1. Закупорка мышления , часто с субъективным ощущением утраты контроля над мыслями (шперрунг)
  2. Неологизмы – новый, собственный язык
  3. Размытость мышления – отсутствие четких понятийных границ
  4. Резонерство – цепь рассуждений ускользает от больного
  5. Соскальзывание – внезапная смена больным темы беседы
  6. Вербигерации – механическое повторение слов и фраз (особенно часто встречается при хронических формах)
  7. Собственная логика
  8. Трудности в обобщении и понимании сходства и различия
  9. Трудности в разделении главного и второстепенного и отбрасывании несущественного
  10. Объединение явлений, понятий и предметов по несущественным признакам

Бывает: клинический метод (психиатра) не выявляет расстройств, он просит психолога: посмотри прицельно, есть ли расстройства мышления. Психолог начинает раскладывать карточки и выделят расстройства мышления. Психологи, которые будут работать в клинической психологии, оказывают большую помощь психиатрам в ранней диагностике психических расстройств.

4. Снижение психической активности («редукция энергетического потенциала» по К. Конраду (или «синдром поломанного крыла»))

Утрачиваются «сталь» и «резина» в личности. Появляются проблемы с обучением, с работой, сложно становится читать книги, смотреть телевизор, усваивать новые знания. Улучшается состояние после физической работы. Он ее делает с удовольствием и не устает. «Сталь» -- это целеустремленность, стремление к достижениям. «Резина» -- это гибкость, возможность приспособления к окружающей ситуации (Ганнушкин).

П. Жане – психическая сила – определяет способность индивида к осуществлению любых психических функций; психическое напряжение – способность индивидуума использовать свою психическую силу.

Необходимо равновесие между психической силой и психическим напряжением.

Крайнее выражение снижения психической активности – абулия.

Апато-абулический синдром.

Часто бывает: есть психическая сила, но нет напряжения. В обыденной жизни мы называем это ленью. Есть возможности, но ты не хочешь их использовать. Больной шизофренией не может использовать свою психическую силу. «Синдром поломанного крыла» -- надо заставить, дать команду. Иначе ничего делать не будет, нужен толчок извне.

5. Дисгармония психического склада личности – схизис – расщепление

Нарушается согласованность между основными психическими процессами: восприятиями, чувствами, мыслями и действиями (утрачивается единство личности).

5. 1 .Схизис в мышлении:

Разноплановость мышления (одновременно используются и существенные, и несущественные признами. Честность – это категория разумных отношений, находящих свое отражение в математике, физике и психиатрии – определение больного)



Разорванность мышления (больной говорит психиатру, что у него соматическое заболевание, а почему лечится у психиатра? Потому, что к терапевту была очередь…)

Шизофазия

Как отличить схизис от синдрома Кандинского-Клерамбо? Схизис мы понимаем как негативное расстройство. Некоторые психиатры считают Кандинского-Клерамбо проявлением схизиса. Но это – продуктивное расстройство.

5. 2. Схизис в эмоциональной сфере:

Психэстетическая пропорция по Э. Кречмеру – «дерево и стекло» (эмоциональная тупость + хрупкость, чувствительность душевной организации). Не плачет на похоронах близкого человека, но при виде брошенного котенка начинает над ним рыдать.

Амбивалентность

Парамимии (что вас беспокоит? – тоска (а при этом у него на лице улыбка)

Паратимии (похороны близкого человека, все рыдают, а он радуется)

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.
Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения:
— категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
— функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
— конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;
— нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с .

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих .

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

Прочитано - 13476 раз

В переводе с греческого shiso - расщепляю, frenio - душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов).

Часто прогрессирование болезни приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе.

Современная систематика форм течения шизофрении:
. непрерывнотекущая шизофрения,
. приступообразно-прогредиентная (шубообразная);
. рекуррентная (периодическое течение - наиболее благоприятный вариант).

По темпу течения процесса выделяют:
. малопрогредиентную;
. среднепрогредиентную;
. злокачественную.

При шизофрении отмечаются различные по выраженности психических нарушений клинические симптомы (знаки) и синдромы (совокупность нескольких симптомов). Основными для диагностики являются негативные симптомы (минус-симптомы: нарушение мышления и эмоционально-волевой сферы). Позитивные симптомы (плюс-симптомы) при непрерывном течении шизофрении нарастают в определенной последовательности:

Неврозоподобные;
. аффективные;
. психопатоподобные;
. галлюцинаторные (ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения);
. параноидный бред - бред преследования (психические расстройства, проявляющиеся в ложных суждениях, умозаключениях);
. онейроидные помрачения сознания (с яркими фантастическими образами, грезопо-добными переживаниями, якобы развивающимися фантастическими событиями, которые не находят отражения в поведении).
. парафренный бред - бред величия, отсутствие бредовой системы, разорванность мышления;
. гебефренные (дурашливое двигательное и речевое возбуждение, разорванность мышления, повышенное настроение);
. кататонические (психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушений - ступор или кататоническое возбуждение);

При приступообразной шизофрении такая последовательность не соблюдается.

В зависимости от разных подходов психиатрических школ, в разных районах по эпидемиологическим исследованиям выявляется различное количество больных шизофренией. Оно колеблется от 2,5 до 10 человек на 1000 населения старше 15 лет. Болезнь может начаться в любом возрасте (чаще в 15-25 лет). Чем раньше проявляется заболевание, тем более неблагоприятен его прогноз.

Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая, гебефреническая, кататоническая. При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.

У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного, болезненного безволия (абулия). Нарастание способности к волевому усилию свидетельствует о реабилитации больного. Около 60% процентов больных нетрудоспособны.

Особенности мышления при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю.Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже - стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Шизофрения-эндогенно прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение) и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами. Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении.

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений: 1.Нарушения мыслительных операций 2. Нарушение динамики мышления: - Инертность мышления - Лабильность мышления 3.Нарушение мотивационного аспекта мышления: 1- некритичность мышления,2- разноплановость мышления, 3- Резонерство. Искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего. Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту. Нарушение динамики мышления – нехарактерно для шизофреников. Инертность - сложность переключения с программы на программу. Лабильность – непоследовательность, облегченность переключений с одного элемента на другой, связана с истощаемостью, неравномерность.

Мотивационный аспект деятельности:

Нарушения критичности мышления – проявляется в трудностях, неспособности больных к планированию деятельности при решении задачи, и контроля при ходе решения задачи. Пример некритичности мышления: пример, голуби и галки. Больной: рассказ про галку, или про ворону, и каких -то еще птиц, про их сложные отношения, галка хотела есть, полетела к ним, они накормили и прогнали. Разноплановость мышления-нарушение не отдельных операций, а нарушение логического хода суждений. Резонерство выражается в аффективной потребности говорить, "что-то поведать миру". В этом случае пациент занимает по отношению к собеседнику претенцизно оценочную позицию, позицию свысока, человека "вещающего". В резонерстве больного шизофренией обнаруживается неадекватный выбор предмета обсуждения (задачи, ситуации и др.). Чаще склонность к высоким абстракциям по отношению к мелкому предмету обсуждения; Особая интонация, с которой произноится текст: многозначительная форма высказывания, "вещания миру"; Особая лексика: я думаю, я смею заметить, я полагаю и т.д. ; Необязательность присутствия собеседника;

8.Шизофрения, определение. Расстройства эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Апатико-абулический синдром .

Шизофрения–эндогенно прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение) и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами. Эмоциональные нарушения начинаются с утраты морально-этических свойств, чувства привязанности и сострадания к близким, а иногда это сопровождается неприязнью и злобностью. Снижается, а со временем и пропадает полностью интерес к любимому делу. Больные становятся неряшливыми, не соблюдают элементарного гигиенического ухода за собой. Существенным признаком заболевания являются также и особенности поведения больных. Ранним признаком его могут быть появление аутизма: замкнутости, отчужденности от близких, странности в поведении (необычные поступки, манера поведения, которые ранее были не свойственны личности и мотивы которых нельзя связывать с какими-нибудь обстоятельствами). Больной уходит в себя, в мир собственных болезненных переживаний. Мышление больного при этом основывается на извращенном отражении в сознании окружающей действительности. Во время беседы с больным шизофренией, при анализе их писем, сочинений можно в ряде случаев выявить у них склонность к резонерствующим рассуждениям. Эмоционально - волевое оскудение развивается через определенное время после начала процесса и бывает четко выражено при обострении болезненных симптомов. Вначале заболевание может носить характер диссоциации чувственной сферы больного. Он может смеяться при печальных событиях и плакать при радостных. Такое состояние сменяется эмоциональной тупостью, аффективным безразличием ко всему окружающему и особенно эмоциональной холодностью к близким и родственникам. Эмоционально - волевое оскудение сопровождается безволием - абулией. Больных ничто не волнует, не интересует, у них отсутствует реальные планы на будущее или же они говорят о них крайне неохотно, односложно, не обнаруживая стремления осуществить их. События окружающей действительности почти не привлекают их внимания. Они целыми днями безучастно лежат в постели, ничем не интересуются, ничем не занимаются. Эмоциональные и волевые нарушения обычно взаимосвязаны в клинической картине шизофрении и сопутствуют друг другу. При шизофрении довольно часто встречаются два сходных симптома - амбивалентность и амбитендентность, а также негативизм. Амбивалентность - двойственность представлений, чувств, существующих одновременно и противоположно направленных. Амбитендентность - аналогичное расстройство, проявляющееся в двойственности стремлений, побуждений, действий, тенденций больного. Например, больной заявляет, что он одновременно любит и ненавидит, считает себя больным и здоровым, что он бог и черт, царь и революционер и т.д. Негативизм - стремление больного совершать действия противоположные предлагаемым. В основе негативизма лежат механизмы парадоксального торможения в различных сферах психической деятельности. Эмоциональные нарушения начинаются с утраты чувства привязанности и сострадания к родителям и близким людям, исчезновения интереса к учебе, работе, замкнутости, отгороженности. Иногда больные становятся грубыми, злобными по отношению к близким, к своим родителям относятся, как к чужим людям, называя их по имени, отчеству. Исчезает чувство ответственности, долга, что отражается на поведении. Больные перестают выполнять свои обязанности, следить за своей внешностью (не моются, не переодеваются, не причесываются), бродяжничают, совершают нелепые поступки. Наряду с этими дефицитарными симптомами у больных в период обострения может быть подавленное (депрессивное) или повышенное (маниакальное) настроение. АПАТИКО-АБУЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ проявляется выраженными -эмоциональной тупостью, абулией. Равнодушие и безразличие делают больных достаточно спокойными. Они малозаметны в отделении, много времени проводят в постели или сидя в одиночестве, могут также часами находиться у телевизора. При этом оказывается, что они не запомнили ни одной просмотренной передачи. Лень сквозит во всем их поведении: они не умываются, не чистят зубы, отказываются идти в душ и стричь волосы. Ложатся в постель одетыми, потому что им лень снимать и надевать одежду. Их невозможно привлечь к деятельности. Беседа не вызывает у больных интереса. Говорят они монотонно, часто отказываются от разговора, заявляя, что устали. Если врачу удается настоять на необходимости диалога, нередко оказывается, что больной может в течение долгого времени разговаривать, не проявляя признаков усталости. В 6ecejде выясняется, что пациенты не испытывают никакого страдания, не чувствуют себя больными, не предъявляют никаких жалоб. Апатико-абулический синдром служит проявлением негативной (дефицитарной) симптоматики и не имеет тенденции к обратному развитию. Чаще всего причиной апатии и абулш являются конечные состояния при шизофрении, при которой эмоционально-волевой дефект нарастает постепенно - от легкого равнодушия и пассивности до состояний эмоциональной тупости. Другая причина возникновения апатико-абулического синдрома - органическое поражение лобных долей мозг, (травма, опухоль, атрофия и др.).

9.Шизофрения, основные формы и типы течения .

Шизофрения – эндогенно прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение) и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют следующие формы шизофрении:

Параноидную (параноидальную) – для данной формы характерно наличие бредовых идей преследования, отношения, величия, истинных слуховых галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, могут быть зрительные, обонятельные и тактильные галлюцинации;

Гебефренную (гебефреническую) – развивается в подростковом возрасте, для нее характерны нарушения поведения, гримасничанье, манерность, непредсказуемость, разорванность мышления и речи;

Кататоническую – отмечается негативизм, мутизм (молчание), застывание в одной позе, кататонический ступор или возбуждение, копирование чужих высказываний, движений, мимики;

Недифференцированную – имеются симптомы шизофрении, без выраженного преобладания каких-либо из них;

Постшизофреническую депрессию – вследствие развития шизофрении возникает депрессивное состояние, кроме того присутствуют некоторые шизофренические симптомы;

Простую – больные замкнуты, безразличны по отношению к себе и окружающим, склонны к бродяжничеству и неадекватному поведению, мышление паралогичное, амбивалентное (расщепленное);

Остаточную (резидуальную) – течение шизофренического процесса хроническое, имеются негативные симптомы (эмоциональное уплощение).

Выделяют 2 основных типа течения: 1) непрерывно-прогредиентный тип шизофрении, при котором симптомы заболевания, достигнув своей максимальной выраженности, удерживаются на этом уровне или их выраженность немного уменьшается (но в целом сохраняются). Так заболевание может длиться годами. По мере сглаживания продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций) нарастают собственно-шизофренические симптомы (эмоциональная тупость, нарушения мышления); 2)приступообразно-прогредиентный тип течения, для которого характерно наличие приступов заболевания, завершающихся ремиссией (улучшается состояние больных, ослабевает симптоматика). Однако через некоторое время все равно развивается шизофренический дефект.


Похожая информация.


Главным симптомом психических расстройств является нарушение мышления при шизофрении. Человек поневоле меняет свое поведение именно из-за сбоев в работе головного мозга и не может справиться с данным фактором в одиночку. Чтобы помочь близкому, страдающему душевной болезнью или самому себе, необходимо знать, какие факторы приводят к недугу, и начать с ними активно бороться вместе со специалистом.

Мышление при шизофрении претерпевает определенные нарушения и изменения

Данное заболевание не один определенный тип, а группа психических расстройств, которые еще в начале 20-го века сумели классифицировать, выявить типы и течения. В первую очередь, ученые пытались и до сих пытаются выявить причины душевного расстройства. По последним данным удалось выявить основные из них:

  1. Наследственность . По утверждению специалистов, при наличии шизофрении у одного из родителей, ребенок рискует унаследовать заболевание в 40%, если больны оба родителя — в 80-%. Также имеет значение болезнь одного из однояйцевых или двуяйцевых близнецов. В первом случае риск от 60 до 80%, во втором до 25%.
  2. Психоаналитический фактор . Внутренний мир, его личное «я» подвергается расщеплению из-за воздействия внешних факторов. Родные и окружающие не понимают поведения больного, что усугубляет процесс, развиваются особенности мышления при шизофрении. Страдающий психическим расстройством замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и разрывает контакты.
  3. Гормональный . Активная выработка серотонина нарушает работу нервных импульсов. По этой причине возникает сбой в работе клеток головного мозга и развивается психическое расстройство.
  4. Особенность строения организма человека . Перенесенные заболевания, травмы, стрессы по-разному переносятся каждым из нас. В некоторых случаях, проблемы могут стать стимулом для развития душевных болезней, возникает нарушение мышления при шизофрении.
  5. Дизонтогенетический фактор . В этом случае, специалисты полагают, что у больного изначально были заложены задатки шизофрении, а вследствие травмы, мощного стресса, болезни патология вышла «на первый план», активировалась, стали проявляться внешние признаки.
  6. Дофаминовый фактор . Согласно теории, чрезмерная выработка дофамина приводит к неспособности нейронов выделять нервные импульсы. В результате нарушается работа клеток головного мозга.

Одной из физиологических причин нарушения мышления может стать гормональный сбой

Виды нарушений мышления при шизофрении

В первую очередь при психическом недуге происходит сбой в мыслительной функции человека. За больным наблюдаются следующие особенности:

  • При психическом расстройстве нарушаются контакты больного с окружающим миром. Причиной тому — распад воли, чувств и мышления. Страдающий расстройством человек не может адаптироваться с реальностью, окружающим миром. Формально у них функционируют интеллектуальные способности, но поведение становится неадекватным.
  • Агрессия, внезапные вспышки гнева даже без особых на это причин. Больной может накинуться, накричать не то что на близкого, но любого встречного.
  • Галлюцинации. Человек с психическим расстройством слышит голоса, возникающие исключительно в его голове. Они могут быть успокаивающими, давать приказы, развлекать, уводить в другие реальности.
  • Расстройства мышления при шизофрении включают в себя бред. Вне зависимости от того, заговорил ли кто-нибудь с больным или нет, он может нести всякую чушь, разговаривать с несуществующим человеком. Очень часто пациенты бредят, находясь в пустой комнате, палате.
  • Нарушается речь, она становится бессвязной, наблюдается сильное косноязычие, которое прогрессирует с течением заболевания.
  • При нарушении психики, человек перестает заниматься любимыми занятиями, делами, становится равнодушным к ранее излюбленным хобби.
  • Шизофрения вызывает чрезмерную подозрительность, больные уверены, что за ними следят, подслушивают, хотят покалечить, взять в заложники, убить и т.д.

Важно: из-за неадекватности, торможения мыслительных функций, отсутствия логики, стыда, совестливости, больные зачастую выглядят неопрятно. Их не волнует гигиена, чистота. Докторами нередко описываются случаи, когда человек с психическим расстройством выходил на улицу абсолютно голым или надевал в летнюю жару теплую шубу, сапоги.

Нарушение речи при шизофрении — весьма типичная ситуация

Диагностика болезни

Для эффективного лечения, нужно как можно раньше обратиться к психиатру. Именно специалист может определить, какие из перечисленных нарушений мышления свойственны шизофрении. Очень часто обыватели путают банальный нервоз, возникший из-за стресса, переутомления с психическими патологиями. Для определения типа болезни, ее классификации, стадии и формы врач проводит тщательное обследование, в которое входит:

  • сбор анамнеза;
  • беседа с близкими больного человека;
  • общение с пациентом;
  • исследование анализов на наличие заболеваний, провоцирующих нарушение работы головного мозга.

Лечение душевных недугов

После детальной диагностики, предпринимается ряд методов, составляющих комплексную терапию. В зависимости от того, какие из перечисленных эмоциональных расстройств присущи шизофрении определенного типа, назначают прием нейролептиков, ноотропиков, успокоительных, седативных препаратов.

  • При сложной форме болезни с риском для самого пациента и окружающих, требуется госпитализация в специальное психиатрическое заведение.
  • В качестве лечения успешно применяется терапия стволовыми клетками, немного устарела инсулиновая кома, способствующая торможению развития психических расстройств.

Метод инсулиновой комы при лечении шизофрении считается устаревшим

Какие бы методы не предпринимались бы специалистами, важной составляющей для выздоровления или хотя бы стойкой ремиссии является отношение близких. Диагностирование шизофрении — мощный удар по психике человека . Болезнь тут же ставит клеймо «ненормального», именно по этой причине зачастую люди боятся обращаться к врачам за помощью. Нужно убедить страдающего шизофренией, что лечение необходимо для его же блага, а окружающим следует запастись терпением и настойчивостью.