Население Франции составляет немногим более 60 миллионов, в частности, в стране насчитывается 9,5 млн. инвалидов с теми или другими недостатками здоровья, из них свыше 1,8 млн. человек имеют статус инвалида. Часть из них работает на обычных предприятиях, а около 120 тыс. - на предприятиях с особыми условиями работы.

Во Франции любой гражданин, который имеет проблемы со здоровьем, которые приводят к неспособности в профессиональной деятельности, может воспользоваться правом на социальную защиту от государства. Такие мероприятия оказывают содействие социопрофессиональной интеграции инвалидов в общество и основаны на принципах общего права на труд и равенство доступа к получению работы.

Законом от 30 июня 1975 г. провозглашена национальная французская стратегия обучения и социально-профессиональной интеграции инвалидов в общество. В соответствии с этим законом и законом "О социальной модернизации" 2001 г. человек независимо от своего возраста или инвалидности имеет те же фундаментальные права, что и все другие. Эти законы, а также Закон о занятости инвалидов, который принят в 2005 году, направлены против дискриминации инвалидов при приеме их на работу и восприятии других видов человеческих отличий, которые следуют из имеющейся инвалидности. Указанными законами введена помощь для инвалидов и созданы правительственные и неправительственные структуры для предоставления таким лицам помощи в привлечении к обычной или ограниченной работе.

В каждом административном округе (во Франции их 96) существует Техническая комиссия направления и профессиональной ориентации (COTOREP). Эти окружные комиссии подчинены Главному управлению социального обеспечения Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Любое лицо, которое хочет воспользоваться правом социальной защиты, должно обратиться в окружную комиссию по месту проживания.

COTOREP признает статус инвалида, оценивает нетрудоспособность соответственно принципам, которые действуют, высказывает позицию относительно профессиональной пригодности к работе с учетом имеющихся ограничений.

Во Франции существует три категории ограничений:

  • ограничение >80% - считается, что гражданин непригоден к обычной рабочей среде и может получить специальное ассигнование, названное ассигнованием для взрослых инвалидов;
  • ограничение 50-79% - гражданин имеет право на специальные мероприятия помощи органов социального обеспечения и не имеет права на специальное ассигнование для инвалидов;
  • ограничение <50% - гражданин считается способным находить работу в обычной среде без специальной помощи.

Во Франции существуют разные степени здоровья, и понятие «инвалид» воспринимается как «лицо со слегка сниженной способностью адаптации».

Для граждан - инвалидов младше 20 лет, которые учатся в школе, существует Специализированная комиссия по образованию, которая дает заключения относительно возможности нахождения в нормальной учебной среде, или с дополнительной учебной поддержкой или без такой. Такая комиссия есть в каждом округе, она зависит от местных структур Министерства образования.

Стандарты жизни развитых европейских стран предопределяют необходимость высокого, более качественного подхода к социальной защите инвалидов. В передовых странах обеспечивается трудоустройство половины из числа желающих работать инвалидов.

В Украине, как и в большинстве стран европейского сообщества, действует концепция квотирования государством определенного процента рабочих мест на предприятиях. Этот норматив составляет 4% для субъектов ведения хозяйства, на которых работают 8 и больше человек (для сравнения, в Италии и Испании - 2%, в Австрии - 4%, в Германии - 5%, в Франции - 6% на предприятиях с численностью 20 лиц). Одним из направлений трудоустройства людей с трудными физическими недостатками здоровья может стать развитие и распространение надомной формы труда и привлечение их к предпринимательской деятельности.

Французское общество имеет в своем распоряжении значительно большие, чем в Украине, финансовые ресурсы для предоставления разных видов помощи инвалидам, хотя численность признанных официально инвалидов (1,8 млн. человек) значительно меньше, чем в Украине. Принято, что однодневная зарплата всех нанимаемых работников раз в год пересчитывается в пользу инвалидов. Это - 2 млрд. евро. Около 13 млрд. евро идет на содержание медико-социальных учреждений для инвалидов.

Трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда занимается государственная служба занятости (Поль Амплуа), которая в декабре 2008 года была реорганизована в результате объединения 2-х организаций: по выплате помощи и учету безработных. Сегодня служба занятости насчитывает 45 тыс. сотрудников на 2,4 млн. безработных Франции и 800 работников в центральном офисе. Таким образом, нагрузка на 1 работника в 3 раза меньше, чем в украинской службе занятости, хотя французы считают ее значительной.

Кроме этого во Франции есть центры занятости для инвалидов (Кап Амплуа), которые обеспечивают трудоустройство инвалидов на специализированные рабочие места. В целом во Франции 1400 специализированных учреждений для инвалидов, где занято 120 тыс. инвалидов. При этом МОТ признает отторжение людей с инвалидностью, наличие дискриминации. Уровень безработицы среди инвалидов - 19% - в 2,5 раза превышает уровень среди сдачи населения. Человеку могут отказать в приеме на работу, даже если он толстый или просто заикается. Поэтому, в соответствии с Законом, в Франции создан Высший орган борьбы с дискриминацией - высшая независимая административная структура в ранге суда.

Опыт Франции свидетельствует, что в Украине уполномоченным органам и организациям следует внедрять в жизнь идеологию равных возможностей, выделив и объединив наиболее успешные формы и методы, известные в мировой практике.

Случись вам путешествовать по Британии, вы непременно обратите внимание, как мало на ее городских дорогах подземных переходов.

Проблем с тем, как перейти улицу, между тем нет - все они буквально исполосованы «зебрами». А для водителей и пассажиров наземного транспорта - это ночной кошмар. Движение практически стоит, терпеливо ожидая, пока пешеход неторопливо пересекает улицу.

«Вы что, не в состоянии понастроить подземных переходов?» - не без упрека в голосе спросила я работника местного муниципалитета, пожаловавшего в мой дом с анкетой «Как жители района Вестминстер оценивают транспортные удобства Лондона». - «Мы очень даже в состоянии, - ответил чиновник. - Но зачем же осложнять и без того нелегкую жизнь инвалидам?»

Мне стало неловко. Об инвалидах, для которых наземный переход, очевидно, удобнее, я и в самом деле как-то не подумала. Между тем именно с думы о них и начинается на Альбионе практически любой проект, связанный с транспортом и градостроительством, сферой обслуживания и социальной помощью. В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны. И именно им уделяется в этой стране первоочередное внимание и забота.

Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками.

Отец подруги недавно перенес инсульт и теперь прикован к инвалидному креслу. Живут они в старинном двухэтажном доме с узкими крутыми лестницами. Спальня мистера Питера Фаррелла - на втором этаже. Стало быть, вниз он уже не спускается? Как бы не так. На моих глазах мистер Фаррелл лихо съезжает вниз на своем кресле с помощью специального подъемника.

Надо заметить, что инвалидные кресла модернизируются в Британии с невиданной скоростью. Так, два года назад инженер Майк Спиндл придумал уникальный «внедорожник» для инвалидов, который преодолевает самые сложные поверхности, да к тому же оборудован зонтиком. Запросы на это кресло приходят со всего мира.

Туалеты для инвалидов в Британии оборудованы массой новейших специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Эти специальные туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. Еще 13 лет назад дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.

Ежегодно в Британии выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно 19 миллиардов фунтов стерлингов (34 миллиарда долларов). Инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, приобретение кресел-колясок, слуховых аппаратов. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается казенных домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид. Оплачивает своей пенсией, которая вносится в счет его содержания. Из пенсии на личные нужды инвалиду оставляют при этом довольно скромную сумму - 19,6 фунта в неделю.

Однако если о щедрости материальной поддержки британского инвалида еще можно поспорить, то щедрость поддержки моральной - выше всяких похвал. Инвалид не рассматривается обществом как «сирый и убогий». Его активно принимают в игру на равных, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставили перед ним природа, болезнь или несчастный случай. Неудивительно поэтому, что именно Британия заложила основы паралимпийского движения: к лондонской Олимпиаде-1948 были приурочены так называемые Stoke Mandeville Games (по названию известной клиники). В этих Играх впервые приняли участие спортсмены на инвалидных колясках. Вдохновителем таких соревнований стал врач сэр Людвиг Гутманн.

На Паралимпийских играх в Пекине команда Британии заняла второе место, выиграв 102 медали, из них 42 золотые. В 2005 году впервые в истории парусного спорта полностью парализованная женщина британка Хилари Листер пересекла Ла-Манш. Парусным шлюпом 33-летняя Хилари управляла с помощью электронной системы, которая реагирует на дыхание.

А два с половиной года назад британские инвалиды в очередной раз удивили мир. Прославленный своими исследованиями происхождения Вселенной физик-инвалид Стивен Хокинг совершил полет на специально сконструированном самолете, чтобы испытать состояние невесомости. С юности страдающий рассеянным склерозом и прикованный к инвалидному креслу, Стивен Хокинг намерен в самое ближайшее время сделать еще один беспримерный шаг - отправиться в космос. Дерзновенному ученому обещано место на туристическом корабле, который готовит в полет британский миллиардер Ричард Брэнсона.

Мини-автобус по срочному вызову.

18 лет назад в далеком 1990 году в США был принят поистине революционный закон об инвалидах, закрепивший, с одной стороны, их право быть полноценными членами гражданского общества, а с другой - обязанность государства активно содействовать реализации этого права.

В американском обществе использовать термин «инвалид» на сегодняшний день стало некорректно, и его заменили словосочетанием «человек с ограниченными возможностями». Кто-то может возразить: а какая собственно разница? А разница огромная: она заключается в самом подходе здоровых в физическом и умственном смысле других членов общества к своим ближним. Лица с ограниченными возможностями - это полноценные члены американского общества, нуждающиеся в большей поддержке. Невозможно даже представить ситуацию, чтобы на человека в инвалидном кресле кто-то показал пальцем или того хуже - стал подсмеиваться. Отношение к инвалидам нельзя охарактеризовать просто как сочувствие, оно гораздо глубже.

Государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. Практически в каждом доме есть как минимум два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. Если нет лифта - тоже не проблема. Везде есть ступенчатый спуск, однако всегда есть возможность выехать из здания на улицу по гладкому съезду. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Абсолютно все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов.

Часть станций нью-йоркского метрополитена оснащена лифтами, позволяющими добраться с улицы до платформы за несколько секунд. Во-первых, это правило распространяется на людей с ограниченными возможностями, а во-вторых - на всех остальных, включая пассажиров с детскими колясками. В вагоне метро для инвалидов также предусмотрены 12 специальных мест. Аналогичное обслуживание - и на железной дороге.

Мэрия Нью-Йорка для различного рода форс-мажорных поездок, например в клинику, готова предоставить специальные мини-автобусы, разработанные для людей с ограниченными возможностями. Для заказа специального такси достаточно обратиться в департамент транспорта по определенному и всем известному телефонному номеру. В случае невозможности предоставить собственный автомобиль обратившемуся закажут такси.

Кстати: У инвалидов в США есть возможность ежедневно получать питание с доставкой на дом. Кроме того, им выдают так называемые продуктовые карточки на покупку части продуктов по сниженным ценам.

Поможет внешний скелет.

В Израиле около 12 процентов населения в той или иной степени относятся к категории инвалидов.

В абсолютных цифрах речь идет о 800 тысячах человек. Причем у 600 тысяч зарегистрированы тяжелые формы инвалидности. Такой значительный процент людей с физическими недостатками объясняется непрекращающимся десятки лет военным противостоянием с соседними государствами и терактами.

Кроме того, в Израиле высок процент травмирования населения в дорожно-транспортных происшествиях. Нельзя не заметить, что среди взрослых инвалидов почти треть страдает душевными заболеваниями. Как и во всех цивилизованных странах, начиная с 40-летнего возраста, число женщин среди инвалидов превышает число мужчин. С возрастом эта тенденция усиливается и достигает пика к 75 годам.

В Израиле нет «групп инвалидностей». Но специальная комиссия устанавливает так называемый процент инвалидности, в зависимости от которого назначается сумма пособия. Такое пособие всегда выше минимальной пенсии (1920 шекелей, около 600 долларов), но по достижении инвалидами соответствующих возрастов они, как правило, уравниваются с пенсионерами и получают пенсии, которые нередко превышают размер различных видов пособий.

Исключение составляют военные инвалиды, статус которых не меняется. Кроме выделения значительных ежемесячных денежных средств министерство обороны для осуществления реабилитационных программ в большинстве городов страны открыло специальные медико-спортивные центры. Об успешной работе этих центров говорит то, что на Паралимпийских играх израильские спортсмены-инвалиды традиционно завоевывают немалое количество медалей.

Все военные инвалиды обеспечиваются бесплатными автомобилями со специальным управлением и при необходимости инвалидными колясками. Им ежегодно бесплатно предоставляются путевки в санатории как в израильские, так и зарубежные.

Инвалиды с тяжелыми нарушениями находятся на полном государственном обеспечении. К ним относятся лица с нарушениями двигательной, зрительной функции и хронические больные в тяжелой форме. Тяжелые инвалиды любого профиля могут обратиться в Институт национального страхования (ИНС) для получения специального пособия, состоящего не только из пособия по инвалидности, пакета скидок, но и денежных средств, выделяемых ИНС сиделкам.

Как и в любой другой стране, израильские инвалиды стремятся к социальной реабилитации. Практически все автобусы и вагоны поездов оборудованы средствами для подъема и спуска инвалидных колясок. Три года назад кнессет принял закон, по которому в стране переоборудуются все учебные заведения таким образом, чтобы в них могли учиться дети-инвалиды. На эти цели выделено 2,5 миллиарда шекелей. По мере выполнения этого плана дети с физическими ограничениями, которые сегодня вынуждены учиться в специальных учебных заведениях, будут переводиться в обычные школы.

Израильское законодательство стимулирует инвалидов к трудовой деятельности. Например, приобрести личное транспортное средство работающему инвалиду даже выгодно, ибо дотация на покупку в два раза выше, чем неработающему. Здесь понимают, что для инвалида устройство на работу - это выход в мир, социальная адаптация.

Но в любом случае жизнь в инвалидном кресле - тяжелый стресс для психики человека. На помощь пришла одна израильская компания, создавшая альтернативу инвалидной коляске - так называемый внешний скелет. Он представляет собой прибор для парализованных ног с электронным контролем. Надевая такое приспособление, инвалид может самостоятельно вставать, садиться, ходить и даже подниматься и спускаться по ступеням.

Станут доступны и замки Луары.

К справедливой фразе о том, что уровень цивилизованности того или иного общества прямо пропорционален тому, как в нем относятся к старикам, стоит добавить - и к инвалидам.

Всего во Франции, по статистическим данным, насчитывается около пяти миллионов людей с тем или иным отклонением от нормы. Из них около двух миллио нов, как здесь говорят, с ограниченной подвижностью.

Во Франции в этом отношении за последние 10-20 лет было сделано очень много. Достаточно прогуляться по парижским улицам и повнимательнее приглядеться к тому, как они оборудованы. Нет ни одного перехода, который не был бы устроен таким образом, чтобы инвалиды, передвигающиеся на колясках, не могли беспрепятственно перебраться на другую сторону. Люди с дефектами опорно-двигательного аппарата, которые получили в свое распоряжение от социальных служб автомобили, имеют право на бесплатную стоянку. Более того, повсюду для них созданы специальные парковочные места: они соответствующим образом обозначены на асфальте. Бывает, они пустуют, но не было случая, чтобы кто-то из парижан, несмотря на жуткую нехватку стоянок, отважился бы поставить машину на место, предназначенное для инвалида. Кстати, нарушителя, если такой найдется, ждут огромный штраф и всеобщее порицание.

Городские автобусы, а они наряду с метро являются основным видом общественного транспорта в Париже, на все сто процентов оборудованы широкими дверями с низким порогом, что позволяет колясочникам ими свободно пользоваться. Некоторые станции метро уже оборудованы лифтами, но таких пока десяток-другой.

С тем чтобы облегчить жизнь инвалидам, во Франции были приняты многочисленные законы, которые, признав за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы, создали систему помощи. Каждый из них имеет право на государственную компенсацию, учитывающую их физический недостаток. Это и технические (к примеру, те же коляски), и денежные средства. Размер пенсии по инвалидности колеблется в пределах 630-700 евро в месяц. К этому следует добавить налоговые льготы, всяческие скидки, в том числе на телефон (минус 50 процентов). По всей стране в каждом департаменте созданы социальные структуры, которые занимаются исключительно делами инвалидов.

Более того, в законодательном порядке в 2005 году было закреплено право инвалидов на труд. По существующему сейчас положению все предприятия, на которых трудятся свыше 20 служащих, должны принимать на работу не менее шести процентов людей с ограниченными физическими возможностями. Таких предприя тий во Франции насчитывается 100 тысяч, и многие их них уже включились в эту программу.

Тот же закон трехлетней давности обязывает все строительные компании возводить сооружения как жилые, так и общественные таким образом, чтобы инвалиды имели к ним свободный доступ. Но что делать со строениями, воздвигнутыми 100 и более лет назад, когда на проблемы инвалидов закрывали глаза? К примеру, как дать инвалидам возможность посмотреть средневековые замки Луары, которые посещают ежегодно миллионы туристов? Их владельцам придется раскошелиться, ибо, если к 2019 году «инвалидные нормы» не будут соблюдены, их ждут немалые штрафы.

Азбука Брайля на кнопках лифта.

На вопрос, сколько в Испании инвалидов, здесь ответят, что их нет вообще. Нет не потому, что люди в этой стране не болеют или не попадают в аварии, а потому, что к согражданам, оказавшимся в беспомощном положении по состоянию здоровья, здесь считают недопустимым применять это слово.

Здесь есть «граждане с ограниченными возможностями», «лица, нуждающиеся в постороннем уходе», то есть люди, которых у нас называют инвалидами. К ним здесь относятся особенно внимательно. Причем внимание проявляют и государство, и общество, и обычные граждане.

На поддержку инвалидов нацелена, кажется, вся социальная система Испании, независимо от того, правые или левые партии приходят к власти.

В прошлом году, например, в стране вступил в действие закон о государственной поддержке нуждающихся в постороннем уходе. Согласно этому документу государство и местные органы власти берут на себя обязательства по уходу за такими своими гражданами поименно. Если они живут в семье, то ей, семье, выплачивается зарплата сиделки, чтобы человек не остался без ухода. Если человек живет один, к нему непременно прикрепляют специального социального работника. Все, что требуется для преодоления физических недостатков (инвалидные кресла, костыли, индивидуальные средства связи и так далее), приобретается за счет государственной медицинской страховки. Государство оплачивает все необходимые лекарства.

Но особенно заметно внимательное отношение к инвалидам вне дома, на улице. В Мадриде вы почти не найдете подземных переходов. Их не роют в городе, чтобы не затруднять передвижение тем, кому трудно ходить в силу физического недостатка или преклонного возраста.

Транспорт в Испании - еще один показатель уважительного отношения общества к инвалидам. Все автобусы оснащены специальными дверями и подъемными приспособлениями для пассажиров в колясках. В метро помимо эскалаторов действуют лифты, предназначенные для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить.

К концу нынешнего года согласно недавнему распоряжению правительства все государственные и общественные учреждения и места массового обслуживания граждан должны быть оборудованы таким образом, чтобы ими без затруднений могли пользоваться люди с ограниченными физическими возможностями.

Практически все правительственные и общественные здания в стране уже оборудованы лифтами, приспособленными для инвалидов. Кнопки этажей - крупные, цифры на них не только хорошо видны, но и продублированы специальными выпуклостями азбуки Брайля для слабовидящих. В Испании уважительно относятся не только к инвалидам с физическими, но также и с умственными недостатками. Нередко, например, детей, страдающих синдромом Дауна, стараются включать в состав обычных школьных классов, чтобы интегрировать в общество и приучить других детей к внимательному и терпимому отношению.

Жить во Франции - это мечта большого количества людей, которые хотят выбрать для себя цивилизованную жизнь в благополучной европейской стране. По этой причине очень многие хотят приехать во Францию на ПМЖ . Для самой страны это, конечно же, неоднозначный процесс. С одной стороны, приток новых людей в страну - это дополнительные кадры. С другой стороны, во Франции и так высокий уровень безработицы. По этой причине дополнительные полмиллиона мигрантов становятся проблемой для страны. Новый закон, впрочем, является достаточно противоречивым, так что кто от него больше выиграет - не однозначно. Но прежде чем начинать говорить о новом законе, посмотрим на то, какова текущая ситуация во Франции, какими правами обладают мигранты и что они обязаны делать для того, чтобы интегрироваться во французское общество.

Как приехать жить во Франции

Если вы хотите приехать жить во Франции, то вам нужно начать с того, чтобы . На сегодняшний день получить такую визу - это обязательно, если вы хотите въехать в страну легально. Правда, многие выбирают нелегальный въезд во Францию, хотя это и создаёт большие проблемы. Почему же не у всех получается выполнить все те правила, которые необходимы, чтобы приехать во Францию на ПМЖ?

Во-первых, нужно На такой счёт кладётся необходимое количество денег, чтобы можно было тратить деньги с этого счёта на своё проживание в этой стране. К сожалению, не у всех имеется достаточное количество финансов для того, чтобы выполнить это правило, что и приводит к вынужденной необходимости мигрировать нелегально.

Во-вторых, нужно решить, где именно вы будете . Вопрос определения места проживания во Франции - крайне важный вопрос. Кому-то хочется купить дом во Франции, но не всегда это доступно по деньгам. И даже снять квартиру во Франции получается не у всех, потому что это тоже требует некоторых затрат. Мало того, при аренде жилья во Франции во всех случаях составляется договор. Это значит, что проживание во Франции становится легализовано, а также документально закреплённым. Это всё создаёт дополнительные сложности, которые далеко не всегда легко преодолимы теми, кто приезжает. Не говоря уже о том, что чтобы снять квартиру в Париже , заключить договор и легально проживать во Франции благодаря этому, требуется сначала найти недвижимость с соответствующим статусом, то есть со статусом жилого помещения. Что же касается цены на квартиры в Париже в аренду, то такая цена обычно очень высока. Получается, что решение квартирного вопроса во Франции - это довольно сложно для мигрантов. Тем более что требуется в полной мере решить этот вопрос ещё до того, как вы въедете в страну.

В-третьих, необходимо оформление целого ряда других документов, например получение страхового медицинского полиса во Франции . Также требуется перевод и апостилирование всех документов, которые могут потребоваться, если вы обращаетесь во французское консульство.

В итоге мы видим, что процесс въезда в такую страну, как Франция, для многих оказывается затруднён. А вот желающих въехать во Францию на сегодняшний день очень много. Это обусловлено следующими факторами:

  • вполне понятное желание граждан приехать во Францию на ПМЖ связано с тем, что в этой стране более высокий уровень жизни. Естественно, что каждому хочется жить самому и растить своих детей именно в такой стране, где присутствуют европейские стандарты и уровень цивилизации.
  • в настоящее время по причине нестабильности в странах Африки и в других странах многие вынуждены покидать свою родину и отправляться за границу в поисках лучшей доли. Но при этом, конечно же, всё равно каждому хочется въехать в максимально приспособленную для счастливой жизни страну, в такую как Франция.

В итоге эта страна каждый месяц принимает огромное количество мигрантов. Это не только те, кто въезжают нелегально, но и те, кто желает получить статус беженца во Франции. Такой статус позволяет легально проживать во Франции, не являясь гражданином этой страны и даже не имея вида на жительство. Достаточно подать заявление на получение статуса беженца, чтобы любой гражданин мог претендовать на жильё, небольшое пособие и соблюдение всех его человеческих прав в то время, пока заявка будет рассматриваться. Всё возрастающий поток беженцев и мигрантов по-разному воспринимается французами, но в основном, конечно же, негативно. Действующий президент Франсуа Олланд ещё три года назад обещал, что разберётся с этой ситуацией, но на практике дело до этого пока не дошло.

Сущность нового закона

Закон, который на сегодняшний день собирается рассмотреть правительство Франции, не является таким законом, сущность которого можно передать одной фразой, например "повышение налогов" или "повышение штрафов". Закон охватывает сразу несколько важных сфер, которые сопряжены с проблемой миграции во Францию.

Первое - закон устанавливает более простой порядок для оформления пребывания во Франции.

Второе - закон упрощает порядок высылки из страны нелегалов.

Третье - нелегальным мигрантам предоставляются более мягкие условия содержания.

Четвёртое - увеличивается объём медицинской помощи для мигрантов и беженцев.

Пятое - мигранты делятся на полезные и не полезные для страны рабочие резервы, разрыв в правах и возможностях между этими категориями граждан становится очень существенным.

В настоящее время закон ещё не принят и не вступил в действие, а потому многие детали, естественно, ещё не отработаны. В то же время, данный закон уже активно обсуждается как среди населения, так и политическими партиями, и СМИ. Разберём подробно все пункты этого закона, который если будет принят, то сильно изменит жизнь во Франции - как коренным французам, так и мигрантам.

1. Упрощение порядка оформления пребывания во Франции

Такое решение гарантирует тем гражданам, которые прожили уже во Франции не менее 12 месяцев, возможность в более простом порядке получить вид на жительство во Франции на срок от двух до четырёх лет.

Удивительно то, что данная мера никем не воспринята позитивно.

Те, кто противятся потоку мигрантов во Францию, считают, что упрощение порядка оформления их пребывания ещё больше увеличит поток мигрантов.

Сами мигранты недовольны тем, что власти Франции словно готовятся "отделаться" от них видом на жительство на 2-4 года, вместо того, чтобы выдать сразу карту резидента сроком на 10 лет, как это происходит на данное время.

Образно говоря, данный закон заменяет дорогую сладкую булочку для мигрантов на дешёвую и несладкую. Сложно сказать, хорошо это или плохо, однако большие разногласия по этому поводу, чувствуется, ещё впереди.

2. Упрощение порядка высылки нелегалов

Франция является правовой страной, так что даже к категориям лиц, которые в принципе здесь не должны находиться, применяются правовые нормы, процедура высылки таких лиц из страны является достаточно сложной. Другими словами, чтобы добиться полной и окончательной (хотя окончательной ли) высылки нелегала с территории Франции, властям и специальным органам приходится потратить большое количество усилий. Предполагается, что после принятия такого закона процедура высылки упростится. Однако можно не сомневаться, что все правовые стандарты продолжат действовать, потому что для правового государства, каковым является Франция, это абсолютная норма.

3. Более мягкие условия содержания для выявленных мигрантов

То есть, для тех мигрантов, которых удалось задержать. В настоящее время такие мигранты содержатся под стражей. Планируется, что если закон был принят, то они будут отпущены под расписку о том, что они не будут менять место своего жительства. Это похоже на расписку о невыезде, чтобы власти в случае необходимости могли найти данного человека. Парадокс в том, что мигранты-нелегалы часто не имеют никакого постоянного жилья, либо часто меняют его на другое, да и проживают порой в помещениях, которые вообще не входят в жилой фонд. Так что добиться от них чёткого соблюдения взятых на себя обязательств, по всей видимости, будет непросто. Это одна из причин, почему данный закон вызвал волну критики со стороны многих оппозиционных партий во Франции. Другими словами, есть опасение, что эта правовая норма будет выполняться только на бумаге. А на практике - те нелегалы, которых не всегда легко поймать, получат снова свободу, подписав бумажку, после чего нужно будет их ловить вновь. По крайней мере, такая правовая норма очень негативно воспринимается всеми противниками мигрантов во Франции, которых становится тем больше, чем больше становится и этих самых мигрантов, которые приезжают и уже не хотят уезжать.

4. Увеличение объёма медицинской помощи для беженцев и мигрантов

Это один из пунктов, который вызывает наибольшую критику. Уже на сегодняшний день недопустимое, по мнению многих, количество денег тратится на медицинское обслуживание мигрантов во Франции. Согласно некоторым подсчётам, около миллиарда евро каждый год Франция тратит на то, чтобы обслуживать мигрантов и оказывать им медицинские услуги, которые не всегда доступны в полном объёме и для самих французов. Что ещё интереснее - некоторые мигранты умудряются получать медицинские услуги со льготами и по сниженной цене, а для добропорядочных французов это недоступно. Получается, что в каких-то смыслах в стране более выгодно быть мигрантом или получить статус беженца, чем быть коренным французом. Не говоря уже про те меры по поддержке безработных, когда во Франции может быть более выгодно годами не работать и жить на пособие по безработице, чем трудиться. Парадокс, но в менее правовых странах, где сумма пособий по безработице равна стоимости нескольких буханок хлеба, вопрос безработицы и не стоит так остро, потому что каждый трудоустраивается по собственной инициативе, чтобы не умереть с голода, не ждёт содержания от государства и не ищет "работу своей мечты" годами, а берёт первое, что попадётся. Но тем не менее, то, что Франция является правовым государством и реально обеспечивает всестороннюю поддержку своих граждан, привлекает очень многих. В том числе, и мигрантов.

5. Паспорт таланта и деление мигрантов

Пятый пункт достаточно откровенен для французского правительства, которое составляло документ. В нём чётко говорится, что мигранты делятся на "талантливых" и "неталантливых". А если ещё проще, то на желательных и нежелательных, хотя такие слова, конечно, не фигурируют в тексте закона. Но логика очень проста. Часть мигрантов получат так называемые "паспорта таланта". Это, в первую очередь, мигранты из цивилизованных стран, которые имеют редкие и ценные профессии: известные врачи, писатели, актёры, учёные. Естественно, таких кадров много не бывает, и чем больше их приедет в страну, тем больше станет её потенциал. В законе даже упомянуто про то, что привлечение таких кадров из-за рубежа сможет повысить мировой вес Франции как государства. Правда, люди упомянутых профессий, как правило, имеют возможность жить в любой стране мира, где им захочется, и не остро нуждаются в льготах, так что эффективность подобного предложения от французского правительства несколько сомнительна. Но в то же время, сам факт того, что таланты поощряются подобным образом и страна пытается аккумулировать творческих и интеллектуальных людей - это неплохой ход.

В то же время, другая часть мигрантов такие паспорта таланта, конечно, не получит, и таких будет больше 90%. Это те люди, которые приезжают жить во Франции с тем, чтобы, по факту, воровать рабочие места у французов. А этих рабочих мест и так не хватает. Хотя, как уже говорилось, многие французы просто не хотят работать и живут на пособия. Поэтому к таким мигрантам будут приниматься более суровые меры, у них не будет льгот, а основное внимание станет направляться на то, чтобы их депортировать из страны и не допустить их повторного въезда, если у них что-то не в порядке с документами.

Возможные последствия данного закона

Будет ли принят данный закон и с какими поправками - узнаем в ближайшее время. На данный момент не подлежит сомнению, что если закон будет принят, то ситуация во французском обществе может поменяться кардинально. И в то же время, нельзя определённо сказать, направлен ли закон на благо мигрантам или против них. Скорее, по общей своей концепции он скорее усложняет жизнь мигрантам. Но те, кто сопротивляется массовой миграции во Францию иностранцев, также будет недоволен, так как им бы хотелось более жёстких мер против нелегалов.

Если вы собираетесь приехать , обращайте внимание на то, чтобы соблюдать все французские законы в этой области и верно оформить все документы. Тогда вы сможете точно знать, что жизнь во Франции станет для вас счастливой.

Marie-Louise Cros-Courtial, Marc Vericel

Неоднородный характер проблемы инвалидности отражен в многообразии юридических норм и льгот, которые большинство стран ввели и законодательно закрепили в течение последних ста лет. Франция выбрана в качестве модели в связи с тем, что она обладает, возможно, одной из наиболее разработанных систем законодательства относительно классификации инвалидности. Хотя французская система может и не выглядеть типичной при сопоставлении с аналогичными системами других стран, у нее присутствуют - с точки зрения темы данной статьи - все характерные элементы исторически сформировавшейся системы. Следовательно, изучение данного вопроса показывает основные моменты, которые должны учитываться любой системой, предоставляющей инвалидам права и нормы, подлежащие выполнению согласно закону.

Двадцатая годовщина принятия Закона от 30 июня 1975 года в отношении инвалидов вновь возбудила интерес к судьбе инвалидов во Франции. По оценкам число инвалидов среди французов составляет от 1,5 млн. до 6 млн. человек (приблизительно 10% всего населения), хотя эти оценки являются неточными в определении инвалидности. Эта группа населения очень часто отбрасывается на нижние ступени общественной лестницы и, несмотря на прогрессивное развитие в данной сфере, их положение остается серьезной проблемой для общества, характеризующейся болезненными человеческими, моральными и эмоциональными издержками, которые раскалывают коллективную идею национальной солидарности.

По французскому законодательству инвалиды пользуются такими же правами и свободами, как и все остальные, и им также гарантированы равные возможности и отношение. Однако до тех пор, пока не вступает в действие конкретный механизм помощи, это равенство является чисто теоретическим: инвалидам может, например, потребоваться специальный транспорт и планировка города таким образом, чтобы они могли передвигаться как другие граждане. Такого рода шаги, благодаря которым инвалиды могут пользоваться равными возможностями, на деле направлены не на то, чтобы обеспечивать благоприятные условия, а на то, чтобы сводить на нет отрицательные моменты, связанные с инвалидностью. Сюда входят законодательные и другие меры, принятые по инициативе правительства, которые гарантируют равные возможности в получении образования, обучении, приеме на работу и в быту. Равные возможности и смягчение проблем инвалидности составляют основную цель социальной политики по отношению к инвалидам.

В большинстве случаев, однако, различные мероприятия (как правило, их называют дифференцированные политические мероприятия), предписанные французским законодательством, не охватывают всех лиц, страдающих от данной формы инвалидности, а лишь некоторые подгруппы: например, конкретные пособия или программы в целях профессиональной реинтеграции предоставляются только конкретной категории инвалидов. Разнообразие форм инвалидности и многочисленные сферы, в которых эти формы могут возникать, потребовали разработки классификационных систем, которые должны были бы учитывать официальный статус человека, а также и степень его инвалидности.

Разнообразие форм инвалидности и определение официального статуса
Во Франции условия, в которых возникают формы инвалидности, составляют основную базу для классификации. Классификация, основанная на природных факторах (физических, умственных или рецепторных) и степени инвалидности, также касается, разумеется, обращения с инвалидами и принимается во внимание. Другие системы классификаций особенно важны в определении, является ли охрана здоровья и трудотерапия наилучшим решением, и приемлем ли институт опекунства (лица, страдающие умственными отклонениями, могут находиться под опекой государства). Тем не менее, классификация, построенная на основании природных факторов инвалидности, является главным показателем при определении официального статуса данного инвалида, его прав и права на льготы.

Анализ основ французского законодательства, которое применяется по отношению к инвалидам, доказывает многообразие и комплексный характер систем по оказанию помощи. Эта организационная неуклюжесть сложилась исторически, однако сохраняется по сей день и несет в себе массу проблем.

Разработка понятия «официального статуса»
До конца девятнадцатого века забота об инвалидах в основном выглядела как форма «благотворительности» и, как правило, осуществлялась в богадельнях. Только в начале двадцатого века идеи реабилитации и финансовой помощи получили развитие на фоне нового взгляда на инвалидность со стороны культуры и общества. Согласно этой точке зрения к инвалидам стали относиться как к больным людям, нуждающимся в реабилитации - если не до статус-кво, то, по крайней мере, до равноправного положения. Это изменение в сознании стало возможно в результате развития механизации и сопутствующих ей травм на производстве, а также огромного числа ветеранов Первой мировой войны, ставших пожизненными инвалидами.

Закон от 8 апреля 1898 года усовершенствовал систему компенсаций за производственный травматизм, когда перестали требовать доказательства об ответственности работодателя, и была установлена система немедленных компенсационных выплат. В 1946 году контроль за опасными ситуациями, связанными с производственным травматизмом и профзаболеваниями, был передан системе социального обеспечения.

С целью избавления от предрассудков, отрицательное влияние которых испытывали на себе раненые или инвалиды из числа ветеранов Первой мировой войны, был принят ряд законов. Среди них были следующие:

· В 1915 году был принят Закон, который установил систему профессиональной переподготовки
· В 1916 году был принят Закон (дополнен Законом от 1923 года), согласно которому инвалиды войны получили приоритет при приеме на работу в государственный сектор
· 31 марта 1918 года был принят Закон, дающий право на фиксированный размер пенсии исходя из степени инвалидности
· 26 апреля 1924 года был принят закон, предписывающий организациям частного сектора принимать на работу определенный процент инвалидов войны

В период между двумя войнами наблюдался рост большого числа первых крупных ассоциаций инвалидов из гражданского населения. Наиболее известными стали: «Федерация инвалидов труда» (1921), «Лига по адаптации физических инвалидов труда» (ЛАФИТ, 1929) и «Французская ассоциация больных параличом» (ФАБП, 1933). Под давлением этих ассоциаций и союзов жертвы травм на производстве, а в итоге и все инвалиды стали постоянно пользоваться программами помощи, в основе которых лежали программы, созданные для ветеранов войны.

В 1930 году для рабочих была выработана система страхования по инвалидности, которую подкрепил Декрет 1945 года о создании системы социального страхования. Согласно этой системе рабочие получают пенсию, если их способность работать, или зарабатывать себе на жизнь значительно утрачена в результате заболевания или несчастного случая. Законом 1930 года было признано право жертв несчастных случаев на производстве проходить переподготовку. Система обучения и переподготовки для слепых была создана в 1945 году, а с 1949 года начала охватывать всех лиц с серьезными формами инвалидности. С 1955 году обязательство нанимать на работу определенный минимальный процент инвалидов войны включила в себя остальных граждан-инвалидов.

Волна протестов охватила Францию после принятия "расистского" закона о правах иммигрантов . В страну будут пускать только нужных ей людей, большинство бедных и безработных иностранцев останется за бортом. Усилится и депортация нелегалов .

В субботу, 1 июля, во Франции начались массовые волнения после принятия нового иммиграционного закона . Тысячи противников "антигуманного", по их мнению, закона планируют пройтись по стране многочисленными маршами протеста. Как сообщает The New York Times, в демонстрациях примут участие правозащитные организации, сами мигранты и их дети.

Митингующие стихийно объединяются в защиту детей, которых в первую очередь коснется ужесточенный закон, и требуют у правительства отозвать документ.

Разработанный министром внутренних дел страны Николя Саркози законопроект об ужесточении правил для иммигрантов был окончательно одобрен накануне, 30 июня, французским парламентом. Он должен резко сократить приток в страну иммигрантов не из стран Евросоюза, а также депортировать значительную часть уже проживающих в стране нелегалов .

По сути, закон Саркози фактически запрещает въезд во Францию "не нужных" стране иностранцев.

Согласно нововведению, миграционные службы резко снизят число прибывающих иммигрантов с недостаточным уровнем образования и минимальными профессиональными навыками. Правительство ежегодно будет составлять квоты по числу рабочих мест, на которые могут претендовать иностранцы. Все остальные мигранты должны будут проходить жесткий контроль, чтобы получить право жить во Франции. Для них предполагается введение специальной карты "компетентных и талантливых": исследователей, деятелей искусства и спортсменов. "Нужные экономике" иностранцы получат трехлетний вид на жительство с правом продления. Этих избранных правительство обязало выполнить ряд формальных требований: приносить регулярный доход в казну государства и подписать "мигрантский контракт ", обязующий их принять французский образ жизни - хорошо знать французский язык и соблюдать традиции. Всем остальным во Францию въезд разрешен не будет.

Простым рабочим станет значительно сложнее не только въехать в страну, но и жить в ней.

Закон ужесточил положение так называемых смешанных семей, в которых один из супругов является гражданином Франции, а второй не имеет гражданства. Для иностранца в такой паре власти значительно увеличили срок получения вида на жительство , чтобы пресечь фиктивные браки. Также гораздо более трудным становится воссоединение семей . Если раньше иммигрант мог через некоторое время привозить во Францию всю семью, то теперь это станет возможно только при наличии высокооплачиваемой работы и достаточных жилищных условий.

Одно из важных ужесточений - отмена автоматической амнистии для нелегалов , проживших во Франции более десяти лет.

Вторая часть закона касается упрощения депортационных правил . В этом году французское правительство, по данным которого в стране сейчас находятся 200-400 тысяч нелегальных мигрантов , планирует выслать как минимум 26 тысяч из них. В основном это семьи с маленькими детьми, посещающими детские сады и школы на тех же правах, что и коренные французы. До принятия закона у школьников из семей нелегалов не требовали документов, подтверждающих гражданство. Теперь их родителям придется выехать из страны в поисках нового места жительства, а детям бросить учебу.

Как отмечает NYT, большая часть представленных к депортации нелегалов не представляет, куда сможет переехать. По их словам, власти любой страны всегда с нежеланием принимают мигрантов и предоставляют минимум условий для проживания. "Если в страну переезжает семья с детьми, получить крышу над головой становится еще сложнее", - утверждают они.