Владыка Черногории 31 октября 1830 года - 31 октября 1851 года Предшественник: Пётр I Наследник: Данило I Отец: Тома (Фома) Петрович-Негош Мать: Ивана Пророкович Награды:

По завещанию похоронен на вершине горы Ловчен в часовне. Во время социалистической Югославии вместо часовни сооружён мавзолей .

Увековечение памяти

Напишите отзыв о статье "Пётр II Петрович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пётр II Петрович

Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.

Черногорский писатель, государственный деятель, митрополит.

Свет-ское имя - Ра-ди-вой (Ра-де) То-мов Пет-ро-вич. Сын То-мо Мар-ко-ва Пет-ро-ви-ча, млад-ше-го бра-та пра-ви-те-ля Чер-но-го-рии ми-тро-по-ли-та Пет-ра I Пет-ровича Не-го-ша . Вос-пи-ты-вал-ся под руководством из-вест-но-го сербского пи-са-те-ля и про-све-ти-те-ля Си-мы Ми-лу-ти-но-ви-ча. В 1827 году про-воз-гла-шён на-след-ни-ком. В 1830 году по за-ве-ща-нию Пет-ра I Пет-ровича Не-го-ша из-бран пра-ви-те-лем Чер-но-го-рии под име-нем Пет-ра II Пет-ро-ви-ча Не-го-ша; при-нял по-стриг, в январе 1831 года ру-ко-по-ло-жен в сан ар-хи-ман-д-ри-та. Бо-рол-ся за ук-ре-п-ле-ние национальной не-за-ви-си-мо-сти и мо-дер-ни-за-цию государственной вла-сти, до-пус-кал воз-мож-ность слия-ния Чер-но-го-рии и Сер-бии.

От-крыл пер-вую в Чер-но-го-рии на-чаль-ную шко-лу и ти-по-гра-фию (обо-ру-до-ва-ние для ко-то-рой при-вёз из Рос-сии в 1833 году). Ле-том 1833 году прие-хал в Санкт-Пе-тер-бург; в при-сут-ст-вии императора Ни-ко-лая I ру-ко-по-ло-жен в сан епи-ско-па Чер-но-гор-ско-го. В 1834 году ут-вер-ждён российским Си-но-дом в са-не ар-хи-епи-ско-па, в 1844 году - ми-тро-по-ли-та. Це-лью сво-ей внутренней по-ли-ти-ки счи-тал мо-дер-ни-за-цию Чер-но-го-рии. Про-вёл ре-фор-мы в об-лас-ти государственного управ-ле-ния и на-ло-гов (1833). Ак-тив-но бо-рол-ся про-тив пле-мен-ной роз-ни и обы-чая кров-ной мес-ти. Ввёл но-вую сис-те-му су-до-про-из-вод-ст-ва, соз-дал пра-ви-тельственный ор-ган Се-нат чер-но-гор-ский и брдский (1831).

Вёл внеш-нюю по-ли-ти-ку с опо-рой на Рос-сию, стре-мил-ся к дос-ти-же-нию не-за-ви-си-мо-сти Чер-но-го-рии и к рас-ши-ре-нию её тер-ри-то-рии. В 1831-1832 годах пред-при-нял экс-пе-ди-цию в Под-го-ри-цу, но по-тер-пел по-ра-же-ние от турецкой ар-мии в бою у Мар-ти-ни-чей. В 1841 году про-вёл раз-гра-ни-че-ние Чер-но-го-рии с Ав-ст-ри-ей в рай-оне Ко-тор-ской бух-ты. Про-дол-жил по-ли-ти-ку Пет-ра I Пет-ровича Не-го-ша по ук-ре-п-ле-нию от-но-ше-ний с Сер-би-ей, под-дер-жал сербского князя Алек-сан-д-ра Ка-ра-ге-ор-гие-ви-ча в его стрем-ле-нии соз-дать объ-е-ди-нён-ное Сербское государство. В феврале 1837 года по-се-тил мо-ги-лу А. С. Пуш-ки-на в Свя-то-гор-ском мо-на-сты-ре. В 1846-1847 годах был в Ве-не; в 1850-1851 годах пу-те-ше-ст-во-вал по Ита-лии в на-де-ж-де из-ле-чить-ся от ту-бер-ку-лё-за. По-хо-ро-нен, со-глас-но за-ве-ща-нию, в Чер-но-го-рии, на го-ре Лов-чен, где в 1974 году со-ору-жён мав-зо-лей.

Твор-че-ст-во Негоша при-над-ле-жит как чер-но-гор-ской, так и серб-ской куль-ту-рам. Пер-вые сти-хи на-пи-сал в середине 1820-х годов. Сборники в рус-ле клас-си-циз-ма «Це-тинь-ский пус-тын-ник» («Пустињак це-тинь-ски») и «Ле-кар-ст-во от ту-рец-кой яро-сти» («Ли-jек jарости тур-ске», оба 1834 года) от-ра-зи-ли влия-ние Л. Му-шиц-ко-го и Г. Р. Дер-жа-ви-на . В цен-тре эпической по-эмы «Сво-бо-диа-да» («Свободиjада», 1835 год, опубликована в 1854 году) - борь-ба чер-но-гор-цев и сер-бов про-тив ту-рок. Сти-хотворным по-свя-ще-ни-ем «Те-ни Алек-сан-д-ра Пуш-ки-на» от-кры-вал-ся сборник народных пе-сен «Зер-ка-ло серб-ское» («Ог-ле-да-ло србско», 1845 год), в ко-то-рый Негош вклю-чил и собственные пес-ни.

Наи-бо-лее зна-чительное со-чине-ние Негоша - т. н. ве-ли-кий трип-ти-хон, ку-да во-шли: фи-лософская по-эма «Луч мик-ро-кос-ма» («Лу-ча мик-ро-коз-ма», 1845 год), со-че-таю-щая биб-лей-ские мо-ти-вы с уче-ни-ем Пла-то-на, вет-хо-за-вет-ны-ми апок-ри-фа-ми и ма-ни-хей-ст-вом и опи-сы-ваю-щая сим-волический по-лёт мыс-ли к пре-сто-лу Твор-ца во имя по-сти-же-ния тай-ны че-ло-ве-че-ско-го бы-тия; а так-же две дра-ма-тические по-эмы «Гор-ный ве-нец» («Гор-ски виjе-нац», 1847 год; час-тич-ный русский перевод 1871 год, пол-ный - 1887 год) - об из-гна-нии из Чер-но-го-рии в конце XVIII - начале XIX веков при-няв-ших ис-лам по-тур-чен-цев, где соз-дан ге-рои-зи-ро-ван-ный об-раз на-ро-да - но-си-те-ля ис-тин-ной ду-хов-но-сти, про-ти-во-стоя-ще-го как лжи-во-му За-па-ду, так и дес-по-тич-но-му Вос-то-ку; и «Са-мо-зва-нец Сте-пан Ма-лый» («Лаж-ни цар Шћепан Ма-ли», 1847 год, опубликована в 1851 году), главный ге-рой ко-то-рой - аван-тю-рист, вы-да-вав-ший се-бя за русского ца-ря Пет-ра III и управ-ляв-ший Чер-но-го-ри-ей в 1767-1774 годах. Перевёл на сербский язык отрывки из «Сло-ва о полку Игореве».

Был про-слав-лен-ным гу-сля-ром - ис-пол-ни-те-лем ста-рин-ных южнославянских эпических пе-сен с собственным ак-ком-па-не-мен-том на гус-ле.

Случается, что родные готовят ребёнка к определённой роли или профессии, считая, что сделают правильный выбор, однако внезапный поворот судьбы может показать, что они ошибались. Главное в такой ситуации – суметь увидеть в таком повороте Промысел Божий и сделать правильные выводы…

Пётр Первый Пéтрович, правитель Черногории на рубеже 18-19 веков, прозванный Цéтинским, был по местной традиции архиереем - митрополитом-владыкой. У него не было собственных детей, и он должен был назначить себе наследника из небольшого рода Нéгошей, который правил страной на протяжении долгих лет.

Выбирал Пётр очень долго. Ошибиться он не имел права – зависимая Черногория находилась в тяжёлом положении, на неё постоянно нападали враги. С одной стороны – Османская империя, с другой – Франция и Австрия. Раздирали государство и внутренние противоречия. Управлять им мог лишь человек умный и решительный, с твёрдой рукой и несгибаемой волей. Пётр встал во главе Черногории в смутное время, когда страна была обескровлена после правления самозванца. Митрополит-владыка многое сделал для своего народа, восстанавливал государство и противостоял врагам. Пётр отлично представлял, с чем придётся столкнуться его наследнику, и не желал такой судьбы ни одному из родственников.

В конце концов, его выбор пал на племянника Георгия, которого с детства готовили к роли главы государства. Казалось, юноша прекрасно подходит под все требования: он храбрый, умный, самостоятельный, неравнодушный к судьбе родины. Смущало только его чрезмерное увлечение военными науками. Но разве это помеха? Наоборот, подспорье, ведь Черногория постоянно сражалась за свою независимость. Пётр долго присматривался к Георгию и решил, что лучше правителя для страны не найти. Юношу начали готовить к будущему служению и отправили в Россию, главную союзницу Черногории, для специального обучения.

Через некоторое время от Георгия пришло письмо. Он сообщал, что наконец-то принял собственное решение и отказывается от черногорского престола. Гораздо ближе ему была военная служба, и юноша предпочёл карьеру офицера, посвятив себя армии. Читая его письмо, владыка Пётр грустно улыбался. Георгия никогда не спрашивали, чего он хочет, хотя юноша отличался своенравностью. К счастью, он сам понял, что роль правителя ему не подходит, и нашёл для себя лучший путь. А митрополит Пётр не стал настаивать на своём, увидев в отказе Георгия волю Божию. Теперь владыка-правитель не сомневался, что преемником должен стать другой племянник – Рáдивой.

Такой выбор мог показаться крайне странным. Радивой родился в селе Нéгуши, в семье крестьян, хотя его отец был из правящего рода. До двенадцати лет мальчик пас овец и даже не думал об иной судьбе, кроме крестьянской. Но в один миг вся его жизнь переменилась.

На предложение дяди Радивой ответил согласием. Скептики сомневались в способности такого молодого человека стать хорошим правителем. Однако митрополит Пётр, заглядывая в его огромные, такие детские и невинные глаза, видел необычайную стойкость и целеустремлённость. Доверившись промыслу Божию, на сей раз владыка не ошибся. Радивоя отправили в монастырскую школу, и за какой-то год он, не умевший читать и писать, обогнал в учении всех сверстников. Затем мальчик вернулся к дяде и провёл рядом с ним три года, постигая мудрость государственного управления.

Митрополит Пётр Цетинский, искренне беспокоящийся о Черногории, умирал спокойно. Он знал, что у него поистине достойный преемник. После смерти дяди семнадцатилетний Радивой принял монашество с именем Пётр и взошёл на престол. Он никогда не обманывал надежд дяди. Пётр Второй продолжал его дело и защищал страну от захватчиков, пытался излечить само сердце государства. Он открывал школы и типографии, укреплял границы, учреждал новые, более современные органы правления.

Благодаря своей обширной деятельности, направленной на благо страны, Пётр Второй, как и его дядя Пётр Цетинский, считается одним из величайших правителей Черногории. Кстати говоря, великим политиком и правителем стал и двоюродный внук Петра Второго – первый король Черногории Никола Пéтрович-Нéгош, прозванный «тестем Европы». Две его дочери вышли замуж за великих князей из дома Романовых. На рубеже 19-20 веков он умело правил страной, долгое время сохранял в невероятно сложных условиях её независимость. Впрочем, это уже отдельная семейная история.

Митрополит Пётр Цетинский сегодня почитается Сербской православной церковью в лике святых, а его нетленные мощи находятся в Цетинском монастыре. Обсуждается вопрос и о канонизации Пётра Второго Петровича-Негоша. История рода Нéгошей ярко свидетельствует о том, какие удивительные благотворные последствия не только для своей семьи, но и для целого государства, для Церкви могут быть всего лишь у одного верного решения, принятого не из желания настоять на своей родительской воле, а из любви к ребёнку и доверию воле Бога.


История знает много мудрых людей, чей жизненный путь был необычным. К их числу принадлежит и Петр II Петрович Негош - правитель Черногории, мудрец и поэт. Он стал объединителем и просветителем своей страны. Его боготворил народ. Ценили друзья и уважали враги. Е.П. Блаватская писала, что он был последним посвященным королем Европы.

Владыка, философ и поэт

Он родился 1 ноября 1813 года в горном селении Негуши и при крещении получил имя Радивой. До 12 лет большую часть времени будущий монарх проводил на горе Ловчен, где пас стада овец и созерцал небосвод, густо усеянный звездами - манящими, загадочнымиѕ Если он что-нибудь и учил в эти годы, то только устные предания, которые рассказывались долгими зимними вечерами под плавное звучание гуслей.

Негош был племянником черногорского государя Петра I, и потому в один миг его судьба переменилась: владыка выбрал его своим преемником (правители этой страны представляли и светскую, и духовную власть и потому не могли жениться, а наследника выбирали среди детей своих братьев или других родственников). Тогда-то Раде и нарекли Петром II, и в 1825 году он переехал в Цетинь к своему дяде, чтобы готовиться к восшествию на престол и выполнению обязанностей будущего владыки.

Ум его, как губка, впитывал то, чему его учили: за два года мальчик прочел все книги в монастырской библиотеке и в познаниях превзошел своих наставников. Его посылали в другие монастыри, но знания тамошних учителей были так же быстро исчерпаны. И наследник престола вернулся к дяде, которому пришлось искать более сведущего человека для обучения своего неутомимого племянника, чья тяга к познанию все росла и росла. Теперь Петр получил возможность изучать греческую философию и мифологию, немецкую философию, историю своей и других стран, географию, литературу, сельское хозяйство и военную науку. И поскольку его учитель находил в Черногории сходные черты со Спартой, то и ученика воспитывал по-спартански, стараясь развить в нем крепость духа и тела.

Негошу было только 17 лет, когда он после смерти дяди был облечен светской и духовной властью и принял сан митрополита. В Черногорию, до той поры почти полностью изолированную, пришло просвещение. Ее новый правитель ездил по Европе, представляя миру свою страну. Во время каждого путешествия он обязательно посещал библиотеки и знакомился со всевозможными культурными течениями, как велела ему Душа, неустанно искавшая новых и новых знаний. В своей маленькой стране Негош учреждал школы, строил дороги, укреплял границы, открывал типографии, а также преобразовал государственное устройство - вместо преобладавшего до сих пор племенного способа правления ввел современный сенат и исполнительные органы.

Красивый, статный (почти 2 м ростом), мужественный, образованный, обладавший огромной нравственной силой, он разбил сердце не одной европейской принцессы. Но в его собственном сердце не осталось места для женщины: сам он знал только одну любовь - свою Черногорию, ее народ, за который нес ответственность.

Негош все делал со страстью: писал, учился, занимался государственными делами, словно предчувствуя, что жизнь его будет не только плодотворной, но и короткой. Он умер в Цетине 19 октября 1851 года от неизлечимого в те времена туберкулеза.

«Вместе с русскими нас двести миллионов, - говорят черногорцы и в шутку добавляют: - А если горы утюгом разгладить, то и размером как Россия будем».

Давней дружбе два народа не в последнюю очередь обязаны Петру II Негошу. В 20 лет, из первой поездки в Россию, он привез необычный груз: оборудование для типографии и 11 сундуков с книгами. Произведения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Ломоносова, а также античных и европейских авторов составили великолепную библиотеку, которую молодой правитель обустроил по образцу пушкинской в Михайловском. A рабочий кабинет Негоша украсил портрет любимого поэта.

Встречались ли они - остается загадкой. В феврале 1837 года в Святогорском монастыре Негош застал лишь свежую могилу поэта и отслужил по нему молебен. Да и сам владыка покинул мир в «возрасте Пушкина» - в роковые 37.

Кажется, это был последний из тех государей цивилизованного мира, которые являлись стержнем духовной и светской жизни своего народа. Хотя он и не стремился никому подражать, в нем возродился дух античных философов, он умел видеть разные грани явлений и собирать все лучшие зерна, он обладал моральными качествами гражданина мира, в нем жила поэтическая душа и мужественное сердце. Быть может, Платон именно в нем увидел бы воплощение своего архетипа идеального правителя. И уж во всяком случае Негош не отправил бы философа в изгнание, как это сделал античный властитель, наоборот, принял бы с распростертыми объятиями и желанием учиться у человека более мудрого, чем он сам.

На горе Ловчен великому черногорцу построили мавзолей, чтобы и после завершения земного пути он мог смотреть на Космос, поражавший его своей необъятностью и совершенством, на мириады звезд, мерцающих на ночном небосклоне, под которым гуляют буйные ветры. Может быть, огонь его мысли перестал метаться и рваться в неизведанные дали беспредельности. Может быть, теперь он обрел покой и ответы на множество вопросов, мучивших его когда-то. А те, кто продолжает искать ответы, могут соприкоснуться с родственной душой, излившей себя в стихах.

На горе Ловчен в мавзолее находится статуя Негоша работы Ивана Мештровича. За свой труд вместо гонорара скульптор попросил кусок сыра и негушского пршута - «то, что ел Негош».

«Горный венец»

Главным произведением Негоша является драматическая поэма «Горный венец», в которой описана не только война между сербами и турками, но также история взаимоотношений реального мужчины и реальной женщины. Автор старался показать уклад жизни тогдашних черногорцев и их взгляд на окружающий мир; его рассказчик часто прибегает к помощи образных, аллегорических выражений, говоря о том, что видел в других краях: он не находит нужных слов в своем языке, потому что в его стране не существует ничего подобного.

«Горный венец» можно назвать одой героизму и доблести, но эта ода глубоко лирична, ее язык полон метафор, подчеркивающих гуманистическую идею поэмы. Негош размышляет также о предназначении человека и о том, как наилучшим образом его осуществить. Он сознает двойственную природу жизни, неизбежность встречи с соблазнами и испытаниями на пути к цели. Только тот, кто это понимает и все свои действия и каждый день жизни посвящает достижению цели, идя вразрез с общепринятым, будет причастен к вечности:

Без муки песнь не зазвучит,
без муки сабли не скуешь;
отвага зло любое одолеет,
она - сладчайший для души напиток,
из рода в род пьют люди эту влагу.
Блажен, кто вечной жизни причастился,
такой храбрец не зря на свет родился.
Пусть луч погаснет,
но пронижет толщу тьмы.

Тот, кто стремится к истинной жизни, а не к ее видимости, должен быть готов к сменяющим друг друга периодам света и тьмы, а применительно к своей судьбе - к полосам удач и неудач.

Еще никто не выпил кубок меда,
чтоб не было в нем чаши желчи;
не может кубок меда быть без желчи,
пускай смешаются - пить будет легче.

Выполняя свою жизненную задачу, человек должен искать опоры не во внешних обстоятельствах, но в самом себе. Когда знаешь, на что ты способен, недостойно горевать об утрате преходящего, столь ничтожного по сравнению с вечным. Негош показывает это на примере бойца, который, лишившись любимого ружья, чувствует себя обездоленным и думает, что уже никогда не сможет воевать, как прежде:

Лишь голову к плечу склони -
и обретешь ты новое ружье.
Ведь ты же Мандуш Волк! В твоих руках
Ружье любое будет смертоносным!

«Луч микрокосма»

С философской точки зрения интересно и другое произведение Негоша - «Луч микрокосма». Это его размышления, его внутренний монолог, написанный в жанре философского эпоса, тема которого - загадка Мироздания и человека как его неотделимой части.

Негош рассуждает о творческом принципе, на котором держится Мироздание. Он вечно в действии: стоит ему остановиться - и мир окажется во власти вечной тьмы. Этот космический порядок, как в зеркале, отражается в природной гармонии. Природа как целое - живой организм, плод вдохновения гениального Творца, создавшего все живущее. Красота присутствует в самой динамичности творения, а эволюция направлена к совершенству: совершенство форм, музыка сфер, гармония ритмов в их высшем проявлении - все это говорит о творческой мощи природы. Порядок, которому она подчиняется, не оставляет места для ненужного и бессмысленного, ведь он сам есть аналог божественной сущности. О божественном проявлении Негош говорит как о бесконечном, чудесном и бессмертном. А поскольку его частью является и человек, то и в нем не может не быть некоей вечной частицы, сотворенной божественным духом и вложенной в невечную материю. Эта частица не подвержена смерти и тлению, она всякий раз возникает в новом облике, как деревья, которые утрачивают свои цветы и плоды, но весной всегда расцветают снова.

Мы луч света, тьмою объятый
Ах, это высшая тайна,
как вихрь, готовая дух сокрушить, -
в могиле ключи этой тайны.

Видит человек, что он в оковах,
припоминая былую свободу,
рвется молнией в небо душа;
но цепи бренности не отпускают,
навечно в рабстве удержать хотят.

Тот, кто этого не понимает, будет вечно скитаться, не зная ни Творца, ни смысла существования. А смысл этот не откроет ни одна специальная наука, нужен их синтез.

Потому Негош и не устает предостерегать людей, чтобы не возводили в культ ложное, частичное знание, ведущее в пустыню невежества и в конце концов - к утрате своей сути. Человек должен бороться с тьмой внутри себя, чтобы осветить ее лучом знания и быть способным противостоять силам, стремящимся нарушить порядок и гармонию.

Лишь стоит свой долг священный
отвергнуть -
и вечная тьма одержит победу.

Человек забыл, что он является творением Создателя, и блуждает по дорогам жизни, не понимая, откуда пришел и куда идет.

Человек как в тяжелом сне:
видит страшных чудовищ явленье
едва сознает, что они
не имеют к нему отношенья.

Только поднявшись над самим собой, он сможет осознать, что есть в нем истинно ценного, а что является лишь временным вместилищем этих сокровищ.

Человек есть искра, летящая в небо, а жизнь - непрестанная борьба. Петр II Негош

Разрешить все кризисы сознания как раз и означает найти высший луч человеческой личности. Он исходит из общего для всего живого во Вселенной источника - бессмертного, животворящего источника. В конце жизни Негош написал фразу, объясняющую эту мысль: «Душу человека я представлял себе как средоточие таинственного огня. Отделившись от тела, он обращается в подвижный лучик, зажигающий бессмертное пламя нашей вечной жизни и блаженства на небесах». И я благодарю Господа за то, что помог ему открыть в себе этот лучик и познать свою бессмертную часть. Лишь это знание позволило Негошу понять не только смысл жизни, но и смысл смерти. «Благодарю Тебя, Боже, одаривший меня на Земле как телом, так и душой и тем отличивший от миллионов других».

Мыслитель в духе Возрождения

Несмотря на то что Негош родился и умер в XIX столетии, о нем можно говорить как о Homo universalis эпохи Ренессанса, как о мыслителе в духе Возрождения - он жил и творил так же, как они.

Представим себе Черногорию, на протяжении столетий терзаемую то одними, то другими войнами, почти отрезанную от остального мира, - перемены, произошедшие здесь при этом правителе, действительно можно назвать возрождением. Черногорцы, лишь кое-как знавшие Библию, обрели благодаря своему владыке собственные священные книги, которые учили правильной жизни языком им понятным. Слова человечность и героический дух теперь гордо носил на своих знаменах весь народ.

Благо тому, кто знал, для чего жил, - тот будет жить вечно! Надпись на надгробии Негоша

Зная о соблазнах и ловушках, в которые увлекает человека его физическая природа и которые приходится преодолевать на пути духовного совершенствования, Негош остался верным этическому оптимизму и в каждом своем произведении подчеркивал: «Солнце справедливости и землю озаряет», «облегчились цепи рабов». От собственных цепей он избавился еще при жизни и многим своим читателям помог также избавиться от них.

Заканчивая эту статью, повторим на прощание его же слова, которые для него были не просто словами, но выражением смысла всей его, пусть и краткой, жизни, вписавшей яркую страницу в золотую книгу истории человечества:

Воскресением ты смерть попрал,
хвалою тебе полны небеса,
земля своего спасителя славит.

Мавзолей Петра ll Негоша (Mausoleum of Petar II Petrović-Njegoš ) входит в список удивительных мест в Черногории, которые надо обязательно посетить. Это место можно назвать сердцем Черногории. Туристы и черногорцы приезжают сюда не только отдать дань Петру ll Петровичу Негошу , н о и насладиться прекрасными видами, которые открываются со смотровой площадки около мавзолея на горе Ловчен (1,657 м етров ) .

В Черногории не мало национальных героев и выдающихся людей, но почему именно Петр ll Петрович Негош удостоился такой чести - быть самым любимым и почитаемым владыкой этой небольшой страны?

Пётр ll Петрович Негош (1813-1851) был племянником митрополита и владыки Петра l Негоша, после смерти которого сам стал владык ой Черногории. Пётр ll Петрович прилагал все усилия, чтобы Черногория сплотилась и стала независимым государством, свободным от турецкого ига. Один из врагов Черногории, Али-паша Ризванбегович, с уважением говорил о Петре ll туркам: «Вы, турки, не понимаете, кто и каков владыка; а — клянусь Богом и Его законом — это первый Бан от Косова», он имел ввиду, что таких великих людей не было со времен битвы на Косовом поле (15 июня 1389). Сам Пётр Негош указывал туркам на то, что самые известные турецкие воеводы, совершавшие свои подвиги на стороне врага Сербии и Черногории, по своему происхождению - сербы, принявшие ислам и присягнувшие Османской империи.

До наших дней Петр II является выдающимся поэтом сербской литературы. Его самые известные произведения: «Свободиада», «Самозванец Степан Малый», «Лик ярости турецкой», «Отшельник цетинский», «Луч микрокосма», а его лучшим творением считается поэма «Горный венец».

Чтоб ты сгинул, змий людского рода,

Отравивший злобою народы!

Иль тебе полмира не хватило,

Что ты яд своей души проклятой

И на этот камень изрыгаешь?

Разве жертвой Сербия не стала

От Дуная и до синя моря?

«Горный венец» (1847)

В Черногории поэма Негоша «Горный венец» занимает второе место после Священного Писания. Это настоящая энциклопедия жизни Черногории, из неё можно узнать о семейном укладе, обрядах и обычаях, суевериях и предрассудках, истории черногорского народа, взглядах на другие страны и другое. Многие произведения Петра Негоша раскрывают его пророческий дар, возможно поэтому они до сих пор актуальны. До «Горного венца» в Европе думали, что Черногория - это страна диких варваров, логово разбойников и людоедов.

«Черногорцы? Что такое?»

Бонапарта вопросил:

«Правда, ль: это племя злое

Не боится наших сил?»

А.С. Пушкин «Бонапарт и черногорцы»

Петра ll Негоша можно сравнить с таким великим поэтом, каким, например, является Александр Сергеевич Пушкин для русских людей. Владыка хорошо знал произведения Пушкина и видел в нем не только талантливого писателя и поэта, но и представителя русской национальной культуры. Он посвятил Пушкину свой сборник народных песен «Зеркало сербское».

В 1845 году Петр II Негош завещал, чтобы его похоронили в часовне на горе Ловчен. Часовня до наших дней не сохранилась, её разрушили австрийцы во время оккупации Черногории в 1916 году. Останки Петра II вывезли в Цетинский монастырь.

После Первой мировой войны в 1925 году его останки вновь были перезахоронены на горе в заново отстроенной часовне. И вновь война заставила перенести останки Негоша в Цетинский монастырь, так как часовня пострадала во время бомбежки итальянскими войсками.

По случаю 100 лет со дня смерти Петра Негоши местные власти решили снести часовню и построить мавзолей. Черногорцы были против, потому что не такой была воля Петра Петровича. Но решение было принято, и хорватский архитектор Иван Мештрович принялся за работу. В 1974 году мавзолей на вершине горы Ловчен был построен и открыт для посещения.

К мавзолею Петра Негоша ведут 461 ступеней и 80-метровый туннель.

На верхней площадке мавзолея посетителей встречают две мраморные статуи — женские фигуры в национальной одежде. Внутри установлена гранитная статуя Петра II Негоша высотой 3,74 метра. Потолок над головой черногорского владыки сделан из мелких золотых пластинок. За этой статуей находится лестница, ведущая в крипту, здесь установлен саркофаг с останками Петра ll Петровича.

Рядом с мавзолеем находится смотровая площадка с потрясающим видом на Черногорию.

Как добраться до мавзолея Петра ll Негоша

Мавзолей Негоша находится в . Ближайший город — Цетине. Хотя Цетине находится всего в 7 км от парка, но автобусы сюда не ездят.

На такси

Вы можете доехать на междугороднем автобусе до города Цетине. Здесь много таксистов, которые предлагают свои услуги. За 20-25 евро вас отвезут в мавзолей Негоша и привезут обратно в Цетине.

На автомобиле

Обойдется от 23 евро в сутки. Желательно быть профессиональным водителем, так как дорога в мавзолей очень узкая и поднимается серпантином в гору.

В национальный парк Ловчен ведет дорога через Цетине, из которого надо выехать по улице Lovćenska в направлении Ловчена.

Вход в мавзолей Негоша - 3 евро.

Экскурсия Макси Монтенегро (Цетине + Ловчен + Негуши)

Взрослые (12+) — 35 евро

Дети (4 — 11) — 20 евро

Дети (0 — 3) с местом — 20 евро

Во время обзорной экскурсии вы познакомитесь с историей и традициями Черногории. Посетите бывшую столицу Цетине и Цетинский монастырь, в котором хранится Десница Святого Иоанна Крестителя — три пальца правой руки, которой он крестил Иисуса Христа. В деревне Негуши продегустируете пршут (копченый свиной окорок), вкусный негушский сыр и местную медовуху, а при желании, и ракию. По дороге в Ловчен вы увидите Бока Которский залив с высоты. В национальном парке Ловчен на втором самом высоком горном массиве Черногории (1650 м) находится мавзолей Петра II Петровича Негоша , правителя Черногории. Со смотровой площадки у мавзолея открывается красивая панорама на Черногорию.

Для поездки в Черногорию понадобится медицинская страховка

Экскурсия Джип — Сафари по Черногории

Взрослые (12+) — 70 евро

Дети (0 — 11) с местом — 45 евро

Дети (0 — 3) без места — бесплатно

По Средам

Эта экскурсия для тех, кто любит активный отдых. Путешествие проходит на территории национального парка Биоградска гора. Вы будете наслаждаться национальным парком совершенно новым способом. Вы увидите, почему Беласица объявлена одним из самых красивых национальных парков Европы. Экскурсия проходит по тем местам, где невозможно проехать на автобусе или обычном автомобиле. Это одна из интереснейших обзорных экскурсий по Черногории с активным отдыхом.

Экскурсия в Албанию (Тирана и Шкодер)

Взрослые (12+) — 40 евро

Дети (0 — 11) с местом — 20 евро

Дети (0 — 3) без места — бесплатно

По Понедельникам и Четвергам

Гражданам России, Казахстана, Украины и Белоруссии не требуется виза для поездки в Албанию. Вы посетите два старинных городов Албании – Шкодер и Тирана. Шкодер — это город с богатым историко-культурным наследием, он является одним из главных городов страны. Обзорная экскурсия по Шкодеру проведёт гид из Албании. Далее вы направитесь в столицу Албании - Тирана. Главными достопримечательностями Тираны являются площадь Скендербека, театр оперы и балета, собор Воскресения Христова и мечеть Эфем Бей. У вас будет время для осмотра достопримечательностей с гидом, время на обед и шоппинг.

Полет на параплане над Будвой и Свети Стефан

Взрослые и дети (7+) — 65 евро

Ежедневно

Параплан - это сверхлегкий летательный аппарат, стартующий с помощью ног человека. Отличие параплана от парашюта состоит в том, что параплан предназначен для только полетов. Полёт на параплане в Черногории происходит в тандеме с опытными лицензированными инструкторами. Старт полёта над Будванской ривьерой на горе Браичи, которая находится в 15 минут езды от Будвы/Бечичи/Рафаиловичи. В течение 30-45 минут вы будете наслаждаться свободным полетом c прекрасными видами Черногории. Затем опуститесь на пляж в Бечичи. Ежедневно

Дайвинг в Черногории пользуется популярностью. Ещё Жак Иф Кусто в своё время сказал, что чище и прозрачнее воды, чем Адриатика, со стороны Черногории и Хорватии, он в своей жизни никогда и нигде не видел. Прозрачность воды доходит до 55 — 60 м. Дайвинг в этих местах известен во всей Европе. В прибрежных водах можно поплавать среди рифов и кораллов, обследовать несколько интересных археологических находок: затонувшие австро-венгерские и немецкие корабли, подводные пещеры, субмарины, корабли и разные рыбки.

Индивидуальная морская прогулка на яхте с капитаном

Аренда яхты с капитаном от 345 евро

Ежедневно

Индивидуальные маршруты от 4 до 8 часов

Яхтинг - это всегда яркие впечатления, которые невозможно ничем заменить, а память морской прогулке на яхте остаётся надолго. Любителям морских прогулок на яхте будет интересна живописная береговая линия Адриатического моря и Боко-Которский залив, в котором можно увидеть дельфинов. На яхтах предусмотрено всё для комфортного отдыха. На каждой яхте есть туалет, душ, каюта для переодевания, полотенца, посуда, купальные принадлежности, снасти для рыбалки. Морская прогулка на яхте подойдет тем, кто планирует отдых с маленькими детьми (не укачивает).