Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Ассоциации на засыпание

На рубеже четырех месяцев как никогда становится актуальным и способ засыпания. Способ засыпания – это ассоциация на засыпание, то есть то, без чего человек не может заснуть, и то, что он ассоциирует с отходом ко сну.

Не существует правильного или неправильного метода укладывания ребенка. Процесс засыпания – это привычка, которую у ребенка формируют родители. Как пишет Марк Вайсблут в своей книге «Здоровый сонсчастливый ребенок», мама или папа могут всегда последовательно и настойчиво класть малыша в кроватку еще не спящим, чтобы дать ему возможность уснуть самому, а могут всегда держать на руках до полного засыпания.

Вводить ребенку ассоциацию на засыпание можно уже с рождения: укладывать спать в привычном месте и одинаковой обстановке, с одним и тем же ритуалом и с одинаковыми ассоциациями, не требующими помощи взрослых, чтобы уснуть. Все это становится особенно важным в период регресса четырех месяцев. Не расстраивайтесь, если у малыша вдруг не получится заснуть самостоятельно с первого или даже с десятого раза. Это нормально: ребенок никому ничего не должен. Главное – держите в голове мысль: в каких условиях малыш уснул, таких же условий он захочет и при пробуждении. Поэтому старайтесь настойчиво и последовательно вводить ассоциации на засыпание, которые помогут ребенку переходить из одного цикла сна в другой без помощи: без кормления, без укачивания, без соски, если ее надо искать и давать ребенку каждые полтора часа.

Основная ошибка родителей заключается в том, что во время регресса, да и просто в первые месяцы жизни малыша они стараются уложить ребенка любым способом: кормлением, укачиванием, ношением на руках. Иногда это оправдано, например если ребенок болен или вы настолько устали, что не в силах действовать последовательно и настойчиво. Но кризис у ребенка закончился, этап повышенного беспокойства и нервозности остался позади, а родители продолжают действовать по привычной схеме, и даже этого не замечают. Причем зачастую они не знают, что их алгоритм укладывания является причиной частых ночных пробуждений. Сначала такой способ засыпания, как, например, укачивание или ношение на руках становится для ребенка привычным, потом, если он используется изо дня в день, – обычным и в результате – единственно возможным, когда по-другому малыш уснуть уже действительно не может.

Когда ребенок просыпается по ночам очень часто и требует укачивания или кормления до засыпания, он не манипулирует родителями. Нет никакого смысла сердиться и злиться на малыша, потому что это только усугубляет ситуацию. К сожалению, для ребенка сейчас это единственно возможный способ засыпания, и такую привычку сформировали именно родители, а значит, родителям ее и менять. Привычка закрепляется, и семья застревает в укачивании или ежечасном кормлении на многие месяцы, мама доводит себя до физического и эмоционального истощения и не понимает, как оказалась в бездне недосыпания, усталости и раздражения.

Итак, необходимо успокаивать ребенка любыми доступными способами, но не до засыпания. Если малыш затихает от укачивания, можно укачивать, но не до засыпания. Если помогает кормление и соска – прекрасно, но не до засыпания. В кроватке ребенок должен оказаться не спящим. Необходимо расслабить его до состояния, в котором он очень хочет спать, но еще осознает себя, а затем настойчиво и последовательно класть полусонного малыша в кроватку, чтобы он уснул сам. При этом нет необходимости выходить из комнаты, если вы спите здесь же. Ваше присутствие успокаивает его, и, если, проснувшись, он увидит вас спящей рядом, для него ничего не изменится: он заснул и проснулся в одинаковых условиях. Он не станет кричать и плакать, ведь ситуация не изменилась. Эта система актуальна и в период повышенной нервозности, колик или регресса четырех месяцев. Мы не можем избежать сложностей, связанных с взрослением малыша, но мы должны приложить все силы для того, чтобы не ввести ассоциации на засыпание, которые требуют нашего участия и усложнят нам жизнь в будущем.

Если ассоциация на засыпание с помощью родителей уже закрепилась, ее можно и нужно менять. Как это сделать мягко и постепенно, поговорим в одной из следующих глав.

Пробуждения от перевозбуждения

Вторая распространенная причина частых ночных пробуждений – это перевозбуждение.

У детей до трех лет процессы возбуждения в нервной системе значительно преобладают над процессами торможения, поэтому малыши легко заводятся. Если ребенка не уложили спать вовремя, его нервная система начинает работать с перенапряжением. Когда определенный ресурс, выделенный на бодрствование, заканчивается, а ребенок еще не спит, он черпает энергию из резервов, устает и перевозбуждается. Уставшему, взбудораженному и раздраженному малышу уснуть гораздо сложнее. Даже если ребенка удалось уложить, возбуждение не дает ему полноценно спать. Малыш спит более поверхностным сном, чаще просыпается и утром встанет раньше обычного.

Часто ребенка пытаются уложить спать сразу после активных игр, не дав времени на успокоение. Оптимальное время укладывания уже упущено, малыш перевозбужден, карусель в нервной системе крутится. Что же делать?

Прежде всего, необходимо организовать режим дня, учитывая время бодрствования для определенного возраста, не допускать перегулов и перевозбуждения и начинать подготовку ко сну заранее.

Время бодрствования – это время между снами от момента пробуждения до момента засыпания, то есть это промежуток между тем, когда ребенок открыл глаза и закрыл их. Время подготовки ко сну и сам процесс засыпания тоже входят в период бодрствования. В разных книгах и на разных сайтах приводятся таблицы времени бодрствования для каждого возраста с отличающимися друг от друга показателями. Предлагаю вам свою сводную таблицу с ориентировочным временем бодрствования для каждого возраста.


Таблица 4. Время бодрствования (ВБ)


Эти данные – ориентир, самый верный способ узнать продолжительность бодрствования своего ребенка, засекая время от пробуждения до появления первых признаков усталости.

Признаки усталости

Признаки усталости, или признаки сонливости, у детей индивидуальны. Один малыш грустнеет, его взгляд становится отрешенным, другой – зевает и трет глазки, третий – теребит себя за ушки. Моя дочка, когда хочет спать, поднимает руки и начинает тормошить свои волосы. Чтобы понять, как демонстрирует сонливость ваш малыш, нужно наблюдать за ним и искать его индивидуальные первые признаки усталости. Когда ребенок капризничает, плачет, хнычет – это уже не первые, а последние признаки усталости. В этом случае придется действовать очень быстро, потому что через каких-нибудь десять минут может случиться истерика от усталости, и заснуть ребенку будет очень сложно.

Итак, продолжительность бодрствования вашего ребенка – это время от пробуждения до появления первых признаков усталости плюс максимум 10–15 минут. Следует иметь в виду, что по мере роста ребенка признаки усталости могут меняться. А когда малыш немножко подрастет, он может начать скрывать свое истинное состояние, потому что слишком интересно вокруг. Когда трудно распознать признаки усталости ребенка, таблицы сна и бодрствования нужны как ориентир, чтобы начать присматриваться к ребенку до окончания «официального» времени бодрствования.

Кстати, время бодрствования может быть значительно короче стандартного (малыш заболел или устал быстрее) и меняться в течение дня. Например, время первого бодрствования – от пробуждения до первого дневного сна – часто короче последующих. Также ребенок быстрее устанет и раньше захочет спать, если до этого его сон по какой-то причине оказался меньше часа. В таком случае нужно настраиваться на то, что малыша потребуется уложить раньше, чем вы бы это сделали после полноценного дневного сна.

Время бодрствования – это время работы батарейки. Батарейка садится скорее, если мы ее активно используем. «Батарейка» ребенка разрядится быстрее, если у него был насыщенный день, полный впечатлений и эмоций: вместе ездили по магазинам, к вам приходили гости, вы отправились в отпуск… Заряд кончится раньше обычного, если малыш заболел или переживает возрастной кризис. Что бы ни происходило, глобальное правило одно: смотрите на ребенка, а не на часы, табличные нормы – это всего лишь ориентир.

Окно в сон

Итак, как только малыш демонстрирует признаки усталости: зевает, трет глазки, теребит ушки или грустнеет, его необходимо сразу же начать укладывать, потому что даже 15 минут промедления могут оказаться критичными, особенно если период бодрствования короткий, полтора-два часа. С возрастом время от проявления признаков усталости до перевозбуждения удлинится. Увеличится и так называемое окно в сон – это то время, когда уснуть проще всего, это промежуток между появлением признаков усталости и перевозбуждением. Малыш активно погулял, устал, зевает, но еще не перевозбудился. Этот промежуток времени и есть окно в сон – благоприятное время для укладывания ребенка спать. Продолжительность окна в сон индивидуальна. У одних детей эта «правильная усталость» длится всего 5 минут: зевнул – и не успели. У других окно в сон – 10–15 минут, у третьих – полчаса. С возрастом окно в сон будет становиться больше.

Ложные признаки усталости

Многие родители спрашивают: что делать, если малыш зевает уже через 20–30 минут после пробуждения; нужно ли его укладывать? Если это не новорожденный, то, конечно же, нет! Если ребенок зевает через полчаса после сна, это не значит, что он готов спать. Очень важно не путать признаки усталости и скуки! Когда мы читаем очень скучную книгу (надеюсь, не эту) или смотрим занудный фильм, мы тоже начинаем зевать, хотя спать вовсе не хотим. Как-то одна мама сказала с грустью про своего малыша: «Ему со мной скучно…» Не делайте таких скоропалительных выводов! Малышу скучно не с вами! Ему надоел какой-то вид деятельности, а может быть, занятие выбрано не по возрасту. Переключите его на что-то другое и понаблюдайте за малышом.

Если зевота сразу прекратилась, а до конца бодрствования еще достаточно далеко, значит, все в порядке, малыш всего лишь заскучал. Если при смене деятельности ребенок продолжает зевать, это может быть признаком накопленного недосыпа. В этом случае мы стараемся малыша «отоспать», продлевая дневные сны. Снижаем нагрузку, «экономя батарейку», и увеличиваем время бодрствования очень постепенно по 10–15 минут, доводя его до нижней границы возрастной нормы. Это необходимо, потому что слишком короткое время бодрствования может привести к последующему короткому сну, т. к. ребенок не нагулялся. А после короткого сна ребенок опять захочет спать раньше. Так круг может замкнуться.

Итак, теперь мы знаем, что укладывать ребенка нужно вовремя, не дожидаясь перевозбуждения, потому что перевозбуждение – это одна из самых распространенных причин частых ночных пробуждений.

Частой ошибкой многих родителей является то, что они считают признаками усталости плач, капризы или истерику, но это признаки переутомления.

Чтобы наладить сон малыша, прежде всего научитесь видеть его индивидуальные первые признаки усталости.



Понаблюдайте за ребенком несколько дней и запишите в таблицу свои наблюдения.

Заполняйте эту таблицу 3–5 дней, и вы поймете, сколько может бодрствовать ваш малыш, как он показывает, что хочет спать. Ваша задача – научиться «ловить окно в сон».


Подготовка ко сну

Теперь, когда вы умеете распознавать признаки усталости, необходимо готовиться ко сну так, чтобы укладывание стало максимально быстрым и приятным.

Очень часто ребенок подолгу засыпает, поэтому не получается уложить его к положенному времени. Предположим, что мы знаем оптимальное время бодрствования нашего ребенка и момент, когда ему пора спать. Но как сделать так, чтобы уложить его быстрее?

Чтобы процесс укладывания не растянулся на неопределенное время, необходимо подготовить малыша и его комнату ко сну. После активных игр ребенку нужно успокоиться, для этого переключите его на спокойные игры.

Схема периода бодрствования выглядит приблизительно так:

– активное бодрствование;

– спокойное бодрствование;

– ритуал перед сном;

– засыпание.

Сразу после сна мы должны наполнить досуг малыша активными занятиями: гимнастикой, массажами, плаванием, играми с погремушками и звуковыми эффектами. Когда до окончания бодрствования остается 30–40 минут, начинаем готовиться ко сну: меняем активные игры на спокойные, проветриваем комнату, расстилаем постель, меняем подгузник, кормим… Если у ребенка уже появились признаки усталости, а мы потратим еще 20–30 минут на подготовку, то упустим благоприятный момент для засыпания. У малыша закроется окно в сон, и наступит перевозбуждение.

Как подготовить ко сну комнату? В комнате не должно быть слишком жарко или слишком холодно, идеальная температура для сна – 19–23 градуса, влажность – 45–55 процентов. Имеет смысл использовать увлажнители воздуха, особенно зимой, поскольку воздух из-за отопления становится сухим. Днем следует приглушить освещение, закрыв шторы. Не обязательно добиваться полной темноты, достаточно затемнить помещение, чтобы малышу было проще уснуть.

Перед ночным сном подготовка начинается минимум за час до укладывания. За это время надо сменить активные игры на спокойные, искупать ребенка (если купание веселит и разгуливает малыша, лучше проводить его раньше, во время активного бодрствования), покормить, переодеть, и сделать это до первых признаков усталости. Как только ребенок начинает нам сигнализировать о том, что устал, мы переходим к ритуалу.

Ритуал перед сном

Ритуал – это минут 10–15 перед сном, наполненные действиями в определенной последовательности. Если во время спокойного бодрствования были успокаивающие занятия в любой последовательности, то в ритуале важно, чтобы одни и те же действия повторялись изо дня в день друг за другом. Благодаря этому ребенок быстро привыкнет, что после того, как мама надела ему пижаму, прочитала книгу, спела какую-то определенную песенку, дальше ничего, кроме сна, не произойдет. Ритуал маркирует сон, настраивает малыша на него и делает переход от бодрствования к отдыху постепенным.


Критерии ритуала

– Проводится непосредственно перед сном.

– По времени занимает 10–15 минут.

– Успокаивает, т. е. соревнование «Кто быстрее проползет под кроватью» мы в ритуал не включаем.

– Маркирует сон, т. е. эти действия вы всегда делаете перед сном в одинаковой последовательности.

– Насыщает вниманием, т. е. родитель, который проводит ритуал, делает это не между делом, а полностью вовлечен в процесс.

– Ритуал и укладывание проводит один и тот же человек.


Примеры ритуалов


Вариантов ритуалов множество. Нет правильных или неправильных. Самое главное, чтобы эти действия соответствовали критериям, проводились изо дня в день и, конечно, нравились и ребенку, и вам.

Сейчас ваша задача подумать и написать свои ритуалы на дневной и на ночной сон. Вы можете выбрать действия из предложенных в списке или включить что-то свое. Еще важно, чтобы ритуал имел понятное начало и конец, например, в начале вы включили ночник, а в конце вы его выключили.


Ваш ритуал на дневной сон


Ваш ритуал на ночной сон


Запишите ваши действия в ритуале. Проводите этот ритуал перед каждым дневным и ночным сном. Ритуалы на дневной и ночной сон могут немного отличаться. Главное, чтобы все, кто укладывают ребенка, проводили перед сном одни и те же действия.

Питание и сон

Что еще влияет на ночные пробуждения? Многие считают, что ребенок, особенно младенец, просыпается по ночам из-за голода. По поводу ночного голода и кормления существуют разные мнения. Одни специалисты считают, что ребенок до шести месяцев имеет полное право поесть несколько раз за ночь, потому что объем его желудка недостаточно велик. К тому же, если ребенок находится на грудном вскармливании (а грудное молоко переваривается достаточно быстро, гораздо быстрее, чем смеси), он может просыпаться каждые два-три часа, чтобы поесть. Другие специалисты, например Джина Форд, уверены, что младенец должен просыпаться не чаще двух раз за ночь уже к месячному возрасту, а к шести месяцам ночные кормления должны полностью прекратиться. Большая часть российских педиатров говорит о том, что ночные кормления до полугода действительно необходимы, а уже после шести месяцев объем желудка ребенка таков, что он может не есть достаточно долгое время.

Я считаю, что если ребенок хорошо ест днем и набирает вес, то ночные кормления в любом случае должны быть реже дневных. Если все происходит наоборот, то может возникнуть порочный круг. Ребенок просыпается достаточно часто по ночам, и родители, чтобы его усыпить, предлагают ему грудь или смесь. Малыш за ночь наедается и мало ест днем, а при попытке сократить ночные кормления сильно протестует, потому что он действительно голоден. Соответственно, чтобы наладить ночной сон, необходимо выстроить и режим кормления. Самое главное правило: ребенок должен есть днем больше, чем ночью, и дневные кормления в любом случае должны происходить чаще, чем ночные.

Ночные страхи и ночные кошмары

От чего еще ребенок может просыпаться ночью? Конечно же, от ночных страхов и кошмаров. Они появляются у детей чаще всего после 1,5–2 лет, и это два совершенно разных явления. Ночной кошмар – это страшный сон, от которого малыш проснулся с плачем. Как правило, кошмары случаются во второй половине ночи, ближе к утру. Основной критерий ночного кошмара заключается в том, что при пробуждении ребенок осознает, что он проснулся, и, проснувшись, иногда даже рассказывает о своем сне. После такого пробуждения малыша можно успокоить и снова уложить спать. Самое главное, что он реагирует на успокоение. Всем иногда снятся кошмары, это нормально. Ситуацию нужно анализировать и принимать меры, если они преследуют слишком часто или кошмар повторяющийся.

Совершенно другая картина при ночных страхах. Чаще всего ночные страхи бывают в первой половине ночи. Ребенок может вскочить, при этом глаза его открыты, а взгляд пустой и неосознанный. Он кричит и плачет, но никак не реагирует на ваши успокаивающие действия. Феномен ночных страхов заключается в том, что малыш в этот момент спит. Если посмотреть его электроэнцефалограмму, она покажет, что он находится в глубоком сне: его мозг спит, а тело бодрствует. Как помочь малышу в этот момент?

Прежде всего обеспечьте ему безопасность, потому что он себя не контролирует. Как правило, приступ ночного страха не длится слишком долго, его страшнее наблюдать, чем в нем находиться, потому что малыш спит и не осознает себя, ему не страшно. Если в течение нескольких минут приступ не прекращается, ребенка можно взять на руки, вынести в другую комнату, желательно в более прохладную, умыть прохладной водой, помочь перейти из глубокой стадии сна в более поверхностную. Когда он проснется, вы сможете его успокоить и снова уложить спать.

Очень важно утром не акцентировать внимание на произошедшем. Как вы себя будете чувствовать, если вам вдруг начнут рассказывать, что вы ночью вскакивали, бегали по комнате с выпученными глазами и вели себя странно? Вам станет как минимум неловко от того, что случилось. То же самое происходит и с ребенком. Если двухлетнему малышу рассказывать, что с ним случилось ночью, он будет бояться засыпать, ожидая повторения ситуации. Не акцентируйте внимание ребенка на происшествии, просто проанализируйте эмоциональные составляющие дня и сделайте обстановку более спокойной.

Часто страшные, пугающие сны снятся детям после просмотра агрессивных мультиков, фильмов или сюжетов в новостях, которых малыш не должен был бы видеть. Страшные сны может спровоцировать неблагополучная, напряженная обстановка в семье в текущий момент. Чем меньше эмоциональных, возбуждающих факторов и пугающих событий в течение дня, чем меньше страшных мультфильмов, передач или фильмов видит ребенок, тем спокойнее он спит.

Уютное спальное место для малыша

Очень много вопросов родители задают не только о том, как спать, но и где спать. Способ организации спального места является частой причиной споров между сторонниками разных подходов. Где, вообще, может спать ребенок, из чего выбирать? Малыш может спать в своей кроватке в отдельной комнате или в комнате родителей. Его кровать может стоять вплотную к кровати родителей. Бортик может быть поднят или опущен. Во втором случае кроватка напоминает прицеп и является продолжением спального места взрослых. И наконец, ребенок может спать в одной постели с родителями.

Знаменитый американский педиатр доктор Сире и специалист по совместному сну доктор МакКенна утверждают, что совместный сон полезен для ребенка, он снижает риск внезапной смерти малыша в постели, скрепляет эмоциональную связь между ним и родителями и улучшает качество сна и ребенка, и родителей.

Другого мнения придерживаются Джина Форд и доктор Вайсблут. Они считают, что у ребенка должно быть свое спальное место, спать в одной постели небезопасно, сон становится более тревожным у ребенка и у родителей, формируются неправильные ассоциации со сном, и, вообще, младенец должен спать отдельно.

Я считаю оптимальным тот подход, который лучше всего подходит для вашей семьи. Нет однозначно правильного или неправильного способа организации спального места. Самое главное, чтобы было удобно для всех и все хорошо высыпались. У каждого способа организации спального места есть плюсы и минусы.


Сон в одной кровати – отличный вариант, если он выбран осознанно и устраивает родителей. Но зачастую, судя по опыту людей, обращающихся за консультацией по налаживанию детского сна, совместный сон – это скорее выбор без выбора, вынужденная мера. Когда родители не в состоянии вставать, брать ребенка на руки, кормить или укачивать по десять раз за ночь, им проще взять малыша к себе в постель. Если всех это устраивает, то проблемы нет. И в совместном сне при безопасной его организации можно увидеть только плюсы.

Если это вынужденная мера, о каких проблемах чаще всего говорят родители? Во-первых, о тесноте и нехватке места, из-за чего папа нередко переезжает спать в другую комнату. Во-вторых, мама боится пошевельнуться, перевернуться, потому что ребенок от этого сразу просыпается, ее тело затекает, она встает разбитой и уставшей. В-третьих, ребенок и мама могут будить друг друга своими шевелениями, сон становится более тревожным. В-четвертых, многие мамы опасаются, что ребенок скатится с кровати, даже если стоит какой-то бортик, поэтому спят тревожно и поверхностно.

Какие минусы в том, что ребенок спит в отдельной кроватке? Если малыша нужно ночью кормить, то к нему придется вставать, брать на руки, кормить, класть обратно, при перекладывании он может проснуться. Если таких эпизодов много, вся семья не высыпается.

До шести месяцев рекомендуется спать с ребенком в одной комнате, это значительно снижает риск синдрома внезапной смерти новорожденных. Переводить сына или дочку в отдельную комнату, по моему мнению, имеет смысл только тогда, когда малыш и вся семья действительно к этому готовы. В нашей стране принято «отселять» детей после двух – двух с половиной лет, но в разных семьях может быть по-разному.

На мой взгляд, идеальным способом организации спального места для малышей, которые еще спят в комнате с родителями, является кровать с прицепом: у детской кроватки снят боковой бортик, и кроватка вплотную придвинута к кровати родителей. Этот вариант спального места также называется совместным сном. Профессор Джеймс МакКенна, специалист по совместному сну, пишет о том, что совместный сон – это не только сон в семейной постели. Совместным сном также считается такая организация спального места, при которой вы можете дотянуться до ребенка рукой. Если кроватка с бортиком или без него придвинута близко к вашей кровати, то это тоже совместный сон.

«Кровать с прицепом» – боковой бортик на детской кроватке снят, кроватка придвинута вплотную ко взрослой кровати.

Чем удобен такой способ организации спального места? Прежде всего, у всех есть свое пространство. Кроме того, ребенок привыкает к тому, что кроватка – его место для сна. Она становится его ассоциацией для засыпания, он имеет возможность крутиться, вертеться и никому при этом не мешать. Родители, находясь в своей кровати, могут переворачиваться с боку на бок, шевелиться и не бояться разбудить малыша. Они спокойны, что ребенок не вывалится, потому что с одной стороны от него бортики, а с другой – мама или папа. Если грудничка кормят ночью, мама может подвинуться, покормить его и отодвинуться, ей не нужно вставать. Если малыша что-то встревожило ночью, достаточно положить руку на ребенка и успокоить.

Способ практически идеальный, минусов я не вижу, главное – сделать такой совместный сон безопасным. Кроватка, если у нее нет бортика, должна стоять вплотную к кровати родителей и быть хорошо фиксирована. Ни при каких обстоятельствах она не должна отодвигаться. Можно приставить кроватку к стене, прикрепить специальными фиксаторами к кровати взрослых или подпереть. Необходимо следить, чтобы не появлялись щели и зазоры между детским матрасом и взрослой кроватью. Если есть щель, ее обязательно нужно хорошо-хорошо заложить, чтобы ребенок не свалился в нее ночью или не застрял какой-нибудь частью тела.

Я прокладывала эту щель мягким бортиком кроватки. Эти бортики находятся внутри кроватки и закрывают ее твердые стенки от малыша. Поскольку одну стенку сняли, остался свободный бортик. Я сложила его пополам вдоль и проложила щель между детским и взрослым матрасами. Затем зафиксировала этот валик завязками, привязала его к детской кроватке, чтобы он не сбивался, не проваливался вниз и не выскакивал наверх.


При таком способе организации спального места, если ребенок в комнате находится некоторое время один, я еще рекомендую обзавестись видеоняней, чтобы наблюдать за малышом. Пока малыш еще не умеет самостоятельно слезать с кровати, но при этом уже хорошо ползает, обязательно нужно следить за происходящим на постели, потому что кроха может, проснувшись, переползти из своей кровати на взрослую, подползти к краю и свалиться. Итак, что вы уже сделали:

1. Поставили цели и поработали над мотивацией.

2. Проанализировали свою ситуацию со сном.

3. Выяснили продолжительность бодрствования своего ребенка и научились распознавать его первые признаки усталости.

4. Придумали и ввели ритуал перед сном.

5. Проанализировали цепочку выработки мелатонина.

6. Выявили ассоциации на засыпание, без которых малыш не может уснуть.

Здорово! Вы провели большую работу! Но впереди у нас еще много дел!

Укладываем ребенка спать.

Сонные ритуалы

Для вас ночной сон – это долгожданная возможность отдохнуть от дневных забот. И вы точно знаете, что следом за ночью, увы, придет утро, и наступит оно гораздо раньше, чем вам бы того хотелось. Для ребенка это немного иначе. Каждое расставание на ночь – это символ потери мамы, и чтобы ребенок научился это расставание спокойно принимать, необходимо проделать определенные к нему приготовления.

Любые домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых.
Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них карапуз ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу.

Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что.
Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к вечерним ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели.
Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданным, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово. Ритуалы укладывания – очень мудрая и многогранная вещь, и они особенно хороши, когда ребенок неохотно отпускает вас от себя по вечерам. Если вы с любовью повторяете одни и те же действия из вечера в вечер (поете песенку, читаете сказку, сочиняете историю, уходя – целуете и говорите «спокойной ночи») – вы тем самым подтверждаете, что ход вещей неизменен.

Если за ужином всегда идет купание, а за купанием - укладывание со всеми привычными ритуалами, это является для малыша залогом того, что утро непременно наступит, и оно тоже будет похоже на предыдущее. А из этого, в свою очередь, само собой следует то, что мама никуда не денется, и ее можно смело отпустить поспать.

Ночные пробуждения и кошмары

Бывает, что малыш просыпается среди ночи с сильным плачем. Он рыдает или кричит, как если бы он был сильно напуган. Когда вы вбегаете к нему, он сидит в кровати и показывает куда-то рукой. Вам с трудом удается его успокоить, и никак не получается расспросить. Он не дает никаких связных ответов, просто плачет, а затем – тут же засыпает. Это ночной кошмар.

В классическом возрасте детских страхов (3-5 лет) кошмар – довольно обычное явление. Если такие эпизоды случаются не чаще раза в один-два месяца, и если в дневном поведении ребенка незаметно признаков общей невротизации (повышенная тревожность, плаксивость, неуверенность в себе, дневные страхи разнообразного содержания), то особенно сильно беспокоиться не стоит. Ночные кошмары должны пройти примерно в то же время, что и обычные возрастные страхи, то есть (самое позднее) – к пяти годам.

Если ваш малыш проснулся от ночного кошмара, просто подойдите к нему, возьмите на руки и успокойте. Дети в этом состоянии не очень хорошо понимают, что вы им говорите, поэтому просто приговаривайте что-нибудь тихо и ласково и покачивайте ребенка. Скорее всего, он заснет прямо у вас на руках, и можно будет опять положить его в кроватку. Есть мнение, что появление ночных кошмаров может провоцировать жаркий или душный воздух в комнате. Проверьте – не так ли это? В любом случае, ребенку полезнее спать под более теплым одеялом, и в более прохладном помещении, чем наоборот.

Сложности перед укладыванием

Нежелание отпускать родителей перед сном, которое удачно решается при помощи ритуалов укладывания – это совсем не то же самое, что настоящая истерика. Вечерние истерики перед сном – тяжелое испытание для родителей. Никакие сказки и песенки тут не помогают. Вы уже рассказали 20 сказок и спели 33 песенки, однако ребенку, похоже, важно лишь одно: сделать так, чтобы вы не ушли. Он начинает кричать лишь только завидев, что вы делаете движение по направлению к двери. И - тут же расцветает улыбкой счастья, когда вы возвращаетесь обратно. Знакомо? Полагаю, вашему малышу около двух лет. В этом возрасте дети активно занимаются порчей родительских нервов, которая по научному называется «проверка границ дозволенного».

Если малыш после года занят такими примитивными развлекалочками, как убегание от мам и бабушек, разливание и расшвыривание еды и раскидывание игрушек (то есть – манипулирует в основном вещами), то двухлетка, нередко именуемый «ужасным», нащупывает уже более сложные способы поразвлечься – манипулирует родителями.

Манипулятивные истерики крайне важно вовремя отличить от более серьезных детских проблем. Если малыш редко видит маму, и ему не хватает ее внимания (он ходит в ясли или на пятидневку), если он недавно пережил стресс (например, был один в больнице), если те взрослые, которые проводят с ним максимум времени, слишком жестки или ребенок переживает какой-то другой стресс, который нам неизвестен (авторитарная обстановка дома или в саду), то его желание задержать возле себя маму любыми способами вполне понятно.
Отличить такую острую нужду в маме, спровоцированную психологическим неблагополучием, от простой манипуляции, довольно просто. Когда малыш плачет и призывает маму, он страдает всерьез, и вид у него отчаянный, причем, он успокаивается совсем не сразу после того, как она вернулась, а еще продолжает рыдать какое-то время. Кроме того, у него должны наблюдаться и другие признаки невротизации, о которых уже упоминалось.
В этом случае проблеме нужно уделить пристальное внимание: разобраться, откуда идет стресс, и главное – отдать ребенку больше себя, чтобы стресс этот побыстрее ушел бесследно.

Если же карапуз кричит и плачет ровно до той секунды, пока мама не вернулась, чтобы уделить ему еще полчасика от своего сна, а после – тут же заливается счастливым и немного кокетливым смехом – значит он просто радуется, что опять провел вас. В таком случае можно утверждать, что вы имеете дело с самой обычной детской манипуляцией. Ребенок пробует на вас свою власть. Он как бы получил в руки ниточку и дергает за нее. И когда мама, как послушная марионетка, слушается его, это весело. Кроме того, таким образом он получает дополнительную возможность поразвлечься перед сном - куда веселее дергать за ниточки маму, чем спать одному в своей скучной кроватке, верно?

В такой ситуации можно говорить не столько о сложностях со сном, сколько – о чрезмерной маминой податливости. Дочитав (допев, дорассказав и поцеловав), пожелайте чаду спокойной ночи и уходите. Услышав крик, возвращайтесь через несколько минут, говорите спокойной ночи снова и снова уходите. Если у вас хватит мужества «не сорваться» на очередную сказку хотя бы в течении нескольких дней, карапуз поймет: «спокойной ночи» означает, что пение, чтение и другие радости дня кончились, и наступило время Морфея.

Ночные страхи

В возрасте около трех лет у детей нередко появляется страх темноты. Даже после обычных вечерних расставаний чадо плачет, просит оставить дверь открытой или - жалуется, что «в углу сидит чудовище». Если аккуратно расспросить малыша, чего же он боится, он, скорее всего опишет картину физической угрозы: «Приходил волк и кусал меня за пятки». У трехлеток пугающий образ волка встречается чаще всего. Он символизирует агрессию, опасность, боль и детскую незащищенность от всего этого.

Возраст трех лет – классический период детских страхов, и в «малых дозах» подобное поведение вполне нормально. Дитя, всё это время неутомимо постигавшее окружающий мир, занималось тем, что училось его предсказывать. Утром бывает завтрак, а ужин – вечером; с неба обычно льется дождь, а сок – из пакета, у папы низкий голос, у мамы – высокий; Одновременно с этим малыш накапливает знания о том, что в мире существует немало опасностей, и список возможных неприятностей в голове ребенка довольно длинный: огонь, высота, машины, глубокие водоемы, и так далее. Он приходит к открытию: есть вещи, которые предсказывать невозможно. Например – темнота может скрывать предметы, и фантазия услужливо предлагает ребенку все образы по очереди из списка известных ему опасностей. И волк – это собирательный образ плохого, а темнота – наиболее часто встречающийся антураж возникновения возрастных страхов.
Проработка и усвоение всей этой информации требует времени, и у трехлетки количество переходит в качество постепенно: он уже довольно много знает о том, что бывает, но не всегда умеет сам успокоиться, размышляя об этом.
Страх в этом смысле – не что иное, как «психологический шлак», побочный продукт познаний мира. Подрастающий ребенок постепенно справляется с этими отходами, находя всем явлениям какое-то место в своем сознании. Если ваш малыш как раз вошел в возраст детских страхов, относитесь к вечерним капризам ребенка более терпимо: удлините ритуал укладывания, оставьте зажженным ночник.

Ночной совместный сон: плюсы и минусы

Спать вместе с ребенком – это неплохая возможность свести к минимуму почти все вышеописанные сложности с детским засыпанием. Конечно, о каком же расставании на ночь может идти речь, если расставания-то никакого и нет? Мама здесь, она всегда рядом, и нет нужды задерживать ее при помощи разнообразных ухищрений, верно? Верно, но не совсем. Любая панацея – всегда немного ловушка, то же можно сказать и о совместном сне.

Его сторонники утверждают, что естественную энергетическую связь «мать-ребенок» ни в коем случае нельзя прерывать искусственно. Вот поэтому-то и нужно укладывать ребенка спать рядом с собой – ни ночных страхов, ни тревог перед засыпанием, ни ночных пробуждений с криком. Потому, что мама всегда рядом.

Тезисы верны, но лишь отчасти. Пожалуй, совместный сон – это и правда хорошо, когда вашему ребенку меньше года-полутора. Вполне вероятно, что вы все еще кормите его, и тогда близость к ребенку спасает вас от ночных хождений по дому туда-сюда. Грудные малыши, спящие с мамами, и правда более спокойно ведут себя по ночам, а маме в такой ситуации гораздо проще сохранить продолжительное грудное вскармливание.

Ситуация несколько меняется, если малышу уже больше двух. Да, совместный сон избавляет родителей от всех ужасов детского вечернего манипулирования. Но чем старше ребенок, тем лучше он осознает все прелести родительской кровати, тем менее охотно он согласен ее покидать.

Бывают случаи, когда родители пятилетних детей с сожалением вспоминают тот день и час, который они пропустили и вовремя не перевели ребенка в свою кроватку на ночной сон. Иногда бывает гораздо проще рассказать на ночь лишнюю сказку или спеть дополнительную песенку, чем еще три года спать с ребенком в одной кровати.

В довершении нужно сказать, что ни от возрастных страхов, ни от ночных кошмаров дети, спящие с родителями, конечно же, не застрахованы, так как эти явления – возрастная норма.


Дневной сон: спать или не спать?

По сравнению с ночными катаклизмами, дневной сон – лишь небольшая смешная проблема, казалось бы, и не стоящая никаких тревог. Тем не менее, и здесь есть родители, придерживающиеся жестких позиций и демократы-попустители.

На примере дневного сна ваш малыш разыгрывает в миниатюре все те же сценарии, что вы наблюдаете вечером. Он может не отпускать маму как всерьез, так и манипулятивно: из-за стресса или – тренируясь дергать ее за ниточки. Детские страхи во время дневного сна как правило не проявляются совсем, так как для «расцветания» возрастных страхов нужна темнота. Если же ребенка мучают страхи и во время дневных укладываний, в этом случае для начала стоит все же показать малыша неврологу.

Существенная разница дневного и ночного сна лишь одна: дневной сон короче, и в отличие от ночи, днем ребенок (если постарается) может и вовсе не заснуть. Подобные детские бойкоты могут сильно изматывать родителей. Малыша жаль: ведь без дневного сна он бывает совершенно измотан уже к пяти часам вечера, да и вообще – без отдыха вся вторая половина дня идет «наперекосяк». Легко понять и мам: есть масса дел, которые можно сделать лишь когда малыш спит, поэтому спать ему нужно вдвойне! Но спать он не хочет. Что же делать?

У вас два варианта: продолжать пытаться укладывать его или – смириться с тем, что ваш ребенок вырос из дневного сна. Некоторые дети «вырастают» из него уже в 9 месяцев, и здесь, к сожалению, ничего не поделаешь. Такие малыши восполняют дефицит отдыха за счет сна ночного – спят по двенадцать часов и больше, и если в семь утра вам не вставать в садик, то вас, возможно, это даже устроит.

Если же вы идете по традиционному пути и решаете во что бы то ни стало сохранить малышу дневной сон, здесь поможет простая перестройка режима. Правил немного и все они просты.

Чем раньше карапуз встает утром, тем вероятнее он заснет днем. Прогулка непременно должна быть, и она должна быть максимально длинной и активной. Как показывает практика, хороший аппетит после прогулки образуется сам собой, а дальше – в кровать, и без промедлений. Комната, где спит малыш, должна быть хорошо проветрена, и в ней не должно быть жарко. Если ваше чадо – юный манипулятор, не затягивайте дневные ритуалы укладывания, как и само укладывание: это может дать ребенку повод дополнительно морочить вам голову.

Успокойте себя тем, что все ритуальные «долги» вы отдадите вечером, а днем – просто укладывайте ребенка и уходите. Момент отхода к дневному сну не должен происходить позже тринадцати часов, иначе малыш начнет перевозбуждаться, в результате чего сон и вовсе может быть сорван.

Фактор № 2: неправильный ритуал отхода ко сну

«Отход ко сну» – это не событие. Это скорее путешествие, которое начинается с первого зевка вашего малыша и заканчивается тем, что он наконец засыпает глубоким сном. Вы должны понимать, когда для ребенка наступает время сна, и помочь ему постепенно заснуть.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2

Подобные жалобы часто указывают на то, что причиной нарушения сна у вашего ребенка является неправильный ритуал отхода ко сну.

«Моего малыша нелегко уложить спать».

«Мой малыш засыпает, а потом неожиданно просыпается через некоторое время – десять минут или полчаса».

Подходящее время для сна. Прежде чем помочь малышу заснуть, вы должны определить, когда он будет готов. Вы знаете, как выглядит ваш ребенок, когда он устал? Реагируете ли вы на это незамедлительно? Если вы пропустите «окошко в сон», то потом вам будет труднее его уложить.

План. Одни младенцы засыпают лучше, чем другие. Обычно это дети с ангельским характером и образцовые. Но даже с ними родителям следует быть наблюдательными, потому что каждый ребенок индивидуален. Так что следите за ним и постарайтесь понять, как ведет себя ваш малыш , когда он устает. У новорожденных, которые пока не контролируют ничего, кроме своего рта, зевок является самым важным показателем. Но при этом малыш может также проявлять нервозность (так часто делают раздражительные дети), нетерпение (реактивные дети) или совершать различные непроизвольные движения. Одни широко открывают глаза (тоже характерно для реактивных детей), в то время как другие скрипят, как старая дверь, а некоторые пищат. К шести неделям, когда малыш более-менее координирует свои движения головой, он может отвернуться от вас или от игрушки, а может уткнуться в вашу шею, если вы несете его на руках. Какими бы ни были его знаки, вы должны реагировать на них незамедлительно. Если вы упустите этот удобный момент или попытаетесь продлить время бодрствования, чтобы ребенок потом дольше поспал (очередной миф!), то вам будет труднее научить его засыпать.

ВЕДИТЕ ЗАПИСИ!

Родителям, имеющим трудности с распознаванием сигналов их детей, я предлагаю вести дневник сна. Записи помогут вам развить свои наблюдательные способности. В течение четырех дней записывайте не только то, когда ваш малыш спит и насколько долго, но и то, что он делал перед каждым засыпанием и как выглядел. Я обещаю, что перед вами сразу же возникнет картина, которая, в случае если у вашего малыша есть проблемы со сном, поможет выяснить, почему это произошло.

Постепенное расслабление. Если вам без труда удалось определить, что ваш малыш устал, то можете отнести его в кроватку без всякого перехода от бодрствования ко сну (даже если он какое-то время еще смотрит пристально на стену). Каким способом вы до сих пор укладывали его спать днем и вечером? Пеленали ли вы его? Если малышу с трудом удается заснуть, находитесь ли вы рядом? Ритуал постепенного отхода ко сну – предсказуемый, с повторяемой последовательностью – дает ребенку возможность узнать, что будет дальше, а пеленание позволяет ему почувствовать уют и безопасность. И то и другое, по сути, является сигналом: «Пора переводить стрелки. Готовимся отходить ко сну». Начиная ритуал постепенного перехода ко сну в самом раннем возрасте, вы не только научите малыша умению спать, но также заложите основу доверия на последующие месяцы, когда начнет проявляться сепарационная тревога.

С ребенком в возрасте менее трех месяцев подготовка к дневному или ночному сну обычно занимает не более 15 минут. Некоторым мамам достаточно войти в комнату, задернуть шторы, запеленать и положить малыша, и тот сразу же начнет ворковать и лепетать – и в конце концов отойдет ко сну. Но, как показывает мой опыт, большинству детей, прежде чем они задремлют, необходимо присутствие родителей, успокаивающих их и помогающих совершить переход от бодрствования ко сну. Некоторым – обычно чувствительным и реактивным детям – требуется еще что-нибудь.

План. Мой ритуал «Четыре S» включает этапы S etting the stage (создание обстановки для сна), S waddling (пеленание – подготовка ребенка ко сну), S itting (вы сидите спокойно, не совершая никаких движений) и, если необходимо, – S hush-pat method (убаюкивание и легкое похлопывание – дополнительные несколько минут вы своими движениями помогаете нервному или неугомонному ребенку успокоиться и погрузиться в сон).

Создание обстановки для сна. Будь то дневной или ночной сон, вы в любом случае создаете подходящую для этого обстановку, перенеся малыша из возбуждающего окружения в более спокойное. Войдите в комнату, занавесьте окна и, если хотите, включите негромкую музыку. Последние минуты перед сном должны быть тихими, сдержанными и спокойными.

Пеленание. Пещерные люди пеленали своих младенцев. Представители большинства примитивных культур пеленали своих младенцев. Вашего малыша пеленали в больнице, и вы должны продолжать делать это дома. Лучше всего запеленать малыша перед тем, как положить его в кроватку.

В чем смысл? До трехмесячного возраста дети не контролируют движение своих рук и ног. В отличие от взрослых, которые от чрезмерной усталости становятся вялыми и апатичными, дети ведут себя более энергично – совершают резкие движения руками и ногами, машут ими в воздухе, – когда чувствуют себя уставшими. В это время малыш не отдает себе отчета, что видит собственные конечности. А поскольку он встревожен, движущиеся предметы отвлекают и беспокоят его. Так что в некотором смысле пеленание является одной из форм устранения стимуляции из окружающей обстановки. Я рекомендую пеленать ребенка до трех-четырех месяцев, хотя некоторых можно пеленать и до семи-восьми.

«МОЙ РЕБЕНОК НЕНАВИДИТ, КОГДА ЕГО ПЕЛЕНАЮТ!»

Не могу передать, насколько важно взять за привычку пеленать малыша. К сожалению, многие родители возражают против этого. Они считают, что тем самым ограничивают и сковывают ребенка. Вероятно, они сами страдают клаустрофобией и проецируют свои ощущения на сына или дочь. Вы можете сказать, что ваш «ребенок ненавидит, когда его пеленают, и при этом безумно машет руками и ногами». Но такие движения нельзя рассматривать как сознательные со стороны ребенка. Обычно их вызывает чрезмерная усталость и/или излишнее стимулирование активности, что влечет за собой проблемы при укладывании спать. Запеленав малыша, вы помогаете ему успокоиться. Причиной, по которой мы перестаем это делать примерно в трехмесячном возрасте, является то, в данный период у детей развивается координация движения рук. Впрочем, у некоторых такое происходит к пяти месяцам или позднее (теперь вы понимаете, как важно знать своего ребенка?).

Хотя многих мам обучают пеленанию в роддоме, некоторые не практикуют его (или не придают ему должного значения), когда возвращаются домой. Если вы уже забыли, как это делается, то вот вам памятка. Разложите одеяло (лучше квадратной формы) одним углом к себе. Загните край, так, чтобы получился прямой сгиб. Поместите малыша на одеяло таким образом, чтобы его шея располагалась на этом сгибе, а головка – за пределами края одеяла. Положите его левую ручку ему на грудь под углом в 45 градусов и подтяните правый угол одеяла ему на грудь, подвернув его под левый бок. Нижней частью одеяла прикройте вытянутые ножки ребенка. Наконец, левый угол подтяните к груди и подверните под правый бок. Ребенка нужно пеленать плотно и аккуратно. Некоторых родителей пугает пеленание, потому что они опасаются, что оно препятствует дыханию и мешает младенцу двигать ножками. Однако исследованиями подтверждено, что правильное пеленание не приводит ни к каким нарушениям. Совсем наоборот, с древних времен эта практика применяется для того, чтобы помочь ребенку заснуть здоровым сном.

В какой-то момент, когда вы уже умело пеленаете ребенка, он начинает высовывать ручки наружу и вертеться. Родители в таких случаях могут сказать: «Он больше не хочет лежать запеленатым, он пытается выбраться». И тогда я спрашиваю: «И что вы делаете, когда он ведет себя так?» Одна мама заявила, что пользовалась изолентой, чтобы не позволить малышу раскрутиться! Однако обычно родители говорят, что они в таком случае просто перестают пеленать ребенка. А всего-навсего и маме, и папе следует понять, что, как только у малыша разовьется подвижность, он будет все время двигаться. Некоторые дети начинают это делать в возрасте четырех недель. Они уже могут координировать свои движения шеей и плечами. И если малыш разворачивается, то просто перепеленайте его (но только, пожалуйста, никакой изоляционной ленты!). Позднее, около четырехмесячного возраста, вы можете попробовать оставить одну ручку малыша поверх одеяла, чтобы он шевелил пальчиками и кулачком.

Спокойное сидение. Когда ребенок уже запеленат, посидите с ним спокойно около пяти минут, держа его в вертикальном положении. Для совсем маленького младенца лучше всего будет, если вы повернете его к себе, так, чтобы он мог уткнуться лицом вам в шею или в плечо и чтобы не происходило никакой визуальной стимуляции. Не трясите и не качайте его, не расхаживайте с ним по комнате. Я-то знаю, что многие так делают. Мы видим это в фильмах, видим, что так ведут себя наши подруги. В большинстве случаев качание на руках и потряхивание оказывают стимулирующее действие, а не успокаивают ребенка. И если вы его покачиваете или ходите с ним слишком быстро по комнате, то, наоборот, побýдите его к активности. Как только вы почувствуете, что его тело расслабилось, можете слегка отстранить его от себя. В этот момент ребенок начинает впадать в глубокий сон. Теоретически вам бы надо уложить его в кроватку прежде, чем он заснет. Не с каждым малышом это удается, но вы должны поставить перед собой такую цель и стремиться ее достичь. А когда вы пытаетесь его положить, то говорите ему: «Сейчас ты уснешь. Я буду с тобой, когда ты проснешься». Поцелуйте его и положите в кроватку. Поймет или не поймет он смысл ваших слов, но он воспримет их чувствами. Если вы видите, что он утих, выйдите из комнаты и дайте ему возможность самому погрузиться в сон. Если у него нет трудностей с засыпанием, то вы не должны ждать, когда он заснет . Если вы его запеленали и он утих, поверьте, что дальше он справится сам. Проведенный Национальным фондом сна Америки в 2004 году опрос (об этом в главе 7) показал, что те дети, что засыпают самостоятельно, лучше спят. Младенцы, которых укладывают в кроватку до того, как они заснули, обычно могут проспать дольше тех, кого положили в кроватку спящими, и вероятность просыпания дважды или трижды ночью у них в три раза ниже.

Убаюкивание и поглаживание. Если ваш малыш немного беспокоен или начинает плакать, когда вы его кладете в кроватку, вероятнее всего, он готов ко сну, но ему требуется физическое воздействие , чтобы заснуть. И вот здесь есть риск положить начало бессистемному воспитанию. Родители пытаются раскачивать и потряхивать малышей, чтобы успокоить. Я хочу вам предложить другой способ – метод убаюкивания и легкого похлопывания: Вы одновременно нашептываете в ушко малышу «Ш-ш-ш… ш-ш-ш…» и гладите его спинку. Подобное можно применять к детям до трехмесячного возраста, которые сами не могут заснуть. Их такое успокаивает и отвлекает от всего остального. Но надо знать, как это делать.

Ребенок должен лежать в кроватке. Если он не засыпает, положите его себе на плечо и похлопывайте посередине спины ритмичными, как тиканье часов, движениями. Ваши движения должны быть достаточно уверенными. Похлопывайте не сбоку, не в нижней части спины, где находятся почки, а именно посередине.

Делая так, поднесите губы к ушку младенца и начните шептать – медленно, но не слишком тихо: «Ш-ш-ш… ш-ш-ш… ш-ш-ш…» Тяните этот звук, чтобы он был немного свистящим и продолжительным, а не как стук колес поезда. Самое главное – передать малышу чувство уверенности, словно говоря ему: «Я знаю, что делаю». Не будьте слишком робкими или мягкими. Не дуйте малышу прямо в ухо, чтобы не причинить вреда барабанной перепонке; вместо этого направьте звук немного в сторону .

Как только вы почувствуете, что дыхание ребенка становится глубже, а тело расслабляется, тихо уложите его в кроватку, повернув слегка на бок, чтобы у вас был доступ к его спине. Некоторые родители жалуются, что не всегда удобно поглаживать спинку, когда ребенок лежит в кроватке, и что тогда приходится поглаживать его по плечу или груди. Я не считаю, что это эффективно. Я предпочитаю положить малыша чуть на бок и слегка похлопывать по спине. Если вы его запеленали, то вам его легче будет расположить как надо, а чтобы он не переворачивался, можно что-нибудь подложить, например скрученное полотенце. Поместите одну руку на груди младенца и начните слегка похлопывать его по спинке. Затем вы можете наклониться к его уху и пошептать. Если в комнате недостаточно темно, допускается подержать ладонь (не положить, а именно подержать) над глазами ребенка, чтобы исключить визуальную стимуляцию.

Используйте этот прием, когда ребенок уже в своей кроватке. У меня уходит семь-десять минут на то, чтобы малыш успокоился. Впрочем, даже когда он затихает, я продолжаю его поглаживать до тех пор, пока не замечаю, что он сконцентрирован только на этом, и тогда я начинаю похлопывать все медленнее и медленнее и перестаю нашептывать на ушко. Если малыш еще не спит, я продолжаю баюкать его, пока он не задремлет. Если он принимается плакать, то я беру его на руки и точно так же начинаю поглаживать и успокаивать его, положив к себе на плечо. Потом его будет можно опустить в кроватку, продолжая гладить и убаюкивать. Если он начнет снова капризничать, тогда следует начать все сначала .

Когда он задремлет, отойдите от кроватки и постойте несколько минут, чтобы проверить, заснул ли он глубоким сном или снова может пробудиться, как это бывает у младенцев. Запомните, что малышам требуется 20 минут, чтобы пройти через три стадии: окно в сон (момент, когда вы замечаете признаки, указывающие на то, что ребенок хочет спать, и создаете для этого обстановку); зона (глаза малыша затуманиваются, после того как вы его запеленали); постепенное расслабление (он засыпает). Последняя стадия самая сложная – здесь вам надо хорошо понимать своего ребенка. Если он относится к тому типу детей, которые спят неровно и урывками, то ему потребуется дополнительное убаюкивание и поглаживание.

Часто случается следующее: вы видите, что малыш закрыл глаза, и думаете: «Слава богу, он уснул». Вы перестаете его поглаживать и выскальзываете из комнаты, но как только вы это делаете, его тело начинает судорожно подергиваться и глаза широко открываются – ваш малыш проснулся. Если вы слишком быстро покинете комнату, то потом вам придется приходить и уходить в течение полутора часов через каждые 10 минут. И всякий раз вам придется начинать снова двадцатиминутный процесс (если ваш малыш относится к чувствительному, реактивному или раздражительному типу, у вас это займет еще больше времени).

Почему подготовка ко сну так важна?

Постоянство, последовательность и определенный порядок действий приносят в жизнь малышей очень важные для них ощущения предсказуемости, безопасности и надежности . В таком большом разнообразном мире наши малыши каждый день сталкиваются огромным потоком информации, поэтому, когда хотя бы некоторые важные моменты остаются неизменными, они образуют «якоря безопасности». Дети с готовностью цепляются за эти якоря и радуются их постоянству. Последовательные и повторяющиеся процедуры подготовки ко сну можно вводить уже в возрасте 6-8 недель.

Ритуалы перед сном, порядок действий при просыпании, образец поведения во время еды, привычные игры на прогулке - весь день ребенка состоит из привычных и предсказуемых для него действий. Эта стабильность позволяет нервной системе малыша не находиться под гнетом постоянного стресса . Мозг получает новую информацию частями, её обрабатывает, накапливая знания, умения и навыки.

Ритуалы подготовки ко сну работают!

Что касается подготовки ко сну, то помимо удобства и стабильности, есть еще несколько причин, для того, чтобы создать важный и полезный ритуал подготовки ко сну :

— неизменный изо дня в день ритуал перед сном помогает ребенку перейти от беготни к спокойному состоянию и настраивает его на сон;
— ритуал подготовки хорошо координирует выполнение всех необходимых действий перед сном;
— мама спокойно следует привычным правилам, излучая уверенность, спокойствие, что и ребенка делает более уравновешенным;
— четкое следование заведенным порядкам расслабляет нервную систему ребенка, в этот момент нет необходимости знакомиться с новой информацией;
— сложившийся рутинный порядок облегчает ежедневное вечернее укладывание и заменяет битву перед сном на спокойный и мирный процесс подготовки.

Как создать подходящий ритуал подготовки ко сну для малыша?

Нужно учесть, что все действия, кроме перекуса, умывания и чистки зубов перед сном необходимо организовать в той комнате, где спит малыш. Необходимо выделить как минимум 30 минут для подготовки ко сну. Старайтесь избегать возбуждающих активностей, шумных игр и просмотра телевизора непосредственно перед сном; приглушайте свет в доме, зашторивайте окна - показывайте малышу, что подходит время спать. Родителям тоже надо настроиться на отдых и спокойный вечер. Если мама запланировала на вечер много дел, сидя у кроватки малыша, будет их обдумывать, то и ребенок будет чувствовать нервозность близкого человека. Если вы хотите, чтобы ребенок спокойно уснул, надо провести с ним два часа до сна вместе, сидя за одним столом во время ужина, играя, рассматривая книжки , делая приятный массажик, радуясь вашему общению. Это время только для семьи, для формирования доверительных отношений. Пусть все дела подождут! Ведь именно сейчас, перед сном родители так важны для малыша, потому что он уже устал.

Помимо обязательного умывания, горшка и чистки зубов, мы нашли для вас 10 идей для счастливых засыпалок - ритуалов перед сном:

1. Выбрать пижаму для разноцветных снов

2. Рассказать 5 хороших вещей, которые произошли за день

3. Загадать сон

4. Посмотреть на звезды

5. Сделать массаж или расслабляющую йогу для малышей

6. Рассказать свою сказку для Сонной Феи

7. Выбрать игрушку, которая будет спать с малышом в кровать

8. Сделать расслабляющее дыхательное упражнение

9. Обняться и поцеловаться с мамой и папой перед сном

10. Выпить успокаивающий чай или молоко

Для того, чтобы создать свой уникальный ритуал перед сном, воспользуйтесь нашим !

Засыпалки Спи, Малыш

Создайте свой уникальный плакат ритуалов перед сном для малыша

Некоторые ритуалы могут негативно отразиться на процессе засыпания.

Конечно, у каждой мамы, у бабушки есть свои хитрости, те самые «засыпалки», которые они используют, чтобы подарить малышу сладкий сон. Не все из них являются полезными. Давайте назовем несколько таких ритуалов перед сном, которые могут негативно отразиться на качестве и продолжительности сна:

Очень часто встречается ситуация, когда маме надо приготовить ужин, поделать домашние дела, поэтому ребенок смотрит сначала «Спокойной ночи, малыши», а затем другие мультфильмы детского канала . «Ребенок при этом тихо сидит, расслабляется, готовится ко сну, а так бы по дому носился», - так считают многие родители, но они ошибаются. В этот момент нервная система испытывает космические перегрузки, пытаясь обрабатывать полученную зрительную информацию.

Вторая «засыпалка» связана с откладыванием времени укладывания на более позднее для того, чтобы «ребенок уже точно устал, наигрался, чтобы сил хватило только спать». Это тоже заблуждение, т.к. малыш перегуливает комфортное время для засыпания , чувствует себя переутомленным, поэтому не может уйти в глубокий сон и утром раньше просыпается.

И последний миф, о котором надо сказать: «Если покормить поплотнее ребенка непосредственно перед сном, то мы получим сон ангела». Использование такой приема для более спокойного сна ребенка оправдано до 7-8 месяцев. В более старшем возрасте прямая зависимость между хорошим сном и едой непосредственно перед сном превращается в обратную.

Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает?

Ритуал перед сном это рутинные, повторяющиеся изо дня в день, в одинаковой последовательности действия, которые призваны обозначить для малыша границы и рамки укладывания. Поскольку дети не определяют время по часам, то подобные действия являются для них лучшей подготовкой ко сну.

Ритуал необходимо проводить, как перед ночным, так и перед дневным сном, но обычно дневной ритуал короче по времени и не включает в себя некоторых действий. Ритуал становится наиболее важен для деток к 4 месяцам, а знакомить малыша с ним стоит заранее. Но вводить в вашу жизнь ритуалы никогда не поздно =) Возможно, вы уже сделали это.

Кстати, стоит различать ритуал укладывания и спокойное времяпровождение перед сном - это разные вещи. Мы предлагаем вам 15(!!!) вариантов, из которых вы можете скомбинировать свой ритуал!

Важные моменты ритуала:

  • 1. Длительность на дневной сон около 10 минут, на ночной - не менее 20 минут.
  • 2. Проводится непосредственно перед укладыванием тем же человеком, который укладывает малыша спать
  • 3. Ритуал проводится 1 раз. То есть, если вы завершаете ритуал колыбельной, а потом малыш просить вас еще раз прочесть сказку, то не нужно повторять действия, иначе ритуал превратится в игру, которая тянется бесконечно, а нам нужно этого избежать
  • 4. Ритуал проводится каждый день, перед каждым укладыванием
  • 5. Во время проведения ритуала родитель должен был сосредоточен на малыше и не отвлекаться на посторонние дела

Какие действия вы можете включать в ритуал:

1. Расслабляющий массаж.

Его не обязательно делать профессионалу, просто убедитесь, что в комнате комфортная температура, ваши руки чистые и теплые, ногти короткие. Используйте детское масло, можно с запахом лаванды. Поглаживайте малыша нежными движениями. Руки и ножки - сверху вниз, а животик по часовой стрелке.

2. Переодевание в пижаму.

Это важная часть любого ритуала. Специальная одежда важна для ребенка, потому что она ассоциируется с процессом сна. Если малыш постарше капризничает, то одевание пижамы можно сделать особенным образом. Пусть он сам ее выберет из предложенных, или пусть сегодня это будет не пижама, а например, игрушечный «скафандр», одевая который, он отправится на кровати-ракете на Луну!

3. Выключение света в комнате.

Темнота очень помогает выработке мелатонина, именно поэтому лучший вариант это полная темнота. При необходимости используйте слабый светильник красно-оранжевого цвета. Дети постарше могут выключать свет самостоятельно.

4. Включение белого шума.

Белый шум - это монотонный звук, который позволит заглушить все бытовые шумы и увлечет малыша обратно в сон при кратковременном пробуждении. Многие малыши сами просят включить им: шшшш или жужуку. Звук белого шума важен еще и потому, что начинает ассоциироваться у малыша со сном.

5. Молитва, подведение итогов дня с более старшими детьми или несколько вопросов о том, как прошел сегодня день.

Отличное время перед сном, чтобы поговорить с ребенком о самом важном. Но не касайтесь в это время сильно эмоциональных тем, ведь наша задача не перевозбудить малыша.

6. Укладывание спать игрушек.

Отличный пример ритуала. Игрушки нуждаются в отдыхе, и мы тоже. Можно помахать им ручкой, пожелать спокойной ночи или даже уложить в свои игрушечные кроватки. Вы можете выбрать игрушку для сна, только обязательно убедитесь в ее безопасности, она должна быть мягкой и на ней не должно быть никаких мелких деталей, которые малыш может оторвать и взять в рот.

7. Посмотреть в окно на луну и звезды.

Рассказать малышу, что сейчас ночь и даже солнышко легло спать, все птички отдыхают до утра и т.д. Подобный ритуал не подойдет при раннем укладывании, например, что стоит учитывать, выбирая действия.

8. Дополнительные минуты нежности.

Очень нравится малышам просто полежать на маме живот-к-животу и обниматься. Дополнительные минуты нежности, если их не хватило днем, помогут малышу не звать для этих целей маму ночью.

9. Колыбельная.

Когда вы поете малышу колыбельную вы не только успокаиваете его, но и сосредоточены на нем, что не маловажно при проведении ритуала и успокоении ребенка. Если петь не хочется совсем, то используйте стишки-засыпалки, их можно рассказывать, например, одевая малышу пижаму.

После вкусного обеда

Спит котенок-непоседа.
Спит - головку на бочок.
Он заснул, и мы молчок...

(В. Степанов)

Сонный слон

Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.

(И. Токмакова)

Спать пора

Как найти ко сну дорогу?
Как найти его берлогу?
Может, кубикам известно
Это сказочное место?..
Кот мурлыкает в усы,
Мама смотрит на часы.
Где же прячется она -
Эта сонная страна?
Может быть, об этом Мишке
Разузнать удастся в книжке?
Может быть, в стране зеркальной
Сон живет, покрытой тайной?
Как чужие стали лапы,
Не хотят они идти.
Может быть, спросить у папы,
Где пропавший сон найти?
Тише… Кажется, подушка
Что-то шепчет мне на ушко:
«Мишка, здесь твой сон живет,
Он сейчас к тебе придет».

(В. Степанов)

10. Еда или перекус, как часть ритуала.

Для маленьких крох очень часто одним из действий ритуала является кормление грудью, ведь сосание действительно сильно успокаивает малыша. Чтобы избежать ассоциации между кормлением и сном - разделите кормление грудью, например, сменой подгузника и постарайтесь укладывать малыша в кроватку сонным, но не спящим. Для детей постарше стакан теплого молока с медом или печеньем, вполне может быть частью ритуала, если затем следует чистка зубов.

11. Ванна.

Многие дети прекрасно успокаиваются в воде, а для других это возможность активных игр и плесканий, после которых трудно настроить малыша на сонный лад. Обратите внимание, как ведет себя ребенок после ванны и решите, действительно ли вода помогает ему успокоиться или стоит перенести банные процедуры на более раннее время.

На дневные ритуалы можно использовать умывание личика и ручек, это полезно ещё и тем, что вы сможете проконтролировать, что находится у вашего малыша в ручках.

12. Чтение книги.

Постарайтесь, чтобы чтение не затягивалось надолго. Предпочтительно, чтобы книга была маленькой или были короткие истории, прочитав одну из которых, можно остановиться. Заранее договоритесь, сколько книг вы сегодня прочитаете.

13. Дыхательные упражнения.

Детям постарше как часть ритуала можно предложить дыхательную гимнастику, которая проводится лежа. Глубокие вдохи и медленные выдохи позволят ребенку настроиться на сон, насытят кровь кислородом. Вдох делаем через нос, а выдох через рот. Обязательно проводите гимнастику в хорошо проветренной комнате.

14. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры нравятся всем деткам, они простые и для того, чтобы в них поиграть нужны лишь ручки малыша. Сначала вы будете делать все за ребенка, а когда он выучит движения, то с удовольствием будет повторять их сам. Преимущество пальчиковых игр трудно переоценить, помимо общего развития малыша, работа с мелкой моторикой успокаивает, а родители налаживают с детьми близкий и тесный контакт.

Несколько вариантов пальчиковых игр, помимо всеми любимой «сороки-вороны», вам в помощь:

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас - а он - один
Эта долька - для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька - для чижа
Эта долька - для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка - кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Горшок

Жили - были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки - рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики - платочки,
Лики - штанишки,
Чики - носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем, как черпаем воду и пьём).

15. Качание.

Покачивание, как часть ритуала, вполне допустимо, оно быстро успокаивает кроху. Вы можете продолжать немного качать малыша на руках, не допуская засыпания, одновременно можете петь колыбельную, а затем укладывать ребенка в кроватку, где он самостоятельно уснет.

Стоит отметить какие действия точно не стоит включать в ритуал: шумные и активные игры, просмотр мультфильмов или электронные игры, прослушивание громкой музыки.
Чем раньше вы начнете приучать малыша к ритуалу, тем лучше. Вы можете видоизменять ритуал в зависимости от возраста малыша и его интересов, главное, чтобы действия были постоянными и нравились и вам и малышу. Очень важно, чтобы ритуал приносил радость и вам и крохе и тогда время перед сном будет действительно особенным.


Понравиласть статья? Оцените: