• технологии изготовления продукции предприятия;
  • организацию ремонтной службы;
  • производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности оборудования;
  • правила эксплуатации оборудования, его назначение, режимы работы;
  • способы ремонта, монтажа, технологию ремонтных работ;
  • нормативы оформления паспортов, дефектных ведомостей, инструкций по эксплуатации оборудования и иной технической документации;
  • порядок приема и сдачи приборов после ремонта;
  • положения по рациональной организации работы во время эксплуатации, ремонта и модернизации оборудования, ремонтного обеспечения;
  • основы организации труда, управления и производства;
  • основы законодательства по охране окружающей среды, Трудового кодекса РФ;
  • нормы охраны труда.

Должностная инструкция механика по автотранспорту

Должностная инструкция механика по автотранспорту является документом, в котором прописываются функции, задачи, обязанности и права работника. Как правило, документ составляется с учетом наличия работников, находящихся у механика в подчинении, и круга ответственности, возлагаемой на сотрудника.
Об особенностях должностной инструкции механика расскажем в статье. Должностная инструкция механика Должностные обязанности механика гаража Должностные обязанности автомеханика и механика по транспорту Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал Должностная инструкция механика Механик - это специалист по обслуживанию транспортной техники и различных механизмов на предприятии.
Однако в некоторых организациях эту должность трактуют более широко, включая в обязанности сотрудника управление автопарком, находящимся в собственности учреждения.

Механик по автотранспорту: должностная инструкция и обязанности

Внимание

Руководит разработкой и внедрением мероприятий по замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, по сокращению внеплановых ремонтов и простоев оборудования, снижению затрат на ремонт и его содержание на основе применения новых прогрессивных методов ремонта и восстановления деталей, узлов и механизмов.2.13. Обеспечивает контроль качества работ по монтажу оборудования, рационального расходования средств на капитальный ремонт, правильности хранения оборудования на складах, своевременности проверки и предъявления органам, осуществляющим государственный технический надзор, подъемных механизмов и других объектов, внесением изменений в паспорта на оборудование.2.14.

Должностные инструкции главного механика автотранспорта

Инфо

Должностная инструкция механика состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения. В этой части документа прописывается правильное обозначение должности служащего и название подразделения - места работы в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Важно

Также важно указать квалификационные требования, которые предъявляются к сотруднику при трудоустройстве, и порядок замещения должности в случае отсутствия механика.

  • Основные задачи и функции. Данный раздел содержит в себе информацию об основных направлениях деятельности, которые осуществляет механик на предприятии.

  • В частности, можно указать на правильность организации рабочего процесса работников, находящихся в подчинении, и участие в формировании основ транспортной политики предприятия.
  • Обязанности. В этой части должностной инструкции перечисляются основные должностные обязанности механика.
  • Должностная инструкция механика

    Вести учет легкового и грузового автомобильного транспорта, стоящего на балансе компании, грузоподъемных механизмов на складах, в том числе служебных легковых автомобилей, закрепленных за должностными лицами. Контролировать перемещение автомобилей в компании, вести «Список служебных автомобилей, закрепленных за сотрудниками и водителями».
    3.4.

    Организовать хранение вторых экземпляров ключей, запасных частей, резины (по сезону) всех служебных автомобилей компании. 3.5. Обеспечивать содержание подвижного состава автотранспортных средств в технически исправном состоянии, контролировать сроки и организовывать технические осмотры, страхование, сервисное обслуживание, при необходимости ремонт, в т.ч.

    гарантийный, служебного автомобильного транспорта, механизмов. 3.6. Проводить плановые технические обслуживания и ремонты автомобилей руководства компании. 3.7.

    Должностная инструкция старшего бортового механика авиационного отряда

    Вести учет и анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями правил дорожного движения. 3.20. Осуществлять контроль за соблюдением водителями правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, производственной санитарии и противопожарной защиты.


    3.21. Организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей и контроль за прохождением водителями компании предрейсовых осмотров и своевременностью медицинских переосвидетельство-ваний. 3.22. Оформлять по решению руководства выделение служебных автомобилей сотрудникам компании для наиболее полного и оперативного выполнения возложенных на них трудовых обязанностей, проверять при необходимости у сотрудников знание правил дорожного движения, навыки вождения транспортных средств в городе.


    3.23. Взаимодействовать с ГИБДД и транспортной инспекцией.
    Сотрудник имеет перед организацией ряд обязанностей, изложенных в трудовом договоре и в должностной инструкции. Ниже представлен примерный список обязанностей механика по выпуску автотранспорта на линию, наиболее часто упоминаемых в кадровых документах автотранспортных компаний:

    • проверка технического состояния транспорта перед каждым выездом на линию;
    • своевременное обнаружение и устранение неисправностей;
    • обеспечение слаженной и продуктивной работы в коллективе, соблюдение трудовой дисциплины, информирование начальства о правонарушениях;
    • сообщение начальству о необходимых ремонтных работах, стоимости автозапчастей;
    • составление отчетов о проделанной работе, заполнение табелей рабочего времени и проведенных ремонтных работ.

    Образование, знания и умения В разных АТП требуют от специалиста разных уровней образования.

    Механику не нужно находиться в постоянном контакте с людьми, нет необходимости в проявлении харизматичности и лидерских качеств. Единственное, что действительно важно для механика, — усидчивость, способность длительно работать с мелкими деталями, а также ответственность.

    Механик должен отчетливо понимать, что от качества его работы зависит не только время, потраченное другими людьми в ожидании ремонтной службы при поломке на линии, но и жизни пассажиров, в случае, если из-за поломки произойдет аварийная ситуация. Права работника Должностная инструкция линейного механика по автотранспорту гарантирует работнику права, установленные Конституцией и Трудовым кодексом.

    Должностные обязанности старшего механика по транспорту

    Требовать от руководства организации:

    • создания необходимых условий для надлежащего выполнения обязанностей;
    • предоставления средств индивидуальной защиты, необходимых материалов.

    7. Вносить предложения по улучшению качества работы, рационализации деятельности организации.

    8. Не выполнять надлежащие работы при возникновении угрозы безопасности здоровья, жизни. ІV. Ответственность Механик несет ответственность за: 1.

    Причинение организации, ее сотрудникам материального ущерба. 2. Результаты производственной деятельности, касающиеся его обязанностей.

    Предоставление недостоверной информации о состоянии выполнения работ. 4. Несвоевременное, ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.

    5. Нарушение положений приказов, распоряжений и поручений директора предприятия. 6.
    Принимает меры по выявлению неиспользуемого оборудования и его реализации, улучшению эксплуатации действующего оборудования, организации ремонтных работ на основе механизации труда и внедрения прогрессивной технологии, совершенствованию организации труда работников ремонтной службы.2.15. Обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при проведении ремонтных работ. Участвует в разработке и внедрении мероприятий по созданию безопасных и благоприятных условий труда при эксплуатации и ремонте оборудования, в рассмотрении рационализаторских предложений, касающихся улучшения работы оборудования, дает отзывы и заключения на наиболее сложные из них, а также на проекты отраслевых нормативов и государственных стандартов, содействует внедрению принятых рационализаторских предложений.2.16.

    Должностная инструкция старшего механика по транспорту

    Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации. 16. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    17. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте. 18. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции. 3. Права механика Механик имеет право: 1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

    • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
    • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
    • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

    1. Общие положения

    1.1. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) относится к категории специалистов.

    1.2. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению заместителя руководителя организации по эксплуатации (главного инженера, начальника автомобильной колонны, иного должностного лица).

    1.3. На должность механика автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 5 лет.

    1.4. В своей деятельности механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) руководствуется:

    Нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, касающимися технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта;

    Уставом организации;

    Приказами, распоряжениями руководителя организации;

    Настоящей должностной инструкцией.

    1.5. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) должен знать:

    Нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта;

    Перспективы технического развития организации;

    Устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автомобилей и прицепов;

    Организацию и технологию технического обслуживания и ремонта автомобилей;

    Установленные формы учета и отчетности;

    Передовой опыт в области технического обслуживания и ремонта автомобилей;

    Средства вычислительной техники и правила ее эксплуатации;

    Методы диагностики технического состояния автомобилей;

    Основы экологического законодательства;

    Экономику и организацию производства, труда и управления;

    Основы трудового законодательства;

    Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

    1.6. В случае временного отсутствия механика автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя организации, которое несет ответственность за надлежащее их исполнение.

    2. Должностные обязанности

    Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) исполняет следующие обязанности:

    2.1. Обеспечивает исправное состояние подвижного состава и выпуск его на линию в соответствии с графиком и определение неисправностей при приеме с линии по окончании работы.

    2.2. Осуществляет технический надзор за состоянием парка автомобилей и прицепов на линии и в отстое.

    2.3. Осуществляет контроль за соблюдением графика проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава и осуществляет контроль за качеством и своевременностью выполнения этих работ.

    2.4. Принимает участие в оказании технической помощи автомобилям на линии.

    2.5. Осуществляет контроль за соблюдением водителями правил технической эксплуатации.

    2.6. Проводит инструктаж водителей автомобилей перед выездом их на линию.

    2.7. Участвует в приеме нового подвижного состава, а также в списании и сдаче их в ремонт.

    2.8. Изучает условия работы подвижного состава, отдельных деталей и узлов автомобилей с целью выявления причин их преждевременного износа.

    2.9. Осуществляет анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием подвижного состава.

    2.10. Разрабатывает и внедряет мероприятия по увеличению сроков службы подвижного состава, сокращению простоев из-за технических неисправностей.

    2.11. Обеспечивает соблюдение норм расхода эксплуатационных материалов.

    2.12. Участвует в рассмотрении рационализаторских предложений по вопросам поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, обеспечивает внедрение принятых предложений.

    2.13. При проведении работ обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

    Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) имеет право:

    3.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

    3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

    3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности организации (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

    3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

    3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

    4. Взаимоотношения (связи по должности)

    4.1. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) непосредственно подчиняется заместителю руководителя организации по эксплуатации (главному инженеру, начальнику автомобильной колонны, иному должностному лицу).

    4.2. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) осуществляет взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений организации по вопросам, входящим в его компетенцию.

    5. Оценка работы и ответственность

    5.1. Результаты работы механика автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) оценивает заместитель руководителя организации по эксплуатации (главный инженер, начальник автомобильной колонны, иное должностное лицо).

    5.2. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) несет ответственность за:

    Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей;

    Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;

    Причинение материального ущерба организации - в соответствии с действующим законодательством.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «БОРУС»

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСКА

    Утверждаю

    Директор МАОУ ДОД

    СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск

    Злобов В.Н.

    «________»____________ 2012 г.

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    Механик

    по выпуску и ремонту автомобилей

    Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по профессиональным квалификационным группам, относится к группе «Общеотраслевые должности служащих второго уровня», четвертого квалификационного уровня.

    1.Общие положения


      1. Механик по выпуску и ремонту автомобилей принимается и увольняется с работы приказом директора в соответствии с действующим законодательством.

      2. Подчиняется непосредственно зам директору административно-хозяйственной части.

      3. В своей работе должен знать и руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка Станции. Руководствоваться общими правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

      4. Механик должен знать Правила дорожного движения, основные Положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, правила перевозок пассажиров автомобильным транспортом, основные технические характеристики и общее устройство автомобиля.
    2. Квалификационные требования

      1. Механик по ремонту и выпуску автомобилей должен иметь среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на автомобильном транспорте не менее 3 лет, а также удостоверение на право управления транспортным средством категории «В, Д»
    3. Функциональные обязанности

      1. Механик по ремонту и выпуску автомобилей обязан:

        1. Исполнять распоряжения директора и зам. директора по АХЧ.

        2. Обеспечивать технически правильную эксплуатацию автомобилей.

        3. Осуществлять контроль за техническим состоянием автомобилей.

        4. Осуществлять контроль за прохождением тех.осмотра автомобилей и предрейсового мед. осмотра водителей.

        5. Проводить работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, повышению уровня технических знаний, укреплению производственной и трудовой дисциплины работников.

        6. Участвовать в расследовании причин аварий, поломок.

        7. Осуществлять производственный инструктаж водителей.

        8. Осуществлять контроль за соблюдением установленных норм расхода топлива и эксплуатационных материалов.

        9. Участвовать в приобретении запасных частей для автомобилей, списания их по нормам ремонта, а также сдачи агрегатов, шин, аккумуляторов и т. д. в ремонт.

        10. Осуществлять контроль за порядком в помещении гаража и сохранностью находящегося в них оборудования и материалов.

        11. Бережно относится к имуществу работодателя.
    4. Права

      1. Вносить руководителю предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей должностной инструкции.

      2. Получать достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

      3. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в соответствии с действующим законодательством.
    5. Ответственность

      1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией в соответствии с действующим трудовым законодательством.

      2. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности.

      3. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

    Ознакомлен (а), копию получил (а), обязанности принимаю:

    С.С. Соколов «______» ___________ 20_____г

    С. Н. Щербаков «______» ___________ 20_____г

    _____________________________ «______» ___________ 20_____г

    Организации и предприятия, которые используют в своей деятельности транспортные средства, обязательно включают в штатное расписание должность механика. Перечень обязанностей механика, его прав и ответственности указывается в должностной инструкции.

    Это основной документ, регламентирующий выпуск автотранспорта на линию, ремонт спецтехники и автомобилей. В своей повседневной деятельности, механик руководствуется положениями должностной инструкции.

    Должностная инструкция главного механика автотранспорта

    Функции механика тесно связаны с эксплуатацией автотранспорта. Наличие такого автотранспорта и обуславливает создание должности механика.

    Данный документ определяет полномочия специалиста и его функциональные обязанности. Инструкция состоит из нескольких логически взаимосвязанных блоков. В основном, при создании документов указанного вида, используется следующая структура:

    первыми описываются общие положения. Данная часть включает основные требования, которые предъявляются в работникам;

    • обязанности. Это самая главная часть. В ней указываются функции сотрудника и подробно прописывается то, чем он должен заниматься в своей ежедневной деятельности;
    • права. Как правило, это стандартные права, которые примерно одинаковы как для механиков, так и для прочего технического персонала;
    • ответственность. Это важная часть документа, в которой устанавливается обязанность сотрудника возместить нанесенный компании вред, а также строго соблюдать внутренних распорядок.

    Формирование каждой части документа осуществляется работодателем. Он вправе включать любые положения, которые считает целесообразными.

    К слову, информация по должностной инструкции главного инженера строительной организации имеется в этой статье .

    Основные положения и обязанности

    Требования, которым должен соответствовать данный специалист определяются его обязанностями. В этом смысле, следует указать несколько основанных положений:

    • Прохождение им специального обучения, курсов, а также наличие опыта и навыков;
    • Умение разбираться в автотранспорте, осуществлять его ремонт и выпуск на работы;
    • Знание технологии ремонта и обслуживание автотранспорта, обеспечение всех рабочих процессов;
    • Он должен уметь правильно оформлять документацию на автотранспорт. Это ведомости о дефектах, докладные записки на сотрудников.

    Несоответствие указанным требованиям может стать причиной для прекращения трудовых отношений с сотрудником.

    Перечень обязанностей является сутью должностной инструкции механика. Среди основных его обязанностей следует указать:


    • проверка технического состояния автотранспорта и его выпуск на работу. Выпуск не должен создавать угрозы для людей и самого транспорта. Поэтому, выпуск возможен только при отличном состоянии транспортного средства;
    • починка и техническое обслуживание. В результате деятельности специалиста, автомобили должны проходить периодическое обслуживание;
    • он должен обеспечивать слаженную и эффективную работу всего коллектива гаража. При выявлении нарушений трудовой дисциплины, работник обязан информировать об этом руководство путем подачи служебных записок;
    • принимать технические средства после ремонта, а также сдавать их в ремонт при необходимости. При этом он должен сообщать руководству о необходимости ремонта.

    Дополнительным блоком обязанностей может стать включение раздела об оформлении технической документации. Это табели учета отработанного техникой времени, прохождения ремонта и так далее.

    К слову, о том, чем является должностная инструкция водителя легкового служебного автомобиля, написано в этой статье .

    Права и ответственность

    Должностная инструкция включает отдельные разделы, касающиеся прав и ответственности сотрудников. К правам относится право на обеспечение необходимым инвентарем и рабочим местом. Такое право обоснованно, поскольку мастер должен иметь возможность нормально работать и соблюдать интересы руководства.

    В его подчинении может находиться технический персонал. Соответственно, механик вправе фиксировать факты добросовестного исполнения должностных функций и ходатайствовать перед руководством о поощрении указанных лиц.

    Он вправе получать правильную полную информацию об издании приказов, связанных с его деятельностью.

    Должностная инструкция механика по ремонту автотранспорта

    Обязанности по ремонту, это более узкое направление деятельности. Соответственно, должностная инструкция предполагает более подробное описание условий и порядка ремонта. В этом отношении она напоминает должностную инструкцию водителя грузового автомобиля.
    Это может быть проведение регулярных осмотров техники и выявление неисправностей. При их выявлении, специалист обязан сообщать об этом и получить средства для приобретения автозапчастей. По их получению, он должен обеспечить их правильную установку.
    Главной задачей является обеспечение безаварийной эксплуатации транспорта.

    Должностная инструкция механика по выпуску автотранспорта

    Выпуск на линию означает проверку технического состоянии автомобиля. Проводить подобные проверки, работник обязан ежедневно. Без согласования с ним, выпуск на линию невозможен.

    Выпуск автотранспорта на линию.

    1. В соответствии со статьей 20 закона о безопасности дорожного движения , юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (субъекты транспортной деятельности), должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Цель – не допустить выпуск на линию неисправного транспорта.

    2. Выпуск автотранспорта на линию с предрейсовым контролем технического состояния осуществляется субъектом транспортной деятельности по следующей производственной схеме:

    а) назначается ответственное лицо, осуществляющее проверку технического состояния выпускаемых на линию автотранспортных средств;

    б) оборудуется пункт технического контроля, на котором будет производиться осмотр транспорта;

    в) определяется перечень неисправностей, при наличии которых запрещен выпуск автотранспорта на линию;

    3. Выпуск автотранспорта на линию производится работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (выделенный текст – выписка из приказа Минтранса РФ от 15 января 2014 г. N 7 Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…

    Таким работником может быть:

    3.1. Работающий на постоянной основе механик (мастер) по ремонту автотранспорта с профильным образованием не ниже среднего провессионального, который наряду со своими основными обязанностями осуществляет проверку технического состояния автомобилей, прицепов и полуприцепов перед выездом на линию. Эти обязанности (по проверке транспорта) механик осуществляет на основании:

    а) должностной инструкции механика по ремонту автотранспорта, в которую должны быть вписаны как обязанности по ремонту техники, так и обязанности по проверке транспорта при выпуске на линию;

    б) приказа (распоряжения) по субъекту транспортной деятельности о назначении ответственного за выпуск транспорта из числа механиков по ремонту автотранспорта, если эти обязанности не прописаны в должностной инструкции. Механик с таким приказом (распоряжением) должен быть ознакомлен под роспись;

    3.2. Контролер технического состояния автотранспортных средств (как с базовой подготовкой, так и переподготовленный), введенный в штат решением субъекта транспортной деятельности.

    К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

    а) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

    б) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

    в) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

    Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств производится на основании программ профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов (приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499). Программы разрабатываются образовательными организациями.

    Контролер технического состояния автотранспортных средств должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в приказе Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.»

    4. Проверка технического состояния автотранспорта субъекта транспортной деятельности может осуществляться сторонним квалифицированным механиком (контролером) по договору с организацией, где он работает.

    5. Выпуск автотранспорта на линию с предрейсовым контролем его технического состояния должен проводиться на оборудованных пунктах технического контроля.

    Пункт технического контроля оборудуется в закрытом отапливаемом и вентилируемом помещении или под навесом и должен иметь осмотровую яму с освещением в виде расположенных в нишах электрических светильников и наличием розеток для подключения переносных ламп напряжением 12 В. В составе пункта комната с мебелью для работника, осуществляющего проверку технического состояния транспорта. Размеры осмотровых ям приведены в нормах технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП 01-91.

    Пункт технического контроля оснащается следующими приборами и инструментом:

    — прибoром для прoверки и рeгулировки свeта фaр;

    — манoметром шинным;

    — газоанализатором (для бензиновых и дизельных двигателей);

    — прибором для проверки люфта рулевого управления;

    — линейкой для проверки схождения колес;

    — переносной лампой;

    — слесарным инструментом.

    6. Время на проведение предрейсового контроля технического состояния автотранспорта определяет субъект транспортной деятельности. Нормативы в этой области следующие:

    6.1. Время проверки автотранспортного средства в пункте контроля входит в подготовительно заключительные работы, производимые водителем (запуск двигателя, осмотр автомобиля, получение путевого листа, постановка автомобиля на стоянку после рейса). Подготовительно – заключительное время составляло 18 минут на основании Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.1987 г. N 153/6 (применяется в рекомендательном плане). И до 5 минут на проведение медосмотра. Сколько из 18 минут затрачивать на предрейсовый контроль транспорта, как раз и определяет субъект транспортной деятельности. Исходя из того, что время ограничено, процесс проверки транспорта должен быть быстрым и четким.

    7. Выпуск автотранспорта на линию в исправном состоянии производится после определения соответствия нижеуказанных отдельных систем, узлов и агрегатов автомобилей и прицепного состава требованиям безопасности дорожного движения.

    7.1. Тормозная система. Ресурс тормозов – от ТО-2 до ТО-2, т.е. проведенное ТО-2 должно обеспечивать безотказную работу тормозов.

    В условиях пункта технического контроля тормоза проверяются следующим образом. При въезде на пункт водитель резко затормаживает автомобиль – проверяется рабочая тормозная система. При выезде из пункта в начале движения проверяется стояночная тормозная система. Затем в осмотровой яме производится осмотр на предмет герметичности гидравлических тормозов и прослушивание (при нажатой педали тормоза) пневматических тормозов.

    7.2. Рулевое управление. Суммарный люфт в рулевом управлении замеряется на неподвижном автомобиле люфтомером, фиксирующих угол поворота рулевого колеса и начало поворота управляемых колес.

    Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг (по ГОСТу не допускается) проверяется визуально из осмотровой канавы путем поворотов руля в стороны до появления нагрузки. Также из осмотровой ямы проверяется взаимное перемещение деталей рулевого привода, крепление деталей и узлов рулевого механизма.

    Полный перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приводится в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1990 года с изменениями и дополнениями.

    Перечень неисправностей содержится в разделах «Тормозные системы, Рулевое управление, Внешние световые приборы, Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла, Колеса и шины, Двигатель, Прочие элементы конструкции».

    Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

    8. Выпуск автотранспорта на линию производится, если транспортное средство прошло проверку в пункте технического контроля и признано исправным. Допуск транспорта к эксплуатации подтверждается подписью работника, производившего предрейсовый контроль технического состояния. Подпись ставится в путевом листе в разделе «Автомобиль технически исправен, выезд разрешаю». Исправный автомобиль принимает водитель, подтверждая это своей подписью (также в путевом листе).

    В случае, если транспортное средство в пункте технического контроля признано неисправным, оно направляется механиком (контролером) в ремонт.