В этой статье:

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития . Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление - непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций . Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка - максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов . Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое . Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана . Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система . Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность - один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года - столько длится грудничковый период . Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения . Время летит быстро, но этот год - один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:


В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для
активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут :

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери . Все яснее становится для него, что он - отдельная
личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ .

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец
дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания . Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение .
Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания - еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка . Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания - это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Жизнь организации протекает по определенным законам стадию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации , а затем - спада.  


Стадия интенсивного роста и закрепления на рынке отличается ориентацией организации на расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также формирование собственного стиля (имиджа).  

Динамического роста (стадия интенсивного роста)  

Стадия интенсивного роста  

Организации удалось пройти самый сложный период - стадию формирования . Сформулирована новая идея , найден товар, получены средства, налажено производство, и товар поступил на рынок. Проект был хорошо продуман, предприятие заработало, количество потребителей стало существенно увеличиваться. Можно радоваться организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Однако это уже следующая стадия формирования организации - стадия интенсивного роста.  

Однако наиболее существенная проблема, с которой сталкивается управление персоналом, - проблема размывания корпоративной культуры . В период интенсивного роста организация может включать в себя гораздо больше персонала, чем на предыдущих стадиях. Если организация смогла выйти на стадию интенсивного роста, нашла своего потребителя, удержалась на рынке, безусловно, в корпоративной культуре есть много продуктивного, она способна дать организации стимул для дальнейшего роста. Но с приходом новых сотрудников, работавших прежде в других фирмах и предприятиях, менеджер по персоналу сталкивается с проблемой - удержать продуктивность и целостность корпоративной культуры , ее ценности, заимствовать все наиболее интересное, включить их в культуру, но не позволить групповым представлениям погибнуть под напором множества новых идей.  

Следующая кризисная ситуация ожидает организацию, переходящую от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации . Назовем ее кризисом зрелости. Для стадии стабилизации необходимы специалисты, способные создавать эффективные технологии , фиксировать (опять же в технологических схемах) наиболее удачные подходы, обнаруженные в ходе интенсивного роста ор-  

На стадии интенсивного роста менеджмент персонала в основном направлен на формирование кадрового состава - привлечение и найм персонала, оценку кандидатов, расстановку и адаптацию новичков.  

Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей . Возможны-следующие варианты перемещений руководителей  

Анализ представленных зависимостей показывает, что наиболее интенсивный рост себестоимости добычи нефти для девонских месторождений начинается примерно после отбора 70 % извлекаемых запасов нефти, а для месторождений с более сложным геологическим строением и высоковязкими нефтями - несколько раньше (после 50%), т. е. в обоих случаях на поздней стадии эксплуатации.  

Закономерности динамики себестоимости добычи нефти для большинства нефтяных месторождений, разрабатываемых при активном водонапорном режиме, весьма схожи по своему характеру и в значительной степени обусловлены стадией разработки месторождения . На поздней стадии разработки большое влияние на уровень себестоимости добычи нефти оказывает обводненность продукции скважин. Рост обводненности извлекаемой жидкости отражается в себестоимости добычи нефти , главным образом в изменении переменных затрат . В условиях интенсивного роста обводненности переменные затраты в значительной мере определяют уровень и характер динамики себестоимости добычи нефти . К ним относятся энергетические затраты , расходы по сбору, транспортировке и подготовке нефти и по увеличению отдачи пластов. В связи с этим представляет определенный интерес многофакторный анализ себестоимости добычи нефти в части только переменных затрат с учетом стадии разработки месторождения . Основное внимание в анализе уделяется выявлению влияния роста обводненности извлекаемой жидкости на уровень и динамику переменных затрат . При этом учитываются также и другие факторы.  

Рассмотренные примеры показывают необходимость учета требований сферы потребления новой техники в процессе ее проектирования. Это позволит создать технику именно с такими параметрами, которые действительно нужны обществу. Для того, чтобы учитывать требования потребителей к проектируемой технике, нужно знать, в первую очередь, общие закономерности изменения ее параметров. В основе этих закономерностей лежат закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, показывающий, как происходит развитие техники, и закон отрицания отрицания, раскрывающий, в каком направлении совершается это развитие. Эволюционная стадия развития параметров техники включает три этапа. Первый, на котором происходит зарождение новой техники , характеризуется незначительной интенсивностью роста ее па-  

Как правило, специалисты несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или размножение, стабилизацию и кризис (спад)1. Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации . Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения (рис. 6.1).  

Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования , интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев. Основные особенно - А"3- 3 историй успешных компаний позволя-стй целевой ориен- ет выделить следующие основные особенности тации целевой ориентации организации на различных  

Чтобы более эффективно использовать персонал, кадровый менеджмент должен продумать систему планирования карьеры , формирования кадрового резерва , организации обучения и продвижения персонала. Именно в ситуации стабильности персонал начинает воспринимать карьерные планы, планы роста вознаграждения как обоснованные и реальные инструменты планирования своей жизни. В стадии формирования и интенсивного роста такие кадровые инструменты кажутся малообоснованными и слишком далекими.  

Эволюционные процессы также ведут к определенным ожидаемым переменам в поведении существующих на рынке конкурентов. Во-первых, интенсивность конкуренции изначально невысока, поскольку быстрые темпы роста делают соревнование беспроигрышным - все могут расти. Однако позже, по мере того как рост рынка замедляется и действующие на нем фирмы увеличивают объемы производства, конкуренция становится все более интенсивной. Во-вторых, на последней стадии фазы роста более агрессивные конкуренты начинают следовать стратегиям репозиционирования , которые заставляют их напрямую конкурировать с фирмами, первоначально находящимися в других стратегических группах.  

В первые годы после второй мировой войны доля универмагов в розничной торговле уменьшилась, а их рентабельность снизилась. Многие тогда считали, что универмаги как предприятия розничной торговли в своем жизненном цикле вступили в стадию упадка. Специалисты указывали на 1) обострение конкуренции между универмагами, что вызывало рост издержек, 2) обострение конкуренции со стороны других типов розничных предприятий, особенно магазинов сниженных цен, сетей специализированных магазинов и розничных складов-магазинов и 3) интенсивное транспортное движение, недостаток мест для стоянок и вырождение городских  

Самая большая стратегическая ошибка, считает М. Портер, в желании гнаться за всеми зайцами, то есть использовать все конкурентные стратегии одновременно. Иначе говоря, по мнению М. Портера, компания, которая не сделала выбор между стратегиями - быть ей лидером в области издержек или же заниматься дифференциацией, рискует застрять на полпути Такие компании пытаются добиться преимуществ на основе как низкой себестоимости, так и дифференциации, но фактически не получают ничего. Плохие результаты деятельности являются следствием того, что фирма-лидер по издержкам, дифференциатор или фирма со сфокусированной стратегией будут иметь лучшее положение на рынке для конкуренции на любом сегменте. Фирма, застрявшая в середине, будет получать значительную часть прибыли только в том случае, если положение в отрасли чрезвычайно благоприятно, либо если и все остальные фирмы находятся в подобном положении. Быстрый рост на ранних стадиях развития жизненного цикла отрасли может позволить таким фирмам получать хорошую отдачу от своих вложений, но по мере вхождения отрасли в стадию зрелости и по мере того как конкуренция становится более интенсивной, те фирмы, которые не сделали свой выбор между существующими альтернативными стратегиями , рискуют быть вытесненными.  

Главный положительный момент экономического роста - его влияние на изменение структуры производства и потребления. При интенсивном пути для многих стран характерна в целом общая схема и последовательность развития на начальной стадии в общем объёме выпуска продукции и структуре занятости быстро сокращается доля сельскохозяйственного производства, идёт процесс урбанизации растут объёмы и доля в структуре экономики промышленных отраслей с опережающей динамикой, как отмечалось, прогрессивных производств затем приходит эра услуг, которые в некоторых странах достигают половины ВВП.  

На домонополистической стадии капитализма отмечалось ускорение темпов роста населения из-за снижения смертности от инфекционных заболеваний (чума, холера, оспа). Они уносили в феодальную эпоху огромное число человеческих жизней. Миграционные процессы в этот период происходили очень интенсивно. Примером является колонизация Америки.  

Одним из важнейших показателей рациональной структуры стада является правильное соотношение отдельных половозрастных групп животных. Повышение удельного веса коров в стаде крупного рогатого скота способствует росту интенсивности воспроизводства и оборачиваемости поголовья, создает возможности для более быстрого увеличения производства продукции.  

Стадия развитого социализма характеризуется наличием гигантского экономического и научно-технического потенциала , и задача состоит в том, чтобы он использовался с максимальной отдачей. Достичь этого можно лишь на основе И.п. Вот почему партия на современном этапе коммунистического строительства нацеливает на решительный переход к преимущественно интенсивным факторам экономического роста . Главный путь к качественному сдвигу в производительных силах ,- отмечал на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов,- это, конечно, переход к интенсивному  

При выращивании бактерий в жидкой питательной среде наблюдается несколько фаз роста культур:

1. Фаза исходная (латентная) -- микробы адаптируются к питательной среде, увеличивается размер клеток. К концу этой фазы начинается размножение бактерий.

2. Фаза логарифмического инкубационного роста -- идет интенсивное деление клеток. Длится эта фаза около 5 часов. При оптимальных условиях бактериальная клетка может делиться каждые 15--30 мин.

3. Стационарная фаза -- число вновь появившихся бактерий равно числу отмерших. Продолжительность этой фазы выражается в часах и колеблется в зависимости от вида микроорганизмов.

4. Фаза отмирания -- характеризуется гибелью клеток в условиях истощения питательной среды и накопления в ней продуктов метаболизма микроорганизмов.

Посевной материал, попав в свежую полноценную среду, сразу не начинает размножения. Этот период называют лаг-фазой I. Только после определенного времени, иногда через несколько часов, клетки приспосабливаются к среде и окружающим условиям. В этот период активируются ферменты, а также, если это необходимо, синтезируются новые ферментные системы. В период лаг-фазы стремительно возрастает количество нуклеиновых кислот, особенно РНК, что необходимо для биосинтеза белков.

Рис. 1. Фазы роста культуры микроорганизмов: I -- лаг-фаза, II -- логарифмическая фаза, III -- фаза замедленного роста, IV -- стационарная фаза, V --фаза отмирания, N -- число клеток (млн/мл)

После лаг-фазы следует логарифмическая, или экспоненциальная, фаза II, в которой клетки размножаются с максимальной для данной культуры скоростью. Вследствие этого запас необходимых питательных веществ в среде уменьшается, кроме того, происходит накопление различных продуктов обмена веществ, которые в определенной концентрации могут мешать нормальному протеканию биохимических процессов обмена веществ. Иногда в питательной среде накапливается так много клеток, что не хватает пространства, а конкретнее, поверхности для новых поколений клеток. Именно через поверхность происходят процессы обмена -- попадание питательных веществ в клетку и выведение метаболитов. Если клетка находится в тесном окружении других клеток, то площадь поверхности уменьшается и вместе с тем снижается интенсивность процессов обмена. Скорость роста культуры также уменьшается, если сокращается поверхность клеток на единицу объема. Это происходит при увеличении размеров клеток и, таким образом, особенно для клеток сферической формы, значительно ухудшаются условия питания.

Как известно, поверхность сферических тел изменяется пропорционально квадрату их радиуса, а объем -- пропорционально кубу радиуса. Лимитирующие поверхности находятся, очевидно, и внутри клеток. В молекулярной биологии накапливается все больше фактов, которые указывают на то, что функционирование жизненных процессов необходимо связывать с биополимерами, мембранными структурами и их поверхностью.

В ходе интенсивного роста и размножения внутри закрытой системы негативное влияние лимитирующих факторов увеличивается и в результате скорость роста уменьшается, наступает фаза замедленного роста III. Через определенное время в стационарной фазе IV масса клеток в питательной среде достигает максимального уровня. Затем наступает период, когда число отмерших и автолизированных клеток превышает прирост. В результате количество биомассы уменьшается -- наступает фаза отмирания V.

При пользовании формулами веса и высоты тела, данными для школьного возраста, каждый год подросткового возраста надо считать за два года. Таким образом, рост в стадии полового созревания происходит очень интенсивно (если обращать внимание на абсолютные величины роста, но если учитывать процентные приращения роста, тогда действует известный закон, что рост тем интенсивней, чем возраст ближе к моменту зачатия). В юношеском возрасте, наоборот, рост происходит очень медленно.

Вес тела зависит главным образом от веса мускулатуры и костей, так как именно они составляют главную массу тела. Значит, интенсивный рост веса тела в стадии подросткового возраста означает усиленный рост мускульно-костной системы. Но мускулы и кости - основные органы работы.

Возраст полового созревания - возраст интенсивного роста силы рук, в особенности правой, тогда как ранняя юность - возраст интенсивного роста становой силы. Точно так же в юности продолжается дальнейший рост мускулатуры. Но самое характерное для юности - увеличение относительного объема груди, в связи с очень сильными прибавками этого объема в данном возрасте, тогда как в подростковом возрасте наблюдается заметное уплощение груди, и хотя прибавки объема груди довольно значительны, но все же для этого возраста характерно скорее уменьшение относительного объема груди.

Возрастную конституцию юноши можно считать атлетической. Конечно, наследственность и условия жизни различно видоизменяют возрастную конституцию, но какой бы ни была в результате совместного влияния возраста, наследственности и условий жизни индивидуальная конституция, все же ни в каком другом возрасте она так близко не подходит к атлетической конституции, как именно в юношеском. В юношеском возрасте человек окончательно созревает как полноценный работник.

Но подросток еще далеко не является полноценным работником. В подростковом возрасте еще только идет интенсивное нарастание силы и, в первую очередь, ручной, а становая сила еще не достигает максимального темпа своего развития. Кости еще растут очень усиленным темпом, и «усиленный рост костей вызывает иногда у детей сильные ноющие и чрезвычайно мучительные боли» (Филиппов). Наконец, этот возраст - возраст, когда максимально часто встречаются аритмии дыхания и пульса, а также сердечно- легочные и сердечные функциональные шумы. Для подростка характерна утомляемость. Ввиду всего этого подросток может быть рассматриваем, как очень быстро растущая, но еще далеко не полноценная, еще несозревшая рабочая сила.

При оценке того, как идет рост подростка и юноши, надо пользоваться всякого рода стандартами с очень большой вдумчивостью и осторожностью. Механическое сопоставление сантиметров и килограммов данного подростка с соответствующими средними сантиметрами и килограммами приводило к ошибкам даже квалифицированных научных работников. Гораздо важнее такого механического пользования всяческими таблицами роста анализ кривой роста именно данного ребенка. При анализе этой кривой следует обращать внимание на следующее: 1) когда начинается интенсивный рост, 2) сколько времени он продолжается. Это вместе с данными о ходе полового созревания характеризует ход физического развития в данном возрасте. При этом анализе следует руководствоваться общим правилом: быстрые темпы развития указывают при прочих равных условиях на благоприятный ход развития. Так, сопоставляя данные роста подростков из богатых буржуазных семейств и рабочих подростков, эксплуатируемых в капиталистических предприятиях, мы сплошь и рядом находим у последних отставание на 2-4 года и более. Иллюстрацией может служить сопоставление взятых из времен царизма данных о движении веса кадетов и рабочих:

(Старков, 1897)

(Дементьев, 1889)

Из этой таблицы видно, что у кадетов подростковый возраст начинался около 13 лет и заканчивался к 16, тогда как у рабочих он начинался приблизительно в 15 лет, т.с. на два года позже, и заканчивался в 18 лет. Сопоставляя вес рабочих 13-18 лет с весом кадетов 11 -16 лет, мы видим, как величины веса первых почти совпадают с величинами веса вторых, если брать вес вторых у младших на два года детей.

Нормальная продолжительность подросткового возраста 3-4 года у мальчиков и приблизительно на 1 год меньше у девочек. Затягивание этого возраста на более продолжительный срок, т.с, затягивание наступления половой зрелости, указывает, что имеют место какие-то неблагоприятные условия развития.

Для большинства организаций, находящихся в стадии интенсивного роста, наиболее существен вопрос о привлечении нового персонала. Большую часть времени специалисты кадровых служб тратят на поиск ответов на вопросы: где найти новых сотрудников, как их оценить и отобрать наиболее подходящих, как провести адаптацию персонала, ввести его в корпоративную культуру, сделать процесс включения быстрым и минимально затратным?

Учитывая, что рост организации ставит проблемы управляемости, менеджер по персоналу должен продумывать вопросы изменения организационной структуры, принципов управления и в широком смысле командного управления, а также формирования управленческих команд.

В период интенсивного роста организация может включать в себя гораздо больше персонала, чем на предыдущих стадиях. Если организация смогла выйти на стадию интенсивного роста, нашла своего потребителя, удержалась на рынке, безусловно, в корпоративной культуре есть много продуктивного, она способна дать организации стимул для дальнейшего роста.

Но с приходом новых сотрудников, работавших прежде в других фирмах и предприятиях, менеджер по персоналу сталкивается с проблемой - удержать продуктивность и целостность корпоративной культуры, ее ценности, заимствовать все наиболее интересное, включить их в культуру, но не позволить групповым представлениям погибнуть под напором множества новых идей.

Стадия стабилизации

Выросшая организация должна закрепить собственную организационную структуру, сделать ее максимально эффективной в новых условиях всемерной экономии. Все это особым образом детерминирует и деятельность кадровой службы.

На данном этапе должны быть решены следующие задачи:

1. Для оптимизации пр-ва, снижения уровня затрат на персонал необходимо провести анализ деятельности, выявить источники потерь и построить работы мах эффективно.

Новые варианты должны стать нормой обычной работы. вводя небольшие усовершенствования, рационализацию труда, можно повысить его интенсивность, а используя систему оплаты труда и мотивацию персонала.

2. Для оценки эф-ти деятельности каждого, выявления резервов роста производительности и качества организация должна проводить регулярные оценочные процедуры - аттестацию персонала, рабочих мест. На основании полученных данных могут быть улучшены системы распределения работы, технологии деятельности, формы оплаты и стимулирования.

Чтобы более эф-но использовать персонал, кадровый менеджмент должен продумать систему планирования карьеры, формирования кадрового резерва, организации обучения и продвижения персонала. Именно в ситуации стабильности персонал начинает воспринимать карьерные планы, планы роста вознаграждения как обоснованные и реальные инструменты планирования своей жизни. В стадии формирования и интенсивного роста такие кадровые инструменты кажутся малообоснованными и слишком далекими.

Стадия спада

Достигнутые рубежи невозможно удержать, уходит клиент, предприятие вынуждено уменьшать объемы производства, сокращать персонал, минимизировать организационную структуру, сокращая затраты до минимума. Часто ситуация кризиса сопровождается и неплатежеспособностью, что приводит к банкротству. В подобной ситуации управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов:

1) продажа предприятия - полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности;

2) введение внешнего управления - приглашение нового менеджера

3) поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств - перестройка производства без смены руководителя.

Для преодоления возникшего кризиса особенно важна работа с персоналом. Деятельность кадровой службы на этом этапе должна включать: - диагностику кадрового потенциала предприятия,

Разработку стратегии реорганизации и кадровых программ поддержки реорганизации,

Сокращение персонала,

Повышение производительности труд,

Разрешение конфликтов, особенно обостряющихся в этот период.

При разработке антикризисной программы работы с персоналом организации важно ситуацию кризиса воспринимать несколько шире, чем просто кризис в ситуации спада производства и потери заказчика.

На различных стадиях жизненного цикла организация корректирует свою стратегию управления персоналом. Вместе с внешними условиями меняются задачи организации, и соответственно задачи службы управления персоналом.