"Замороженный" конфликт в Нагорном Карабахе впервые за 22 года имеет реальную возможность вылиться в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном. В результате войны в начале 90-х погибли около 30 тысяч человек, почти миллион оказались беженцами. Ruposters представляет подборку редких фотографий межэтнического конфликта в постсоветском Закавказье.

Территория современного Нагорного Карабаха еще с IV века до н.э. входила в состав сначала Армянского царства, затем - Великой Армении. После 500 лет нахождения под арабским влиянием Карабах снова на продолжительное время (с IX по XVIII века) становился частью армянских государственных образований. В 1813 году территория вошла в состав Российской империи.

Ходжавенд, 1993

Президента СССР Михаила Горбачева критиковали все стороны конфликта: и азербайджанцы (и это несмотря на горбачевское заявление в июле 1990 о том, что "терпение азербайджанского народа небеспредельно"), и армяне (местные СМИ публиковали "данные" о тюркском происхождении матери главы СССР).

Результат обстрела "Градом" города Мартакерт, 1992

Армянский священнослужитель

Бабушка-азербайджанка и армянский боец, 1993

В Карабахской войне (1992-1994) принимали участие многочисленные иностранные наемники. Армению в войне поддержали в основном представители многочисленной армянской диаспоры - в частности бойцы от партии "Дашнакцутюн".

На стороне Азербайджана сражались чеченские полевые командиры Басаев, Радуев и араб Хаттаб (свидетельствует азербайджанский полковник: "Неоценимую помощь нам оказали около сотни чеченских добровольцев во главе с Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым. Но и они из-за больших потерь вынуждены были покинуть поле боя и уйти"). По данным западных источников, Азербайджан привлек на свою сторону несколько сотен моджахедов из Афганистана и турецких "Серых волков".

106-летняя армянка, село Тех, 1 января 1990

Разразившаяся война в Нагорном Карабахе в 90-х стала не первым вооруженным конфликтом за спорную территорию между Азербайджаном и Арменией в XX веке. Самыми крупными стали столкновения в 1918-1921 годах, когда Азербайджан не признал независимость Нагорного Карабаха. Все закончилось только в 1921, с установлением советской власти на Кавказе. Тогда спорная территория была прирезана к Азербайджанской ССР. Беспорядки в Карабахе то и дело вспыхивали на протяжении всего советского периода.​

Потери с обеих сторон в годы войны 1992-1994 годов составили примерно 30 тысяч человек. Власти Азербайджана оценили свои потери приблизительно в 20 тысяч человек - военных и гражданских. Еще 1 миллион человек, как утверждается, стали беженцами.

Сборщики винограда под охраной

Кладбище в Степанакерте, 1994

Мальчик с игрушечным пистолетом, Степанакерт, 1994

По итогам войны Нагорный Карабах получил фактическую независимость от Азербайджана. При этом территориальная структура непризнанной республики довольно специфична: в состав НКР попали почти 14% бывшей Азербайджанской ССР и в то же время Азербайджан по-прежнему контролирует 15% заявленной территории Нагорного Карабаха.

Азербайджанские писатели Шихлы и Семедоглу

События февраля 1992 года в городе Ходжалы стали одной из самых черных страниц войны. После взятия города силами самообороны НКР погибло от 180 (данные Humans Rights Watch) до 613 мирных азербайджанских жителей (по данным властей Азербайджана). В некоторых источниках высказываются предположения о том, что эти события могли стать "акцией возмездия" за армянские погромы в Сумгаите (1988) и Баку (1990), жертвами которых, по разным оценкам, стали от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Поход в школу, 1992

Степанакерт, 1992

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"


Карабахский конфликт – этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, в начале XX века дважды (1905 – 1907, 1918 – 1920 гг.) становился ареной кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта. Автономия в Нагорном Карабахе была создана в 1923 г., с 1937 г.- Нагорно-Карабахская автономная область. После окончания второй мировой войны руководство Армении подняло вопрос о передаче НКАО в состав республики, однако не получило поддержку руководства СССР. В интервью газете «Зеркало» Гейдар Алиев утверждает, что будучи первым секретарем ЦК КП Азербайджанской ССР (1969-1982) проводил политику, направленную на изменение демографического баланса в регионе в пользу азербайджанцев. (см. Приложение 3)

Совсем другие возможности предоставила начатая М. С. Горбачевым политика демократизации советской общественной жизни. Уже в октябре 1987 г. на митингах в Ереване, посвященном экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. В 1987-1988 гг. в регионе усиливается недовольство армянского населения, поводом для которого послужило социально-экономическое положение.

Карабахские армяне чувствовали себя объектом различных ограничений со стороны Азербайджана. Основная причина недовольства заключалась в том, что Азербайджанские власти умышленно вели дело к разрыву связей области с Арменией и проводили политику культурной деарменизации региона, планомерного заселения его азербайджанцами, выдавливания армянского населения из Нагорно-Карабахской автономной области, пренебрегая при этом его экономическими нуждами. К этому времени доля армянского большинства в численности населения снизилось до 76% эксплуатируемая властями в Баку область была экономически обедневшей, а армянская культура региона была подавлена. Несмотря на близость области к Армении люди не имели возможности принимать трансляции Ереванского телевидения, а обучение армянской истории в школах было запрещено.

Со второй половины 1987 г. армянами активно проводилась компания по сбору подписей за присоединение Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР. В Москву отправлялись делегации от карабахских армян «проталкивать» свое дело в Центральном Комитете КПСС. Влиятельные армяне (писатель Зорий Балаян, историк Сергей Микоян) активно лоббировали карабахский вопрос за границей.

Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы «кормят» Россию и союзный Центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено лишь в результате выхода из состава СССР. Для партийной же верхушки республик создавалось исключительная возможность обеспечить быструю карьеру и благосостояние. «Команда Горбачева» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила с принятием решений. Ситуация начала выходить из-под контроля.

В сентябре-октябре 1987 г. первый секретарь Шамхорского района Компартии Азербайджана М. Асадов вступает в конфликт с жителями армянского села Чардахлы Шамхорского района (северный Карабах, вне пределов НКАО) в связи с протестами жителей села против увольнения директора совхоза – армянина, при этом произошли избиения и аресты нескольких десятков жителей села (см. Приложение 4). В Ереване в связи с этим проходит небольшая демонстрация протеста.

В ноябре 1987 г. в результате межэтнических столкновений азербайджанцы, проживающие в Кафанском и Мегрийском районах Армянской ССР, выезжают в Азербайджан. Азербайджанские власти используют партийные рычаги, чтобы осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы.

11 февраля 1988 г. в Степанакерт выезжает многочисленная группа представителей правительства Азербайджана и руководства Компартии Азербайджана, которую возглавляет второй секретарь ЦК КП Азербайджана Василий Коновалов. В группу входят также заведующий отделом административных органов ЦК КП Азербайджана М. Асадов, заместители руководителей республиканских КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного Суда и обеспечивающие их безопасность сотрудники правоохранительных органов.

В ночь с 11 на 12 февраля в Степанакерте проходит расширенное заседание бюро обкома КПАз с участием приехавших из Баку руководителей. На бюро принимается решение осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы, набирающие силу в регионе, и провести 12-13 февраля «партийно-хозяйственные активы» в городе Степанакерте и во всех районных центрах НКАО, а затем – на уровне автономной области, с тем, чтобы противопоставить растущему народному недовольству всю мощь единого партийно-хозяйственного аппарата.

12 февраля в актовом зале Степанакертского горкома коммунистической партии Азербайджана проводится городской партийно-хозяйственный актив с участием представителей из Баку, местных партийных руководителей, руководителей государственных учреждений, предприятий, профкомов и парторгов. В начале собрания заявлено, что за событиями в Карабахе стоят «экстремисты» и «сепаратисты», которым не удается повести за собой народ. Собрание идет по заранее подготовленному сценарию, выступающие заявляют о нерушимом братстве азербайджанцев и армян и пытаются свести проблему к критике отдельных хозяйственных недостатков. Через некоторое время на трибуну прорывается Максим Мирзоян, который подвергает резкой критике все сказанное за безразличие и пренебрежение национальной спецификации Карабаха, «азербайджанизацию» и проведение демографической политики, способствующей снижению доли армянского населения в регионе. Это выступление приводит к тому, что собрание выходит из-под контроля партийных руководителей и члены президиума покидают зал. Известие о провале собрания доходит до Аскерана, и районный партийно-хозяйственный актив также идёт не по намеченному сценарию. Попытка провести в тот же день партийно-хозяйственный актив в Гадрутском районе вообще приводит к стихийному митингу. Планы азербайджанского руководства уладить ситуацию оказались сорванными. Партийно-хозяйственные руководители Карабаха не только не осудили «экстремизм», но наоборот, активно его поддержали.

13 февраля в Степанакерте проходит первый митинг, на котором выдвигаются требования о присоединении НКАО к Армении. Горисполком даёт разрешение на его проведение, обозначив цель - «требование о воссоединении НКАО с Арменией». Зав. отделом ЦК КП Азербайджанской ССР М. Асадов безуспешно пытается помешать проведению митинга. Тем временем, как утверждают участники событий, исполнительные власти автономной области оказываются расколотыми и утрачивают контроль над ситуацией. Руководство берёт на себя Совет директоров, в который вошли главы крупных предприятий области и отдельные активисты. Совет принимает решение провести сессии городских и районных советов, а затем созвать сессию областного Совета народных депутатов.

14 февраля азербайджанское партийное руководство пытается обратиться к населению НКАО через областную газету «Советский Карабах» с обращением, в котором происходящие события расцениваются как «экстремистские и сепаратистские», инспирированные армянскими националистами. В результате вмешательства Совета директоров обращение так и не было опубликовано.

20 февраля 1988 внеочередная сессия народных депутатов НКАО обращается к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. После этого в Баку прибыли азербайджанские беженцы со следами побоев.

21 февраля Политбюро ЦК КПСС принимает постановление, согласно которому требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР представляется как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Постановление ограничивается общими призывами к нормализации обстановки, выработке и осуществлению мер по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области. Центральные органы власти и в дальнейшем, несмотря на обострение обстановки, будут руководствоваться этим постановлением, непрерывно заявляя, что «перекройки границ не будет».

22 февраля 1988 у армянского населённого пункта Аскеран происходит столкновение между многочисленной толпой азербайджанцев из города Агдам, направлявшихся в Степанакерт, чтобы выразить свой протест против решения областных властей об отделении Карабаха от Азербайджана, милицейско-войсковыми кордонами, выставленными на их пути, и местным населением, часть из которого была вооружена охотничьими ружьями. В результате столкновения погибли два азербайджанца.

Было ранено около 50 армян. Руководство Азербайджана старалось не афишировать эти события. 2 Более массового кровопролития в тот день удалось избежать. Тем временем в Ереване проходит демонстрация. Число демонстрантов к концу дня достигает 45-50 тысяч. В эфире программы «Время» затрагивается тема решения областного совета НКАО, где оно названо инспирированным «экстремистскими и националистически настроенными лицами». Такая реакция центральной прессы только усиливает негодование армянской общественности.

26 февраля 1988 г. - в Ереване проходит митинг, в котором участвует почти полмиллиона человек. Позднее на заседании Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачёв сказал, что после столкновения в Аскеране в Ереване начали распространяться листовки с призывами к армянам «брать оружие и давить турок, однако во всех выступлениях дело не доходило ни до антисоветизма, ни до враждебных выходок». И в тот же день в Сумгаите проводится митинг численностью 40-50 человек в защиту территориальной целостности Азербайджана, который уже на следующий день перерастает в армянский погром.

27 февраля 1988 г. - по телевидению выступает находившийся тогда в Баку заместитель Генерального прокурора СССР А. Ф. Катусев, который сообщает о гибели двух азербайджанцев в стычке близ Аскерана, произошедшей 22 февраля.

27-29 февраля - армянский погром в городе Сумгаите - первый массовый взрыв этнического насилия в новейшей советской истории. Том де Ваал, автор книги об истории карабахского конфликта, говорит, что «Советский Союз в мирное время никогда не переживал того, что произошло» в Сумгаите. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Армянские источники указывают на то, что эти данные занижены.

Весной - осенью 1988 г. были приняты Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ЦК КПСС, в марте 1988 года по поводу межнационального конфликта в НКАО, не привели к стабилизации положения, поскольку наиболее радикальные представители обеих конфликтующих сторон отвергали любые компромиссные предложения. Большинство членов областного совета депутатов и обкома партии поддержали требования о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, которые были оформлены в соответствующих решениях сессий областного Совета и пленума обкома партии, который возглавил Генрих Погосян. В НКАО (особенно в Степанакерте) происходили ежедневные многолюдные шествия, митинги, забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений области с требованиями отделения от Азербайджана. Создаётся неформальная организация - комитет «Крунк», который возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров.

На деле комитет брал на себя функции организатора массовых протестов. Указом Верховного Совета АзССР комитет был распущен, но фактически продолжал свою деятельность. В Армении разрасталось движение поддержки армянского населения НКАО. В Ереване создан комитет «Карабах», лидеры которого призывают к усилению давления на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Одновременно в Азербайджане продолжаются призывы к «решительному наведению порядка» в НКАО. Общественное напряжение и национальная вражда между азербайджанским и армянским населением возрастают с каждым днём. Летом и осенью учащаются случаи насилия в НКАО, нарастает взаимный поток беженцев.

В НКАО направляются представители центральных советских и государственных органов СССР. Некоторые из выявленных проблем, годами накапливавшихся в национальной сфере, становятся достоянием гласности. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в срочном порядке принимают постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 годах».

14 июня 1988 г. Верховный Совет Армении даёт согласие на включение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР.

17 июня 1988 г. Верховный Совет Азербайджана принимает решение о том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики: «В ответ на обращение Верховного Совета Армянской ССР Верховный Совет Азербайджанской ССР, исходя из интересов сохранения сложившегося национально-территориального устройства страны, закрепленного Конституцией СССР, руководствуясь принципами интернационализма, интересами азербайджанского и армянского народов, других наций и народностей республики, счёл передачу НКАО из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР невозможной».

В июле 1988 г. в Армении проходили многодневные забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений, массовые митинги. В результате столкновения между митингующими и военнослужащими Советской Армии в ереванском аэропорту «Звартноц» погиб один из митингующих. 130-ый Католикос всех армян Вазген I (1955-1994) обращается по республиканскому телевидению с призывом к мудрости, спокойствию, чувству ответственности армянского народа, к прекращению забастовки. Призыв остаётся неуслышанным. В Степанакерте уже несколько месяцев не работают предприятия и организации, каждый день проводятся шествия по улицам города и массовые митинги, обстановка накаляется всё больше.

Тем временем ЦК КПАз пытается нормализовать обстановку в местах компактного проживания азербайджанцев в Армении. В Армянскую ССР продолжают прибывать беженцы из Азербайджана. По данным местных властей, на 13 июля в Армению прибыло 7265 человек (1598 семей) из Баку, Сумгаита, Мингечаура, Казаха, Шамхора и других городов Азербайджана.

18 июля 1988 г. в Кремле состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором были рассмотрены решения Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР о Нагорном Карабахе и принято постановление по данному вопросу. В постановлении отмечено, что, рассмотрев просьбу Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 г. о переходе Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР (в связи с ходатайством Совета народных депутатов НКАО) и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня 1988 г. о неприемлемости передачи НКАО в состав Армянской ССР, Президиум Верховного Совета считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

В сентябре 1988 г. азербайджанское население было изгнано из Степанакерта, армянское - из Шуши. В 20-х числах сентября в Нагорно-Карабахской автономной области и Агдамском районе Азербайджанской ССР введены особое положение и комендантский час. В Армении Президиум Верховного Совета Армянской ССР принял решение о роспуске комитета «Карабах». Однако попытки партийных и государственных органов успокоить население не имели эффекта. В Ереване и некоторых других городах Армении продолжаются призывы к организации забастовок, митингов, голодовок. 22 сентября была прекращена работа ряда предприятий и городского транспорта Еревана, Ленинакана, Абовяна, Чаренцавана, а также Эчмиадзинского района. В Ереване к обеспечению порядка на улицах наряду с органами милиции привлекаются войсковые подразделения.

В ноябре - декабре 1988 г. в Азербайджане и Армении происходят массовые погромы, сопровождаемые насилием и убийствами мирного населения.

Появлялись лозунги: «Слава героям Сумгаита». Беженцами из Азербайджана, в основном в Армению, в течение конца ноября 1988 года стали более 200 тысяч армян. По различным данным, на территории Армении погромы приводят к гибели от 20 до 30 азербайджанцев. По данным армянской стороны, в Армении на межнациональной почве за три года (с 1988 по 1990) погибло 26 азербайджанцев, в том числе с 27 ноября по 3 декабря 1988 года - 23, в 1989 году - один, в 1990 - двое. По азербайджанским данным в результате погромов и насилия в 1988-1989 годах в Армении погибли 216 азербайджанцев. Основная масса убитых приходилась на северные районы, куда перед тем хлынули беженцы из районов Кировабада; в особенности же на Гугаркский район, где по данным КГБ Армении стороны было убито 11 человек.

В ряде городов Азербайджана и Армении вводится особое положение. На декабрь 1988 года приходится самый массовый поток беженцев - сотни тысяч человек с обеих сторон. В целом, к 1989 г. была завершена депортация азербайджанцев из Армении и армян из сельских районов Азербайджана (кроме Карабаха). 12 января по решению советского правительства в НКАО впервые в СССР было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством Аркадия Вольского, заведующего отделом ЦК КПСС. Были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. Комитет был призван предотвратить дальнейшее обострение обстановки и способствовать её стабилизации.

В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. По решению советского руководства были арестованы члены так называемого комитета «Карабах» (включая будущего президента Армении Левона Тер-Петросяна).

С конца апреля - начала мая 1989 г. начался новый виток обострения обстановки в регионе, вызванный непрерывными и все нарастающими акциями «карабахского движения». Лидеры этого движения и их единомышленники перешли к тактике откровенного провоцирования столкновений армянского населения НКАО с внутренними войсками и азербайджанцами.

В июле в Азербайджане образована оппозиционная партия - Народный Фронт Азербайджана. Внеочередная сессия Совета народных депутатов Шаумяновского района Азербайджанской ССР приняла решение о вхождении района в состав НКАО.

В августе в НКАО состоялся съезд представителей населения области. Съезд принял обращение к азербайджанскому народу, в котором выражалась озабоченность нарастающим отчуждением между армянским и азербайджанским народами, переросшим в межнациональную вражду, содержался призыв к взаимному признанию неотъемлемых прав друг друга. Съезд также обратился к коменданту Особого района, офицерам и солдатам Советской армии и подразделениям МВД СССР с предложением активного сотрудничества с целью обеспечения мира в регионе. Съезд избрал Национальный Совет (председатель - народный депутат СССР В. Григорян), перед которым была поставлена задача практической реализации решения сессии областного Совета народных депутатов от 20 февраля 1988 года. Президиум Национального Совета направил обращение в Совет Безопасности ООН с просьбой о содействии в обеспечении защиты армянского населения края.

Руководство Азербайджанской ССР в качестве меры давления на НКАО и Армению предпринимает их экономическую блокаду, перекрыв доставку народнохозяйственных грузов (продовольствия, топлива и стройматериалов) железнодорожным и автомобильным транспортом через свою территорию. НКАО оказалась практически изолирована от внешнего мира. Многие предприятия были остановлены, бездействовал транспорт, не вывозился урожай.

28 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял постановление об упразднении Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью, согласно которому, в частности, Азербайджан должен был «создать на паритетных началах с НКАО республиканский оргкомитет и восстановить деятельность Совета народных депутатов НКАО». В созданный оргкомитет, который возглавил второй секретарь ЦК КП Азербайджана Виктор Поляничко, не вошли представители от НКАО, деятельность Совета народных депутатов НКАО не была возобновлена, не были выполнены требования Указа по обеспечению статуса реальной автономии НКАО, соблюдению законности, охране жизни и безопасности граждан, недопущению изменений сложившегося национального состава в НКАО. В дальнейшем именно этот орган разрабатывал и осуществлял силами милиции, ОМОН и внутренних войск операции по депортации (выселению) армянского населения Нагорного Карабаха и соседних районов. Сессия Совета народных депутатов НКАО самостоятельно провозгласила возобновление своей деятельности и не признала Республиканский оргкомитет, что привело к созданию в НКАО двух центров власти, каждый из которых признавался лишь одной из конфликтующих этнических групп.

1 декабря Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО, «основываясь на общечеловеческих принципах самоопределения наций и отзываясь на законное стремление к воссоединению двух насильственно разделённых частей армянского народа», на совместном заседании приняли постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области».

С 13 по 20 января 1990 г. Имели место армянские погромы в Баку, где к началу года оставалось уже лишь около 35 тыс. армян. Центральные органы власти СССР проявляют преступную медлительность в принятии решений с целью остановить насилие. Лишь спустя неделю после начала погромов в Баку были введены войска для предотвращения захвата власти антикоммунистическим Народным фронтом Азербайджана. Эта акция привела к многочисленным жертвам среди гражданского населения Баку, пытавшегося помешать вводу войск.

14 января - Верховный Совет Азербайджанской ССР объединяет два соседних района - армянонаселённый Шаумяновский и азербайджанский Касум-Исмайловский в один - Геранбойский. В новом административном районе армяне составляют лишь 20 процентов населения.

15 января Президиум Верховного Совета СССР вводит чрезвычайное положение в НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. Была образована Комендатура района чрезвычайного положения, ответственная за осуществление этого режима. В её подчинении находились приданные ей подразделения внутренних войск МВД СССР.

В связи с введением чрезвычайного положения была приостановлена деятельность областного и районных советов народных депутатов НКАО, Нагорно-Карабахского обкома КПАз, партийных и всех общественных организаций и объединений в Степанакерте и четырёх армянонаселённых районах. В то же время в Шушинском районе, где жили практически одни азербайджанцы, была сохранена деятельность всех конституционных органов власти. В отличие от армянских населённых пунктов, в азербайджанских сёлах НКАО партийные организации не упразднили; наоборот, в них были созданы парткомы с правами райкомов КПАз. Снабжение жителей НКАО продовольственными и промышленными товарами осуществлялось с перебоями, было прекращено пассажирское сообщение по железной дороге, резко сократилось количество авиарейсов Степанакерт - Ереван. Из-за не хватки продовольствия положение в армянских населенных пунктах становилось критическим, армяне Карабаха не имели наземного сообщения с Арменией и единственным средством доставки туда продовольствия, медикаментов, а также эвакуации раненых и беженцев была гражданская авиация. Внутренние войска СССР, расквартированные в Степанакерте пытались резко сократить такие рейсы - вплоть до вывода бронетехники на взлетную полосу. В связи с чем армяне в Мартакерте для поддержания связи с внешним миром построили грунтовую взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты типа АН-2. Однако 21 мая азербайджанцы при поддержки военных распахали взлетную полосу и разгромили оборудование.

3 апреля был принят Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения». Всё большую роль начали играть незаконные вооружённые формирования, получавшие поддержку местного населения, которое видело в них своих защитников и мстителей за нанесённые обиды. В течение 1990 и первой половины 1991 г. в результате раскручивающейся спирали насилия и растущей активности этих формирований гибли и получали ранения военнослужащие, сотрудники МВД, мирные граждане. В места компактного проживания армянского населения на территории Азербайджана (НКАО и прилегающие к ней районы) проникали вооружённые группы и с территории Армении. Здесь отмечались многочисленные случаи нападений на мирных граждан, угонов скота, захватов заложников, нападений на войсковые наряды с применением огнестрельного оружия. 25 июля был издан Указ Президента СССР «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения». 13 сентября подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли штурм села Чапар Мартакертского района. В ходе атаки кроме стрелкового оружия были использованы минометы и гранатометы, а также вертолеты с которых сбрасывались ручные гранаты. в результате штурма погибло 6 армян. 25 сентября два азербайджанских вертолета таким же образом бомбили Степанакерт.

30 апреля 1990 г. начало так называемой операции «Кольцо» по исполнению Указа Президента СССР от 25.07.1990 г. «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения», проводившейся силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии с конца апреля по начало июня 1991 г. в НКАО и прилегающих районах Азербайджана. Операция, имевшая в качестве официальной цели разоружение армянских «незаконных вооружённых формирований» и проверку паспортного режима в Карабахе, привела к вооружённым столкновениям и жертвам среди населения. В ходе операции «Кольцо» была осуществлена полная депортация 24 армянских сел Карабаха.

1 мая Сенат США единогласно принял резолюцию, осуждающую преступления, совершенные властями СССР и Азербайджана против армянского населения Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана. 15 мая высаженный десант азербайджанского ОМОНа возле армянских сел Спитакашен и Арпагядук приводил к полной депортации жителей этих сел

20 июля в результате атаки армянских боевиков близ села Бузулук Шаумяновского района получили повреждения три Ми-24, а один из летчиков был ранен.

28 августа 1990 г. Азербайджан провозгласил независимость. В декларации «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» сказано, что «Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики».

2 сентября состоялась Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов, провозгласившая образование Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и населенного армянами прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. По мнению депутатов они руководствовались Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Осенью 1990 г. Агдамское отделение Народного фронта Азербайджана создаёт Агдамский батальон ополчения под командованием Багирова. 25 сентября начинается 120-суточный обстрел Степанакерта противоградовыми установками «Алазань». Эскалация военных действий разворачивается практически на всей территории НКР. 23 ноября Азербайджан аннулирует автономный статус Нагорного Карабаха. 27 ноября Госсовет СССР принял постановление с призывом к сторонам о прекращении огня, выводе из зоны конфликта всех «незаконных вооружённых формирований» и отмене постановлений, изменяющих статус НКАО. В декабре создана Национальная армия Азербайджана. 10 декабря - в самопровозглашённой НКР проведён референдум о независимости.

С момента заключения 5 мая 1994 года Бишкекского соглашения о прекращении огня, судьба более четырёх тысяч граждан Азербайджана, которые все ещё числятся пропавшими без вести, остается неясной. Начиная с 1992 года Международный комитет Красного Креста тесно сотрудничает с Азербайджанским обществом Красного Полумесяца, оказывая при этом содействие властям в выполнении обязательств в области международного гуманитарного права и осуществления права семей лиц, пропавших без вести, на информацию о судьбе их близких.

Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение.

За время войны между Азербайджаном и непризнанной НКР, в результате бомбёжек и обстрелов азербайджанской армией гражданского населения НК, погибло 1264 мирных жителей (из них более 500 женщин и детей). Без вести пропало 596 человек (179 женщин и детей). Всего с 1988 по 1994 г. в Азербайджане и непризнанной НКР было убито более 2000 гражданских лиц армянской национальности.

Армянские формирования подбили более 400 единиц бронетехники (31 % из имеющихся у Республики Азербайджан на тот период времени), в том числе 186 танков (49 %), сбили 20 военных самолетов (37 %), более 20 боевых вертолётов Национальной армии Азербайджана (более половины вертолётного парка ВС Республики Азербайджан).

В итоге военного противостояния непризнанной НКР и Республики Азербайджан, под контроль армянских формирований перешла территория 7 районов бывшей АзССР - 5 полностью и 2 частично (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джабраильский, Зангеланский - полностью, и Агдамский и Физулинский частично) общей площадью 7060 кв.км., что составляет 8,15 % территории бывшей Азербайджанской ССР. Под контролем Национальной армии Азербайджана находится 750 кв. км территории непризнанной НКР - Шаумянский (630 кв.км.) и небольшие части Мартунинского и Мардакертского районов, что составляет 14,85 % общей площади НКР. Кроме того, под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения - Арцвашенский анклав.

Беженцами стали 390 000 армян (360 000 армян из Азербайджана и 30 тыс. из НКР). Следует учесть, что многие азербайджанцы из Армении смогли перед выездом продать свои дома или квартиры и приобрести жилье в Азербайджане. Часть из них произвела обмен жильём с покидающими Азербайджан армянами.

В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов.

По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия. Социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества.



В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

Александр был задержан по запросу из Азербайджана за якобы "незаконное" (по мнению азербайджанских властей) посещение Нагорного Карабаха. Лично я считаю данное задержание вопиющим нарушением международного права — Азербайджан мог закрыть Александру въезд в страну, но не объявлять его в международный розыск за столь незначительное правонарушение и тем более не возбуждать уголовные статьи за его посты в блоге — это чистой воды политическое преследование.

А в этом посте я расскажу, как развивались события вокруг Нагорного Карабаха в конце восьмидесятых-начале девяностых годов, мы посмотрим на фотографии той войны и подумаем, может ли быть какая-то сторона "правой" в этническом конфликте.

Для начала немного истории. Нагорный Карабах с давних времён был спорной территорией и за свою многовековую историю неоднократно переходил из рук в руки. Азербайджанские и армянские учёные до сих пор спорят (и, видимо, не придут к договоренности никогда) о том, кто же жил в Карабахе изначально — то ли предки современных армян, то ли предки современных азербайджанцев.

К XVIII веку Нагорный Карабах имел преимущественно армянское население, а саму террторию Карабаха считали "своей" как армяне (из-за того, что в этом регионе проживает преимущественно армянское население), так и азербайджанцы (из-за того, что Нагорный Карабах долгое время входил в азербайджанские территориальные образования). Этот территориальный спор и составил основную суть армяно-азербайджанского конфликта.

В начале XX века военные конфликты в Карабахе вспыхивали дважды — в 1905-1907 и в 1918-1920 годах — оба конфликта были кровопролитными и сопровождались уничтожением имущества, а в конце XX века армяно-азербайджанское противостояние вспыхнуло с новой силой. В 1985 году в СССР началась Перестройка, и в стране "расконсервировались" многие проблемы, которые были заморожены (и по сути, никак не решены) с приходом советской власти.

В вопросе Нагорного Карабаха вспомнили о том, что местные власти в 1920-м году признали право Карабаха на самоопределение, а советская власть Азербайджана считала, что Карабах должен отойти к Армении — но вмешалась центральная власть СССР и "отдала" Карабах Азербайджану. В советское время вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре. В 1960-е годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки.

Во второй половине 1980-х годов в Армении всё чаще стали звучать призывы о передаче Карабаха в состоав Армении, а в феврале-марте 1988 года идею о передаче Карабаха Армении поддержала официальная газета «Советский Карабах», имеющая более 90.000 подписчиков. Далее был долгий период позднесоветскго противостояния, в ходе которого депутаты Карабаха объявили НКР частью Армении, а Азербайджан всячески этому противился.

02. Зимой 1988 года произошли армянские погромы в Сумгаите и Кировобаде, центральными властями СССР было принято решение скрыть истинные мотивы конфликта — участников погромов судили за простое "хулиганство", никак не упоминая мотивы национальной вражды. В города были введены войска для предотвращения дальнейших погромов.

03. Советские войска на улицах Баку:

04. Конфликт разрастается в том числе и на бытовом уровне, подогреваемый как армянскими, так и азербайджанскими СМИ. В конце 1980-х появляются первые беженцы — армяне бегут от азербайджанцев, азербайджанцы уезжают из Карабаха, взаимная ненависть только растёт.

05. Примерно в то же время конфликт вокруг Нагорного Карабаха начинает перерастать в полноценное военное столкновение. На первых порах в боевых действяих участвуют небольшие группы солдат как с армянской, так и с азербайджанской стороны — часто у солдат не было единой формы и знаков различия, войска больше напоминали какие-то партизанские отряды.

06. В начале января 1990 года столкновения становятся более масштабными — были отмечены первые взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. 15 января чрезвычайное положение было введено в Карабахе и в приграничных с ним районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР.

Дети у орудия на одной из артиллерийских позиций:

07. Азербайджанские войска, построение для проверки офицерами. Видно, что солдаты обмундированы вразнобой — кто в городской камуфляж, кто в десантную "мабуту" времен Афганской войны, а кто и просто в какие-то рабочие куртки. И с одной, и с другой сторны конфликта воюют почти исключительно добровольцы.

08. Запись азербайджанских добровольцев в войска:

09. Что самое ужасное — военный конфликт происходит в непосредственной близости от местных городов и сёл, в войну оказываются втянуты практически все слои населения — от малолетних детей до глубоких стариков.

10. Обе стороны конфликта воспринимают войну как "священную" для себя, церемонии прощания с "павшими в ходе конфликта героями" собирают в Баку тысячи человек:

11. В 1991 году боевые действия активизируются — с конца апреля по начало июня 1991 года в Карабахе и прилегающих районах Азербайджана силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии была проведена так называемая операция «Кольцо», в ходе которой произошли очередные армяно-азербайджанские вооруженные столкновения.

12. После распада СССР в 1991 году и у Армении, и у Азербайджана остались части бывшего советского военного имущества. Азербайджану перешли 4-я общевойсковая армия (четыре мотострелковые дивизии), три бригады ПВО, бригада специального назначения, четыре базы ВВС и часть Каспийской морской флотилии, а также множество складов боеприпасов.

Армения оказалась в худшем положении — в 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружения и военное имущество двух из трёх дивизий (15-й и 164-й) 7-й общевойсковой армии бывшего СССР. Разумеется, всё это было использованно в полыхавшем Карабахском конфликте.

13. Активные боевые действия велись в 1991, 1992, 1993 и 1994 годах, с "переменным успехом" то армян, то азербайджанцев.

Азербайджанские солдаты в школе, ставшей военной базой в прифронтовой полосе:

14. Казарма в бывшем учебном классе:

15. Армянские войска в одном из сёл:

16. Руины дома в горде Шуша.

17. Мирные жители, погибшие в ходе конфликта...

18. Люди бегут от войны:

19. Жизнь в прифронтовой полосе.

20. Лагерь беженцев в городе Имишли.

Соглашение о прекращении "горячей фазы" войны было достигнуто 12 мая 1994 года, после чег конфликт в Нагорном Карабахе перешел в тлеющую фазу, боевыми действиями небольших групп. Военный конфликт не принес полного успеха ни одной из воюющих сторон — Нагоный Карабах отделился от Азербайджана, но не стал часть. Армении. В ходе войны погибло около 20.000 человек, война уничтожила несколько городов в Нагорном Карабахе и множество памятников армянской архитектуры.

По моему, "правых" в конфликте в Карабахе нет — обе стороны в той или иной степени виноваты. Никакой "кусочек земли" в XXI веке не стоит убитых людей и искалеченных жизней — нужно уметь договариваться и идти на уступки друг другу и открывать границы, а не выстраивать новые барьеры.

А как вы считаете, кто прав в конфликте в Нагорном Карабахе? Или правых там нет, все виноватые?


Армянские солдаты на позициях в Нагорном Карабахе

Нагорно-карбахский конфликт стал одним из этнополитических конфликтов второй половины 1980-х годов на территории тогда еще существовавшего СССР. Распад Советского Союза привел к широкомасштабным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Противостояние национальных республик и союзного центра, вызвавшее системный кризис и начало центробежных процессов, реанимировали застарелые процессы этнического и национального характера. Государственно-правовые, территориальные, социально-экономические, геополитические интересы переплелись в один узел. Борьба некоторых республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий». Такими конфликтами были, например, грузино-абхазский, грузино-осетинский, приднестровский конфликты. Но самым масштабным и кровопролитным, переросшим в фактическую войну двух независимых государств, стал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), позже Нагорно-Карабахской Республике (НКР). В данном противостоянии сразу возникла линия этнического противостояния сторон, и сформировались противоборствующие стороны по этническому признаку: армяне-азербайджанцы.

Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации.

С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении. Националистические армянские организации, зарождающееся национальное движение подогревали протесты. Новое руководство Армении было открыто оппозиционным местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом. Азербайджан же, в свою очередь, оставался одной из самых консервативных республик СССР. Местные органы власти, возглавляемые Г.Алиевым, подавляли всяческое политическое инакомыслие и оставались до последнего верными центру. В отличие от Армении, где большая часть партийных функционеров выразила готовность сотрудничать с национальным движением, азербайджанское политическое руководство смогло удержать власть вплоть до 1992 г. в борьбе с т.н. национально-демократическим движением. Однако руководство Азербайджанской ССР, государственные и правоохранительные органы, использовавшие старые рычаги воздействия, оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы. В свою очередь Советское руководство, опасавшееся, что выступления в Армении по присоединению НКАО, может привести не только к пересмотру национально-территориальных границ между республиками, но и способно привести к неконтролируемому развалу СССР. Требования карабахских армян и общественности Армении рассматривалось им как проявления национализма, противоречащих интересам трудящихся Армянской и Азербайджанской ССР.

В течение лета 1987 – зимы 1988 гг. на территории НКАО проходили массовые протесты армян, требовавших отделения от Азербайджана. В ряде мест эти протесты перерастали в столкновения с милицией. В то же время представители армянской интеллектуальной элиты, общественные, политические, культурные деятели пытались активно лоббировать воссоединение Карабаха с Арменией. Собирались подписи среди населения, отправлялись делегации в Москву, представители армянской диаспоры за рубежом пытались привлечь внимание международной общественности к чаяниям армян к воссоединению. В то же время азербайджанское руководство, заявившее о неприемлемости пересмотра границ Азербайджанской ССР, проводило политику использования привычных рычагов, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В Степанакерт была направлена большая делегация представителей руководства Азербайджана, республиканской партийной организации. В группу входили также руководители республиканского МВД, КГБ, Прокуратуры и Верховного суда. Эта делегация осудила «экстремистско-сепаратистские» настроения в регионе. В ответ на эти действия в Степанакерте был организован массовый митинг о воссоединении НКАО и Армянской ССР. 20 февраля 1988 г. сессия народных депутатов НКАО обратилась к руководству Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передачи НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако азербайджанские власти и Политбюро ЦК КПСС отказались признать требования облсовета НКАО. Центральные власти и в дальнейшем заявляли, что перекройка границ является неприемлемой, а призывы к вхождению Карабаха в состав Армении были объявлены происками «националистов» и «экстремистов». Сразу же после обращения армянского большинства (азербайджанские представители отказались принимать участие в совещании) облсовета НКАО об отделении Карабаха от Азербайджана, началось медленное сползание к вооруженному конфликту. Появились первые сообщения об актах насилия на межнациональной почве в обеих этнических общинах. Взрыв митинговой активности армян вызвал ответную реакцию азербайджанской общины. Дело дошло до столкновений с применением огнестрельного оружия и участием сотрудников правоохранительных органов. Появились первые жертвы конфликта. В феврале в НКАО началась массовая забастовка, продлившаяся с перерывами до декабря 1989 г. 22-23 февраля уже в Баку и других городах Азербайджана прошли стихийные митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра национально-территориальной структуры.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стал погром армян в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Похожие события произошли и в Кировабаде (ныне Гянджа), где вооруженная толпа азербайджанцев напала на армянскую общину. Однако компактно проживавшие армяне сумели дать отпор, что привело к жертвам с обеих сторон. Все это происходило при бездействии органов власти и правопорядка, как утверждали некоторые очевидцы. В результате столкновений из НКАО потянулись потоки беженцев-азербайджанцев. Также появились и армянские беженцы после событий в Степанакерте, Кировабаде и Шуше, когда митинги за целостность Азербайджанской ССР перерастали в межэтнические столкновения и погромы. Начались армяно-азербайджанские столкновения и на территории Армянской ССР. Реакцией центральных органов власти стала смена партийных руководителей Армении и Азербайджана. 21 мая в Степанакерт были введены войска. По утверждению азербайджанских источников, азербайджанское население было изгнано из нескольких городов Армянской ССР, в НКАО в результате забастовки чинились препятствия местным азербайджанцам, которых не пускали на работу. В июне-июле конфликт принял межреспубликанскую направленность. Азербайджанская ССР и Армянская ССР развязали так называемую «войну законов». Верховный президиум АзССР признал неприемлемым постановление облсовета НКАО о выходе из состава Азербайджана. Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. В июле в Армении начались массовые забастовки в связи с решением Президиума ЦК КПСС о территориальной целостности Азербайджанской ССР. Союзное руководство фактически встало на сторону Азербайджанской ССР по вопросу сохранения существующих границ. После ряда столкновений в НКАО 21 сентября 1988 г. были введены комендантский час и особое положение. Митинговая активность на территории Армении и Азербайджана привела к вспышкам насилия в адрес мирного населения и увеличила количество беженцев, образовавших два встречных потока. В октябре и первой половине ноября напряжение нарастало. Многотысячные митинги проходили в Армении и Азербайджане, на внеочередных выборах в Верховный Совет Республики Армянской ССР победили представители партии «Карабах», занимавшие радикальную позицию по присоединению НКАО к Армении. Приезд в Степанакерт членов Совета Национальностей Верховного Совета СССР результата не принес. В ноябре 1988 г. накопившееся недовольство в обществе по результатам политики республиканских властей в отношении сохранения НКАО вылилось в многотысячные митинги в Баку. Смертный приговор одного из подсудимых по делу погромов в Сумгаите Ахмедова, вынесенный Верховным Судом СССР, спровоцировал волну погромов в Баку, перекинувшуюся на весь Азербайджан, особенно в города с армянским населением – Кировабад, Нахичевань, Ханлар, Шамхор, Шеки, Казах, Мингечаур. Армия и милиция в большинстве случаев не вмешивалась в происходящие события. Одновременно начались обстрелы пограничных сел на территории Армении. В Ереване также было введено особое положение и запрещены митинги и манифестации, на улицы города были выведены боевая техника и батальоны со специальным вооружением. На это время приходится наиболее массовый поток беженцев, вызванный насилием как в Азербайджане, так и в Армении.

К этому времени в обеих республиках начали создаваться вооруженные формирования. В начале мая 1989 г. армяне, жившие к северу от НКАО, стали создавать первые боевые отряды. Летом того же года Армения ввела блокаду Нахичеванской АССР. В качестве ответной меры Народный фронт Азербайджана ввел экономическую и транспортную блокаду Армении. 1 декабря ВС Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха на совместном заседании приняли постановления о воссоединении НКАО с Арменией. С начала 1990 года начались вооруженные столкновения – взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. При депортации азербайджанскими силами армян из Шаумянского и Ханларского районов Азербайджана впервые были использованы вертолеты и БТР. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО, в приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также на линии государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. 20 января в Баку были введены внутренние войска для предотвращения захвата власти Народным фронтом Азербайджана. Это привело к столкновениям, в результате которых погибло до 140 человек. Армянские боевики стали проникать в населенные пункты с азербайджанским населением, совершая акты насилия. Участились боевые столкновения боевиков с внутренними войсками. В свою очередь подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли акции по вторжению в армянские села, что привело к гибели мирных жителей. Азербайджанские вертолеты начали обстреливать Степанакерт.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР, который поддержало руководство Азербайджанской ССР. В это же время армянское руководство, принявшее 23 августа 1990 г. декларацию о независимости Армении, всячески препятствовало проведению референдума на территории республики. 30 апреля началась так называемая операция «Кольцо», проводившаяся силами азербайджанского МВД и внутренними войсками СССР. Целью операции было объявлено разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Эта операция, однако, привела к гибели большого количества мирного населения и депортации армян из 24 населенных пунктов на территории Азербайджана. До распада СССР происходила эскалация армяно-азербайджанского конфликта, росло число боестолкновений, стороны использовали различные виды вооружения. С 19 по 27 декабря был произведен вывод внутренних войск СССР с территории Нагорного Карабаха. С распадом СССР и выводом внутренних войск из НКАО, ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начиналась полномасштабная война Армении против Азербайджана за выход НКАО из состава последнего.

В результате раздела военного имущества Советской армии, выведенной из Закавказья, наибольшая часть вооружения досталась Азербайджану. 6 января 1992 г. была принята декларация о независимости НКАО. Начались полномасштабные боевые действия с использованием танков, вертолетов, артиллерии и авиации. Боевые подразделения армянский вооруженных сил и азербайджанский ОМОН поочередно нападали на села противника, неся большие потери и нанося урон гражданской инфраструктуре. 21 марта было заключено временное недельное перемирие, по окончании которого 28 марта азербайджанская сторона предприняла самое крупное с начала года наступление на Степанакерт. Нападавшие использовали систему «Град». Однако штурм столицы НКАО закончился безрезультатно, азербайджанские силы понесли большие потери, армянские военные заняли изначальные позиции и отбросили противника от Степанакерта.

В мае армянские вооруженные формирования атаковали Нахичевань, территорию азербайджанского эксклава, граничащюю с Арменией, Турцией и Ираном. Со стороны Азербайджана были произведены обстрелы территории Армении. 12 июня началось летнее наступление азербайджанских войск, продолжавшееся до 26 августа. В результате этого наступления под контроль вооруженных сил Азербайджана на короткое время перешли территории бывших Шаумяновского и Мардакертского районов НКАО. Но это был локальный успех азербайджанских сил. В результате контрнаступления армян, у противника были отбиты стратегические высоты в Мардакертском районе, само азербайджанское наступление выдохлось уже к середине июля. В ходе боевых действии использовалось вооружение и специалисты бывших ВС СССР, в основном азербайджанской стороной, в частности авиация, зенитные установки. В сентябре-октябре 1992 г. азербайджанская армия предприняла неудачную попытку по блокированию Лачинского коридора – небольшого участка территории Азербайджана, находившегося между Арменией и НКАО, контролировавшегося армянскими вооруженными формированиями. 17 ноября началось развернутое наступление армии НКР на азербайджанские позиции, которое внесло решительный перелом в войне в пользу армян. Азербайджанская сторона надолго отказалась от проведения наступательных операций.

Стоит отметить, что с самого начала военной фазы конфликта обе стороны стали обвинять друг друга в использовании в свих рядах наемников. Во многих случаях эти обвинения подтверждались. В составе вооруженных сил Азербайджана сражались афганские моджахеды, чеченские наемники, в числе которых были известные полевые командиры Шамиль Басаев, Хаттаб, Салман Радуев. В Азербайджане действовали также турецкие, российские, иранские и предположительно американские инструктора. На стороне Армении сражались армянские добровольцы, приехавшие из ближневосточных стран, в частности из Ливана и Сирии. В составе сил обеих сторон действовали также бывшие военнослужащие Советской Армии и наемники из бывших союзных республик. Обе стороны использовали вооружение со складов вооруженных сил Советской Армии. В начале 1992 г. Азербайджану досталась эскадрилья боевых вертолетов и штурмовики. В мае того же года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану: танки, БТР, БМП, артустановки, включая «Град». К 1 июня армянской стороне достались танки, БТР, БМП и артиллерия также из арсенала Советской Армии. Азербайджанская сторона активно использовала авиацию и артиллерию в бомбардировке населенных пунктов НКАО, основной целью которой был исход армянского населения с территории автономии. В результате налетов и обстрела гражданских объектов было отмечено большое количество жертв среди мирного населения. Однако армянская ПВО, изначально достаточно слабая, сумела противостоять авианалетам азербайджанской авиации в связи с увеличением количества зенитных установок у армян. К 1994 г. в составе вооруженных сил Армении появились первые самолеты, в частности благодаря помощи России в рамках военного сотрудничества по СНГ.

После отражения Летнего наступления азербайджанских войск армянская сторона перешла к активным наступательным действиям. С марта по сентябрь 1993 г. армянским войскам в результате боевых действий удалось взять ряд населенных пунктов НКАО, контролировавшихся азербайджанскими силами. В августе –сентябре российский посланник Владимир Казимиров добился временного прекращения огня, продленного до ноября. На встрече с российским президентом Б. Ельциным президент Азербайджана Г.Алиев заявил об отказе от решения конфликта военным путем. В Москве состоялись переговоры между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Однако в октябре 1993 г. Азербайджан нарушил перемирие и предпринял попытку наступления на юго-западном участке НКАО. Это наступление было отбито армянами, которые перешли в контрнаступление на южном участке фронта и к 1 ноября заняли ряд ключевых районов, изолировав от Азербайджана части Зангеланского, Джебраильского и Кубатлинского районов. Армянская армия, таким образом, заняла районы Азербайджана севернее и южнее непосредственно НКАО.

В январе-феврале состоялось одно из самых кровопролитных сражений на завершающей стадии армяно-азербайджанского конфликта – битва за Омарский перевал. Эта битва началась с наступления в январе 1994 г. азербайджанских сил на северном участке фронта. Стоит отметить, что боевые действия велись на опустошенной территории, где не осталось гражданского населения, а также в тяжелых погодных условиях, на высокогорье. В начале февраля азербайджанцы подошли вплотную к городу Кельбаджар, занятому годом ранее армянскими силами. Однако развить первоначальный успех азербайджанцам не удалось. 12 февраля армянские части перешли в контрнаступление, и азербайджанским силам пришлось отступить через Омарский перевал на исходные позиции. Потери азербайджанцев в этой битве составили 4 тыс. человек, армян 2 тыс. Кельбаджарский район остался под контролем сил обороны НКР.

14 апреля 1994 совет глав государств СНГ по инициативе России и с прямым участием президентов Азербайджана и Армении принял заявление с четкой постановкой вопроса о прекращении огня как неотложной потребности урегулирования в Карабахе.

В апреле-мае армянские силы в результате наступления на Тер-Терском направлении вынудили азербайджанские войска отступить. 5 мая 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел РФ была проведена встреча, по итогам которой представители правительств Азербайджана, Армении и НКР подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. 9 мая полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал министр обороны Азербайджана М.Мамедов. 10 и 11 мая «Соглашение» подписали соответственно министр обороны Армении С.Саргсян и командующий армией НКР С.Бабаян. Активная фаза вооруженного противостояния закончилась.

Конфликт был «заморожен», по условиям достигнутых договоренностей сохранилось статус-кво по итогам боевых действий. В результате войны была провозглашена фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и ее контроль над юго-западной частью Азербайджана вплоть до границы с Ираном. Сюда вошла и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к НКР районов. При этом так же пять азербайджанских анклавов контролируются Арменией. С другой стороны, Азербайджан сохранил контроль над 15% территории Нагорного Карабаха.

По различным оценкам, потери армянской стороны оцениваются в 5-6 тыс. человек убитыми, в том числе среди мирного населения. Азербайджан потерял в ходе конфликта от 4 до 7 тыс. человек убитыми, при этом основная часть потерь приходится на войсковые формирования.

Карабахский конфликт стал одним из самых кровопролитных и масштабных в регионе, уступая по количеству использованной техники и людским потерям только двум чеченским войнам. В результате боевых действий был нанесен сильный ущерб инфраструктуре НКР и прилегающих районов Азербайджана, вызвал исход беженцев, как из Азербайджана, так и из Армении. В результате войны по взаимоотношению азербайджанцев и армян был нанесен сильный удар, атмосфера вражды сохраняется и по сей день. Между Арменией и Азербайджаном так и не установились дипломатические отношения, а вооруженный конфликт был законсервирован. В результате одиночные случаи боевых столкновений продолжаются на линии разграничения противоборствующих сторон и в нынешнее время.

Ивановский Сергей