Экспертная рабочая группа занимается исключительно научным описанием чудес. Так, в многочисленных случаях, связанных с "плачущими иконами", специалистов интересует прежде всего вещество, выделяемое при мироточении. Впрочем, следует разобраться в терминах. Вообще-то миро - это особым образом приготовленный освященный состав из елея (масла) и более сорока благовонных трав и веществ. Составление и освящение мира происходит один раз в несколько лет в Успенском соборе Москвы, после чего оно отправляется в специальных сосудах по всем епархиям Русской православной церкви. Правомерно ли говорить о том, что "плачущие иконы" выделяют именно миро? Скорее да, утверждают эксперты. Само чудесное событие может развиваться по разным сценариям, но результат всегда один - на поверхности иконы возникают капли некой маслянистой жидкости органического происхождения. Их может быть мало - одна-две. А может быть так, что вся поверхность иконы окажется увлажненной. Капли могут быть бесцветными или окрашенными. Могут не иметь запаха, а могут благоухать. Например, те люди, которым выпала возможность лицезреть "слезы" чудотворной Иверской (Монреальской) иконы Божьей Матери, рассказывают о незабываемом благоухании. Павел Флоренский вспоминает такой случай: "В 90х годах музей Андрея Рублева передавал одной из московских церквей икону Пресвятой Богородицы. Приехали иереи, распалили кадило. Затем внесли саму икону - черную, лик на ней еле-еле "просвечивался". Священники прочитали акафист, и произошло удивительное событие - икона на глазах "ожила". Богородица четко "проявилась" на иконе. В какой-то момент я уловил необыкновенное благоухание, я бы назвал его запахом иного мира. Но это точно был не запах ладана или розового масла".

В то же время не совсем верно говорить о мироточении, считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит название "маслопоявление" или "маслоконденсация". Чтобы было более понятно, Павел Флоренский приводит в пример такой случай. Однажды экспертам стало известно, что под Брянском проживает женщина, у которой в квартире все иконы начинают выделять миро. Специалисты выехали на место, чтобы лично убедиться в необычности происходящего. Хозяйка встретила их радушно, аккуратно расстелила на столе скатерть, а на нее положила привезенные образа. После чего приглашенный батюшка попросил всех выйти из комнаты и отслужил молебен. Через пару часов иконы покрылись капельками золотистой маслянистой жидкости. Но, что странно, масло появилось и на лежавшей рядом шариковой ручке. Если процесс свят, тогда при чем тут ручка? На этот вопрос эксперты пока не знают ответа. Впрочем, они не ручаются и за чистоту эксперимента, так как им приходилось на время покидать помещение. И тем не менее. "Появление масла на иконе, когда из ничего образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы. Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке", - считает Павел Флоренский.

Но в науке нет и не может быть понятия чуда. "Мир устроен таким образом, - говорит Александр Московский, - что законы природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся событие. Как-то накануне пасхального богослужения протоиерей Александр Трушин из подмосковного села Лямцино, подходя к храму, услышал, что в нем раздается чудное пение. Батюшка поначалу подумал, что опоздал к службе, но, взглянув на дверь, увидел замок. Это, конечно, можно было бы списать на богатое воображение, но в его храме такие случаи происходили еще по крайней мере дважды. Еще был случай в Поволжье. Люди шли крестным ходом из одного села в другое и услышали колокольный звон. Только вот колоколов-то поблизости нет. И таких примеров масса".

Ответственный секретарь экспертной рабочей группы кандидат технических наук Борис Соколов призывает сдержанно относиться к оценке явления "мироточение". Учение Православной церкви о чудесах и знамениях уже изложено, например, в работах святителя Игнатия (Брянчанинова). Однако зачастую и в публикациях, и в беседах встречаются факты неточного и путаного использования и трактовки понятий "чудо" и "знамение". Также стала очевидна необходимость свести воедино признаки истинных чудес и знамений, что и было проделано для удобства осознания, обсуждения и практического использования. "Истинное чудо не бывает анонимным, - говорит Борис Соколов, - его творец всегда достоверно известен. Чудо дается конкретным людям, и его смысл должен быть им совершенно понятен. Чудо совершается только в определенной духовной обстановке, то есть при наличии веры. Знамения давались не верующим, но неверующим, а для верующих же предназначены пророчества. Факты какого-либо чуда и обстоятельства, его сопровождающие, должны быть полностью достоверны".

А вот установить достоверность события порой не так уж просто. Ведь нужно проанализировать показания большого числа свидетелей и определить, насколько точны и непротиворечивы детали явления. К примеру, если мы возьмем мироточение икон, то, как правило, особенностью этих явлений является неясность смысла. Согласитесь, трудно представить себе, что если мироточит икона Богородицы, то это чудо творит Богородица, а если икона Спасителя или Царя-мученика, то это их знамения. А как тогда быть, если в одном и том же месте одновременно начинают выделять "миро" самые различные иконы? Возможно, нам кто-то что-то хочет возвестить.

Возможно, вот только непонятно, что именно и кому конкретно. А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. "Истинные чудеса происходят там, где есть вера, - говорит Борис Соколов. - В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось на здоровье целых семей".

Как показывает статистика, чаще всего мироточат иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных. Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение, направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся к подобным чудесам с равнодушным безразличием. "Например, когда мы обращаемся к тому или иному священнику с просьбой зафиксировать мироточение, - говорит Павел Флоренский, - то часто слышим в ответ: "Ну что в этом особенного?" И то правда. Не надо забывать, что чудо - обычная форма существования православной церкви". Многие священники вообще считают мироточение некой разновидностью полтергейста. Был, например, случай, когда, придя в храм, прихожане увидели на стене выше икон надпись "Любовь". Кто и когда мог ее сделать, да еще так высоко и в закрытой церкви, остается загадкой. Через пару дней надпись постепенно расплылась, и над ней проявилось второе слово - "Бог". Еще через пару дней со всех икон в этой церкви начало обильно стекать миро. В этом случае можно усмотреть разновидность полтергейста без элементов устрашения, но с очевидной целью привлечь внимание.

Если коротко дать оценку всех чудесных явлений, - говорит Борис Соколов, - то нужно признать, что они не соответствуют сформулированным признакам истинных чудес и знамений. Поэтому представляется необходимым дальнейшее их изучение и осмысление. И, следовательно, основная работа у нас еще впереди.


МНЕНИЯ:

Своим мнением относительно природы церковных чудес поделились сторонники материалистической теории их происхождения:

Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:

Настоящие чудеса делаются в цирке, а нечестные - в церкви. С этим явлением - мироточением - боролся еще Петр I. Он обещал повыдергать бороды всем, у кого икона замироточит. И с тех пор мироточения на Руси прекратились. До тех пор, пока не пришла либерализация. Сейчас мир потихоньку сходит с ума, скатываясь в Средневековье. Это последствия демократизации знаний. Хорошо, что академические ученые пытаются разобраться в происхождении чудес. Но было бы еще лучше, если бы к ним добавился опытный иллюзионист или фокусник. Потому что обмануть ученого - что обмануть ребенка. Ученые исходят априори из честности эксперимента. Когда он нечестен, они разводят руками и не знают, что сказать.

Игорь Доброхотов, научный сотрудник Института медико-биологических проблем:

Возможны три версии появления мироточения: чудо, естественные причины, рукотворный способ. Обзор фактов позволяет заключить, что версия о чудесном происходжении - самая маловероятная. Даже в церковных источниках мы встречаем, что "...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу". В принципе, возможны и естественные причины. Например, при высыхании дерева выходит смола, и многие дачные домики тоже "мироточат" в сухую жаркую погоду. Недосмотр при сушке досок для иконы может поспособствовать такому мироизлиянию.

Рукотворный способ может быть самым простым. Например, нанесение на икону масла. Это масло будет долгое время растекаться и высыхать, создавая видимость длительного мироточения.

Рассказывать истории о разоблачениях мироточения можно долго, и я хотел бы напомнить слова митрополита Николая (Кутепова): "Есть у нас приход в Богородском районе (Нижегородская область). Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм закрыли и опечатали. За неделю хоть бы одна капелька появилась". Тем же, кто все-таки уверен, что мироточение - истинно чудесное явление, я советую обратиться в CSICOP - американский комитет научных исследований паранормальных явлений, где за каждое доказанное чудо обещают баснословные деньги. Туда уже обращались по поводу мироточения, но всплыла фальсификация.

С давних времен мироточение представляется людям чем-то загадочным и неизвестным, порой даже мистическим. Это связано с тем, что до сих пор не удалось до конца разгадать тайну этого явления. Многие ученые проводили эксперименты с целью выявления природы происхождения этого феномена, но по сей день он остается загадкой и чудом. Много встречается и фальсификаций, из-за чего некоторые даже глубоко верующие люди уже давно разуверились в правдивости «плачущих» икон.

Мироточение - явление, уникальное по своей природе. В христианском мире оно считается не чем иным, как чудом, а маслянистая жидкость, проступающая из них, - чудотворной.

Мирра - это масло с приятным запахом, которое изготавливается из зерен масленичных и эфирных растений . Именно эта жидкость проступает на поверхности образа, откуда и произошло само название. Она порой имеет различную консистенцию: густую, как еловая смола, либо более жидкую, напоминающую росу. Поэтому иногда этот процесс называют «елеоточение» или «росоточение».

Впрочем, кровотечение икон не стоит воспринимать буквально. На самом деле оно имеет под собой иную природу. Известно, что кровь из икон не сочится, как принято полагать. Как правило, это та же маслянистая жидкость, которая выступает на поверхности образа во время мироточения. Отличие лишь в том, что она смешивается с темной краской на полотне, ввиду чего образуются коричневатого оттенка подтеки, напоминающие кровь.

Считается, что подобный феномен выступает предвестником каких-либо кровавых событий: войн, терактов, болезней и так далее. Кровавые слезы могут служить напоминанием о том, что люди отдалились от Бога и совершают ужасные проступки, грешные деяния. Святые лики льют кровь как напоминание о том, чтобы человечество одумалось и стало гуманнее.

Обычно это происходит накануне каких-либо значимых событий в истории: войн, бедствий, катаклизмов . Это как будто ниспосланный с небес знак, чтобы люди задумались о своих деяниях. Были неоднократно зафиксированы случаи, когда иконы плакали за день до какого-либо происшествия. Так, в 2004 году замироточила икона с образом Тихона Задонского, а на следующий день потерпел крушение самолет ТУ-154 с пассажирами на борту.

За несколько дней до теракта в Беслане, а именно 29 августа 2004 года, стал мироточить святой лик, предупреждая о страшном событии, которое впоследствии ужаснуло мир.

Еще одним примером может служить кровоточащая икона женского монастыря в Ленинградской области в день, когда начался конфликт на Украине. И таких примеров очень много.

Однако не всегда такое явление может нести в себе негативное предзнаменование. Служители церкви утверждают, что такое знамение может означать Божью благодать, ниспосланную людям. Считается, что такое изображение является чудотворным, способным исцелить от любых болезней, защитить от опасности, отвести беды и несчастья от человека, который к нему прикоснется. Тысячи прихожан со всех окрестностей стекаются в монастырь, в котором иконы мироточат.

Впрочем, чудо мироточения может происходить как в монастыре, так и в доме у верующих. Известны случаи, когда не одна, а все иконы, находящиеся в доме или в церкви, начинали мироточить. Это поистине чудесное явление, однако люди всегда настороженно и двояко относились к такому событию.

С одной стороны, такой знак всегда несет в себе толику неизвестности: что предвещает это явление - добро или зло, и к чему следует готовиться, не знает никто. С другой стороны, даже глубоко верующие люди иногда сомневаются в подлинности такого явления. Все потому, что истории известно множество случаев, когда подобным образом священнослужители пытались обмануть народ и власть, чтобы добиться определенных целей.

Так, при Петре I священнослужители одной из церквей заявили, что у них в соборе произошло явление мироточения икон. Разоблачение не заставило себя долго ждать. Притом что царь был верующим человеком, он все же усомнился в подлинности происходящего. Попы в один голос заявляли, что таким образом Бог оплакивает старые порядки, которые были отменены Великим царем. Петр I смел предположить, что, используя это событие, попы хотят склонить его к отмене нововведений и возвращению былых порядков.

Он отнесся довольно скептически к подобному «божественному» проявлению и приказал забрать мироточащий образ из собора. После прибытия в свой дворец, царь разорил икону и обнаружил в ней капсулы с жидкостью, расположенные внутри ее в районе глаз. В свою очередь, в глазах были проделаны маленькие отверстия, через которые жидкость выходила наружу.

В связи с этим царь издал грозный указ, который гласил: «Если еще в какой-нибудь церкви заплачут иконы, то поповские задницы заплачут кровью» . С тех пор образы больше не «плакали».

Примечательно, что при появлении росы на иконе к месту события сразу же приезжает специальная комиссия, в состав которой входят ученые и священнослужители, чтобы засвидетельствовать подлинность этого факта. Для чистоты эксперимента ее помещают в специальную капсулу.

К сожалению, во все времена находились мошенники, которые пытались сфальсифицировать подобное чудо. Многим это удавалось: доверчивый народ толпами шел в церковь, где происходило подобное явление, и нес подаяния. Некоторые имитировали феномен из корыстных целей, другие - чтобы прославить себя и свою церковь. Однако существуют некие закономерности, благодаря которым можно определить, насколько подлинным выступает подобное явление:

  1. Мироточение не имеет привязки к определенному месту.
  2. Плач Святых ликов могут видеть все, а не один или несколько человек, так как это является истинным чудом.
  3. Образ не перестает мироточить оттого, что его перенесли в другое место.

Если случившийся феномен противоречит какому-либо из этих признаков, то, скорее всего, это обман.

Стараясь выяснить, почему мироточат иконы, люди выявили некоторые особенности этого процесса. На основе таких особенностей были составлены приметы, благодаря которым это проявление можно приурочить к тому или иному событию:

  • Плачущая икона - знак грядущих больших перемен. Светлые слезы - положительные перемены, темные или «кровавые» - плохие перемены.
  • Плачущая «росой» икона - хорошее предзнаменование, обещающее перемены к лучшему.
  • Обильно мироточащий лик святого - предвестник хороших новостей и событий.
  • Икона замироточила в церкви - благие вести для прихожан, церкви и города в целом.
  • Образ мироточит дома - чудо случится в семье, возможно, чудесное исцеление.
  • Плачет икона Вседержителя - к благоприятным событиям, переменам, ладу в делах и счастью в жизни.
  • Икона Николая Чудотворца - хороший знак, положительные перемены в жизни.
  • Лик Божьей Матери - рождение ребенка, здоровые дети, исцеление от недугов.
  • Семистрельная икона - мир и покой в семье, защита от сглаза.

Также известен факт, что мироточение может быть как единичным, когда плачет одна или несколько икон, так и массовым и распространяться даже на несколько государств.

Известно, что на Руси проводить опыты над иконами Святых, особенно теми, что находятся непосредственно в церкви, не разрешается. Однако некоторые факты все же были установлены экспериментальным путем. Что должно произойти с ликами святых, чтобы они «заплакали»? Нельзя ставить под сомнение тот факт, что действительно существуют образы, которые мироточат. Тем не менее многие ученые сомневаются в подлинности мироточения икон. Научное объяснение этому процессу пытаются найти многие десятки лет. Некоторые полагают, что это не что иное, как естественный процесс образования влаги в специфических условиях.

Также к появлению подобного феномена могут быть причастны следующие события:

  • Осаждение масла вследствие контакта прихожан со Святым ликом. После помазания елеем человек целует икону, оставляя на ней масляные капли.
  • Конденсация масляных паров: зачастую на образы капает масло из лампад, которые висят перед ними.
  • Капиллярный эффект: сквозь икону может просачиваться влага, поступающая к ней извне. Источники этой влаги могут быть самые разнообразные, в зависимости от конкретно взятого случая. Бывали ситуации, когда подобный эффект не был создан преднамеренно.

На сегодняшний день людей из разных уголков мира интересует тот факт, почему мироточат иконы, научное объяснение которому нельзя интерпретировать однозначно. Многие скептики ссылаются на то, что такое явление, с точки зрения науки и здравого смысла, невозможно. Однако, факт остается фактом: по всему миру время от времени находятся мироточивые иконы, над которыми проводят наблюдения и эксперименты с целью определения сущности такого явления.

Если вдруг в доме заплакала икона, то нужно отнестись к этому событию со всей серьезностью. Во-первых, ее не следует протирать и тем более мыть. Во-вторых, лучше всего не тревожить образ и пригласить в дом священника, который бы мог засвидетельствовать этот факт. Следует помнить, что подобное явление может длиться очень долго. Следует с почтением и уважением отнестись к той иконе, что принесла чудесное знамение.

Какую бы весть ни нес с собой плачущий лик Святого, людям стоит обратить пристальное внимание на подобный знак свыше. Возможно, стоит задуматься о миссии человека на Земле, о том, что мы несем в этот мир, и каким он будет после нас. Безусловно, это чудотворное явление - призыв соблюдать Божьи заповеди, о которых многие люди забыли, и напоминание о том, что жизнь дается человеку один раз. Нужно прожить ее достойно, оставив светлую память о себе у грядущих поколений.

Весь религиозный мир основан на вере, и время от времени в той или иной появляются знаковые феномены и события, которые либо укрепляют, либо полностью искореняют веру людей. Под эту категорию попадает феномен мироточения икон, научное объяснение которому пока не найдено. Хотя после каждого подобного случая ученые пытаются найти объяснение происходящему. Однако, удается им это далеко не всегда.

Что это значит и что предвещает?

Для начала, нужно понимать, что сам по себе термин «мироточение» является условным. Миро представляет собой масло-благовонию, которое делают путем соединения более пятидесяти видов растительных масел, смол и душистых трав .

Используется миро при совершении таинства миропомазания, и в тех случаях, когда католические или протестантские христиане переходят в православие. Варят такое масло всего одну неделю в году – на Страстной Седмице.

Вещество, которое выделяется из икон во время мироточения лишь отдаленно напоминает традиционное миро. Они имеют схожую на первый взгляд маслянистую текстуру и благоухание. К слову, отнюдь не всегда и эти два свойства объединяют настоящее и «чудесное» миро. Цвет, запах и консистенция вещества, которое выделяется из , может быть разным: от густого тягуче-смольного до прозрачно-водянистого.

Священнослужители разделяют этот феномен на несколько видов:

  • Мироточение – когда иконы выделяют маслянистое вещество.
  • Елеоточение – когда выделяется густое темное вещество, похожее на смолу.
  • Росоточение – когда выделяемая жидкость прозрачная и похожа на обычную воду.

Эти три вида религиозных чудес объединяет в себе термин «мироточение» . В христианстве выделение иконами жидкостей случай не редкий. Эти события так же подразделяют на три вида:

  • «Плачущие иконы» . Они встречаются довольно редко и считаются грозным предзнаменованием. Самой известной «плачущей иконой» считается икона Богородицы, которая для России всегда предрекала нелегкие времена.
  • «Мироточащие иконы» . Тут мнения расходятся. Некоторые полагают, что миро выделяется в преддверии важных перемен в истории, а другие настроены более пессимистично утверждают, что этот феномен означает будущие трудности и испытания, которые предстоит пережить народу.
  • «Кровоточащие иконы» . Это наиболее редкий и самый грозный знак в христианстве. Известно всего несколько случаев кровотечений у икон и все они являлись предвестниками страшных катаклизмов, разрушительных войн и катастроф.

Научное объяснение

В наши дни существует великое множество скептиков. Имеется немало научных и ненаучных объяснений феномену мироточения икон, как явлению.

К примеру, некоторые считают, что это чудо – всего лишь жульничество со стороны монахов и священнослужителей, которые нарочно разбрызгивают заранее приготовленное миро на иконы, тем самым увеличивая популярность того или иного храма или монастыря. Особую известность эта версия приобрела после того, как в России иконы начали прямо-таки массово мироточить.

В связи с нарастающим недоверием, церковь начала более серьезно относиться к любым проявлениям мироточения . В наши дни, прежде чем предать случившийся факт мироточения иконы огласке, многие храмы прежде опечатывают двери и устраивают внутреннюю проверку, чтобы исключить любой человеческий фактор.

Несколько дней иконы находятся под постоянным наблюдением и, если это явление подтверждается, то двери вновь отворяются для паломничества и поклонения плачущей иконе.

Также были известны случаи, когда священнослужители «заставляли» иконы мироточить, просверливая в них небольшие дырки и подвешивая с обратной стороны пузырьки с жидкостью . «Слезы» выдавливались из флаконов различными приспособлениями и проявлялись на самой иконе, как чудесное явление или знак Божий.

Иногда за мироточение иконы принимают простое ее запотевание из-за резкого перепада температур . Такое происходит, когда в холодную погоду в церкви собирается большое количество народа и от их дыхания на поверхности икон образуются капельки воды.

Разоблачение

В наши дни существует специальная «комиссия по чудесам». В ее состав входят верующие ученые, физики и представители духовенства. Они выезжают на самые известные и примечательные случаи чудотворных явлений и пытаются дать каждому из феноменов научное объяснение.

Как рассказывают участники такой комиссии, чаще всего «мироточат» иконы самым обыкновенным постным маслом, что очень удобно, поскольку будь это вода – она бы просто стекла вниз и велика вероятность, что никто бы этого «чуда» и не заметил. В тех случаях, когда иконы мироточат кровью, химический анализ этой крови выявляет простую смесь глицерина и кармина, которую легко можно сделать, смешав немного калия и хлорного железа.

Как ни странно, когда усилились контроль и проверки над феноменом «плачущих икон», иконы попросту перестали плакать . К примеру, при Советской власти практически не было заявлений о подобных явлениях. В наши дни церковь активно сотрудничает с государством, получая поддержку и признание. Отсюда и участившиеся случаи подобных «чудес».

Икона Матронушки в Белгороде

В 2017 году одним из самых известных случаев мироточения стала «плачущая икона» в храме Матроны Московской в Белгороде. По сообщениям в СМИ, это произошло накануне 8 марта, однако официальное заявление было сделано лишь 31 марта, когда феномен прошел проверку специально созванной комиссии.

По словам священнослужителей, само мироточение происходило 8 и 18 марта , которые в православном христианстве считаются днями обретения мощей блаженной мученицы Московской и Божьего святителя Луки.

Как только духовенство сделало официальное заявление, у дверей храма тотчас выстроилась огромная очередь из верующих , которым не терпелось приложиться и получить благословение у мироточащей иконы.

Второе белгородское чудо – это мироточение иконы в хирургическом корпусе главной городской больницы , при котором располагается храм, построенный в честь Крымского архипастыря.

По словам очевидцев, на простой бумажной иконе были заметны струйки маслянистого вещества, которое источало приятный запах . Интересный факт, что все потоки, кроме одного, имели направление сверху вниз, а самый верхний сначала уходил чуть влево и лишь потом спускался.

Случай в Горелово

Еще одно чудо 2017 года – это мироточение икон Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербургской епархии в храме священномученика Фаддея в Горелово. По словам священнослужителей храма, миро там по иконам течет прямо-таки ручьями. Для того, чтобы собирать этот состав на нижнюю раму иконы был уложен толстый слой ваты, которая каждый день меняется.

Первым объяснением этому случаю был конденсат, однако икона находится не под стеклом и такую возможность быстро исключили . До сих пор никто не может объяснить в связи с чем «заплакала» икона. Однако, работники храма наполнены оптимизмом и толкуют этот феномен, не иначе, как благодать Божию. Что и говорить о том, что у дверей церкви каждый день собирается огромная очередь из желающих прикоснуться к чуду.

Во времена Петра I

Петр Первый стал одним из первых русских царей, кто начал вести борьбу с нечестными священниками, в чьих храмах иконы мироточили с завидной регулярностью. Во время своего правления, царь то и дело устраивал рейды по святым местам, чтобы убедиться в подлинности чудес. В истории хорошо известен одна из таких показательных проверок, во время которой Петр предстал перед «плачущей иконой» Пресвятой .

После внимательно изучения, этот феномен не произвел на вседержателя никакого впечатления . Вернувшись в столицу, царь отправил письмо настоятелю монастыря, в котором было сказано, что с этого дня Богородицам запрещается плакать, в противном случае «зады попов заплачут кровью».

Первое время после такого заявления русский народ отзывался о царе не самым приятным образом. Однако, как ни странно, после этого случаи мироточения икон в разы сократились.

Как утверждают историки, священникам того времени не нравилась прогрессивная политика Петра Первого и они пытались противостоять ей посредством различных божественных явлений. К примеру, приказал Петр сбрить бороды – заплакали иконы. С помощью таких методов духовенство пыталось настроить народ против царя, однако, тот вовремя разгадал их замысел и на этом все чудеса закончились.

Просматривая церковные и околоцерковные ресурсы, часто натыкаешься на сообщения о новоявленных мироточивых или «нерукотворных» иконах. Многие с огромным интересом откликаются на эту информацию. И правда, казалось бы, в православии чудо - в порядке вещей, но что можно считать чудом? Да и всякое ли чудо от Бога?


Мироточение, как известно, есть чудесное истечение некой обычно благоуханной маслянистой жидкости. Это явление издревле известно в Церкви, но если обратиться к церковной истории, мы увидим, что случаи мироточения икон крайне редки: два-три на столетие. Например, случаев мироточения от богородичных икон за почти 2000-летнюю историю Церкви, вплоть до XX века, наблюдалось не более 18 раз (!) (Поселянин Е. Е. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»).

И вдруг в наше время мы натыкаемся, например, на следующую заметку: «В 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле - 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000… Т.е., мироточивыми становились около 209 икон в день ».

И таких заметок очень и очень много.

Также стоит отметить, что особо почитаемые у нас издревле иконы, как правило, ни разу не мироточили. Ничего такого ни разу не было связано ни с Владимирской иконой Богородицы, или например с одной из икон письма прп. Андрея (Рублёва).

Казалось бы, если некое весьма редкое исключительное явление в жизни Церкви вдруг приобретает массовость, это могло бы стать поводом задуматься: что-то здесь не так. Это настолько бросается в глаза, что даже апологеты новых мироточивых икон не могут пройти мимо этого факта. Однако воспринимают его некритично, исходя из принципа, что мироточение - априори Божье чудо.

Объяснения же весьма разнообразны, но, по большему счету, сводятся к тому, что сейчас время «глобального неверия», и такими чудесами Бог нас вразумляет и приводит в Церковь множество людей.

С этим трудно согласиться. На мой взгляд, сейчас время как раз «глобального всеверия»

Но «всякое древо познаётся по плодам». Взять, к примеру, известный случай массового мироточения икон в военном городке Клин-2, о котором много и охотно писала пресса. Напомню, у пожилой женщины дома замироточили иконы, причём не одна, а практически все. Тут же в её квартиру начались многочисленные паломничества. Люди приносили свои иконы, которые тоже начинали мироточить. Закончилась эта эпопея так: хозяйка квартиры«перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться… предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

Нецерковный характер этого «чуда» может подчеркнуть то, что, как только иконы приносились в храм, истечение «маслянистой жидкости» тут же прекращалось.

Этот эпизод - самый характерный, но далеко не самый редкий. Если «чудо» не приводит людей в Церковь, но способствует некой «альтернативной» духовности, от Бога ли оно?

И вот здесь вопрос: если это не Божье чудо, то что?

Ответов может быть несколько. Это может быть банальное шарлатанство, о котором известно ещё «с петровских времен». И правда, случаи, когда икона в некой квартире обильно источает «миро», а после принесения в храм прекращает «течь», настораживают. Особенно, если с такими «святынями» совмещается «сбор пожертвований».

Это может быть явление, имеющее физическую природу, ложно принятое за чудо. Есть ведь и так называемое кровоточение, когда икона как бы истекает кровью. И очень часто это всего лишь действие шелака, который из-за горячего влажного воздуха пробивается сквозь верхние красочные слои.

Но бывает так, что явление материально объяснить нельзя. Например, общеизвестна картонная икона Спасителя (обычная полиграфическая репродукция), которая однажды стала кровоточить. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно подходить к вопросу, согласно трезвой заповеди «не принимай, но и не хули». Лично у меня к упомянутому кровоточению есть одна, но конкретная претензия: «кровь» так залила лик, что он более не различим. Вместо светлого лика Спасителя, мы видим страшное чёрное пятно. Но если образ перестает нести на себе подобие Первообраза, то это уже не икона.

Вновь и вновь не устаю напоминать: икона есть изображение Господа Иисуса Христа (или Богородицы, или святых), если нет изображения – нет и образа. И это вызывает конкретное сомнение в божественном источнике данного чуда.

Впрочем, это мое частное мнение. Но важно знать, что мы можем принять за чудо бесовское искушение.

Здесь стоит вспомнить, что мироточение само по себе не есть исключительно христианский феномен

Известны аналогичные случаи, когда некая жидкость источалась и языческими изображениями. И сейчас «текут» не только иконы Христа, Богородицы и святых, но и изображения совершенно сомнительных личностей, таких как Григорий Распутин или царь Иван Грозный.

То есть, «мироточение» может иметь инфернальное происхождение. Ведь из жизнеописаний святых нам известно множество случаев, когда бесы пытались прельстить людей, имитируя чудеса и примеряя на себя образ ангелов, а то и Богородицы и самого Христа. Впрочем, это не удивительно, ведь если человеком движет не стремление ко Христу, а поиск «чудес», «откровений», различных экстатических состояний и просто острых ощущений, то темным силам трудно было бы этим не воспользоваться.

К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, духовенство на местах часто спешит объявить произошедшее явление чудом, не дожидаясь выводов соответствующей церковной комиссии.

Возможно, я повторюсь, но отцы Церкви учат нас осторожнее относиться ко всем потусторонним явлениям.

«Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы , приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась . Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы , к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах» («Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им»).

В Евангелии прямо сказано: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса , чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов по этому поводу конкретно говорит: «Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных («избранных») людей к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться, к каким святым обращаться, и к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».

По словам Осипова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев» люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса».

Мироточение – взгляд скептика
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.

Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.

Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.

В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:

«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью» [НК].

ЖЖ Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00
[journalru.livejournal.com ]
бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
«в моей почти 7-летней практике откровенных провалов было не так и много. так чтобы я не мог выполнить задание/заказ, было может раза три. сегодня добавился еще один такой случай. заказали мне фотографию иконы, которая замироточила.
приезжаю в церковь. ищу батюшку, надо получить разрешение, или если хотите благословение. подождать меня просят, поскольку исповедуются у него. мороз на улице дикий. заодно и объектив согреется, думаю я и иду поглядеть пока на саму икону. стою, смотрю. ничего не капает, не выделяется. испарины не замечаю. долго смотрю. сосредоточенно. боюсь пропустить тот самый момент мироточения. а тут бабка вокруг носиться, свечки меняет, пыль тряпицей смахивает. и вот бабка подходит ко мне и тоже в иконку взглядом своим набожным упирается. и тут меня как дернуло. не знаю что нашло. я себе такого не позволяю, хотя отношение ко всем этим РПЦшным атрибутам не очень лояльное. в общем, я возьми да и ляпни ни с того ни с сего:
- бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
а бабка, с просветленным своим взглядом, немедленно отвечает:
- нет, думала, хватит со вчерашнего...
и даже не осеклась. побежала дальше свечки менять и пыль стирать. правда через пару минут вернулась и выпинала меня из церкви. снимок я так и не сделал... не пустили больше.
блин, стыдоба-то какая...».

Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом» [Б].

Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.

Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)» [Н].

Интересно, что нечто подобное произошло и в России.

ЖЖ Пишет bytopisatel (bytopisatel)
@ 2006-06-18 17:16:00
[bytopisatel.livejournal.com ]
Лично видел много случаев бесспорного мироточения, необъяснимого никакими физическими причинами. Но в наших палестинах случилось и одно очень сомнительное, послужившее, кстати, поводом к "рекламному" использованию иконы. Приведу ниже эту историю без комментариев - сапиенти сат, так сказать.

В одном из районов нашей области попы закупились партией лампадного масла (вроде бы у заезжего автокоробейника), которое при горении на фитиле стало мелко "постреливать"; если лампадка с таким маслом висела очень близко к иконе, то на поверхности образа оставались мельчайшие брызги, постепенно сливавшиеся в более-менее крупное пятно. Благочинный это дело приметил и предупредил в своем районном центре батьков, чтобы проследили за ситуацией для предотвращения нездорового ажиотажа. И - тут же в сельском храме недалеко от районного центра замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", естественно, современного письма (впрочем, о возможности существования таких икон, написанных ранее архимандритства Иосифа Балабанова, ныне епископа, в Серпухове, не мешало бы поговорить особо))). Писал ту икону сам местный батя, изрядный хитрец и демагог, не больно-то любимый собратьями по кадилу и кропилу. Сей отец тут же поднял изрядный шум в СМИ; в итоге наш святитель узнал о том, что в селе творится, из новостей местного ТВ и отправил того же благочинного для разбора ситуации.
Благочинный потом сам рассказывал:
"Приехал, смотрю на икону - перед ней висит лампадка и картина уж больно похожая на уже знакомые брызги масла. "Какое у тебя масло?" - спрашиваю настоятеля. Тот набычился: "Хорошее, софринское". "Ну ладно, - говорю, - давай так сделаем. Помещаем икону в киот со стеклом, закрываем его и опечатываем моей печатью, посмотрим, будет ли дальше мироточить". Так и сделали. Приезжаю через некоторое время опять. "Мироточит?" - "А как же!" Смотрю - а печати на киоте уже нет, да и сам киот открыт, и лампадка тут же... "А где печать?" Настоятель замялся: "Да тут... Мы икону-то двигали при уборке, да бабки печать и сорвали случайно... Да и вообще они обижаются, что икона закрыта, им приложиться хочется..." Ну я махнул рукой, написал архиерею докладную - хай сам разбирается".
Святитель прочитал докладную и стал думать. Помыслил-помыслил, смотрит опять местное ТВ - а там еще сюжет: мироточивую "Неупиваемую Чашу" из села Н. на время перенесли в один храм областного центра (где, кстати, настоятель весьма практичный и сам о себе говорит: "Я не жадный, я - экономный"), а народ туда на поклонение валит толпой...
Так эта история и осталась до конца не проясненной, хотя "турне" иконы по градам и весям волевым решением архиерея все же прекратили. Благочинный при своем мнении, поп-иконописец при своем, паства в ажиотаже, архиерей в раздумьях

Ещё из ЖЖ
Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00

Интересную технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.

Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Эта технология основана на простых физических законах. Но пока я не видел чтоб кто-нибудь её воспроизвёл или использовал.

Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.

Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.

Научное изучение
Для начало надо отметить, что научное изучение это не когда учёные изучают некоторое явление, а когда изучение ведётся по определённому протоколу, направленному на максимально объективное изучение. Такого изучения не проводилось в связи с мироточением. Существует комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви в состав которой входят ряд православных учёных.
Но они занимаются не столько изучением, сколько описанием того, что им рассказывают или видят сами. Никаких протоколов исследования не ведут (по крайне мере нигде он них не говорили или не дали повода думать что они у них есть).
Пример их работы:
«Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе».
[www.radonezh.ru ]
А почему не сделать вывод, что масло нанесли руками?

Что же показывает анализ вещества, собранного комиссией с мироточащих икон?
"Ученые собирают выделившееся масло в пробирку... А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: “...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу... Мы брали на анализ масло с разных икон, - объясняет Павел Васильевич. - По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. ”

И на какие мысли это наталкивает комиссию?
Там же.
«Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу - ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля - родина оливок».

Среди всех исследователей мироточений, данная комиссия выделяется с положительной стороны. Но в ряду апологетов выявляется тенденция искажать результаты анализов.
Так вот в описание чудесных свойств мира мощей в Киево-Печёрской лавре можно найти такую ссылку на исследование учёных:

"Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением - три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму"".
[lavra.kiev.ua ]

Масло не может быть высокоочищенным, если в нём содержаться значимая примесь белков, и уж тем более 13-72%. Это тоже самое, что если бы воду в литровой бутылке называли высокочистой, в которой всего 130-720 грамм вредных веществ находилось.

Поэтому, когда ссылаются на заключения подобного рода, стоит относится скептически и требовать указания места исследования и заключения лаборатории. Подобный случай не единичен. Мне приходилось беседовать с людьми, которые проводили анализ мира и выдав заключение обнаруживали, что люди, предоставившие миро на исследование, говорили совсем другое о результатах исследования.

Мироточение литература

Б. - «От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере».

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
Текст взят из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001 г., с. 38-40.

Н. - Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997, по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997

НК. - Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) [www.krotov.info ]
Езё запись из ЖЖ
О люди!
Повелитель снеговиков, 16/01/08 14:44
Не то, чтобы я ненавижу попов и священников разного толка... но! Рассказываю, чему сам был свидетель и, если честно, помощником, что-ли? Есть у меня друг, его отец священник. Ну, не повезло парню в жизни, чего греха таить. Не хочет друг мой становиться "продавцом от храма" (его слова), а отец заставляет. Все слышали про всякие мироточивые иконы? Возможно, есть среди них и чудотворные, но точно не та, про которую ниже. Заказали её в Турции, с секретом икона. В неё масло заливается сверху и она "плачет". Так вот: заранее сообщается, что в церковь привезут такую икону, все в экстазе, все радуются. Приезжает икона, все ломятся прикоснуться к мироточениям этим, а это простое масло подсолнечное, рафинированное (без запаха, бля!). Тут же продаются маленькие бутылочки масла с якобы добавлением слез из иконы. 5 баксов бутылочка. И ЛЮДИ ПОКУПАЮТ! Да не по одной бутылочке. В общем, один литр подсолнечного масла "Олейна" уходит в среднем за 500 баксов. На следующий день народу еще больше... Я сам помогал разливать другу масло (не знал, правда, для чего, но факт есть факт). Почему у нас такой легковерный народ?