Грудной возраст малыша — это период с 29 дня его жизни (первые четыре недели ребенок считается новорожденным) до окончания первого года жизни. Можно только удивляться тому, какие значительные изменения происходят за такой короткий период. Вот малыш еще не умеет управлять своим телом и рассказать маме о своих желаниях может только посредством крика, а к году его умения и требования уже являются практически осознанными. Что же происходит за эти 12 месяцев?

Первый год жизни

Если сравнивать с другими возрастными периодами, то за первые 12 месяцев организм малыша усиленно растет, очень быстро развиваются все системы и органы, происходит интенсивный обмен веществ. Например, та масса грудничка, с которой он родился, к 4-5 месяцам удваивается, а по достижении ребенком года - утраивается, составляя примерно 10-11 кг.

Рост ребенка за это период увеличивается на четверть метра, составляя в год около 75 см. Происходит совершенствование морфологической структуры и функций нервной системы ребенка. Только за первые 6 месяцев жизни масса его маленького мозга увеличивается на 200 %.

Благодаря тому, что ускоренно развиваются функции центральной нервной системы, происходит ранняя выработка условных рефлексов всех анализаторов. Довольно быстро идет нервно-психическое развитие. Именно на первом году жизни у малышей появляются зачатки речи. Когда малышу всего 2 месяца от роду, все органы его чувств развиты настолько, что ребенок улавливает и различает разные сигналы, присылаемые извне.

Как развиваются движения?

Пожалуй, всем мамочкам известно, что малыши рождаются с необходимым минимумом безусловных рефлексов: сосательным, хватательным, рефлексом переступания. За период с 1 по 3 месяц малыши начинают удерживать головку. К 4 они уже могут переворачиваться со спинки на бок, немножко позже и на животик. Карапузы тянутся к погремушкам, берут их в ручки. Теперь они весьма любознательные.

К 5 месяцам малыши начинают ползать, подтягивая ножки к животику, они очень смешно выгибают спинку. Правда, так получается не у всех.

К полугодовалому возрасту детки начинают садиться, вставать на коленки в кроватке, храбро держась за перекладины. Если они едут по улице в коляске, то внимательно изучают все, что их окружает. Малышам интересно все — машины, летающие голуби, пробегающие собаки, кошки и многое другое.

К 7-8 месяцам детки смело встают в кроватках, ходят вдоль перил, придерживаясь ручками.

До того времени, когда малыши начнут ходить остается совсем немного времени. Обычно это происходит, когда детишки достигают 10-12 месяцев от роду.

Грудной возраст ребенка довольно интересен как для него, так и для родителей. Каждый день для малыша ознаменовывается новым умением и открытием. Глаза любящей мамы могут заметить даже самые незначительные изменения в поведении малыша. Но не стоит забывать, что все детишки разные: например, кто-то начинает сидеть уже в 5 месяцев, а кто-то только в 7. Это совершенно естественно, поэтому не стоит торопить события, а нужно просто наслаждаться каждым моментом.

Ох, уж эти зубки!

Грудной возраст малыша невозможно себе представить без появления зубов. Далеко не у всех это происходит гладко. У деток может повышаться температура, наблюдаться плаксивость и сильное слюноотделение, снижаться аппетит.

Примерно в полгода у малыша появляются первые зубки — два нижних резца, а через пару месяцев — два верхних.

К 10 месяцам у деток прорезываются два верхних боковых резца, а к году — два нижних боковых.

К году обычно у карапузов уже восемь молочных зубов. Если у ребенка нет такого количества зубов, родители не должны волноваться: все происходит строго индивидуально. У некоторых малышей первые зубы появляются только к году.

Как развивается речь?

В грудном возрасте происходит и развитие речи малыша.

Первые полгода крохи много смеются, гулят, произносят простые звуки: «агы», «гы», «а-а-а».

После полугода (примерно до 9 месяцев) кроха начинает произносить такие звуки, как «ма», «ама», «ба». К 10-12 месяцам карапуз повторяет звуки за взрослыми. Он уже может говорить «ма-ма», «ба-ба», «дай». В свой первый год жизни ребенок начинает произносить свои первые осмысленные слова.

Надо уточнить, что обращенную к нему речь мамы, папы, бабушек и дедушек карапуз воспринимает с самого рождения. Но в этот период он больше распознает интонацию, а не саму речь. Малыша могут успокоить ласково сказанные слова, а повышенный или раздраженный голос может испугать.

В полгода крошка уже отзывается на свое имя и осмысленно улыбается. Через месяц-другой он уже начинает понимать, когда ему говорят: «иди ко мне», в ответ он протягивает ручки. В этом же возрасте ребенок понимает слово «нельзя». Слыша обращенное к нему слово, он отрывается от ненужного занятия.

В год малыш может помахать ручкой взрослым на их жесты прощания и слова «пока-пока».

Чтобы у малыша быстрее развивалась речь надо читать ему сказки, петь песенки, чаще с малышом разговаривать.

О вскармливании

Малыш приходит в этот мир неприспособленным к самостоятельному существованию, поэтому вскармливание ребенка грудного возраста является неотъемлемой частью его жизнеобеспечения. Родители обязаны заботиться о нем, чтобы обеспечить все его физиологические потребности. Разные виды вскармливания, в зависимости от существующих возможностей и потребностей ребенка предполагают применение грудного молока, искусственных смесей и разных типов прикорма. Специалисты уверены, что именно грудное вскармливание является оптимальным для младенцев.

Вскармливание в грудном возрасте должно сочетать в себе питательные вещества, жидкость, витамины, которые необходимы для организма новорожденного ребенка. Все эти компоненты присутствуют в грудном молоке матери.

Необходимый базис

В материнском молоке находится нужный баланс питательных элементов, который изменяется по мере роста малыша, а также антител, защищающих кроху от различных заболеваний в самый сенситивный период младенчества. Исходя их этого, процесс естественного грудного вскармливания можно расценивать не только как форму питания, но и как базис для правильного формирования иммунитета организма.

Природный механизм, обеспечивающий малышу необходимый период для вскармливания (пока не вырастет основная часть молочных зубов), длится 1-1,5 года. Именно в эти месяцы ребенку так необходимо им свое чадо каждая мама решает самостоятельно. В большинстве случаев это длится примерно 1,5-2 года.

Записка о здравии и упокоении – это разновидность общей молитвы, усилие помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви.

Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь ему известно, какая помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.

Как правильно написать в храме записку?

Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное при Крещении.

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

В записках пишу только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгий; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.

Что такое «заказная обедня»?

Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне и о упокоении на панихиде.

Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Что такое вечное поминовение?

Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:
  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:
  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.

Многих людей пугает слово «кризис», вызывая негативные ассоциации. Родители боятся кризиса подросткового возраста у детей. Кризис трех лет менее известен, но тоже доставляет немало хлопот взрослым.

Между тем, развития не вкладывает в понятие возрастного кризиса никакого негативного смысла. Более того, человеческая жизнь начинается с кризиса новорожденности.

Данный кризис связан с переходом от внутриутробного существования в внеутробному. В рамках теории психоанализа рождение рассматривается как травма, последствия которой человек ощущает всю жизнь. Это, разумеется, преувеличение, но рождение действительно становится серьезным потрясением для ребенка. Он попадает в среду более холодную и светлую, более богатую звуками, изменяется способ получения питательных веществ и кислорода, исчезает «невесомость», которую обеспечивали околоплодные воды. Ко всему этому приходится приспосабливаться, не случайно в первые дни жизни дети теряют вес.

Чтобы облегчить прохождение кризиса новорожденности, ребенку надо создавать условия, отдаленно напоминающие внутриутробную жизнь. Люди делали это интуитивно задолго до зарождения научной психологии: округлая форма люльки, напоминающая матку, покачивание, которое плод в утробе ощущает при ходьбе. В период новорожденности можно брать ребенка на руки, не боясь «избаловать», желательно так, чтобы он мог слышать стук сердца матери, который он слышал в утробе.

Особенности периода новорожденности

Новорожденность – это единственный период, в котором биологическое начало предстает «в чистом виде», без примеси социального. Ребенок рождается с набором врожденных рефлексов (инстинктов). Некоторые из них скоро угаснут – например, шаговый рефлекс, нырятельный (задерживание дыхания при попадании большого количества воды на лицо), хватательный. Последний рефлекс имел практическое значение у далеких предков человека, позволяя детенышу держаться за шерсть матери.

Особое значение имеют пищевые рефлексы. Сосательный рефлекс срабатывает при любом прикосновении к губам или даже щекам ребенка. Глотательный рефлекс развит в достаточной степени, но с ним очень легко вступает в противоречие рвотный рефлекс, поэтому часто после еды.

Из ощущений наиболее развито осязание в области рта и вкус. Хуже развито зрение, мышечные ощущения. Развитие ощущений не происходит само собой – ребенку необходимы впечатления, которые он может получить только при общении со взрослыми. Если имеет место недостаток впечатлений (сенсорный голод), в дальнейшем возможно отставание в развитии. Такая проблема существует в домах ребенка, где персонал при всем желании не может уделить достаточно внимания каждому малышу в период новорожденности и младенчества.

Примерно в полтора месяца ребенок начинает проявлять активность при появлении взрослого – улыбаться, махать руками, выражать эмоции голосом. Так ребенок реагирует на любого человека, дифференцированные реакции появятся позднее. Это комплекс оживления – основное психологическое «приобретение» периода новорожденности. С него начинается коммуникативное развитие ребенка, которое продолжится на следующей возрастной стадии – в период младенчества.

Малыш появился на свет, а это значит, что маме предстоит со многим познакомиться, особенно, если это первый ребёнок. При общении с педиатром, при чтении литературы можно столкнуться с терминологией – ранний неонатальный, поздний неонатальный периоды. Кроме этого, становится интересно, до какого возраста ребенок считается новорожденным, что такое возраст новорожденного и грудничковый период.

До какого возраста ребенок считается новорожденным?

Возраст новорожденного делится на периоды:

  • ранний неонатальный (от момента перевязки пуповины до 7-ми дней):
  • поздний неонатальный (до 28-го дня жизни), в целом, это время составляет возраст новорожденного.

До какого возраста ребенок считается грудничком? Есть мнение, что грудничок – это ребёнок на грудном вскармливании, но это не так, ведь кого-то с рождения кормят смесями, а некоторые детки продолжают питаться маминым молоком до 2-3х лет.

До 28 дней по медицинским параметрам у младенца идёт возраст новорожденного, далее он вступает в грудной возраст, длящийся до 1 года.

В целом, период до года считается важнейшим в онтогенезе человека. Возраст новорожденного, а затем и сам грудничковый период – это время, когда у ребёнка закладываются физические способности и психические функции.

Развитие ребёнка

Родителей в первую очередь интересует развитие малыша, чтобы он рос здоровым, без отклонений. Маме всегда интересно знать, какие есть этапы и как оценивать норму, узнать закономерности.

  • 1 месяц – время адаптации малыша к новому миру. Кроха совершенно беспомощен и нуждается в уходе, в тепле, в строгом соблюдении гигиены.
  • 2 месяца – время развития психики. Обостряется слух, зрение, устанавливается тесный телесный контакт с матерью.
  • 3 месяц – более активный. Ребёнок начинает больше двигаться, может часто плакать из-за беспокойства в кишечнике. Когда ребёнок хорошо себя чувствует, он улыбается, реагирует на собеседника. Движения ещё неконтролируемые, малыш может просыпаться от случайных шевелений ручками или ножками.
  • В 4 месяца движения становятся ещё активнее, ребёнок начинает переворачиваться, исследовать руки и ноги. Развивается мимика, по ней можно понять, доволен кроха или нет. Проблемы колик постепенно уходят, и ребёнок, в основном, находится в хорошем настроении.
  • 5 месяцев – это попытки сидеть, привычка тянуть в рот предметы. Малыш начинает отличать близких людей от чужих, узнаёт родных, на их появление реагирует улыбкой.
  • В 6 месяцев происходит активное мышечное развитие. Младенец садится, пытается подтянуться за предметы, переходит к ползанию. С полугода начинают вводить прикорм, у детей появляются первые зубы.
  • В 7 – 8 месяцев ребёнок ползает, самостоятельно встаёт, у него идёт рост зубов (индивидуально, у некоторых зубы появляются позже).
  • В 9 – 10 месяцев грудничок делает первые шаги, при помощи родителей, а затем сам. Без присмотра ребёнка оставлять нельзя, он может залезть, куда не следует или облокотиться на неустойчивый предмет и упасть.
  • К 1 году ребенку становится интересным общение со сверстниками, шаги становятся уверенными. Ребёнок уже выполняет просьбы, может отвечать на вопросы, появляются первые слова.

Развитие грудных детей подчиняется общим закономерностям, но всё же, носит индивидуальный характер.

Итоги развития малыша

Физическое развитие идёт от врождённых рефлексов, возраст новорожденного – самый ключевой момент адаптации. За год ребёнок учится делать многое: держать головку, переворачиваться, садиться, ползти, вставать, ходить. В эмоциональном аспекте происходят огромные подвижки.