ПСИХОГИГИЕНА (греч. psyche душа + hygieinos здоровый) - область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека.

П. тесно связана с мед. психологией, мед. социологией, мед. педагогикой, а также с психотерапией (см.) и психопрофилактикой (см.), т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без мероприятий. направленных на предупреждение психических болезней (см.). П. как комплексная дисциплина соприкасается в различной степени со всеми отраслями медицины, и в первую очередь с психиатрией (см.). Поскольку П. находится на стыке различных дисциплин, некоторые исследователи, напр. Н.Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1976), Рейнхардт (F. Reinhardt, 1977), выделяют ее в самостоятельный раздел мед. науки. Понимание реабилитации больных как системы различных воздействий и мероприятий, направленных на предупреждение или компенсацию дефекта (инвалидности), дает основание для установления тесной связи между П. и мед. реабилитацией, особенно так наз. ранней реабилитацией.

Еще Гиппократ, К. Гален, Ибн-Сина указывали на значение психических факторов для укрепления здоровья человека. П. как направление социальной и мед. деятельности возникла на рубеже 19 и 20 вв. В России начало развития П. относят к 1887 г., когда состоялся I съезд отечественных психиатров, на к-ром И. П.Мержеевский, С. С. Корсаков и И.А. Сикорский осветили некоторые вопросы, касающиеся П. и психопрофилактики. В. М. Бехтерев- один из основателей П. - подчеркивал, что развитие тех или иных форм психической патологии связано с тяжелым экономическим положением в различных слоях населения царской России.

В странах Запада вопросами П. занимались немецкий психиатр Э. Крепелин и швейцарские психиатры О. Форель, Э. Блейлер, а также А. Майер, который, переехав в США, стал там одним из пионеров психогигиенического движения. Психогигиенические об-ва возникли в США в 1908 г., в Канаде в 1917 г., во Франции в 1918 г. Перед второй мировой войной во многих странах Запада существовали различного рода психогигиенические организации, которые издавали специальные психогигиенические журналы, координировали деятельность в области П., изучали причины психических болезней, совершенствовали психиатрическую помощь, внедряли П. в медицинское и общее образование, санитарное просвещение населения.

В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ, Всемирная федерация психического здоровья (ВФПЗ) и Всемирная ассоциация психиатров.

Преподавание П. ведется во многих развитых странах давно. В России впервые курс лекций по П. был прочитан А. С. Мендельсоном в Петербурге в 1901 г. После Великой Октябрьской социалистической революции преподавание П. велось в Москве Л. М. Розенштейном на мед. ф-те 2-го МГУ. Много внимания развитию П. уделяли В. Н. Мясищев, И. А. Бергер, Л. Л. Рохлин, О. В. Кербиков.

В эпоху научно-технической революции П. принадлежит особое место в медицине и смежных с ней науках, что связано с возросшей ролью психологических факторов в деятельности человека и в развитии многих заболеваний. П. стала также обще-медицинской сферой деятельности в связи с меняющимися взглядами на здоровье, к-рое определяется не только как отсутствие болезни, а значительно шире (см. Здоровье). Внимание исследователей привлекают начальные формы заболеваний, состояния «субнормы» и «предболезни», в которых психологическим механизмам принадлежит немаловажная роль, причем не только при болезнях психогенной природы. Все отчетливее выявляется роль психики (см.) при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринных, гастроэнтерологических и многих других болезнях. Личность человека становится центром, в к-ром, как в фокусе, сходятся биологическое и социальное. П. ориентирует медицину на учет наличных и потенциальных резервов личности, участвующих в борьбе за здоровье и против болезни, на усиление творческих сторон личности (П. понимает человека как единое целостное существо).

Велико значение психогигиены в проблеме экологии человека. В связи с засорением окружающей среды, а также злоупотреблением лекарственными средствами, требуется не только повышенное внимание к общегигиеническим задачам, но и высокая психогигиеническая культура. И наконец, трудности адаптации человека, находящегося в экстремальных условиях, напр, при космических полетах или подводных работах, ставят перед П. и психопрофилактикой новые важные задачи.

У советских ученых концепция П. теоретически и методологически существенно отличается от психогигиенических концепций в странах Запада, которые основываются на субъективно-идеалистических воззрениях - психоанализе (см.) и экзистенциализме, делающих акцент на конфликте человека с цивилизацией. Также придается значение теории стресса Г. Селье, к-рая при всех своих положительных сторонах недооценивает эволюционный процесс развития человека и роль ц. н. с. во взаимодействии организма и среды (см. Стресс). В СССР П. строится на марксистско-ленинском понимании природы человека и его сущности как совокупности всех общественных отношений. В социалистических странах решение проблемы П. опирается на преимущества общественного строя. Социально-гигиенический подход предусматривает как констатацию трудностей в жизни и деятельности человека, так и устранение их. В условиях социалистического общества вопросы формирования развитой личности, влияния на этот процесс общественнополезной деятельности находятся в центре внимания медиков, философов, психологов, педагогов, социологов. Гармоническое развитие делает личность сильной, способной преодолевать нагрузку на психику, к-рая и при социализме возрастает, что связано в первую очередь с ростом общественной ответственности и объема знаний, усваиваемых каждым человеком.

В психогигиене выделяют следующие разделы и подразделы: возрастная П. (подразделы П. детства, П. подросткового, П. пожилого и старческого возрастов); П. труда и обучения (подразделы П. производственная и П. умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. П. детства, в свою очередь, разделяется на дошкольную и школьную П. Заботиться о пси хическом здоровье ребенка следует уже со стадии его внутриутробного развития. Правильный образ жизни женщины во время беременности, соблюдение ею психогигиенических и психопрофилактических требований - залог сохранения и укрепления здоровья ребенка. Неблагоприятно отражается на формировании личности ребенка отсутствие внимания к нему, лишение его ласки, особенно материнской, однако не следует потакать его прихотям, капризам. В становлении характера ребенка велико значение игровой деятельности (выделяют П. игровой деятельности) и формирование эстетического чувства. С самого раннего возраста необходимо избегать физических и умственных перегрузок. В воспитании подрастающего поколения большое место занимает положительное влияние взрослых, прежде всего членов семьи, воспитателей в детских садах, педагогов. П. детского возраста должна быть составной частью воспитания и базироваться на знании основ педагогики, психологии, а также физиологических особенностей детского организма (см. Гигиена детей и подростков). В школьной П. следует учитывать характер и степень учебной нагрузки, конфликты, возможные как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, в которых нередко участвуют и семьи школьников. Привитие интереса к изучаемому в школе материалу, разработка режимов обучения и отдыха, адекватных поставленным задачам, дальнейшее совершенствование методов нравственного и эстетического воспитания, а также сотрудничество семьи и школы должны играть важную роль в процессе формирования личности школьника. Выработка единой тактики воспитания способствует успеху школьной П. Исключительно большое значение имеет воспитание ребенка в духе коллективизма, приобщение к труду, развитие у него умения общаться с окружающими людьми.

Подростковый возраст (переходный в биологическом и психологическом отношении) часто трудный, т. к. подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это особенно выражено при акцелерации (см.). Завершение формирования характера, смена интересов, переоценка ценностей, пробуждение сексуальности - все это делает П. подросткового возраста чрезвычайно сложной. В связи с этим важно понимание старшими проблем П. (следует избегать и гиперпротекции, и эмоционального отчуждения). В работе с подростками нужно учитывать их специфические поведенческие реакции, напр, реакции эмансипации, а также увлечения (хобби-реакции), формирующиеся сексуальные влечения.

П. пожилого и старческого возраста стала играть большую роль в связи с увеличением числа лиц пожилого возраста, развитием геронтологии (см.) и гериатрии (см.). Эта область П. разрабатывает вопросы, связанные с уходом на пенсию, в психологическом аспекте (чувство дискомфорта вследствие прекращения привычной деятельности), с использованием труда пожилых лиц, с характером меняющихся семейных взаимоотношений, трудностями ломки привычного жизненного стереотипа. Особое значение при этом имеет проявление заботы и внимания родными и близкими по отношению к старикам с учетом ранимости и повышенной чувствительности их психики.

П. труда и обучения тесно связана с П. воспитания. Правильный выбор профессии является важным событием в жизни каждого человека. Весьма полезны в этом отношении консультации для молодежи. Следует изучать не только возможности, предоставляемые обществом и его институтами профессиям, должностям, но и учитывать особенности личности и внутригрупповые особенности людей. Большое значение имеет создание правильных взаимоотношений на производстве, в учебном заведении (так наз. психологический климат), разработка дифференцированных режимов умственного труда для разных возрастов и профессий. Необходимо знание особенностей различных видов труда: напр., монотонность труда на конвейере и эмоциональное напряжение диспетчеров на транспорте требуют разных психогигиенических мероприятий. Специальное внимание следует уделять П. студентов, прежде всего равномерному распределению учебной нагрузки, регулярным профилактическим осмотрам с целью выявления состояния «предболезни», а также психогигиеническим аспектам управленческой деятельности (соблюдение лицами, возглавляющими трудовые коллективы, реяшма планомерной деятельности).

П. быта включает облегчение домашнего труда (его механизацию), рациональное распределение времени и обязанностей между членами семьи, правильное соотношение времени, отводимого на бытовые, хозяйственные дела и досуг. Большое внимание уделяется культуре досуга, его содержанию, а также характеру взаимоотношений в быту, в частности в сфере бытового обслуживания. В П. быта важны проблемы алкоголизма и наркомании (включая никотинизм); сложны вопросы проживания в семье душевнобольных, а также последствия неумеренного «потребления» телевизионных и радиопередач, особенно сказывающиеся на психическом состоянии детей. Для стран Запада актуальной является проблема разрушительного влияния на психику детей и подростков потока «фильмов ужасов» и порнографической продукции.

Задача П. семьи и половой жизни - установление правильных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, между супругами. В связи с этим придается значение медико-генетическим факторам и генеративной функции женщины (периоды месячных, оплодотворения, беременности, родов, лактации), сопровождающимся нередко различными психическими отклонениями. Упорядочение половой жизни, умелая и тактичная информация о приемах полового общения являются областью самостоятельной науки - сексологии (см.), к-рая включает также психогигиенические и психопрофилактические аспекты. П. семьи изучает также сложные взаимовлияния в семье. Психол, климат в семье, умение ее членов пойти на взаимные уступки, общность взглядов и инте ресов обеспечивают сохранность семьи, правильное воспитание детей. Как известно, неврозы (см.) особенно часто возникают у детей, растущих в неблагоприятных семейных условиях.

В П. больного человека большое значение придается системе отношений больного к себе, своей болезни, врачу, медперсоналу (см. Деонтология медицинская), другим больным, семье, своему будущему, труду, досугу, обществу в целом. Подход к больному человеку должен соответствовать принципу разносторонности (разноплановости) усилий, воздействий и мероприятий, направленных на восстановление или сохранение его личного и социального статуса, что является конечной целью реабилитации больного (см. Реабилитация).

Методы П. основываются на данных эпидемиол. исследований заболеваемости в различных районах, а также на данных микросоциологического, психологического и социально-психологического исследований, получивших распространение в СССР и в других социалистических странах. В капиталистических странах существенным недостатком подобных исследований часто является антинозологический подход к психической патологии и кондиционалистические концепции этиологии психических болезней.

Методы психогигиенического воздействия включают систему санитарного просвещения (см.), обеспечение «гигиенической зрелости» коллективов, диспансеризацию больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных ситуациях, а также разработку оптимальных режимов труда и быта, основывающуюся на знании мед. педагогики, психологии и нейрофизиологии. Эти режимы разрабатываются с учетом психотерапевтического аспекта.

Применительно к задачам психогигиены, психотерапия (см.) адресуется в большей мере к здоровым сторонам личности больного; она направлена на изменение нарушенной системы отношений, на установление адекватных отношений с окружающими. Психотерапевтические, или психокоррекционные, методы воздействия начинают постепенно завоевывать признание в работе и с практически здоровыми людьми, находящимися в особых ситуациях (спортивная, полярная, космическая медицина), а также на производстве, где проф. обязанности требуют повышенного эмоционального напряжения. К методам психокоррекции относят аутотренинг, адаптивное биоуправление, различные формы коллективно-групповой психотерапии.

Развитие теории и практики П. потребовало и новых форм организации психогигиенической работы. В СССР психогигиеническая работа в основном проводилась психиатрами психоневрологических диспансеров. В настоящее время создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях. В ряде городов (Москва, Ленинград, Вильнюс, Каунас, Рига) много лет успешно функционируют консультации по вопросам семьи и брака. В разных странах, в т. ч. в СССР, созданы психологические службы по телефону («телефон доверия») для лиц, находящихся в экстремальных ситуациях. В Москве и Ленинграде существуют специальные учреждения, занимающиеся психогигиеной и психопрофилактикой; распространены различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания. Начиная с 1975 г. во многих поликлиниках организованы психотерапевтические кабинеты, послужившие началом создания специальной психотерапевтической службы; их развитие предусматривает также проведение психогигиенической и психопрофилактической работы среди населения.

Психогигиена и психопрофилактика в армии

Психогигиена и психопрофилактика в армии - система мероприятий, обеспечивающих предупреждение психических расстройств, раннее выявление психической неустойчивости, создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического здоровья личного состава. Граница между П. и психопрофилактикой в армии может быть проведена условно. П. направлена на осуществление мер по сохранению и укреплению психического здоровья, по соблюдению гиг. нормативов труда и быта военнослужащих, на разработку некоторых специальных мероприятий - по гигиене умственного труда, в исключении чрезмерного психического напряжения, в правильной организации периода адаптации молодых солдат и т. п. Цель психопрофилактики - предупреждение психических расстройств. Ее содержанием является предотвращение фактов психической травматизации, выявление лиц с признаками психической неустойчивости, раннее распознавание болезненных реакций и состояний. Конкретные задачи П. и психопрофилактики: недопущение в армию лиц, негодных к военной службе по состоянию психического здоровья, изучение психического здоровья молодого пополнения, выявление молодых солдат с адаптационными нарушениями, учет лиц с психической неустойчивостью (т. е. со слабовыраженными или латентными признаками, свидетельствующими о слабости нервной системы и предрасположенности к декомпенсации в условиях значительной физической и психической нагрузки) и мед. наблюдение за ними, сан.-просвет. работа.

Отдельные вопросы психогигиены и психопрофилактики в армии освещались в военно-медицинской литературе конца 19 в. И. П. Мержеевским, И. А. Сикорским, В.М. Бехтеревым. Как система мероприятий психогигиена и психопрофилактика в армии разработаны и внедрены после Великой Октябрьской социалистической революции. Большую роль в становлении и упрочении психогигиены и психопрофилактики в армии сыграли в 1927-1935 гг. исследования лаборатории психофизиологии военного труда при кафедре психиатрии Военно-медицинской академии (см.).

Мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в армии носят преемственный характер и проводятся в допризывный период, при призыве и в период прохождения службы. В допризывном периоде все юноши, достигшие 15-летнего возраста, проходят диспансеризацию (см.). При этом в необходимых случаях (при неврозах, астенических состояниях, после закрытых травм головного мозга) осуществляются лечебнооздоровительные и психопрофилактические мероприятия. При призыве военно-врачебные комиссии военных комиссариатов исследуют состояние психического здоровья призывника, используя данные анамнеза и результаты диспансеризации. Поэтому военно-медицинская служба располагает подробными сведениями о психическом здоровье призывных контингентов, что может служить основанием для мед. рекомендаций при обучении воинским специальностям. Важной задачей психогигиены и психопрофилактики в армии является выявление лиц с психической неустойчивостью, к-рая может проявляться уже вскоре после призыва, в периоде адаптации к службе. Адаптационные реакции и состояния, как правило, завершаются благоприятно, но требуют применения психокоррекционных, а в отдельных случаях лекарственных средств (седативные средства, транквилизаторы). Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в армии обеспечивает своевременное выявление лиц с психической неустойчивостью и проведение терапии в период прохождения службы (динамическое мед. наблюдение, контрольные осмотры врачом части, рекомендации по временному снижению нагрузки, амбулаторная терапия).

Успешное проведение психогигиенических и психопрофилактических мероприятий возможно только при совместных усилиях командования, политических органов и мед. службы. Ряд таких мер имеет чрезвычайно важное значение, т. к. является составной частью морально-политической и психол, подготовки войск. Это относится, в частности, к психической закалке, т. е. к выработке необходимых эмоционально-волевых качеств и умения управлять эмоциями, созданию оптимальных условий для психической деятельности при выполнении задач учебно-боевой подготовки, а также к формированию правильных, предусмотренных уставами взаимоотношений между должностными лицами.

Особую роль в психогигиене и психопрофилактике играет сан. просвещение, при к-ром основное внимание уделяется проблемам психического здоровья, возможности корригирования эмоционального состояния, связи психического и физического здоровья, ранних проявлений психической неустойчивости, утомления, а также борьбы за здоровый быт.

Специфические особенности военного труда в различных видах Вооруженных Сил обусловливают проведение психогигиены и психопрофилактики в зависимости от конкретных условий. Планирование мероприятий по психогигиене и психопрофилактике, их координация и исполнение возлагаются на военных психиатров и невропатологов. См. также Лечебно-профилактическое обеспечение Вооруженных Сил.

Библиография: Беляев И. И. Очерки психогигиены, М., 1973, библиогр.; Вопросы психогигиены, под ред. Л. А. Богданович и Д. Д. Федотова, М., 1971; Г е х т К. Психогигиена, пер. с нем., М., 1979, библиогр.; Кабанов М. М. Реабилитация психически больных, Л., 1978; Лебединский М. С. и М я-с и щ е в В. Н. Введение в медицинскую психологию, Л., 1966; Лежеиеко-ва Л. Н. и Якубов Б. А. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача, Л., 1977, библиогр.; Неврозы и пограничные состояния, под ред. В. Н. Мясищева и др., Л., 1972; Семейная психиатрия и проблемы психогигиены в Европе, пер. с англ., М., ВОЗ, 1966; Спивак Л. И. и Поляков В. II. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в современных условиях, Воен.-мед. журн., № 2, с. 59, 1982; Спивак Л. И. и Шпиле н я Л. С. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в армиях зарубежных стран, там же, № 5, с. 90, 1977; Молхов Ж. и Миленков К. Психичното здраве проблем на съвремен-ността, София, 1972; С а 1 1 а n J. Р. Mental hygiene command consultation program at an army training center, Milit. med., v. 138, p. 292, 1973; Enächescu C. Jgienä- mintalä §i recuperarea bolnavilor psihici, Bucure§ti, 1979, bibliogr.; Reinhardt F. u. Muschter W. Die psychische Hygiene als mögliche Sonderdisziplin? Thesen zu psychonervalen Aspekten des Umweltschutzes (Psychohygiene), Z. ges. Hyg., Bd 23, S. 762, 1977; Roberts C. A. Primary prevention of psychiatric disorders, Toronto, 1968; Soziologie für Mediziner, hrsg. v. K. Winter, B., 1976.

M. M. Кабанов; Л. И. Спивак (воен.).

Психогигиена разрабатывает и осуществляет мероприятия для сохранения и укрепления психического здоровья.

Психогигиена как направление возникла на рубеже XIX и XX ве­ков. В России ее связывают с состоявшимся в 1887 г. I Съездом отечественных психиатров, на котором прозвучало обращение к врачам, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.

Основной целью психогигиены является сохранение психичес­кого здоровья, душевного равновесия. Основное место занимают изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека , и разработка мероприятий по их устранению или ослаблению.

К таким факторам можно отнести:

· предвзятое отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами;

· злоупотребление лекарственными средствами;

· тяжелые условия работы;

· неблагоприятные экологические факторы и т.д.

Психогигиена призвана помочь человеку избегать воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для это­го различные ресурсы или изменяя свое отношение к трудностям.

В психогигиене выделяют несколько разделов:

1. Возрастную психогигиену (психогигиену детства, психогигие­нподросткового, юношеского, зрелого, пожилого, старческо­го возраста)

2. Психогигиену производственного и умственного труда

3. Психогигиену быта

4. Психогигиену семьи и половой жизни

5. Психогигиену больного и т.д.

Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе .

На душевное состояние больного влияют все факторы окружа­ющей среды: и физические, и психические, и социальные, и ду­ховные. Окружающая среда должна быть не просто безопасной, она должна способствовать оптимальной жизнедеятельности че­ловека (этические принципы «не навреди» и «делай добро).

К физическим факторам окружающей среды, воздействующим на психику пациента, можно отнести санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ, особенно инфекционную безопасность, темпера­туру воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещенность; цвет стен, белья, мебели, одежды как персо­нала, так и пациентов; питание и др.

К психическим - психологи­ческий микроклимат отделения (стиль отношений между медра­ботниками), а также взаимоотношения пациента с персоналом, другими пациентами, с близкими и т.д.

К социальным - различные материальные проблемы, связанные с возможностью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.

К духовным - возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу, с представителями религиозных конфессий и др.


Возможность сохранять и поддерживать психическое здоровье является мощным профилактическим фактором возникновения противоречий в отношениях.

Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и де­фектах. Реализовать себя - значит открыть свои способности и при­ложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя.

Человек, познай, сотвори и осуществи себя. Что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то и осуществишь (В.А.Ананьев, 2004).

Недооценка самопознания, незнание своей индивидуально­сти делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устой­чивость в преодолении жизненных кризисов , в том числе и межличностных конфликтов.

Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни являются личной практической психогигиеной. Все это - неотъ­емлемая составная часть саногенного потенциала личности.

Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков под­держания высокой работоспособности, развития личности, социаль­ной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личност­ной динамики - одна из важных сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей.

Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении межличностных конфликтов является увеличение воз­можных способов преодоления путем стимулирования самостоятель­ности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности, которое мотивирует поведение риска.

Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) - достижение личной автономии путем выработки и применения жиз­ненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятель­ность - это процесс, направленный на восстановление способности к принятию решений и внушение людям веры в их автономность, а так­же овладение навыками для принятия решений, связанных с их соб­ственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность являет­ся одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.

Согласно Л.В.Куликову (2004), в саногенном потенциале можно выделить три группы факторов.

К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окру­жением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией.

Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психо­терапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения пси­хологической устойчивости, повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертинности).

В третью группу входят те протективные качества, ко­торые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отно­шение к действительности - к обществу, событиям, людям и их по­ступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регули­ровать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуально­сти, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.

К факторам, оказывающим саногенное влияние на личность относятся:

● уверенность, независимость в отно­шениях с другими людьми;

● отсутствие враждебности, доверие к дру­гим, открытое общение;

● чувство общности, чувство социальной принадлежности;

● удовлетворяющий статус в груп­пе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличност­ные роли;

● согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.

Негативное влияние на человека, его саногенный потенциал, в том числе и на отношения с другими людьми оказывают расстраивающие установки .

Поэтому, избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности и профилактики возможных конфликтов в отношениях с людьми.

Л.В.Куликов (2004), описывает следующиерасстраивающие установки:

«Это из-за него (нее, них…) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувства­ми. Какой бы силой, даром они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят прежде всего от нас.

«Все (многое...) вокруг делается неправильно, на самом деле все долж­но быть иначе». Все правильно никогда не было и никогда не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том - принимать их или нет - бессмысленно.

«Необходимо изменить другого человека (этих людей...)». Человек имеет весьма ограниченные возможности для изменения другого че­ловека, даже близкого. Часто за искренним желанием «сделать друго­го человека лучше» скрыто другое стремление - сделать его более удобным для нас. Мы никого не можем изменить, кроме себя самих. Как указывал Э.Фромм, - вера в то, что другие могут измениться, - результат собственной возможности изменений.

«Я должен стремиться к совершенству во всем - совершенству своей личности, отношений с окружающими, семейных отношений, ве­дения дел, своего жилища...». Данная установка связана с тем, что субъектом слабо осознается, насколько достижим идеал, к которому он стремится, какова, в конечном счете, будет цена. Для осознания этого следует перечислить все, чем придется заплатить за достижения идеала. Лучше выделить приоритеты и стараться достичь главных це­лей.

«Окружающие плохо решают мои проблемы (мало помогают...)». Никто лучше нас не решит наши проблемы. Окружающие нас люди, близкими чужие, живут не для того, чтобы решать наши проблемы; у них есть и свои проблемы.

«Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают своей симпатии, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невоз­можно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатии, поскольку погружены в свои проблемы.

«Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья - часть от­ношения человека к действительности в целом. Чувствовать, замечать и понимать свое счастье - все это зависит от готовности человека ви­деть себя счастливым. Как писал Н.А.Бердяев, «слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего незначащее из человеческих слов. Ни какого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека, со счастьем другого .

Одним из условий саногенного потенциала человека, как профилактического фактора конфликтности в отношениях выступает осмысленность бытия.

В.А.Ананьев (1999) указывал на то, что путь здоровья заключается в гармонии смысла жизни и жизненных целей.

Цель - это нечто принципиально достижимое в жизни.

Смысл жизни - нечто постоянно настигаемое, но никогда принципиально не достижимое в жизни.

Если человек ставит цели на пути к достижению смысла жизни, то и достигает их с меньшими усилиями, как бы органично самому процесу движения по жизни. Человек не жестко следует «предписанному» ему пути, а совершает блуждание по полю возможного и выходит в результате этих блужданий на один из этих путей. Случайности, малые флуктуации, стрессы могут сбить человека с истинного пути, отбросить на «обочину», привести к сложным блужданиям по полю путей развития. Выход на «обочину», возможно, тоже путь, но связанный с более сильным напряжением, которое организм может не выдержать, тогда за этот выбор надо будет платить здоровьем.

В этом отношении приведем слова М.К.Мамардашвили, который писал следующее: «Мы разгадываем знаки судьбы, и в зависимости от успеха или неуспеха, и вообще от характера и объема этой интерпретации складывается линия нашей судьбы. Мы рискуем потерять свою жизнь задолго до того, как умрем. Неправильно расшифровав знаки, мы можем пройти мимо своей судьбы, что тоже является, конечно, судьбой, но уже с отрицательным знаком

Мы не выбираем смысл нашего существования из «вообще существующих». Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать, что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих раз­мышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или соз­дать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.

Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысл жизни. Они могут отвлечь от его поисков на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то мо­жет измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смыс­ле жизни может встать весьма остро. Если человек не имеет собствен­ного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае об­речена на неудачу.

За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечение, но не счастье; религию, но не спасение (П.Брэгг).

Обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязан­ность к чему-то большему, чем ты сам. Как писал Н.А.Бердяев, личность «исчезает в беспредельности самоутверждения, в нежелании знать другого и трансцендировать к высшему» .

Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препят­ствия на пути к самореализации. Оценка препятствий всегда субъек­тивна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к реализации себя, так и при объективно тяжелых обстоятельствах.

На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них, которое переживается как пси­хологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

Для повышения саногенного потенциала личности, как фактора снижающего риск возникновения конфликтов в межличностных отношениях, можно использовать целительную самонастройку, предложенную Л.В.Куликовым , ориентиры которой представлены ниже.

1. Научиться находить время для само­развития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощущать чувство радости от каждого успешно сделанного шага и пе­реживать его.

2. Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со сто­роны».

3. Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора.

4. Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие да­же от небольшой сегодняшней радости. Не следует застревать в воспоминаниях о прошлом. Работая на бу­дущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будуще­го без настоящего. Способность оценивать удовольствие настоящего (времени) бесценна. Не умея отдать должное внимание небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большую радость.

5. Сохранять оптимизм, позитивное восприятие событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредоточиваемся на чем-либо перспективном, на путях решения проблем, способах прео­доления трудностей, а не на тупиках. Позитивный настрой необходим и в межличностных отношениях. Необходимо стараться увидеть в людях достоинства и в большей сте­пени обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом.

6. Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и вовсе не наступить.

7. Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его.

Следующим фактором саногенного потенциала личности является самооценка.

Самооценка – «это та оценка, которую дает себе личности; она включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущей этой личности качеств, достоинств и недостатков, а также понимание этой личностью исполняемых социальных ролей» .

Самооценка – «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом, и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценку составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей» .

Достаточно высокая самооценка чрезвычайно важна для сохранения психологической устойчивости. Следует подчеркнуть, что речь идет об адекватной самооценке. Искажение образа себя, преувеличение своих достоинств, стремление обнаружить больше недостатков у ок­ружающих людей - пути, уводящие в сторону. Необходима способ­ность принимать себя со всеми своими плюсами и минусами, необхо­дима вера в себя, в свои способности и силы, убежденность в том, что в других людях больше положительного, чем отрицательного, что мир не враждебен по отношению к тебе, что в мире побеждает добро.

В са­мооценке слиты различные аспекты отношения личности к себе. Про­цесс самореализации и самооценка тесно связаны и влияют друг на друга: ощущение, что не раскрыл себя, снижает самооценку, а зани­женная самооценка препятствует полноценной реализации себя. В этой взаимосвязи определенное «первенство» влияния принадлежит само­оценке. Нарушения самооценки ведут к потере душевного равновесия, неудовлетворенности жизнью.

Для психологически устойчивого, успешно реализующегося чело­века со здравыми взглядами на жизнь и на себя характерно неболь­шое расхождение Я-реального и Я-желаемого, но не за счет того, что эти люди считают себя близкими к идеалу, а потому, что они прини­мают себя такими, какие они есть. Я-реальное - это представление человека о себе таком, каким он видит себя в настоящее время.

Совокупность мыслей и образов, в которых эти желания отражены, складывается в Я-желаемое. Я-желаемое включает усвоенные требования и правила общества,нравственные образцы и эстетические идеалы. В Я-желаемоместь компоненты Я-реального (имеющегося уже сейчас). Их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, прикоторой работа над собой невозможна или крайне затруднена.

И большое, и малое расхождение Я-реального и Я-желаемого ме­шает саморазвитию. При большом - возникает чувство неполноцен­ности, неуверенность в себе, снижается активность, энергичность; при малом - чувство успокоенности, любование собой. Это также мо­жет снижать активность, особенно направленную на изменение себя, самосовершенствование. Опасно оно и тем, что может вести к сниже­нию приспособляемости и вызывать напряжение в межличностных отношениях.

Выстраивание своей жизни, поиск ее смысла происходят более успешно при достаточной уверенности в себе. Неуверенность, зани­женная самооценка являются частой исходной причиной неблагопо­лучия в межличностных отношениях, внутреннего дискомфорта, многих психических и телесных расстройств.

Не будьте излишне критичны к людям ни в словах, ни в мыслях. Из­бавляясь от этой привычки, вы постепенно перестанете беспокоиться по поводу критики в свой адрес. Учитесь видеть в людях их плюсы и говорить им об их сильных сторонах - одобряя, благодаря, хваля, восхищаясь и т.п.

Не зацикливайтесь на своих недостатках. Будьте уверены, что многие их или не замечают, или воспринимают просто как вашу индивидуальную особенность. Нет людей без недостатков или каких-либо, хотя бы маленьких, расстройств. Все имеет свою отрица­тельную сторону, даже известность.

Чаще чувствуйте почву под ногами в прямом смысле этих слов. Вы забываете, что имеете твердую опору под ногами, а ваше положение принципиально противоположно положению тонущего человека.

Следите за своей одеждой. Достаточно того, чтобы вы чувствовали себя «не хуже всех» и были спокойны, что она вас не подведет.

Известный психотерапевт Мануэль Смит считает, что уверенность в себе прямо связана с умением отстаивать свое мнение. Это умение по­могает человеку устанавливать позитивные отношения с людьми - отношения доверия, сострадания, теплоты, близости, любви, позволяет быть независимым, настойчивым в достижении своих целей,

М.Смит выделяет десять главных прав личности, о которых вы должны вспомнить, если чувствуете, что вами манипулируют, нарушают ваше неотъемлемое право быть самим собой.

● Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоци­ях и брать ответственность за их последствия на себя.

● Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое пове­дение.

● Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответствен­ность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).

● Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.

● Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.

● Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

● Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.

● Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений,

● Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».

● Вы имеете право сказать: «Мне наплевать...», «Меня не волнует...», «Меня не интересует...»

Личная психогигиена способствует повышению устойчивости личности, как условия профилактики и разрешения конфликтов в межличностных отношений. Об этом речь пойдет ниже.

Современное общество устроено так, что человеку приходится жить в постоянном напряжении, испытывая стрессы, раздражение, а это не лучшим образом отражается на здоровье. Нередко у молодых, полных сил людей возникают заболевания, абсолютно не свойственные их возрасту, а также растет количество больных наркоманией, алкоголизмом.

Психогигиена и психопрофилактика являются специализированными отраслями медицинской психологии, их задача состоит в предотвращении возникновения заболеваний психосоматического, нервно-психического характера у практически здоровых людей.

Основные направления, цели и задачи дисциплин

Ни для кого не секрет, что, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями, люди, особенно молодые, теряются и принимают неправильные решения, которые меняют их жизнь совсем не в лучшую сторону.

Цель психогигиены как раз состоит в изучении факторов внешней среды, способных оказать негативное влияние на психическое здоровье человека, а также в разработке и проведении комплексных мероприятий, направленных на снижение психологической напряженности. Иными словами, выявление групп риска, целенаправленная работа с ними, функционирование кризисных центров, линий бесплатной психологической помощи являются основными инструментами этой науки.

Известный ученый А. Ребер говорил о том, что поддерживать психическое здоровье человека гораздо проще, чем лечить уже возникшее заболевание. С этой точки зрения задача любого психолога, психотерапевта на этапе беседы состоит в том, чтобы выслушать больного, оценить влияние фактора, вызвавшего проблемную ситуацию, и оказать адекватную консультационную помощь. В дальнейшем необходимо отслеживать изменение состояния пациента и корректировать лечение, принимать все меры к укреплению психического здоровья.

Психогигиена имеет несколько направлений деятельности. Одно из них, фундаментальное, занимается рассмотрением методических аспектов сохранения, укрепления психического здоровья людей. Задача прикладного направления состоит в разработке технологий применения теоретических знаний на практике с учетом профессиональных, половых, возрастных, а также прочих особенностей групп потенциальных пациентов.

Третье, практическое направление сосредоточено на реализации в процессе работы конкретных методик, их доработке и корректировке. На этом этапе решаются задачи укрепления психологической устойчивости человека к факторам внешней среды, повышения работоспособности, снятия внутренней напряженности.

Психопрофилактика является разделом общей профилактики. Ее основная задача состоит в предупреждении психических расстройств. Наука рассматривает три состояния, в которых может находиться пациент:

  • Здоровый человек – не имеет никаких отклонений психики. Используются методы по недопущению психического заболевания.
  • Находящийся в зоне риска – или уже страдает легкой формой расстройства, или есть факторы, способные спровоцировать заболевание. Применяются методы, направленные на недопущение обострения заболевания, выведения человека из состояния нестабильности.
  • Имеется ярко выраженная . Основная задача – предупредить перетекание заболевания в более тяжелую форму, по возможности реабилитировать больного к повседневной жизни.

Области практического применения

В настоящее время почти все медицинские направления применяют психогигиенические методы обследования пациентов, испытывающих дезадаптацию. Врач любой специальности должен владеть навыками работы с пациентами в предкризисных и кризисных ситуациях. Выделяют следующие разделы психогигиены и области их практического применения:

  • Психогигиена личности – уделяет особое внимание детям, пожилым людям, направлена на преодоление периодических кризисов. Затрагивает вопросы воспитания, режимов отдыха, питания, обучения.
  • Бытовая – занимается вопросами предупреждения алкоголизма и наркомании.
  • Психогигиена труда направлена на разработку комплекса мер, обеспечивающих профпригодность, предупреждение конфликтов внутри трудовых коллективов, профилактику переутомления в ходе выполнения монотонных операций.
  • Психогигиена семьи – одно из важных направлений, посвященных формированию внутри группы близких родственников доверительных и гармоничных отношений.

Особое место в психогигиене семьи и личности занимает вопрос, посвященный беременности, родам, кормлению новорожденных грудью, правильному воспитанию детей младшего возраста.

Постоянная, целенаправленная работа, проводимая медицинскими учреждениями, позволила значительно повысить психологическое благополучие женщин предродового и послеродового периодов, снизить количество выкидышей вследствие неправильного режима дня и повышенных психологических нагрузок. Проведение для медицинского персонала обучающих семинаров повысило эффективность и своевременность диагностики психопатологий в этой группе пациентов.

Работа, связанная с большим умственным напряжением, опасностью или требующая повышенного внимания к мелочам, может привести к переутомлению и фатальным ошибкам, а как следствие – к повышенному травматизму.

Задача психопрофилактики производственной деятельности состоит в выработке мероприятий, способных нивелировать влияние человеческого фактора, сформировать такое отношение к трудовому процессу, которое поможет избежать возникновения кризисных ситуаций. К мерам профилактики можно отнести следующие: изучение условий труда, заболеваемости сотрудников опасных производств, плановое ведение профилактических работ, контроль соблюдения техники безопасности и борьбу с вредными привычками сотрудников.

Психопрофилактика детей и подростков уделяет особое внимание переходным этапам, сопровождающим возрастное развитие. детей трех лет обусловливается пробуждением детского самосознания, желанием самому выполнять определенные действия.

В семилетнем возрасте наблюдается кризис, связанный с осознанием ребенка себя как части социума. Самый сложный этап свойственен переходному периоду, когда подростки начинают входить во взрослую жизнь, и на этом этапе они особенно остро нуждаются в психопрофилактических мероприятиях.

Психогигиена и психопрофилактика тесно связаны между собой, они направлены на укрепление психического здоровья не только отдельной личности, но и социальных групп. Задача обеих наук – показать человеку, насколько ценно саморазвитие, какие существуют приемы самопомощи в кризисных ситуациях.

Несомненной заслугой обоих направлений является открытие многочисленных центров помощи, бесплатных консультационных линий, распространение специальной литературы и популяризация информации, направленной на предотвращение невротических расстройств в разных половозрастных группах. Автор: Наталья Иванова

Эффективное решение вопроса сохранения и укрепления здоровья и влияние его на формирование личности школьника возможно посредством применения соответствующих педагогических технологий. Обучение следует рассматривать как процесс обмена информацией между ребенком и средой. Растущий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, применения различных технических средств обучения приводят к интенсификации умственной деятельности. Все это создает заметное влияние на нервно-психические функции ученика. Нарушения психического здоровья является одной из причин школьной неуспеваемости, трудностей в обучении, овладении учебной программой. В связи с этим педагогам важно знать различные факторы, способствующие возникновению нервно-психических расстройств у детей.
Именно педагог в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения психического здоровья ученика должен учитывать индивидуально-типологические особенности личности. Это, в свою очередь, требует от педагогов и психологов школ знаний относительно причин и проявлений, согласно которым можно выявить детей, склонных к образованию невротических симтомо-комплексов. Знание психогигиенических мероприятий, направленных на коррекцию личности этих детей и их социальных отношений в условиях школы, является залогом сохранения психического здоровья. Поэтому квалифицированный педагог должен обладать систематизированными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для внедрения психогигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья школьника.
Наличие знаний по обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания, внедрение их в повседневную жизнь организованных детских коллективов является основой для гармоничного развития личности. Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс и не нанести вред психическому здоровью, педагог или воспитатель должен знать основные гигиенические требования или нормативы по правильной организации учебной деятельности, режима дня и отдыха. Несоблюдение психогигиенических рекомендаций по учебной нагрузки, режим дня, двигательная активность является причиной возникновения невротических нарушений. Именно поэтому в учебные планы педагогических вузов включено дисциплину "Психогигиена". Ознакомить студентов с основными направлениями этой науки, расширить знания учителей, психологов и воспитателей по проблеме охраны психического здоровья - такую задачу ставили целью авторы учебного пособия.
Своевременное выявление отклонений в психическом здоровье школьника, знание их причин, а также психофизиологических особенностей детей позволяют предупредить развитие клинических выраженных форм заболевания и обеспечить коррекцию выявленных отклонений. Для педагога важно знать признаки незначительных (функциональных) нарушений влияющих на процесс формирования личности и подлежат коррекции психолого-педагогическими средствами. Авторы пособия освещают основные клинические формы нервно-психических нарушений у детей, а также доклинические нервно-психические отклонения. Это увеличивает объем медико-биологических знаний педагога и способствует выявлению отклонений у детей и подростков на ранних этапах развития болезни.
Педагог-воспитатель должен знать значимость фактора воспитания для формирования нервно-психических нарушений. Поэтому авторами пособия акцентируется особое внимание педагогов на возможных группах факторов невротизации при воспитании детей и предлагается комплекс мер психопрофилактической и коррекционно-реабилитационного направлений.
Одной из важных задач работы педагога с подрастающим поколением является подготовка к семейной жизни. Это требует освещения вопросов поэтапной работы среди молодежи по половому воспитанию и распространение знаний по психогигиены семейной жизни. Учитывая это, авторами предложены психогигиенические рекомендации при проведении полового воспитания в разных возрастных группах.
Несмотря на внедрение в современной школе оздоровительного направления в учебно-воспитательном процессе, в пособии рассмотрены различные аспекты антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды среди учащейся молодежи; рекомендованы комплексы психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предотвращению вредных привычек.
Психогигиена - наука, интенсивно развивается и совершенствуется. Проблема охраны психического здоровья, которой занимается эта наука, является касательной, как в медицине, так и к педагогике и психологии. В условиях непрерывного образования успешное решение задач обучения и воспитания требует не только педагогических знаний, но и знаний психофизиологических основ организма человека. Применение этих знаний на практике позволит предупредить нервно-психические нарушения у детей и подростков, также будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Предмет и задачи психогигиены
Третье тысячелетие существования человечества ознаменовалось бурным научно-техническим прогрессом, огромным потоком информации, повлекшее высокие нагрузки на высшую нервную деятельность человека. Это актуализировало проблему повышения устойчивости психики к вредным воздействиям внешней среды путем распространения медицинских знаний и расширение границ психогигиенических деятельности педагогов, психологов, врачей и т.д.
"Сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждений возникновения психических заболеваний. Психогигиена преследует цель повышения устойчивости психического здоровья и резистентности к различным вредным факторам "(Большая медицинская энциклопедия - М., 1962.-Т. 21.-С. 317).
Психогигиена - современная наука, изучающая проблему психического здоровья и влияния на него различных факторов окружающей среды и разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья с целью обеспечения гармоничного психического и духовного развития личности.
Психогигиена - научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. Как фундаментальная наука она рассматривает теоретические вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулирует принципы оздоровления психики.
Психогигиена как прикладная научная дисциплина разрабатывает меры, правила и приемы оздоровления психики. На практике - это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для наиболее оптимального сохранения психического здоровья, как отдельного человека, так и групп людей, соблюдение рекомендаций по укреплению здоровья, повышение психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
Научной основой психогигиены является учение о высшей нервной деятельности, разработанное известными учеными-физюлогамы И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. М. Бехтерева, А. А. Ухтомским, П. К. Анохиным.

Особое значение приобретает психогигиена в детском возрасте, так как именно в этот период закладываются основы психического здоровья. Состояние психического здоровья детей - объект внимательного наблюдения ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ констатировал, что нарушения психического здоровья среди детей с довольно распространенным явлением. Это требует особого внимания общества к проблемам психогигиены и формирует ряд новых задач, которые учитывают многофакторность влияния на психическое здоровье человека.
Психогигиенические мероприятия реализуются не только психологами и врачами, но и педагогами, воспитателями, социальными работниками.

Основные задачи психогигиены:
1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.
2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.
3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.
4. Мониторинг психического здоровья населения.
5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.

Соответствия с задачами предметом психогигиены являются :
- Исследование и систематизация критериев психического здоровья;
- Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохранения
психического здоровья различных слоев населения.
Психогигиенические мероприятия имеют практическое значение не только применительно психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и в отношении различных соматических заболеваний. Так, соблюдение требований психогигиены играет важную роль для предупреждения инфарктов, предотвращения развития гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, сахарного диабета и т.д. Общеизвестна роль психогигиены в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов.
Одной из главных предпосылок формирования навыков оздоровительной поведения является знание психологии человека во всем многообразии ее проявлений. Движущей силой поведения являются мотивы и установки, которые определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние являются основой для формирования установок. Наивысший уровень регуляции поведения личности создает система ценностных ориентаций, цель жизнедеятельности и средства достижения этой цели, К сожалению, исследованию этих важных психологических феноменов поведения личности, направленной на сохранение здоровья, уделяется слишком мало внимания. Отсутствие соответствующей психогигиенических и психологической компетентности является причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим нарушениям.
Между тем известно, что лечить надо не болезнь, а больного. Это подчеркивает необходимость видеть индивидуальность в каждом человеке, знать основные психологические характеристики: систему ее жизненных ценностей, доминирующую мотивацию поведения, особенности эмоциональной сферы, индивидуальный стиль общения и т.д. Знание психики больного позволяет выявить те особенности, которые могут усилить проявления болезни или, наоборот, способствовать более успешному лечению.
Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Но профилактические рекомендации без учета психологических аспектов, как правило, не будут достаточно эффективными, они должны сочетаться.
За последние годы растет количество так называемых болезней "цивилизации", к которым причисляют нервно-психические расстройства, нейродермиты, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизм, наркоманию и т.д. Изучение факторов риска и причин возникновения этих болезней показало, что очень часто в их основе лежит психоэмоциональное напряжение Возникновение последнего в основном зависит от психологических характеристик личности, ведь на одну и ту же психотравмирующую ситуацию люди реагируют по-разному, то есть те или иные социальные условия жизни и психологические особенности человека могут способствовать или предотвращать возникновению болезни. Это с особой остротой ставит проблему психологической грамотности населения, особенно молодого поколения, без чего трудно сохранить физическое и психическое здоровье.

В ряде психологических исследований описываются типы личностей, у которых чаще возникают болезни сердца, желудка, сосудов и т.д. Так, например, у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженных чаще наблюдаются болезни сердца, а у предрасположенных к гневу - болезни печени, у людей апатичных, с пониженным жизненным тонусом, - болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению язвенной болезни, диабета, гипертонии. Но человек не рождается с теми или иными личностными данными, они формируются в процессе жизни, воспитания и обучения. Следовательно, проблемы профилактики любых заболеваний, воспитания здорового поколения невозможно решить, не учитывая индивидуальные особенности человека.
Психическое здоровье, внутреннее совершенство, гармоничная система отношений с окружающим миром закладываются еще в детском возрасте, поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и меры являются наиболее продуктивными, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.
К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:
1. Правильная организация и соблюдение режима дня.
2. Гигиеническая организация учебной нагрузки (соблюдение гигиенических требований к продолжительности урока, письма, чтения,
расписание занятий, правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузки
течение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).
3. Подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.
4. Готовность ребенка к школе.
5. Правильное воспитание детей в семье и организованных коллективах.
6. Индивидуальный подход к детям с различными типологическими особенностями ВНД.
7. Обеспечение благоприятных условий для формирования у детей положительного эмоционального состояния.
8. Интеграция физической и умственной деятельности в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях.

Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для укрепления психического здоровья и оптимизации работоспособности детей и подростков.