Преобразования Петра I в области культуры

По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей.Этой душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды , а кроме того носить платье немецкое и французское . Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей , явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» .

Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля, царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот.

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук , разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа , а в 1712 г. – Инженерная . В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия . Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе,нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы . Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст.

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим» , а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого .

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук . Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые.. При академии были открыты гимназия и академический университет.

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским . Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости» , пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван иАлексей Зубовы , Алексей Ростовцев .

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

Особенность культурной политики при Петре I: государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, светского искусства, изменения в быту.

Просвещение и наука. Реформы требовали большого количества образованных людей. Молодых дворян отправляли на учёбу за границу. В 1701 г. открыты Навигацкая школа (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа , в 1707 г. – Медицинское училище , в 1712 г. – Инженерная школа . Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы». Появились новые учебники: «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703 г.). Поскольку многие дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания обучения. Появились школы для детей рабочих и солдат. Образование стало светским. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и т.д. В 1708 г. страна перешла с церковнославянского шрифта на более простой граждан-ский шрифт.

В 1700 г. Пётр ввёл летоисчисление по европейскому образцу – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Началом года стало 1 января. С 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости » (с 1728 г. – «Санкт-Петербург-ские ведомости»), от-крылся первый музей в Петербурге – «Кунсткамера ». В 1714 г. в Петербурге создана первая в России государственная публичная библиотека.

В 1724 г. Пётр издал указ об учреждении Академии наук (открыта в 1725 г. после смерти царя). А. И. Манкиев написал «Ядро российской истории». При участии Петра I написана история Север-ной войны («Гистория Свейской войны »). Пётр организовал регулярное почтовое со-общение. Царь намеревался проложить торговый путь в Индию. Он направил экспедиции в Среднюю Азию. Были составлены карты Каспийского, Аральского и Азовского морей. Русские земле-проходцы достигли Курильских островов.

Общественная мысль. Центральной проблемой общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Принципы абсолютизма были разработаны Ф. Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Экономист И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» ратовал за дальнейшее развитие экономики. Поэт А. Кантемир вы-смеивавал в стихах противников реформ.

Во главе противников реформ Петра стоял его сын царевич Алексей. Реформы Петра обличались в произведениях старообрядцев, в «прелестных письмах» донского казака Никиты Голого .

Архитектура. В 1703 г. на-чалось строительство Петербурга. Были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Тре-зи́ни, Б. Растрелли и др. Петербург XVIII в. строился как типичный западноевропейский город. Пётр решил: «Петербург будет второй Амстердам». Это был пер-вый город России, застройка кото-рого велась по заранее разрабо-тан-ному плану. Утверждается архитектур-ный стиль русское барокко. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контраст-ность, динамичность, стремление к пышности и величию. Заимст-вуются элементы западноевропейской архитектуры (готи-ческий шпиль). Петербург строился на болотистых берегах Невы в кратчайшие сроки в условиях сурового климата.

От голода и непосильной работы погибло множество людей. По словам Н. М. Карамзина, «Петербург основан на слезах и трупах». Известны стихи польского поэта А. Мицкевича:

Рим создан человеческой рукою,

Венеция богами создана,

Но каждый согласился бы со мной,

Что Петербург построил Сатана…

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени:

Лет-ний дворец Петра I, Петропавловский собор (Д. Трезини );

Здание Две-надцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов );

Меншиков дворец (Дж.-М. Фонтáна и Г. Шéдель )

Строятся загородные дворцовые ансамбли под Петер-бургом – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Цар-ское Село (Пушкин). Петергоф должен был, по замыслу царя, пре-взойти Версальский дворец французских королей.

В Москве возводятся: Арсенал в Кремле (Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков ), Лефортовский дворец (Д. Аксамитов ), Меншикова башня (И. Зарудный ).

Живопись . Ведущее место зани-мают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Портреты делятся на камерные , в которых художник стремится проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные , подчерки-вающие социальный статус изображаемого человека. Наиболее известные художники:

-И. Н. Никитин («Пётр Первый на смертном ложе», «Портрет канцлера Г. И. Головкина», «Напольный гетман»);

-А. М. Матвеев обучался в Голландии («Автопортрет с женой»).

А. Ф. Зубов создавал гравюры – панорамы Петербурга, батальные сцены из истории Северной войны и др.

Скульптура. Первые скульптуры для Летнего сада были привезены из Италии. К. Растрелли изготовил скульптуры для Петергофа.

Театр. Появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в «Комедийной хоромине» на Красной площади Москвы немецкие актёры разыгрывали пьесы иноземных авторов.

Быт. При-чиной отсталости России царь-реформатор считал пат-риархальный быт. Отвергая ненавистную старину, Пётр возвёл «брадобритие» в ранг государственной политики. За ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам – по 60 руб., купцам – по 100 руб., прочим горожанам – по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне пла-тили за бороду по одной копейке при въезде в город. Освобождались от уплаты лишь духовные лица.

С целью обратить рос-сиян в европейцев Пётр издал указ о ношении иноземной одежды немецкого или венгерского покроя. Декольтиро-ванные платья надели дворянские жёны и дочери. Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Царь ввёл новые формы досуга – ассамблеи . На них следовало являться с жёнами и до-черьми. Это означало конец теремнóго затворни-чества русских жен-щин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политéса »), умения танцевать. Воспитание молодых дворян прохо-дило по учебнику хороших манер, привезённому из Пруссии – «Юно-сти честное зерцáло , или Показание к житейскому обхождению » (1717 г.).

Преобразования в области культуры позволи-ли России вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран. Зачастую заимствования из Европы носили характер слепого подражания. Среди русской знати за-родилось низкопоклонство перед западной культу-рой, пренебрежение к русским традициям, обычаям, языку. Преобразования фактически не коснулись крестьянства.

Таким образом , реформы Петра I трудно оценить однозначно.

С од-ной стороны, реформы были непонятны и не-навистны народу, они проводились бессистемно, жестоко, на крепостнической основе. Реформы усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. В ре-зультате много-численных войн население страны сократи-лось.

С другой стороны, ре-формы нарушили неторопливый ход развития России. Пётр способствовал ускорению экономичес-кого развития, создал промышленность, флот, вывел Россию в число великих держав мира, сблизил с Западом («про-рубил окно в Европу»).

Отношение Петра I к Европе было противо-речивым. Он говорил: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом».

В России шёл процесс оформления абсолютной монархии – системы вла-сти, при которой вся её полнота принадлежит одному человеку, стоя-щему во главе государства – царю (императору).

План урока

1.Развитие науки.

2.Реформа образования.

3.Искусство в 1-й четверти 18 века.

4.Реформа в области быта.

Задание на урок.

Как история России отразилась в культуре н.18 века?

1.Развитие науки.

Развитие экономики спо собствовало разви-тию науки.

1700-создана горнораз-ведочная служба.

1703-открытие медного месторождения на Ура ле.

1706-открыт Аптекарс-кий огород в Москве.

1712-создание А.Нарто-вым 1-о в мире токар-ного станка.

1.Развитие науки.

1707-открыт 1-й госпиталь и медицинская школа.

1702-открыта обсерватория в Москве.

1707-составлена карта звездного неба.

1719-открыта для публичного посещения Кунсткамера.

1724-испытание подводной лодки.

1725-открытие Академии наук.

2.Реформа образования.

Реформы требовали гра мотных специалистов.

Петр начал с посылки дворян за границу,но вскоре в стране появи лись бессословные школы.

В 1701 г в Москве откры-лась Навигацкая шко-ла, где изучались прак тические дисциплины.

Затем появились Инже-нерная, Артиллерий-ская, Медицинская и др.школы.

2.Реформа образования.

Чтобы дворяне не уклонялись от учебы,Петр запретил священникам венчать их без справки об образова-нии.Чуть позже стали появляться школы для дво-рянских детей.

Развитие образования потребовало издания учебни-ков.Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого.

2.Реформа образования.

В 1703 г.Была издана 1-я русская газета- «Ве-домости».

Для облегчения образования в 1710 г.

Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный- гражданский.

В н.18 в. художествен-ная культура приобре-ла светский характер и получила поддержку государства.

Большого развития по-лучил жанр портрета. Наряду с приглашен-ными иностранцами большим мастером в этом направлении стал И.Никитин, соз-давший портреты Пет-ра и его соратников.

3.Искусство в 1-й четверти 18 века

Архитектура эпохи создавалась в основном в Петер-бурге.Наряду с иностранцами-Д.Трезини,Б.Растрел-ли работали и русские зодчие-И.Коробов,М.Земцов.

Наиболее знаменитыми сооружениями эпохи были: Кунсткамера,Дворец Меньшикова, Петропавловский собор.

4.Реформа в области быта.

Петр стремился привить в России европейские обычаи.Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для го-сударственных служа-щих.

Петр заботился о приви-тии хороших манер среди бояр, обучал из правилам этикета.

4.Реформа в области быта.

Для тех кто не хотел расставаться с рус-ским платьем Петр придумал налоги,нап-ример «Бородовые деньги».

С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по ев-ропейскому образцу.

В стране появились чай,кофе,табак,карто-фель помидоры.

4.Реформа в области быта.

С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.

На Ассамблеях играли на музыкальных инст-рументах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы.
























Реформа культуры Петра I — комплекс законов и преобразований касающихся развития культурной сферы русского общества, проведенный за время правления Петра I в Русском царстве и Российской империи в 1762-1725 годах.

Полный список реформ Петра I в области культуры можно изучить в таблице ниже.

Реформы культуры Петра I Великого

Таблица
«Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»

Год/Событие Причины и цели Суть и содержание
Начало 1690-х

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Высмеивание церконых традиций и обычаев, разврат, пьянство. Учрежден царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ, а также пародирования обрядов католической и православной церквей
1697 11 февраля

Разрешение на продажу табака

Разрушение русских традиций, прививание европейских обычаев Именным указом Пётр I отменил запрет 1634 года на курение и продажу табака
1698 5 сентября

Указ брить и рубить бороды

Вернувшись из Великого Посольства Пётр I решил пресечь сложившиеся традиции русского общества. У самого Петра I борода не росла. Всем, кроме жителей деревень и духовенства было приказано сбрить бороды. Тех кто отказывался — брили насильно. Сам Пётр I отрубил бороды нескольким боярам пришедшим к нему
1700

Новое летоисчисление и календарь

15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января.
1700 январь

Указ «О ношении платья на манер венгерского»

Пресечение сложившихся традиций русского общества. При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте
1702

Комедиальная храмина на Красной площади

Пропаганда и агитация западного образа жизни, высмеивание русских традиций Основанный Петром государственный театр просуществовал всего несколько лет и распался в 1707 году, после того, как двор переехал в Петербург. Потом Петр опять принимал меры для создания нового театра, но безуспешно.
1714 31 января

Создание кунсткамеры

Коллекционирование уникальных предметов Петр I распорядился перевести свои коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой – кабинетом редкостей.
1718 25 ноября Организация общественных развлечений на европейский манер. Проводились во все времена года, летом - на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён. Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак.

Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I

  • Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей.
  • Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой.
  • С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими.

Кратко о сути и содержании петровских преобразований в сфере культуры

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30 лет, и послужил, среди прочих деяний, для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.

Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.

Обряд «Славления» проводящийся в рамках Всепьянейшего Собора Петра I

Разрешение на курение и продажу табака

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация. Примечательно, что еще в 1634 году царь Михаил Федорович запретил курение табака, а пойманным не единожны на данном нарушении предписывалось пороть и вырывать ноздри.

Пётр I курит во время ассамблеи

Новые правила в одежде и внешности

Указ брить и рубить бороды

Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь насильно бороду — значит оскорбить честь и достоинство человека. Однако сам Пётр I от природы не имел бороды, а всё связанное со сложившимися русскими традициями вызывало у него если не ярость, то насмешку, особенно после Великого посольства в Европу 1697-1698 годов.

Пётр I насильно стрижет бороды бояр

5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды , а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам, за разъяснениями по поводу таких вопиющих нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при заходе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой.

Указ о форме и длине верхней одежды

Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду - в январе 1700 года Петр I велел всем носить платье по типу венгерского , немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Специальные вооруженные отряды – блюстители западной моды хватали прохожих, ставили на колени и отрезали полы одежды на уровне земли.

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены.

Укорачивание русских кафтанов на заставе. С голландской гравюры И.Филипса начала XVIII века

Согласно новой моде женщины должны были носить широко и глубоко декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).

«Эко чучела!», рисунок С. С. Соломко.

Новое летоисчисление и календарь

По старому стилю 15 декабря 7207 года от сотворения мира в Звездном храме, был издан указ царя Петра «с сего числа перестать дурить людям головы». Согласно указу, после 31 декабря 7207 года наступит 1 января 1700 года, и именно 1 января, а не 1 сентября, как прежде, следует считать началом Нового года. Произошло очередное «урезание» более чем десяти тысячелетней истории русского народа.

Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.

Создание общественного театра

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Создание кунсткамеры

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год Главными новшествами данных мероприятий были:

  • Разрешение на свободное посещение для женщин.
  • Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
  • Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного

Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.


Вчерашние бояре всячески пытались избежать посещения ассамблей, считая подобную затею неприличной. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «прогульщиков».

Итоги и результаты культурной реформы Петра I

  • Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились.
  • Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака.
  • «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление
  • Создан масштабный музей редкостей — Кунсткамера

Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения


по культурологи

на тему "Реформы Петра I и русская культура"


Работу выполнил

студент группы Z9111(2)к Хрущев М.И.



1. Введение

2.Реформы Петра I

3.Преобразования Петра I в области культуры

1Литература петровского времени

2Развитие театрального искусства

3Живопись

4Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций

5Образование

6Наука

Заключение

Список литературы


1. Введение


Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время.

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. 14 января 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики". Почти одновременно с ней была создана Артиллеристская школа. В 1712 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.


2. Реформы Петра Первого


У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой - в духовной жизни народа отразился положительный образ Петра - преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе и т.д.

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин "культура" здесь понимается в самом широком смысле - от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе.

В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду - в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь - длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

В январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин - чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.

Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Подданных Петр I снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы - взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.


3. Преобразования Петра I в области культуры


3.1 Литература петровского времени


В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иностранная культура внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу - учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои - энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском матросе Василии Кориотском. В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, как пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был Ф.Прокопович.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.


3.2 Развитие театрального искусства


В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые были известны для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.


3.3 Живопись


Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", ""Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман").

Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А. Матвеева, И. Никитина, Р. Никитина, гравера С. Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

3.4 Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций


В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

В архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (Трезини Д., Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж.-М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений - палат, дворцов.


3.5 Образование


Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности - служить была добавлена еще одна - учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, "цифири" (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. - Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины - со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: "а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был".

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил "Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим", а в 1703 г. вышла знаменитая "Арифметика, сиречь наука численная" Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него "вратами учености".


3.6 Наука


Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. "В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии", - писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.


Заключение

литература образование петровский преобразование архитектурный

В заключении следует отметить, что преобразования в области культуры были ограничены частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся отдельных сторон жизни общества и государства.

В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к Балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения, памятники архитектуры и искусства, которыми страна гордится и сегодня.

Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по -разному оценивали личность Петра и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.


Список литературы


1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

Большая Советская Энциклопедия, - М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тюменский Государственный

Нефтегазовый Университет

Институт Транспорта

Специальность: Подъемно-транспортные, строительные,

дорожные машины и оборудование

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ

КУЛЬТУРЫ И БЫТА И ИХ ОЦЕНКА.

Принял преподаватель

Введение

Культура Петровского времени

1.1 Реформы в области политики

1.2 Реформы в области науки и образования, культуры

1.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи

Быт Петровского времени

Заключение

Введение

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник!

А.С.Пушкин

В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 – царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году по предложению патриарха Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладали достаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальная власть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестре Петра.

В годы правления Софьи Петр номинально оставался царем, однако никакой роли в политических делах не играл. Рос мальчик-царь в обстановке постоянной борьбы боярских группировок за власть, тогда же против властей выступили стрельцы и солдаты. Основное внимание в юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”. По приказу юного царя в окрестностях села Преображенское на реке Яуза построили Пресбург - “потешную фортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства. В батальоны своих “потешных”, помимо знатных, Петр собирал холопов и “ простецов”, лишь бы были они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.

Недалеко от Преображенского располагалась Немецкая слобода –Кокуй, где были сосредоточены иноземцы, мастера всякого рода, военные специалисты. Петр, вызывая нередко удивление и осуждение, сближается с иноземцами. С помощью новых учителей иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации, узнал правила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечного ядра.

Подраставший царь, занятый “потешными” играми и учением, с явным неудовольствием и раздражением следил за действиями сестры- правительницы. Таков был его характер: упрямый, самостоятельный, резкий. В 1689 году при поддержке своих “потешных”, почти всех стрелецких и солдатских полков, большинства дворян, юный царь Петр берет власть в свои руки. Начинается самостоятельное правление Петра.


Культура Петровского времени.

Реформы в области политики.

Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют по отношению к Петровской эпохе.

Детство и юность Петра прошли среди иноземцев, и у них было чему поучиться. Петр был чрезвычайно любознателен, за какое бы дело ни брался, он вникал во все его тонкости. В первой своей заграничной поездке в 1697-1698 гг., он сумел увидеть многое. И это чрезвычайно поразило Петра. Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки, культуры, искусства, военного дела. Российская армия состояла из неграмотных крестьян, искусство развивалось под большим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладают церкви, в живописи – иконы. В ремеслах и науке также велико влияние церкви. “Ревнители древлего благочестия” всячески противились всему новому, и поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.

В Голландии царь побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет. В Дрездене ему показали королевскую кунсткамеру, в Вене кунсткамеру и библиотеку. За границей Петр начал собирать различные произведения искусства и раритеты.

С большим уважением относился Петр к знаниям и знающим людям. Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличной школой для русских военных, ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.

Россия конца 17 начала 18 вв.- вожделенна для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они сюда в надежде разбогатеть, сделать карьеру, реализовать свои творческие способности. Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые и просто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие находили в России вторую родину, заводили семью, а главное – трудились на благо России. Наверное, не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.

Приглашая иноземцев в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы – расширить границы присоединением Сибири, подойдя к побережью Ледовитого и Тихого океанов, и завоевать выход к Балтийскому морю. Генетический сплав русского и иноземного на российской почве даст удивительный результат, изменит развитие России и породит впоследствии целую плеяду талантливых людей.

Изменение Петром 1 внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения во внутренней жизни России, и затронуло все области науки, культуры, искусства, а также быт всех без исключения слоев населения.

Реформы в области науки и образования, культуры

Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 г. Ему было присвоено звание почетного члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался: ”я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии”. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.

Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина 1 – жена Петра.

В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и неслуживших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины голодали, т.к. жалованье приходило с большим опозданием. Царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.

В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.

В 1722 г. была введена “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три вида службы: военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской – коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин, дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. “Табель о рангах” уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.

При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к населению доставлять “ каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчает высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри – небесную сферу. Есть в нем дверца, через которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В движение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе, совершался за сутки. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным, “…если кто придет с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки”. На эти цели из казны выделялась немалая по тем временам сумма – 499 рублей в год.

“ Я хочу, чтобы люди смотрели и учились” - говорил Петр 1.

В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени, тиражом – около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь, размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер “Ведомостей” угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы – омега, пси, ижица и другие. Числа, писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди них был и первый русский учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”, написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.

Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг – книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.

Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и садово-парковому делу.

В центре внимания светской культуры Петровского времени главенствует человек. В средневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публики пользуются популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражают свою эпоху и ее героев – умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.

Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи.

“ Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на свое государское именование прозванием Питербурхом обновить указал”. Таково первое сообщение в “Ведомостях” о строительстве Петербурга. Город был заложен 16 мая 1703 года. Первоначально Петербург закладывался как крепость, первый кирпич в основание будущей каменной цитадели заложил сам царь Петр. Под камень тот поместили золотой ковчежец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного. Руководить работами было поручено Доменико Трезини. Перед приездом в Россию Трезини находился на службе у датского короля, и был завербован русским послом Измайловым. Любопытно, что при заключении договора Трезини оговорил возможность беспрепятственного выезда из России по окончании работ, но так и не захотел уехать, оставшись в России до конца своих дней, и полностью посвятив себя строительству Нового города.

Петербург - один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостного архитектурно-строительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.

Петербург основывался как крепость, вокруг которой и близ домика Петра (один из первых образцов "типового" жилого дома Санкт-Петербурга) на Городском (ныне Петроградском) острове начал формироваться город. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, а позже получила название Петропавловской, произошедшее от находящегося в ней собора Петра и Павла. Поначалу храм был деревянным, позже Трезини перестроил его, сделав каменным. В Петровское время собор был нетипичен для русского зодчества, т.к. он имеет форму базилики – здания, сильно вытянутого с запада на восток, характерного для архитектуры Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русского храмового зодчества полукруглые выступы – апсиды. На храме установлен золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней. Высота шпиля 120 метров, что позволило собору долгие годы считаться самым высоким зданием России. В 20-е годы на колокольне установили куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии. Как внешнее убранство было нетипично для русского зодчества, так внутреннее поражало своей необычностью. Стены украшали картины, написанные в новой реалистичной манере, стены и своды расписаны под мрамор и украшены ордерными элементами. Пожалуй, главное отличие архитектуры нового времени от русского средневековья состояло в использовании архитектурного ордера. Ордер в переводе с латыни означает строй, порядок. Действительно, архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий. Любое более или менее значимое здание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классических ордеров ложится в основу архитектурного образования.

В мировой истории градостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабное строительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич, невозможно было без четкой организации и команды лучших зодчих, знакомых с мировыми достижениями архитектуры. Строительство приобрело большой размах и велось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В 1706 году для руководства строительством была учреждена "Канцелярия городовых дел". В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга. В 1715 – 17 гг. созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один с прямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит в основе существующей планировки), другой, основанный на абстрактной идеальной схеме овального в плане города-крепости (арх. Леблон; этот план был отвергнут Петром). В 1716 году созданы "образцовые" проекты жилищ, ставившихся по линии улицы (арх. Леблон и Трезини): кирпичных - для "именных" и зажиточных; на деревянном каркасе с заполнением глиной и росписью стен под кирпич - для "подлых", т. е. для рядовых горожан. На Троицкой площади и вокруг Троицкой церкви, складывался городской центр, были возведены обширные деревянные и мазанковые здания Сената, Таможни, Монетного двора. От домика Петра I вверх по Неве на площади располагались дома вельмож, высших военных и гражданских чинов, духовенства. Адмиралтейская крепость стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. К 1725 году в застройке города, организации его пространственно-планировочной структуры, охватившей все основные острова и материковую часть, особую роль стали играть общественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которые явились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковский дворец и строившаяся Кунсткамера - первое монументальное здание близ стрелки Васильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами и мерными композиционным ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати коллегий.

Центр Петербурга застраивался домами знати, но для царя были возведены два дворца – Зимний и Летний с огромным парком. В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Петр заложил в 1714 году дворец Монплезир, что в переводе с французского “Мое удовольствие”. Петергоф расположен на берегу Финского залива. Четыре начала составляют чудо Петергофа – архитектура и скульптура, зелень и вода. Петр хотел, чтобы Петергоф был подобием Версаля. Однако, Петергоф превзошел Версаль. Одну из главных достопримечательностей составляют фонтаны. С фонтанным искусством в России познакомились именно в петровское время. По сей день поражают воображение дворцы Петергофа, его садово-парковый ансамбль и каскад фонтанов.

Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 – 1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695 – 1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690 – 1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.

В петровское время были созданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного искусства – Петропавловская крепость и ее собор, Александро-Невский монастырь, Петербург и Петергоф. В начале 18 в. В России сформировались основные принципы зодчества нового времени – ордерность, “регулярность”. Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.

Скульптура в средние века не была широко распространена в России. Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по дереву, глиняная игрушка – вот, пожалуй, и все, что можно отнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западной скульптурой произошло задолго до Петра 1. Однако как уже говорилось ранее, огромное влияние на развитие искусства и культуры оказывала церковь. Ее мнение было решающим. Первое же “узаконенное” появление трехмерной скульптуры в России относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.

Даже в новое время скульптура непросто приживалась на русской почве – публика не готова была ее воспринять. Тем не менее, уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных примеров является Петропавловский собор. Важное отличие в убранстве данного храма являет собой скульптура, которую Древняя Русь почти не знала. Лепные фигуры ангелов смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность - иконостас, подаренный Петром 1. Со времен Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной. Он выполнен в виде нарядной триумфальной арки и украшает его главным образом скульптура, а не живопись.

Постепенно все большую роль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца.

Не имея за своими плечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Наше представление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная личность русского царя – преобразователя. В 1719 г. скульптор снял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ не только самого Растрелли, но и для головы знаменитого “Медного всадника” Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя.

Скульптор и создаваемая им статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен ваятель, высекающий женскую фигуру.

Скульптура при Петре 1 заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.

Как и в архитектуре и скульптуре в живописи происходят революционные перемены. Основным художественным методом становится реализм. Кардинально изменяются способы изображения. Русские художники начинают постепенно отходить от традиционной, иконописной манеры письма. Они приобщаются к новой живописи, известной в Западной Европе еще с эпохи Возрождения, где проблемы формы и пространства решались иначе. Древнерусские художники не стремились передать объем предметов и глубину окружающего пространства. Живописцы нового времени, наоборот, осваивают искусство светотени, а для создания трехмерного пространства обращаются к линейной перспективе – одному из величайших достижений изобразительного искусства эпохи Возрождения.

Основной постулат линейной перспективы гласит: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта. Любой из нас наблюдал этот эффект стоя на железнодорожных путях. Древнерусские художники не следовали этому правилу. Художники нового времени, взявшие на вооружение линейную перспективу, создавали на плоскости холста убедительную иллюзию глубины пространства.

Помимо линейной художники стали пользоваться и световоздушной перспективой. Принято считать, что первым этот прием открыл Леонардо да Винчи. Он обратил внимание на то, что по мере удаления от зрителя предметы не только становятся все менее различимы, но и погружаются в дымку. Этот оптический эффект создается благодаря толстому слою воздуха, насыщенного пылью.

По-другому художники стали относиться и к проблеме времени в живописи. В средние века иконописец мог на одной иконе изобразить два или три разновременных действия с одними и теми же персонажами. В новое время на картине изображают событие в момент его свершения, вместе с тем живописец пытается преодолеть статичность средневековой живописи и создать иллюзию движения.

В петровское время начали формироваться жанры живописи, такие как батальный, портретный, пейзажный, бытовой, натюрморт. Сам Петр отдавал предпочтение морским пейзажам. Формально, самым “высоким” среди жанров считается исторический, самым же распространенным портрет.

Изменяется и техника письма, появились новые материалы. Раньше иконописец писал на доске. Теперь же картины выполняются на холсте, темперу – краску, замешанную на яичном желтке, сменяют масляные краски. Готовую картину, в отличие от иконы, вставляют в раму. Она играет важную роль в восприятии произведения.

Именно в петровское время появился в России выдающийся живописец, вставший вровень с европейскими мастерами, - Иван Никитин. Петр заметил талантливого юношу и в 1716 г. отправил его вместе с братом учиться в Италию. Петр высоко оценил талант Никитина и по возвращении его в Россию подарил художнику дом близ Зимнего дворца, и назначил его “двора его величества живописцем”. Художник целиком посвятил себя портретной живописи, и выполнил много великолепных работ, которые донесли до наших дней характер изображенных личностей, их быт.

Реформы в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской, жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможность увидеть портреты не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих его современников.

Быт Петровского времени.

Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху. Поставив целью сформировать породу новых людей, Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.

С начала 18 в. многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на “ Вы”, “ Милостивый государь”, “ Господин”. Письма заканчивали подписями:” Ваш покорный слуга”, “ Остаюсь к услужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения.

В царствование Петра в обиход вошел юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября: ” Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от Рождества Христова 1700 года “. Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам: в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед.

В январе 1700 г. выходит царский указ об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно.

Не менее трудно было Петру заставить горожан брить бороду, считавшиеся на Руси признаком мужественности и символом православия. Непокорным боярам царь стриг бороды собственноручно. Правда, имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья.

Во времена Петра1 появились и первые модники. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки. Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.

К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется быт как простых, так и знатных, зажиточных людей. Меняется на западный манер одежда, пища, жилище. Бояре и дворяне стригут волосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака.


Заключение

Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.


Список использованной литературы

1. Ю.С. Рябцев учебное пособие “История русской культуры 18-19 веков”

2. А.Н. Сахаров учебник “История России с древнейших времен до конца 17 века”

3. В.И. Пилявский История Русской архитектуры.