Рассеянность внимания – такой психологический термин, под которым принято понимать нарушение центральной нервной системы, причем оно является довольно серьезным и возникнуть может практически у любого человека.

Понятие и разновидности

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое рассеянность, нужно сначала определиться с тем, что мы будем понимать под словом «внимание». Это такой психологический процесс, который позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне. Другими словами, внимательность и внимание можно еще назвать способностью сосредоточиться на каком-либо объекте, предмете или действии. За счет внимания человек не только ориентируется в жизни, но и может осуществлять те или иные действия.

В случае, когда человек не может сосредоточиться на чем-либо и постоянно что-то забывает, можно говорить о рассеянности и невнимательности. Примечательно, что они не появляются у человека от рождения, а приобретаются в процессе жизни ввиду тех или иных обстоятельств. У рассеянных людей может возникать масса проблем, и это не удивительно, ведь с ними крайне неудобно общаться, хотя бы потому, что они постоянно все забывают.

Существует три основных вида рассеянности:

  • Функциональная.
  • Минимальная.
  • Поэтическая.

Первый вид невнимания появляется у людей, которые долго выполняют монотонную работу. Также он может возникнуть в результате головных болей или проблем со сном, а также из-за наличия хронических заболеваний (особенно связанных с центральной нервной системой).

Минимальная рассеянность характерна для тех людей, которые глубоко сосредоточены на своих внутренних переживаниях и в связи с этим мало концентрируются на том, что считают не очень важным. Такой вид невнимательности в психологии иногда называют профессорской. Под поэтической рассеянностью принято понимать такую невнимательность, которая возникает потому, что человек почти всегда витает в облаках или фантазирует. Зачастую это творческие люди – поэты, художники, писатели.

Нарушение внимания у разных людей может проявляться по-разному. Например, это может быть недостаточная концентрация, за счет чего человек плохо запоминает то, что он увидел или услышал. Это нарушение может возникать как во взрослом возрасте, так и у детей.

Рассеянность может проявляться также в виде – это когда человек медленно и заторможенно переключается с одной темы на другую. Она может проявляться у людей с нарушениями психики или быть обусловлена типом . В частности, такое свойство присуще флегматикам.

Невнимательным может быть еще и человек, у которого имеется такая черта, как неустойчивость, т.е. скачкообразное внимание. Такие люди перескакивают с одной темы на другую и потому не могут хорошо запомнить ни той, ни другой. Часто это бывает в детстве, особенно у гиперактивных ребятишек.

Немного о причинах

Можно ли справиться с рассеянностью, и какими способами это делать? Ответить на эти вопросы можно, только если разобраться в том, каковы причины рассеянности.

Сначала поговорим о том, что есть физиологические факторы, которые приводят к невнимательности. К ним относятся физическая и эмоциональная усталость, бессонница, диеты, а также наличие профессии, требующей от человека выполнения нудных и однотипных действий. Люди, которые чрезмерно сосредоточены только на одном объекте или предмете, допустим на научной работе, тоже могут страдать таким расстройством, как несобранность.

Стоит отметить, что при этом у них не страдают другие психологические характеристики, например память. Она, наоборот, улучшается – просто дело в том, что ученые часто отбрасывают то, что им не нужно, и сосредоточиваются только на том, что их в действительности очень интересует.

Невнимательностью часто страдают люди пожилого возраста. У стариков с годами ослабевает концентрация внимания и возникают его расстройства. Но бывает и так, что вполне молодые люди могут быть рассеянными. У них причины этого кроются зачастую в нарушении функций организма или болезнях, таких как остеохондроз, артериальная гипертензия, атеросклероз, эпилепсия и т.п. Кстати, при беременности у женщин тоже нередко могут возникать нарушения внимания.

Отдельно стоит поговорить о том, какое значение имеет невнимательность в детском возрасте. Развитие внимания у детей во многом зависит от родителей – в частности, от того, насколько много они занимаются с ребенком. Самое главное, что взрослые должны стараться воспитывать в своих детях, – это самоконтроль. Если он не развивается, то у ребенка внимание будет «порхающее» он не сможет глубоко сконцентрироваться ни на чем.

Кстати, ученые говорят, что причинами детской рассеянности могут быть на первый взгляд безобидные вещи: увлечение сладостями, консерванты и пищевые добавки, нехватка магния и железа и т.п. Заметить, что ваш ребенок склонен к рассеянности, легко – он , неусидчив, постоянно суетится, часто переключается с одного дела на другое и т.п. Уберите из рациона малыша ненатуральные продукты, а еще лучше обратиться к профессиональному психологу, чтобы он посоветовал, как преодолеть возникающие проблемы.

Налаживаем жизнь

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Есть несколько советов, которые могут помочь человеку стать более сосредоточенным и понять, как бороться с рассеянностью. Не обязательно сразу обращаться к врачу или психологу. Можно начать с простых шагов: наладить режим дня, постараться избегать стрессов и конфликтов, начать сбалансированно питаться, а также отказаться от вредных привычек.

Если этого окажется недостаточно, чтобы побороть рассеянность, то причина может оказаться в недостатке определенных веществ – фолиевой кислоты и витаминов группы В, которые могут помочь преодолеть забывчивость. Первая содержится в таких продуктах, как черемша, печень птицы, шпинат, орехи, цитрусовые и яйца. Полезный витамин В12 есть в морской рыбе и других морепродуктах, сметане и сыре.

Но как справиться с рассеянностью навсегда? Только режима дня и правильного питания зачастую бывает недостаточно, чтобы ее победить. Существуют специальные методики тренировки памяти и медитации.

Стоит отметить, что от природы женщины более рассеянны, чем мужчины. Дело в том, что они обычно склонны выполнять сразу несколько действий. Например, красить губы, смотреть любимый сериал и разговаривать по телефону. От этой привычки, если вы поймали себя на мысли, что многое забываете, стоит отказаться.

Постарайтесь распределить все свои дела и выполнять их в строго определенном порядке. Ведь согласитесь, ничего страшного не случится, если вы сначала поговорите по телефону, а потом накрасите губы. Избавляться от невнимательности стоит планомерно: продумывайте свои действия на несколько шагов вперед, а прежде чем приступать к чему-то, сначала мысленно сделайте то, что вы хотели. Есть еще несколько советов: старайтесь класть вещи на свое место, не откладывайте «на потом» мелкие дела, пишите себе «напоминалки» – и через некоторое время вы заметите, что рассеянность вас больше не беспокоит… Автор: Елена Рагозина

Невозможность найти какую-то вещь означает, что вы не помните, куда ее положили. Если вы не знаете, заперли ли вы, уходя из дома, входную дверь, то это значит, что вы не помните, сделали вы это или нет. Рассеянность — изъян памяти.

Рассеянность проявляется, когда в действии не участвует разум, когда оно совершается подсознательно. Если разум куда-то «отлучается» во время совершения действия, то наблюдение отсутствует и, что еще важнее, отсутствует первоначальное осознание.

Рассеянность — пожалуй, самая распространенная из всех мелких неприятностей, которые тем не менее сильно раздражают. Рассеянностью в той или иной мере страдают все, но чаще всего она проявляется у пожилых людей. Техники, которые мы предлагаем для преодоления этой неприятности, помогли бесчисленному множеству людей, в том числе пожилых.

Многим нашим читателям рассеянность может казаться вполне заурядной проблемой. Возможно, они не задумываются над тем, сколько времени, нервов и энергии мы теряем, разыскивая вещи, которые «куда-то положили всего минуту назад», или гадая, выключили ли мы газовую плиту, утюг, заперли ли дверь. Сколько времени потрачено на поиски вещей, забытых в автобусах, поездах, такси, в гостях у друзей и на работе!

Решение проблемы рассеянности представляется простым и очевидным. Все, что надо сделать, — это заставить себя подумать о действии в момент его совершения, хотя, конечно, легче сказать, чем сделать. Как надежно заставить себя подумать о каком-то мелком действии в тот момент, когда оно совершается? Есть только один способ — образование ассоциаций.

Засунь его себе в ухо!

Ассоциации порождают первоначальное осознание. Как возникновение первоначального осознания — это регистрация в сознании какого-то действия в тот момент, когда оно происходит, так и формирование мгновенной ассоциации решает проблему рассеянности.

Например, вы сидите за столом и что-то пишете. Звонит телефон. Вы машинально закладываете карандаш за ухо или втыкаете его в волосы. Несколько минут вы говорите по телефону, а потом полчаса ищете карандаш, который преспокойно лежит у вас за ухом. Хотите впредь избежать этой невыносимой неприятности? Отлично, тогда в следующий раз, когда зазвонит телефон, и вы привычным жестом засунете карандаш за ухо, нарисуйте себе отчетливую картинку: «увидьте», как вы на всю длину засовываете карандаш себе в ухо.

Такое зрелище, конечно, может повергнуть вас в ужас, но зато вы будете точно знать, куда дели карандаш. Совершенно дурацкая ассоциация — засунутый в ухо карандаш — заставит вас в долю секунды подумать о двух вещах:

  1. о карандаше,
  2. о том, куда вы его задевали. Проблема решена!

Да, она будет решена, если вы станете создавать ассоциации всякий раз, когда откладываете карандаш — куда бы вы его при этом ни клали. Просто выработайте у себя привычку к формированию ассоциации и удерживайте эту ассоциацию в голове первые несколько раз. Сделайте ее привычной, и тогда она будет срабатывать автоматически.

Где мои очки?

Если вы всякий раз, выходя из гостиной, кладете очки на телевизор, то постарайтесь «увидеть», что телевизионная антенна протыкает линзу очков и разбивает ее. Эта ассоциация заставит вас содрогнуться. Гарантируем, что в следующий раз вы немедленно вспомните, куда положили очки. Это произойдет, во-первых, потому, что вы подумаете об очках в тот момент, когда положите их на телевизор, и, во-вторых, вы запомните вещь, которая заставит вас вспомнить о телевизоре в связи с очками.

Если вы кладете очки на кровать, то можете вообразить себе гигантские очки, спящие в вашей постели. Если вы суете их в карман, то представьте себе, как очки разбиваются в кармане и дырявят его. Или представьте себе, что порезались, сунув руку в карман. Идея все та же: ассоциация — неважно какая — заставит вас подумать о действии в момент его совершения. Всегда думайте в момент, когда вы делаете то, что хотите запомнить. Если вы отложите формирование ассоциации, то забудете о ней, а значит, не сможете найти очки!

Подальше положишь, поближе возьмешь?

Многие люди часто прячут в потайное место какую-то дорогую для них вещь и потом не могут вспомнить, куда ее дели. (Как правило, такие вещи находят при переездах, когда выгребают содержимое всех ящиков и полок.)

Эту проблему тоже можно решить, формируя мгновенные ассоциации. Скажем, у вас есть очень красивая и дорогая перьевая ручка, которую вы хотите сохранить для детей и внуков. Вы кладете ее в ящик шкафа под свитера. В тот момент, когда вы это делаете, представьте себе, что ручка потекла, залив чернилами ваш любимый свитер. Будьте уверены, что в следующий раз, когда захотите полюбоваться на ручку, то будете точно знать, что она лежит под свитерами. Надо всего лишь связать предмет с тем местом, куда вы его кладете. Попробуйте, и вы убедитесь в том, что эта идея превосходно работает.

Горим!

Одна женщина, учившаяся на наших курсах, пожаловалась однажды, что у нее постоянно сгорает мясо в духовке, потому что она просто о нем забывает. Этого можно избежать, например, укладывая в духовку — вместе с порционными кусками — маленький кусочек мяса. Когда он начнет гореть, запах будет означать, что большие порции уже готовы. Это лучший способ, хотя, конечно, и маленький кусочек мяса тоже стоит денег.

Возьмите себе за правило каждый раз, что-то кладя в духовку, ставить посреди кухни на пол пустую сковороду. Разве теперь вы сможете забыть про жаркое? Вы неизбежно будете вспоминать о нем каждый раз, перешагивая через неудобно лежащую сковородку.

Услышав этот совет, один мужчина язвительно заметил: «Все это прекрасно, но после того, как включаю духовку, я ухожу в комнату смотреть телевизор. Как я увижу эту сковородку?» Решение очевидно: надо взять сковородку с собой и водрузить ее на телевизор.

Вместо сковородки можно воспользоваться любым предметом, который странно смотрится на полу, — прихваткой, тарелкой, кусочком сыра. Идея основана на стандартном правиле — одна вещь должна напоминать о другой.

Идея эта отнюдь не нова. С этой целью привязывают к пальцу нитки, надевают часы на правую руку, помещают в кучку монет мятую купюру. Однако подобные ухищрения напоминают вам, что вы хотели что-то запомнить, но не помогают понять, что именно. Сковорода на кухонном полу, напротив, напомнит вам именно о жарком, потому что сковорода применяется только и исключительно для жарки. Если же вы любите привязывать к пальцу ниточку или надевать часы на правую руку, то не забудьте сформировать ассоциацию между ниткой или часами и предметом, о котором надо вовремя вспомнить. Теперь у вас есть две необходимые вещи: предмет, который напоминает о том, что надо что-то не забыть, и предмет, о котором надо помнить.

А что утюг?

Зачем портить себе вечер, мучаясь в догадках — выключили ли вы плиту, заперли ли дверь и выдернули ли из розетки шнур утюга? Сделайте привычкой формирование быстрых ассоциаций в те моменты, когда вы производите эти и подобные действия. Выключая плиту, представьте себе, что сунули голову в духовку! Эта картина в течение доли секунды позволит думать о том, что вы только что сделали. Теперь, когда вы подумаете о плите, то будете наверняка знать, что она выключена. Впрочем, неважно, что вы себе вообразите, — любая картинка заставит вас подумать о совершаемом действии.

Надо же себя заставлять!

Пожалуй, об этом все. Суть этого метода заключается в том, чтобы схватить разум за холку и заставить его подумать о нужной вещи в нужный момент. Сначала вам придется принуждать себя к формированию ассоциаций такого рода, но потом это станет привычкой, доведенной до автоматизма. Сейчас вы, возможно, думаете, что построение таких ассоциаций — пустая трата времени. Но попробуйте, и вы откажетесь от своего заблуждения. Вы увидите, что забавные картинки начнут возникать в вашем воображении сами собой в течение долей секунды. Мы уж не говорим о том, сколько времени вы вообще сможете сэкономить. Если вы уже применяли нашу систему, то улучшили не только свою память, но и способность к воображению, концентрации внимания и, что самое главное, усовершенствовали свою наблюдательность.

Обсуждение

психологи советуют для тренировки концентрации решать cудоку и ребусы и тд. Еще есть отличное лекарство, называется гинкоум - оно тоже помогает "наладить" работу головы.

25.05.2019 12:29:36, катя_горячева

Ну да, это если хочешь к рассеянности прибавить еще и сумасшествие - тогда метод хорош.

Комментировать статью "Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций"

у нас не получается такого. сначала боролись, а потом плюнули. стрижем раз в 3 недели, я совсем короткое тоже не люблю 03.12.2018 15:30:20, Чернобурка. Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций.

" Оперативная " память ребенка. Дочке 6 лет, дома год с небольшим. В последнее время обратила внимание на проблемку в дело вступает образная память (память представлений) - зрительная Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций.

Это невнимательность или признак чего-то серьезного? Проблем с пониманием прочитанного нет. Понимает, отвечает на вопросы, вот сейчас учимся пересказывать.

Невнимательность или плохой слух?. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. В тот момент, когда вы это делаете, представьте себе, что ручка потекла, залив чернилами ваш любимый свитер. Надо же себя заставлять! Пожалуй, об этом все. Суть этого метода заключается в том, чтобы...

Тренировка памяти: как бороться с рассеянностью; метод ассоциаций для развития памяти. Если вы уже применяли нашу систему, то улучшили не только свою память, но и способность к воображению, концентрации внимания и, что самое главное, усовершенствовали свою...

Вероятнее всего просто невнимательность, да? Как с этим бороться? Невнимательность - как бороться? В ней описаны методы коррекции, занятия с такими детками и благоприятные...

Невнимательность - как бороться? Была в. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Невнимательность - как бороться? Была в школе на дне открытых дверей, посмотрела...

У меня тоже главный враг - невнимательность, рассеянность. Невнимательность - как бороться? Была в школе на дне открытых дверей, посмотрела дочкины (12 лет, 6 кл...

патологическая невнимательность!!. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. патологическая невнимательность!! Вот скажите мне, люди добрые, есть ли какой нибудь...

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Если тут появятся рецепты как бороться с рассеянностью - тоже воспользуюсь:), а пока рассенно наблюдаю за мелкими потерями. Невнимательность - как бороться?

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Зачем портить себе вечер, мучаясь в догадках - выключили ли вы плиту, заперли ли дверь и выдернули ли из розетки шнур утюга? Вообщем, с этого момента я поняла, что говорить нужно обо всем...

Как бороться с рассеянностью?. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Если тут появятся рецепты как бороться с рассеянностью - тоже воспользуюсь:), а пока рассенно наблюдаю за мелкими потерями. Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций.

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Рассеянность - изъян памяти. Рассеянность проявляется, когда в действии не участвует разум, когда оно совершается подсознательно. Алеман Андре. Пожилые люди и плохая память.

Невнимательность. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Невнимательность. Я очень невнимательная, постоянно страдаю от этого.

Но беда в том, что учитывая весь букет, подходящих нам методов, практически нет.Плюс ко всему-очень плохой ночной сон. Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Лекция по методу биологической обратной связи.

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Когда беспокоиться о забывчивости? Невнимательность - как бороться? Была в школе на дне открытых дверей, посмотрела дочкины (12 лет, 6 кл.) контрольные по математике.

ЗЗЫ Только пожалуйста не надо дискуссий на тему, хорош или плох метод Спока, я для себя это уже решила, поэтому прошу именно помощи по поводу переубеждения мужа.

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Пропущенная встреча, телефонный звонок без ответа, забытое поздравление с днем рождения. Мы обвиняем свою память, хотя постоянная забывчивость связана не с ней. Всему виной рассеянность. Как это ни странно, к памяти рассеянность не имеет никакого отношения. Но это качество напрямую связано со всеми вашими пропущенными встречами, забытыми документами или несделанными рабочими обязанностями.

Рассеянность и невнимательность могут соседствовать с хорошей памятью. Обычно они связаны с отсутствием концентрации. Если человек постоянно ищет свои ключи, уходит на совещание без нужных документов, забывает перезвонить коллегам, то он просто не может сосредоточиться. И причин рассеянности может быть несколько. Это и нарушения сна, и усталость, и недовольство монотонной работой, и отвлекающие факторы. Например, вы уже собирались выключить плиту после приготовления ужина, но тут пришли гости, и плита осталась включенной. Иногда причиной рассеянности становится неумение сосредоточиться, собраться в нужный момент, привычка отвлекаться и не обращать внимания на детали.

Если вы понимаете, что все проблемы связаны с банальной усталостью, то просто дайте организму время отдохнуть. Часто побороть рассеянность помогает смена обстановки или деятельности. Найдите новое увлечение, новое хобби, посетите новое место. Почитайте книгу или посмотрите фильм. Но иногда и это не помогает, рассеянность становится образом жизни, прочно закрепляется в вашей повседневности. Тогда вам помогут следующие советы.

Как бороться с рассеянностью

  • Делайте небольшие передышки в работе, чтобы осознать, что уже сделано, а что еще предстоит сделать. Перед началом нового дела продумайте его, составьте мысленный план, осознайте, что конкретно вам потребуется для выполнения. Во время таких пауз нужно оградить себя от любой деятельности, просто размышляйте о предстоящем занятии, о его ходе.
  • Необходимо сосредоточиться на том, что вы делаете. Часто забывчивость – это результат отсутствия концентрации. Человек может выполнять одно дело, но думать совершенно о другом. Можно вспомнить исторический анекдот. Как-то Эйнштейн шел по улице, погруженный в свои мысли, и встретил знакомого. Эйнштейн пригласил его в гости, сказав: «У меня будет профессор Стимсон». Знакомый удивленно заметил, что он и есть Стимсон. «Это не важно - все равно приходите», – ответил Эйнштейн.
  • Некоторые дела требуют немного времени на выполнение. Но мы продолжаем их откладывать и переносить на потом. Так они могут тянуться несколько дней и даже недель. Такое поведение только усиливает вашу рассеянность. Эти дела нужно выполнять незамедлительно, обычно они не требуют долгой подготовки. Сделайте их, тогда вы сможете избавиться от небольшой проблемы. Гораздо хуже, если таких маленьких дел накопилось так много, что для решения нужно несколько часов. Так вы точно можете забыть что-то важное. Используйте правило 2 минут.
  • Визуальные напоминания – это ключ к избавлению от невнимательности. Возьмите несколько предметов, которые напомнят вам о делах. Разместите их рядом с собой, чтобы они всегда были в поле зрения. Так вы будете помнить о том, что необходимо сделать.
  • Также можно использовать сознательные ассоциации. Придумайте связь между обстановкой и делом, предметом и важным заданием. Как только вы окажетесь в этой обстановке, то сразу вспомните о том, что нужно выполнить.
  • Старайтесь не создавать искусственные условия для рассеивания внимания. Захламленный рабочий стол, ненужные канцелярские принадлежности, лишние журналы – все это отвлекает ваше внимание. Это касается и рабочего стола компьютера. Ярлыки или фотографии, которые вам сейчас не нужны, могут отвлекать вас от дел. Более того, если вы не можете сразу найти нужную папку, нужный документ или ярлык программы, то вы тоже будете подвержены рассеянности и невнимательности.

Следование этим правилам – отличный способ избавиться от рассеянности. Вы сможете перестать забывать о важных вещах, пропускать встречи и другие мероприятия.

Читайте статьи данной категории:

  1. рита сказал,

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? это вопрос всей моей жизни! я с детства черезвычайно невнимательная! чего я только не пробовала и фитнесы, и стихи, и языки, и прогулки, и медитации, и чаи…. ой, а чего только не пила и глицин эваларовский, и ноотропил, и пирацетам, и дальше не помню… мне суждено помереть такой рассеянной)

«С переодичностью раз в пол года-год я(к глубочайшиму сожалению)теряю(или у меня воруют телефон) Правда не буду кривить душой случается это в основном под мухой(((подскажите как это побороть. Спасибо)))

Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация - рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое - скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания - болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей - главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается помг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность - будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Как бороться с рассеянностью и невнимательностью

Причины появления рассеянности и невнимательности

Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.

Как сосредоточиться и перестать отвлекаться

Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.

Ухудшение памяти: причины и лечение

Память считается наиважнейшей функцией человеческого мозга, которая влияет на познавательные процессы, психическую деятельность, мыслительную способность. Данная функция является комплексным процессом, который по определенным причинам может подвергаться изменениям.

Причем расстройства способны возникнуть в любом возрасте, нередко они встречаются и у молодых. Наша статья расскажет о том, почему возникает ухудшение памяти и внимания и как бороться с данными изменениями.

Причины и особенности нарушений в разном возрасте

Подобные проблемы могут проявиться в виде потери кратковременной памяти. Они способны существенно изменить качество жизни. Для этого имеются множество причин, среди которых ведущее место отдано:

  1. Приему медикаментозных средств. Имеются медикаменты, которые приводят к ухудшению памяти и внимания.
  2. Чрезмерному употреблению алкогольных напитков, наркотических препаратов. Эти вредные привычки оказывают негативное воздействие на головной мозг, ухудшая скорость протекания процессов.
  3. Недостаточному количеству сна, которое приводит к хронической усталости, из-за чего появляются препятствия для нормальной обработки информации.
  4. Частым стрессовым ситуациями, понижающим фиксирование внимания. При нервных перенапряжениях человек словно зацикливается на переживаниях, от чего страдает способность запоминания.
  5. Неполноценному питанию. Чтобы головной мозг нормально функционировал, необходимо употребление жиров и белков, особую роль играет употребление продуктов питания, богатых витаминами группы В.
  6. Травмы головы могут привести к потере памяти, причем не только долгосрочной, но и краткосрочной. Бывают случаи, что со временем память возвращается.
  7. Инсульт нередко приводит к потере памяти. Обычно люди, перенесшие инсульт помнят картинки детства, но то, что было на обед забывают.

Нарушения у молодых

Бывают случаи, что проявляется рассеяность у людейлет. Они нередко забывают о том, какой сегодня день недели, куда положили ключи от квартиры. Данную забывчивость в основном формируют такие причины, как ведение нездорового образа жизни. Часто после бурно проведенного вечера молодежь не помнит, что же происходило вчера.

Особые аспекты нарушения головного мозга, приводящие к забывчивости, проявляются из-за всевозможных гаджетов. Для здоровья мозга необходима многозадачность, ее же выполняет электроника. Если не будет происходить переключение внимания на разные виды деятельности, то нарушается кратковременная память.

Часто невнимательность возникает из-за пагубной привычки держать рядом во время сна телефоны. Они выделяют вредные электромагнитные поля, которые разрушают разнообразные функции головного мозга. У людей происходит психологическое нарушение, ведущее за собой эмоциональный дисбаланс, они стают более рассеяны, забывчивы.

Также резкое ухудшение памяти возникает во время обезвоживания организма, при пониженном сахаре в крови. Как правило, при устранении причин, вызывающих проблему, восстанавливаются функции головного мозга.

Важно! Если у молодежи обнаруживаются затруднения с запоминанием, то есть смысл пересмотреть свой образ жизни, возможно этому виной являются недостаток сна, гиподинамия, наличие вредных привычек.

Изучив методы Елены Малышевой в улучшении мозгового кровобращения, координации, восстановлении памяти, а также для лечения ВСД, депрессии, бессонницы снятия постоянных головных болей и спазмов - мы решили предложить его и вашему вниманию.

Нарушения у лиц пожилого возраста

Нередко жалуются на забывание пожилые люди. Часто бывает, что они забыли дорогу домой, какой фильм смотрели накануне, для чего зашли в комнату, как называются привычные предметы. Обычно данные проблемы связываются со старческим слабоумием. Однако не всегда они являются признаком неизлечимых заболеваний. Обычно старшие люди нуждаются в большем времени для запоминания, вспоминания информации.

Данное явление не является проблемой, возникающей в результате неизбежного старения, поскольку головной мозг имеет уникальную способность вырабатывать молодые клетки в любом возрастном периоде. Если же этой способностью не пользоваться, то клетки мозга атрофируются. На ухудшение памяти у людей пожилого возраста влияют следующие причины:

  • ухудшение состояния той области головного мозга, которая отвечает за процесс воспоминания;
  • снижение количества синтезируемых гормонов, защищающих клетки и стимулирующих формирование новых связей нейронов;
  • благодаря многим заболеваниям, происходит уменьшение кровообращения, негативно влияющее на умственную деятельность.

Важно! В пожилом возрасте необходимо своевременно отличить забывчивость свойственную возрасту от начала развития серьезных заболеваний.

Как отличить нормальное нарушение памяти у пожилых людей от развития заболеваний?

Нередко у пожилых людей и их окружения возникает вопрос, как отличить нормальные изменения когнитивной функции мозга от начала серьезных заболеваний. Главным отличием является то, что при начале болезни периодические провалы оказывают влияние на повседневную жизнь человека. Стойкое ухудшение речевого аппарата памяти называется старческой деменцией. Человек практически теряет возможность к абстракции и логике.

Если забывчивость и рассеянность не мешает вести обычный образ жизни, заниматься привычным видом деятельности, то это нестрашные возрастные изменения. Начинающемуся слабоумию свойственны затруднения для решения обычных задач, например, мытье посуды. Также сигналом для того, чтобы заподозрить заболевание, служит потеря ориентации в хорошо знакомой обстановке, изменение поведения, искажение произносимых слов.

При появлении подобной симптоматики необходимо как можно скорей проконсультироваться с невропатологом, он, после определенных диагностических мер, порекомендует лечение, избавляющее от сформировавшихся проблем.

Влияние наркоза

Всем известно негативное влияние наркоза на работу головного мозга, нередко от этого страдает и память, падает способность к обучению, наблюдается рассеянное внимание. Обычно со временем данная проблема проходит, но бывают случаи, что спонтанное восстановление после влияния наркоза не наступает.

Если спустя 3 месяца не наступает улучшение, то необходимо обратиться к неврологу, который после выяснения причины назначит адекватную терапию. Чаще всего он рекомендует прием ноотропов, нейропротекторов, антиоксидантов, нестероидных средств, оказывающих противовоспалительное действие. Также для ускорения возвращения памяти рекомендуется решение кроссвордов, шарад, больше читать литературу. Если своевременно не обратиться к врачу, то можно только усугубить ситуацию и терапия не принесет ожидаемого результата.

Что делать при рассеяности?

Многие люди в современном ритме часто страдают от забывчивости. В вопросе, как бороться с забывчивостью, специалисты выделяют следующие действенные рекомендации:

  1. Поскольку рассеяность, забывчивость является недостаточной концентрацией, то необходимо научиться сосредотачиваться на конкретном действии, при этом не отвлекаясь на второстепенные предметы.
  2. Также во время работы следует делать небольшие паузы, которые помогут разобраться какая часть сделана, сколько еще нужно сделать.
  3. Визуальные напоминания в виде стикеров, плана работы помогут не пропустить важные вещи.
  4. Нельзя откладывать на потом мелкие дела. От них необходимо избавляться сразу же. Так как куча мелких дел обязательно помешает в выполнении важной работы.
  5. Для лучшей концентрации следует держать порядок на столе. Излишняя захламленность отвлекает.
  6. Следует завести блокнот для записи важных дел, при этом выполненную работу нужно вычеркивать.

Также для борьбы с рассеяностью можно использовать методику: «Найди 15 отличий». Для повышения концентрации внимания нужно заниматься посильными видами спорта, сократить время пребывания в виртуальности и больше уделить времени для общения с людьми. Когда же данные несложные рекомендации не приносят ожидаемого результата и состояние только ухудшается, то необходимо обратиться к врачу.

Упражнения для устранения нарушений

Для предотвращения нарушений памяти, при начале образовавшихся проблем хорошим средством являются несложные упражнения. Ниже приведены некоторые из них:

  1. Можно привычные действия совершать по – непривычному. Например, чистить зубы другой рукой или иной дорогой ходить в магазин.
  2. После просмотра фильма полезно восстанавливать ход действий.
  3. Большую пользу приносят разгадывания кроссвордов.
  4. Полезно считать в уме от 1 до 100 наоборот.
  5. Можно попробовать написать по 5 слов из предложенных слогов, например: «Ре», «Мо».
  6. Хорошо зарекомендовали себя заучивания стихотворений.
  7. Неплохо тренирует головной мозг рисование геометрических фигур сначала правой рукой, потом левой, а затем обоими.
  8. Составление новых слов из предложенного слова, например: Парикмахер – парик, рама.
  9. Можно почитать любую литературу перевернутую вверх ногами.

Для того, чтобы данные упражнения принесли пользу, необходимо проводить их ежедневно. Невропатологи утверждают, что если каждый день уделять на это по 20 минут, то можно существенно улучшить функционирование головного мозга.

Терапия

Медикаментозное решение проблемы возможно лишь после тщательного обследования. Обычно ухудшение памяти требует лечение лекарственными препаратами послелет, когда рекомендуемые упражнения не приносят ожидаемого результата. Чаще всего для этих целей рекомендуют прием:

  1. Билобила, который изготовлен из экстракта растения Гинкго Билоба. Лекарство нормализует кровообращение, улучшает функционирование головного мозга, способствует устранению тревожности, улучшению сна, настроения.
  2. Глицина, который является наиболее безопасным средством, мягко воздействующим на процессы головного мозга.
  3. Аминалона, позволяющего усваивать глюкозу, которая является питанием для нервных клеток.
  4. Экстракта элеутерококка, который тонизирует организм, восстанавливает умственную деятельность, уменьшает перенапряжение.

Кортексин

Особую роль для лечения нарушений памяти играет назначение Кортексина, произведенного из головного мозга крупного рогатого скота. Он производится порошком, который при растворении вводится инъекционно. Данный препарат широко применяется при травмах головного мозга, инсультах. Позволяет лечить болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Также он широко используется для улучшения когнитивной функции головного мозга.

Кортексин налаживает баланс между торможением и возбуждением, защищает от кислородного голодания клетки головного мозга, предотвращает их старение. Данное натуральное средство назначается курсами, при необходимости которые можно повторять трижды за год.

Придерживаясь определенных правил можно избавиться от рассеянности. Если же при помощи несложных упражнений не получается улучшить самочувствие, то рекомендуется обратиться к врачу. Он назначит лекарственные средства, которые помогут устранить проблемы с памятью.

  • У вас проблемы с памятью, повышенная забывчивость.
  • Вы замечаете, что хуже стали воспринимать информацию, появились сложности в обучении.
  • Вас пугает неспособность вспомнить определенные события или людей.
  • Вас беспокоят головные боли, шум в ушах, нарушения координации.

Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. В последнее время у меня начались проблемы с памятью и внимательностью, я постоянно все забывала и была крайне рассеянной и не собранной. Походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, я стала более собранной, начала запоминать даже незначительные мелочи,головные боли и спазмы ушли, улучшилась координация и зрение. Прошла депрессия. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии. Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

Как бороться с рассеянностью

Человеческий мозг – это биологический компьютер. Он обрабатывает ежесекундно тысячи сигналов. Чтобы выбрать необходимый и отбросить ненужный, вам приходится сосредотачивать внимание на определенном вопросе. Если бы не существовало своеобразного фильтра, называемого внимательностью, то наш мозг не сумел бы избежать перегрузки.

Рассеянность – болезнь или реакция мозга на перегрузку

Далеко не все умеют фиксировать внимание на определенных моментах, многим приходится учиться этому годами. Таких людей называют рассеянными, но для здорового человека это просто одно из качеств личности, но никак не заболевание.

С рассеянностью сталкивается каждый человек. Чтобы с ней справиться, необходимо учиться концентрировать внимание.

Самыми легкими способами являются:

Они дают хорошую зарядку вашему интеллекту и заставляют долго напрягать внимание, что улучшает сосредоточенность.

А что делать, если вам приходится выполнять работу и при этом присутствуют различные отвлекающиеся факторы, и заниматься этим совершенно не хочется? Нужно постараться сосредоточиться и, собрав всю волю в кулак, доделать начатое дело до конца. Конечно, это получается не у всех. Необходимы постоянные тренировки и тогда рассеянность перестанет быть проблемой для вас.

Что может привести к невнимательности

Очень часто причиной рассеянности становится элементарный упадок сил, когда очень устав на работе и, вернувшись домой, вы опять оказываетесь в колесе забот, ваш мозг просто начинает сопротивляться большому количеству информации и требует элементарного отдыха.

В таком случае эффективным способом сможет стать медитация. Она помогает отключиться от всех раздражающих сигналов и успокаивает сознание. Поэтому, чувствуя, что ваши силы на пределе, отложите все дела в сторону и спокойно медитируйте, думая о чем-то очень хорошем. Это поможет снять нервное напряжение и даст возможность в дальнейшем сконцентрироваться на необходимой работе.

Рассеянность внимания – как с ней бороться

Наверное, самым первым способом борьбы с невнимательностью является умение концентрировать свои мысли. Чаще всего этот порок проявляется в случаях выполнения рутинной работы, с которой вы сталкиваетесь постоянно и делаете ее уже более рефлекторно, чем осмысленно. В таком случае стоит попробовать применять несколько способов для концентрации внимания:

  • устранение раздражителей при работе (радио, телевидение, разговоры с коллегами);
  • правильная организация рабочего места;
  • приступать к важной работе только после хорошего отдыха;
  • периодически проводить перерывы (используя приемы расслабления или выполняя простые физические упражнения);
  • записывать необходимую информацию на электронный или бумажный носитель

Старайтесь разумно распределять свои силы и не пытайтесь объять необъятное. И тогда рассеянность внимания будет вам не страшна.