В чем суть профессии Историк?

Историки обеспокоены передачей и представлением истории человечества с целью документирования, передачи и принятия приемлемого прошлого. Они работают, например, в редакционной области, в управлении выставками, в сфере связей с общественностью или в области науки и образования.

От выставочной деятельности и управления культурой до связей с общественностью

В выставочном, культурном и художественном управлении историки разрабатывают концепции для выставок и экскурсий, организуют и покупают, например, исторические коллекционные объекты. Если они в основном участвуют в мемориальном образовании, историки разрабатывают, например, экскурсии по объектам, посвященным тем или иным событиям, в том числе трагическим (например, мемориалы жертвам национал-социализма).

В издательствах историки ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Как журналисты, они исследуют исторические и культурно-исторические темы и пишут, например, технические комментарии или отчеты. Для деятельности в журналистике, обычно, в дополнение к завершенному высшему образованию необходима стажировка или практическая журналистская квалификация.

Если историки работают в сфере образования для взрослой аудитории, то они организуют и проводят лекции или семинары по историческим и культурно-историческим темам.

В центрах документации, библиотеках и архивах историки заботятся и поддерживают Исторические Отделы, создают медиа- и информационные-коллекции.

В области связей с общественностью историки, например, подготавливают пресс-интервью и пресс-конференции и пишут пресс-релизы.

Управленческие должности часто требуют степени магистра.

Историки в науке и образовании

Исследование, документирование и сохранение - это термины, используемые для обобщения большинства видов деятельности историков. Как правило, они специализируются на такой теме, как экономическая и социальная история, правовая и конституционная история, конкретный регион, такой как восточноевропейская или муниципальная история, особая эпоха, такая как древность, средневековье, новое время или новейшая история. Историки собирают, исследуют и анализируют хроники, письма, газеты, предметы раскопок или историческую одежду, а также проводят интервью с очевидцами, например, периода национал-социализма. Историки не получают никаких инструкций для настоящего из прошлого, но они могут дать рекомендации и тем самым способствовать более дифференцированному пониманию истории и настоящего. И последнее, но не менее важное: их работа защищает и сохраняет культурные ценности всех видов.

Историки записывают результаты исследований в журналах или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о полученных выводах. В лекциях они передают знания учащимся, контролируют научную работу и принимают экзамены.

Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра или докторская степень.

История изучает развитие мира с момента его появления, и сегодняшняя деятельность историков практически не отличается от таковой в древние времена. За исключением, пожалуй, того, что информация стала более доступной из-за глобальной интернетизации. Однако, интернет сыграл с историческим сообществом одновременно и злую шутку: ведь теперь каждый, кто прочел хоть немного исторических трудов, мнит себя как минимум доцентом исторического факультета.

XX век, и без того проблемный, оброс домыслами и гипотезами, иногда совершенно выходящими за грани здравого смысла. Виной всему те, кто пишут историю под личиной напускного патриотизма, удовлетворяя запросы верхушки государственного правления. Эти люди без зазрения совести перевирают события и подтасовывают факты так, чтобы создать для прошлого государства ауру непобедимости и гордости. При этом тщательно укрываются в архивах весьма мрачные события, виной которым были все те же самые непобедимые «верхи». Ибо «негоже прошлое ворошить».

Кто такой историк

В зависимости от выбранной специализации, человек с образованием в области истории может быть:

  • археологом или антропологом;
  • геральдистом;
  • этнографом;
  • работником музея или галереи;
  • преподавателем истории в ВУЗе или в школе.

Помимо этого, в трудовые обязанности историков может входить:

  • написание научных или публицистических статей, основанных на анализе того или иного источника;
  • участие в этнографических экспедициях или археологических раскопках;
  • разработка новых исследовательских методик и улучшение текущих, для повышения достоверности имеющейся информации;
  • прогнозирование событий будущего, на основе проведенного изучения и анализа исторических источников.

Как стать историком

Каким же должен быть настоящий историк — знаток своего дела и достаточно смелый человек, чтобы не идти на поводу у государства? И где этому можно научиться?

Основными качествами современного знатока истории являются:

  • хорошая память. Это самое важное, так как придется работать с большими массивами данных в виде дат, названий, географических локаций, имен, титулов, должностей;
  • аналитический склад ума. Важно не только запомнить даты, но и проанализировать события, понять, что послужило их причиной, и
  • как они связаны с вещами, которые происходят у нас в настоящем;
  • готовность к монотонной работе. Большая часть работы историка, за исключением командировок, заключается в изучении огромного количества исторических трудов. Здесь важны усидчивость и умение сосредотачиваться;
  • желательно знание одного или нескольких иностранных языков. Это поможет как при изучении мировой истории, так и поможет посмотреть под другим углом на прошлое своего государства, изучая зарубежные источники.

Учиться на историка можно в любом вузе, где есть исторический факультет. Список специальностей довольно велик — это и археология, и этнография, и культурология, и архивная практика, и история искусств. Каждый может найти себе профессию по предпочтению.

Историк — специалист по сбору и интерпретации исторической информации. Работа связана с исследованиями и анализом архивных материалов.


Заработная плата

25.000–40.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Историки востребованы на исторических кафедрах в вузах, музеях, архивах, научных центрах.

Обязанности

Как правило, работа историка заключается в следующем:

  • исследование событий в жизни человечества;
  • изучение отдельных фактов и их влияние на ход исторических событий;
  • прогнозирование будущих событий на основании опыта наших предков;
  • освещение результатов исследований в научно-публицистической литературе, прессе;
  • проведение научных экспериментов;
  • участие в археологических раскопках;
  • совершенствование современных научных методик.

Важные качества

Профессия историка требует, прежде всего, склонности к гуманитарным наукам, хорошей памяти на даты и факты, интереса к истории. В работе поможет аналитический ум, усидчивость, готовность к монотонной работе.

Отзывы о профессии

«Историк, сознательно умалчивающий о событиях, совершает не меньший обман, чем тот, кто сочиняет никогда не происходившее…» Аммиан Марцеллин

«Историк, изучающий прошлое, может приблизиться к объективности, только если он приближается к пониманию прошлого…» Эдвард Карр

«История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, вестница старины…» Цицерон

Стереотипы, юмор

Историки и сама по себе наука часто является темой для споров и дискуссий. Главный стереотип заключается в том, что подмена исторических фактов — это способ повлиять на ход событий в будущем. Как говорят, «между историками и историками идёт непримиримая борьба за историю».

Обучение

Специальность историка требуется высшего профильного образования (Санкт-Петербургский государственный университет). Однако для глубокого понимания предмета требуется знания географии, экономики, иностранных языков, философии, религий и т. д.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Вопрос о том, кто такой историк, чрезвычайно важен для понимания специфики исторической науки, поскольку такой индивид является ее главным представителем. Особенность его научной деятельности заключается в том, что он сам, будучи человеком, изучает человеческую деятельность и отношения в общем. При этом ему как ученому трудно оставаться объективным, особенно при исследовании духовной жизни общества.

Понятие

Изначально вопрос о том, кто такой историк, понимался описательном. Ведь во время зарождения историографической науки эти люди занимались не столько исследованием, сколько описанием событий прошлого. Впрочем, они часто сопровождали свои труды собственными наблюдениями и замечаниями, в чем можно усмотреть некоторые зачатки научного анализа. Уже в античное время стали зарождаться основы исследовательских методов работы, которые получили свое полное развитие в Средневековье и в Новое время. В эти эпохи определение того, кто такой историк, следует рассматривать под иным углом зрения. В первый упомянутый период авторы ориентировались на схоластическое учение, поэтому их еще нельзя называть учеными в прямом смысле этого слова. Но уже в 16-17 веках зародилась светская наука, и история стала специальной дисциплиной. Поэтому изменилось и само определение того, кто такой историк. Теперь данный термин означал научную профессию.

Особенности

Для понимания рассматриваемого выражения необходимо учитывать специфику исследовательской работы историков. Выше уже говорилось о том, что основным объектом их анализа являются результаты человеческой деятельности во всех ее проявлениях. При этом субъективный момент играет очень важную роль: ведь очень часто при оценке явлений прошлого ученый дает собственное ви́дение проблемы. В связи с этим во многом на основе личных наблюдений строит свои рассуждения историк. Определение слова поэтому должно учитывать указанную особенность профессиональной деятельности ученого.

Методы

Основой исследований историков являются сохранившиеся документы прошлого, которые содержат ценную информацию, а также артефакты, по которым можно реконструировать модели жилищ, предметов быта и т. д. Поэтому ученый применяет самые различные приемы и методы исследований, причем не только гуманитарных, но и естественно-математических наук. Так что необходимо учитывать данную специфику науки при упоминании того, кто такой историк. Определение данного понятия должно включать и оговорку на то, что ученый, исследующий прошлое, часто прибегает к методам не только смежных наук.

Тематика

При становлении историографической дисциплины первоначально в центре внимания авторов находились политические события. Как правило, составители первых исторических трудов описывали войны, реформы правителей своих и соседних стран, обходя стороной другие важные аспекты человеческой жизнедеятельности. Кроме того, некоторые из них описывали личности царей, императоров, полководцев (как, например, знаменитый составитель жизнеописаний Плутарх).

Но уже через некоторое время авторы пришли к пониманию необходимости исследования других тем: экономики, социального строя, духовной жизни общества. Ученые разработали специальные методы исследования, и таким образом история из описания событий прошлого превратилась в науку. Однако самым важным было то, что ученые пришли к пониманию значимости своей дисциплины. Стали появляться специальные монографии о том, что такое история.

Определения историков были самыми разнообразными, но общепризнанной считается точка зрения французского исследователя М. Блока.

Отечественная историография

В нашей стране, как и государствах Западной Европы, историческая наука зародилась из произведений, в которых события излагались по годам (в зарубежной историографии они называются хрониками, в нашей науке - летописями). В данных сочинениях уже можно заметить зачатки того, что впоследствии стали называть научным анализом. Многие авторы не только излагали события, но и пытались дать им объяснение, выявить причины, определить следствия и значение. Как наука история в России зародилась в 18 веке. Первым историком-ученым считается Он стал применять методы научного исследования, хотя выбрал летописную форму изложения материала. Поэтому его книги отличались несколько тяжелым языком и были непросты для восприятия обычным читателем.

Настоящим прорывом для отечественной историографии стали труды Н.М. Карамзина, который написал свою научную работу простым доступным литературным языком. Значение его «Истории государства Российского» заключается в том, что она пробудила интерес к прошлому нашей страны в обществе.

Развитие исторической дисциплины в России

Новый этап историографии в нашей стране связан с именем С.М. Соловьева, который стал изучать события прошлого не через личности и действия конкретных правителей, как делал его предшественник, а как естественный объективный процесс. Его теория о государстве и развитии общества имела огромное значение для науки, так как определила новые требования к становлению историка как профессионала.

На его трудах выросло новое поколение исследователей, которые понимали свою задачу как выявление естественных закономерностей в прошлом.

Наиболее известным продолжателем его идей стал который, впрочем, разработал собственный метод исследования. Таким образом, историк, определение которого было кратко раскрыто в настоящем обзоре, - это одна из наиболее важных профессий в обществе.

Сергей Викторович Алексеев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории в МосГУ, председатель Правления Историко-Просветительского общества, действительный член Международной академии наук (IAS), главный редактор ежегодного альманаха «Историческое обозрение». Лауреат премии «Лучший молодой ученый», награжден золотой медалью им. Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке».

Передо мной стоял человек высокого роста, элегантный, худой, с темными короткими волосами. Узнав, что журнал «Наша молодежь” просит у него интервью, Сергей Викторович с удивлением воскликнул: «Ну, какой же я молодой? Завтра мне будет 40 лет!”

Сергей Викторович, как и почему Вы решили стать преподавателем?

Это был не сознательный выбор. Преподавателем я стал из-за нехватки денег. Всю свою жизнь, начиная с пяти лет, я хотел стать историком. В 1993 году окончил университет. Время было непростое, работы по специальности не было. Целый год перебивался случайными заработками - преимущественно в книгоиздательском бизнесе. Писал диссертацию. Была, конечно, возможность махнуть рукой на профессию и уйти куда-нибудь «на сторону», скажем, в бизнес. Но эту возможность я для себя сразу отверг, начал преподавать. И не ошибся. Мне понравилось…

Почему Вы хотели стать именно историком?

История увлекла меня еще в дошкольном возрасте. Первые свои книги по истории - «Рассказы» для 4 класса и «Живые голоса истории» - я читал еще до того, как сел за парту. Благо, читать научился очень рано. В младших классах уже сам пытался писать «научные труды». Читать испещренную помарками «Всемирную историю» собственного сочинения сейчас, конечно, весьма забавно - но и трогательно.

По окончании школы вопрос - «куда пойти учиться?» - передо мной уже не стоял. Я знал, что буду поступать на истфак, и родители безоговорочно поддерживали меня в этом намерении. Мне в этом смысле повезло, - стезя историка не считалась в конце 80-х чересчур уж «престижной».

Я уже с восьмого класса посещал «Школу юного историка» при МГУ. Для меня это действительно была школа, - может быть, более важная, чем средняя общеобразовательная. Думаю, важнейшее, что вынес я оттуда, - это осознание того, что есть история, на чем она основывается, чем отличается от свободного вымысла. Там я пытался писать уже действительно научные работы, и выработанные навыки получили дальнейшее развитие благодаря обучению в Историко-архивном институте - законном центре отечественного источниковедения.

Не знаю, прочувствовал бы я столь же глубоко в каком-нибудь ином месте суть истории? Выработалось ли бы то необходимое «занудство» источниковеда, которое только и позволяет создавать действительно достоверный исторический труд? Другое дело, что я всегда воспринимал, и сейчас воспринимаю изучение источников именно как ступень, пусть неповторимую и необходимую, к написанию Истории, причем непременно «большой истории».

Кого Вы считаете своим наставником в изучении истории?

Для меня на первом месте среди наставников в науке - академик Сигурд Оттович Шмидт. Еще со школьных лет, благодаря телепрограммам для школьников, он стал для меня образцом преподавателя истории, проводником в мир ее «живых», источниковых голосов. Естественно, учась в Историко-архивном, я не мог пройти мимо ни его спецкурсов, ни возглавляемого им на протяжении десятилетий знаменитого кружка источниковедения. Кружок стал для меня школой - может быть, самой полезной за все годы, школой не только источниковедения, но и научной дискуссии, взыскательного и притом товарищеского обсуждения работ друг друга. Несколько лет я был старостой кружка. Диплом и кандидатскую диссертацию я защищал под научным руководством Сигурда Оттовича.

В чем для Вас заключается работа преподавателя? Какова Ваша цель?

Моя цель заключается в передаче знаний молодому поколению; сохранении и воспроизводстве интеллектуального класса, к которому я себя причисляю, а также в сохранении каких-то традиций образования. Лучшая награда — когда ты достигаешь этой цели, хотя бы с одним человеком.

Что Вы считаете самым важным в своей профессии?

Самое важное — это творчество как создание чего-то нового: методики, программы обучения, научной дисциплины; познание нового для корректировки и обогащения своих знаний, уважение коллег, сотрудничество с ними.

Что больше всего раздражает в профессии?

(После этого вопроса Сергей Викторович рассмеялся и задумался на минуту)

Элементарное отсутствие отклика. Ты пытаешься объяснить студенту простые вещи: определения, факты, термины и видишь, что студент или не понимает твоего объяснения или просто не хочет понимать. В такие моменты становится по-настоящему паршиво. Правда, сейчас стало легче, чем было в 90-ые, теперь такие студенты встречаются гораздо реже.

Многие выпускники отечественных вузов, получив диплом, уезжают работать заграницу. Что Вы об этом думаете?

Я думаю, что это неправильно. Страна дала этим людям образование, некоторым совершенно бесплатно. Они обязаны работать на благо своей страны, это их долг. Я сложно отношусь к отъезду за рубеж на постоянное место жительства еще и потому, что там ты платишь налоги и отдаешь свой труд чужой стране.

Что Вы можете сказать о новой системе: магистратуре и бакалавриате?

Я не знаю насколько нужно, чтобы наши выпускники уезжали работать в Европу. Если мы хотели перейти на новую систему образования, почему не создали свою? Но мы уже живем в условиях этой европейской системы, так что комментарии излишни.

Состоите ли Вы в дружеских отношениях со студентами?

Мне кажется, что при общении со студентами не стоит сокращать дистанцию. Студенты — это студенты. Преподаватели — это преподаватели. Неформальные отношения только мешают образовательному процессу.

Как к Вам относятся студенты и почему?

Каждый студент относится по-своему: кто-то уважает, кто-то боится, кто-то восхищается, кто-то недолюбливает. Я не знаю причин. Просто, преподаватель всегда должен оставаться собой, а не подлизываться к студенту. Поверьте, фальшь всегда чувствуется.

Как бы Вы охарактеризовали перспективы трудоустройства для молодых специалистов?

Сложно ответить на этот вопрос. Социально-экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности постоянно меняется, поэтому никто не может сказать какая профессия будет востребована завтра. Сейчас, когда человек выбирает специальность и будущую профессию, он очень сильно рискует. Хотя, я считаю, что если у человека призвание, если он занимается любимой работой и занимается ею не ради денег, любой добьется успеха. Правда, таких людей очень мало.

Вы сказали, что стали преподавателем из-за нехватки денег. А теперь Вас устраивает ваша заработная плата?

Да, зарплата вполне устраивает. Она соответствует среднестатистическому уровню зарплаты гуманитария в нашем государстве. Вопрос в другом: почему в России так низко оценивают работу гуманитариев?

Помню, в кризисные годы в начале 90-ых, когда я учился в институте, моя стипендия превратилась в копейки. Ох, тяжко тогда было. Безденежье продолжалось до тех пор, пока я не начал работать в МосГУ. После этого мои дела пошли в гору. Сейчас я вполне доволен жизнью.

Опишите Вашу жизнь вне университета. Ваши увлечения, хобби.

Люблю искусство, литературу, занимаюсь критикой фантастических произведений, пишу. Я никогда не противопоставлял «серьезную науку», как я называю историю, литературе - с моей точки зрения, хороший историк всегда немного и писатель. Серьезный научный труд тоже должен быть читабельным. Другое дело, что надо осознавать границы… Стилизованные под славянский эпос «сказания» я начал писать еще в старших классах школы. Неудивительно, что меня увлекли и иные опыты «в этом роде», сперва переводные, а затем и отечественные. Отсюда мои работы, посвященные литературе «фэнтези», и занятия, в конечном счете, литературной критикой и переводом.

Вопросы задавал Никита Гуськов

Редакция журнала поздравляет Сергея Викторовича Алексеева с юбилеем!

Новых книг Вам, Сергей Викторович! Новых научных трудов, новых открытий и преданных родной истории учеников!