Нарушения развития индивида, трудности в социальном взаимодействии, поведенческие расстройства считаются расстройствами аутического спектра (РАС). Относятся к РАС аутизм и синдром Аспергера у детей. Последнее расстройство названо в честь австрийского психиатра и педиатра Г. Аспергера, который первым описал это состояние. Врач заметил, что его маленькие пациенты имеют ограниченные интересы, плохую речь, не умеют наладить социальные контакты, страдает от неуклюжести.

Классический ранний аутизм встречается примерно у 5–10 ребят из 10000 детского населения, чаще у мальчиков, чем у девочек. Синдром Аспергера - более распространенное нарушение развития, но пострадавшему ребенку иногда ставят неправильный диагноз либо не определяют РАС. Официальные медицинские источники приводят такие данные о частоте синдрома Аспергера среди школьников: 30–70 случаев на 10000 здоровых детей.

Современные исследования этого состояния начались в 1981 году, к 1990-му были разработаны стандартные диагностические методики. Дискуссии в научном и медицинском сообществе возобновились, и в 2013 году психиатры предложили исключить спорный диагноз, сменить его записью о расстройстве аутического спектра с оценкой тяжести конкретных случаев.

Точная причина развития синдрома Аспергера до сих пор не известна, хотя результаты исследований указывают на его генетическую природу, сопутствующие неврологические и биохимические нарушения.

Изучение строения ДНК у детей с нарушениями в развитии не выявило мутации. Современные исследования мозга также не позволяют распознать патологические изменения, которые бы спровоцировали картину, характерную для этого состояния. Ганс Аспергер в свое время отмечал схожесть симптомов у детей и отцов семейств. Эксперты пришли к выводу, что РАС являются результатом взаимодействия комплекса факторов.

Вероятные причины развития синдрома Аспергера - наследственность и воздействие неблагоприятной окружающей среды на женщину в период беременности (тератогенный эффект). Наибольшая уязвимость плода к токсинам отмечается в первые три месяца после начала беременности. Усугубляют ситуацию стресс, неблагополучная обстановка в семье. Родители среди гипотез о происхождении синдрома Аспергера выделяют негативный эффект вакцинации детей, не нашедший подтверждения в научных кругах.

Симптомы и течение синдрома Аспергера

Многие дети с таким диагнозом во взрослой жизни устраиваются на работу и адаптируются в социуме. Однако, именно ранняя диагностика и терапия позволяют облегчить состояние ребенка с расстройством аутического спектра. Диагностикой РАС занимаются детские психологи. Врач изучает социальное поведение, интеллект, физические данные, с помощью теста на синдром Аспергера у детей оценивает коммуникабельность, использование жестов и мимики, уровень эмоциональности. Важными ориентирами считаются медицинские заключения других специалистов, результаты изучения семьи.

Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • стремление выполнять повторяющиеся действия (встряхивание, вращение конечностей);
  • отсутствие выражения лица или ограниченное использование мимики и жестов;
  • неспособность создать и поддерживать зрительный контакт;
  • стереотипное повторение моделей поведения;
  • воспроизведение одних и тех же звуков;
  • проблемы с воображением;
  • трудности в общении.

Обычно первые симптомы у детей становятся заметнее на третьем году жизни, сохраняются до полового созревания и ослабевают в зрелом возрасте.

Люди с синдромом Аспергера часто испытывают колебания настроения и поведения, вызванные нарушением привычного течения распорядка дня, изменением окружения. Они напоминают аутистов повышенным интересом к определенной области знаний или деятельности, выражением лица, но отличаются от пациентов, страдающих шизофренией, шизоидным расстройством.

Разнообразие проявлений синдрома Аспергера

Поведение людей, у которых диагностировали РАС, может сильно отличаться. Есть тип, близкий к аутизму, когда отмечается стремление избежать присутствия других, нежелание покидать помещение, неуверенность и страх перед людьми. Общая черта людей с РАС - нарушения координации конечностей и мышц. Дети отстают в физическом развитии, не достигают успехов в спорте. Часто встречается сочетание расстройств аутичного спектра с гиперактивностью.

Синдром Аспергера обычно не влияет на интеллект детей, они обучаются в школе, умеют читать, писать, считать, но требуют больше внимания педагогов и родителей. Встречаются среди таких ребят «лирики» и «физики», проявляющие интерес к определенным областям знаний, узкоспециализированной информации. Первый случай - это более высокий уровень вербального мышления, по сравнению с аналитическими и техническими способностями. Формируется богатый словарный запас, развивается умение участвовать в дискуссиях, высказывать свое мнение и приводить аргументы.

«Физики» способны понять и переработать большие объемы информации, они первенствует в области математики и информатики. Абстрактное мышление развито, но не сформированы на достаточном уровне вербальные навыки. Дети с этим типом синдромом Аспергера могут найти решение, но не сумеют правильно объяснить полученные результаты в присутствии других.

Такие проблемы ребенка его окружение оценивает как чудачество, застенчивость, лунатизм. Особенности поведения считают недостатками воспитания или характера. Например, кажется странным неумение определить по виду человека его примерный возраст, настроение. Люди с синдромом Аспергера, не могут распознать сигналы, которые без труда «читают» другие. Основные проблемы появляются при установлении отношений, понимании других людей, социальном поведении. Меньше трудностей возникают с речью, по сравнению с классическим аутизмом.

Дети с синдромом Аспергера не избегают компаний, стремятся к контактам с людьми, но часто принимают все буквально. Ирония и юмор, метафоры, гиперболы не доступны их пониманию. Окружающим они могут показаться надменными, равнодушными, хотя на самом деле это не так. Иногда у детей с этим расстройством возникают проблемы в изучении наук, требующих развитого абстрактного мышления. Повторение неудач в межличностном взаимодействии, учебе и жизненных ситуациях приводит к появлению у детей неуверенности, чувства собственной неполноценности, самоосуждения.

Лечение синдрома Аспергера

Ранний и точный диагноз, своевременно начатое лечение помогут избавить ребенка от ненужного стресса, облегчают его взросление. Кроме того, появляется возможность правильно организовать воспитание и обучение. Одно из направлений терапии - немедикаментозное. Ребенка учат распознавать по фотографии либо рисунку, что чувствует человек. Создают различные ситуации и побуждают к определенному поведению в них. Проводят сеансы лечебной физкультуры, применяют методику Войта для улучшения двигательной координации.

Начиная с детского сада, ребенок с синдромом Аспергера должен получать логопедическую помощь.

Медикаменты используются реже, чем при классическом аутизме. Если синдром Аспергера сочетается с гиперактивностью, то врач выписывает соответствующие лекарственные средства. Кроме того, в зависимости от преобладающих симптомов назначают антидепрессанты, препараты для устранения повышенной тревожности, агрессии, неврозов.

Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным ограничением во взаимодействии с социумом. Первые начинают проявляться у детей с шести лет. Своевременно поставленный диагноз — залог адекватной психологической помощи, что способствует улучшению качества жизни человека в будущем.

Суть заболевания

В 1944 году английский ученый, по фамилии которого впоследствии было названо заболевание, начал наблюдать детей разных возрастов. В ходе исследования Ханс Аспергер описывал признаки поведения, отличавшие ребят от своих сверстников. Ученому удалось выявить ряд определенных закономерностей. Например, у детей с аутической психопатией полностью отсутствует интерес к окружающей действительности. Они стараются жить в своем собственном мире. Скупая речь и мимика не позволяют понять, что такие дети думают и чувствуют. Все эти симптомы стали основой для восприятия болезни или синдрома Аспергера как отдельной формы аутизма.

Ученые не смогли точно определить, является патология обособленным неврологическим расстройством или специфическим поведением. Почему? Все дело в том, что Аспергера не сопровождается умственными нарушениями. Позднее психологи разработали уникальный тест для определения уровня интеллекта. Первые его результаты добавили разногласий среди ученых. У 90 детей из 100 наблюдались высокие умственные способности. Они могли строить неоспоримые логические цепочки, решать серьезные математические задачи в уме. С другой стороны, маленькие пациенты были обделены творческим потенциалом, чувством юмора, воображением. В результате возникали трудности при взаимодействии с социумом.

Причины возникновения

Болезнь Аспергера приковывает внимание ученых со всего мира. Однако до сих пор они не могут назвать точные причины, запускающие механизм ее развития. Большинство специалистов придерживается версии о схожей с аутизмом этиологии. Поэтому среди основных причин болезни Аспергера принято выделять следующие:

  • наследственно-генетическую предрасположенность;
  • травмы, полученные в процессе родоразрешения;
  • интоксикацию плода в период внутриутробного развития.

Современные методы компьютерной диагностики и специальное тестирование позволяют более точно определять причины неврологической дисфункции.

Классическая триада симптомов

В психиатрии Аспергера болезнь принято рассматривать через призму триады симптомов:

  • коммуникативные проблемы;
  • дефицит творческой составляющей, эмоций и переживаний;
  • сложности при пространственном восприятии мира.

Какие еще имеет синдром Аспергера симптомы? Фото маленьких пациентов с таким диагнозом дают полное представление о картине патологии. Первые ее симптомы начинают проявляться в раннем возрасте. Например, маленьких детей раздражает любой резкий звук или сильный запах. Многие родители не понимают такую реакцию ребенка, поэтому ее редко соотносят именно с болезнью Аспергера. С возрастом ее заменяет нестандартное понимание окружающего мира. Гладкие и приятные на ощупь предметы кажутся колючими, а вкусное блюдо — отвратительным. Клиническую картину дополняет неуклюжая походка, некоторая физическая неловкость. Специалисты объясняют данный феномен чрезмерной погруженностью в себя.

Признаки синдрома у детей

У маленьких пациентов до шести лет патология практически не проявляется. Напротив, такие дети полноценно развиваются. Они рано начинают говорить и ходить, легко запоминают новые слова. Иногда проявляют удивительные способности к счету или иностранным языкам.

Основная проблема детей с болезнью Аспергера — коммуникативные нарушения. Проявления социальной неприспособленности начинаются после шести лет. Обычно этот период совпадает с временем, когда ребека отдают в школу. Среди основных симптомов патологии у маленьких пациентов можно выделить следующие:

  • нежелание участвовать в активных играх с другими детьми;
  • сильное увлечение спокойным хобби, которое требует усидчивости;
  • неприязнь к веселым мультфильмам вследствие громких звуков и музыки;
  • отсутствие контакта с новыми людьми и детьми.

Ребенок с болезнью Аспергера очень привязан к дому и родителям. Смена привычной обстановки может его напугать. Такие дети чувствуют себя комфортно только в том случае, если предметы обихода всегда лежат на своих местах. При незначительных изменениях в распорядке дня они буквально впадают в истерику. Например, если ребенка из школы всегда забирает мама, но тут приехал папа, может случиться приступ неконтролируемой истерики.

Синдром Аспергера у взрослых

Лечение данного заболевания начинают с появления первых симптомов. Если с ранних лет родители вместе со специалистами не занимались корректировкой коммуникативных навыков, патология может прогрессировать. Во взрослом возрасте пациенты испытывают острую социальную изоляцию. Они с трудом находят общий язык в коллективе, не могут поддерживать приятельские отношения, испытывают проблемы в личной жизни.

Среди людей с синдромом Аспергера никогда не встречаются менеджеры или крупные руководители. Они могут досконально знать предприятие, иметь высокий уровень интеллекта, но отдавать предпочтение обычной рутинной работе. Карьерные успехи их совершенно не волнуют. Более того, нередко такие люди становятся настоящими общественными изгоями ввиду кажущейся невежливости. Они отказываются соблюдать правила этикета, когда не видят в них смысла. Часто делают нетактичные замечания и прерывают разговор, погрузившись в собственные мысли.

Чем опасна болезнь Аспергера?

Дисфункции, выявленные на ранней стадии, позволяют пройти своевременную психологическую коррекцию. Заболевание практически не несет угрозы для жизни человека. Дети постепенно приспосабливаются к окружающей действительности, многие из них делают успехи в науке. Однако положительная динамика наблюдается не у всех пациентов. Одним трудно найти свое предназначение во взрослой жизни, у других развиваются фобии. Поэтому родители должны с ранних лет прививать ребенку навыки коммуникации, чтобы в будущем он смог полноценно существовать в гармонии с окружающим миром.

Методы диагностики

Опытный психолог может подтвердить Аспергера болезнь, основываясь на наблюдении за поведением и изучении анамнеза пациента. Однако определить причину патологии не всегда удается исключительно по внешним характеристикам. Часто клиническая картина болезни схожа с чертами характера обычного интроверта. Поэтому в современной психиатрии для диагностики синдрома используют различные тесты. Они позволяют выявить неврологические нарушения. Тесты для взрослых и детей с болезнью Аспергера отличаются сложностью вопросов. Кроме того, их принято условно делить на группы по назначению:

  • оценка уровня интеллекта;
  • характеристика творческого воображения;
  • определение сенсорной чувствительности.

Современные методики тестирования посредством вопросов и интерпретации изображений помогают выявить Аспергера болезнь еще на ранней стадии. На основании полученных результатов врач назначает соответствующее лечение.

Терапевтические методики

В первую очередь пациентам, страдающим проявлениями синдрома Аспергера, требуются консультации квалифицированного психиатра. Основа лечения — грамотная адаптация детей и взрослых к постоянно изменяющимся условиям жизни. Для борьбы с нервными расстройствами дополнительно назначают седативные препараты. В особо серьезных случаях лечение не обходится без применения антидепрессантов. Полностью изменить отношение больных к социуму нельзя, но можно скорректировать и адаптировать их поведение. Люди с диагнозом «болезнь Аспергера» обладают незаурядным мышлением, поэтому им необходимо все подробно объяснять. Только в этом случае они будут стремиться преодолевать трудности самостоятельно.

У детей изучены очень полно, необходимость его ранней диагностики – тема множества исследований. Тем не менее, очень редко удаётся выявлять синдром Аспергера у детей младше 2 лет. Это связано с тем, что в более раннем возрасте социальные взаимодействия у ребёнка ещё не сформированы, и основные признаки болезни не заметны. В возрасте 2 – 3 года появляется ряд типичных симптомов синдрома Аспергера, которые можно разделить на несколько групп.

Социальные проявления

Самыми ранними проявлениями синдрома Аспергера могут стать трудности со сном в младенчестве. Дети с трудом засыпают и часто просыпаются, реагируют даже на самые тихие звуки, отказываются спать по ночам. Они могут быть необычно спокойными или наоборот капризными, чрезмерно активными, подвижными. Часто встречается высокая избирательность в пище.

Первые социальные симптомы появляются с началом посещения ребёнком детского сада. Они не желают оставаться в группе, плачут, цепляются за родителей, не отпускают их. Адаптация к условиям и режиму дня сада сильно затруднена. Дети с синдромом Аспергера не проявляют интереса к другим детям в саду. Их игры рассчитаны на одного человека, а место для них выбирается уединённое, где остальные дети не станут мешать. Склонности к общению с другими детьми больные также не проявляют. Для них не характерно употребление слов «друг», «подруга», «дружим».

При этом умственное развитие ребёнка вполне соответствует возрасту, речь у большинства развивается нормально, запас слов достаточный.

Часто дети с синдромом Аспергера оказываются часто болеющими, что усугубляет их социальную изоляцию.

Синдром Аспергера у детей также проявляется непониманием эмоций окружающих и неспособностью выразить собственные эмоции. Это делает их бестактными, непонятными, безэмоциональными по мнению окружающих и дополнительно затрудняет общение. В результате дети с синдромом Аспергера предпочитают общаться со взрослыми, используя свои энциклопедические знания в какой-либо области.

Интеллект и речь

Интеллект при синдроме Аспергера не страдает. Обычно он средний по возрасту, иногда превышает средние показатели. У многих детей с синдромом Аспергера имеется ограниченный перечень интересных им областей, в которых они изучают всю доступную информацию и обладают практически энциклопедическими знаниями благодаря отличной долговременной памяти. В остальных сферах знаний они не заинтересованы, поэтому изучают их с большой неохотой и только под контролем. Также синдром Аспергера у детей проявляется недостаточной способностью к абстракции, самостоятельному решению задач, осмыслению отвлечённых понятий. Часто, несмотря на отличную память и глубокие знания, дети с синдромом Аспергера не умеют их применять.

Речь у детей-аспи развита хорошо, в большинстве случаев они опережают сверстников. Однако это развитие одностороннее – богатый словарный запас сопровождается бедностью интонаций, монотонностью, необычным тембром голоса или скоростью речи. Они активно используют слова из книг по интересующим их темам, поэтому речь часто характеризуется как «академическая».

Характерной особенностью общения детей с синдромом Аспергера является пренебрежение реакцией собеседника. Они могут очень долго рассказывать о своих увлечениях, не обращая внимания на явную потерю интереса или демонстрацию скуки. Часто они не могут первыми начинать беседу. Может встречаться чтение без понимания смысла прочитанного – семантическая дислексия. Дети-Аспергеры имеют выраженную склонность к письменному изложению мыслей.

Двигательная и чувствительная сферы

Дети с синдромом Аспергера очень чувствительны к любым внешним раздражителям – свету, резким звукам, прикосновениям, внешнему шуму, запахам. С раннего детства у них вырабатываются устойчивые модели поведения, которым они неукоснительно следуют. Любое нарушение этих ритуалов приводит к приступам тревоги или паники, вплоть до физического недомогания. Часто дети с синдромом Аспергера очень избирательны в еде, твёрдо отказываясь есть новые или не нравящиеся им блюда.

Физическое развитие при синдроме Аспергера запаздывает. Движения у детей нескоординированные, неуклюжие. Затруднено развитие мелкой моторики, эти дети гораздо позже остальных обучаются завязыванию шнурков, застёгиванию пуговиц, собиранию конструкторов с мелкими деталями. Поэтому же они с трудом обучаются письму, а впоследствии у детей-аспи неразборчивый, неаккуратный почерк. Также сенсорный дефицит проявляется неуклюжестью походки, необычным положением при беге, длительным нахождением в неудобной позе. Значительная часть детей с синдромом Аспергера страдает навязчивыми движениями.

Синдром Аспергера у детей может проявляться различными страхами, в том числе бытовых предметов или природных явлений. Особенно парадоксальными эти страхи выглядят в сравнении со слабым инстинктом самосохранения и недостаточной осторожностью в опасных ситуациях.

Лечение

Слово «лечение» не совсем точно передаёт суть терапии детей с синдромом Аспергера. В большей мере это обучение их жизни в обществе. И максимально раннее его начало поможет достичь лучшей адаптации.

Ребёнку обязательно нужно рассказать о его состоянии и особенностях, как только он сможет воспринять эту информацию. Это предотвратит множество комплексов и невротических реакций и мотивирует ребёнка на активное участие в лечении.

Подходы к терапии меняются по мере взросления детей. Дошкольники явно предпочитают общество взрослых, и для обучения их социальному взаимодействию взрослый партнёр по играм должен копировать поведение детей соответствующего возраста. Таким образом можно отыграть различные ситуации – как повседневное, нормальное общение, так и различные конфликтные ситуации, споры и насмешки со стороны других детей. Так ребёнок получит необходимые для относительно полноценного общения навыки. Важно во время игры соблюдать равнозначность вклада обоих участников и игру по очереди. При необходимости взрослый может притвориться, что не справляется с игрой, для стимулирования ребёнка. Позже к совместным играм можно подключать других детей, в первую очередь братьев и сестёр.

В раннем школьном возрасте можно использовать социальные истории, написанные индивидуально для каждого ребёнка и объясняющие причины поступков других людей, раскрывающие необходимость социальных знаков в общении и дающие ребёнку действенные механизмы общения со сверстниками. Такие истории должны быть написаны в позитивном ключе, с конструктивными предложениями и описанием эмоций окружающих. Минимум половина историй должна описывать достижения ребёнка. Автор методики Кэрол Грей даёт очень подробные рекомендации по написанию таких историй.

В препубертантном периоде явным становится разделение детей по половому признаку, усиливается потребность в одобрении со стороны окружающих. Друзья становятся главным источником поддержки, а их мнение приобретает первостепенную важность. В этом возрасте родителям и учителям возможно придётся поспособствовать заведению дружеских связей детьми с синдром Аспергера. Этому помогут общие занятия, вылазки. Важно следить, чтобы все участники получили приятные впечатления от мероприятия.

Детей, с которыми у ребёнка-аспи складываются относительно дружеские отношения, можно дополнительно поощрять, объяснять им особенности состояния больного, просить о помощи в сложных социальных ситуациях. В этом возрасте гораздо лучше воспринимаются советы и поддержка сверстников. Поэтому крайне важно наличие одного-двух детей, которые поддержат больного ребёнка в случае необходимости.

Для подростков можно рекомендовать изучение пособий по самопомощи, общение в интернете с другими людьми с синдромом Аспергера, тренинги ораторского искусства или лечение у логопеда, изучение детских книги о дружбе, предназначенных здоровым детям для лучшего понимания её сути.

Реакция на сильный шум и столпотворение

Синдром Аспергера – это нарушение развития, которое выражается в отсутствии социальной взаимосвязи с обществом, однотипными, зажатыми интересами, шаблонными действиями. Синдром сопровождается физической неловкостью, сложностью истолковывать обычную мимику, жесты. Это врожденное состояние на всю жизнь. Большая численность «аспергеров» обладают колоссальным IQ. Должная поддержка и одобрение поведения предоставляют личности все шансы вести полноценную жизнь.

Особенности патологии

Синдром впервые обрисовал педиатр из Австрии – Ганс Аспергер (Hans Asperger) в 1944 году, он употребил определение «аутистическая психопатия». Сегодняшнее звучание недуга, прописано психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в ее работе 1981 года.

Множество разнообразных моментов остается «за кадром», конкретная причина возникновения синдрома неведома. Не существует полного излечения болезни Аспергера, специалистами определены лишь методы поддержки.

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма

Симптомы заболевания

Выделяют основные болезненные проявления:

  1. Трудное социальное взаимодействие. Больные часто бывают буквальными, без эмоций. Они не понимают шуток, анекдотов, значения метафор. Пациенты немногословны, часто погружены «в себя», не могут своевременно начать, закончить разговор, вкусная еда ассоциируется с употреблением помоев.
  2. Сложности эмоционального мировосприятия. Такие люди редко поддерживают дружбу, могут начать неприемлемую тему разговора, отличаются некорректным поведением, бывают замкнутыми.
  3. Отсутствие воображения, восторга, чувственности. Пациенты не предвидят итога ситуации, упускают послания через мимику и намеки, заняты четко последовательной, цикличной деятельностью.

Все это создает сложности при общении с другими людьми, что влечет за собой тревогу, беспокойство, замешательство. Присутствует незначительная схожесть с аутизмом.

Определены основные симптомы у взрослых, страдающих синдромом Аспергера:

  • пациенты соблюдают некие порядки и правила, настаивают на их выполнении, упорно действуют по одному шаблону. Возвращение домой другой дорогой может привести к замешательству, ступору;
  • одержимая увлеченность делом, хобби. «Аспергеры» с головой погружаются на изучение своего предмета обожания, развивают свои способности так, что могут заниматься любимым делом;
  • сенсорная чувствительность заключаются в звуках, увиденном изображении, резком вкусе продуктов или напитков. Тревогу может вызвать громкая музыка, яркий свет. Людям тяжело дается восприятие собственного тела.

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов

Осложнения патологии

Страдающие синдромом Аспергера подавлены своим внутренним состоянием психического расстройства. Это может привести к таким последствиям:

  • социофобии, сходной с паранойей, сопровождающейся страхом;
  • биполярному расстройству – два поля, одно возбуждено и активно, второе – пассивно в депрессии;
  • шизофрении – что-то манипулирует сознанием человека, заставляет исполнять любые приказания;
  • паранойе – дезинформирует обладателя, подпитывается чувствами тревоги, боязни;
  • селективной мутации – больной живет среди шумных, назойливых людей, посещает развлекательные учреждения;
  • тревожности, пробуждающей страх, беспокойство;
  • посттравматическому стрессовому расстройству – жертва катастрофы или аварии постоянно переживает неприятное событие у себя в голове;
  • обсессильно-компульсивному расстройству, проявляющемуся навязчивыми идеями, выполнением одного ритуала многократно;
  • депрессией, поселяющей на душе тяжесть и подавленность, поглощающей позитивные эмоции человека;
  • тревожным расстройством личности;
  • пограничным личностным расстройством;
  • диссоциативным расстройством, выражающимся во множественном безрассудстве.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции

Диагностика и причины заболевания

Научным путем не установлена конкретная причина возникновения синдрома Аспергера, он все еще исследуется. На данном этапе выявлено его сходство с расстройством аутистического спектра – психологического состояния, которое первоначально проявляется к 4-11 годам жизни, нарушая функцию центральной нервной системы. Приблизительно 1% жителей Земли живут с такими особенностями. Диагноз, который установлен своевременно и правильно, позволяет снизить болезненное потрясение у детей и семьи.

Нарушение развития, выявляется совместной работой профессионалов разных областей, состоит в:

  • разнообразном наблюдении за пациентом;
  • генетической, неврологической экспертизе;
  • определении психомоторных навыков;
  • манере обучения;
  • выявлении способностей для самостоятельной жизни;
  • тестировании интеллекта.

Изучение проблемы показало, что совокупность генетических и экологических факторов могут спровоцировать изменения головного мозга, но синдром Аспергера не зависит от человека, его социальных обстоятельств, не прививается с воспитанием.

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента

Устанавливать диагноз взрослым труднее, чем детям. С возрастом симптомы изменяются, требуется подробная клиническая оценка состояния пациента, анализируется поведение личности с его слов и от беседы с его окружением.

Существует большое количество различных тестов, которые помогают выявить неврологические и психические отклонения.

Тесты для взрослых, отличны от детских, но делятся на одинаковые группы для оценки:

  • интеллекта;
  • сенсорной чувствительности;
  • созидательного воображения.

Многообразие разносторонних тестов помогает определить признаки синдрома. Вот некоторые из них:

  1. Тест ASSQ разработан для возраста детей от 6-16 лет. Он выявляет аутичную направленность синдрома Аспергера с помощью восприятия всевозможных картинок.
  2. Шкала-опросник по оценке аутизма у детей.
  3. Aspie Quiz – тестирование, по итогам которого выявляют аутизм у взрослого населения, включает 150 вопросов.
  4. Тест АQ определяет коэффициент аутизма у и синдром Аспергера взрослых.
  5. Тест SQ – оценка эмпатии по шкале.

Тесты выступают только инструментом для определения отличительных особенностей, диагноз устанавливает квалифицированный специалист.

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты

Признаки синдрома Аспергера у детей

Повышенная чувствительность у детей может нести в себе возможные неврологические расстройства. Когда младенец беспокойный, капризный, трудно отнести это к каким-либо отклонениям. Но если замечена нервозность именно из-за внешних раздражителей – света, громких звуков, нужно проверить состояние малыша.

С возрастом может отсутствовать бурная реакция на раздражители. Вас должно насторожить, если ребенок стремительно преуспел в каком-либо учебном предмете на отлично, но вдруг появились трудности в играх с олицетворением кого-либо.

При синдроме Аспергера у детей симптомы социального характера проявляются к 5-6 годам, когда ребенка оформляют в подготовительную группу или школу, выражаются они в следующем:

  • малыш не принимает участие в активных играх;
  • замечено сильное увлечение одним спокойным занятием;
  • у ребенка нет желания смотреть веселые мультфильмы с шумными песенками;
  • наблюдается неестественная реакция при виде незнакомых людей;
  • малыш не играет с другими детками, ведет себя обособленно;
  • замечена навязчивая привязанность к своему дому и родителям.

Стартовые комфортные условия для детей создают родители. Итог таких условий раскрывает уникальную способность малыша и определяет его деятельность в будущем. Необходимо научиться контролировать собственные эмоции, уметь разделять их на первичные, которые человек испытывает сразу (стресс), и вторичные – гнев, который следует за стрессом. Нужно использовать диалог с окружающими для понятия этих эмоций, после действовать разумно и логично.

Эмоции малыша нужно понимать и рассматривать, прибегая к навыкам. Для ребенка с особенностями развития тревога выступает первичной эмоцией, которая ведет к плачу. Любые проявления агрессии и гнева являются вторичными эмоциями.

Важно обращать свое внимание на реальную причину дискомфорта, вызывающую тревогу. Рассматривать проблему нужно по конкретному случаю, постепенно обучая малыша этим навыкам для применения их в других ситуациях.

Как лечить?

В настоящее время для устранения синдрома Аспергера нет специфического лечения. Подавить депрессию, нервные тики помогают седативные препараты, антидепрессанты. Понимание расстройства изучается углубленно. Поведенческая терапия, многообразие сервисов и методов для всестороннего развития таких людей совершенствуются.

Состояние деток улучшается с возрастом, некоторые проблемы остаются или сводятся к минимуму. Чем раньше проблема диагностирована, тем больше шансы для ее решения. Должная поддержка поможет пациенту чувствовать себя комфортно.

Длительное время СА признавали как одну из форм аутизма. Только тридцать лет назад специалисты начали выделять это заболевание отдельно. Имея достаточно похожие признаки, дети, имеющие СА, по своему состоянию отличаются от детей с ранним аутизмом.

Симптомы

Характеризуется скрытой дисфункцией, поскольку внешний вид ребенка не позволяет с первого взгляда определить, что у него есть какие-то отклонения в поведении. Синдром Аспергера у детей не сказывается на утрате интеллектуальных способностей, напротив, нередко аспи, как называют таких детей, могут добиваться больших успехов в творчестве и точных науках. Как правило, сложности возникают в межличностной коммуникации и сфере социализации. Характеризуется, так называемой триадой социальных нарушений, присущей этому состоянию:

  • . Дети с трудом налаживают контакты не только с взрослыми, но и со сверстниками. Случаются нечастые зрительные контакты, но в большинстве случаев детям-аспи не присущи такие формы отношений, как дружба, ими редко воспринимаются социальные правила, которые признаны обществом, что выражается, например, в бестактности, назойливости. При этом их характеризует отстраненность от людей, которые их окружают, они могут стремиться к уединению.
  • Коммуникации. Характерным признаком является отсутствие эмоций, дети не понимают мимику, жесты, которые сопровождают речь собеседника. Все ими воспринимается буквально. В их арсенале не встретишь сарказма, анекдотов и метафор. Помимо этого для них бывает нелегко начать разговор и способность закончить его своевременно.
  • Воображение. Такое чувство у них не исключается, напротив, они способны проявить таланты живописца и писателя. Вместе с тем, недоступной является эмпатия. Они не в состоянии предполагать альтернативные варианты разрешения ситуации, складывать мнении о ком-либо, основываясь на его эмоциональных переживаниях, не вербально выраженных.

Некоторые другие признаки:

  • Соблюдение расписания, традиций, стремление к упорядоченности.
  • Увлечение определенной тематикой, имеющее ярко выраженный характер.
  • Наличие чрезмерно высокой или напротив низкой сенсорной чувствительности.

Многие дети с данным состоянием, испытывая сложности в общении, начинают страдать от СДВ – так обозначают синдром дефицита внимания. Синдром Аспергера у детей вызывает чувство тревоги, малыши впадают в депрессию, испытывают страх. Нередко на этой почве появляются и другие психические нарушения. Здесь обязательно нужна помощь родителей.

Диагностика

Может проявляться с раннего возраста. Однако диагноз, как правило, ставится позже – в школьном возрасте, когда наступает пик проблем, связанный с социальными навыками.

В раннем детстве, как правило, нет возможностей выявить аномалии в развитии, так как ребенок может развиваться в срок и иметь спокойный темперамент, не доставляя родителям беспокойства. Он играет сам по себе, не требуя к себе лишнего внимания.

Синдром Аспергера у детей не влияет на интеллектуальные способности ребенка и не должен вызывать тревоги – они на среднем уровне или даже выше. С развитием речи в большинстве случаев тоже нет никаких проблем – она на уровне возрастных норм или даже выше.

Для установления диагноза применяется тестирование, неврологические обследования и другие методы.

При обнаружении характерных признаков учителями или воспитателями, родителями, нужно обратиться за консультацией к специалистам – педиатру, неврологу, детскому психологу и логопеду.

Чтобы своевременно выявить Синдром Аспергера у детей, родителям следует забить тревогу, если у ребенка наблюдается:

  • Негативная реакция на незнакомых людей, он начинает плакать, не хочет общения.
  • , неуклюжесть.
  • Нежелание слушать веселые сказки и смотреть мультфильмы, их непонимание.
  • Нервозность при тактильном взаимодействии и прикосновениях.
  • Огромное стремление заняться чем-то одним, он с трудом от него отвлекается и может на протяжении нескольких часов делать это в одиночку.
  • Выраженное предпочтение в еде, причем ограниченное.
  • Если в новой обстановке, он полностью становится сам не свой.

Лечение

Еще не придумано действенного способа излечения синдрома. Чтобы скорректировать тяжелые симптомы, может быть назначена медикаментозная терапия, для остальных проявлений этого состояния рекомендуется лечение у психологов, педагогов, логопедов.

На ранних стадиях при своевременном выявлении симптомов и проведении диагностики, удается добиться значительных результатов, хотя полного выздоровления не наступает. Психологами и педагогами проводится работа, которая способствует аспи-детям выработке правильных поведенческих стереотипов, учит поведению в обществе.

При этом нужно сказать, что каких-либо последствий для полноценной жизни у взрослых пациентов с синдромом Аспергера не наступает. Они могут заводить семьи, работать и достигать высоких результатов. Безусловно, этого в основном добиваются люди, прошедшие коррекцию для успешной адаптации в социуме.

Ребенок должен развиваться в атмосфере добра, понимания и любви.

  • Сдерживайте излишнюю одержимость малыша. Установите ребенку время для увлечений и не нарушайте распорядка.
  • Исключите сложные обороты речи, общаясь с ним – слова должны быть простыми и понятными.
  • С ранних лет учите малыша правилам поведения в кругу друзей и обществе.
  • Никаких угроз и обещаний, которых вы не в состоянии выполнить. Ими все воспринимается буквально.
  • Одобряйте любые правильные поступки и общение с другими.

А главное – верьте, что нет причин для расстройства о том, что ваш малыш не такой как все. Прекрасно развитая логика мышления и способность предельно концентрироваться на поставленных задачах часто приводит людей с синдромом к потрясающим успехам, особенно в областях интересных для них. Здесь все зависит не от вашего ребенка, а от того насколько сильно вы его любите и хотите помочь ему. Как можно раньше начните заниматься с ним, составьте , чтобы малыш четко понимал, когда он будет кушать, а когда смотреть мультики или гулять на улице. Прочтите несколько книг для общего развития по взаимодействию с такими детками и поймите простое и главное правило. Никто не заинтересован в успехе адаптации вашего ребенка так сильно как его родители!

После Аспергера чаще всего ставят РАС, РДА и прочее неприятные аббревиатуры для наших детей.