Размножение – это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Половое размножение – процесс, в котором объединяется генетическая информация от двух особей, образующих гаметы. Женские особи производят яйцеклетки, мужские – сперматозоиды. При оплодотворении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Потомство несет новые генетические комбинации, что отличает их от родителей и друг от друга
Пол человека определяется совокупностью анатомических, генетических и физиологических признаков, отличающих мужской организм от женского.
В состав мужской половой системы входят половые органы: внутренние (семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки) и наружные (половой член и мошонка). Мужские половые железы - семенники (яички) являются парными органами и расположены в мошонке - кожномускульном мешочке. Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при пониженной температуре (- 35 °С). Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости образуются сперматозоиды. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток,а затем смешиваются с веществами,вырабатываемыми простатой и с менными пузырьками, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. Сперматозоиды очень малы и состоят из головки, шейки и жгутика.
Женская половая система включает в себя внутренние (яичники, яйцеводы, матка и влагалище) и наружные(большие и малые половые губы, клитор) половые органы. Женские половые железы - яичники парные и расположены в брюшной полости.
Предшественники яйцеклеток закладываются в организме будущей девочки ещё во время её эмбрионального развития, а их созревание происходит в граафовых пузырьках яичников. Полной зрелости достигают лишь 300-400 яйцеклеток. Период, в течение которого женщина способна к размножению, длится около 30 лет, после чего активность яичников постепенно прекращается.
В среднем раз в 28 дней стенка яичника разрывается в том месте,где изнутри к ней прилежит граафов пузырёк, и яйцеклетка выходит в брюшную полость, откуда через бахромчатую воронкупопадает в яйцевод (маточную трубу). Этот процесс называется овуляцией.
Обычно овуляция происходит поочерёдно то в левом, то в правом яичнике. В то же время на месте лопнувшего пузырька развивается временная железа внутренней секреции - жёлтое тело, которая вырабатывает гормон прогестерон.
Если яйцеклетка будет оплодотворена, то есть наступит беременность, то прогестерон будет обеспечивать протекание беременности. Если же беременность не наступила, то жёлтое тело на 13 - 14-й день после овуляции прекращает выделение прогестерона и разрушается. В это время разросшаяся слизистая оболочка матки отторгается, при этом лопаются довольно крупные кровеносные сосуды,начинается менструация.
Яйцеклетка, попав в яйцевод, начинает продвигаться по направлению к матке за счёт сокращения гладких мышц яйцевода, а также движения ресничного эпителия его стенок. В яйцеводе происходит окончательное созревание яйцеклетки, и здесь она может быть оплодотворена сперматозоидом. Если оплодотворения не происходит, то яйцеклетка выходит в полость матки, где разрушается.
Оплодотворение - процесс, в результате которого сперматозоид сближается с яйцеклеткой и их ядра, в каждом из которых находится по 23 хромосомы, сливаются в единое целое. Клетку, образовавшуюся в результате оплодотворения, называют зиготой.
Её ядро содержит 46 хромосом. Зигота, многократно делясь, даёт начало новому организму.
Оптимальные сроки для оплодотворения - 1 2 часов после овуляции.
При одном выбросе сперматозоидов (эякуляции) во влагалище попадает около 200 млн сперматозоидов, однако в полость матки их проникает гораздо меньше, и лишь несколько сотен доходят по яйцеводу до спускающейся им навстречу яйцеклетки.
Множество сперматозоидов окружают яйцеклетку, и поверхность их головок вступает в контакт с её оболочками. При этом сперматозоиды выделяют фермент, увеличивающий проницаемость оболочек яйцеклетки. Ядро одного сперматозоида проникает в цитоплазму яйцеклетки и вокруг неё образуется особая оболочка, препятствующая проникновению ядер других сперматозоидов.
Развитие организма человека. В развитии зародыша человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем 280 сут.) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
Начальный период – 1-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и ее прикрепление к слизистой матки.
Зародышевый период – 2-я – 8-я недели. Кровь матери и плода не смешивается.
Органы начинают закладываться к концу 3-й недели. На 5-й неделе образуются зачатки конечностей, на 6-8-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться. К концу 8-й недели закладка органов заканчивается и начинается формирование органов и систем органов.
Плодный период – с 9-й недели до рождения. Головка и туловище формируются к концу 2-го месяца. На 3-м месяце формируются конечности. На 5-м месяце начинаются шевеления плода, к концу 6-го месяца заканчивается формирование внутренних органов. На 7-8-м месяцах плод жизнеспособен. На 40-й неделе наступают роды.
Постэмбриональный период развития ребенка включает следующие периоды: новорожденности – первые 4 недели после рождения; грудной – с 4-й недели до 1 года; ясельный – от 1 до 3 лет; дошкольный – с 3 до 6 лет; школьный – с 6-7 до 16-17 лет.
Человек готов к размножению постоянно: с момента полового созревания и до старости. Для того чтобы держать процесс размножения под контролем, люди прибегают к контрацепции(способы предотвращение беременности).
Она предполагает половые сношения без зачатия ребёнка.

1. Что такое родовые схватки?

Родовые схватки – непроизвольные сокращения стенок матки, способствующие прохождению плода по родовым путям и изгнанию плода во время родов.

2. Вспомните, как регулируется дыхание у человека. Зная это, объясните пусковой механизм первого вдоха у новорожденного ребенка.

У родившегося ребенка после перевязки пуповины прекращается газообмен через пупочные сосуды, несущие кровь, обогащенную кислородом, к плоду. В крови новорожденного уменьшается количество кислорода и увеличивается углекислого газа, что раздражает хеморецепторы, находящиеся в области отхождения сонной артерии. Данные рецепторы посылают возбуждающие нервные импульсы к дыхательному центру, который и запускает механизм первого вдоха.

3. Что характерно для новорожденного ребенка?

Периодом новорожденности считается первый месяц жизни ребенка (по другим источникам первые 10 дней жизни). В этот период ребёнок слаб и беспомощен. У него развиты безусловные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый) и пока не сформированы условные. Все системы организма несовершенны, изгибы позвоночника отсутствуют. Потребность во сне составляет до 21 часов в сутки. Питается ребенок материнским молоком.

4. Чем материнское молоко лучше искусственной молочной смеси?

Материнское молоко содержит все необходимые для роста и развития ребенка вещества в идеально сбалансированном виде. Кроме того, материнское молоко содержит антитела обеспечивающие защиту ребенка от множества инфекционных заболеваний в первые месяцы жизни, когда иммунная система малыша еще несовершенна и не может обеспечить ее самостоятельно.

5.Какой период жизни человека называют грудным?

Грудным называют первый год жизни ребенка. В этот период ребенок активно растет и развивается, дети много спят, часто питаются. Питаются грудным молоком или искусственными смесями, отсюда и название периода. К концу грудного периода у ребенка формируются все изгибы позвоночника, ребенок начинает ходить, появляются первые молочные зубы, ребенок учиться ходить и говорить, формируются первые условные рефлексы.

6. Когда начинается половое созревание у девочек; у мальчиков?

Половое созревание у девочек начинается в 11–12 лет, у мальчиков чуть позже – в 12–13 лет. В это время изменяются пропорции тела, появляются вторичные половые признаки: у девочек расширяется таз, округляются бёдра, увеличиваются молочные железы, начинается оволосение по женскому типу: лобок, подмышечные впадины; у мальчиков начинается рост гортани, ломается голос, начинается рост скелета по мужскому типу: широкий плечевой пояс и замедление роста костей таза. В этот период дети очень быстро растут и прибавляют в весе. Так, в этот период рост за год может увеличиться сантиметров на 20! Увеличивается размер внутренних органов, возрастает давление крови.

7. Каковы особенности развития в подростковом возрасте?

В 12–16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации (периодические выделения крови из половых путей): это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки, увеличивается количество волос на лобке и в подмышечных впадинах. К 15–16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, появляются непроизвольные выделения спермы – поллюции – первый признак полового созревания юношей (они бывают от 1 раза в 1,5-2 месяца до 2-3 раз в месяц). Посредством поллюции организм освобождается от избытка семенной жидкости и полового напряжения.

8 Чем характеризуется в жизни человека период зрелости; пожилой возраст; период старости?

Строение тела в зрелом возрасте (22–60 лет, по другим источникам с 21 года до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин) изменяется мало, этот период также охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития в его первой половине (до 35 лет) и периодом медленного угасания после 35 лет, на период зрелости приходится наибольший подъем трудовой и социальной деятельности человека. В пожилом (61–74 года) и старческом (более 75 лет) прослеживается характерная для этих возрастов перестройка организма: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов, замедляется умственная деятельность, нарушается память, кожа теряет эластичность, появляются пигментные пятна разной степени выраженности, признаки ороговения, морщины вначале на мочках ушей, переносице, подбородке и верхней губе, позже на коже щек, лба, шеи, становясь с каждым годом глубже и заметнее. У пожилого человека, за редкими исключениями, заметно изменяются фигура, осанка и походка, что связано с возрастными изменениями в суставах, мышцах и скелете. Походка становится тяжелой, замедленной, и в старческом возрасте может стать «шаркающей». Все эти процессы более выражены у тучных людей.

9. Известны случаи, когда дети с младенчества были изолированы от человеческого общества и росли среди животных. Попадая к людям, эти дети « маугли» в возрасте 5 лет и более так и не научились хорошо говорить и читать. Объясните почему.

Отсутствие человеческого общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток головного мозга и замедлению связи между различными его областями, которые формируются в возрасте от 3 до 6 лет. Социальная изоляция в первые годы жизни человека ведет к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости.

10. Почему еще не родившийся младенец, находящийся в теле матери, не может кричать?

Звуки, и крик в том числе, формируются при прохождении воздуха через голосовые складки, так как плод не дышит, то и звуки он, соответственно, издавать не может.

ВАРИАНТ 1

.

1) Женские гаметы называются:

А. Фолликулы Б. Яйцеклетки В. Сперматозоиды

2) Половые клетки человека содержат:

А. 46 хромосом Б. 50 хромосом В. 23 хромосомы

3) Мужские гаметы образуются:

A. В предстательной железе Б. В семенниках B. В семявыносящих протоках

4) Период развития яйцеклетки составляет:

А. 30 дней Б. 28 дней В. 25 дней

5) Имплантация и развитие зародыша происходит:

Выберите все верные ответы.

6) Мужская половая система включает в себя:

А) семенники В) пенис

Б) яичники Г) простату

7) Оплодотворение - это слияние:

А) яйцеклеток В) клеток тела

Б) яйцеклеток и сперматозоидов Г) мужской и женской половых клеток

8) Плацента:

А) детское место Б) орган, через который осуществляется связь с материнским организмом

В) зародыш Г) плод

9) Семенники, как и яичники, являются железами:

А) внутренней секреции Б) внешней секреции В) смешанной секрецией

10) Женская и мужская половые системы сходны тем, что:

А) образуют одинаковое количество клеток

В) выполняют функцию вынашивание плода

Г) образуют половые клетки

Вставьте пропущенные слова.

11) В половом размножении принимают участие мужской и женский организм, вырабатывающие половые клетки: (1)... и (2)..., при слиянии которых образуется (3)...

12) Зигота человека содержит (1)... хромосом, при сочетании половых хромосом XX рождается (2)...,a XY –(3) ...

13) В результате непроизвольных сокращений (1)... ребенок появляется на свет, с первым криком расправляются его (2)..., а после отрезания(3)... он становится самостоятельным существом.

14)Определите органы, образующие половую систему женщины (дать пояснения к цифрам).

Контрольная работа по биологии 8 класс, УМК Сонин.

РАЗМНОЖЕНИЕ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ВАРИАНТ 2

Выберите один правильный ответ .

1) Женские гаметы образуются:

А. В маточных трубах Б. В матке В. В яичниках

2) Оплодотворение яйцеклетки происходит:

А. В маточной трубе Б. В яичнике В. В матке

3) Зигота человека содержит:

A. 23 хромосомы Б. 46 хромосом B. 92 хромосомы

4) Период беременности составляет:

А. 38 недель Б. 40 недель В. 42 недели

5) С первым криком у ребенка начинает активно функционировать:

A. Кровеносная система Б. Пищеварительная система B. Дыхательная система

Выберите все верные ответы.

6) Женская половая система включает в себя:

А) семенники В) матку

Б) яичники Г) маточные трубы

7) Плацента проницаема для:

А) кислорода и питательных веществ В) алкоголя и никотина

Б) продуктов обмена плода Г) клеток крови матери

8) Ребенок в возрасте 6 месяцев соответствует периоду:

А) новорожденного В) детства

Б) грудного Г) подростковому

9) Яичники, в отличие от семенников:

А) парные железы В) железы смешанной секреции

Б) продуцируют женские половые клетки Г) располагаются в брюшной полости

10) Способность человека размножаться половым путем:

А) роднит его с другими организмами Б) отличает от других организмов

В) обнаруживает наибольшее сходство с плацентарными млекопитающими

Г) обеспечивает передачу признаков потомству от обоих родителей

Вставьте пропущенные слова.

11) Мужские половые железы – (1)... синтезируют половые клетки (2)..., питание и развитие которых обеспечивает семенная жидкость, вырабатываемая (3)... железой.

12) Яйцеклетки развиваются в (1)..., в особых пузырьках – (2)..., период созревания составляет (3)... дней.

13) Оплодотворение происходит в маточной (1)..., зигота имплантируется в стенку (2)..., где развивается многоклеточный (3)...

14) Определите органы, образующие половую систему мужчины (дать пояснения к цифрам).

Ответы к тесту РАЗМНОЖЕНИЕ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Вариант 1

11) 1- яйцеклетка 2- сперматозоид 3 -зигота

12) 1- 46 2- девочка 3- мальчик

13) 1- матка 2- легкие 3- пуповина

14) 1 яичник

3 шейка матки

4 влагалище

5 яйцевод

6 мочевой пузырь

7 мочеиспускательный канал

Критерии оценки

Вариант 2

11) 1-семенники 2- сперматозоиды 3 предстательная железа

12) 1- яичники 2- фолликулы 3- 28

13) 1-труба 2- матка 3-зародыш

14) 1 семенные пузырьки

2 семяизвергательный канал

3 мошонка

4 яйцо (семенник)

5 мочевой пузырь

6 семявыводящий канал

7 предстательная железа

8 мочеиспускательный канал

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Женские гаметы называются:
А. Фолликулы
Б. Яйцеклетки
В. Сперматозоиды

2. Половые клетки человека содержат:
А. 46 хромосом
Б. 50 хромосом
В. 23 хромосомы

3. Младенец женского пола развивается при следующем сочетании половых хромосом:
А. XX
Б. XY
В. YY

4. Мужские гаметы образуются:
A. В предстательной железе
Б. В семенниках
B. В семявыносящих протоках

5. Женские гаметы образуются:
А. В маточных трубах
Б. В матке
В. В яичниках

6. Период развития яйцеклетки составляет:
А. 30 дней
Б. 28 дней
В. 25 дней

7. Оплодотворение яйцеклетки происходит:
А. В маточной трубе
Б. В яичнике
В. В матке

8. Имплантация и развитие зародыша происходит:
А. В маточной трубе
Б. В яичнике
В. В матке

9. Зигота человека содержит:
A. 23 хромосомы
Б. 46 хромосом
B. 92 хромосомы

10. Обеспечение зародыша питательными веществами и кислородом осуществляется с помощью:
А. Плаценты
Б. Хориона
В. Амниона

11. Период беременности составляет:
А. 38 недель
Б. 40 недель
В. 42 недели

12. С первым криком у ребенка начинает активно функционировать:
A. Кровеносная система
Б. Пищеварительная система
B. Дыхательная система

13. Ребенок становится самостоятельным организмом:
A. После отрезания пуповины
Б. После первого вдоха
B. После первого кормления

15. Развитие всех молочных зубов и быстрый рост ребенка происходит в период:
А. От 3 до 5 лет
Б. От 1 до 3 лет
В. От 5 до 7 лет

16. Рост и развитие организма завершается:
А. В 10–15 лет
Б. В 30–40 лет
В. В 16–21 год

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. В половом размножении принимают участие мужской и женский организмы, вырабатывающие половые клетки:... и..., при слиянии которых образуется...
2. Зигота человека содержит... хромосом, при сочетании половых хромосом XX рождается..., a XY –
3. Мужские половые железы – ... синтезируют половые клетки..., питание и развитие которых обеспечивает семенная жидкость, вырабатываемая... железой.
4. Яйцеклетки развиваются в..., в особых пузырьках – ..., период созревания составляет... дней.
5. Оплодотворение происходит в маточной..., зигота имплантируется в стенку..., где развивается многоклеточный...
6. Питание, дыхание и метаболизм зародыша обеспечивает особая оболочка – ..., развивающаяся из ворсинок..., связь плода с организмом матери осуществляется через... канатик.
7. Период внутриутробного развития зародыша называется... и длится... недель, в течение которых эмбрион человека проходит стадии развития своих...
8. В результате непроизвольных сокращений... ребенок появляется на свет, с первым криком расправляются его..., а после отрезания... он становится самостоятельным существом.
9. Новорожденный ребенок существует благодаря... рефлексам, основу его питания составляет... молоко, а к 6 месяцам прорезываются...
10. В период от 1 до 3 лет ребенок активно... и быстро растет, в 12–16 лет начинается... созревание, а к 21 году все системы организма достигают своей...

1. Что такое родовые схватки?

Родовые схватки – непроизвольные сокращения стенок матки, способствующие прохождению плода по родовым путям и изгнанию плода во время родов.

2. Вспомните, как регулируется дыхание у человека. Зная это, объясните пусковой механизм первого вдоха у новорожденного ребенка.

У родившегося ребенка после перевязки пуповины прекращается газообмен через пупочные сосуды, несущие кровь, обогащенную кислородом, к плоду. В крови новорожденного уменьшается количество кислорода и увеличивается углекислого газа, что раздражает хеморецепторы, находящиеся в области отхождения сонной артерии. Данные рецепторы посылают возбуждающие нервные импульсы к дыхательному центру, который и запускает механизм первого вдоха.

3. Что характерно для новорожденного ребенка?

Периодом новорожденности считается первый месяц жизни ребенка (по другим источникам первые 10 дней жизни). В этот период ребёнок слаб и беспомощен. У него развиты безусловные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый) и пока не сформированы условные. Все системы организма несовершенны, изгибы позвоночника отсутствуют. Потребность во сне составляет до 21 часов в сутки. Питается ребенок материнским молоком.

4. Чем материнское молоко лучше искусственной молочной смеси?

Материнское молоко содержит все необходимые для роста и развития ребенка вещества в идеально сбалансированном виде. Кроме того, материнское молоко содержит антитела обеспечивающие защиту ребенка от множества инфекционных заболеваний в первые месяцы жизни, когда иммунная система малыша еще несовершенна и не может обеспечить ее самостоятельно.

5.Какой период жизни человека называют грудным?

Грудным называют первый год жизни ребенка. В этот период ребенок активно растет и развивается, дети много спят, часто питаются. Питаются грудным молоком или искусственными смесями, отсюда и название периода. К концу грудного периода у ребенка формируются все изгибы позвоночника, ребенок начинает ходить, появляются первые молочные зубы, ребенок учиться ходить и говорить, формируются первые условные рефлексы.

6. Когда начинается половое созревание у девочек; у мальчиков?

Половое созревание у девочек начинается в 11–12 лет, у мальчиков чуть позже – в 12–13 лет. В это время изменяются пропорции тела, появляются вторичные половые признаки: у девочек расширяется таз, округляются бёдра, увеличиваются молочные железы, начинается оволосение по женскому типу: лобок, подмышечные впадины; у мальчиков начинается рост гортани, ломается голос, начинается рост скелета по мужскому типу: широкий плечевой пояс и замедление роста костей таза. В этот период дети очень быстро растут и прибавляют в весе. Так, в этот период рост за год может увеличиться сантиметров на 20! Увеличивается размер внутренних органов, возрастает давление крови.

7. Каковы особенности развития в подростковом возрасте?

В 12–16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации (периодические выделения крови из половых путей): это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки, увеличивается количество волос на лобке и в подмышечных впадинах. К 15–16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, появляются непроизвольные выделения спермы – поллюции – первый признак полового созревания юношей (они бывают от 1 раза в 1,5-2 месяца до 2-3 раз в месяц). Посредством поллюции организм освобождается от избытка семенной жидкости и полового напряжения.

8 Чем характеризуется в жизни человека период зрелости; пожилой возраст; период старости?

Строение тела в зрелом возрасте (22–60 лет, по другим источникам с 21 года до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин) изменяется мало, этот период также охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития в его первой половине (до 35 лет) и периодом медленного угасания после 35 лет, на период зрелости приходится наибольший подъем трудовой и социальной деятельности человека. В пожилом (61–74 года) и старческом (более 75 лет) прослеживается характерная для этих возрастов перестройка организма: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов, замедляется умственная деятельность, нарушается память, кожа теряет эластичность, появляются пигментные пятна разной степени выраженности, признаки ороговения, морщины вначале на мочках ушей, переносице, подбородке и верхней губе, позже на коже щек, лба, шеи, становясь с каждым годом глубже и заметнее. У пожилого человека, за редкими исключениями, заметно изменяются фигура, осанка и походка, что связано с возрастными изменениями в суставах, мышцах и скелете. Походка становится тяжелой, замедленной, и в старческом возрасте может стать «шаркающей». Все эти процессы более выражены у тучных людей.

9. Известны случаи, когда дети с младенчества были изолированы от человеческого общества и росли среди животных. Попадая к людям, эти дети « маугли» в возрасте 5 лет и более так и не научились хорошо говорить и читать. Объясните почему.

Отсутствие человеческого общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток головного мозга и замедлению связи между различными его областями, которые формируются в возрасте от 3 до 6 лет. Социальная изоляция в первые годы жизни человека ведет к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости.

10. Почему еще не родившийся младенец, находящийся в теле матери, не может кричать?

Звуки, и крик в том числе, формируются при прохождении воздуха через голосовые складки, так как плод не дышит, то и звуки он, соответственно, издавать не может.