В этой статье (или даже целом цикле статей, которые время от времени будут появляться на нашей сайте) мы хотим познакомить читателей с некоторыми основами иконографии - науки о «писании образа» в православном искусстве. Икона - это «умозрение в красках», по словам князя Е. Н. Трубецкого. Ибо в основе ее содержания - всегда либо известный евангельский текст, либо слова молитвы. Волею истории значительная часть икон оказалась в музеях, но истинная цель создания икон от этого не изменилась. Икона неотделима от богослужения, смысл ее - жизнь в храме, а не в музее (при всем признаваемом нами значении музеев и государственных институтов в деле реставрации и изучения икон). И кто бы ни изучал иконопись, будь то человек верующий или неверующий, он должен помнить о ее отличии от светской живописи. Для светского художника главное - свобода самовыражения. Не то иконописец.

Он ничего в иконе своим не считает, он выстраивает образ по канону, преданию и подлиннику. Многовековое повторение того или иного типа изображения в XIX веке стало предметом научного описания. Была открыта система типов изображения Пресвятой Божией Матери и Иисуса Христа.

Академик Н. П. Кондаков первым описал семь основных типов изображения Богоматери (см. его книгу «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи». СПб., 1910): Оранта (Молящаяся), Влахернитисса (Знамение), Агиосоритисса (Деисусная), Никопея (Победоносная), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милостивая), Ассунта (Вознесенная). Это византийские типы.

Православная вера пришла на Русь из Византии - первого в мире великого христианского государства. Естественно, что все сопутствующее православию пришло к нам оттуда же. Византийскими (греческими) были первые богослужебные книги; их сменили книги на древнеболгарском языке. Византийскими были и первые иконы, пришедшие на Русь (такие, как Владимирская Богоматерь). Для постройки храмов и «писания образов» приглашались византийские мастера (в XI веке мастера, выполнившие мозаику киевской Софии; в конце XIV века - Феофан Грек, учитель ).

В иконе каждая деталь имеет свой смысл и значение, каждой принадлежит определенное место в системе образа. Это очень хорошо видно на примере иконографии Божией Матери Оранты.

Первые греческие мастера, приглашенные на Русь, не только возглавили строительство киевской Святой Софии, но и украсили ее мозаикой и фресками. Главным мозаичным образом этого храма стала «Богоматерь Оранта». Она выдержала испытание временем, считалась охранительницей Киева и особо здесь почиталась. Киевляне назвали ее «Нерушимой стеной».

Этот образ древнего происхождения. Слово «оранта» латинское, оно означает «молящаяся». Но почему греческая икона названа латинским именем? Заглянем в историю. Вплоть до 1054 года Византия и Рим были единым государством - Римской империей. Впервые образ Оранты появился в римских катакомбах еще в конце ІІІ века, когда христианская вера подвергалась гонениям. Императоры-язычники использовали любой повод для преследования христиан. Но вот настала эпоха Константина Великого (IV век) - первого императора-христианина. Исповедание христианской веры становится открытым. Всюду строятся христианские храмы. Их стены покрывают изображениями Иисуса Христа и Богоматери. В храмах ставятся и иконы (в переводе с греческого - образы, изображения). Некоторые из них становятся общечтимыми в результате явленных ими чудес, особенно в дни народных бедствий, войн, землетрясений, вражеских нашествий.

После чудесного спасения Царьграда от персов и аваров в 626 году создается вступительная часть Акафиста Божией Матери - Ее стихотворной похвалы. В этом праздничном песнопении и прославляется Богоматерь, «стена (…) девам» и «царствия нерушимая стена».

Согласно легенде, во время одного из землетрясений знаменитый Влахернский храм был разрушен, но одна из его стен с мозаичным образом Богоматери Оранты уцелела. С тех пор понятие «нерушимая стена» было связано в народном сознании с образом Богоматери Оранты, сначала только в Константинополе, а затем в Киеве - восприемнике византийских традиций.

Обратимся к иконографии Богоматери Оранты. В ее основе - фронтальный (расположенный лицом к зрителю) одноличный образ Богоматери, молящейся с воздетыми руками, без Младенца. Этот образ - первая икона Богоматери. Пречистая в народном сознании была символом Церкви земной, молящей Господа - Церковь Небесную - о снисхождении к грешникам.

Иногда Богоматерь Оранту называют Влахерни-тиссой (Знамением), связывая этот образ с Богоматерью Влахернского храма в Константинополе. Сведения из области сфрагистики и нумизматики говорят о том, что это правомерно. На монетах Константина IX Мономаха (1042-1055) и Андроника Палеолога (1282-1328) молящаяся Богоматерь названа Влахернитиссой. Этим же именем на византийских монетах и печатях называлась «Богоматерь Панагия» («Всесвятая»). Ее украинским аналогом позднее стала икона «Знамение»: Богоматерь с молитвенно воздетыми руками и с Младенцем на Ее лоне.

Возможно, во Влахернах имелось несколько чтимых икон Божией Матери, одной из них могла быть «Оранта», другой - «Панагия». И оба изображения в то время могли носить имя Влахернитисса. Сейчас, после открытий Н. П. Кондакова, было бы неточным одно и то же имя относить к двум различным иконографическим типам изображений. Оранта всегда представляет только одно лицо - Пречистую Божию Матерь. Влахернитисса (типа «Знамения») изображает Богоматерь и Сына.

Смешение имен иконографических типов случается часто. Орантой иные ученые называют не только Влахернитиссу (Знамение), но и Агиосоритиссу (Деисусную), а также Ассунту (Вознесенную). Между тем Оранта не тождественна Агиосоритиссе, хотя обе представляют молящуюся Богоматерь. В «Оранте» Дева Мария дана репрезентативно, фронтально, с воздетыми по обе стороны до плеч руками, в «Деисусной» Она в трехчетвертном развороте по отношению к Спасу, руки обращены в одну сторону. Оранта могла быть самостоятельным изображением. Деисусная же чаще всего была образом в составе деисусного ряда иконостаса.

Не тождественна Оранта и Ассунте. В отличие от Оранты руки в Ассунте - перед грудью. Оранта обычно изображает стоящую Богородицу. Ассунта - стоящую или сидящую на троне.

Иконы Оранты на православной почве не сохранились. Но этот образ стал частью композиции икон великих праздников - «Вознесения Господня», «Сошествия Св. Духа», «Покрова Пресвятой Богородицы». Так, например, Богоматерь Оранта представлена в сюжете «Вознесения» на миниатюре Сирийского кодекса Рабулы 586 года во Флоренции. К отечественным примерам относятся «Оранта» на мозаике Киево-софийского собора XI века, утраченная фреска «Вознесения» храма Спаса Нередицы 1199 года, изображение Покрова конца XIV - начала XV века в Третьяковской галерее. Впоследствии мы увидим, что использование готовых типологических форм для создания более сложных праздничных композиций было характерной чертой христианского искусства.

Мы приведем лишь один пример для иллюстрации того, что язык иконологии имеет сложность и глубину в раскрытии учения Церкви. Все мы знаем множество почитаемых икон Богородицы - древних, прославившихся чудотворениями, красивых и очень разнообразных. Эти иконы имеют имена, как правило, по месту обретения или чудотворения. Например, иконы Богородицы - Владимирская, Донская. Тихвинская, и т.д.
Но большинство икон Богородицы объединены общей для всех них идеей – отношением Богоматери и Младенца (Логоса Иисуса Христа). Отношения Богоматери и Младенца являют образ возрастания Младенца Христа в душе христианина.

«Умиление» - первый тип икон Пресвятой Богородицы.

К первому типу - «Умиление», относятся иконы, где Матерь и Младенец обнимают друг друга. Богородица поддерживает Младенца обеими руками. Младенец еще очень привязан к Матери и зависим. Она питает и охраняет Его от мира. Для нас эти отношения важны, так как на духовном пути каждый христианин проходит этап воцерковления, когда его душа встречает (рождает) Логоса, когда человек открывает для себя возможность веры и умиляется, и чувствует какую-то внутреннюю радость и любовь, и сострадание миру. В это время человеку особенно понятно, что являет икона Богородицы «умиление» и ему особенно хочется молиться перед Ней.

«Одигитрия» - второй тип икон Пресвятой Богородицы.

Под вторым типом можно объединить иконы, где отношения Богородицы и Христа подчеркивают Его возрастани. Христос в большей степени обращен к молящемуся. Богородица держит Его одной рукой, а другой указует на Него. Младенец в одной руке держит свиток с Учением, а другой рукой благословляет. Иконы этого типа тоже многообразны и имеют много имен (по месту обретения), но все они объединяются названием «Одигитрия», что переводится как «путеводительница». На этом этапе верующий начинает осознавать свой духовный путь – служение, он устремлен к познанию глубин своей веры.
37. Икона Богородицы «Одигитрия», Смоленская. 38. Икона Богородицы «Одигитрия», Грузинская». 39. Икона Богородицы «Одигитрия».

«Оранта» - третий тип икон Пресвятой Богородицы.

Третий тип икон Девы – Матери и Христа – Логоса можно объединить общим названием «Оранта» (по-русски «Знамение»). На иконах этого типа Богородица не держит Младенца руками. Она предстоит в молитве, являет Его миру как Спасителя. Младенец благословляет обеими руками. Для христианина - это такое состояние жизни, когда он может сказать словами апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос ». Все устремления души верующего обращены к служению Богу и спасению человека.
43. Икона Богородицы «Знамение» - «Оранта Великая Панагия». 44. Икона Богородицы «Знамение». 45. Икона Богородицы «Знамение». 46. Икона Богородицы «Знамение».

«Начало» и «Конец» ряда икон Пресвятой Богородицы.

Кроме трех основных типов икон Пресвятой Богородицы, имеются иконы, на которых выражено промежуточное состояние. Следует дополнить ряд из выше упомянутых трех типов икон Богородицы, иконами, как бы дополняющими этот ряд с «начала" и с «конца». С «начала» можно расположить иконы символизирующие «Благовещение» (девственное зачатие Младенца).

А завершить ряд икон иконами Христа во Славе, на престоле, где Богородица предстоит Христу – Царю Славы.

Богородица выше ангельских чинов.

Православная Церковь делает особый акцент на том, что Богородица – Дева-Матерь выше ангельских чинов, и Слава Ее более всех человеков, так как через Нее воплотился и вочеловечился Христос – Сын Божий, соединив вновь природу человеческую с ее Творцом.

Это являет икона «Успение», где не смерть, а успение приводит Душу ко Христу, и Он приходит и восхищает Ее в Царство Небесное.

Источники.

Галлерея Икон Пресвятой Богородицы - Иконостас.

(Щелкните на миниатюре внизу, чтобы посмотреть увеличенное изображение)

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Значение иконы Божией Матери «Оранта»

В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.

На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.

Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви

В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.

В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Молитва иконе

О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Мозаика «Христос Иерей»

Иконография «Христа Иерея» сложилась в восточно-христианском мире в XI столетии. Одно из древнейших изображений этого типа -- фреска в церкви св. Софии в Охриде (Македония, XI в.); также к нему принадлежит фреска в церкви св. Пантелеймона в Нарези (Македония, 1164 г.) и изображения в поздних грузинских росписях XIII века в пещерном храме Бертубани (Давид-Гареджа в Кахетии), которые в значительной степени архаичны. Литературным источником, который воплотился в изобразительной форме, стали слова 109 Псалма Давида: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека».

Ветхозаветный Мелхиседек -- царь и священник Салима (Уру-салима -- Иерусалима), он назывался «священником Бога Всевышнего». В эпоху раннего христианства Мелхиседек рассматривался как прообраз мессии, сочетающего царское и священническое достоинство.

В Древней Руси иконографический канон «Христа Иерея» воспроизводится на одной из мозаик Софии Киевской. Изображение Иисуса Священника расположено в замке восточной арки, поддерживающей центральный купол, на видном месте, обращенном к молящимся в храме. Мозаика служила напоминанием о священнической роли Сына Человеческого и утверждала авторитет духовного сана в стране, где организация Церкви с ее сакральной иерархией только складывалась.

Образ Христа Священника -- редчайший иконографический тип Спасителя. В левой руке Он держит свиток, а правая рука прижата к груди с выставленными указательным пальцем и мизинцем. На этой мозаике мы не видим канонического облика Иисуса с длинными волосами -- здесь Христос коротко острижен и с гуменцом. Гуменец (по-русски), или тонзура -- выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Мозаика «Богоматерь Оранта Стена Нерушимая»

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans -- молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе. Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии.

«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.

Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Русский народ верил, что Приснодева была чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите -- императорском помосте, кроме того, на ней красные сапожки, ибо Она представлена как Царица Небесная.

Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.

Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая -- тридцать пять.

Примечательная черта киевской «Оранты» -- ее пропорции. Перед мозаичистом стояли большие трудности в построении изображения на вогнутой поверхности апсиды. Чтобы не допустить искажений в восприятии фигуры Богородицы, мастер должен был найти особые пропорциональные соотношения. В.Н. Лазарев замечает по этому поводу: «Нельзя закрывать глаза и на то, что по своим пропорциям фигура „Оранты“ плохо приспособлена для отведенного ей места. Она слишком коротка и приземиста. Голова (0,90 м) составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней (2,80 м) непропорционально коротка по отношению к размерам головы (1:3). Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер»

Икона "Оранта" - одна из самых известных икон с изображением Богоматери. Особое отношение соединяет русского православного человека с Матерью Божией. Издавна стала она для Руси заступницей и покровительницей. Главные храмы Российского государства были посвящены именно ей, поэтому и образ Богородицы всегда особенно почитаем в русских православных церквях. Во всем пантеоне православных святых нет никого, кому посвящено столько икон и монументальных росписей.

Значение иконы

Иконография Божией Матери складывалась с первых веков христианства, и за это время сложилось несколько типов ее изображения. Одним из самых распространенных и древних типов этой иконографии является изображение, именуемое "Знамение"Ю или икона "Оранта", где Богоматерь одна и изображена в полный рост. Подобные иконы очень большие по размеру, в Древней Руси в храмах они играли ту же роль, что в византийском храме мозаики и фрески. Ярославская икона начала 13-го столетия "Богоматерь Оранта великая Панагия", что значит "Всесвятая" - один из самых известных и почитаемых образов Богородицы. На иконе "Оранта" Пресвятая Дева изображается в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На уровне ее груди в медальоне или сфере помещается младенец как бы пребывающий в лоне матери. Икона представляет молящимся великое таинство зарождения Бога во плоти. Жест поднятых рук Богородицы символизирует неизреченное смирение ее.

История иконы

Ярославская "Оранта", икона Божьей матери, была написана для Успенского собора по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо. По поводу этого святого образа в искусствоведении ведутся споры до сих пор. Многие считают ее написанной здесь, на Руси, полагают, что это первый представитель целой школы Ярославской иконописи. Другие утверждают, что эта икона не имеет к названной школе прямого отношения, а была написана в Ростове, где и находилась вплоть до 18 века. Она помещалась когда-то в алтаре на горнем месте, возвышаясь над престолом. Дева Мария отличается особой торжественностью всего своего облика. Божия матерь стоит на ковре, богато орнаментированном. Такие коврики используются в храмах на архиерейском богослужении. Здесь это символ предстояния Пресвятой Девы к Богу в молитве за всех людей. Изображенный в царских одеждах Христос Эммануил повторяет жест матери. Но если ее ладони открыты, то младенец сложил персты.

Описание иконы

Фигура Богоматери Оранты на иконе помещена в сияние золотого фона. Золото, преобладающее в колорите иконы, есть символ горнего мира, вечности, в которой пребывает Богородица. Золотой цвет преобладает и в медальоне с изображением Спаса Эммануила. Медальон, в который оно помещено, представляется непреоборимым щитом, символом несокрушимости христианской веры. В верхних углах иконы "Оранта" расположены медальоны меньшего диаметра с полуфигурами архангелов. Их одежды также щедро покрыты золотом.

Белый цвет - второй по значению в колорите иконы, он символизирует святость и чистоту. Этот цвет использован в нимбах Богородицы, Бога-младенца, а также в нимбах и одеждах архангелов. Лики Пресвятой Девы и Христа выполнены в технике наложения красок несколькими слоями. Это создает четкость и контрастность изображения, так что иконные лики становятся хорошо видны даже со значительного расстояния, с которого пребывающие в храме созерцали Ярославскую "Оранту "- икону Божьей матери.

Новгородская и Курская иконы

Среди иных икон, относящихся к типу "Знамение", можно напомнить чудотворные и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе "Битва новгородцев с суздальцами".

"Курская Коренная" получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь. Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города. Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.

Смирение - основа духовности христиан

Важно уяснить тот сакральный, священный смысл, который заложен в этом изображении Божией Матери. В наше время модно говорить о духовности. Но что такое духовность в православном понимании? Основа духовности, по учению святых отцов церкви, есть смирение. Смирение - это полное принятие человеком воли Божией ради осуществления его спасения. Именно это и явила Пресвятая Дева, изображенная на иконе "Оранта". Об этом должен знать каждый христианин.