Неврозом называется заболевание, являющееся реакцией человека (в том числе и ребёнка), на какую-либо психическую травму. Она может быть единоразовая или длительная. О том, чем может быть спровоцирован у детей невроз вплоть до истерического, как его распознать, можно ли его вылечить и что надо предпринимать, чтобы не допустить возникновения этого состояния, пойдёт речь в нашей статье.

Каждому из нас доводилось быть свидетелем сцен, когда ребёнок закатывал истерики в общественном месте, падал на пол и не реагировал ни на какие увещевания взрослых. Такое хоть единожды случается с каждым малышом. Однако если вы замечаете, что эти истерики стали систематически повторяющимся явлением, необходимо срочно обращаться к специалисту.

Если вовремя не начать лечение, невроз не только не исчезнет, а усилится и будет доставлять человеку во взрослой жизни и его окружению массу неприятностей. Поэтому минимальное проявление неврозов у детей, пребывающих в дошкольном возрасте, должно быть поводом для обращения к психотерапевту.

Лечение детских неврозов

Родителям, которым не удалось оградить своих детей от заболевания неврозом, следует немедленно приступать к их лечению с появлением у малышей каких-либо симптомов этого недуга. К ним относятся:

  • частые истерики,
  • повышенная впечатлительность,
  • плохой сон,
  • сильно выраженные страхи,
  • замкнутость.

Лечение детского невроза начинается с посещения невропатолога. Если им не будет обнаружено патологий в ЦНС, следует отправиться к психотерапевту. Он диагностирует заболевание, его разновидность и назначит терапию. У детей невроз лечат не так, как у взрослых. Многие медикаментозные препараты просто противопоказаны до определённого возраста.

Главным средством избавления малышей от этого недуга является психотерапия.

Детский терапевт определит, на какой стадии развития находится детский невроз у конкретного ребёнка и как его лечить. Это может быть:

  • арттерапия (с помощью лепки, рисования);
  • игровая или сказкотерапия;
  • гипноз.

Причины возникновения неврозов у детей

Для того чтобы избежать неврозов у детей, необходимо иметь чёткое представление о причинах их возникновения и видах неврозов. К основным «провокаторам» заболевания относятся:

  • психологические травмы;
  • испуг;
  • наследственность;
  • болезни, перенесённые мамой в процессе вынашивания или самим ребёнком;
  • хроническое недосыпание, большие нагрузки физического и умственного плана;
  • гиперстрогость в семье.

Чаще всего у детей дошкольного возраста встречаются следующие виды неврозов:

  • страх,
  • истерика,
  • заикание,
  • расстройство сна вплоть до развития лунатизма,
  • энурез.

Профилактика неврозов у детей

Чтобы не пришлось сталкиваться с проблемами лечения неврозов у детей, необходимо не допускать их появления, заниматься их профилактикой. Это не означает, что вы должны пичкать своего здорового малыша различными тонизирующими или успокоительными препаратами. Объективно всё гораздо проще, но, как подтверждает практика, субъективно сложнее для многих родителей. У них просто не всегда хватает терпения для выполнения следующих профилактических мероприятий:

  • создание в семье нормального психологического климата;
  • организация соответствующего возрасту малыша режима отдыха и труда, в том числе и полноценного ночного сна;
  • воспитание в ребёнке коммуникабельности, лояльного отношения к окружающим, к их интересам.
Родители должны всегда помнить, что психическое здоровье их малыша находится в их руках. Проявление неврозов обойдёт стороной те семьи, в которых присутствует душевность, взаимопонимание и теплота в отношениях.

Неврозы классифицируются в медицине как обратимое дисфункциональное состояние нервной системы, спровоцированное переживаниями, неустойчивыми эмоциями, хронической утомляемостью и другими факторами. Такой диагноз часто ставится взрослым пациентам, что неудивительно в современных условиях суеты, суматохи, проблем и неурядиц. Но врачей тревожит тот факт, что невроз стал «молодеть» - все чаще к специалистам с симптомами этого заболевания приводят детей.

Классификация неврозов в детском возрасте

Врачи дифференцируют несколько видов неврозов, которые могут проявиться именно в детском возрасте. Каждый из них имеет свои особенности, отличается индивидуальными признаками и должен подвергаться профессиональному лечению.

Тревоги (неврозы страхов)

Тревоги отличаются приступообразным характером – они возникают только при определенных ситуациях. Дошкольники очень часто боятся темноты, эта тревога может усиливаться и со стороны родителей – маленьких детей пугают «бабаем, черной старухой». Приступ тревоги возникает только перед ночным сном, в остальное время суток никаких проявлений невроза страха нет.

Младший школьный возраст подвергается страху перед учителем, новым коллективом детей, плохими оценками. По статистике такой вид детского невроза чаще диагностируется у тех детей, которые не посещали детский сад и из домашней обстановки сразу попали в большой, школьный коллектив со своими правилами и обязанностями.

Обратите внимание : невроз страха в таком случае проявляется не только скованностью, слезами и капризами, но и активным сопротивлением наступлению «часа икс» - дети сбегают из дома, прогуливают уроки, появляется устойчивое вранье.

Детский невроз навязчивых состояний

Невроз такого типа в детском возрасте проявляется непроизвольными движениями, которые абсолютно не контролируются – например, вздрагивание, мигание одним или двумя глазами, шмыгание носом, резкий поворот шеи, хлопанье ладонями по коленям или столу и другое. При неврозе навязчивого состояния могут возникать нервные тики, но они характерны только во время отрицательных/положительных эмоциональных всплесков.

В категорию навязчивых состояний входит и фобический невроз – это состояние, при котором у ребенка развивается страх перед вызовом к доске в школе, учительницей, посещением врача или же боязнь замкнутого пространства, высоты или глубины. Очень опасное состояние, когда ребенок страдает фобическим неврозом, а родители воспринимают этот невроз как каприз – упреки, насмешки могут привести к нервным срывам.

Более подробно о навязчивых неврозах рассказывает специалист:

Психоз депрессивного характера

Депрессивный психоз больше присущ детям в подростковом возрасте, отличается весьма характерными признаками:

  • постоянно подавленное состояние;
  • тихая речь;
  • всегда грустное выражение лица;
  • физическая активность снижена;
  • ночью беспокоит бессонница, а днем – сонливость;
  • уединение.

О способах борьбы с депрессией у подростков рассказывает психолог:

Невроз истерического характера

Хорошо знакомые истерики маленьких детей в виде падения на пол, стучания ногами по полу, криков и плача являются проявлением истерического невроза. Присуще такое состояние детям дошкольного возрасте, могут впервые появиться в возрасте 2 лет.

Неврастения

Детский невроз, проявляющийся раздражительностью, плохим аппетитом, нарушением сна и неусидчивостью, врачи классифицируют как неврастения, или астенический невроз.

Обратите внимание : подобный вид рассматриваемого обратимого нарушения возникает по причине чрезмерной нагрузки в школе, садике или на дополнительных занятиях.

Невроз ипохондрического характера

Ипохондрики – это люди мнительные и во всем сомневающиеся. Аналогичное название невроза говорит о том, что дети испытывают мнительность по отношению к себе, своим умственным и физическим способностям, здоровью. Больные испытывают сильный страх по поводу выявления какого-либо сложного, опасного для жизни заболевания.

Заикание невротической этиологии

Невротическое заикание может возникнуть в возрасте от 2 до 5 лет – период, когда формируется речь ребенка. Примечательно, что чаще заикание невротической этиологии диагностируется у мальчиков и может быть вызваны чрезмерной умственной нагрузкой.

О причинах заикания и методах коррекции - в видео-обзоре:

Невротические тики

Они также более присущи мальчикам, могут быть вызваны не только психическим фактором, но и заболеваниями. Например, при долго текущем конъюнктивите появляется привычка сильно тереть глаза. Болезнь в конце концов излечивается, а привычка остается – будет диагностирован устойчивый неврозный тик. Это же может относиться и к постоянному «хлюпанью» носа или сухому покашливанию.

Подобные движения однотипного характера не вносят дискомфорта в обычную жизнь ребенка, но могут сочетаться с энурезом (ночное недержание мочи).

Нарушения сна невротической этиологии

Причины такого невроза до сих пор не выяснены, но предполагается, что нарушения сна невротического характера могут быть обусловлены лунатизмом, разговорами во сне, беспокойным сном с частыми пробуждениями. Эти же признаки являются и симптомами невроза нарушения сна.

Энурез и энкопрез

Неврозы у детей дошкольного возраста могут носить чисто физиологический характер:

  • энурез – ночное недержание мочи, чаще диагностируется в возрасте до 12 лет, больше характерно для мальчиков;
  • энкопрез – недержание каловых масс, встречается крайне редко и почти всегда сопровождается энурезом.

Врачи утверждают, что неврозы, сопровождающиеся энурезом и/или энкопрезом, вызываются излишне строгим воспитанием и большими требованиями со стороны родителей.

О методах лечения энуреза рассказывает педиатр:

Патологические действия привычного характера

Речь идет о покусывании кончиков пальцев, обгрызании ногтей, выдергивании волос, раскачивание туловища ритмичными движениями. Такой вид невроза у детей диагностируется до 2 лет и очень редко фиксируется в более старшем возрасте.

Причины детских неврозов

Считается, что главные причины развития неврозов в детском возрасте лежат в семье, в отношениях между ребенком и его родителями. Выделяют следующие факторы, которые могут спровоцировать формирование устойчивого детского невроза:

  1. Биологические. К таковым относятся особенности внутриутробного развития ребенка (недостаточность кислорода), возраст (критическими для возникновения невроза считаются первые 2-3 года жизни), хронические недосыпания, перегрузки в умственном и физическом развитии.
  2. Социальные. Сложные отношения в семье, непререкаемый авторитет одного из родителей, выраженный тиранизм отца или матери, особенности ребенка как личности.
  3. Психологические. К эти факторам можно отнести любое психологическое воздействие на ребенка отрицательного характера.

Обратите внимание : перечисленные факторы являются весьма условными. Дело в том, что для каждого ребенка понятия «психологическое воздействие, психотравма» имеют индивидуальную эмоциональную окраску. Например, многие мальчики и девочки даже внимания не обратят, если на них родители повысят голос, а некоторые дети начинают испытывать панический страх перед собственными мамами/папами.

Главные причины неврозов у детей:

  • неправильное воспитание
  • сложные отношения между родителями;
  • развод родителей;
  • семейные неурядицы даже бытового характера.

Патогенез неврозов у детей и подростков:

Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в том, что у него имеется невроз любого вида – он в этом не виноват, следует искать причину в семье, конкретно – в родителях.

Обратите внимание : более подвержены появлению неврозов дети с ярко выраженным «Я», которые с малых лет могут иметь собственное мнение, они самостоятельны и не терпят проявления даже намека на диктат со стороны родителей. Такое вот поведение и самовыражение ребенка родители воспринимают, как упрямство и капризы, стараются воздействовать силой – это прямой путь к неврозам.

Как помочь ребенку

Невроз считается обратимым процессом, но все-таки это заболевание – лечение должно проходить на профессиональном уровне. Врачи, занимающиеся проблемой детских неврозов, имеют квалификацию психотерапевта и в своей работе используют гипнотерапию, игровые занятия, лечение сказками, гомеопатию. Но в первую очередь нужно навести порядок в семье, наладить взаимосвязь между ребенком и родителями.

Очень редко неврозы в детском возрасте требуют назначения специфических медикаментов, обычно грамотный специалист найдет вариант оказания помощи на уровне коррекции психоэмоционального характера.

Как правило, результаты лечения детских неврозов будут только в том случае, если на прием к психотерапевту ходит не только ребенок, но и его родители. Исцелению ребенка от неврозов будет способствовать:

  • составление четкого распорядка дня и соблюдение рекомендованного режима;
  • занятия физкультурой – часто именно спорт помогает вывести ребенка из невротического состояния;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • проведение свободного времени не перед компьютером или телевизором, а в общении с родителями или друзьями.

Очень эффективны в лечении неврозов детского возраста иппотерапия (катание на лошадях), дельфинотерапия, арттерапия – вообще любые нетрадиционные методы коррекции психоэмоционального состояния ребенка.

Обратите внимание : очень важно, чтобы на путь лечения встали и родители – в случае подбора терапии ребенку нужно учитывать ошибки родителей и постараться нивелировать стрессовую обстановку в семье. Только путем совместной работы родителей/психотерапевта/ребенка можно будет добиться хороших результатов.

Неврозы детского возраста считаются капризами, баловством и особенностями характера. На самом деле это обратимое состояние может усугубляться и со временем перерасти в серьезные проблемы с психоэмоциональным состоянием. Пациенты невропатологов часто признаются, что в детстве часто испытывали страхи, стеснялись больших компаний и предпочитали уединение. Чтобы подобные проблемы не возникали у вашего ребенка, стоит приложить максимум усилий для профессионального преодоления детских неврозов. И как бы банально бы не звучало, но только умеренная любовь, желание понять малыша и готовность прийти ему на помощью в трудную минуту смогут привести к полному излечению.

Профилактика детских неврозов

1.2 Особенности неврозов дошкольников

Невроз является обратимым расстройством психики, которое обусловливается наличием факторов, травмирующих психику.

При неврозе нервные клетки мозга не подвергаются разрушению, но их функции зачастую серьезно расстраиваются, из-за этого неврозы считают функциональными нарушениями.

Педиатры отмечают, что у детей невроз может возникнуть под воздействием ряда причин, совместно оказавших влияние на ребенка. Основным фактором среди них является психогенный. Немалую роль играют и характерные особенности малыша, который находится под воздействием раздражителя, оказывающего на него неблагоприятный эффект. Причем здесь важно и значение этого раздражителя для конкретного ребенка. Детские неврозы связаны с различными болезнями, травмами как психологического, так и физического характера, а также бывают обусловлены неправильным воспитанием данного ребенка.

При нормальной деятельности мозга происходит равновесие возбуждения и торможения. Детям более свойственно, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Начиная с 3-х месяцев жизни, у некоторых детей уже начинает проявляться невротическая реакция на раздражители.

Педиатры считают, что первый период, который влияет на становление невроза, это период, когда ребенок близко связан с матерью, а второй приходит тогда, когда возникают взаимоотношения с другими родственниками и развиваются двигательные функции. Так у детей проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых имеет свои особенности, которые в свою очередь могут повлиять на появление неврозов у ребенка. Все эти возрастные периоды чреваты возникновением конфликтов между ребенком и окружающими его людьми .

Для характера неврозов важно, на каком возрастном этапе они возникают. В младшем возрасте при неврозах возникают такие симптомы, как нежелание кушать, рвота, недержание кала, мочи, частое дыхание, цианоз губ, нервный кашель. Дети могут жаловаться на боль в сердце, у них меняется пульс. Иногда у детей младшего возраста наблюдаются нарушения двигательных функций, появляются судороги, тики мышц лица, повышенное возбуждение, когда ребенок беспорядочно двигается и очень беспокоен. Все эти признаки могут быть обусловлены неврозом.

Случается, что неврозы остаются у ребенка на всю жизнь. Профилактика появления патологических симптомов еще в раннем детстве, а затем купирование отклонений в поведении ребенка впоследствии могут помочь устранить развитие неврозов в более старшем возрасте. Чтобы у ребенка не было неврозов, родители должны его любить и быть внимательными к нему, не допуская при этом никаких перегибов в его воспитании.

Трудно сказать, что вкладывают в понятие "детский невроз" - по крайней мере, именно такого конкретного диагноза нет. В любом случае, невроз - это расстройство психической деятельности, обусловленное факторами, травмирующими психику. Это очень важно. Невроз не является заболеванием, при котором анализы и обследования могут особенно помочь. Т.е. речь не идет о процессах в головном мозге, которые можно увидеть, "пощупать" - нет при неврозе ни воспаления, ни опухоли, ни нарушения работы сосудов. Итог. Невроз - поражение психики, эмоциональной сферы. Причина - воздействие психотравмирующего фактора. Устраняется этот фактор - проходит болезнь. Ибо именно невроз, в отличие от всяких шизофрений и маниакально-депрессивных психозов, - это обратимое расстройство психической деятельности. Т.е. при устранении травмирующего фактора наступает выздоровление. Любые успокаивающие лекарства не могут вылечить невроз . Ответная реакция на психотравму будет, вполне возможно, менее выражена, но причина болезни не устраняется. Главная задача и залог успешного лечения - обнаружить и устранить то, что плохо влияет на психику: внутрисемейные разборки о методах воспитания, конфликты поколений, страхи, проблемы в детском саду и т.д. Самим, без помощи детского психиатра, обнаружить и устранить эти проблемы удается далеко не всегда.

Неврозы у детей -- достаточно серьезная проблема, несмотря на то, что заболевание это излечимо. Зачастую родители не придают невротическим расстройствам ребенка должного значения, а ведь при отсутствии должного лечения они вполне способны со временем "переродиться" в устойчивые нервные нарушения.

Психоневролог А.И. Захаров приводит формулу: "Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет сниженную реактивность организма (пониженный иммунитет), как правило заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза" .

Какие дети в большей степени подвержены неврозам?

1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё очень близко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.

2. Импрессивные дети, склонные к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: "Всё держит в себе".

3. Дети с внутренней неустойчивостью:

С нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);

Дети с развитым чувством "Я". О таких детях можно сказать, что они не переносят повышенного, приказного и тем более раздражительного тона, оскорблений. В ответ на это, они плачут, обижаются или "уходят в себя".

Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье. В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные прин-ципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку) .

Негативное отношение к ребёнку в детском саду или школе со стороны педагога служит сильным раздражителем для ослабленной нервной системы. Часто бывает так, что позиция педагога такова, что он считает правильным сообщить родителям о "баловстве", "упрямстве", "вредности" ребёнка. И родителям остаётся только "нажать", "исправить", "наказать", то есть ещё раз сделать то, от чего ребёнок страдает и ещё больше ослабить его нервную систему. Другая позиция педагога: обратить внимание родителей на болезненный характер поведения ребёнка; посоветовать, как поступить в том или ином случае, то есть творчески разрешить проблему, учитывая индивидуальность ребёнка. В первом случае педагог закрепляет или усиливает невроз, во втором - снижает его. Очень тяжело приходится детям с высоким уровнем сензитивности при психологически неграмотном воздействии со стороны педагога, что может привести к снижению самооценки, к неумению самоутвердится в детском коллективе. Существует дидактогенный невроз, основной причиной которого является нарушение значимых для ребёнка отношений педагог - ученик, где патогенным фактором могут быть неправильное поведение и слова педагога в адрес ученика. Педагогу следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отцами или уже частично или полностью лишённых общения с ними после развода родителей. Такие мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобных ситуациях дети чувствуют себя ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают "вредничать" - делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе. В этом случае, как правило, похвала за успехи способствует достижению положительного результата. Действенным оказывается и вовлечение ребёнка в коллективные дела с предоставлением ему ведущей роли .

Очень тяжело приходится детям с педагогом, имеющим невротическое расстройство. Нервный педагог не может найти общий язык, прежде всего, с нервно-расстроенными детьми. То есть вместо понимания, заботы и поддержки он переносит на детей своё раздражение и беспокойство.

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

Развитие навыков общения;

Нахождение признания в детском коллективе;

Замечать их успехи, хвалить;

Поддерживать в трудную минуту, защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию .

Профилактика неврозов у детей заключается в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством "Я" и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство "Я". Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

Виды неврозов

Невроз навязчивых состояний

Для фобических неврозов (фобий) характерны навязчивые страхи, для обессивных неврозов -- навязчивые движения (тики). Нервные тики могут проявляться по-разному.

Истерический невроз

Для данного типа неврозов характерны моторные припадки: крики, рыдания, падения на пол и т.д.

Ипохондрический невроз

Чрезмерная озабоченность собственным здоровьем, как правило, свойственна людям пожилым. Однако ипохондриками бывают и подростки: страх заболеть буквально отравляет им жизнь.

Астенический невроз

Дети, страдающие неврастенией, тяжело переносят любое психическое напряжение, быстро утомляются, страдают расстройствами сна, часто плачут и легко впадают в раздражение. Вегетососудистая дистония -- нередкий "спутник" астенического невроза.

Невроз страха

Для подобного невроза характерны регулярные приступы страха. "Сценарии" страхов крайне разнообразны: тут боязнь и темноты, и одиночества, и смерти, и пожара, и развода родителей…

Депрессивный невроз

Типичен для подросткового возраста. Стремление к одиночеству и подавленное настроение -- самые распространенные "симптомы" депрессивного невроза.

Проявления неврозов

Детские неврозы могут проявляться по-разному -- все зависит от типа и тяжести заболевания. Перечислим наиболее распространенные невротические проявления:

Тиками называют автоматизированные привычные движения: мигание, подергивание плечами или головой, облизывание губ и т.д.

Неосознанное недержание мочи (преимущественно во время сна).

Анорексия

Невротические расстройства аппетита встречаются даже у дошкольников. Попытка накормить ребенка насильно может лишь вызывать отторжение, в том числе и в прямом смысле этого слова (например, рвоту или частые срыгивания).

Заикание

Расстройства сна

Профилактика и лечение неврозов. При наличии признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту. В ряде случаев применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают дошкольное учреждение до выздоровления. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать дошкольное учреждение. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные препараты дает ребенку старшая медицинская сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивидуальный подход к ребенку, не фиксировать внимания на особенностях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную деятельность. Так, дети с легкими формами заикания могут быть избавлены от него с помощью педагогических воздействий. На первых этапах следует резко уменьшить нагрузку на психику ребенка; обеспечить продленный сон и пребывание на свежем воздухе; не фиксировать внимание ребенка на его заикании; говорить медленно и немного; декламировать стихи, петь простые песенки; предоставить ребенку возможность больше играть игрушками, строительным материалом, вовлекать его в под­вижные игры, игры с любимыми предметами.

Эти мероприятия дают хорошие результаты, особенно если заика­ние носит функциональный характер (активная речевая деятель­ность при повышенной возбудимости ребенка). Если заикание сформировалось и воспитательные воздействия не помогают, лечение проводится у логопеда и психоневролога.

Дети с патологическими привычками тоже часто посещают детские учреждения. Для того чтобы отучить от этих привычек ребенка, требуется контакт с родителями, а в дошкольном учреждении надо следить, чтобы такие дети не уединялись, больше вклю­чать их в коллективные игры. Очень важно не фиксировать внимание ребенка на том, что он трогает свои половые органы или сосет палец, а отвлекать его или занять какой-то интересной игрой.

Для профилактики неврозов в первую очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профилактика неврозов начинается с внутриутробного периода-развития, когда беременной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний.

После рождения ребенка профилактика включает в первую очередь создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также такую организацию бодрствования, которая отвечает возрастным требованием. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.

Общим патогенетическим механизмом неврозов являются нарушения деятельности церебральных систем, обеспечивающих адаптацию к ситуациям, препятствующим удовлетворению потребностей...

Использование методов нейропсихологической диагностики и коррекции в терапии неврозов

Одним из важнейших условий возникновения неврозов является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации...

Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Особенности речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи...

Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Цель исследования состоит в выявлении характерных особенностей нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией. Задачи исследования: 1. Анализ психолого-педагогической...

Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Неврозы и психопатии у детей

Симптоматические проявления неврозов зависят от характера психической травмы и от особенностей личности больного. Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, проявление тех или иных черт характера (сенситивность, истероидность...

Неврозы и психопатии у детей

При неврозах патогенетическим лечением является психотерапия. Психотерапия у детей в основном направлена па улучшение семейной обстановки, нормализацию системы отношений в семье, коррекцию воспитания. Значение медикаментозной терапии...

· тревожно-фобические (включая обсессивно-компульсивные) расстройства; · истерические (преимущественно конверсионные) расстройства; · неврастения...

Неврозы: классификация и лечение

Причиной неврозов редко бывают внезапные и тяжелые травмы (смерть близких людей, опасные для жизни ситуации, стихийные бедствия, неожиданные несчастья). Невротические реакции обычно возникают при относительно слабых...

Неврозы: классификация и лечение

Помощь больным с невротическими расстройствами предусматривает комплекс лечебных воздействий, включающий наряду с психотерапией лечение психофармакологическими и общеукрепляющими средствами...

Неврозы: причины, диагностика, лечение

Неврозы имеют астенические, навязчивые и истерические проявления Характерны снижение умственной и физической работоспособности. Признаки невроза. Основными критериями, а также признаками, по которым выделяют невроз...

Обзор лекарственных средств, применяемых для лечения нервных заболеваний

Причины неврозов: Ш Постоянные умственные перегрузки, например изнуряющая работа, отнимающая все силы, или же хронический стресс на фоне проблем в личной жизни или иных душевных переживаний...

Особенности методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др...

Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

Процесс окостенения. Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью...

В современном мире мы все подвержены воздействиям внешней среды, а дети особенно. Детская психика очень чувствительна и ранима к таким воздействиям, что может привести к перенапряжению нервной системы, и послужить причиной возникновения такого психического расстройства, как детский невроз. Что представляет собой данное психическое заболевание и как можно предотвратить его появление?

Детский невроз является приобретенным функциональным расстройством нервной системы, которое возникает по причине психического перенапряжения или психотравмирующих воздействий при несовершенстве механизмов психологической защиты, проявляющее себя специфическими клиническими феноменами. Истерия , заикание , депрессия , невроз навязчивых состояний , фобический невроз – наиболее распространенные виды детских неврозов .

Каждый ребенок подвержен отрицательным переживаниям, но почему тогда не у каждого они способны вызвать невроз? Толчком к развитию детских неврозов могут послужить различные патологии беременности, травмы во время родов, врожденные и хронические заболевания. Основными же причинами возникновения неврозов в детском возрасте являются психическая травма, психотравматическая ситуация, особенности личности, склонность к страхам и эмоциональной неустойчивости, неправильное воспитание, а также семейные взаимоотношения. Зачастую родители не придают особого значения данным предрасполагающим к детским неврозам факторам, ошибочно думая, что проблемы пройдут сами по себе. Но, к сожалению, проявления детского невроза не заставляют себя долго ждать, давая о себе знать поначалу наиболее наглядными симптомами: обгрызание ногтей и губ (ребенок грызёт ногти и кусает губы), сильное надавливание ручки, а после более серьезными признаками: нервные тики, нарушение сна, памяти, внимания и речи. Проявляется данное расстройство также в форме различных невротических реакций: нестойкий страх, неусидчивость, низкая работоспособность, замкнутость, повышенная чувствительность к громкому звуку и яркому свету до колебаний артериального давления, головной боли, снижения аппетита и настроения, нарушения сна, энуреза и заикания.

Так как, неврозы в детском возрасте являются одним из наиболее распространенных видов нервно-психической патологии, профилактика данного заболевания имеет огромное значение для сохранения и укрепления психического здоровья детей, ведь она позволяет избежать длительного и сложного лечения заболевания. Как можно предотвратить возникновение неврозов в детском возрасте?

Предродовая подготовка

Во избежание детских неврозов родители еще до рождения ребенка должны принять следующие меры: консультация психотерапевта, избегание будущей мамой стрессов и неблагоприятных воздействий, предродовое обучение и главное – настрой на успешные роды.

Первые годы жизни ребенка

Малыш должен быть долгожданным, чтобы не стать помехой для родителей. Очень важно принять ребенка в семью, независимости от того, какого он пола. В первые годы жизни ребенка необходимо посвятить себя полностью воспитанию и уходу за ним, не отдавая его в ясли или на чье-то попечение, ведь в этот период у ребенка развиваются эмоции и способности к человеческим контактам.

Предупреждение психотравмирующих воздействий

Огромную роль в профилактике данного психического расстройства играет предупреждение негативных психических воздействий и психических травм. К основным психотравматическим воздействиям в детском возрасте можно отнести испуг, конфликт в детском саду или школе, внутрисемейный конфликт, неблагоприятная оценка какого-то вида деятельности ребенка, поэтому главная задача родителей и педагогов – ликвидировать источники психической травматизации.

Правильное воспитание детей

Для предупреждения детских неврозов большое значение имеет правильное воспитание детей, в процессе которого ребенок находиться в состоянии эмоционального комфорта. Это возможно при условиях постоянной поддержки, привязанности в семье, теплых отношений с родителями, в семье, где отсутствуют ссоры, угрозы, выяснение отношений и конфликты между родителями, а также эмоциональный шантаж.

Чтобы ребенок в будущем с легкостью справлялся с жизненными проблемами, необходимо с детства развивать в нем выдержку, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким идеалам.

Допускать вседозволенности в процессе воспитания не стоит, ведь существует риск воспитать избалованного и эгоистичного ребенка, не считающегося с мнением других, который может не выдержать в условиях, где нужна будет большая выдержка.

Хвалите своего ребенка, но не захваливайте, чтобы не развить в нем тщеславие и чувство превосходства над другими. Ребенок, привыкший к похвалам, подвержен нервному срыву под влиянием неудач.

Родители должны часто играть с детьми, сочувствовать их переживаниям, стараясь избегать чрезмерной опеки и « тепличных условий воспитания», подавляя инициативность ребенка и требуя чрезмерного послушания. Главная задача родитель – быть гибким в общении с детьми, признавая свои ошибки и поступаясь принципам, помочь ребенку вырасти сильной личность с высокой самооценкой.

Неврозы у детей и их профилактика. Гигиенические основы адаптации (2 ч.)

    Виды неврозов у детей. Невротические состояния у детей и подростков.

    Понятие о школьном стрессе и его фазах, пути преодоления стресса.

    Гигиенические основы адаптации детей к школе (д/у), дезадаптационная болезнь школьника. Школьная зрелость.

    Роль учителя в предупреждении неврозов у детей и подростков.

Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на морфологическом и функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьниковшкольные формы патологии. К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов.

Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов:

1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха)

2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна),

3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния).

Неврастения – комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности.

Симптомы:

Жалобы на слабость, головную боль;

Быстрая утомляемость, раздражительность;

Повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение;

Непереносимость яркого света, звуков, шума;

Расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры.

Подходы педагога к детям , страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом;

Уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении.

Подходы педагога к детям, страдающим астенией

Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе.

Реактивные состояния у подростков (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

Школьная зрелость (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

ЛЕКЦИЯ 8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ГИГИЕНА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬН ИКА)

Гигиена внешней среды школьников (дошкольников) как условие сохранения их здоровья (2 ч.)

    Гигиенические требования к зданию, участку школы (д/у).

    Особенности размещения школ.

    Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.

    Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки.

    Температурный режим помещений школы (д/ у).

    Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.

    Питание детей и подростков (организация и гигиенические требования).

Школьная гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на здоровье детей и подростков.

Гигиенические требования к земельному участку

Земельный участок школы должен составлять 0,5–4 га (чаще 1,5–1,7 га). Основным критерием, определяющим площадь школьного участка, является количество учащихся. Лучшим является участок с глубоким залеганием грунтовых вод, песчаной почвой, хорошо пропускающей воду и со стоком дождевой воды. Основными требованиями по размещению школьного участка являются следующие: близость к месту проживания учащихся, внутриквартальное размещение, удаленность от источников шума и загрязнения. На участке выделяют следующие функциональные зоны:

учебно-опытная зона , занимающая 6–10 % площади земельного участка;

спортивная – 35–40 %;

хозяйственная– 30 %;

отдыха – 6–8 %.

Гигиенические требования к зданию и помещениям школы

Здание школы обычно строится в 3–4 этажа без лифта. В нем должно быть три выхода. Школа должна располагаться на расстоянии 500–1000 м от источников шума, загрязнения атмосферы и от мест большого скопления людей и на расстоянии не менее 25 м от автомобильной магистрали.

Различают 4 типа размещения школ:

1) внутриквартальное , при этом жилые дома размещаются по периметру школы; 2) внешнеторцовое – меньшая сторона здания школы граничит с улицей; 3) внешнефронтальное большая сторона здания школы граничит с улицей; 4) угловое – две стороны здания школы граничат с улицей. Оптимальным является внутриквартальное размещение школы. Расстояние от школы до жилых домов должно быть не менее 500 м.

По назначению помещения в здании школы принято делить на три типа: основные, вспомогательные и служебные.

Основные помещения школы :

1) учебные классы и учебные кабинеты

2) лаборатории (физики, химии, биологии);

3)мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др.

Классы, ученые кабинеты и лаборатории не допускается размещать в подвальном и цокольном этажах здания. Учебные помещения должны быть изолированы от мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и др., являющихся источниками шума и запахов.

Вспомогательные помещения:

рекреационные залы, коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая с буфетом, актовый зал, библиотека, лаборантские, раздевалки и душевые, библиотека, комнаты для учебных пособий, туалеты и др.

Служебные помещения: кабинеты директора и завуча, канцелярия, учительская, кабинет врача.

Учебные классы

Классная комната основное учебное помещение. В младших, средних и старших классах оно рассчитано на 25 человек. Длина классной комнаты составляет 8.2, ширина 7.1, высота 3.3 м. Эти размеры обусловлены нормой слышимости шепотной речи при соблюдении тишины, освещенностью третьего ряда парт естественным светом и воздушным кубом (минимальным объемом воздуха на одного ученика). Минимальная площадь на 1 человека в классе –2 м 2 . Воздушный куб на одного ученика составляет 6 м. 3 Расстояние от классной доски до первой парты – 2–2,5 м, уровень нижнего края доски должен находиться на высоте 80–90 см от пола. Расстояние между партами должно быть не менее 50 см, а между рядами двухместных столов (парт) – 60 см. От последних столов до задней стены должно быть не менее 70 см.

Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса)

Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат – температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18–20 ºС. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины – испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 ºС происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня – в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). С помощью приемов медико-гигиенического воспитания надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств – 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40–60 %, скорости движения воздуха 0,1– 0,2 м/с, температуре 19–20 ºС. Гигиеническая организация урока рисованиявомногом соответствует уроку письма. В процессе рисования, как и письма, задействованы зрительный и двигательный анализаторы. Основное гигиеническое требование во время рисования – правильное размещение учеников за столами, соблюдение оптимальной дистанции от рисунка до глаз, освещенность рабочего места не менее 400 люкс. Основными гигиеническими требованиями во время чтения являются: соблюдение отрицательной дистанции, нормирование изучаемого материала и др.