

4. Отсутствие криков по теме – «На кого ты меня покинул?» или «Возьми меня с собой». Это тяжелые и очень низкие негативные вибрации, которые якорями цепляются к эфирному телу. А ему и так далеко не сладко.

5. Огонь свечей дает энергию огня – чем больше их горит, тем лучше. Но 2 свечи в изголовье умершего и 2 в ногах – обязательны.

В момент смерти человек может потерять сознание, но затем «приходит в себя».

Сознание сохраняется, потому что Я – это душа. И человек после смерти физической, не подготовленный к такого рода бессмертию, атеист или Фома неверующий испытывает определенный шок.

Нужно некоторое время для ОСОЗНАНИЯ – да, я умер!

Но если умер Ваня, то эфирное тело – тот же Ваня.

Только сбросив все земные тела и попав в высшие слои, – снимается блокировка глубинной памяти, и Душа уже знает все свои воплощения, в каких временах и телах был, как жил и проходил уроки, а накопленный опыт анализируется и принимается.

По тоннелю к свету летит эфирное тело. И после попадания в Свет уже не может вернуться в плотное тело. Реанимация невозможна.

Почему у славян сжигали (кремировали) умерших?

Но для этого нужно отделение эфирного тела и обрыв «серебряной» нити.

В самом идеальном варианте – это сожжение тела или кремация…

Нет массы – нет повода задерживаться, уж ничто не держит.

В этом идеальна простая формула Эйнштейна связи энергии и массы. А коэффициент скорость света в квадрате — и есть та самая скорость мысли.

То есть чем быстрее уменьшим массу, тем быстрее освободится энергия, а энергия мысли позволит проскочить ментальные фильтры быстро и легко.

В очень многих культурах и религиях – именно сожжение мертвого тела было погребением. Пепел или развеивали над водой, или предавали земле. Но не тело – а уж пепел.

Что происходит с душой человека после смерти при быстром захоронении до трех дней после остановки дыхания?

А вот это уж из серии заживо погребенные. Сознание Души после смерти сохраняется. Да – эфирное, не плотное, – но по сравнению с астральным и ментальным намного тяжелее…

И начинается путь подъема из-под толщи земли. Ване нужно много энергии, очень много.

Почему на могиле не растет трава?

Потому даже его позитивные энергетические накопления, вместо того чтобы разумно расходоваться при прохождении низших фильтров, идут тупо на выползание из могилки, на которую стенающие родственники еще мраморные плиты выкладывают и памятники тяжеленные ставят.

Возможно, вы обращали внимание на кладбищах, что некоторые могилы совершенно сухие. Не растут ни травка, ни цветы, ни деревья. Даже на заброшенных и неухоженных могилах трава и бурьян не растут. А на типа ухоженных – ничего не приживается.

Хотя рядом такая же старая и брошенная могилка – но природные чертополохи по грудь ростом. Живут и питаются полезным биоудобрением.

И птички рядом не летают и на веточки сухие не садятся.

Это так называемая активная могила, в ней кроме текущей биомассы есть еще кое-кто, который тянет энергию откуда только возможно. Из растений и глупых птичек.

А особенно от людей, что сидят около соседней могилки и поминают с водочкой и куличами. Это ваш Ваня, облитый слезами и зарытый по графику недешевой ритуальной конторы.

Процесс выхода эфирного тела при таких условиях может длиться до 300 лет.

Вот почему важно знать, как покидает душа тело после смерти человека, что с ней происходит, и как провожать усопших близких правильно.

Как правильно поминать умерших родственников

Причем важно не только правильно провожать усопших близких, но и знать, как правильно поминать умерших родственников.

Конечно, поминки после погребения, на 9 дней, и год после смерти дают свою энергию – но по идее эта энергия должна помогать пройти астральные страсти (или мытарства, как называют в христианстве прохождение астрального уровня).

Это конечно не правило, а исключения, но, увы, они бывают. И если родные не соблюдают элементарные правила проводов души близкого человека, последствия могут быть и такими катастрофическими для души.

Итак, как правильно поминать усопших?

Ни в коем случае нельзя фотографировать покойника и похороны, а тем более хранить в доме эти фото…

Нельзя до годовщины смерти выставлять на видное место фото усопшего, и тем более причитать над ним.

В вопросе, как правильно поминать усопшего, важно знание и понимание, что смерть это – не конец, это просто трансформация вашего близкого.

Он – есть, и он продолжает себя осознавать Ваней, как и при жизни рядом с вами на диване. И ему нужна помощь, возможно даже большая, чем родовспоможение акушера вам при рождении вашего ребенка.

Он тоже рождается, и сбросить наработанные тела совсем не просто, потому что мы не знаем законов, мы живем в догмах, а в храм ходим яйца и пасочки святить, не забыв их в корзинку пристроить.

Вашему близкому, его Душе после смерти нужна энергия, и чем больше, тем лучше. Потому важны молитвы и сорокоусты (или какие-то иные религиозные ритуалы в других конфессиях).

Молитесь сами, отпускайте его, душа и без вашего нытья привязана к дому и земной жизни, к детям, внукам, своим привычкам. Нужно помогать разрывать эти связи, а не укреплять их.

Пока тело еще в доме – входная дверь должна быть открыта – никто не знает, в какой момент из 3 дней оборвалась серебряная нить и эфирный Ваня вышел.

У предков было простое средство сохранения тела – на мизинец правой руки привязывали тонкую медную проволоку, и ее конец помещали в глиняную банку или горшок с землей.

Такое заземление не позволяло энергии Души утекать в пространство дома, ведь если человек не подготовлен к смерти, его сознанию нужно время для ОСОЗНАНИЯ смерти своего биологического пиджака.

Потому какое-то время эфир может ходить около вас, учиться пользоваться своим новым состоянием и т.д. Это младенчик, который уже родился, но совершенно беспомощен.

Потому и закрывают зеркала и все отражающие поверхности (а сегодня у нас понаставлено – плазмы, мониторы и т.д. и т.п.)

Для любителей зеркальных стен и потолков, которые накрыть невозможно, – разведите насыщенный солевой раствор и протрите все зеркала, недоступные к покрытию тканью. По высыханию будет белая солевая пленка – Душа себя не увидит, да и соль отражает энергию.

Почему же при клинической смерти люди сразу попадают в тоннель? Я просто уж слышу такой вопрос или комментарий.

Потому что клиническая смерть – это стресс, аварийная перезагрузка программы Бытия, то же можно сказать о людях, которые погибают в авариях, катастрофах и т.д. Там энергия стресса столь сильна, что эфир отделяется мгновенно и 3 дня выжидать не нужно.

Все, собственно, вышесказанное относится к стандартной смерти дома или в больнице, от старости, от хронических заболеваний.

Что и почему нельзя делать на поминках

Раскрывая тему, как правильно поминать умерших родственников, хотелось бы коснуться вопроса, что и почему нельзя делать на поминках.

Первые поминки сразу после погребения. Здесь нарушены все древние правила.

Основная задача поминающих – дать Душе дополнительную энергию для перехода.

Потому продукты насилия – мясо, яйца, рыба, – все, что было убито, на поминках есть нельзя.

Это мелочь для живых, а для Души человека после смерти энергия страха, которая сопутствует СМЕРТИ поросенка или теленка, очень сильно тянет вниз. Он сам…Ваня ваш…свежий в страхе смерти.

Почему нельзя пить на поминках алкоголь?

Второе, что нельзя делать на поминках это пить алкоголь. Спиртные напитки – полное Табу, особенно эта умилительная рюмочка с хлебушком для ДУШИ. Почему? Это туманит сознание и живых, и эфира. Помните это, если вам действительно важно, как правильно поминать усопшего.

Напомню – сознание сохраняется. И душа вкушает энергию, которую излучают продукты. Потому понижающие вибрации продукты нельзя вкушать людям и выставлять для эфирного Вани.

Нельзя на поминках после пары рюмашек начинать обсуждать земные дела.

Почему нельзя это делать на поминках? Все мирское тянет гирями Душу вниз.

Ваня совсем свежерожденный, и пока ему очень интересно все, что происходит в его бывшем и понятном мире.

А до первого фильтра – астрала, первого экзамена в Новом мире еще аж до 9 дней время есть. Потому разговоры на поминках – это пожелание усопшему быстрее оказаться в мире том, ну, и вариации на тему.

Как правильно поминать усопшего? Нельзя предаваться явной скорби и, опять же, про рыдания – нужно держать себя в руках и понимать, что ВАНЯ не умер. Он жив – просто уехал в далекую командировку.

При этом ничего у него не болит, он чувствует себя идеально, и около него уже проявляется такая же эфирная Маша с соседнего кладбища. И скоро они на низший астрал пойдут. На мытарства.

Что надо есть на поминки?

На поминках правильная еда – кутья. Рецепты повторять не буду, знают все, но никто не ест, все водку пьют.

Блины обязательны, причем именно первый блин, горячий разламывается руками и усопшему на подоконник кладется.

Любые каши со сливочным маслом, кисели и узвары, хлеб и пироги, причем и хлеб резать нельзя – только ломать. Резанный ножом продукт Душа вкусить не может.

Что делать с фотографией на поминки?

Ну да, представим вездесущую рюмку водки и кусок резаного хлеба для Ванечки. Водки хлебнул, закусить нечем. Энергии – минус…надцать (вернее энергии выделится много, но она ведет такую душу скорее не вверх, а вниз, как вы понимаете, и праведной душе будет только в минус). А астрал и мытарства-то впереди, 9 дней-то еще не настало.

Борщи и супы – только овощные. Я понимаю, что за периоды совдепа и атеизма все настоящие правила забыты, и чем богаче – тем престижней.

На поминках после погребения, и на 9, и на 40 день энергетики — помощь для Души — нужно ставить на подоконник перед фотографией. Стакан с узваром (это компот из сухофруктов, обязательно с медом) и ломанные блины или иная выпечка -только не резанная ножом.

После поминок фото нужно убирать. То есть фото до года не должно стоять на видном месте, тем более, если в доме бегают дети. А при поминании — фото ставится, и перед ним угощение для души.

Если вам дорог ваш Ваня, то сделайте поминки не в кафе, баре, ресторане, а дома, с парой-тройкой родных и соседей, которые реально были близки, а не явились на халявный банкет – попить, пожрать и обсудить свои земные дела.

Поминки – это когда собирается много людей, и они дают энергию свежепогребенному. А не повод напиться, нажраться и забрать у Души такую нужную сейчас энергию.

По мне, чем такие поминки, то лучше вообще без них – здоровее душа будет. Не получит энергии, так хоть накопленную не пропьют!

А пока идет процесс развоплощения. Или подготовки к новому воплощению. Или рождению в новом качестве, эти формулировки – как вашему сознанию удобнее.

Любые похороны сегодня напоминают сборище гусениц, которые потеряли соратника на своей ветке. Гусеница умерла, и ее оплакивают. Только бабочка знает, что она жива, да еще и свободна, да еще и с крыльями. И бабочке не понятно, почему рыдают ее соседки-гусеницы…

Ведь очень скоро и они умрут гусеницами, и станут бабочками, и встреча будет на цветущей поляне.

Понимая, что происходит с Душой после смерти человека, нам легче будет понять, как правильно провожать и поминать усопших, что и почему нельзя делать на поминках. Ведь наша задача – помочь умершему родственнику спокойно уйти и родиться в новом качестве.

Следующая статья будет о прохождении Душой астрал. Или по-христиански – мытарства.

Христианская церковь учит нас, что сотворенный некогда бессмертным человек в силу первородного греха Адама и Евы утратил этот величайший дар. С тех пор он стал тленным и, пройдя жизненный путь, отпущенный ему Господом, покидает земной мир, унося с собой тяжесть совершённых, но не искупленных покаянием грехов. Поэтому крайне важны для обретения им вечного покоя наши молитвы и обряды. О том, как усопших поминают в годовщину смерти (год после кончины), и пойдёт разговор в этой статье.

Поминания усопшего, предшествующие годовщине смерти

После того как перестало биться сердце человека и он предстал пред вратами вечности, православная церковь предписывает его троекратное поминовение. Совершается оно на третий, девятый и сороковой день после кончины. Вкратце упомянуть о них необходимо, поскольку в противном случае неполным будет рассказ и о том, как помянуть усопшего в годовщину смерти.

Поминание покойного в третий день совершается в ознаменование трёхдневного воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа. Принято считать, что первые два дня после расставания с телом душа, сопровождаемая ангелами, ещё скитается возле мест, дорогих ей по земным воспоминаниям. На третий же день ангелы возносят её на небо для поклонения Всевышнему. Таким образом, день первого предстояния пред Господом является началом поминального цикла, завершением которого станет годовщина смерти. Как поминать по церковному обычаю в этот пока ещё отдалённый день, будет рассказано ниже.

Следующий обряд совершается в девятый день, символизирующий собой девять чинов ангельских, ходатайствующих пред Господом об упокоении души усопшего Его раба. Церковь учит, что после третьего дня душа покидает земной мир и переносится ангелами в райские обители, которые созерцает в течение шести дней.

После этого она совершает вторичное поклонение Господу и повергается в ад, где ей предстоит пробыть до сорокового дня, непрерывно созерцая муки, претерпеваемые нераскаявшимися грешниками. И лишь после того, как душе были явлены блаженства праведных и страдания нечестивцев, она предстаёт перед Всевышним, который по земным делам определяет место её пребывания до Страшного Суда.

Третий, девятый, и особенно сороковой день столь же важны, сколь и годовщина смерти. Как помянуть покойного на этих этапах его пребывания в загробном мире - тема особого разговора, мы же обратимся к обряду, совершаемому через год после его ухода из жизни.

Ежедневное молитвенное поминание усопших

Среди православных людей испокон веков сложился благочестивый обычай поминать в церкви в годовщину смерти всех, кто ушёл из жизни, независимо от того, сколько лет прошло с того печального дня. Однако это не избавляет от необходимости дома во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, а в наши дни всё большее количество людей соблюдает это церковное предписание, наряду с содержащимися в них текстами, произнести несколько заупокойных молитв. Найти их можно на страницах обычного православного Молитвослова.

Время, прошедшее со дня кончины близкого нам человека, притупляет боль понесённой утраты, но, несмотря на это, необходимо помнить о том, сколь необходимы ему за порогом вечности поминальные молитвы, особенно в день, когда наступила годовщина смерти. Как поминать усопшего, чтобы помочь его душе освободиться от тяжести грехов? Об этом писали многие отцы церкви, стяжавшие славу своими богословскими трудами.

Предварительное очищение собственной души

Если обратиться к их сочинениям, то в большинстве из них можно увидеть, сколь большое значение авторы придают душевной и телесной чистоте тех, кто намерен своими молитвами облегчить посмертную участь близких ему людей. Иными словами, прежде чем приступить к молитве о прощении чужих грехов, необходимо покаяться в своих собственных. Всем известно, что молитва праведника бывает чаще услышана, чем просьбы того, кто погряз во грехе.

Кроме того, говоря о том, как правильно поминать в годовщину смерти, святые отцы настоятельно рекомендуют начать подготовку к этому важному делу с поста, пусть даже непродолжительного. Один - максимум два дня воздержания от скоромной пищи - мясных, рыбных и молочных продуктов, помогут, поборов плотские и подчас греховные устремления, столь присущие человеческой природе, направить помыслы на предстоящее молитвенное общение с Богом. Обращаем внимание на то, что пост в данном случае не является обязательным требованием, но лишь рекомендуется, как проверенное средство очищения собственной души и тела.

Это поможет нашим молитвам о прощении грехов близкого человека быть услышанными и обрести благодатность. Церковь учит, что за порогом смерти поздно будет каяться в содеянном при жизни, и только оставшиеся на земле способны умолить Бога облегчить участь усопшего.

Продолжая разговор о том, как правильно поминать усопших в годовщину смерти, нельзя не вспомнить и обычай заблаговременно до наступления этой даты заказывать в церкви регулярное поминовение усопшего в течение сорока дней. Называется этот обряд сорокоустом и берёт своё начало с первых веков установления христианства на Руси. В данном случае он служит как бы подготовительным этапом к основным действиям, предстоящим в день поминовения.

С чего начать церковное поминовение?

Несмотря на всю важность домашних молитв, основное значение всё же придаётся церковной службе в день, когда наступает годовщина смерти. Как помянуть усопшего в храме Божьем, следует заранее узнать у священника, который поможет исполнить этот обряд в полном соответствии с традициями Православной церкви. Мы же остановимся лишь на некоторых общепринятых правилах.

Обычно перед началом литургии подаётся записка с именем покойного для его поминовения в алтаре. В неё, кстати, могут быть вписаны имена и других близких людей, оставивших этот мир в разное время. Все они также нуждаются в молитвенной поддержке. Кроме того, в день годовщины смерти, как и в любое другое время, весьма уместным будет заказать панихиду по усопшему.

Что такое панихида?

Поскольку это заупокойное чинопоследование, с давних времён принятое в русском православии, имеет особое значение, то продолжая разговор о том, как помянуть усопшего в годовщину смерти, стоит остановиться на нём подробнее. Согласно правилам, изложенным в Требнике - богослужебной книге, регламентирующей порядок совершения таинств и иных священнодействий, панихида может проводиться как в церкви, так и в доме покойного, куда приглашается с этой целью священник, а также на кладбище или в том месте, где оборвалась жизнь близкого человека. Панихида по своей структуре весьма близка к чину отпевания. Отличие заключается лишь в том, что из него в данном случае исключается несколько молитв.

Коливо, просфоры и милостыня - неотъемлемые части обряда

Кроме того, в Требнике, указывающем, как поминают усопших в годовщину смерти дома, на кладбище и в храме, предписывается по завершении церковного обряда ставить на канун - небольшой прямоугольный стол с распятием, где обычно горят поминальные свечи, - блюдо, наполненное кутьёй - кашей, приготовленной из цельных зёрен пшеницы и политой мёдом. По церковной традиции, оно именуется коливом. Покидая же церковь, следует забрать с собой одну или несколько просфор и съесть их дома натощак ещё до начала поминальной трапезы.

Независимо от того, совершалась ли поминальная служба в церкви, или родные усопшего ограничились скромным домашним обрядом, весьма рекомендуется в этот день, как и в любой другой, раздавать милостыню тем, кого превратности жизни заставили с протянутой рукой искать себе пропитания. Это по-человечески доброе дело является к тому же исполнением одной из главных Божьих заповедей, предписывающей любовь к ближним и помощь всем, кто в ней нуждается. Её следует неукоснительно соблюдать всю жизнь, а не только в день, когда наступает чья-либо годовщина смерти.

Как помянуть близкого человека на кладбище?

Отдавая дань памяти близкому человеку, в годовщину смерти принято также посещать его могилу. Именно там наиболее остро ощущается нами невосполнимость понесённой потери. Весьма желательно за несколько дней до этого, придя на кладбище, проверить, в надлежащем ли порядке находятся надгробие, крест и ограда. Если требуется что-то отремонтировать или покрасить, то следует сделать это незамедлительно, и в любом случае произвести уборку. Осенью - смести с могилы опавшие листья, зимой - убрать снег, а весной и летом желательно посадить живую рассаду.

В годовщину смерти побывать на кладбище можно как до похода в церковь, так и после него. Жёстких установок в данном случае не существует, и каждый может поступать так, как ему удобнее. Исключением могут быть лишь те случаи, когда родные усопшего желают, чтобы литию на могиле отслужил священник. Обычно на территориях кладбищ имеются церкви, куда можно с такой просьбой обратиться, причём лучше это сделать заранее, так как у батюшки в этот день могут быть назначены и другие требы.

Обрядные традиции, регламентирующие порядок того, как правильно поминать усопших в годовщину смерти, допускают совершение всех надлежащих действий и без участия священника. В этом случае кто-то из присутствующих, а среди них, как правило, бывают наиболее близкие родственники и друзья усопшего, сам может прочитать поминальные молитвы. Особенно же благодатными они будут, если присутствующие станут делать это поочерёдно. Неотъемлемой частью посещения могилы является также возложение живых или искусственных цветов и венков.

Поминальные трапезы на могиле и дома

По окончании чтения молитв наступает время короткой поминальной трапезы, совершаемой прямо у могилы. Традиция православной церкви предписывает вкушать на ней блины, кисель, а также кутью, речь о которой шла выше. Можно добавить к этому нехитрому меню также фрукты и домашнюю выпечку.

К сожалению, в советский период, когда господство атеистической идеологии оторвало людей от исконных церковных обычаев, выработались совершенно чуждые истинному благочестию стандарты. Одним из них стала традиция распивать на могиле спиртные напитки, а нередко и попросту напиваться. С полной уверенностью можно заявить, что это в корне противоречит церковным правилам, причём неважно, в обычный день посещается могила или это годовщина смерти.

В этот же день принято совершать поминовение усопшего и за домашней трапезой, на которую приглашают родственников, а также тех, кто знал и любил его при жизни. Нередко одним из участников застолья бывает священник. Иногда с этой целью арендуют помещение в кафе или ресторане. Чтобы поминки прошли в соответствии с установившейся традицией, следует соблюдать ряд нехитрых правил, изложенных ниже.

Началу домашней трапезы, как и той, что была совершена на кладбище, должна предшествовать та же поминальная молитва об усопшем. Если в дом приглашён священник, то читает он, если нет, то кто-то из родных или несколько человек поочерёдно. Молитва в данном случае важна и для упокоения души усопшего, и для настроя присутствующих на торжественный лад, соответствующий данному моменту.

Особенности поминального стола

Вполне естественно, что каждая хозяйка старается накрыть по возможности богатый стол, изобилующий различными блюдами, и угодить тем самым вкусам всех собравшихся. Однако следует учитывать, что церковный календарь помимо скоромных дней, то есть тех, в которые не накладываются ограничения на перечень вкушаемых продуктов, предусматривает также и посты, как однодневные, так и многодневные.

Поскольку поминки сами по себе являются частью православной традиции, то и меню трапезы должно соответствовать требованиям, предъявляемым церковью к тому дню, на который выпала годовщина смерти. Как помянуть усопшего лишь постными угощениями - вопрос, который самостоятельно решает каждая хозяйка.

Важно учесть, что как бы ни был обильно сервирован стол, трапеза должна начинаться с традиционного вкушения всё той же кутьи. В этом обычае заложен вполне определённый смысл. Пшеничные или какие-либо иные зёрна, из которых она приготовлена, символизируют воскрешение души, а политый сверху мёд - наслаждение, которое ожидает праведников в вечной жизни.

Как соблюсти должную обстановку за столом

Ещё одним важным моментом, связанным с домашней трапезой, является правильный выбор спиртных напитков. Если на кладбище их употребление неуместно, о чём шла речь выше, то за домашним столом или в ресторане это допустимо. Однако, чтобы не была омрачена память дорогого человека и его годовщина смерти, поминать день его ухода из жизни следует, приняв к сведению совет, изложенный ниже. Это поможет избежать неприятных ситуаций, нередко возникающих вследствие излишних возлияний.

Чтобы подстраховаться, не рекомендуется ставить на стол крепкие сорокоградусные напитки. Лучше отдать предпочтение церковному кагору или каким-то лёгким винам. В то же время необходимо следить за тем, чтобы даже их употребление не вышло за рамки разумного. В противном случае поминальная трапеза может легко перерасти в обычный банкет, во время которого воспоминания об усопшем уступят место смеху и веселью, неуместным в данной обстановке.

Крайне недопустимы за поминальным столом скандалы, брань и выяснение отношений. Желательно, чтобы в течение всего обеда речь велась только о покойном, вспоминались различные эпизоды из его жизни, а также рассказывалось обо всём, что сделал он хорошего людям.

Можно предложить гостям просмотреть имеющиеся в доме фотографии умершего или видео, на котором он запечатлен. Даже если усопший не всегда отличался достойным поведением, плохое в этот день должно быть забыто. Вместо этого подобает делать акцент на всём хорошем, что он оставил после себя.

Ещё два немаловажных вопроса

Нельзя упустить из виду и такой весьма существенный вопрос: что делать, если с каким-либо из больших церковных праздников совпадает годовщина смерти? Как поминать - до или после, если в день самого праздника поминальные молитвы не приняты (например, в Пасху)? В этом случае совершение обряда переносится на ближайший выходной, или иной удобный день. Но и в этом случае побывать в церкви, исповедаться, причаститься, поставить свечу за упокой души и подать милостыню следует именно в годовщину смерти.

Есть и ещё одна немаловажная проблема, которую ставит перед родными усопшего годовщина смерти (1 год), когда поминать приходится людей некрещёных либо иноверцев, а то и самоубийц. Можно ли вообще за них молиться, и если такое допустимо, то как это правильно делать?

Ответ можно найти в послании апостола Павла к Колоссянам, где он говорит, что для Христа «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа…», а все равны для грядущего Царствия Божьего. Поэтому молиться можно и нужно обо всех людях, поскольку для каждого усопшего важным этапом его пребывания в загробном мире является годовщина смерти. Помянуть раньше или позже - это зависит от календарной даты, о чём шла речь выше.

Единственное, что следует учесть, - это установленное правило подавать в церкви поминальные записки лишь с именами тех, кто при жизни прошёл обряд крещения и не отяготил себя грехом самоубийства. За всех же прочих нужно молиться самому, в церкви и дома, на кладбище, а также том месте, где смерть оборвала дни их жизни. Нужно просить Господа даровать отпущение содеянных ими грехов и упокоить души в Царствии Небесном.

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода . Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.


Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье , тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.10.2016 06:05

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься...


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Бочарова Наталия. Молитва.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.


Александр Смирнов.У гроба святого

Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв.Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.


Шатрова Н.КНИГА БЫТИЯ

Церковь не молится только за самоубийц.

Поминовение умершего в третий день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

В девятый день – в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и представителя к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.

Поминовение в сороковой день совершается в память Вознесения Иисуса Христа на сороковой день по Воскресении Своём.

Годовщина смерти христианина – это день рождения для новой, вечной жизни. Она всегда отмечается в кругу близких и родных покойного.

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.

По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой – мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда.

Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому возвести молитву к Богу о упокоении близкого вам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол.


An Old Woman Praying, circa 1655, by Nicolaes Maes (1634-1693)

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии.
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.


ANTONELLO da Messina.Virgin of the Annunciation

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".


Carl Kronberger.A Portrait Of A Woman With A Book Of Prayer.

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".


Жуков Фёдор Иванович.Молитва.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

"На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.


Молящийся старик.Рембрандт, Харменс ван Рейн

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Суббота мясопустная – (суббота на масленичной неделе)

Суббота 2-я Великого поста – (через две недели после мясопустной)

Суббота 3-я –Великого поста (через неделю после 2-й)

Суббота 4-я Великого поста – (через неделю)

Радоница – (на 9-й день после Пасхи во вторник)

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Поминовение усопших воинов – 9 мая, 11 сентября.
Евангелие, читаемое на заупокойной литургии в родительскую субботу
(Ин., 5, 24-30)


ANTONELLO da Messina.Virgin Annunciate

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.


Моргачёв Вячеслав Георгиевич.Молитва.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .

Феофан Затворник

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.


Джон Филипп. Молитва.

Поминки - похоронный обычай, встречается у большинства народов.

Описание события

Устраивается угощение, в память об умершем, после его похорон и в поминальные дни (в православной традиции - 9 день, 40 день и через год). На поминки на могилу возлагали жертвоприношения, часть которых шла на торжественную трапезу.

В поминки входят также траурные процессии, оплакивание, а на могилах мужчин - состязания, военные игры (тризна у древних греков, германцев, славян).


Sidney Harold Meteyard.Elsies Prayer 1910

Поминки в православии

Поминки по усопшему по христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки - в день похорон. Вторые поминки на 9 день. И третьи поминки на cороковины (40 дней).

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки - это не просто еда, это особый ритуал, цель которого - помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.


Азовсков Тимофей. "Молитва матери"

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об успокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

Перед тем, как сесть за стол, читается молитва «Отче наш» или совершается лития. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, не допустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках усопшего лица и прочие разговоры, непристойные на таком мероприятии.

Первым блюдом на поминальном столе является кутья (коливо) - каша из цельных зерен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом и символизирующая вечную жизнь. Кутья должна быть благословлена во время панихиды. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий.

Пища на столе должна быть простой, без особых изысков, так как последние мешают процессу поминок.


Моргунова Неринга. Молитва.

Если день поминок пришёлся на будний день Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины, напротив, с головными уборами.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон. На девятый день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего, на сороковой день приходят все, кто желает помянуть умершего.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день

Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день

Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы

Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница

Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Церковные заупокойные службы

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, патриарха Алексия, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, диакона Виктора, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия - те имена, которые даны при крещении) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении - помимо диакона, читающего записки вслух на солее, часть записок читается тайно (про себя) священниками в алтаре. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить в качестве жертвы еду. Однако помните, что нельзя приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме кагора - церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Поминовение усопшего на домашней молитве

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» - «Да, конечно». - «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».