Возраст участников: от 7 до 18 лет.

Количество участников: от 15 до 30 чел.

Период смены: игры на выявление лидеров проводятся в организационный период смены с целью выявления наиболее активных ребят. Выявление лидеров может происходить также в любых других играх, где деятельность связана с обсуждением общей стратегии взаимодействия или поиска общегруппового решения.

«Переправа»

Примечание: игра проводится на детях в возрасте от 12 лет.

Подготовка: На земле обозначается пространство двумя чертами на расстоянии 6 метров. Ведущий: «Представьте себе, что вашей команде путь преградила река, условно обозначенная линиями на полу. Её можно перейти в брод, вам необходимо перебраться на противоположную сторону реки. Преодолеть преграду необходимо соблюдая следующие условия:

ü К началу выполнения упражнения все участники должны стоять за стартовой чертой, в конце – за финишной;

ü Во время выполнения все участники должны так или иначе держаться друг за друга;

ü Во время переправы между обозначенными линиями общее количество одновременных касаний пола всеми участниками не должно превышать шести касаний;

ü Нельзя применять никаких посторонних средств;

ü Необходимо принимать во внимание безопасность всех участников».

Затем возможно изменение условий задания: расширение реки до 8 метров и уменьшение числа касаний. В ходе выполнения участники обсуждают возможные варианты решения, выявляются лидеры и организаторы среди детей, которые побуждают остальных к выполнению задания.

«Скульптура»

Ведущий предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах. В качестве усложнения можно попробовать хором сказать одно слово, не договариваясь.

«Экипаж»

Необходимо собрать экипаж, т.е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника, "зайцев", пассажиров.

«Счет»

Ведущий называет какое-нибудь число, участники стоящие в кругу должны сделать один шаг в центр круга, причем шагнуть должны столько человек, сколько назвал ведущий.

«Большая семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок для детей не дается. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения

«Цыганская повозка»

Все участники игры должны образовать цыганскую повозку со всеми ее атрибутами: лошадьми, колесами, бортами, бароном, медведем, гитарами, цыганками и пр. Участникам изначально не разъясняются роли, лишь в процессе игры можно подсказывать, если возникают затруднения. Когда участники готовы, им необходимо проехать определенное расстояние этой самой повозкой. Условие: должны принимать участие все участники.

«Обвал»

Команде предлагается представить следующую ситуацию: Представьте, что ваш отряд пошел в поход в горы и нашел интересную пещеру. Все залезли в пещеру, а через некоторое время вход завалило камнями, и остался один маленький ненадежный проход. Пролезть в который может только один человек, чтобы позвать на помощь. Кто это будет и почему?

«Разведка»

Подготовка: заранее в определенном периметре прячется предмет.

Задание:

1. Участникам необходимо узнать у эксперта, какой предмет спрятан.

2. Найти предмет за ограниченное время.

Для того, чтобы узнать что спрятано, участники могут задавать ведущему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Число вопросов не должно превышать 10. Участники должны заранее посовещаться, кто будет задавать вопросы и какие именно вопросы будут заданы. Затем искать предмет может отправиться только один участник, время для поиска – 30 секунд, если не смог найти, группа выбирает следующего участника и так до тех пор, пока предмет не будет найден.

В ходе выполнения задания отслеживаются наиболее активные участники.

«Мина»

Инвентарь: 2 поворотные фишки, секундомер.

Цель: развитие навыков взаимопонимания и организации быстрых, согласованных действий партнеров в экстремальной ситуации.

Упражнение выполняется в круге. Двумя поворотными фишками обозначен выход. По команде ведущего «Мина!» группе необходимо за минимальное время покинуть круг через узкий проход, обозначенный ведущим с помощью стульев. Команда ведущим подается без предупреждения. Упражнение выполняется несколько раз с обсуждениями, в ходе которых выявляются участники, предлагающие наиболее конструктивные идеи. Упражнение сложно выполнить, если каждый участник будет думать только о том, как спастись самому, поэтому задача участником договориться о плане эвакуации.

«Запретная зона»

Инвентарь: корзина, 20 различных предметов.

В корзине находится около 20 различных предметов, вокруг корзины располагается «запретная зона», радиусом около 1 м. Наступать ногой или касаться рукой запретной зоны нельзя. Участникам необходимо достать все предметы из корзины, при этом каждый участник может достать только один предмет. Участники перед выполнением задания придумывают стратегию, при помощи которой предметы достаются из корзины. Выявляются участники, которые предлагают больше всего различных идей.

Лучший среди лучших

В детском возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.
Делай раз, делай два
Эта игра предназначена в основном для школьников. Она помогает выявить в группе играющих лидера.
Перед началом обговаривается, что ребята должны все движения совершать одновременно. По команде ведущего: «Делай раз», все должны поднять стулья вверх. После этого ведущий объявляет, что он не будет больше ничего говорить. Важно заметить игрока, который первым подаст команду опустить стулья.
Далее по команде ведущего: «Делай два», каждый начинает бегать вокруг своего стула, а по команде одного из игроков все должны одновременно сесть на стулья. У тех играющих, которые подавали команды в первом и во втором случае (особенно если это был один и тот же человек), есть задатки лидера.

Считалки

Рекомендована игра для детей старшего возраста и подростков. Она поможет выявить лидерские способности у игроков.
Играющие закрывают глаза, а ведущий предлагает им досчитать, например, до десяти (число может быть произвольным). Условия счета таковы: нельзя говорить ничего постороннего, кроме чисел, а каждое из них должен произносить только один игрок. Если любые двое ребят заговорят одновременно, игра начинается сначала.
Так как играющие сидят с закрытыми глазами, они не могут увидеть, кто собирается говорить, и не могут подать друг другу никаких знаков. В итоге наверняка останется человек, произнесший чисел больше всех. Он-то и является в этой компании лидером.

В темноте

Интересна игра детям школьного возраста. Несмотря на название, ее совершенно необязательно проводить при выключенном свете, даже наоборот, ведущему придется наблюдать за играющими, за тем, кто как себя ведет. Такое название дано из-за того, что играющим предстоит сидеть с закрытыми глазами в течение всего действия.
Ведущий заранее предлагает определенную тему. Игра годится для любого тематического вечера в школе, в этом случае вопрос для обсуждения придумать проще, а игра поможет не только выявить лидера, но и поговорить о важных проблемах.
Стулья для играющих и для ведущего расставляют по кругу. Задается тема, и участники игры высказывают свои мнения, так постепенно завязывается обсуждение. И тут ведущий просит всех закрыть глаза и только потом продолжить разговор.
Необходимость разговаривать с закрытыми глазами сначала смутит играющих, и первое время беседа будет двигаться медленно или прерываться. Задача ведущего - поддерживать разговор, заинтересовать собеседников, помочь им расслабиться и таким образом создать предпосылки для доведения беседы до ее логического завершения.
Особенности игры «В темноте» следующие.
Во-первых, сидя с закрытыми глазами, играющий не видит, кто собирается говорить, поэтому решение «вступать или не вступать в разговор» зависит только от него.
Во-вторых, когда у человека закрыты глаза, его мимика становится более выразительной. Ведущий может наблюдать за выражениями лиц играющих, за сменой настроений и реакцией на те или иные фразы.
Те ребята, которые говорят уверенно даже с закрытыми глазами, спокойно реагируют на ответные реплики, не останавливаются, если начинают говорить одновременно с кем-то еще, наделены наиболее сильно развитыми лидерскими способностями.
Тем же, кто очень чувствительно относится к репликам других, нужно помочь развить уверенность в себе.

«Кактусы растут в пустыне»

Предназначена игра для детей дошкольного возраста.
Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:
«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне...» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.
Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например:«Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие - не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

« Кто во что горазд »

Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.
Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

«Медвежата на прогулке»

В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.
Сначала ведущий говорит: «Вы все - маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас - самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат - переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) - как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.
После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.
Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.

«Далеко-далеко, в густом лесу...»

Игра - для дошкольников.
Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу... кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята... что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или - когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу...»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание - именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

«Ты кирпичик, я кирпичик, а все вместе - общий дом!»

Для детей дошкольного возраста.
В этой игре ребятишки не должны говорить. Участвует в основном тело, и с его помощью дети должны почувствовать собственную значимость и неповторимость, ощутить чувство принадлежности к группе.
Освободите как можно больше пространства для игры и выдайте каждому ребенку по одной спичке. Один из них начинает игру и кладет спичку посреди комнаты, второй располагает свою спичку рядом так, чтобы они соприкасались. Далее продолжите таким же образом, пока все спички не будут выложены на пол. Спички можно раскладывать по заранее продуманному сюжету так, чтобы получилась картина или изображение чего-либо.
Спички, разложенные на полу, представляют собой своеобразный эскиз, и теперь все ребятишки должны выложить на полу подобную картину из своих тел, и каждый должен при этом касаться кого-нибудь.
Когда все на полу расположатся так, как им удобно, нужно запомнить и зафиксировать положение тел в памяти. Потом все вместе встают, пару минут просто так ходят по комнате, а по сигналу ведущего снова занимают то же положение, которое было занято ими несколько минут назад.
Эта игра помогает выявить структуру компании, то есть скрытые привязанности и симпатии, ведь чаще всего дети стараются занять положение рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Здесь же можно выявить неформального лидера - того, кто окажется окруженным большим числом ребят. С краю будут находиться застенчивые дети, а ближе к середине - более решительные.
Усложнить игру можно, дав определенное задание: например, предложив составить из общего числа тел изображение конкретного объекта - машины, дома и т. д.

Ребятам предлагается представить, что они все - большая дружная семья и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Для этого необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Ему необходим еще помощник, который будет участвовать в расстановке всех членов «семьи». Затем ребята должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и его помощников обычно берут на себя дети, стремящиеся к лидерству, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и громко кричат: «Сыр!», и делают хлопок в ладоши.

«Лидер»

Вожатый объявляет о начале игры и предлагает всем детям разбиться на микрогруппы по пять-шесть человек (способы деления на группы различны). В ходе игры воспитанникам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий рассказывает участникам, что это игра с секретом, который будет раскрыт в конце. Секрет в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны определенного цвета (ничего не говоря о значении цвета):

  • белый жетон для лидера-организатора;
  • желтый для лидера-вдохновителя;
  • красный для исполнителя;
  • зеленый для зрителя.

Для того чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время исполнения - 3 минуты.

Задания

  1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какуюнибудь фигуру.
  2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме или выразить свои чувства, настроение. Время выполнения - 5 минут.
  3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 4 минуты.
  4. Составить кроссворд из пяти вопросов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и др. Время выполнения - 5 минут.
  5. Написать рассказ, где слова начинаются на одну букву. Время выполнения - 3 минуты.

«Пальцы»

Для проведения игры всех детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый. Он считает до трех и показывает какое-то количество пальцев на вытянутых руках. Дети должны, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько покажет пальцев вожатый. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже, под конец игры, менее решительны.

«Полет на Марс»

Это еще один вариант выявления лидеров. Для этого дети делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название и приступает к выполнению заданий.

Первое задание. Каждая команда должна сказать хором: «Начали!» Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции на себя берет человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Все команды летят на космическом корабле на Марс, но, для того чтобы полететь, нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер. Распределение ролей происходит часто таким образом, что лидер выбирает роль «зайца».

Третье задание. Вы прилетели на Марс, вам нужно разместиться в марсианской гостинице, в ней трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее определиться, кто в каком номере будет жить. Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в своем отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из восьми участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляются таким образом, чтобы были и трехместные, и двухместные и один одноместный номер. Эта игра дает довольно полную схему лидерства в коллективе.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

Постройся по…

Возраст: младший, средний, старший.

Вожатый задает детям признак, по которому они должны построиться в шеренгу. Признаки: от самого высокого к самому низкому, от самого темноволосого к самому светлому, по дате Дня рождения или возрасту, и т.д. – вожатый придумывает сам.

Задания идут от простого к сложному.

Пальцы

Возраст: младший, средний, старший.

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый. Вожатый считает до трех и показывает какое-то количество пальцев на вытянутых руках. Дети должны не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько покажет пальцев вожатый. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже, под конец игры, менее решительные.

Ехали цыгане

Возраст: младший, средний.

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время не подготовку задания 3-5 минут.

Интерпретация:

  • кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде;
  • стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители;
  • колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга;
  • жеребенок – «выпавший», но с претензиями на лидерство;
  • пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Большая семейная фотография

Возраст: младший, средний, старший.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоят. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и «дедушек» обычно берут на себя ребята, стремящиеся к лидерству. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.



Верёвочка

Возраст: младший, средний, старший.

Участники встают в крут и берутся руками за верёвочку. Заданием является то, что они как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук верёвки, должны построить геометрические фигуры. Тот, кто начнёт первым расставлять участников в нужную фигуру – лидер.

Стульчики

Возраст: младший, средний, старший.

Играющие сидят на стульчиках. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Киностудия

Возраст: старший.

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съёмки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссёра, выявляются лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по 4-5 человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму(сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята. После проведения этого коллективно-творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.

Игры-приколы

Три фразы

Возраст: Младший, средний, старший.

Ведущий обращается к ребятам (в зал, в круг и т. д.) с вопросом: «Ребята! Я сейчас скажу три фразы, сумеете ли вы их повторить?». Обычно все отвечают утвердительно. Ведущий предлагает проверить себя и начинает говорить следующие фразы:

«Здравствуйте! Сегодня хорошая погода!» (все повторяют).

«У нас прекрасное настроение!» (все повторяют).

«Ну вот, вы уже и проиграли!» (все начинают недоуменно задавать вопрос «Почему?»).

В этом их ошибка, так как это и была третья фраза.

Мой правый сосед (одноразовая)

Возраст: младший, средний, старший.

Выбирается водящий, которому говорится, что сейчас будет загадан человек, а который - надо отгадать. Водящий имеет право задавать всем участникам любые вопросы о загаданном человеке.

После того как водящий покинул круг, ведущий расшифровывает название игры: "МПС - мой правый сосед". Таким образом на вопросы водящего игроки должны будут отвечать про своего правого соседа, а водящий для выполнения задания должен будет проявить такие качества, как наблюдательность, логическое мышление.

Отгадай сказку

Возраст: младший, средний, старший.

Задача водящего - задавая вопросы, отгадать задуманную сказку. Водящий выходит из комнаты, для того чтобы дать возможность загадать сказку. На самом деле сказка не загадывается.

Ведущий объясняет условия игры участникам: «Мы будем отвечать «да», если вопрос водящего будет заканчиваться на гласную букву, «нет» - на согласную, «может быть» - если вопрос заканчивается на «ь». Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не сдастся.

Луноходы

Возраст: младший, средний, старший.

Дети стоят по кругу. Водящий входит внутрь круга, становится на четвереньки и говорит: «Биб-биб, я луноход -1». Задача играющих: смотреть и не улыбаться. Тот, кто улыбнулся, становится луноходом-2 и т. д., до тех пор, пока все не станут луноходами.

Пассажиры и билетики

Возраст: младший, средний, старший.
Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга (девушки – внутренний круг, а юноши - внешний).
Внутренний круг – это билетики, внешний – пассажиры. В центре стоит безбилетник – «заяц».

По команде ведущего: «поехали», круги начинают вращаться в разные стороны.

Ведущий громко произносит: «контролер». «Билетики» остаются на местах, а «пассажиры» должны найти свой «билетик».

«Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился.
«Пассажир», оставшийся без «билетика» становится водящим – «зайцем».

При встрече «билетик» и «пассажир» знакомятся. После этого «билетики» у «пассажиров» меняются (переходят к следующему по кругу).

Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой «билетик», но и любой понравившийся ему «билетик». Игру можно сопровождать музыкой.

Телепатия

Возраст: младший, средний, старший.

Ведущий выбирает 2 водящих и просит их отойти на некоторое расстояние от играющих. После этого он объясняет всем остальным участникам правила игры. Он узнает у водящего его любимое блюдо. Затем участникам нужно узнать любимое блюдо водящего. Поэтому он будет говорить различные блюда, участники должны отвечать ему "Нет!". Ведущий предупреждает, что правильный ответ он назовет после слов "жареная картошка". После этих слов все говорят "Да!". Правила объяснены. Зовут одного водящего. Ведущий говорит: "Ты веришь в телепатию?" Затем ведущий отводит водящего в сторону и узнаёт любимое блюдо. После этого он предлагает участникам угадать его.

Алфавит

Возраст: младший, средний, старший.

По очереди вызываются пары. Ведущий даёт им ситуацию и они должны разыграть диалог. При этом каждая фраза должна начинаться на ту букву алфавита, которую им показывает ведущий. Например: оба застряли в лифте, контролер и безбилетный пассажир.


Игры на внимание

Птица, рыба зверь

Возраст: младший, средний.

Участники сидят (стоят) в кругу. Ведущий в центре круга подходит к любому игроку и кричит одно слово из названия игры, например: «рыба!». Участник в ответ мгновенно должен сказать название какой-нибудь рыбы. Если он ошибся или долго думал, то становится ведущим, игра продолжается. Игру можно усложнить, если ведущий, подходя к игроку, будет кричать два слова, например: «рыба, зверь!». Теперь задача участника назвать и рыбу, и зверя и т.д.

Кривое зеркало

Возраст: средний, старший.

Все участники – это зеркала. Кривые они или настоящие зависит только от них. «Зеркала» расставлены по кругу спиной к центру. Ведущий в центре круга подходит к любому «зеркалу», оборачивает его лицом к себе (стуча по плечу) и показывает пару интересных движений. Задача «зеркала» запомнить в точности увиденное и передать отражение любому другому «зеркалу», так же постучав по плечу, тем самым, обернув к себе лицом и показав запомненное. Любое «зеркало», которое передало «отражение» становится уже лицом в круг и молча наблюдает за картиной передачи. Игра заканчивается, когда отражение доходит до «последнего зеркала» и оно сравнивается с начальными движениями ведущего. Как правило, к финалу движения сильно меняются, отсюда вывод ведущего про кривые зеркала и, что очень важно уметь в точности передавать информацию и быть внимательными. К этому тренингу рекомендуется подбирать танцевальную музыку.

Сыщик

Возраст: средний, старший.

Все участники – сыщики разных агентств, расследующие одно дело. Ведущий-вожатый заранее прячет в комнате мелкий предмет (например, «алмазный» маркер) таким образом, чтобы краешек его был обязательно виден. Прежде чем запустить участников в эту комнату, он делает обращение к ним – лучшим сыщикам мира – о пропаже алмазного маркера, который необходимо найти, во что бы то ни стало. И показывает им такой же маркер (чтобы знали, какой предмет искать). Далее участникам объясняется, что все они конкуренты: работают молча, ищут только глазами, и при обнаружении пропажи не должны взглядом выдать место нахождения предмета, а спокойно пройти и занять любое место на стуле (сесть в круг, отойти сторону и т.п.). Каждый сыщик держит руки за спиной до конца игры. Ведущий может комментировать процесс, объявлять первых победителей. Когда остается 5-6 человек, не раскрывших дело, ведущий рассекречивает местонахождение пропавшего предмета.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки.
Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных.
Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.