Как уже вскользь упоминалось, рот имелся даже у простейших организмов. Он представлял собой их единственную связь с внешним миром, так как они не имели ни глаз, ни ушей, ни других органов ощущения. Поэтому нет ничего странного в том, что при увлеченности, как и при удивлении, зачастую частично или полностью открывается рот. И наоборот, можно наблюдать, как закрываются губы, когда не хотят общения. Наглядный пример - уже упоминавшаяся неодобрительная гримаса, вызывающая складки вокруг рта.

Сжатые губы также могут указывать на отсутствие желания выпускать что-либо «наружу», например, когда кто-нибудь не хочет или не может внешне проявить какое-либо чувство, боится выболтать тайну, не желает, чтобы с губ сорвалась какая-нибудь колкость или «выскользнула» потаенная мысль.

Когда вы выполняли оба эксперимента по образованию складок на лбу, то рот вы воспринимали в качестве вторичного признака. Если же вы, напротив, будете обращать внимание на положение рта, то глаза и сигналы в области лба будут относиться ко вторичным мимическим признакам.

В наш эксперимент с образованием вертикальных складок лба всегда включался и рот человека. В следующем эксперименте вам придется в еще большей степени проявить свою наблюдательность и реализовать многие навыки, полученные во время предыдущих упражнений. Лица ваших «подопытных» будут излучать массу мимических сигналов. Но вам следует обращать внимание главным образом на рот, остальные сигналы будут в вас входить бессознательно как вторичные.

Мимика рта: эксперимент

Когда мы делаем какое-либо усилие, то обычно закрываем рот. Некоторые оскаливают зубы, другие сжимают губы (часто даже кривят рот). Когда вы в следующий раз пригласите к себе компанию друзей, попробуйте проделать следующее: возьмите три монеты и покажите их друзьям со словами: «Кто может, удерживая в руке эти три монеты, одновременно передвинуть среднюю монету вниз, ни на что не опираясь этой рукой? Причем все действия нужно проводить без помощи второй руки». Затем передайте монеты желающему. После этого у вас появится возможность наблюдать сигналы, которые встречаются не только в ситуациях, когда человек что-то делает впервые, то есть требующих повышенной сосредоточенности, но также и в повседневной жизни.

Уголки рта

Важнейший элемент, влияющий на выражение лица, это уголки рта. На картинке ниже вам предлагаются три «лица», на которых отсутствует рот. Вы должны к лицам А, Б и В дорисовать соответствующие рты а, б и в:
а: едва заметное поднятие уголков рта;
б: ровный, спокойный рот, уголки его ни подняты, ни опущены;
в: едва опущенные уголки рта.

Если вас поразили те отличия, которые произошли из-за вроде бы столь незначительных изменений, тогда запомните:
Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.

Невозможно ни поднять, ни опустить угол рта ни на один миллиметр, не приведя одновременно в движение и другие мышцы лица.

Радостно-довольное лицо и угрюмо-неодобрительное в целом производят очень разное впечатление (см. рис. 8).

Поэтому информация, относящаяся к положению уголков рта, интерпретируется только вместе с другими сигналами.

Мы уже рассматривали, что означают мгновенно сжатые губы. Здесь речь должна идти о людях, которые сжимают рот так часто, что у них у уголков рта образовались глубокие вертикальные линии. Мы уже упоминали, что эти линии могли возникнуть в результате болезни или тяжелой судьбы, но часто эти линии являются результатом примерно такого жизненного пути: в юности этот человек имел «великие планы» (у молодых людей уголки рта, скорее, подняты вверх). Затем эти люди теряли одну иллюзию за другой. Они пережили период фрустрации и разлада, все больше и больше стали замечать, как большинство их стремлений, желаний и надежд ускользает. Это постепенно отравляло их жизнь. В зрелые годы такие люди часто уже имеют тонкие линии, отходящие от губ. Позднее уголки рта хронически опускались, губы сжимались и все это закреплялось положением мышц. И вот мы уже видим спускающиеся вниз, глубоко «врезавшиеся» линии. Так что этот хронически сжатый рот часто характеризует недовольных или несчастных, потерявших иллюзии людей, которые в настоящее время уже вряд ли способны на что-либо конструктивное. Такие люди часто испытывают жалость к самим себе и ищут во всем только негативное, считая, что ничего хорошего быть уже не может. Но имеется еще и другой вид сжатых губ - «надутые», стянутые «бантиком», словно их хозяин готовится к выступлению на конкурсе художественного свиста.

Сжатые губы

Эрик Берн в одной из своих книг предлагает эксперимент, в котором работают не только мышцы лица, но и мышцы спины (вместе с уголками рта). Сядьте (если вы в данный момент не сидите) и напрягите мышцу заднего прохода. Теперь слегка наклонитесь вперед и попытайтесь встать, ни на что не опираясь и не теряя контроля над сильно ущемленной мышцей заднего прохода.

Стоп.

Ну, что ж, достаточно ли вы любопытны, чтобы это испробовать? Тогда вы непременно почувствуете, что напряжение через позвоночник передается вверх к вашим губам. Так стянутые вместе и при этом слегка заостренные губы есть другая форма сжатых губ, нежели когда вы сжимали губы, держась прямо, и при этом уголки рта были опущены. Эта форма у американцев называется «tight-ass».

Если американец о ком-нибудь говорит, что он «tight-ass», то тем самым он имеет в виду различные вещи. Во-первых, этот человек может быть «внутренне зажат», то есть он в своих проявлениях не открыт и не свободен. Во-вторых, он может быть преувеличенно сдержан (а заодно и жаден). Наконец, это слово обозначает также любого человека, который придерживается строгих моральных требований и одновременно осуждает тех, кто достаточно вольно обходится с этими требованиями. Так трезвенник поучает любителя выпить, что алкоголь - это яд и самое что ни на есть лучшее - бросить это глупое занятие. Так же старая дева осуждает ветреность молодой любви...

Дальше мы еще будем говорить о том, как в народе объясняют взаимосвязь физического и психического перенапряжения. Все, кто задумывается над взаимной зависимостью физического и психического, испытывают, по крайней мере, удивление перед нашим телом. Как в нем все взаимосвязано: например, при возбуждении уменьшается электрическое сопротивление кожи; гормоны зависят от настроения и в свою очередь влияют на него, и т. д. Поэтому я предпочитаю восточную установку, которая вместо «я имею» заявляет:
Я есть мое тело.
Точно так же у наших ближних «есть» их тело. Поэтому, когда мы общаемся (и даже когда мы одни), наше тело «участвует в разговоре» на правах «самостоятельного» собеседника.

Что же касается уголков рта, то они представляют собой не только инструмент передачи информации (многие могут «считывать» с наших уголктов рта то, что не может быть услышано), но через них осуществляется в высшей степени эффективная связь взаимных влияний физического и психического.

Улыбайтесь!

В Китае есть поговорка: «Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин». Тем самым восточная мудрость не только считает, что угрюмый хозяин магазина отрицательно действует на покупателей (которые могут больше не прийти), но в ней просматривается мысль, что человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже человек «плохой». У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недоволен и т. д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни работал: в торговле, в промышленности, в сфере обслуживания, да и в любой другой области.

Отсюда понятно, почему «камнем преткновения» для американских менеджеров являются не только «продавцы», которые не умеют улыбаться, но и их руководители. Можно было бы сказать так: начиная со среднего уровня руководства не вполне целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.

И еще один эксперимент, просто поразительный по своим результатам: в следующий раз, когда у вас состоится неприятный разговор, вскоре после которого вам предстоит еще один деловой визит, попробуйте улыбнуться перед тем, как пойти на эту встречу. Между разговорами постарайтесь найти укромное местечко и там, за закрытыми дверями (чтобы никто вас не видел), провести этот опыт.

На первый взгляд этот совет выглядит полным абсурдом. Во-первых, вам сейчас совсем не до смеха, и во-вторых, вы знаете, что в любом случае получится разве что гримаса, а никак не улыбка. Это так и не так. Пусть будет «гримаса», «вымученная улыбка», «комичная ухмылка», но все же заставьте уголки вашего рта подняться! Это вызовет цепную реакцию взаимных влияний языка тела и чувств. Если вы удержите на своем лице «ухмылку» хотя бы секунд двадцать, то неожиданно для вас начнет изменяться и ваше состояние! Сначала вам ваша ухмылка покажется «смешной». Затем она превратится в слегка «вымученную» улыбку; ну а от нее уже совсем недалеко и до «искренней улыбки»!

Затем вы осознаете, что опять способны ясно мыслить.

А все потому, что вы успокоились. И вот вам уже кажется, что тот, на кого вы только что сердились, не так уж и виноват, что он «не знал», «не хотел» или в этот момент «не мог» иначе.

Между тем ваша «улыбка» приобрела более «светлый» оттенок.

Если вы теперь направитесь на встречу со следующим партнером, то, конечно, не будете светиться от счастья, но все же у рта не будет и складок неудовольствия, которые могли бы в свою очередь вызвать отрицательную реакцию партнера; а значит, у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут продуктивно.

Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на большинстве скульптурных изображений Будды).

Открытый рот

Припомните наш эксперимент, во время которого вы пробовали снять напряжение мышц рта. Вспомните также слова Фельденкрайса, из которых следует, что необходимо «повесить» расслабленную нижнюю челюсть, чтобы определенные мышцы осознанно (а обычно бессознательно) не подтягивали ее вверх. «Цивилизованный» человек никогда не расслабляет свой рот. Разве что во сне, причем это расслабление может зайти так далеко, что у людей мягкое нёбо становится «рыхлым» и при этом могут возникнуть в высшей степени комичные звуки.

Но во время бодрствования мы никогда не держим рот полностью открытым; это бывает разве что у «деревенских дурачков» - в высшей степени неприятная ассоциация. Таким образом, мы предпочитаем закрывать рот в соответствии с нормой, которая заложена в нас воспитанием. А значит, постоянно закрытый рот - это приобретенное качество нашего поведения, но никак не врожденное!

С этой точки зрения приоткрытый рот действует как сигнал тела, наводящий на мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно упомянуть следующие:
1. Удивление.
2. Испуг.
3. Готовность что-то сообщить.
4. Приподнятое и располагающее состояние души.
Одновременно некоторые авторы часто характеризуют открытый рот как признак «отсутствия целеустремленности» и «дурного характера», так как исходят из закрепленного в западной норме правила («рот должен быть закрыт!»). Я заостряю на этом внимание (прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос в главе 9), чтобы предостеречь от возможной серьезной ошибки при интерпретации поведения людей иной культуры, когда вы считаете за истину, что другие всегда должны реагировать так же, как и вы сами. Да, открытый рот может указывать на отсутствие целеустремленности (это зависит, конечно, от вторичных признаков), но это вовсе не значит, что этот человек вообще не способен быть по-деловому собранным, хотя его рот и открыт (по меньшей мере, время от времени).

Черты горечи вокруг рта

Попробуйте проделать следующий мини-эксперимент. Подойдите к зеркалу и съешьте что-нибудь горькое или пососите пропитанный какой-нибудь горькой жидкостью кусок хлеба. (Если выпить что-то горькое, то можно не увидеть столь ясной реакции, так как емкость, из которой вы будете пить, закроет рот.)

Понаблюдайте (при многократных пробах), во-первых, за тем, что вы видите, и во-вторых, за изменением ощущений во рту.
Стоп.
Попробовали? Тогда вы наверняка обратили внимание, что при ощущении горечи во рту ваш язык отодвинулся как можно дальше от нёба, а нижняя челюсть одновременно подалась вниз, хотя губы при этом остались сомкнутыми.
Снаружи это проявляется в виде определенной мимики в области рта, с трудом поддающейся описанию и определяемой как черты «горечи».

Эта горькая гримаса встречается, конечно, и в тех случаях, когда мы чувствуем что-то «горькое», при определенных неприятных чувствах, как, например, чувстве мерзости, отвращения, презрения. Впрочем, это действует даже тогда, когда мы это только представляем! Когда вы что-то увлеченно читаете и при этом встречаете слово «мерзость», то, если вы достаточно прониклись этим ощущением, на вашем лице можно заметить те же черты горечи.

Люди, к лицу которых «прилипла» эта, как иногда говорят, «мина горечи», своим страдающим видом вызывают у наблюдателей сходное чувство. Поэтому обычно таких людей стараются избегать.

Черты удовольствия вокруг рта

Теперь, также перед зеркалом, попробуйте съесть что-нибудь сладкое, чтобы почувствовать и увидеть воспринимаемые сигналы сладости (естественно, когда исчезнет привкус горечи, оставшийся от предыдущего опыта...)
Стоп.
Вы видели, как ваши губы плотно сжались и сдвинулись перед зубами? Конечно, такие черты встречаются также и в момент радости или чего-нибудь приятного. Впрочем, это все достаточно очевидно, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.

Подбородок

Подобно сигналам ушей, щек и носа, мимические возможности подбородка довольно ограничены и для большинства наблюдателей едва ли заметны, особенно когда лицо расположено к наблюдателю не в профиль, а в анфас. По существу можно лишь сказать следующее: в момент целеустремленного действия подбородок вытягивается вперед (попробуйте как-нибудь в такой момент взглянуть на себя в зеркало), в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут назад.
В заключение раздела, рассматривающего сигналы рта, стоит еще указать на то, что интонация производится преимущественно ртом и только отчасти гортанью или грудью. Таким образом, аспект интонации можно было бы с не меньшим успехом рассматривать как подраздел мимики: обратите внимание на положение рта, когда вы произносите «о-о-о-о» или «и-и-и-и».

Язык тела как раз и относится к невербальным сигналам, которые мы используем в процессе общения. По мнению экспертов, эти сигналы составляют огромную часть ежедневного общения. При помощи нашей мимики, наших движений можно передать значительные объёмы информации.
По данным разных исследователей, посредством языка тела осуществляется от 50 до 70% всей коммуникации. Понимание языка тела важно, но не менее важно помнить и о других факторах (контекст, например), а также обращать внимание на сигналы в совокупности.

Задумайтесь на минуту о том, сколько информации человек передать с помощью всего лишь лица. Улыбкой можно выразить одобрение или счастье, а хмурый взгляд, наоборот, расскажет о неодобрении или трудностях. В некоторых случаях, наше выражение лица может проявить наши истинные чувства по поводу конкретной ситуации. Даже если Вы скажете, что чувствуете себя хорошо, взгляд Ваш может сказать людям об обратном.
При помощи мимики можно выразить:

Исследователь Пол Экман доказал универсальность различных выражений лица, привязав их к конкретным эмоциям - включая радость, гнев, страх, удивление и печаль.

Глаза часто называют «зеркалом души» за их способность много рассказать о том, что человек чувствует или думает. Когда Вы беседуете с другим человеком, внимание к движению его глаз - естественная и важная часть процесса коммуникации. Среди общих деталей, на которые мы обращаем внимание - зрительный контакт (человек смотрит Вам прямо в глаза или избегает встречи с Вашим взглядом), частота мигания, степень расширения зрачков. Поэтому, анализируя невербальные сигналы человека, обратите своё внимание в первую очередь на них:

Выражения и движения губ также могут оказаться полезными при чтении языка тела. Например, покусывание нижней губы может означать, что человек испытывает беспокойство, страх или неуверенность.
Прикрывая рот, человек может всего лишь проявлять вежливость - если он зевает или кашляет; но в некоторых случаях это может выдать, например, попытку скрыть правду. Улыбка - пожалуй, один из самых выразительных сигналов, но даже её можно интерпретировать по-разному. Улыбка может быть искренней или же использоваться для выражения поддельной радости, сарказма или даже цинизма. Важно обращать внимание на следующие сигналы:

  • Поджатые губы. Они могут служить индикатором отвращения, неодобрения или недоверия.
  • Покусывание губ. Люди кусают губы, когда волнуются, испытывают тревогу или стресс.
  • Прикрытый рот. Когда люди хотят скрыть эмоциональную реакцию (особенно на то, что говорят они сами), они могут прикрыть рот ладонью, чтобы скрыть улыбку или усмешку.
  • Движение уголков губ. Небольшие изменения положения губ также могут стать едва уловимыми индикаторами состояния человека. Если уголки губ слегка приподнять, человек, скорее всего, чувствует себя счастливым и настроен оптимистично. Если они слегка опущены, это может означать печаль, неодобрение или неприязнь.

Жесты - самые очевидные из сигналов. Есть распространенные и простые для понимания жесты, однако есть и такие, которые в зависимости от культуры приобретают различный смысл. К самым распространённым жестам относят:

  • Сжатый кулак. Он может указывать на гнев или солидарность.
  • Пальцевые жесты. Их используют в качестве жестов одобрения и неодобрения.
  • Жест «OK». Большой и указательный пальцы, образующие кольцо, и выпрямленные другие три пальца можно, конечно, использовать в значении «всё хорошо». Однако в некоторых частях Европы тот же самый сигнал используется для обозначения презрения, а в некоторых странах Южной Америки этот жест приобретает вульгарное значение.
  • Жест «Виктория». В некоторых странах означает мир или победу. А вот в Великобритании и Австралии он приобретает агрессивное значение, если тыльная сторона ладони обращена наружу.

Положение рук и ног также может принести пользу при анализе невербальных сигналов. Скрещённые руки могут показывать защитную реакцию, скрещённые ноги - неприязнь или дискомфорт. Если человек стоит, поместив руки на пояс, это, скорее всего, означает, что он готов к чему-то и контролирует себя, также этот сигнал может свидетельствовать о его агрессивности. Руки за спиной держит человек скучающий либо испытывающий беспокойство либо гнев. Быстрые движения пальцев или суетливость могут быть признаком того, что человек скучает, нетерпелив или разочарован.

Положение нашего тела - важный элемент невербальной коммуникации. Термин «поза» подразумевает не только положение тела, но и общую физическую форму человека. Осанка может много рассказать о том, как человек себя чувствует, а также намекнуть на личностные характеристики - уверенность в себе, открытость, покорность.
Сидя прямо, например, человек ориентирован и обращая внимание на то, что происходит вокруг него. Сидя, согнувшись вперед, человек показывает свою скуку или безразличие.
Открытая поза указывает на дружелюбие и готовность к контакту, закрытая - на враждебность, негативное отношение и тревогу.

Вы когда-нибудь слышали, как кто-то заявляет о своей потребности в «личном пространстве»? Когда-нибудь Вы начинали чувствовать себя неловко, если кто-то стоял слишком близко к вам? Проксемика имеет дело с расстоянием между людьми, а также с использованием ими этого расстояния. Так же, как движения тела и мимика, пространство между людьми может рассказать об их взаимоотношениях очень многое.
Антропологу Эдварду Т. Холлу удалось описать уровни социальной дистанции, характерные для различных ситуаций:

Важно также отметить, что дистанция, при которой люди чувствуют себя комфортно, может варьироваться от культуры к культуре. Один из примеров - разница между культурами стран Северной и Южной Америки. Население стран Латинской Америки склонно чувствовать себя более комфортно, находясь ближе друг к другу во время взаимодействия, в то время как в Северной Америке людям нужно больше личного расстояния.

Источник:
Анализируя язык тела
Язык тела как раз и относится к невербальным сигналам, которые мы используем в процессе общения. По мнению экспертов, эти сигналы составляют огромную
http://aboutyourself.ru/socpsixologiya/analiziruya-yazyk-tela.html

Почему кусают губы?

Почему кусают губы?

Взрослея, человек приобретает огромное множество различных привычек, полезных и не очень, для выражения своей индивидуальности. Привычка кусать губы является вредной привычкой, такой же, как выдавливание прыщей на лице или строить гримасы во время смеха.

Появляется она, когда человек испытывает нервное напряжение, недовольство собой. Может служить признаком сдержанного гнева и негативных эмоций.

Любые привычки являются следствием психологических проблем. Когда одно, как правило, подавленное действие, человек заменяет другим. Причины их возникновения нужно искать в детстве для того, чтобы успешно бороться и преодолевать их в настоящем моменте.

У меня такая привычка уже лет пять, а то и шесть. Я постоянно кусаю губы, когда о чем-то задумывваюсь, когда нервничаю, переживаю, когда злая на кого-то или грустная. У меня это уже, как должное. Не знаю, как от этого избавиться, но точно скажу, что кусают люди губы, потому что привыкли. Это как курение или прочее такое. Пока человек сам не осознает, что это ему не нужно, он не перестанет этого делать. Старайтесь не нервничать, если замечаете за собой, что кусаете губы, прекращайте это делать. Осознавайте, что потом будут ранки на губах, не удобно будет кушать острые блюда, потому что перец будет попадать на раскусанные губы и будет печь. Следите за собой!! Удачи!! ??

Источник:
Почему кусают губы?
Почему кусают губы?
http://qalib.net/a/pochemu-kusayut-gubi

Привычка кусать губы

Привычка кусать губы. Почему есть? Как избавиться? | HUNTERMANIA

Учтите, что после того, как вы травмируете губы, начинается воспалительный процесс, сопровождаемый постоянным дискомфортом. При приеме пищи возникает жжение, такое состояние мешает и разговору, прогулкам на свежем воздухе. Ваши неухоженные губы всегда будут привлекать внимание собеседников, вызывая недоумение. Если вы разговариваете с девушкой, или женщиной, то она сразу же продемонстрирует свою неприязнь. Привычка кусать губы влечет за собой немало сложностей, и в частности, болезненные ранки и шелушение будут мешать вам накрасить губы. Но и мужчина с обкусанными губами выглядит не менее неряшливо, чем дама.

Поэтому все-таки из-за такой нелепой привычки не стоит терять уверенность в. Если вы сумели удержаться, и не кусать губы хотя бы два дня, то стоит поощрить себя приятным подарком. Помните, что нужно себя любить, создавать для себя благоприятные условия, всегда идти на компромиссы. Если вы будете себя ненавидеть, то положение лишь ухудшится, и вам сложнее будет отвыкать от привычки. Как себе помочь Важно понять, почему кусает губы тот, кто нервничает? Существуют факторы, которые помогут вам победить скверную привычку и сберечь губы. Начните принимать витамины, так как нередко губы кусают именно из-за авитаминоза.

На его фоне возникают трещинки губ, кожа становится сухой, и возникает желание ее удалить, чтобы губы снова обрели мягкость и гладкость. Но, такие действия лишь усугубляют возникшую проблему, формируется плохая привычка. Важно, чтобы поверхность губ всегда была увлажненной, ухоженной. Старайтесь не находиться длительное время на морозе, холодном воздухе. Не забывайте постоянно использовать гигиеническую привычку кусать губы психология, специальный бальзам для привычек кусать губы психология. Постарайтесь проявить характер, ведь вам это под привычку кусать губы психология. Определите себе задачу - не кусать губы. Кроме того, что Вы постоянно совершаете одно и то же навязчивое движение, чисто эстетически, привычка кусать губы выглядит крайне несимпатично.

Внешне покусанные губы выглядят не очень привлекательно. Верхняя часть кожи слущивается, губы часто трескаются и доставляют неприятные ощущения их владельцу. Они воспаляются, быстро реагируют на изменение температур, кислую, привычка кусать губы психология, соленую и острую пищу. Создается впечатление сильно воспаленных и обветренных губ.

Так как кожа на губах очень нежная, не исключено появление мелких мимических морщинок. А это уже совсем неприятная история, особенно для женщин.

Как избавиться от привычки кусать губы?? привычка кусать губы?? Психология?? Другое

Даже в построении карьеры опрятный внешний вид и ухоженное лицо - уже часть успеха. Если Вас не мотивировала избиться от этой привычки забота о собственном здоровье, тогда уж точно, невозможность добиться своей цели из-за такой неприятности, заставит Вас задуматься и предпринять необходимые шаги. Нужно ли избавляться от вредных привычек кусать губы психология Возможно ли избавиться от этого негативного привыкания? Конечно, возможно, кроме того, делать это нужно и даже необходимо. Как же избавиться от этой проблемы?

Прежде всего, надо найти причину возникновения этого действия. Прислушайтесь к себе, понаблюдайте за собой внимательно, не исключено что, Вам самим удастся поймать те моменты, когда вы начинаете кусать губы и акцентировать свое внимание на этой ситуации. Не исключено, что губы закусывались тогда, когда очень хотелось сказать какую-то колкость или даже просто дать какой-то совет, но сделать это было невозможно. На самом деле, привычек кусать губы психология появления привычки кусать губы может быть много, в том числе невысказанный протест или раздражение, иногда так можно определить враждебность, которую в конкретной ситуации иначе высказать.

Но самое главное, что следует знать, - таким образом, нервная система старалась избавиться от какого-то стресса или от какой-то неприятной и неприемлемой ситуации. Однако даже когда ситуация изменилась, привычка осталась. Диана Фрэнсис Спенсер, которая вошла в историю как принцесса Диана, или леди Ди, и первая супруга наследника британского престола принца Чарльза, тоже кусала губы, и эта ее привычка зафиксирована на многих фотографиях и кинокадрах. Но даже если кусать губы - это привычка известных всему миру венценосных особ, все равно с этой привычкой лучше расстаться.

Как навсегда избавиться от привычки кусать губы? Чтобы начать избавляться от любой вредной привычки, сначала следует хорошенько разобраться, какие опасности в этой привычке кроются. Кровати слипислип официальный сайт если по поводу курения или употребления алкоголя все знают абсолютно все по крайней привычке кусать губы психология, информации об этом предостаточното что может быть вредного в привычке покусывать губы? Но разве неэстетичный вид может принести какой-то вред? Ну, тут уж как к этому относиться… Например, человеку с покусанными губами нужно отправиться на собеседование, на переговоры или даже просто в новую школу.

А ведь давно не секрет, что встречают-то все равно по внешности - как минимум, первое впечатление производит именно внешний вид, в том числе и губы. И если в каких-то случаях на губы, может быть, никто и внимания не обратит, то покусанные привычки кусать губы психология незамеченными не останутся. И хорошо, если сложится впечатление просто недостаточного ухода за собой, но ведь может быть и по-другому: Неужели кому-то хочется остаться без шанса получить хорошую работу только из-за того, привычка кусать губы психология, что губы не в идеальном порядке?

Губы считаются одним из наиболее чувствительных человеческих органов. Такая высокая чувствительность объясняется тем, что на внешней поверхности губ находится всего не более пяти слоев клеток от трех до пятихотя даже на самой нежной коже лица таких клеточных слоев насчитывают более полутора десятков точнее, шестнадцать.

Что касается второго серьезного минуса этой привычки, то вот он точно имеет самое непосредственное отношение к состоянию здоровья. Дело в том, что привычка кусать губы приводит к тому, что на тончайшей коже губ с внешней стороны и на слизистой оболочке губ с внутренней стороны образуются микротрещинки и даже небольшие ранки, через которые в организм с легкостью может попасть любая инфекция и любой вирус. Как результат, человеку придется бороться с воспалительными процессами, которые могут иметь разную природу и разную привычка кусать губы психология.

Иногда такие воспалительные процессы ограничиваются только губами, но иногда пострадать могут и любые другие органы. Так что кусать привычки кусать губы психология не такая уж и безобидная привычка. А если учесть, что губы - это очень универсальный и практически незаменимый орган, то и вообще возникает практически не требующий ответа риторический вопрос - нужна ли эта привычка или все же лучше от нее избавиться.

Третий минус обкусанных губ касается, прежде всего, женщин. Любая губная помада на обкусанные и поврежденные губы ложится плохо, а если помада не из лучших, то и просто отвратительно. Если губы покусаны, то декоративная помада безжалостно выделит и подчеркнет все, даже малейшие, дефекты.

Кроме того, даже гипоаллергенная помада может стать причиной нежелательной реакции, ведь при покусанных губах и при образовавшихся на губах ранках косметическое средство непосредственно контактирует не только с верхним слоем кожи губ, но и с незащищенными тканями. И реакцию любого организма на такой контакт предугадать очень сложно. Выходом могут быть гигиеническая помада или специальные кремы для губ, имеющие лечебный эффект. Что касается гигиенической привычки кусать губы психология, то в таком случае следует выбирать это косметическое средство без каких-либо парфюмерных отдушек, которые у некоторых людей даже сами по себе могут вызывать аллергические реакции.

Итак, ничего положительного привычка кусать губы не несет, так что от нее действительно лучше избавиться.

Мимика рта: эксперимент.

Когда мы делаем какое-либо усилие, то обычно закрываем рот. Некоторые оскаливают зубы, другие сжимают губы (часто даже кривят рот). Когда вы в следующий раз пригласите к себе компанию друзей, попробуйте проделать следующее: возьмите три монеты и покажите их друзьям со словами: "Кто может, удерживая в руке эти три монеты, одновременно передвинуть среднюю монету вниз, ни на что не опираясь этой рукой? Причем все действия нужно проводить без помощи второй руки". Затем передайте монеты желающему. После этого у вас появится возможность наблюдать сигналы, которые встречаются не только в ситуациях, когда человек что-то делает впервые, то есть требующих повышенной сосредоточенности, но также и в повседневной жизни.

Уголки рта .

Важнейший элемент, влияющий на выражение лица, это уголки рта. На картинке ниже вам предлагаются три "лица", на которых отсутствует рот. Вы должны к лицам А, Б и В дорисовать соответствующие рты а, б и в:

а: едва заметное поднятие уголков рта;

б: ровный, спокойный рот, уголки его ни подняты, ни опущены;

в: едва опущенные уголки рта.

Если вас поразили те отличия, которые произошли из-за вроде бы столь незначительных изменений, тогда запомните:

Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.

Невозможно ни поднять, ни опустить угол рта ни на один миллиметр, не приведя одновременно в движение и другие мышцы лица.

Радостно-довольное лицо и угрюмо-неодобрительное в целом производят очень разное впечатление (см. рис. 8).

Рисунок 8

Поэтому информация, относящаяся к положению уголков рта, интерпретируется только вместе с другими сигналами.

Мы уже рассматривали, что означают мгновенно сжатые губы. Здесь речь должна идти о людях, которые сжимают рот так часто, что у них у уголков рта образовались глубокие вертикальные линии. Мы уже упоминали, что эти линии могли возникнуть в результате болезни или тяжелой судьбы, но часто эти линии являются результатом примерно такого жизненного пути: в юности этот человек имел "великие планы" (у молодых людей уголки рта, скорее, подняты вверх). Затем эти люди теряли одну иллюзию за другой. Они пережили период фрустрации и разлада, все больше и больше стали замечать, как большинство их стремлений, желаний и надежд ускользает. Это постепенно отравляло их жизнь. В зрелые годы такие люди часто уже имеют тонкие линии, отходящие от губ. Позднее уголки рта хронически опускались, губы сжимались и все это закреплялось положением мышц. И вот мы уже видим спускающиеся вниз, глубоко "врезавшиеся" линии. Так что этот хронически сжатый рот часто характеризует недовольных или несчастных, потерявших иллюзии людей, которые в настоящее время уже вряд ли способны на что-либо конструктивное. Такие люди часто испытывают жалость к самим себе и ищут во всем только негативное, считая, что ничего хорошего быть уже не может. Но имеется еще и другой вид сжатых губ - "надутые", стянутые "бантиком", словно их хозяин готовится к выступлению на конкурсе художественного свиста.

Сжатые губы.

Эрик Берн в одной из своих книг предлагает эксперимент, в котором работают не только мышцы лица, но и мышцы спины (вместе с уголками рта). Сядьте (если вы в данный момент не сидите) и напрягите мышцу заднего прохода. Теперь слегка наклонитесь вперед и попытайтесь встать, ни на что не опираясь и не теряя контроля над сильно ущемленной мышцей заднего прохода.Стоп.

Ну, что ж, достаточно ли вы любопытны, чтобы это испробовать? Тогда вы непременно почувствуете, что напряжение через позвоночник передается вверх к вашим губам. Так стянутые вместе и при этом слегка заостренные губы есть другая форма сжатых губ, нежели когда вы сжимали губы, держась прямо, и при этом уголки рта были опущены. Эта форма у американцев называется "tight-ass".

Если американец о ком-нибудь говорит, что он "tight-ass", то тем самым он имеет в виду различные вещи. Во-первых, этот человек может быть "внутренне зажат", то есть он в своих проявлениях не открыт и не свободен. Во-вторых, он может быть преувеличенно сдержан (а заодно и жаден). Наконец, это слово обозначает также любого человека, который придерживается строгих моральных требований и одновременно осуждает тех, кто достаточно вольно обходится с этими требованиями. Так трезвенник поучает любителя выпить, что алкоголь - это яд и самое что ни на есть лучшее - бросить это глупое занятие. Так же старая дева осуждает ветреность молодой любви...

Дальше мы еще будем говорить о том, как в народе объясняют взаимосвязь физического и психического перенапряжения. Все, кто задумывается над взаимной зависимостью физического и психического, испытывают, по крайней мере, удивление перед нашим телом. Как в нем все взаимосвязано: например, при возбуждении уменьшается электрическое сопротивление кожи; гормоны зависят от настроения и в свою очередь влияют на него, и т. д. Поэтому я предпочитаю восточную установку, которая вместо "я имею" заявляет:

Я есть мое тело.

Точно так же у наших ближних "есть" их тело. Поэтому, когда мы общаемся (и даже когда мы одни), наше тело "участвует в разговоре" на правах "самостоятельного" собеседника.

Что же касается уголков рта, то они представляют собой не только инструмент передачи информации (многие могут "считывать" с наших уголктов рта то, что не может быть услышано), но через них осуществляется в высшей степени эффективная связь взаимных влияний физического и психического.

Улыбайтесь!

В Китае есть поговорка: "Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин".

Тем самым восточная мудрость не только считает, что угрюмый хозяин магазина отрицательно действует на покупателей (которые могут больше не прийти), но в ней просматривается мысль, что человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже человек "плохой". У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недоволен и т. д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни работал: в торговле, в промышленности, в сфере обслуживания, да и в любой другой области.

Отсюда понятно, почему "камнем преткновения" для американских менеджеров являются не только "продавцы", которые не умеют улыбаться, но и их руководители. Можно было бы сказать так: начиная со среднего уровня руководства не вполне целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.

И еще один эксперимент, просто поразительный по своим результатам: в следующий раз, когда у вас состоится неприятный разговор, вскоре после которого вам предстоит еще один деловой визит, попробуйте улыбнуться перед тем, как пойти на эту встречу. Между разговорами постарайтесь найти укромное местечко и там, за закрытыми дверями (чтобы никто вас не видел), провести этот опыт.

На первый взгляд этот совет выглядит полным абсурдом. Во-первых, вам сейчас совсем не до смеха, и во-вторых, вы знаете, что в любом случае получится разве что гримаса, а никак не улыбка. Это так и не так. Пусть будет "гримаса", "вымученная улыбка", "комичная ухмылка", но все же заставьте уголки вашего рта подняться! Это вызовет цепную реакцию взаимных влияний языка тела и чувств. Если вы удержите на своем лице "ухмылку" хотя бы секунд двадцать, то неожиданно для вас начнет изменяться и ваше состояние! Сначала вам ваша ухмылка покажется "смешной". Затем она превратится в слегка "вымученную" улыбку; ну а от нее уже совсем недалеко и до "искренней улыбки"!

Затем вы осознаете, что опять способны ясно мыслить.

А все потому, что вы успокоились. И вот вам уже кажется, что тот, на кого вы только что сердились, не так уж и виноват, что он "не знал", "не хотел" или в этот момент "не мог" иначе.

Между тем ваша "улыбка" приобрела более "светлый" оттенок.

Если вы теперь направитесь на встречу со следующим партнером, то, конечно, не будете светиться от счастья, но все же у рта не будет и складок неудовольствия, которые могли бы в свою очередь вызвать отрицательную реакцию партнера; а значит, у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут продуктивно.

Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на большинстве скульптурных изображений Будды).

Открытый рот.

Припомните наш эксперимент, во время которого вы пробовали снять напряжение мышц рта. Вспомните также слова Фельденкрайса, из которых следует, что необходимо "повесить" расслабленную нижнюю челюсть, чтобы определенные мышцы осознанно (а обычно бессознательно) не подтягивали ее вверх. "Цивилизованный" человек никогда не расслабляет свой рот. Разве что во сне, причем это расслабление может зайти так далеко, что у людей мягкое нёбо становится "рыхлым" и при этом могут возникнуть в высшей степени комичные звуки.

Но во время бодрствования мы никогда не держим рот полностью открытым; это бывает разве что у "деревенских дурачков" - в высшей степени неприятная ассоциация. Таким образом, мы предпочитаем закрывать рот в соответствии с нормой, которая заложена в нас воспитанием. А значит, постоянно закрытый рот - это приобретенное качество нашего поведения, но никак не врожденное!

С этой точки зрения приоткрытый рот действует как сигнал тела, наводящий на мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно упомянуть следующие: 1. Удивление.
2. Испуг.
3. Готовность что-то сообщить.
4. Приподнятое и располагающее состояние души.

Одновременно некоторые авторы часто характеризуют открытый рот как признак "отсутствия целеустремленности" и "дурного характера", так как исходят из закрепленного в западной норме правила ("рот должен быть закрыт!"). Я заостряю на этом внимание (прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос в главе 9), чтобы предостеречь от возможной серьезной ошибки при интерпретации поведения людей иной культуры, когда вы считаете за истину, что другие всегда должны реагировать так же, как и вы сами. Да, открытый рот может указывать на отсутствие целеустремленности (это зависит, конечно, от вторичных признаков), но это вовсе не значит, что этот человек вообще не способен быть по-деловому собранным, хотя его рот и открыт (по меньшей мере, время от времени).

Черты горечи вокруг рта.

Попробуйте проделать следующий мини-эксперимент. Подойдите к зеркалу и съешьте что-нибудь горькое или пососите пропитанный какой-нибудь горькой жидкостью кусок хлеба. (Если выпить что-то горькое, то можно не увидеть столь ясной реакции, так как емкость, из которой вы будете пить, закроет рот.)

Понаблюдайте (при многократных пробах), во-первых, за тем, что вы видите, и во-вторых, за изменением ощущений во рту. Стоп.

Попробовали? Тогда вы наверняка обратили внимание, что при ощущении горечи во рту ваш язык отодвинулся как можно дальше от нёба, а нижняя челюсть одновременно подалась вниз, хотя губы при этом остались сомкнутыми.

Снаружи это проявляется в виде определенной мимики в области рта, с трудом поддающейся описанию и определяемой как черты "горечи".

Эта горькая гримаса встречается, конечно, и в тех случаях, когда мы чувствуем что-то "горькое", при определенных неприятных чувствах, как, например, чувстве мерзости, отвращения, презрения. Впрочем, это действует даже тогда, когда мы это только представляем! Когда вы что-то увлеченно читаете и при этом встречаете слово "мерзость", то, если вы достаточно прониклись этим ощущением, на вашем лице можно заметить те же черты горечи.

Люди, к лицу которых "прилипла" эта, как иногда говорят, "мина горечи", своим страдающим видом вызывают у наблюдателей сходное чувство. Поэтому обычно таких людей стараются избегать.

Черты удовольствия вокруг рта.

Теперь, также перед зеркалом, попробуйте съесть что-нибудь сладкое, чтобы почувствовать и увидеть воспринимаемые сигналы сладости (естественно, когда исчезнет привкус горечи, оставшийся от предыдущего опыта...) Стоп.

Вы видели, как ваши губы плотно сжались и сдвинулись перед зубами? Конечно, такие черты встречаются также и в момент радости или чего-нибудь приятного. Впрочем, это все достаточно очевидно, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.

Подбородок.

Подобно сигналам ушей, щек и носа, мимические возможности подбородка довольно ограничены и для большинства наблюдателей едва ли заметны, особенно когда лицо расположено к наблюдателю не в профиль, а в анфас. По существу можно лишь сказать следующее: в момент целеустремленного действия подбородок вытягивается вперед (попробуйте как-нибудь в такой момент взглянуть на себя в зеркало), в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут назад.

В заключение раздела, рассматривающего сигналы рта, стоит еще указать на то, что интонация производится преимущественно ртом и только отчасти гортанью или грудью. Таким образом, аспект интонации можно было бы с не меньшим успехом рассматривать как подраздел мимики: обратите внимание на положение рта, когда вы произносите "о-о-о-о" или "и-и-и-и".

Сигналы головы.

Один сигнал головы мы уже обсуждали - это втягивание головы в плечи при "закрытой" позе. Другие сигналы, такие как покачивание или кивки головой (в рамках нашей культуры), понимаются достаточно однозначно.

Сложнее дело обстоит с интерпретацией низко опущенной головы, так как здесь важны культурные различия (даже в рамках западной культуры). В данный момент стоит лишь указать на то, что наклон головы в сторону может быть вызван тем, что человек плохо слышит. Далее отметим, что наклон головы назад или вниз, особенно у людей, носящих очки, может представлять просто попытку лучше разглядеть что-либо (например, если очки с двойными линзами). Такие сигналы можно интерпретировать ошибочно, если оценивать их с точки зрения "закрытой" или "открытой" позы и упустить из внимания вторичные признаки или не провести контроля истинности.

Вы общаетесь с девушкой на нейтральных тонах и замечаете, что она часто покусывает свои губы. Неужели это намек на то, что она не прочь провести с вами вечер? Стоит ли трактовать это как знак к более решительным действиям или нужно проигнорировать?

Если девушка кусает губы: что это означает?

Вы видите эту девушку почти каждый день или встретились с ней случайно…И вот вы заметили, что, когда вы на неё смотрите, она покусывает губы. Неужели это тайный знак для вас? Не стоит торопиться, ведь на самом деле причин может быть много.

Многие парни и мужчины считают, что покусывание губы является признаком того, что вы ей нравитесь. Но у женщин немного другое мнение на этот счет, и оно кардинально отличается от вашего .

Что означает, когда девушка кусает губы? Причин может быть несколько и многое зависит от того, как именно она это делает:

Она хочет, чтобы вы сделали первый шаг. Возможно, ей надоело ждать, и она решила перейти в наступление. В таких случаях девушки также смотрят вам в глаза или улыбаются. Если она не смотрит на вас, вряд ли это признак симпатии и желания.

У неё пересохли губы. Многие девушки покусывают их только для того чтобы увлажнить, так как они постоянно пересыхают. Присмотритесь, если она чем-то занята и не обращает на вас внимание, то скорее всего, причина именно в этом.


Она нервничает
. Покусывание губ может также указывать на то, что она не в настроении и нервничает. Это можно определить по её бегающему взгляду и нервным жестам. Со страстью и желанием вы вряд ли это спутаете.

Она о чем-то думает. Возможно, девушка просто задумалась о чем-либо, и не более того. А вы уже себе напридумывали!

Девушка злится. Иногда это признак того, что она расстроена или злится. В таких случаях лучше не пытаться с ней познакомиться.

Это просто привычка . Некоторые люди делают это совершенно неосознанно, как парни, так и девушки. Присмотритесь, если она делает это часто, то скорее всего, кусание губы в данном случае 0 привычка.

А если девушка кусает нижнюю губу? Да неважно, какую именно губу она кусает - верхнюю или нижнюю! О возможных причинах мы написали выше. Руководствуйтесь этими сведениями.

А что думают девушки по этому поводу?

Зачем девушки кусают губы? Если спросить об этом самих представительниц прекрасного пола то большинство из них ответит, что делали это только чтобы увлажнить их, или когда нервничают. И только лишь единицы действительно пытались таком образом «подцепить» понравившегося парня.

Чтобы определить, с какой целью девушка кусает губы, достаточно просто проанализировать её поведение. Если она не смотрит на вас, не стоит питать больших надежд. Но если при покусывании она с озорным видом поглядывает на вас, наступайте в атаку!

Наряду с глазами рот является наиболее выразительной частью лица. Наука физиогномика позволяет по размеру и форме рта определить внутреннюю энергию человека. Большой рот и опущенные уголки губ говорят о сильной воле, то есть на такого человека трудно повлиять. Хотя мнение в отношении уголков рта довольно неоднозначно. Чарльз Дарвин, например, считал, что опущенные к низу уголки рта свидетельствуют о плаксивом настроении или депрессии. По другому мнению, обладатель небольшого дугообразного рта со слегка опущенными уголками сентиментален и раним. Приподнятые уголки губ соответствуют простодушной, добросовестной и умственно одаренной натуре.
По мнению физиогномистов, маленький рот свидетельствует о слабом характере и озабоченности в борьбе за выживание. Японцам, например, импонирует большой рот у мужчин и маленький у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, а это очень не нравится волевым мужчинам.

Замечено, что плотно сжатые губы и стиснутые зубы говорят о настойчивости человека. Плотно закрытый рот - о целеустремленности и решимости. Напротив, открытый рот, особенно с отвисанием нижней челюсти, выражает снижение психической активности. Симметричное, без перекосов открытие рта свидетельствует о сбалансированности эмоций.

Одним словом, можно сказать, что большой рот является свидетельством смелости и в тоже время лживости, маленький - боязливости, а также и скромности, сжатый - твердости, открытый рот - глупости.

Также большое значение в физиогномике придается величине, форме и цвету губ. Представители различных школ физиогномистов по-разному трактуют. Например, по данным одной школы, толстые и большие губы говорят о насмешливости и разуме, тонкие и маленькие - о лживости и лукавстве. Толстая верхняя губа - о несправедливости, длинная нижняя губа - о влюбчивости и разуме. Губы сердечком - о решительности и активности, а втянутые губы - о доверчивости и плохом состоянии дел.

По данным другой школы физиогномистов, различаются различных видов губ, главным образом у женщин:

Губы бантиком - самые женственные. Они свидетельствуют об обаянии, кокетстве, чувственности и в то же время о неискренности и лживости. У мужчин это признак тщеславия и легкомыслия;

Сочные губы бывают у живых, разговорчивых, открытых людей, которые быстро приобретают друзей, легко приспосабливаются к любой ситуации и отличаются темпераментом и чувственностью;

Маленькие губы - нежные, тонкие, с мягкими линиями, говорят о великодушии, уме, честности и скромности;

Тонкие губы - холодные, но очаровательные. Они выдают натуру страстную, очень нежную, но иногда слишком сдержанную. Такого человека трудно увлечь, в любой ситуации он красноречив и остроумен. Слишком тонкие губы бывают у жестких людей, способных на подлость;

Гармоничные губы - тонко прорисованные и несколько ироничные, могут принадлежать поэтессе и интеллектуалке, умеющей сочетать реальность с сентиментальностью;

Несимметричные губы - за счет большой верхней губы принадлежат властному, сухому человеку с рациональным разумом и лишенному эмоций. Если нижняя губа при этом поджата, то это свидетельствует об импотенции у мужчин и фригидности у женщин;

Толстые (пухлые) губы - одновременно признак чувственности и твердости характера, отличительные черты которого - великолепный контроль над собой, непоколебимое спокойствие и потребность в удовольствиях.

Таким же образом по форме рта, точнее по изгибу губ в момент поцелуя, можно оценить характер и темперамент своего избранника или партнера. "Геометрия губ" во время поцелуя является прекрасным материалом для серьезного научного изучения. Еще в начале XX в. был разработан точный тест, основанный на выявлении манеры поцелуя: испытуемый покрывает свои губы помадой и вместо приятных губ или щеки "целует" белый лист бумаги. Идентификация оттиска такого поцелуя позволит узнать человеку о характере и отношении к нему его (или ее) избранника.

Различные оттиски губ в момент поцелуя и их идентификация:

А - рот в форме правильного круга: партнер заслуживает полного доверия;

Б - рот в форме деформированного круга: влечение к Вам несерьезное;

В - рот в форме полукруга: партнер искренен, но без особых гарантий;

Г - рот в форме деформированного полукруга: обещания, данные в горячке, будут сдержаны;

Д - рот с ровной горизонтальной линией: партнер с добрым большим сердцем;

Е - рот в форме разорванного каре; партнер садо-мазохист;

Ж - рог с деформированной вертикальной линией: очень боязливый партнер;

З - линии рта в форме правильного зигзага: партнер, ненавидящий Вас.