“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5:3)

Конечно же, по-настоящему гордый человек редко видит себя таким, какой он есть на самом деле, поскольку в таком случае ему нужно будет признать, что его образ жизни противоречит Нагорной проповеди Иисуса. Христос предложил блаженство, основанное на новом образе жизни, на идеалах праведности и на понятиях самоотречения. Эта величайшая проповедь, когда-либо сказанная на земле, говорит о таком блаженстве, которое вытекает из самоотречения.

Я верю, что Нагорная проповедь относится ко всему человечеству. Некоторые евангельские верующие считают Нагорную проповедь слишком возвышенной и невыполнимой. Так, например, слова сказанные Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 5:48: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” , они считают слишком трудновыполнимыми и относят их к Тысячелетнему царству. Они говорят, что в Нагорной Проповеди даны принципы жизни Божьего Царства. Однако такая точка зрения создает много проблем.

Во-первых, сам текст ничего не говорит о Тысячелетнем царстве. Во-вторых, Иисус обращался к людям, которые жили не в Тысячелетнем царстве (это, пожалуй, самый сильный аргумент). В-третьих, становится совершенно непонятно, как могут события, описанные в Нагорной Проповеди, происходить в Тысячелетнем Царстве, а именно: гонение на истинно верующих, изгнание их и всяческое несправедливое злословие. Откуда такие злые люди смогут взяться в Царстве Божьем?

Слова из Евангелия от Матфея 5:44: “Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” не имело бы никакого смысла, если бы речь в Нагорной проповеди шла о Тысячелетнем Царстве. Кроме того, все принципы, о которых идет речь в Нагорной проповеди могут быть найдены и в других местах Нового Завета. Мы не можем отнести всю эту проповедь к особо святым людям, которые будут жить в Тысячелетнем Царстве.

Эта проповедь сказана для нас. В ней изложены отличительные черты, присущие истинному христианину, живущему в любом историческом периоде. Она призывает нас придти к новому образу жизни. Иисус говорит: “Ваш образ жизни должен стать таким, если вы хотите познать блаженство”. Разве не прекрасно знать, что наш Бог вовсе не хочет лишить человека радости, как это утверждают некоторые неверующие? Или то, что Он вовсе не собирается “командовать вашим парадом”? Бог хочет, чтобы мы были счастливы. Бог хочет, чтобы мы были благословенны. И Он даст нам те принципы, которые вполне доступны для нас.

Это особенная жизнь. Если жить такой жизнью, уверяю вас, что вы будете отличаться от других людей. Однако немногие люди живут по этим принципам. Многие христиане сегодня потеряли те отличительные качества, о которых говорится в Нагорной Проповеди. Мир сформировал нас по своему собственному образцу, и заставил принять мирские понятия о музыке, морали, браке, разводах, освободительном движении, материализме, диетическом питании, алкоголе, танцах, спорте, коммерческой этике, одежде, развлечениях и т.д. Однако Бог хочет, чтобы мы отличались от мира. И Он говорит, что если мы будем жить по Его образцам, то мы будем блаженны. Но, однако, все начинается с сознания духовной нищеты.

Когда я покупаю новый автомобиль, я, прежде всего, знакомлюсь с инструкцией к нему, чтобы знать, как им управлять. Конечно, я уже знаю основные вещи, касающиеся управления автомобилем, однако в инструкции к данному автомобилю сказано кое-что, что я могу прочитать только в этой инструкции, поскольку никто не знает лучше этого автомобиля, чем те, кто его сконструировал. В нашем мире все создано Богом, однако немногие люди обращаются к Нему за советом о том, как устраивать свою жизнь. А ведь они должны были бы спрашивать у Бога, как им исполнить свое предназначение. “Ты меня создал, Ты и скажи мне”. И Иисус говорит, все, что нужно для жизни на земле!

Его интересует внутреннее состояние человека. Но это не означает, что поступки его не имеет никакого значения. Однако если внутри все правильно, то и внешнее будет правильным. Вера без дел мертва. Вы созданы во Христе Иисусе на добрые дела. Однако поступки человека могут быть истинным только в том случае, если внутреннее состояние человека исполнено истиной. Если это звучит парадоксально, то заметьте, что все, сказанное в Заповедях Блажества, является священным парадоксом и находится в резком контрасте с мирскими представлениями.

Понятиям благословение и блаженство, переводится греческое слово «макариос», в Священном Писании противопоставлено слово несчастье, горе. Причем Иисус не говорит: “Я желаю, чтобы вы были блаженны”. Он говорит в категорической форме: “Блаженны вы…” И когда Он говорит противоположное: “Горе вам…” – это не просто пожелание. В обоих случаях – это судебный приговор.

Обратите внимание на последовательность изложения Заповедей Блаженства. Сначала мы видим блаженство нищих духом, что является правильным отношением к греху и что потом, в стихе 4, ведет к скорби, слезам. Осознав свою греховность и оплакав ее, вы испытаете чувство кротости. Затем вы начнете алкать и жаждать правды. Замечаете ли вы этот прогресс? Затем вы станете милостивым (ст. 7), чистым сердцем (ст. 8) и, наконец, миротворцем (ст. 9). Результатом же того, что вы станете чистым сердцем, милостивым и миротворцем, будут гонения и неправедное злословие. Почему? Потому что сознание всей вашей духовной нищеты, ваша скорбь и слезы греховности, кротость, милосердие, алчность и жажда правды, ваше миротворчество – все это будет раздражать мир.

Однако, когда все это произойдет, согласно стиху 12, у вас появится радость и чувство блаженства от сознания что вас ждет награда на небесах. И если вы будете жить по этим обетованиям Блаженства, вы получите уверенность о том, что вы соль земли. Именно так обстоит дело. И вы будете также светом для мира. Однако вы не сможете быть ни солью, ни светом, о которых говорится, начиная с 13 стиха, если вы не начнете со стиха 3.

Итак рассмотрим стих 3.

Почему Иисус Христос начал с духовной нищеты? Он хотел рассказать о новой жизни, о новых понятиях и о новом образе жизни. Почему же Он начал с этого? Почему духовная нищета делается источником блаженства? Потому, что она является основной характерной чертой христианина. Сознание своей духовной нищеты – это самое первое, что необходимо человеку, чтобы войти в Царство Божье. Никто не может войти в него на основании своей гордости. Дверь в царство Божье очень низкая и войти в нее может только тот, кто низко поклонится.

Как ни парадоксально, но зная, что христианину нужно подняться на высоту и достичь высочайших идеалов в жизни, мы рано или поздно приходим к выводу, что это невозможно. И чем раньше мы придем к такому заключению, тем раньше мы прибегнем к Тому, Кто Один может помочь нам достичь всего этого. Другими словами Иисус говорит нам: “Вы не можете быть наполненными, пока вы не станете пустыми. Вы не можете стать ценными, пока вы не осознаете того, что вы ничего не стоите”.

Меня удивляет, что в наше время христиане так мало говорят о своей пустоте. Я знаю много книг о том, как исполниться радостью, как исполниться Духом Святым, как исполниться тем-то и тем-то, но не знаю книг, говорящих, как опустошить себя. Можете ли вы представить себе книгу под названием: “Как можно стать ничем?” или: “Как можно быть никем?” Как вы думаете, станут ли такие книги популярными?

Духовная нищета – это фундамент благодати, и тем не менее современное христианство стремится к гордости. Вы можете ожидать, что фрукты вырастут сами собою без соответствующего фруктового дерева, с таким те успехом, как и то, что ваша христианская жизнь будет возрастать в благодати без смирения. До тех пор пока мы не будем нищими духом, мы не можем получить благодати. Нельзя стать христианином, если вы не нищие духом. Если в христианской жизни не быть нищим духом, то никогда нельзя познать, что такое благодать.

Иисус говорит: “Начинайте с этого. Блаженство принадлежит нищим духом”. До тех пор пока человек не проявит смирения, Христос не будет дорог ему. Мы не можем видеть Его таким, какой Он есть, пока смотрим не на Него, а на себя. Пока человек видит только свои желания, нужды и требования, он не сможет понять неизреченных богатств Христовых. До тех пор пока человек не увидит, насколько он осквернен, ему не увидеть, насколько славен Христос. Пока мы не увидим нашей нищеты, мы не увидим Его богатства. В смерти мы оживем. Никто не может придти к Иисусу Христу и не может войти, в Его Царство без ужаса содрогания, без сознания своей греховности и без покаяния. В Притчах 16:5 сказано, что гордость является мерзостью перед Богом.

Бог дает благодать смиренным. Вот почему с самого начала речь идет о смирении. Единственный путь, которым можно придти к Богу – это исповедание своей неправедности, признание своей неспособности соответствовать Божьим нормам, признание того, что вы не способны исполнять Божьи требования. Человек должен придти к Богу с чувством беспомощности и безнадежности, чтобы получить от Него Божью благодать, и нужно поддерживать чувства, чтобы сохранять благодать в христианской жизни. Хотя это может показаться парадоксальным, но этот принцип действует, и мы убедимся в этом позже.

В этом мире много безумцев, никогда не знавших истины. Даже христиане, пришедшие к Богу на верном основании, позднее пускается в погоню за восторгами современного христианства. Однако в нашей плоти мы не имеем ничего доброго. Вот почему Христос начал Свою проповедь с вопроса о духовной нищете.

Что же означает быть “нищим духом”? О какой нищете идет здесь речь?

Некоторые считают, что речь идет о материальной нищете. Но если бы Иисус Христос имел в виду только людей без денег, то самое плохое, что мы могли бы сделать как христиане – это отдать деньги тем, у кого их нет! Помощь нуждающимся была бы очень нежелательна. Накормить голодных – было бы недопустимым. Мы должны были бы прекратить всякую благотворительность. Нам нужно было бы отобрать деньги у всех людей и сделать всех нищими, чтобы они стали блаженными и готовыми войти в Царство Божье. И тогда мы были бы хорошими миссионерами, не так ли? Иметь деньги было бы ужасно, и мы, конечно, погибли бы.

Однако Бог ничего не говорит о материальной нищете. Более того, Давид говорит, что он никогда не видел праведника нуждающимся, или его детей, просящими хлеба (Пс. 36:25). Хотя апостол Павел испытал, что такое голод и нищета, он никогда не был нищим. Иисус Христос никогда не просил пищи. Христа и Его учеников обвиняли в том, что они были “не в своем уме”, когда хотели “перевернуть” мир, но их никогда не обвиняли в том, что они были нищими. (Если бы они были нищими, то книжники и фарисеи не преминули бы указать на это.)

Итак, какую же нищету имеет в виду Христос? Он говорит: “нищие духом” , т.е. о духовной нищете. Греческое слово «птокас» , переведенное словом нищие, означает материальную нищету, т.е. совершенно безнадежное состояние, когда человек даже стыдится, как бы его кто не узнал. Речь идет не о простой бедности, а об абсолютной нищете. В Библии есть другое слово – «пенасе» , которое означает, что человек настолько беден, что должен зарабатывать себе на жизнь. «Птокас» означает – нищий, который должен просить милостыню. «Пенасе» – это бедный вынужденный заработать себе на жизнь. «Птокас» означает, что без посторонней помощи вы не сможете прожить. В этом случае вы полностью зависите от других.

“Именно такие, – говорит Иисус, – блаженны”.

Как это может быть? И снова это кажется абсурдом, не так ли? – Но ведь мы только что установили, что речь идет не о материальной нищете. Иисус Христос говорит о духовной нищете, и слово, употребленное Им, как раз подходит в данном случае. Это лучшая аналогия, которую можно найти. Духовно нищий человек поистине духовно пуст, нищ и беспомощен. Может ли он заработать себе спасение? Является ли он духовно пенасе, т.е. таким, который может лишь заработать себе жизнь вечную? Нет. Он не пенасе – бедный. Он поистине птокас – нищий.

Человек абсолютно беспомощен и зависит только от Божьей милости, и Христос говорит: “Блаженны неимущие, лишенные абсолютно всего, нищие”. Какое странное заявление! Однако пойдем дальше.

Сказано “нищие духом” , следовательно речь идет о душе человека, а не о его теле. То есть сущность человека заключается в его душе, а не в теле. Бог так говорит об этом: “А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис. 66:2). В Псалме 33 стих 19 говорит: “Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет” . А в Псалме 50:19: “Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже” .

Бог близок к тем, кто нищ духом, а не самодовольным, кто считает, что он сам сможет заслужить себе спасение. Нищий духом не означает, что у такого человека унылый дух и что он лишен всякого энтузиазма. Это не означает, что такой человек ленив или тих, безразличен и пассивен. Нищий духом тот, у кого нет чувства самодовольства.

Посмотрите на самый лучший пример самоунижения и самовозвышения, приведенный в Евангелии от Луки в главе 18. Это история о фарисее, который гордился своей праведностью, и мытарь, который подобно нищему, просит у Бога милости. Евангелист Лука повествует о чем-то очень важном: “Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу” . Как же Иисус закончил эту хорошо известную притчу? Вот что Он сказал о мытаре: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (ст. 14).

Сказано предельно ясно. Блаженны те, кто нищ духом. Блаженны духовные бедняки, блаженны духовно пустые, духовные банкроты, “загнанные в угол” и умоляющие о Божьей милости. Именно они счастливы. Но почему? Потому, что только они знают об истинном источнике блаженства. Только они могут познать Бога. Они наследуют Царство Небесное не только потом, но также здесь и сейчас.

Эта истина выражена не только в Нагорной проповеди. Иаков в своем послании 4:10 говорит: “Смиритесь пред Господом; и вознесет вас” . Это не та нищета, против которой восстает человеческая воля, но нищета, при которой смиряется. В современной жертве эта доктрина весьма непопулярна, особенно среди христиан, добившихся успеха и признания, а также богатства и влияния. Однако блаженство принадлежит смиренным.

Ветхозаветный Иаков должен был осознать свою духовную нищету перед тем, как Бог смог употребить его. Он боролся с Богом всю ночь, как сказано в главе 32 книги Бытия, и Бог ранил его в бедро. Он положил его, так сказать “на лопатки”, и потом сказано: “И благословил (Бог) его там” (Быт. 32:29). Бог благословил Иакова, когда тот смирился.

Бог не мог употребить пророка Исайю, пока он не стал нищим духом. В год смерти царя Озии, он плакал о своей потере. и тогда Бог по Своей милости показал пророку, чем является его собственная жизнь, и кем он является в действительности. Бог также показал пророку Себя в видении Великим и Превознесенным, и тогда Исайя воскликнул: “Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами …и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа” (Ис. 6:5). И только после этого Бог благословил его.

Гедеон сознавал свое бессилие. Он сказал: “Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший” (Суд. 6:15). На это Бог ответил ему: “Господь с тобою, муж сильный!” (ст. 12). Отсюда можно узнать, кто из людей является самым сильным. Это тот, кто сознает свое человеческое бессилие.

Таким был дух Моисея. Он настолько ясно осознавал свое бессилие, свою неспособность и настолько понимал свое несоответствие и непригодность, что Бог использовал именно Моисея, поставив его во главе избранного народа Божия. Таким же было и сердце Давида, который говорил Богу: “…Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил” (2 Цар. 7:18).

То же самое вы видим и в Петре, который по природе был человеком настойчивым и самоуверенным. Тем не менее, он сказал Иисусу: “Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (Лук. 5:8). Апостол Павел признавал, что в его плоти нет ничего доброго. Он был величайшим из грешников, гнал и преследовал церковь Божью. Все, что он считал преимуществом, было на самом деле недостатком. От всего этого он отказался. Ни на что доброе он сам лично не был способен. И он стал сильным в своей немощи.

Мир говорит человеку: “Отстаивай свои права, гордись собою, завоюй себе место под солнцем”. Но Бог говорит, что когда человек сознает свою слабость, когда признает, что он ничто, то это не конец, а напротив – начало! Однако труднее всего поступать так, Иисус говорит, что первое, что нужно сделать человеку – это осознать свое бессилие. В этом заключается духовная нищета. Задумайтесь над притчей о рабе-должнике, записанной в главе 18 Евангелия от Матфея. Он задолжал своему господину такую огромную сумму, которою он никогда бы не смог уплатить. Далее сказано: “Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: “государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу” (Матф. 18:26). Другими словами: этот раб надеялся, что сам сможет заплатить свой долг.

Иисус Христос хочет показать этой притчей, как неразумно говорить Богу: “Потерпи и я смогу сделать все”. Быть нищим духом – означает сознавать, что у нас нет возможности угодить Богу, а потому нам нечем гордиться, не на что полагаться и не на что надеяться. Нужно быть пустым, чтобы потом наполниться. И это путь, по которому мы должны идти всю жизнь, а не только путь к получению спасения; такой должна быть вся наша жизнь.

Перед своим обращением святой Августин так гордился своей мудростью, что это мешало ему стать верующим человеком. И только после того, как он отказался от своей гордости, он смог познать Бога. Мартин Лютер в молодости ушел в монастырь, чтобы своим благочестием заслужить себе спасение. Когда же он после многолетних стараний убедился в своей неспособности достичь этого, он вынужден был открыто признаться, что не может угодить Богу. Он опустошил себя и признал, что надежду на спасение дает Бог по вере. Так зародилась Реформация.

Надежда на жизнь существует только для тех, кто знает, что они не в состоянии угодить Богу. Это настолько высокое мерило, что его не могли достичь даже на короткое мгновение те, кому впервые был дан Закон на горе Синае. Бог в Своем Законе запретил идолопоклонство, блуд, воровство, убийство и так далее. Но даже в момент, когда Бог давал этот закон, люди тут – же нарушали его. Пока Бог говорил с Моисеем, Аарон допустил, чтобы народ впал в оргию. Божье мерило находится далеко за пределами человеческих способностей.

Некоторые из древних израильтян сознавали это, и по Божьему указанию они приносили соответствующие жертвы, и в смирении исповедовали свои грехи, и Бог по великой милости прощал их. Но были и такие, которые думали, что они смогут все исполнить. Они приносили жертвы, и гордились самоправедностью, и пытались исполнить закон собственными усилиями. Однако они не могли исполнить закон и тогда вместо того, чтобы в смирении взыскать милость Божью, они начали постепенно заменять требования закона человеческими традициями. А человеческие традиции намного легче исполнять, чем Божьи законы.

Законы Талмуда – это иудейские законы, основанные на Торе (истинном Законе Божьем) которые являются ничем иным, как явно заниженными нормами Торы. Утешаясь их исполнением, человек думает, что он исполняет Божьи законы. Раввины говорили, что они пытаются отстаивать законы Божьи, однако на самом деле речь шла о значительно более низких требованиях, соответствующих их уровню самоправедности. В то время, когда Иисус Христос пришел на землю, они имели большой успех в вопросе исполнения второстепенных требований закона, тогда как ежедневно нарушали основные требования истинных законов Божьих (см. Ис. 29:13 и Матф. 15:9).

Нагорная Проповедь – это закон Божий. Он предписывает, какой образ жизни нужно вести. Однако мы не в состоянии выполнять закон! Но при содействии Духа Святого и сознании нашей зависимости от Иисуса Христа у нас появляется желание жить именно по предписанию закона. Убедившись в нашей неспособности жить такой жизнью, мы в сокрушении раскаиваемся. Иисус привел нам Свои примеры, когда сказал: “…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матф. 5:48).

Он также говорит, что если праведность человека не превзойдет праведности фарисеев и книжников, живших исполнением второстепенных требований закона и обрядов человеческих, то он не войдет в Царство Небесное. Истинная цель закона, данного на Сионе, та же что и Нагорной Проповеди, а именно: показать людям, что они не в состоянии сами исполнить Божьих повелений. Более низкое мерило, придуманное людьми, только цель, ради которой была дана Нагорная Проповедь.

Мы должны осознать величие Божьего закона и исповедать нашу духовную нищету и нашу полную зависимость от Бога, и тогда, мы сможем исполнить Его закон. Вы не можете дать этот закон невозрожденному человеку и ждать, что он станет жить по нему. Апостол Павел прямо говорит, что цель закона заключалась в том, чтобы каждый человек смог осознать свою виновность перед Богом и придти к Иисусу Христу, Который Один только может снять нашу вину. Именно о такой духовной нищете говорит Иисус Христос.

Каков же результат? “…Ибо их есть Царство Небесное” . Какое чудесное обетование! Это не просто пожелание. Это реальный факт! Царство Небесное уже принадлежит нищим духом. И этому утверждению вполне можно доверять. Итак, кому же принадлежит Царство Небесное? – Кто есть нищий духом. Глагол стоит в настоящем времени. А значит, Царство Небесное принадлежит мне и вам, если мы соответствуем мерилу Божьему.

Мы говорим не только о Тысячелетнем царстве. Это наше Царство и принадлежит оно нам уже сейчас. Конечно, когда-нибудь будет и Тысячелетнее царство, в котором обетование будет исполнено реально и полностью расцветет, но, то Царство, о котором идет речь в Нагорной Проповеди, уже есть сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. В нем блаженство царит уже сейчас. Царство Небесное – это воцарение и правление Иисуса Христа в сердце каждого, кто верит в Него, и принял своим Спасителем и Господом. И это не только картина Мессианского будущего, это выражение настоящего. Мы уже теперь царственное священство. Мы уже теперь принадлежим Христу. Мы уже теперь являемся победителями. Мы уже, как сказано во главе 2 Послания к Ефесянам, посажены на небесах, и на нас простерлась Его милость и благодать отныне и вовек.

Царство это, насколько я понимаю, – благодати и славы. Благодати сейчас, а славы потом. У нас есть царство. Оно наше, в нем управляет Христос, и Он же управляет нашей жизнью. Знаете ли вы, что это значит? Мы принадлежим Христу, и Он заботится о нас. Он пополняет все нужды наших сердец. И это является результатом духовной нищеты.

Как же можно стать нищим духом? Вы скажете: “Я согласен, что самое важное – это быть нищим духом. Но как я могу стать таким?” Позвольте мне изложить три принципа. Во-первых, не пытайтесь достичь этого самостоятельно. Это то, в чем ошибаются люди, предпочитая монашество. Некоторые думают, что они будут нищими духом, если станут отшельниками, продадут все свое имущество, наденут на себя лохмотья и уйдут в монастырь. Все это нисколько не поможет. Неважно, как вы выглядите в собственных глазах или в глазах других людей. Важно то, как вы выглядите в глазах Божьих.

Читайте Библию. На страницах Священного Писания нарисован образ Божий. Смотрите на Христа, рассуждайте о Нем и о Его Слове, и тогда вы забудете о себе. И это вовсе не мистика. Это должно стать повседневным практическим занятием. Мы должны ежедневно смотреть на Бога. В этом состоит первый принцип.

Во-вторых, укрощайте свою плоть. Я не говорю о пище, которой питается наше тело, речь идет о посте для нашей плоти. В наше время даже некоторые христианские служители постоянно питают свою плотскую природу гордостью. Мы должны стараться обнажить нашу плотскую природу. Это постоянная борьба в поисках такого духа.

Третий принцип очень простой – это прошение. Желаете ли вы быть нищим духом? – Просите об этом у Бога. “Боже, – говорил мытарь, – будь милостив ко мне”. Иисус сказал, что мытарь пошел в дом свой оправданным. Блажен человек нищий духом. Он один из тех, кому принадлежит Царство Небесное.

Так почему же Иисус начал с того, что надо быть “нищими духами”. Потому, что это является основой всего остального быть духовным банкротом и сознавать это. В результате Царство Небесное будет принадлежать нам здесь, сейчас на земле и навеки. Как же можно стать нищим духом? – Повторяю, смотрите на Бога, умерщвляйте свою плоть, просите как нищий. Бог ничуть не против этого.

Как я могу узнать, нищий ли я духом? Нужно произвести самооценку. Далее изложено семь принципов для этого:

Вы будете отлучены от самого себя (Пс. 130:2). Нищий духом теряет ощущение своего собственного “я”. Оно уходит! Вы будете думать только о Боге, о Его славе и о других людях и их нуждах.

Вы будете постоянно изумляться Иисусом Христом, “взирая на славу Господню ” (см. 2 Кор. 3:18). Вы будете говорить, как Филипп: “Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас” (Иоан. 14:8). Вы будете говорить, как Давид: “Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим” (Пс. 16:15).

Вы никогда не будете роптать на обстоятельства вашей жизни. Почему? Вы ведь не заслуживаете ничего другого, не так ли? Что вы можете предложить? Чем ниже вы опускаетесь, тем слаще для вас благодать Божья. Чем больше ваша нужда, тем больше Он печется о вас. Когда вы откажетесь от всего, вы будете готовы получить обилие благодати Божьей. В этом нет противоречия. Вы будете безропотно страдать, поскольку не заслужили ничего другого, но и тогда вы будете искать Его благодати.

Вы будете видеть в других только их положительные качества, а в самом себе только свои слабости. Истинно смиренный человек всегда возвышает не себя, а других.

Вы будете проводить много времени в молитвах. Почему? Потому что нищий всегда просит. Он часто стучит в небесные двери и не уходит от них до тех пор, пока не получит благословение.

Вы придете к Иисусу на Его условиях, а не на своих. Гордые грешники тоже хотели бы иметь Христа, но и свои собственные удовольствия, Христа и свою собственную жадность, Христа и свою собственную аморальность. Нищий же духом находится в таком безнадежном положении, что готов отказаться от всего, лишь бы иметь Христа. “Осажденная крепость, близкая к падению, готова сдаться на милость победителя и тем спастись. Тот, чье сердце долгое время было крепостью для дьявола, и кто противился Христу, узнав о своей духовной нищете ощутив ее, увидев, что без Христа он достоин вечного проклятия, смирится перед Богом и обращается к Нему с простой молитвой: “Господи, что повелишь мне делать?”

И наконец, вы будете прославлять, и благодарить Бога за Его милость. Если человек поистине нищ духом, он будет переполнен благодарностью Богу. Все, что вы имеете – это подарок от Бога. Апостол Павел говорит: “Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно” (1 Тим. 1:14).

Как нам оценить себя? Если мы считаем, что вообще ничего не стоим, то находимся на пути к блаженству. “Блаженны нищие духом”.

Служба в церкви проходит на старославянском языке, который не совсем понятен нашим современникам. Также в церковном обиходе есть много слов и выражений, которые вроде бы понятны, но не до конца. Кто такие блаженные нищие духом? Мы помним о блаженных из фильмов о царской эпохе, но как это может относиться к современной эпохе? Неужели никто не попадет в Царство Божие, если не станет блаженным? Этот вопрос очень тревожил меня как воцерковленную христианку, и я решила узнать подробнее о смысле этого выражения. Оказывается, речь идет о христианском смирении и преодолении гордыни. Нет нужды становиться нищим и убогим, нужно просто смирить гордыню.

Христианское смирение

В христианстве смирение противоположно гордыне — страшному греху, ведущему к смерти. Именно из-за гордыни некогда светлый ангел Люцифер был низвергнут с небес и назван падшим. Отцы церкви учат, что без смирения можно забыть о христианстве, ибо духовная жизнь начинается только с преодоления гордыни.

Смирение является высшей добродетелью перед богом.

Смиренный человек не замечает соринки в глазу ближнего, так как знает о своих бревнах. Смиренный человек не укоряет никого, кроме себя. Смиренный человек не судит и не осуждает ближнего, так как борется со своими грехами и соблазнами. Он знает, насколько немощна человеческая природа, поэтому поступает таким образом.

Смирение является основой христианской морали и религии, без которой быть христианином невозможно. Невозможно, потому что человек ведет неправильную духовную жизнь и не может приобщиться даров Святого Духа. Вера без дел мертва — именно такое наставление дали апостолы своим первым ученикам. Поэтому вера без духовных плодов не приводит ни к чему.

Многие неверно понимают христианское смирение и сравнивают его с каким-то отчаянным положением и пессимизмом. Это тоже неверная интерпретация, так как смирение предполагает упование на божью милость и благодать. Человек понимает, что он в руке божьей, и что его жизнь полностью подчиняется воле божьей. Поэтому он смиряется и доверяет своему Отцу Небесному во всем. Он не кричит и не ропщет, когда приходит беда, а пребывает в молитвах и благодарениях.

Почему христиане безропотно воспринимают удары судьбы? Потому что они понимают, что божья милость предусмотрела для них самое лучшее. Все знают о пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это очень мудро подмечено нашими предками, которые оставили нам жизненную мудрость в наследие. Наблюдательный человек может заметить, что очень часто неблагоприятные события приводят к неожиданно позитивному результату. Поэтому роптать и упрекать бога в своих бедах неразумно.

Заповеди блаженства

Первая заповедь блаженства подразумевает принятие своей греховной природы как данность, и смирение с ней. Но смирение не должно потворствовать греху, просто человек должен осознавать свою немощную природу и не гордиться перед другими ничем.

Грехопадение человека началось с гордыни, когда дьявол посулил Адаму и Еве стать «как боги». Смирение же возвращает всё на круги своя и дает осознание своей ничтожности и полной беспомощности перед богом.

Духовная нищета не имеет ничего общего с материальным недостатком, так как речь идет о духовных вещах. Духовная нищета подразумевает соответствующий строй мыслей, в которых исключена гордыня и превозношение.

Духовная нищета — это признание невозможности стать праведным собственными усилиями. Если бы человек был в состоянии самостоятельно исправить свою греховную природу, жертва Христа потеряла бы всякий смысл. Христианин должен признать свое духовное несовершенство и принять жертву Христа как дар. Только соединившись со Христом верой, мы можем стать святыми и праведными. Самостоятельно достичь такой духовной высоты человек не в состоянии.

О чем мечтает нищий человек в мире? Все его мысли направлены на то, чтобы кто-нибудь подал ему кусочек хлеба для поддержания духа. Духовная нищета — это крайняя нужда в помощи божьей для обретения благодати и спасения. Человек говорит себе: «Я пас, я не могу, я не в состоянии, я нуждаюсь в помощи». Вот это и есть правильное духовное состояние, которое приводит к спасению.

Нищий в миру человек понимает, что не может заработать на хлеб, и надеется на милость дающего. Нищие духом тоже понимают, что они не достоин благодати, поэтому надеются только на милость бога. Нищий духом не стремится заработать награду от бога, а со смирением ожидает милости. Милостыню дают не потому, что нищий ее заработал, а просто так от доброты сердца. При этом нищий понимает, что он ничем не сможет отблагодарить дающего.

Именно такая нищета и становится условием получения божьей благодати и спасения. От человека требуется только благодарность за щедрый дар и больше ничего. Нищий понимает, что он никому не нужен. Так и христианин понимает, что не он нужен Христу, а Христос — ему. Если человек это осознает до конца, он сможет обрести спасение. Духовная нищета полностью аннулирует гордыню, поэтому и является условием получения божьей благодати и безвозмездного дара спасения.

Смирение и комплекс неполноценности

Противники христианства иногда называют смирение проявлением комплекса неполноценности. Так ли это? Комплекс неполноценности и христианское смирение имеют разные духовные корни. Комплекс неполноценности развивается, когда человек стыдится других людей за свою неловкость или неумение что-то делать правильно. Например, полные девушки не подходят под всемирный стандарт красоты, поэтому комплексуют.

Христианское смирение происходит от того, что человек осознает греховность своей природы и невозможность ее исправления собственными усилиями. Как бы не пытался он жить по евангелию, но обязательно вскроется какой-нибудь грех или недостойные мысли придут в голову. Тогда христианин начинает усиленно молиться и каяться, что еще более сближает его с Господом.

Примером истинного смирения стал Иисус Христос, который смирил свою душу до Креста.

Христианином может стать только тот, кто осознал необходимость помощи Иисуса Христа в его спасении. Пока человек полагается на собственные силы, он полон гордыни и тщеславия. Только когда он смирит свою гордыню и вознуждается во Христе, тогда обретет вечное спасение души и благодать. Поэтому и сказано в первой заповеди блаженства, что только нищие духом (смиренные) достойны Царствия Божия. Нищий — это нуждающийся, несамостоятельный, зависимый. Бог хочет, чтобы мы осознали свою духовную нищету — нужду во Христе, зависимость от него и полную несамостоятельность в своих тщетных усилиях.

Искреннее раскаяние в грехах приближает человека к богу, а чувство собственной непогрешимости — отдаляет. Богу милее кающийся грешник, чем самоправедный человек. Поэтому отцы церкви всегда призывают к покаянию, ибо оно приводит к благодати. «Боже, помилуй меня грешного» — это самые важные слова христианина.

Ответ

А чем я могу гордиться на самом деле? Ведь я должен в жизни своей подражать Христу, жить так, как Он жил, стремиться к доступному мне совершенству. Вот смысл моей жизни! И если я пойму это, если я попробую сравнить себя со Христом и узнать, так ли я живу, как должен жить, то вынужден буду сознать свое нравственное ничтожество в сравнении с данным мне для подражания Образцом человеческого совершенства.

Итак, посмотрим на себя! Заглянем в глубину души своей, в которой таится много неведомого для других! Вспомним свое прошлое! Вспоминая, будем взвешивать каждый поступок свой, какой придет на память, и будем спрашивать себя: так ли поступил бы Христос, как поступили мы? Почаще будем вспоминать свою прошлую жизнь, почаще сравнивать себя со Христом! И если мы не глухи к божественному голосу совести, внедренному в нас, то мы придем в ужас, когда увидим, как далеки мы от Христа, какая громадная разница между нами и тем, чем мы должны быть, чем мы можем быть. И уподобимся мы тогда человеку, впервые посмотревшему в микроскоп на ту воду, которую он считал чистой, как кристалл: как понятие о чистоте воды мгновенно исчезает при виде бесчисленного множества микроорганизмов, кишащих в воде, так и мы, считавшие свою душу чистой, как кристалл, содрогнемся от нравственной грязи, облепившей ее. И когда мы дойдем до такого сознания, то куда денется наша гордость? Мы поймем тогда, что гордиться-то нам нечем; и признаем мы, что казавшееся нам величие наше подобно миражу в пустыне: издали воображению путника рисуются чудные картины, а подъедет ближе — нет ничего. И тогда гордость оставит нас и уступит свое место в сердце нашем смирению. И только при этом условии у нас явится желание исправиться, отстать от своих грехов. Пока я был горд, пока я думал только о своем величии, о своих мнимых достоинствах и воображаемом превосходстве перед другими людьми, пока я, подобно фарисею притчи Господней, считал себя не таким, как прочие люди (Лк. 8, 11), — я и не замечал своих недостатков, грехов, а через это у меня и не могло быть желания исправиться, стать лучшим человеком.

Итак, первый шаг при начале самоисправления, это — сознание своего ничтожества в сравнении со Христом, служащим для нас Образцом возможного для нас совершенства; сознание своей бедности теми свойствами души и теми добрыми делами, какие приближают нас ко Христу; словом, сознание своей духовной, нравственной нищеты. И Господь начал Свою Нагорную проповедь с указания на этот первый шаг в деле самоисправления.

Блаженны нищие духом, сказал Он, ибо их есть Царство небесное (Мф. 5, 3).

Блаженны нищие духом. Это изречение Господне понимается некоторыми буквально и потому толкуется совершенно превратно. Вместо того чтобы сознание своей духовной нищеты считать средством к достижению цели, то есть блаженства в Царстве Небесном, они самую нищету духом считают самостоятельной целью, истинным блаженством. По их мнению, истинное блаженство и заключается в духовной нищете, в отсутствии духовных сил или в бедности этими силами; и таких бессильных, бездарных людей они называют блаженными.

Но они ошибаются. Не о такой нищете говорил Господь. Он не говорил, что блаженство — в нищете духом; Он говорил, что блаженство — в Царстве Небесном, что блаженны будут там только те, которые начинают свое перевоспитание с сознания своего ничтожества в сравнении с тем, чем человек должен быть. Нищета духом противополагается гордости, ложной уверенности человека в его воображаемом превосходстве над другими людьми; нищета духом — это смирение, не исключающее необходимости силы духа.

Другие же говорят: «Не могут быть блаженны нищие духом; блаженны только сильные духом!» Но и они заблуждаются. Чтобы из гордого человека стать нищим духом, то есть смиренным, сознающим свою нравственную нищету, сознающим себя хуже многих, нужна большая сила духа, большое напряжение воли; без этой силы не смиришь себя, не сломишь свою гордость. Следовательно, понятия о нищете духом и о силе духа не только не противоречат друг другу, но, напротив, восполняют одно другое: не обладая силой духа, нельзя стать нищим духом; и сила нужна большая. Гордому человеку, привыкшему считать себя выше всех, не таким, как прочие люди, тяжело сознать, что он хуже очень многих, а может быть и хуже всех. Если тяжело разочарование в друге, то каково же развенчать самого себя, свалить себя с той скалы, на которую был вознесен своей гордостью, повергнуть кумир свой в прах! Такое разочарование в самом себе причиняет на первых порах невыразимые душевные муки; приходится много выстрадать и победить множество искушений. Сколько соблазнительных мыслей вторгается в душу, сколько стремлений к самооправданию, к обелению всех своих грязных дел! Чтобы выдержать все эти искушения и победить их, нужна большая сила духа.

Осознаем же свое ничтожество в сравнении со Христом-Человеком, Образцом доступного нам совершенства! Стряхнем с себя гордость, навеянную безумным себялюбием! Повергнем кумир свой в прах, и смело, с Божией помощью, станем на первую ступень! Станем твердой ногой, чтобы не оступиться и не упасть вниз! Станем, и будем идти вперед, не спуская глаз со стоящего вверху Христа, ожидающего нас с распростертыми объятиями! Пойдем же к Нему! Он ждет нас и примет не как грозный судья, а как любящий отец встречает своего блудного сына!

(из толкования Евангелий от Гладкова Б.И.)

Пост ВКонтакте:

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.(Св. Евангелие от Матфея 5:3)

Свою самую великую проповедь Иисус начал словами "блаженны нищие духом", ведь именно таковым принадлежит Царство Небесное. Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны понимать, кого представляют нищие духом, и каким образом они наследуют Царство Небесное.

"Наследуют царство"

На заре становления народа Израиль, евреям было дано обещание

5. итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой , то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6. а вы будете у Меня царством священников и народом святым ; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.(Книга Исход 19:5,6)

Также о царстве священников писал пророк Даниил

44. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство , которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…(Даниил 2:44)

Именно об этом царстве и учил Иисус Христос, придя на землю. И имел ввиду он не земное правительство, а небесную награду.

6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет .(Откровение Иоанна Богослова 20:6)

Нищие духом

Чтобы войти в Небескное Царство, нужно обладать нищетой духа. Что же это такое? И как нищета может быть положительным признаком. Ведь если мы хотим похвалить человека за его развитый внутренний мир, то скорее скажем, что он богат духовно. А вот плохого, как правило, называют скудоумным.

На самом деле, никакого противоречия здесь нет. Вспомните, что приход Иисуса сравнивали с сиянием великого света, имея ввиду истину и правду, которую тот принес. Соответственно, до этого люди были во тьме.

Эта мысль подтверждается аллегорическим пророчеством Исаии.

5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.(Исаия 35:5)

Конечно же, в первую очередь имелась ввиду слепота духовная. И в целом слепыми были абсолютно все люди. Но по разному. Фарисеи и Саддукеи наоборот считали себя очень знающими и понимающими Закон. Но на самом деле они были злы и искажали Божье слово, заменяя его традициями.

Но были и те, кто осознавал окружающую несправедливость и беспорядок, творившийся в Израиле. Не в силах что-либо сделать, кардинально изменить ситуацию, они все-равно всячески стремились к истине и правде. Они были внутренне бедны, но они были нищими, т.е. осознавали свою бедноту и это побуждало их искать духовные богаства. (Фарисеям, как вы поняли, ничего искать не нужно было, они были богаты в своих глазах).

Кто жаждет, приходи и пей

Источником силы, способной перестроить внутренний мир человека, является Святой Дух.

13. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.(Св. Евангелие от Иоанна 16:13)

И поэтому Иисус, обращаясь ко всем ищущим, жаждущим, нищим духом, призывал их обрести эту силу, придя к нему.

37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.(Св. Евангелие от Иоанна 7:37,39)

Этот призыв звучал для всех потомков Авраама. И логично предположить, что книжники и фарисеи, люди начитанные, должны были самыми первыми в Иисусе распознать мессию. Но они не были нищими духом. Для них религия была лишь способом утверждения себя в обществе, инструментом для повышения социального статуса и положения. Они на верую принимали ложные толкования Закона и ленились пошевелить перстом, чтобы самостоятельно его исследовать. А зачем, если тебя могут посчитать изгоем? Не лучше ли не выделяться и быть в почете и при должности?

А ведь Соломон предупреждал.

3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.(Притчи 2:3-5)

А в другой притче говорится, что

12. Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.(Притчи 20:12)

Естественно, что удивительная слепота фарисеев также была и от Бога, который не открыл им умы для понимания. Не дал ушей и и глаз. Таким образом гордые духовные учителя сами себя прокляли, как и предсказывал Даниил.

10. и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.(Даниил 12:10)

Мудрые уразумеют

Мудрые уразумеют - пророчески указывает на благословение Духом Святым, всех искренних и чистых сердцем. Когда в пятидесятницу первого века первое собрание получило рождение свыше, то в то же время они получили дар понимания, мудрость от Бога, и силу, способную научить других. Благодаря этой силе началась всемирная проповедь, которая обращала людей от грехов к Всевышнему.

Как мы уже говорили выше, наследовать Царство Небесное означает получить Небесную награду. Даниил сравнил ее с вечным сиянием звезд.

3. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.(Даниил 12:3)

Важно знать!

Все записанное в евангелиях служит примером для последних дней, наглядной моделью, показывающей, что ждет нас в будущем.

Не смотря на огромное количество конфессий и учителей, можно уверенно сказать, что христианство в большинстве своем заблудилось, идя по следам ложных пастырей.

И вам решать, как поступать... Пытаться хорошо устроиться на теплом местечке. Усыпляя совесть, быть таким же как все - мнимо праведным и мнимо возрожденным. Или же быть честным до конца, и признаться самому себе в том, кто ты такой на самом деле.. Обнищать в своих глазах, чтобы потом, используя эти знания как мотив, обогатиться у Бога.

Что такое духовная нищета? Если это плохо, то почему нищие духом - блаженны? Не унижает ли человека ощущение себя как ничтожества? Почему Заповеди блаженства - ключ ко всему Евангелию? Читайте в интервью с о.Георгием Бреевым из его книги

Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали заповедь Христа «Блаженны нищие духом». И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом - бомжи.

Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, - начинает объяснять батюшка. - Все-таки бомж - это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашел, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины ее кроются в самом человеке.

Вот наш храм. Сегодня, входя в него, я увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один - в кожаной курточке, другой -высокий,дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент: юродивый.

- Такое внешнее благополучие «нищих» нас часто смущает.

Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идет сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь - Небо на земле. Эта святыня дана нам сверху, чтобы туда нас поднять.

Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Потому что сейчас, через какие-то секунды я сам стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.

Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Нет, скорее всего, мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как свое несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.

- А мы и надежд не оправдали, и плодов не принесли?

Человек является вершиной, венцом, царем всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!

У каждого человека есть совесть - совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого - только сам человек и дух, который живет в нем.

Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает нам ее.


Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.

- Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?

Духовная нищета - это способность человека себя увидеть таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей - и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?

- Как пылинка?


- Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?

Нищий телесно, физически несет на себе печать униженности. Хотя он и пользуется вниманием, заботой, но в душе переживает. И многие очень щепетильны в этом отношении.

Но нищета духовная - другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Мое, а случайное явление», - ты потеряешься. Но Она говорит: «Ты Мое, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Ее не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой - Величайшая Святыня.

Стало быть, нищета духовная - это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства.

Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно все Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются Заповеди блаженства. И первая из них - о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое - нищие духом.

Бог Всеблагой, Всесовершенный, умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке - человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем». И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.

Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить свое предназначение только тогда, когда тоже как бы умаляемся и даем возможность другому проявлять себя - Богу или человеку.

Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в Вечность, где мы найдем полноту и завершенность. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.

Ответы священника Георгия Бреева на другие вопросы о духовной жизни ищите в его книге .