Урок литературного чтения во 2 классе.

Е.Пермяк «Две пословицы»

Учитель: Леоненко Татьяна Анатольевна

Тема. Произведения о детях и для детей. «Две пословицы».

Материал. Е.Пермяк. «Две пословицы».(учебник «Литературное чтение. 2 класс» ,рабочие тетради, автор Л.А.Ефросинина, презентация, карточки с «заместителями», разноцветные лепестки со словами: доброта, благодарность, дружба, душевная щедрость).

Цель (учебные задачи):

    формировать умение работать с текстом произведения;

    обогащать читательский опыт детей;

    расширять круг детского чтения по теме произведения о детях и для детей;

    формировать читательские умения, используя такие виды работы:

    аналитическое чтение (анализ сюжета);

    выборочное чтение (работа с иллюстрацией);

    формировать специальные читательские умения: правильно называть произведения (автор и заголовок), тему и жанр произведения;

    знакомить с литературоведческими понятиями;

    обогащать речь учащихся (подбор синонимов к словам), расширять словарь;

    формировать нравственные понятия: «дружба», «благодарность», «доброта», «душевная щедрость»;

    учить сравнивать произведения одного автора, сходные по тематике, но разные по жанру;

    формировать универсальные учебные действия:

личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

регулятивные ( саморегуляция,оценка,целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности );

познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания,)

коммуникативные (учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных)

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности

Итак, урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

Я желаю вам хорошего настроения.

От чего зависит хорошее настроение?

(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой…)

Безусловно, причин, от которых оно зависит, много. И, конечно, здорово, когда рядом настоящие друзья.

Речевая разминка

Прочитайте предложение. (Друзья познаются в беде).

Слайд 2)

Прочитайте с вопросительной интонацией, каждый раз голосом выделяя разные слова. (Слайды 3,4,5)

Прочитайте с утвердительной интонацией. (Слайд 6)

К какому жанру относится? (Это пословица).

Что такое пословица? (Пословица – произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Краткое мудрое изречение)

Определите тему. (О дружбе)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Высказывания детей)

Как думаете, с какой целью я предложила вам эти задания?

Давайте проверять наши предположения.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Прочитайте записи.(Слайд 7)

    Пичугин мост

    Смородинка

    Две пословицы

    Торопливый ножик

Что вы можете о них сказать? (Это заголовки произведений)

Что общего у этих произведений? (Автор – Е.Пермяк. Это рассказы о детях.)

Все ли произведения вам знакомы? (Не знакомились с произведением «Две пословицы».)

Можете по заголовку определить жанр произведения? (Можем только предположить.)

А тему? (Тоже не можем.)

А предположить? (Можем предположить, что это произведение о детях)

Как проверить? (Познакомиться с текстом произведения.)

Давайте найдём это произведение в учебнике. Как быстро найти?

(По содержанию. По содержанию увидели, что автор произведения – Е.Пермяк.)

Все ли предположения проверили? (Остались вопросы, на которые мы не ответили.)

Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Две пословицы», выяснить к какому жанру относится, какова его тема, определить главную мысль произведения)

III . Работа с произведением Е.Пермяка «Две пословицы»

Е. Пермяк

«Две пословицы»

Слайд 8)

1.Слушание . (Читает учитель.)

Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.

2.Первичное восприятие.

Ожидали такую развязку? (Высказывания детей)

Что чувствовали, когда слушали. (Жалость, радость, возмущение, обиду, удивление.)

В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: «Я чувствовал радость, когда Костя изменился. Это происходило в конце теста.)

3.Анализ произведения.

Как начинается произведение? Прочитайте.(Читают.)

Какие непонятные слова встретились? (Дети зачитывают слова, значения которых они не знают.)

Где найти их значение? (В учебнике, нашем словаре, с.71)

Кто из ребят отправился на ярмарку? (Костя)

Докажите словами теста. (Дети находят ответ в тексте произведения и зачитывают.)

Вам понятно значение слова «ярмарка»? (Ярмарка-это торговое место, с развлекательными мероприятиями.)

Каким словом можно заменить слово «глазеть»? (Словом смотреть.)

Какое более точное? (Глазеть – смотреть бессмысленно. Смотреть из праздного любопытства.)

Благополучно ли Костя добрался до ярмарки?

Кто ему помогал? (Голубь, плотвичка.)

Какое незнакомое слово встретилось? (Брод. Значение смотрим в словарике.)

Вы сказали, что испытывали чувство обиды. В какой момент это происходило. Прочитайте.

Какое по интонации видим предложение?(Восклицательное.)

Прочитайте так, чтобы было понятно, какие чувства испытывал Костя.

Кто помог Косте вернуть деньги? Расскажите.

Поясните значение слова «кудлатая». (Лохматая.)

Чем заканчивается произведение? Прочитайте.

IV . Физкультминутка (Дети поют, с помощью пальцев рук показывают расположение нот на нотном стане)

До - мой новый-новый дом

Ре -ребята во дворе

Ми - моих игрушек мир

Фа - фамилия моя

Соль - найдем мы на столе

Ля - поем мы ля-ля-ля

Си - сироп мы пьем с водой

И опять рисуем До м!

V . Работа над образом героя

Мы проследили, как развивались события. Давайте определим всех героев произведения. На столе лежат полоски, в которые вы должны вписать «заместителей». Работаем в парах. Когда будете готовы – встаньте, пожалуйста.

Сверьте свою работу с образцом.

Слайд 9)

Просигнальте, у кого так?

Есть другие варианты?

Что вызвало затруднение? (Плохой человек, потому что две буквы.)

Как вы думаете, кто главный герой? (Главный герой – Костя, так как основные события происходят с ним.)

Давайте рассмотрим, как складывались взаимоотношения Кости с остальными героями. (Слайд 10)

Что проявляет голубь по отношению к Косте? (Помощь.)

А Костя? (Благодарность.)

А плотвичка? (Помощь.)

Что проявляет Костя по отношению к плотвичке? (Благодарность.)

Какие отношения складываются у кудлатой собаки с Костей? (Кудлатая собака помогает Косте, даёт совет. А как благодарит Костя, мы не видим в тексте, но думаем, что Костя обязательно отблагодарит собаку.)

Кого ещё отблагодарил Костя? (Своего друга Федю. Подарил ему семиголосую гармошечку.)

Каким был Костя в начале произведения?

Каким мы его видим в конце произведения? (Он стал щедрым, благодарным.)

Почему он изменился? (Он понял, что без друзей очень трудно.)

Кто помог ему понять это? (Собака. Она прошептала две пословицы.)

Прочитайте первую пословицу.

(Слайд 11)

Определите тему. (О дружбе.)

Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)

Прочитайте вторую пословицу. Определите тему. (О доброте.)

Поясните?

Какую главную мысль хотел донести автор до читателей? (Главное в жизни – дружба, доброта, душевная щедрость человека.)

VI . Включение в систему знаний и закрепления

Кто написал это произведение? (Е.Пермяк.)

Обратимся к тетради и выполним задание на с.28.

Прочитайте. (Прочитайте, подчеркни фамилию, имя, отчество автора.)

Чтобы написать такое произведение, какими качествами должен обладать автор? (Он – добрый, умный, добродушый, любит детей.)

Рассмотрите его портрет.

(Слайд 12)

Вернёмся к началу урока, вспомним, что предполагали.

Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? (Это – сказка, т.к. разговаривают животные.)

Что можете сказать по модели обложки? (Сегодня на уроке мы читали сказку Е.А.Пермяка, эта сказка о детях.)

Какие произведения подойдут к предыдущей модели?

(«Пичугин мост», «Смородинка», «Торопливый ножик».)

Слайд 14)

Что общего у всех этих произведений? (Автор – Е.А.Пермяк. Тема – о детях.)

VII . Домашнее задание (на выбор)

Дома я предлагаю выполнить следующие задания:

(Слайд 14)

На дом:

    выполнить задания в тетради 3,4;

    рассказать об одном из мальчиков (памятка 6);

    найти пословицы о дружбе, о доброте.

VIII. Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с произведением Е.А.Пермяка «Две пословицы».

Чему учит это произведение? (Учит тому, что главное в жизни - доброта, душевная щедрость, дружба.)

У вас на столах лежат лепестки, на которых написаны эти качества. Выберите, пожалуйста, самые важные, которые должны быть у человека. (Дети выбирают лепестки.)

Я вижу, что вы выбрали все эти качества. Значит, они все важны

для человека.(Слайд 16)

Из этих лепестков мы собрали цветок качеств, необходимых человеку. Лепестков у цветка много, но не все заполнены. Почему?(Это не все качества, необходимые человеку.)

В исполнении ребят звучит песня «Дорога добра». (Звучит песня «Дорога добра».)

Тема: Е.Пермяк. Две пословицы.

Цель : 1.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка д/з: подробный пересказ по плану.

Коля заболел – Коля скучает – шар в окошке – Коля и друзья

Как ты понимаешь последнее предложение? Стр.28

В тетради: какая из пословиц подходит к рассказу.

  • 1. На доске: Евгений Андреевич Пермяк (портрет)
  • Открываю доску
  • Какое произведение Е.А.Пермяка мы уже читали? (рассказ «Смородинка»)

2. Сегодня мы познакомимся с новым произведение «Две пословицы»

  • Прочитайте самостоятельно (в полголоса) и подумайте:
  • Какой жанр этого произведения (что это рассказ или сказка, докажите)

Дети читают. Ответы детей! Я хожу по классу, смотрю, слушаю.

  • Читаем в слух (1обзац)
  • Каким был мальчик?

КОСТЯ – бережливый, экономный, расчётливый

ФЕДЯ (наоборот) – транжира (легкомысленно тратит деньги), щедрый (оказываемый, материальную помощь, не скупой), растратчик (израсходовать незаконно, тратить деньги)

  • Какое подходит больше?
  • Читаем 2 абзац.
  • Объясните слово: 1. Пригоршня медняков – монеты из меди

2. Пятак – монета в 5 копеек

3. Гривенник – монета в 10 копеек

4. Глазеть (устаревшее, просторечье) – смотреть из любопытства

  • Читаем дальше
  • Прочитайте вопрос №3 после текста (Костя – Федин товарищ)

(Брод – мелкое место реки, удобное для перехода)

  • Прочитайте, что ответил голубь (ответы детей)
  • А кто изобразит голубя (как он летает)
  • А теперь все встали и представим, что мы голуби: ПОЛЕТЕЛИ! (Дети летают, а я читаю четверостишие)
  • Сели. Прочитайте слова плотвички.
  • Кто покажет, как она плавает? (руками, кисти сложить, изгибать)
  • Все встали. Теперь мы рыбки.(Дети плавают, я читаю стихи)

О детях и для детей

Ответы к стр. 18

Евгений Пермяк

Смородинка

Танюша много слышала о черенках, а что это - не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: - Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: - Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: - Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: - Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

1. Укажи + жанр произведения.

сказка + рассказ стихотворение

2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.

Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.

3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

e-razumniki.ru

Е. Пермяк. Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

volshcebnojeslovo.blogspot.com

Урок литературного чтения "Две пословицы" 2 класс

Урок литературного чтения во 2 классе.

Е.Пермяк «Две пословицы»

Учитель: Леоненко Татьяна Анатольевна

Тема. Произведения о детях и для детей. «Две пословицы».

Материал. Е.Пермяк. «Две пословицы».(учебник «Литературное чтение. 2 класс» ,рабочие тетради, автор Л.А.Ефросинина, презентация, карточки с «заместителями», разноцветные лепестки со словами: доброта, благодарность, дружба, душевная щедрость).

Цель (учебные задачи):

    формировать умение работать с текстом произведения;

    обогащать читательский опыт детей;

    расширять круг детского чтения по теме произведения о детях и для детей;

    формировать читательские умения, используя такие виды работы:

    аналитическое чтение (анализ сюжета);

    выборочное чтение (работа с иллюстрацией);

    формировать специальные читательские умения: правильно называть произведения (автор и заголовок), тему и жанр произведения;

    знакомить с литературоведческими понятиями;

    обогащать речь учащихся (подбор синонимов к словам), расширять словарь;

    формировать нравственные понятия: «дружба», «благодарность», «доброта», «душевная щедрость»;

    формировать универсальные учебные действия:

личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

регулятивные (саморегуляция,оценка,целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания,)

коммуникативные (учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных)

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

– Итак, урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

– Я желаю вам хорошего настроения.

– От чего зависит хорошее настроение?

(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой…)

– Безусловно, причин, от которых оно зависит, много. И, конечно, здорово, когда рядом настоящие друзья.

Речевая разминка

– Прочитайте предложение. (Друзья познаются в беде).

Слайд 2)

– Прочитайте с вопросительной интонацией, каждый раз голосом выделяя разные слова. (Слайды 3,4,5)

Прочитайте с утвердительной интонацией. (Слайд 6)

– К какому жанру относится? (Это пословица).

– Что такое пословица? (Пословица – произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Краткое мудрое изречение)

– Определите тему. (О дружбе)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Высказывания детей)

– Как думаете, с какой целью я предложила вам эти задания?

– Давайте проверять наши предположения.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

– Прочитайте записи.(Слайд 7)

    Пичугин мост

    Смородинка

    Две пословицы

    Торопливый ножик

– Что вы можете о них сказать? (Это заголовки произведений)

– Все ли произведения вам знакомы? (Не знакомились с произведением «Две пословицы».)

– Можете по заголовку определить жанр произведения? (Можем только предположить.)

– А тему? (Тоже не можем.)

– А предположить? (Можем предположить, что это произведение о детях)

– Как проверить? (Познакомиться с текстом произведения.)

–Давайте найдём это произведение в учебнике. Как быстро найти?

– Все ли предположения проверили? (Остались вопросы, на которые мы не ответили.)

– Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Две пословицы», выяснить к какому жанру относится, какова его тема, определить главную мысль произведения)

III. Работа с произведением Е.Пермяка «Две пословицы»

Е. Пермяк

«Две пословицы»

Слайд 8)

1.Слушание. (Читает учитель.)

–Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.

2.Первичное восприятие.

– Ожидали такую развязку? (Высказывания детей)

–Что чувствовали, когда слушали. (Жалость, радость, возмущение, обиду, удивление.)

– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: «Я чувствовал радость, когда Костя изменился. Это происходило в конце теста.)

3.Анализ произведения.

–Как начинается произведение? Прочитайте. (Читают.)

–Какие непонятные слова встретились? (Дети зачитывают слова, значения которых они не знают.)

– Где найти их значение? (В учебнике, нашем словаре, с.71)

–Кто из ребят отправился на ярмарку? (Костя)

–Докажите словами теста. (Дети находят ответ в тексте произведения и зачитывают.)

–Вам понятно значение слова «ярмарка»? (Ярмарка-это торговое место, с развлекательными мероприятиями.)

–Каким словом можно заменить слово «глазеть»? (Словом смотреть.)

–Какое более точное? (Глазеть – смотреть бессмысленно. Смотреть из праздного любопытства.)

– Благополучно ли Костя добрался до ярмарки?

–Кто ему помогал? (Голубь, плотвичка.)

–Какое незнакомое слово встретилось? (Брод. Значение смотрим в словарике.)

–Вы сказали, что испытывали чувство обиды. В какой момент это происходило. Прочитайте.

– Какое по интонации видим предложение?(Восклицательное.)

–Прочитайте так, чтобы было понятно, какие чувства испытывал Костя.

–Кто помог Косте вернуть деньги? Расскажите.

–Поясните значение слова «кудлатая». (Лохматая.)

– Чем заканчивается произведение? Прочитайте.

IV. Физкультминутка (Дети поют, с помощью пальцев рук показывают расположение нот на нотном стане)

До- мой новый-новый дом

Ре-ребята во дворе

Ми - моих игрушек мир

Фа- фамилия моя

Соль - найдем мы на столе

Ля- поем мы ля-ля-ля

Си- сироп мы пьем с водой

И опять рисуем Дом!

V. Работа над образом героя

– Мы проследили, как развивались события. Давайте определим всех героев произведения. На столе лежат полоски, в которые вы должны вписать «заместителей». Работаем в парах. Когда будете готовы – встаньте, пожалуйста.

– Сверьте свою работу с образцом.

Слайд 9)

– Просигнальте, у кого так?

– Есть другие варианты?

– Что вызвало затруднение? (Плохой человек, потому что две буквы.)

– Как вы думаете, кто главный герой? (Главный герой – Костя, так как основные события происходят с ним.)

Давайте рассмотрим, как складывались взаимоотношения Кости с остальными героями. (Слайд 10)

–Что проявляет голубь по отношению к Косте? (Помощь.)

– А Костя? (Благодарность.)

– А плотвичка? (Помощь.)

– Что проявляет Костя по отношению к плотвичке? (Благодарность.)

– Какие отношения складываются у кудлатой собаки с Костей? (Кудлатая собака помогает Косте, даёт совет. А как благодарит Костя, мы не видим в тексте, но думаем, что Костя обязательно отблагодарит собаку.)

– Кого ещё отблагодарил Костя? (Своего друга Федю. Подарил ему семиголосую гармошечку.)

– Каким был Костя в начале произведения?

– Каким мы его видим в конце произведения? (Он стал щедрым, благодарным.)

– Почему он изменился? (Он понял, что без друзей очень трудно.)

– Кто помог ему понять это? (Собака. Она прошептала две пословицы.)

– Прочитайте первую пословицу.

Определите тему. (О дружбе.)

– Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)

– Прочитайте вторую пословицу. Определите тему. (О доброте.)

– Поясните?

VI. Включение в систему знаний и закрепления

– Кто написал это произведение? (Е.Пермяк.)

– Обратимся к тетради и выполним задание на с.28.

– Прочитайте. (Прочитайте, подчеркни фамилию, имя, отчество автора.)

– Чтобы написать такое произведение, какими качествами должен обладать автор? (Он – добрый, умный, добродушый, любит детей.)

– Рассмотрите его портрет.

– Вернёмся к началу урока, вспомним, что предполагали.

– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? (Это – сказка, т.к. разговаривают животные.)

– Какова тема этой сказки? (Это сказка о детях, т.к. главный герой-Костя.)

– Выполним в тетради задание №2. (Составь модель обложки произведения.)

– Что может помочь в составлении обложки? (Памятка в конце тетради.)

– Сверьтесь, пожалуйста, с образцом. (Не согласны, т.к. это сказка, а не рассказ.)

Слайд 12,13)

– Что можете сказать по модели обложки? (Сегодня на уроке мы читали сказку Е.А.Пермяка, эта сказка о детях.)

– Какие произведения подойдут к предыдущей модели?

(«Пичугин мост», «Смородинка», «Торопливый ножик».)

Слайд 14)

VII. Домашнее задание (на выбор)

– Дома я предлагаю выполнить следующие задания:

    выполнить задания в тетради 3,4;

    рассказать об одном из мальчиков (памятка 6);

    найти пословицы о дружбе, о доброте.

VIII.Рефлексия

– Итак, сегодня на уроке мы познакомились с произведением Е.А.Пермяка «Две пословицы».

– Чему учит это произведение? (Учит тому, что главное в жизни - доброта, душевная щедрость, дружба.)

– У вас на столах лежат лепестки, на которых написаны эти качества. Выберите, пожалуйста, самые важные, которые должны быть у человека. (Дети выбирают лепестки.)

– Я вижу, что вы выбрали все эти качества. Значит, они все важны

для человека. (Слайд 16)

– Из этих лепестков мы собрали цветок качеств, необходимых человеку. Лепестков у цветка много, но не все заполнены. Почему? (Это не все качества, необходимые человеку.)

– В исполнении ребят звучит песня «Дорога добра». (Звучит песня «Дорога добра».)

infourok.ru

Евгений Пермяк - Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.

Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:

Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Главные герои сказки Евгения Пермяка «Две пословицы» — два мальчика, Костя и Федя. Костя был бережливым, и каждую копеечку, что ему в руки попадала, откладывал в копилку. А Федя деньги не берег. Он тратил все, что ему доставалось. Федя покупал корм для голубей, подкармливал речных рыб и периодически угощал всех знакомых собак колбасой.

Когда в соседнем селе открылась ярмарка, Костя достал из копилки деньги и пошел покупать разные разности. А Федя не пошел на ярмарку, потому что денег у него, как всегда, не было.

Костя шел через лес и сбился с дороги. Он увидел голубя и стал спрашивать у него, как пройти на ярмарку. Голубь сначала не хотел помогать мальчику, но когда узнал, что это Федин товарищ, подсказал ему правильное направление.

У реки Костя стал искать брод, и ему помогла рыба плотвичка, которая тоже узнала Фединого товарища.

На ярмарке с Костей приключилась беда – украли у него все накопленные деньги. И тут ему на помощь пришла собака, которая тоже знала Фединого друга. Она нашла похитителя и отняла у него деньги.

Собака вернула деньги Косте и что-то сказала ему на ухо. Костя накупил разных вещей и пошел домой. По дороге он кормил всех птиц, рыб и зверей. Дома Костя нашел Федю и вручил ему подарок – гармошку. Федя удивился, отчего это его скуповатый товарищ вдруг таким добрым стал. А Костя сказал, что он теперь всегда таким будет.

Костя стал добрым к другим, потому что собака сказала ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и «Бережливым быть хорошо, а добрым – лучше».

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Пермяка «Две пословицы» заключается в том, что добрые отношения с людьми важнее любого богатства. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, а вот деньги помогают человеку далеко не во всех ситуациях.

Сказка учит быть дружелюбным и не быть скупым.

В сказке мне понравился мальчик Федя, которому не были присущи ни скупость, ни жадность.

Какие пословицы подходят к сказке Пермяка «Две пословицы»?

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Доброму человеку помощь не в убыток.

Тема: «Е. Пермяк «Две пословицы»

Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “ярмарка”, “пригоршня”, “гривенник”;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Формирование УУД на уроке:
Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию, уметь называть произведение, определять жанр.
Метапредметные УУД:
- регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;- познавательные: научиться анализировать доступные по содержанию художественные тексты;- коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);3. ^ Личностные УУД: формирование начальных представлений о нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

Оборудование:
учебник Литературное чтение 2 класс Л.А. Ефросинина
рабочие тетради

Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
- Какое произведение вы читали дома? (рассказ Митта «Шар а окошке»)
- Какое ещё было задание? (пересказ по плану)
На доске план к этому рассказу. Всё ли верно?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Исправьте ошибку (меняют второй и третий пункт плана местами)

А теперь перескажите по исправленному плану. (1- 2 человека)

Актуализация знаний.
Произведения, какого раздела мы сейчас читаем? (о детях и для детей)
На доске три модели обложек. Сравните их.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(все произведения о детях, различаются жанрами)
Какие жанры представлены в моделях (сказка, рассказ, стихотворение)
Пользуясь учебником и хрестоматией, подберите к моделям произведения.

Первичное чтение нового произведения и выявление первичного восприятия.
- Прочитайте название произведения (Е. Пермяк «Две пословицы»)
Читаем произведение (читают хорошо читающие дети)
- Что вам понравилось в этом произведении? Что не понравилось?

Моделирование первой страницы обложки.

·Работа в тетрадях с. 29 № 2. (1 ученик у доски)
- Произведение какого жанра мы читали? Обоснуйте свой ответ. (сказка)
- О ком оно? Назовите тему? (о детях)
- Назовите автора (Е. Пермяк)
- Как называется сказка? (Две пословицы) Почему автор дал такое название? Как еще можно назвать сказку?
Назовите произведение, которое прочитали. (Сказка Е. Пермяка «Две пословицы»)

Повторное чтение и работа над произведением.
Давайте перечитаем сказку.
Прочитайте 1-ый абзац.
- Назови главных героев сказки (Костя и Федя)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Подберите слова, характеризующие мальчиков.

Костя – бережливый, жадный, скупой.
Федя – добрый, не жадный.

Прочитайте предложение со словами из словарика. Загляните в словарь.
- Как вы поняли значение слова пятак и гривенник? (пятак – пять копеек, гривенник – 10 копеек)\

Читаем 2-ой абзац.
- Куда отправился Костя? Зачем? Как вы понимаете значение слова ярмарка?
(Костя пошёл на ярмарку за гармошкой. Ярмарка – рынок, торг)
- Почему не пошёл на ярмарку Федя? Прочитай. (Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть)

Читаем дальше.
- Кто помогал Косте в пути? (плотвичка, голубь, собака)
Расставь второстепенных героев в последовательности, которой они были в сказке.
Работа в тетради с. 29 № 3
Проверьте.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Почему все животные помогали Косте? Прочитай.
(Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ.)

Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Найдите отрывок, который подходит к рисунку.

Чему удивился Федя? (Костя стал добрым. Сделал подарок.)

Почитайте последний абзац.
- Что шепнула собака Косте? (две пословицы)
- Как вы поняли смысл пословиц?

7. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.
Есть ли в сказке диалоги? Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких людей.)
Найдите диалог голубя и Кости. Прочитаем его по ролям.
Чтение по ролям диалога двух мальчиков.

Рефлексия.
В народе говорят: «Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок»
- Какой урок извлечём мы из прочитанного произведения?

Обобщение.
На доске несколько книг. Подойдите к доске, возьмите книгу и назовите произведение (русская народная сказка «Хаврошечка», В.Сутеев «Дядя Миша», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Заячья избушка»).

Найдите признак, по которому можно разделить эти сказки на две группы (авторские и народные)
В какую группу мы добавим сказку, которую читали сегодня? (авторская)

Шар в окошке

Коля скучает

Коля и его друзья