Иногда помощь нужна не только телу, но и душе человека. Депрессия, неврозы, фобии и тревожные расстройства – это далеко не полный список проблем, с которыми может работать психотерапевт. О том, что такое психотерапия и какими методами пользуется врач, чтобы помочь пациенту, вы узнаете в этой статье.

Что это такое?

В XIX веке расстройства психики лечили методами, которые сейчас кажутся варварскими. Несчастных пациентов психиатрических больниц буквально подвергали пыткам: их на несколько недель привязывали к кроватям, обливали ледяной водой, били электрическим током… Конечно, такие методы трудно назвать эффективными. Больные не излечивались, а заканчивали свою жизнь в приютах и богадельнях.

В конце XIX века в лечении психических расстройств произошла революция. Совершил ее венский психиатр Зигмунд Фрейд , который пришел к выводу, что лечить заболевания души необходимо при помощи инновационного метода - психоанализа. Именно психоанализ положил начало психотерапии как отдельному направлению в медицинской науке. Фрейд разговаривал со своими пациентами, обсуждал их проблемы и искал предпосылки формирования психических расстройств в далеком детстве. И ему удалось добиться огромных успехов. Оказалось, что пациенту необходимо пережить так называемый катарсис , то есть очищение чувств, после чего симптомы заболевания отступали навсегда или на долгое время.

Несмотря на то, что в настоящее время психоанализ подвергается критике, отрицать, что именно с него лечение психических заболеваний стало научным направлением, невозможно. Все современные методы психотерапии «выросли» из психоанализа, подобно ветвям, растущим от общего ствола. В настоящее время существуют десятки методов психотерапии, каждый из которых эффективен для лечения определенной группы заболеваний.

Видео:

Виды и методы психотерапии

Все методы терапии делятся на групповые и индивидуальные .

Как ясно из названия, групповая терапия - это работа в группе, при индивидуальной же психотерапевт взаимодействует с пациентом тет-а-тет.

Ярким примером групповой психотерапии можно назвать группы анонимных алкоголиков . Принцип работы таких групп состоит в том, что люди, желающие избавиться от зависимости, собираются вместе, обсуждают свои чувства, оказывают друг другу поддержку и делятся переживаниями. Работа в группе - это ресурс для личности, благодаря которому человеку удается справляться с желанием выпить. В таком формате возможна проработка семейных проблем, различных зависимостей (в том числе и наркомании), высокую эффективность имеет работа в группах личностного роста .

Индивидуальная терапия помогает при работе над глубинными проблемами, которыми человек не готов делиться с окружающими. Психотерапевту пациент может поведать о своих трудностях и проблемах, получить от него обратную связь и поддержку.

Многие полагают, что врач дает готовые решения, изучив проблему клиента. Однако это не так. Задача специалиста - помочь найти свои цели и ресурсы для их достижения, а не предложить «рецепт счастья». Работа с психотерапевтом - это непростой процесс, в котором человек принимает активнейшее участие.

Системная семейная психотерапия

В психологии принято считать, что семья - это не группа разрозненных индивидов, а целостная система. И проблема одного из членов семьи меняет всю систему в целом. Существует и обратная связь: системные изменения приводят к тому, что меняется внутренний мир каждого члена семьи.

  • Семейная терапия используется не только для того, чтобы решить проблемы в отношениях семейной пары. Часто она рекомендуется при наличии каких-либо проблем у ребенка, который может даже не принимать участия в работе с терапевтом.
  • Очень эффективна семейная терапия в том случае, если один из членов семьи страдает от каких-либо зависимостей (от алкоголизма, наркоманиии, лудомании и т. д.). В современных наркологических центрах часто предлагают услуги семейных терапевтов: доказано, что системное лечение помогает избежать возвращения зависимости и облегчает реабилитацию пациента после окончания курса лечения.

Главные направления современной психотерапии

Обычно психотерапевт специализируется на одном из направлений. Вот основные из них:

  • телесно-ориентированная . Этот метод можно назвать парадоксальным, ведь основная работа ведется с телом пациента, а изменения в результате терапии происходят во внутреннем мире. Во время лечения можно избавиться от мышечных зажимов, которые, как считают телесно-ориентированные терапевты, являются отражением внутренних проблем на телесном уровне. Часто таким образом осуществляется психотерапия лишнего веса: терапевт помогает клиентам научиться лучше чувствовать свое тело, любить и принимать его. Телесная терапия помогает стать более свободным и раскрепощенным, благодаря чему она рекомендована людям, которые имеют проблемы в сексуальной сфере;

  • когнитивно-поведенческая . Когнитивная терапия основана на том, что многие проблемы у человека возникают из-за ошибок в его мышлении. После коррекции этих ошибок происходят позитивные поведенческие изменения. Когнитивная терапия эффективна при неврозах, особенно при фобиях: сильная эмоциональная реакция на раздражитель может исчезнуть после того, как пациент осознает, что объект его страха не несет никакой угрозы. Близка к когнитивному направлению рациональная терапия, которая также базируется на объяснении пациенту ошибочности его суждения и изменении отношения к проблемам;

  • суггестивная терапия. Данный метод основан на гипнозе и техниках внушения. Терапевт погружает пациента в транс и внушает ему необходимые установки. Суггестивная терапия применяется при лечении зависимостей, при этом лучше всего она работает в сочетании с другими методами терапии, например, с когнитивно-поведенческой;

  • трансперсональная терапия позволяет исследовать так называемый трансперсональный опыт. Пациенты переживают измененные состояния сознания, осмысливают религиозный опыт. Трансперсональная терапия имеет много общего с духовными практиками и пользуется популярностью у людей, увлеченных личностным ростом и развитием;
  • экзистенциальная терапия ставит своей целью работу со смыслом жизни. В основе метода лежат работы философов-экзистенциалистов (Сартра, Камю, Кьеркегора). Экзистенциальный метод может быть эффективным при депрессии, ощущении утраты смысла жизни и при переживании пациентом потери;
  • позитивная психотерапия. Этот метод фокусируется не на проблемах пациента, а на том, что он умеет, то есть на его ресурсах. В позитивной терапии считается, что здоровым может считаться человек, которые имеет возможность осмыслить и преодолеть проблемную ситуацию.

В мире на данный момент существует множество видов терапии душевных расстройств. И найти хорошего терапевта непросто. Важно, чтобы он имел хорошее образование, закончил профильное учреждение, например, институт психотерапии и клинической психологии.

Не менее важно, чтобы пациенту было комфортно работать с терапевтом, чтобы он испытывал к нему уважение и доверие. Только в этом случае возможны позитивные изменения, которые, в конечном итоге, и являются главной целью психотерапевтической работы.


Медицинская психология в основном занимается диагностикой психологических нарушений, однако, важно не только заметить психологические проблемы пациента, но и помочь ему справиться с ними. Это можно сделать и с помощью психотерапевтических приемов, и путем назначения психотропных средств. Любой врач должен не только владеть этими двумя методами, но и желать их использовать.

Иногда, к сожалению, замечая психологические трудности у своих пациентов, врач замечает, что и сам он не раз оказывался в сходных ситуациях и ему удавалось без посторонней помощи преодолеть все проблемы. Эта мысль успокаивает врача и позволяет ему бездействовать.

Действительно, некоторые пациенты отличаются высокой устойчивостью к стрессу и преодолевают его без какой-либо специальной психологической коррекции, но это не может служить оправданием пассивности и черствости врача в случае, когда больной нуждается в его поддержке и сочувствии.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи. Она необходима здоровым людям (клиенты) с разнообразными житейскими проблемами, находящихся в кризисных ситуациях, а также больным (пациенты) с различными соматическими и психическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

Психологическое консультирование,

Психокоррекция,

Психотерапия.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют различные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является информирование клиента (пациента) о его индивидуальных особенностях с целью формирования личностной позиции, мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование помогает человеку действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

При психологическом консультировании проводится анализ психического состояния клиента (или пациента) с использованием различных методов психологической диагностики (тесты, эксперименты). Ему предоставляются интерпретации их результатов, что способствует разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых подходов к решению этих проблем, а также расширению его общей психологической культуры и личностному росту.

Задачей психологической коррекции является исправление (корректировка) тех личностных особенностей, которые не являются оптимальными для клиента (пациента), выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента (или пациента), формирование адекватного психического состояния, душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Психотерапия основной задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психотерапия – это система методов целенаправленного психологического воздействия на пациента (посредством слова, эмоциональных отношений, совместной деятельности) с целью улучшения состояния его здоровья и повышения устойчивости к стрессу.

Психотерапия в узком понимании термина подразумевает купирование болезненных клинических проявлений у пациента, находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

В широком понимании термина «психотерапия» имеются в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра, так как психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей – от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса, учитывать обязательные показания и противопоказания для психотерапии. Противопоказаний для консультирования практически не имеется, а психокоррекция занимает промежуточное положение между консультированием и психотерапией (сам термин психологическая коррекция возник в 70-х годах XX века, когда психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Поскольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина психокоррекция было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а клинический психолог – психологической коррекцией).

Основные психотерапевтические приемы

Можно говорить о том, что психотерапия существует столько, сколько существует человеческая цивилизация. Прообразом современных психотерапевтов были шаманы. Особенно бурно психотерапия развивалась в конце XIX – начале XX века. Было предложено огромное количество новых методов психотерапии и вряд ли найдется специалист, который был бы знаком со всеми этими методами. В большинстве цивилизованных стран психотерапию рассматривают как одно из наиболее сложных направлений медицины и психологии.

Центральной фигурой в психотерапии является пациент, с его индивидуальными особенностями, неудовлетворенными потребностями, его уникальной жизненной ситуацией и специфическим окружением (семья, друзья, коллеги). Врач никогда не должен забывать о том, что он должен помогать пациенту двигаться в том направлении, которое человек избрал по своей воле. Нельзя относиться к больному как к слепому, беспомощному котенку, которого надо научить жизни. Нельзя игнорировать интересы личности пациента, относиться к ним высокомерно…

Неправильно рассматривать психотерапию только как процесс воздействия врача на больного. «Перевоспитать» взрослую личность практически невозможно и попытки вмешательства во внутренний мир пациента часто воспринимаются пациентом как агрессия (психотерапевтическая интервенция) и вызывают сопротивление с его стороны.

Правильнее считать психотерапию процессом взаимодействия врача и больного. В этом смысле психотерапевту необходимо обладать такими качествами, как умение находить общий язык с окружающими, способность к эмоциональному сопереживанию, богатый внутренний мир, собственный жизненный опыт.

В литературе приведено огромное количество методов психотерапии.

Общепринятой классификации методов психотерапии нет. С практической точки зрения важно выделить некоторые основные признаки, отличающие один вид психотерапии от другого. Как и в медицине в целом обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические .

Симптоматические методы психотерапии ориентированы на устранение или ослабление отдельных симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения больного. К этим методам можно отнести рациональную психотерапию, суггестивные методы (в бодрствующем состоянии или в состоянии гипноза), методы поведенческой терапии (наводнение, имплозии, аверсии, систематической десенсибилизации), методы релаксации (нервно-мышечная релаксация по Джейкобсену, аутотренинг), методы биологической обратной связи и множество других частных методик (арт-терапия, психогимнастика, и т.д.). Патогенетическая психотерапия предполагает ликвидацию причин и механизмов развития болезни. Она считается более эффективной по сравнению с симптоматической, особенно в отдаленных результатах. Однако существуют большие расхождения в представлениях психологов о целях и способах лечения, связанные с различиями теоретических взглядов на нормальное устройство личности и патогенез заболеваний.

Методы психотерапии можно также разделить на экспрессивные (to express – выражать, высказывать) и суппортивные (to support – поддерживать, сохранять). Эти понятия тесно связаны с концепцией защитных механизмов. Экспрессивные методы позволяют выявить и обнажить подсознательные механизмы, лежащие в основе болезни пациента, мешающие ему избавиться от внутреннего конфликта. Экспрессивные методы нужны, чтобы призвать пациента к активным действиям (согласиться на операцию, расторгнуть обременительный брак, поменять работу на более соответствующую его характеру). Не следует забывать, что вскрытие, ломка защитных механизмов весьма болезненна, и следует проявлять осторожность и взвесить реальные возможности человека перенести этот дополнительный стресс. Суппортивные методы, напротив, укрепляют в человеке сложившиеся системы защиты, поддерживают в нем существующий самообман ради сохранения спокойствия и чувства безопасности. Недостатком таких методов считают то, что они мешают пациенту разглядеть реальность, удерживают его от активных действий. Однако в том случае, если сам врач не видит реального выхода из ситуации (неизлечимые заболевания, неоперабельные опухоли, травмы, несовместимые с жизнью), единственное, что он может сделать, это позаботиться о сохранении спокойствия пациента и его близких.

Сходный смысл имеет и разделение методов психотерапии на активизирующие и релаксационные . Активизирующие (энергизирующие) методы направлены на повышение стремления к действию, борьбе, самореализации (так, в период реабилитации после травмы, инфаркта или инсульта часто приходится настаивать на более активном включении пациента в деятельность, тренировку нарушенных двигательных и умственных навыков). Успокаивающие (релаксационные) методы направлены на снятие внутреннего напряжения, тревоги. Они особенно полезны в остром периоде переживания стресса. Их используют для лечения болезней, связанных с внутренним напряжением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бессонница).

Кроме того, различают директивные и недирективные методики. Директивные методы заключаются в том, что врач активно навязывает предлагаемый им способ выхода из ситуации, не позволяет больному высказать свое мнение, действует с высоты своего авторитета. В большинстве случаев излишняя директивность рассматривается как недостаток психотерапии, поскольку она снимает с больного ответственность за выздоровление, подчиняет его воле врача, может игнорировать его истинные потребности. Однако в экстремальных ситуациях, когда поведение больного дезорганизовано чрезмерной тревогой (экстренная госпитализация, подготовка к операции, ситуация, угрожающая жизни), директивный подход бывает полезным. В процессе выздоровления и реабилитации все более важными становятся недирективные методы, которые основаны на расспросе больного, изучении его мнения, самостоятельном поиске и сравнении нескольких способов выхода из ситуации. Такие методы развивают в пациенте независимость, уверенность, что он сам способен помочь себе в случае необходимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в группе . Групповые методики полезны для комплексного воздействия на личность пациента, вскрытия таких ее черт, которые мешают адаптации в обществе и служат источником психосоматических нарушений. В группе наиболее ярко обнаруживаются незрелость, эгоцентризм, боязнь принимать ответственность на себя. Индивидуальная терапия позволяет обсудить с пациентом весьма интимные проблемы , уделить большее внимание отдельным симптомам. Она также хороша для замкнутых пациентов, не склонных к общению.

Кроме явного, прямых методов психотерапевтического воздействия, существуют и косвенные методы, которые оказывают влияние на состояние здоровья через обстановку медицинского учреждения, атмосферу в палате, отношения в медицинском коллективе, форму введения лекарств, дополнительные лечебные методики (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).

Вне зависимости от конкретного метода психотерапии, имеются общие феномены, которые являются непременными элементами психотерапии.

Установление контакта можно считать важнейшим условием успешности психотерапевтической работы. Если врач не смог установить доверительных, откровенных отношений с пациентом, то все дальнейшие усилия, скорее всего, будут бесплодны. Трудно переоценить значение первой встречи врача и пациента в формировании взаимопонимания и доверия. Занятость врача часто мешает ему подробно поговорить с больным в день его поступления в клинику. Даже если это не удалось сделать сразу, по крайней мере на следующий день необходимо уделить пациенту максимум внимания. Во время первого разговора необходимо дать больному высказаться самостоятельно, не набрасываться на него с вопросами. Не следует рассчитывать, что доверие сложится мгновенно, но искреннее стремление выслушать собеседника постепенно приводит к желаемому эффекту.

Излишняя близость врача и пациента тоже может повредить лечению (конфликт труднее разрешить, если вы находитесь внутри него). Поэтому врач должен выдерживать определенную дистанцию к проблемам пациента. Принять все проблемы больного на себя, значит занять позицию заботливой матери, то есть снять с больного всю ответственность за его выздоровление. В психотерапии, напротив, иногда стараются подчеркнуть взаимные обязательства сторон в виде устного или письменного контракта, где оговариваются длительность лечения, обязанности и права больного и пациента, цели проводимого лечения, признаки достигнутого эффекта.

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на явления переноса и контрпереноса в психиатрии. Перенос (трансфер) – невольное направление на врача подавляемых чувств, которые пациент испытывал к значимым для него лицам (родителям, другим членам семьи). Это выражается в неожиданном раздражении, негодовании или, напротив, в знаках детской привязанности, покорности, влюбленности во врача. Выражение таких чувств позволяет пациенту «отреагировать», то есть избавиться от мучающих его комплексов. Важно не принимать их за истинное отношение к врачу, проявлять терпеливость, сочувствие, понимание, а также призывать пациента к их разумному анализу. Контрперенос (контртрансфер) – сходное, но противоположно направленное явление, когда врач испытывает к пациенту иррациональные чувства, происходящие из его личного (часто детского) опыта. Примерами таких чувств могут быть возмущение, брезгливость, жалость, восхищение, влюбленность. Контрперенос подтверждает то, что врач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако как профессионал психотерапевт должен активно преодолевать в себе незрелые комплексы и стремиться к разумному отношению к больному (для этого Фрейд требовал, чтобы все психоаналитики сами прошли психоаналитическую терапию).

Поскольку психотерапия призвана изменить человека, усилия врача сталкиваются с сопротивлением , то есть неосознаваемым стремлением человека сохранить все так, как было прежде. Сопротивление заметно по тому, как пациент все активнее использует психологические защиты, уходит от глубокого анализа проблемы. Иногда пациент активно избегает встреч с врачом, прячется от него, пропускает назначенные визиты, оберегая себя от обсуждения болезненных тем. Само обсуждение факта сопротивления может оказаться полезным для выздоровления.

Сопротивление определяет то, что движение к выздоровлению в процессе психотерапии никогда не бывает плавным и последовательным. Напротив, характерны резкие скачки, когда мысль, к которой врач направлял больного, является к нему в виде инсайта (insight – понимание, проницательность) – внезапного озарения или прозрения, интуитивного понимания.

В психологии существует множество теорий личности, которые по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека. Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевтические методы. В литературе описано множество психотерапевтических методов: психоанализ, поведенческая (бихевиоральная) терапия, гештальт-терапия, психодрама, гипноз, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, трансактный анализ, позитивная терапия и др. За рубежом наибольшее признание и развитие получили три психотерапевтических направления: психоаналитическое , гуманистическое и поведенческое , к которым можно добавить гештальт-терапию и когнитивную терапию, основанные на соответствующей психологической теории.

Направления психологии

В настоящее время можно выделить 5 основных подходов (моделей, парадигм) к изучению психики человека:

Бихевиоризм;

Гештальт-психология;

Психоанализ;

Гуманистическая психология;

Когнитивная психология.

Бихевиоризм

Основоположник – американский психолог Джон Уотсон (J.B.Watson, 1878-1958). Предложенная им схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.

Довольно скоро стала ясна ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях , что непосредственную связь между ними установить не удается. В 1948 году Толмен ввел промежуточную переменную I (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) и преобразовал схему в S – I – R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются все чаще, а наказуемые – реже. Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии. Цель поведенческой терапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке. Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах слово «гештальт», как правило, не переводится.

Основное положение гештальт-психологии – явление как целое не есть просто сумма его частей. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает. Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл. Последователи гештальт-психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.

Одно из центральных понятий гештальт-психологии – отношения между фигурой и фоном. Эти и другие понятия гештальт-психологии нашли свое отражение в гештальт-терапии, созданной психологом Фрицем Перлсом (F.S.Perls).

В понимании Перлса, фигура выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план – фон, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. Например, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальт-терапии – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее (завершить гештальт). Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, жить «здесь и теперь» – это путь здоровой личности.

Психоанализ

Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности, как психоанализ. Основоположник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S.Freud).

В психической жизни Фрейд выделял 3 уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой», которая вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия, а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Это мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к вспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.

Психотерапия - это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

    Показать всё

    Виды психотерапевтических техник

    Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

    Психотерапевтическое вмешательство

    Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

    В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

    • конфронтация;
    • разъяснение;
    • уточнение;
    • стимуляция;
    • интерпретация;
    • научение;
    • тренинг;
    • советы.

    Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

    Клинико-психологическое вмешательство

    Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

    Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

    Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

    • искоренение страха публичных выступлений;
    • тренировка памяти и внимания;
    • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

    Психологическое консультирование

    Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

    • Проблемно-ориентированное направление, задача которого - фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
    • Личностно-ориентированное консультирование - анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
    • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

    Условия эффективного использования психотерапевтических методик

    Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

    В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

    Предпосылки эффективности приемов психотерапии

    Примечание

    Позитивное ожидание обеих сторон - психотерапевта и пациента

    Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

    Установление прочного и надежного терапевтического альянса

    Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

    Хоторнский эффект

    Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

    Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

    Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

    Когнитивное научение

    Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

    Суггестия (скрытая и явная)

    Внушение - это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

    Идентификация

    Основы идентификации - в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

    Оперантное обусловливание

    Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

    Корректирующий эмоциональный опыт

    Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

    Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

    Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

    Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

    Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

    Показания к психотерапии

    Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

    • склонности к паническим атакам;
    • алкоголизма;
    • ожирения;
    • некоторых разновидностей депрессии.

    Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

    Методы и подходы

    Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

    • рациональная терапия;
    • поведенческая терапия;
    • классический транзактный анализ.

    Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

    • семейная психотерапия;
    • интегративный транзактный анализ.

    Классификация психотерапевтических техник:

    • интегративный транзактный анализ;
    • приемы классического гипноза;
    • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
    • рациональная психотерапия;
    • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
    • использование сократической техники диалога;
    • гештальт-терапия;
    • дыхательные техники медитативного направления.

    Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

    • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
    • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
    • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

    Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

    Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

    Когнитивный - опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта - изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

    Классификация психотерапии

    В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

    Психотерапия Фрейда

    Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

    1. 1. Динамический - объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
    2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
    3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
    4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

    З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: "ситуация ребенка". Больной приравниается к ребенку, от "выходок" которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

    • осознание патологии;
    • добовольное решение к терапии;
    • воля к выздоровлению.

    Психотерапия Адлера

    Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

    Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

    Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

    Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях - формирование невроза.

    Юнгианство

    Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, - следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

    Позитивная психотерапия Пезешкиана

    Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

    От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.


Попробуем неформально описать разные виды психотерапии, буквально понемногу каждого. Это порой необходимо для тех, кто хочет выбрать и попробовать что-то одно, в то время как предложений вокруг – масса, и все они разные. Арт- или психодрама? Анализ или юнгианский анализ? В помощь начинающим – краткие описания для более комфортного знакомства с разными подходами.

Арт-терапия: будете вырезать, рисовать, создавать коллажи и картины, играть “с песочком” (в специальной мини-песочнице) и т.д. В любом случае вы будете выражать себя, те процессы и взаимодействия, которые для вас актуальны. Причем выражать практически напрямую из своего бессознательного. Вид психотерапии для тех, кто готов экспериментировать и не стесняется рисовать в стиле “палка-палка-огуречик”. Ведь в итоге важна не художественная ценность или целостность образа, а именно самовыражение, с результатами которого можно и поработать.

Телесно-ориентированный подход: изучите зажимы, обратите внимание, насколько чутко тело реагирует на разные процессы (от раздражения до умиления), поправите здоровье. Тело “помнит” стрессы, “помнит” обиды, нанесенные даже в далекие 5 лет, и носит их с собой. По крайней мере спина прямая будет, осанку выпрямите, научитесь дышать глубже

Психодрама : если вы мечтали сыграть на сцене, если для вас важны ситуации, и в вашей жизни часть из них до сих пор не проиграна до логичного конца, попробуйте психодраму. Вам предложат побыть вашей Болезнью, вашей Давно умершей бабушкой – что бы она, к примеру, вам сказала? Очень много открытий и неожиданных подсказок.

Психоанализ : изначально, конечно, это была кушетка для клиента и клиентские свободные ассоциации, в которые аналитик не вмешивался. Теперь же это прогрессивный и не менее действенный метод, способный очень сильно и глубоко работать на необходимые вам изменения. Хотите из флегматика стать холериком или вообще научиться выбирать другой стиль общения, стать другим очень сильно по сравнению с нынешним состоянием? Вам в такой вид психотерапии, как психоанализ, правда, длительный – “коротким” анализом считается год-полтора, “средним” по времени – семь лет работы.

Гештальтттерапия : общение, контакт, “услышал-не услышал”, можешь-не можешь принять из среды, что-то для себя попросить. Как клиент обрывает контакт, как отказывается и даже увиливает от диалога, как защищается (какие ему характерны ). Довольно свободное общение тет-а-тет с психотерапевтом, открытый к новому и подвижный вид психотерапии.

Юнгианский анализ : “тень”, сказки, истории, сны – все, что имеет сюжет и идею, можно уместить в работе с терапевтом юнгианского направления. Как правило, терапевты имеют особенно глубокие культурологические знания, прекрасно знают не только сказки, но и мифы. “Комплекс Эдипа” или “Комплекс Электры” – это сюда:)

Бихевиористский подход , когнитивная терапия: бихевиористы-конгнитивщики (“психотерапия поведения и познания”, грубо говоря) утверждают, что голова – орган темный, и ничего в нем не видно (шутка). То есть, не столь важно, как именно оно обрабатывается внутри – важно, что вот такое входит – вот этакое на выходе. Во многом чисто логический, умственный подход. Единственный оплачиваемый по страховке в европейских странах. Говорят, отлично работает, не пугает клиентов неведомыми штуками, однако эффект нередко пропадает по окончании работы со специалистом. Касается проблем только поверхностно (и это минус), зато не создает лишних понятий и “наворотов” (“это случилось с вами, потому что в пять лет вы заметили, что дядя на вас косо смотрит, и в этот момент пролетала птичка” – полностью исключены).

Системно-семейные расстановки (системный подход) : рассматривают системы как самоорганизующиеся, самоподдерживающиеся целостные образования. Если муж-алкоголик или наркоман в клинике прекратил пить или употреблять, а жена в ответ не изменилась – либо они разойдутся, либо он снова начнет пить, чтобы не рушить систему. Если родители не могут себе позволить не ходить на работу, но очень хотят – вероятно, серьезно заболеют дети. Если мама сильно любит дочь и не отпускает от себя – дочери незачем выходить замуж (разрушать эту пару, какой бы “кривой” она ни была). Сильный подход, нередко открытия о себе самом и своей системе очень тяжело воспринимаются. После похода на “расстановки” – хоть участником (для кого делают расстановку), хоть заместителем (кто участвует в качестве “брата”, “начальника” или “бабушки” главного героя расстановки) очень желательно посетить любого другого психотерапевта для ассимиляции личного опыта.