Совесть

И так совесть — что же это такое? Посмотрим для начала, что об этом думает Вики:
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести» [источник не указан 1736 дней], то есть связывает воедино разум и эмоции.

В какой-то мере действительно, так оно и есть.
Но посмотрим на нее глубже, убрав все наработки и налеты.

Все мы знаем, есть в человеке некий стержень, не зря говорят – человек не меняется, действительно, стержень он дается один на всю жизнь, и не меняется. Но иногда мы слышим, как кто-то из друзей говорит нам что общий знакомый, какой он молодец, он изменился (а может и в…

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть - лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё…

В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч….

Была в народе одна древняя мудрость: «Совесть хоть и без зубов, а душу сгрызть может».

И так уж получилось, что стали забывать люди эти слова, как и много других важных вещей. Только вот наши предки не зря слагали пословицы о совести. Знали ведь, что без нее пропадет русский народ, и не будет ему счастья.

Итак, какие же пословицы о совести и долге должен знать каждый человек? Зачем они нужны ему? И что вообще такое совесть?

Так уж получилось, что у каждого человека своя совесть. «Почему так?» - спросите вы. Да потому, что каждый человек устроен по-разному. Одних воспитывают в хороших семьях и обучают добру и порядку, а иных - в злых. Поэтому, вырастая, люди имеют разное представление о морали, соответственно, и совесть у них отличается.

Если верить психологам, то совесть – это морально-этические правила, которые определяют внутренний мир индивида. Нарушение этих неписаных законов приводит к тому, что человек начинает испытывать…

Что такое совесть и что значит жить по совести?

У большинства людей есть некий внутренний цензор, который помогает различать положительные и негативные аспекты в жизни. Важно научиться прислушиваться к голосу внутри себя и следовать его советам, и тогда он будет служить проводником в счастливое будущее.

Что значит совесть?

Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки. Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.

Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку. Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает…

О совести говорят всегда, иногда даже не понимания, что подразумевают под этим понятием. Давайте разберемся, что такое совесть. Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду. С виду это простой прибор с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север. Но если он правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть. Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения.

Разные мнения о совести

Без совести мы бы пропали. Есть много теорий в отношении определения совести. Например, Библия объясняет, что такое совесть. Буквально это слово означает «знание самого себя». Эта способность познавать самих себя дана нам от Бога. Получается, мы можем увидеть себя со стороны и оценить свои поступки, решения и чувства. Совесть не только содействует нашей радости, но может сильно нас…

«У вас нет совести!», «Совесть бы поимел!», «Совесть – самый лучший контролер». «Угрызения сов ести». Эти и многие другие высказывания про совесть нам не раз и не два приходилось слышать в жизни. Так что такое совесть? Для чего она нам нужна? Как узнать, есть она у нас или нет, и как ее не потерять?

Совесть представляет собой эдакий регулятор наших отношений с окружающими людьми. При этом регулятор этот у каждого свой. Совесть человека – есть понятие сугубо индивидуальное, нет в ней эталонности, нельзя ее измерить и сказать: «Моя совесть больше твоей». Все зависит от того, насколько способен человек регулировать свое морально-этическое поведение, нормы которого у каждого разные и зависят воспитания, социальной среды обитания, личностных качеств, жизненного опыта. На уровне чувств совесть помогает нам оценить ошибочность или верность действий или поступков.

Что такое совесть: совесть в жизненных примерах

Совесть оказывает сильное влияние на нашу жизнь и может…

По следам дискуссий

Совесть краткий конспект одноимённой дискуссии

Кто из нас не знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом – убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

I. ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?

1. Определение словарей:
Словарь Ушакова: Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона: Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и…

1) Совесть — — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и…

Со весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).

Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей…

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С….

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(русс, совместная весть, обобщенное знание). 1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом нравственные принципы, взгляды, убеждения. 2. В оккультизме – проявление в индивиде критериев…

Философский словарь

(совместное знание, ведать, знать): способностьчеловека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и…

Что такое совесть?

Что такое совесть и можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью? Как обученная по Библии совесть помогает принимать правильные решения в жизни?

Совесть

Идя по оживлённой улице, ты проходишь мимо элегантно одетой женщины, которая, не заметив, роняет пачку денег. Наклонившись, чтобы поднять эту
пачку, ты видишь, как женщина поспешно садится в дорогой автомобиль.

Как ты поступишь? Окликнешь ли ты её или быстро спрячешь деньги в свой карман?

Это зависит от твоей совести. Что она подскажет тебе? Ещё важнее: можешь ли ты доверять ей? Можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью?

Совесть - это естественное чувство убеждённости в том, что является добром и злом, справедливым и несправедливым, что морально и аморально. В Библии принцип действия совести описан в Послании к Римлянам 2:14, 15 такими словами:

«Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона,…

Вступление

Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть - лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая…

Совесть относится исключительно к внутренним морально-нравственным понятиям. Она подразумевает способность человека вести оценку своего поведения, его мотивов, внутренних желаний с позиций осознания собственного несовершенства. Совесть человека – это всегда разговор наедине с самим собой, поэтому она исключает наличие таких категорий, как стыд и страх, являющихся больше внешней ответной реакцией на несоответствие общепринятым нормам. Ощущение своего несовершенства и недовольство собой приводит человека к нравственным переживаниям известным как, «укоры совести» или «муки совести».

В христианстве совесть является одним из даров, данных человеку Богом. Это благо для человека, так как не дает человеку окончательно свернуть на путь греха. Христианам предписывается обучать свою совесть, что значит вести постоянные размышления о соответствии своих поступков с христианской моралью.

Если неправильное поведение приводит человека к «неспокойной совести», напротив успешное…

Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Иисус Христос совесть уподобил “оку ” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику ,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Совесть в Священном Писании

Воля Божия становится известной человеку двумя способами: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, через откровения или , сообщенные Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанные пророками и апостолами. Первый способ сообщения воли Божией называется внутренним, или естественным, а второй — внешним, или сверхъестественным. Первый — психологического характера, а второй — исторического.

О существовании внутреннего, или естественного, нравственного закона ясно свидетельствует ап. Павел, говоря: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон, ибо показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2:14-15). И на основании этого закона, написанного в сердцах, образовались среди языческих народов и составлялись писаные законы, служившие руководством для общественной жизни и воспитывавшие в каждом в отдельности человеке нравственную свободу. Хотя эти нравы и законы были несовершенны, все же без них было бы хуже, так как водворился бы в человеческом обществе совершенный произвол и распущенность. При недостатке попечения падает народ, как листья , — говорит премудрый (Притч. 11:14).

О присутствии в человеке естественного закона нравственности каждому говорит его совесть. Сказавши о деле закона, написанном в самой природе язычников, апостол присоединяет: свидетельствует их совесть (Рим. 2:15). Совесть имеет основание во всех трех известных психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое слово совесть (от ведать, знать), а также обычные выражения: совесть заговорила, совесть признает или совесть отвергает, — показывают, что в совести есть элемент познания. Далее, ощущение в совести радости или скорби, мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец, мы выражаемся: совесть удерживает меня от этого, или совесть заставляет меня сделать это, следовательно, относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть «голос» (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей. Он возникает от отношения самосознания человека к самоопределению и его деятельности.

Совесть имеет такое значение для деятельности, какое логика имеет для мышления. Или как присущие человеку чувство рифмы, такта и т.д — для поэзии, музыки и т.д. След., совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное. Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божиих. Когда искуситель соблазнял в раю Еву, то сейчас же явилась на страже своей совесть, извещая о непозволительности преступления заповеди Божией. Ева сказала: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3:2-3). Потому-то еще древние говорили про совесть: est Deus in nobis, т.е. в совести ощущается нами не только человеческое, но и выше-человеческая, или божеская, сторона. И по словам премудрого Сираха, Бог положил око свое на сердцах людей (Сир. 17:7). В этом сущность несокрушимой силы и величия совести по отношению к человеческим намерениям и действиям. С совестью нельзя торговаться, сговариваться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Нет надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести: она говорит непосредственно. Лишь только помыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть владеет человеком. Человек находится в зависимости от своей совести.

Как действует совесть? По своим действиям совесть различают законодательную и судящую (наказующую). Первая есть масштаб для измерения наших действий, а последняя есть результат этого измерения. Ап. Павел называет законодательную совесть свидетельствующей о поступках (язычников; Рим. 2:15). А в другом месте: Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом (Рим.9:1). Но в Свящ. Писании больше говорится о совести судящей. Так Адам после грехопадения, Каин после братоубийства, братья Иосифа после мщения невинному — все они испытывают терзания совести в своей . Во 2-й книге Царств говорится о разбитом сердце , т.е. об осудившей совести (гл.24:10). В псалмах Давида не один раз говорится о подобном состоянии человека. В Новом Завете говорится о книжниках и фарисеях, приведших к Господу Спасителю грешницу, что: они начали уходить один за другим, обличаемые совестью (Ин.8:3). В посланиях ап. Петра и Павла, в местах о совести, больше говорится о совести судящей, т.е. награждающей или наказывающей.

Какие существуют состояния человеческой совести? Так как совесть есть естественный голос, слышимый в самой природе человека, то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души человека, в зависимости от ее нравственного развития — от образования, образа жизни и вообще истории. Эта мысль подтверждается и Свящ. Писанием. История Откровения имеет своей задачей наиболее ясно раскрывать закон, и притом в согласии его с собственным познанием человека. Ап. Павел признает постепенное возрастание в человеке нравственной мудрости и требует этого, когда говорит: Всякий, питаемый молоком, несведущ в словах правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:13-14); и еще: И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2). Развитие и совершенствование совести зависит как от образования ума, так и от усовершенствования воли. Строгая справедливость, в частности — любовь к истине и согласование практических действий с теоретическим познанием, — вот главные основы ясности, остроты и живости совести (совестливости). А внешние вспомогательные средства к тому есть: наставления родителей, голос и пример лучшей части общества, и главное — Свящ. Писание, ясно и в во всей чистоте раскрывающее нравственные истины и правосудно обличающее человеческие пороки.

Если совесть находится в зависимости от общего состояния человека, умственного и нравственного, образовавшегося под влиянием среды, как отдельного лица, так и целых народов, которое очень часто бывает извращенным, то по этой причине голос совести слышится разными людьми совсем по-разному, порой противоречиво. Из истории известно, что люди совершают иногда самые жестокие действия, даже страшные преступления, ссылаясь на голос своей совести. Вспомним для примера об инквизиции, об обычае языческих народов умерщвлять слаборожденных детей и одряхлевших стариков и т.п. Да и между нами нередко один со спокойной совестью совершает то, от чего совесть другого возмущается. Наконец, в одном и том же человеке совесть может говорить в разное время по разному. Отсюда следует, что проявляется совесть не у всех одинаково, что голос ее может быть истинным и неистинным, и то и другое в различной степени. Потому-то ап. Павел в послании к коринфянам говорит о немощной или заблуждающейся совести, о совести идолов, т.е. совести, признающей идолов за действительные силы (1 Кор. 8:7,13). След., не может быть принято мнение тех, кто думает, что совесть человека содержит «полный и организованный нравственный закон, одинаковое и всегда равное содержание», и потому в случаях заблуждения и нравственной порчи ему следует только присмотреться к своей совести, чтобы понять свое заблуждение, свое извращенное состояние и обратиться на лучший путь.

История жизни языческих народов и их обращение в христианство не подтверждает этого взгляда. История говорит, как о том, что не у всех народов существует одинаковый кодекс заповедей, так и о том, что при обращении язычников в христианство дело не ограничивалось только напоминанием о содержимом их совести. Происходила трудная и продолжительная работа во всем существе язычника, непрерывное и настойчивое влияние на все его сознание. Оттого-то борьба миссионеров с языческими суевериями и нравами далеко не легка, — как было бы, если бы эта теория о совести была верна. Но, тем не менее, эта борьба возможна, дает результаты, и язычники обращаются в христианство. А это и есть признак того, что для всех людей открыта возможность исправлять свою совесть и руководствоваться правильными и чистыми ее указаниями. Каждый человек есть образ и подобие Божие.

Истинность или ошибочность , уверенность или сомнительность (вероятность) — вот свойства законодательной совести. Совесть же судящую мы называем спокойной или беспокойной , мирной или тревожной, утешительной или мучительной. В Свящ. Писании она называется совестью благой, чистой, непорочной или злой, порочной, оскверненной, сожженной. Перед иудейским синедрионом ап. Павел свидетельствовал, что он всей доброй совестью жил перед Богом до сего дня (Деян.23:1). Ап. Петр увещает христиан иметь добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет. 3:16 и 21). В послании к евреям, ап. Павел выражает уверенность, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (13:18). Он заповедует иметь таинство в чистой совести (1 Тим. 3:9). И сам подвизаюсь иметь непорочную совесть перед Богом и людьми (Деян. 24:16), говорит он о себе. В послании к евреям, апостол называет совесть злой или порочной, когда призывает приступить с искренним сердцем, с полной верой, кроплением [Кровию Христовой] очистив сердце от порочной совести . (Евр.10:22). В послании к Титу апостол называет совесть «оскверненной», когда говорит о людях: осквернены ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу (Тит 1:15). Сожженными же в совести апостол называет тех лжесловесников , через которых в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4:1-2). Жжение обозначает здесь мучительное сознание вины.

По силе или энергии совесть называют решительной или скрупулезной . Ей сродни совесть мнительная. Она свойствена лицам, склонным к унынию и не доверяющим средствам очищения от грехов. Под влиянием страстей и шума мира совесть часто плохо слышна человеку и становится приглушенной. Если часто заглушать голос совести, то он становится все тише, совесть болеет, отмирает, и такой процесс оканчивается смертью совести, т.е. состоянием бессовестности.

Но, говоря о состоянии бессовестности, мы понимаем не отсутствие в человеке карательной силы совести, а только отсутствие совестливости, т.е. попрание всех божеских и человеческих законов и прав, отмирание всякого нравственного чувства. Конечно, бури страстей и шум этого мира могут заглушить и карательный голос совести. Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке. Она тогда сказывается в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности. А когда затихают страсти и шум мира (что случается в течение всей жизни, но в особенности перед смертью), тогда злая совесть обрушивается на человека со всей яростью. Она тогда производит в человеке беспокойство и боязливость, и мучительное ожидание будущего воздаяния. Каин, Саул, Иуда, Орест могут послужить образцами. Так что совесть есть или -утешитель, или -мучитель.

Мы привели все выдержки из свящ Писания, относящиеся к человеческой совести. Осталось указать только на одно место в послании ап. Павла к коринфянам; оно читается так: Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? (1 Кор. 10:29). В этих словах совесть представляется индивидуальной инстанцией: это значит, что каждый человек имеет совесть только для себя. Из этого следует, что я должен остерегаться возвышать голос свой совести на степень закона для других и таким образом причинять ущерб своей совести. Я должен со вниманием и снисхождением относиться как к своей собственной совести, так и к совести других.

Природа совести

Совесть — всеобщий нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует , Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке . Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях , независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мт. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей - “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

О хранении чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести .

Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве , а потом - в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят” . Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства !

“Не величие власти,” - рассуждает св. Иоанн Златоуст , - “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Что такое угрызения совести?

Совершая грех в первый раз, человек чувствует некое [внутреннее] обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он. невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает.

Диавол часто находит оправдание грехам, и вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец». Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка. Одна женщина, придя к духовнику на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела ее убивать!» - «Послушай, - стал успокаивать ее духовник, - если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида».

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом диавол во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

Совесть в психологии

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные - чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Епитимья: Лекарство для больной совести

Фильмы о совести:

Счет невечерний. От 17 сентября. Вера и совесть

О совести

Как разбудить свою совесть?

Нередко при совершении не вполне достойных поступков человек ощущает негативные эмоции внутри. Возникает некий дискомфорт, порой довольно сильный, не дающий спокойно существовать дальше. Подобное чувство принято называть совестью. Этот внутренний контролер гложет после негативных поступков, слов либо мыслей и приносит удовлетворение при противоположном поведении. Хотя догадываются о ее существовании почти все, мало кто с уверенностью сможет рассказать, что такое совесть, откуда берется и почему навевает определенные эмоции и ощущения. В этом стоит разобраться по порядку.

Что такое совесть: популярное определение

Существует множество вариантов трактовок природы этого явления, пояснений, что оно собою представляет. Значительное их число связано с различными религиозными течениями, где обычно под указанным термином понимается некое чувство вины перед высшими силами (Богом) за нарушение данных ими заповедей. Часто дается пояснение о «свете истины», мешающем поступать плохо. Популярное же определение, что такое чувство совести, не ассоциированное с религией, подразумевает в этом случае определенные свойства личности. Каждый психически здоровый и полноценно развитый человек вырабатывает внутренний саморегуляционный механизм, помогающий формулировать эталоны нравственности для последующего измерения всего сказанного и сделанного, оценки слов и поступков по собственной шкале достойного/недостойного.

Что такое стыд и совесть: врожденное или приобретенное

Те, кто пытается дать определение этому внутреннему «полицейскому», ломают копья в основном относительно того, дано ли подобное чувство от рождения априори или развивается уже по ходу взросления, на основе испытываемых человеком социальных влияний, внушенных ему нравственных установок, принятых в конкретной семье или социуме как таковом. Пока подобный вопрос остается открытым, по причине отсутствия доказательств с обеих сторон. Сходятся же они в одном: совесть представляет собою внутренние рамки, сформированные самим человеком исходя из принятых им моральных установок. Нарушение таких границ и вызывает дискомфорт разной интенсивности, а сохранение, особенно в ситуации непростого нравственного выбора, улучшает самооценку. Личность осознает, что сохранила свою идентичность, не позволила обстоятельствам ее попрать.

Как объяснить ребенку, что такое совесть

С подобной необходимостью сталкиваются родители подрастающего малыша и педагоги, которым приходится заниматься с ним в учебных учреждениях. Пояснения надо давать с учетом степени понимания конкретного крохи, его возрастных особенностей. При общении с дошкольниками стоит использовать конкретику, приводя доступные им примеры. Один из вариантов: совесть — это когда родители запрещают снимать шапку на холоде, и ребенок осознает, что не слушаться старших плохо. Потому, когда он снимает шапку, тем самым нарушая мамин и папин запрет, он отлично знает, что поступает нехорошо, из-за чего душа у него болит. Нужно дать крохе понять: указанное чувство — помощник, поскольку мешает вести себя неправильно, и к ней надо прислушиваться.

Что такое «совесть грызет»

Под этим выражением скрывается та самая гамма чувств, которую провоцирует не соответствующий нравственным установкам самого человека поступок. Сопряжены ее проявления с резким снижением самооценки. Появляется это из-за осознания предательства самого себя, собственных внутренних убеждений. Обычно сила таких душевных мук пропорциональная тяжести проступка. Разброс велик — от легких «покалываний» до настоящего огня, приносящего боль, мешающего полноценно жить дальше, особенно если отсутствует возможность исправления содеянного. Множество людей, превращавшихся в предателей или совершавших иные гнусные действия, нередко из-за невозможности перенести внутренние терзания отваживалось на суицид.

Что такое угрызение совести: поворот в конструктивное русло

Не стоит полагать, будто понимание, что такое совесть человека, и само ее действие деструктивны. Тут многое зависит от ракурса, под которым рассматриваются такие нравственные проблемы. Попытки бороться с проявлениями совести, заглушать ее путем воздействия на организм психотропных соединений, алкогольных возлияний, даруют лишь временную иллюзию спокойствия. Проступки никуда не деваются — человек только ненадолго сбегает от них, чтобы потом, по мере протрезвления, ощутить гамму еще больше усилившихся негативных эмоций. Нежелательно воспринимать указанное чувство как врага. Мудрая личность обернет ее проявления на пользу саморазвитию. Подсказками своего душевного нравственного регулятора имеет смысл пользоваться для предотвращения нежелательных поступков, избегания способного разрушить жизнь поведения. Подобный подход принесет личное счастье, карьерный рост, из-за возникшего уважения окружающих.

В течение жизни человек так или иначе сталкивается с понятиями морали и нравственного выбора. Немаловажным при этом является вопрос: «Что такое совесть?» Многие считают, что это набор определенных качеств характера, позволяющих чувствовать себя достойно и хорошо. К тому же всякому известно выражение «чистая совесть», и при каких обстоятельствах она возникает. В данной статье речь пойдет о совести как духовной составляющей успеха и счастья.

Что такое совесть?

Если обратиться к толковому словарю, то в разных изданиях можно прочитать примерно следующее: это подсознательное стремление человека к тому, чтобы совершать добрые поступки. Таким образом, определение, что такое совесть, не вполне соответствует его реальному значению. Надо заметить, что совесть - это голос Бога в душе человека, который пробуждается и начинает «говорить» в те минуты, когда личность больше всего в этом нуждается.

Например, вы только подумали об эгоистичном поведении, еще даже ничего не сделали, а внутренний голос уже подсказывает, что так поступать нельзя. Со стороны может показаться, что вы разговариваете с кем-то другим внутри себя. Отчасти это так и есть. Духовные учителя древности и современности говорят, что в нашем сердце, помимо души, живет частичка божественной сути. Получается, что нам изначально дан проводник, соратник, верный друг, чтобы поддерживать и оберегать от всего дурного, недоброго.

Некрасивый поступок

Вспомните, пожалуйста, как вы чувствуете себя, когда совершили какое-то недоброе деяние? Во всяком случае, вы будете ощущать вполне осязаемое покалывание в области грудной клетки, исходящее от сердца - угрызение совести. Что это такое - лучше не испытывать в больших количествах. На самом деле чувство представляет собой страшное состояние, характеризующееся пониженным эмоциональным фоном, подавленностью и нередко - ощущением безысходности.

Никто не живет без ошибок. Важно лишь уметь правильно реагировать на божественные уроки, делать для себя определенные выводы и жить дальше. Нельзя всю жизнь себя корить за то, что произошло давно, как невозможно совершенно заглушать в себе истинный голос высшей справедливости.

Почему мы закрываем лицо ладонями?

Быть может, вы замечали когда-нибудь один удивительный феномен: когда мы плачем или испытываем состояние стыда, то руки наши словно сами собой тянутся к лицу. При этом для женщин совершенно не важно, испортят ли они себе макияж или нет. Психологи определяют это действие подсознательной попыткой скрыть свою вину, спрятаться от гнетущих душу переживаний. Дело в том, что даже когда мы чувствуем острые симптомы внутренней боли, мы не всегда готовы это признавать. Определение, что такое совесть, можно дать, исходя уже из одной этой характеристики.

Если вы обидели ребенка

Пожалуй, это самое ужасное, что вы можете сделать. Во многих странах считается, что причинить боль старику или младенцу - почти то же самое, что пойти на умышленное убийство. В данном случае ваши страдания будут намного больше, чем если бы вы поругались с равным себе. Вот что такое совесть человека.

Если подобная ситуация произошла с вами, немедленно найдите способ, чтобы исправить ошибку. Возможно, загладить свою вину так просто не удастся, на этом пути могут возникнуть различного рода препятствия. Вполне возможно, вас начнут обвинять в лицемерии, неискренности. Продолжайте действовать! Сложно только сделать первый шаг, дальше все будет получаться легче. Найдите подходящий случай, чтобы поговорить с ребенком. Дети - удивительные и загадочные существа. Если вы будете действовать по-настоящему искренне, исходить от сердца, то получите прощение. Разумеется, многое зависит от тяжести того проступка, который был совершен.

Правдивый голос

Мы имеем внутри себя настоящий путеводитель по счастливой и полноценной жизни. Не упускайте его! Воспользуйтесь имеющимся в вашем сердце руководством. Это божественное начало, позволяющее понять, что такое совесть. В том случае, когда вы замечаете, что какая-то ситуация или мысль тревожат вас слишком часто, не старайтесь спрятать их поглубже в подсознание. Этим вы ничего хорошего не добьетесь. Иногда необходимо иметь большое мужество, чтобы смотреть правде в глаза. Найдите, нащупайте истоки проблемы, которая кажется вам сложной, может быть, даже неразрешимой. Обратитесь к своему внутреннему Богу, попросите у него прощение. Вот увидите, вам сразу сделается проще смотреть на вашу трудность. Имея чистое сердце, гораздо легче отыскать истину.

Метафизический уровень

В настоящее время появляется все больше информации о том, что наше душевное состояние напрямую связано с физическим. Болезни, любые недомогания возникают только потому, что мы неправильно живем: подавляем свои чувства, вовремя не раскрываем эмоции, тревожимся по поводу тех ситуаций, которые могли бы произойти. Так устроена личность, что она на все реагирует. Мыслящий человек всегда ищет ответа на вопрос о том, что такое совесть, старается разобраться в истоках проблемы, определить точку отсчета, с которой все началось. Если он понимает свою ошибку, то старается ее исправить.

Специалистами замечена удивительная особенность: чем больше человек страдает чувством вины, тем явственнее у него проявляются проблемы с почками. Вспомним, ведь функции выделительной системы заключаются в том, чтобы производить очищение организма. Почки - парный орган. Они работают вдвоем. И если появляются проблемы в отношениях, острое недовольство собой или чувство неудачи - они немедленно реагируют. Тот, кто постоянно обижается, нередко имеет пиелонефрит, часто - хронический.

Искреннее раскаяние

Это то, что необходимо человеку, который понял глубину своей вины, но пока еще не знает, как ее исправить. Если вы хотите знать, что такое чистая совесть и спокойно спать по ночам, то воспользуйтесь следующим советом: найдите время, когда вас никто не потревожит звонками и визитами, сходите в церковь, покайтесь в своих прегрешениях.

Затем найдите повод встретиться с человеком, которого вы некогда обидели, поговорите с ним по душам, попросите прощения. Вы увидите, вам станет лучше. Истинное раскаяние заключается не в том, чтобы сиюминутно сбросить груз своих переживаний, а в том, чтобы суметь очистить свою душу через признание своей неправоты и желание измениться.

Что такое свобода совести?

Каждый из нас обладает выбором в том, как поступить. Этого никто никогда не отнимет. Один человек, оказавшись в достаточно сложной ситуации, будет стремиться действовать на благо других, другой, даже понимая, что не прав, не сдвинется с места. Многое зависит от характера, от подлинного намерения души. По возможности, лучше не пытаться шутить с судьбой и вовремя исправлять ошибки. Иногда мы и представить себе не можем, насколько коротка жизнь, и можно просто не успеть дать своим близким любовь и заботу, в которых они так нуждаются.

Таким образом, совесть - это внутренний путеводитель человека по миру, его защита и опора. Если бы все люди по-настоящему прислушивались к этому тихому голосу, прежде чем совершить какой-то поступок или сделку, то наверняка стало бы меньше обмана, расстроенных браков и в целом несчастных людей. Берегите друг друга и будьте счастливы!

ПЛАН
1. Вступление.
2. Определение совести.
3. Природа совести и ее обучение.
4. Проявление совести в качестве…
а) …советника;
б) …GPS-навигатора;
в) …прокурора или судьи.
5. Современное проявление совести.
6. Заключение.
7. Список литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ
«Совести у тебя нет!» « Бессовестный!» — Такое можно услышать, например, от родителей, которые не довольны поведением своих детей или преподавателей, которым приходиться иметь дело с несерьезным отношением студентов к какому-либо заданию. Скорее всего, каждый из нас тоже не раз использовал подобные выражения по разным причинам: испытывая чувства негодования, стараясь вызвать чувства стыда у оппонента, а может быть есть и такие, кто использовал эти слова, подражая другим. Как бы то ни было, понятие совести достаточно часто встречается в повседневной жизни.

Люди независимо от происхождения, возраста и социального положения широко используют это понятие. Но если их спросить, что такое совесть, немногие смогут сходу дать определение, хотя все кивнут в знак согласия, что понимают значение.

На протяжении веков люди приложили много усилий, чтобы сделать это. Сейчас у нас есть достаточно трудов, докладов, диссертаций на эту тему. Они часто не похожи друг на друга, потому что основаны на разных теориях происхождения совести, а также изложены через призму собственного понимания. Теперь к ним добавится и моя работа. Я буду говорить о разных определениях совести, о двух основных теориях её происхождении, о видах ее проявления, а также о том, какие есть возможности её обучать. Постараюсь быть объективной в своих рассуждениях.

Определение совести
Определений совести, боюсь, почти столько же, сколько и работ на эту тему. И в нашем случае это не усложняет задачу, а помогает расширить свои познания её действующего механизма. К тому же богатство русского языка позволяет передавать мысль образными выражениями, которые надолго оседают в памяти. Однако перечислять все определения совести не есть моя цель. Хочу привести буквально несколько из них:

1) «СОВЕСТЬ, чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (Толковый словарь под редакцией C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
2) «СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков». (Современный толковый словарь).
Выше перечислены определения, которые встречаются в толковых словарях русского языка. Они достаточно сложные, как по мне. А если капнуть глубже, например, посмотреть, что говорится в древних книгах о совести?

Я взяла Библию. Там древнегреческое слово, переведенное как «совесть», имеет значение «знание самого себя». А идея всей книги говорит о том, что совесть – это отличительная черта человека. Никто из других созданий, ни животные, ни, тем более, растения не обладают способностью оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что первые люди Адам и Ева, согрешив, испытали стыд – одно из проявлений совести (Бытие 3:7,8).

В продолжение этой мысли хочется сказать, что совесть – это то, что помогает человеку оставаться человеком. Если у людей перестает работать совесть, согласно физическим законам вселенной, в которой мы живем, автоматически включаются другой стимулятор взаимодействия с окружающими: инстинкт самосохранения, ставящий нас на один уровень с животными.

Итак, если прийти к общему знаменателю, совесть – это внутренний голос или чувство, которым руководствуется человек, принимая решения или анализируя свои поступки. Она имеет огромную силу в физическом отношении, хотя сама по себе не является чем-то материальным. Именно поэтому совесть может содействовать безмерной радости и, в то же время, сильно мучить нас.

Природа совести и ее обучение
Мнения философов, психологов и писателей по поводу происхождения совести разделились. Одни говорят, что это закон, изначально данный нам от рождения. Другие утверждают, что совесть – приобретенное чувство, сформированное под влиянием социума. Последние, как правило, считают, что угрызение совести – это колебания между мнением «толпы» и собственными желаниями.

Возьмем теорию об искусственном происхождении совести . К примеру, Максим Горький был уверен, что это чувство, приобретённое исключительно благодаря взаимодействию с обществом, а также присуще только слабым людям, а следование внутреннему голосу – удел людей, не имеющих силы воли. Он говорил так: «Совесть – это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желанием». Примерно так же описал совесть, как приобретенное чувство, и Лев Толстой, хотя его произведения говорят об обратном. Он писал: «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом». Однако, переслушав абсолютно все аргументы в пользу этого мнения, возникает вполне закономерный вопрос: почему поступки детей, выросших в одинаковых условиях, в одной семье, бывают настолько разными в нравственном отношении?

Согласно же теории естественного происхождении, как мы говорили выше, совесть – отличительная черта людей. Поэтому сложно себе представить, чтобы животные делились последней едой друг с другом или, тем более, жертвовали своей жизнью ради другого, чего не скажешь про людей. В истории достаточно случаев, когда человек вопреки своим желаниям действовал во благо другим, даже тогда, когда для этого нужно было умереть. Такие поступки свидетельствуют о слабости, нехватки силы воли или же о врожденном внутреннем побуждении поступать правильно? Каждый имеет право решить для себя сам.

Кроме того, здесь стоит упомянуть, что в мудрейшей книги, Библии, есть конкретный ответ на вопрос о происхождении совести. Он находится в письме к Римлянам. Там говорится так: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, сами себе закон, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем, как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14,15). Здесь выражения «по природе делают законное» и «написана у них на сердцах» указывают на то, что способность поступать гуманно, а также внутреннее понимание того, что есть добро и зло есть «написанным», другими словами врождённым.

Однако вопрос остается: почему совесть, как уже врожденная черта, имеет разное проявление у отдельных людей? Почему в одной и тоже ситуации, одни чувствуют угрызения совести, а другие – нет? Если подойти к решению этого вопроса от обратного, и лишь на минуту представить, что все люди, без исключения, поступают по шаблону хорошо-плохо, то картина рисуется не очень приятная. Сразу понятно, что при таком раскладе, нас окружало бы общество не людей, а роботов. К счастью, на самом деле это не так. Ведь даже если взять близнецов и поставить рядом, мы обнаружим, что привычки, поведение, манера общения очень разные, потому что нет двух одинаковых людей. А происходит так, потому что все мы рождаемся талантливыми интересными личностями и, в меру своих сил, развиваем свои таланты, работаем над ними. Потом в соответствии с обстоятельствами, в которых оказываемся, реализовываем их проявления. Но сравнить совесть с талантом нельзя. Хотя, чтобы заставить её реагировать, нужно тоже хорошо поработать, всё же она не есть генетически обусловленной особенностью человека. И если таланты у людей самые разные: у одного хорошо получается петь, у другого — танцевать, у третьего — рисовать и так далее, то совестью наделен каждый в одинаковый степени, потому что, еще раз повторюсь, она не обусловлена генетически, как, например, умение петь обусловлено уровнем развития голосовых связок, слуха и дыхательных путей человека.

Совесть можно сравнить с ходьбой. В какой-то мере эта способность человека также обусловлена генетически, но, в отличие от таланта, умением ходить наделены все люди, за исключением несчастных случаев. И, хочется сказать, что в процессе ходьбы задействуется столько механизмов нашего организма, что её тоже можно было бы причислить к талантам, но нет, ведь все здоровые люди могут ходить. Это способность запрограммирована изначально, и реализовывается походу формирования и роста ребенка, примерно в годовалом возрасте. Ни родители, ни первые воспитатели детского сада не учат этому, и никак не могут повлиять на процесс. Ребенок пойдет именно тогда, когда нужно будет этому произойти. На первый взгляд может показаться, что тут больше нечего сказать, но нет. Ведь ходить можно по-разному! Можно идти ровно с высоко поднятой головой, можно идти отрывистыми шагами, можно громко шаркать ногами, или идти, не глядя, и врезаться в прохожих. Вот на этот факт уже могут повлиять и родители, и воспитатели, но до определенного возраста. Очень быстро наступит момент, когда только сам обладатель походки начнет выбирать, что будет её формировать. И в первую очередь, влияние оказывает окружение человека.

Точно также обстоит дело и с совестью, она дана всем в одинаковой мере, но в то же время, подобно походке, является очень индивидуальной, ведь по походке можно узнать человека даже за несколько десятков метров. А также нельзя забывать, что совесть поддается обучению. Вспомним Маугли, героя «Книги Джунглей» и его походку, именно ‘общество’ повлияло на её необыкновенность. То же самое происходит и с совестью, окружение её формирует. А мы участвуем лишь в том случае, если сами выбираем общество, в котором проводим большую часть времени, а не общество выбирает нас. Кроме того, стоит помнить о том, что каждый из нас является ячейкой того самого общества, и нужно заниматься не только поиском подходящего окружения, а и становится достойным его человеком, человеком с крепко устоявшимися, хорошо аргументированными, личными принципами.

Еще немаловажно, что совесть нужно тренировать. Что если перестать ходить? Атрофируются мышцы. А что если не прислушиваться к совести? Она перестанет выполнять свою роль.

Три роли совести
Кстати, о роли совести. Общепринятые выражения, такие как «совесть не позволяет» или «совесть мучает, терзает» говорят о том, что проявление совести мы можем чувствовать как до принятия решения, так и после. Я хочу выделить три роли совести.

Первая роль та, которая проявляется до принятия какого-либо решения. Здесь совесть можно назвать нашим психологом или советчиком, потому что она помогает мысленно проиграть несколько возможных вариантов развития событий, посмотреть наперед, чем это все может закончиться и как это согласуется с нашими устоявшимися взглядами на жизнь. Более того, проводя такой анализ, можно даже определить, что мы будем чувствовать, если поступим так или иначе. К примеру, рассмотрим такую ситуацию. Едет девушка, сидя в автобусе, а рядом стоит пожилая женщина лет 70. Первое побуждение было уступить женщине место, но потом она пооглядывалась и увидела, что через проход сидит в наушниках парень. Он играет на телефоне, не поднимая глаз. Она стала думать, что по всем правилам этикета – он должен уступить бабушке место. И решила продолжить читать свою книгу. Но совесть не перестала рассуждать с ней. Девушка не смогла сосредоточиться, и стала думать: что если бы завтра-послезавтра ехала её бабушка? Она бы не захотела, чтобы человек, сидящий на ее месте, так поступила. И не важно, что по правилам этикета парень должен встать, ведь у бабушки варикоз, ей нельзя и больно долго стоять. Было несколько вариантов поступить, и девушка прислушалась к совету своего ‘наставника’.

Еще одна роль совести, эта роль надежного, мудрого спутника, с которым не страшно куда-либо идти. Ее еще можно сравнить с GPS-навигатор ом, так как хорошо обученная совесть всегда вовремя подскажет правильный путь и самое оптимальное решение. От первого случая эта функция совести отличается тем, что она сама срабатывает без дополнительных обращений за советом. В путешествии бывает настолько хорошо в кругу друзей, что мы забываем перепроверять в правильном ли направлении движемся, но тут фраза навигатора «через 30 метров поворот направо» не только указывает куда ехать, а и напоминает о том, что пора включить мыслительные способности, пересмотреть маршрут и убедиться, что все в порядке. Точно также бывает и с совестью. В одном случае, будучи чем-то увлеченным, мы можем почувствовать конкретное её указание остановится и пересмотреть свои взгляды на какой-то из вопросов. В другом случае, нам может быстро прийти в голову определенное решение вопроса, пересмотрев которое уже в более свободной обстановке и задействуя разум, мы понимаем, что оно было самым правильным. Это не чудотворное проявления совести, а результат нашего обучения. Также как понадобится несколько программ и много усилий, чтобы создать GPS-навигатор, нам нужно будет хорошо потрудиться, чтобы обучить свою совесть. Тогда она будет правильно и вовремя реагировать, особенно если нам удается защищать её от «вирусов», которые могут исходить от людей с плохо или неправильно ‘запрограммированной’ совестью.

Последняя же роль , о которой я хочу сказать, наиболее распространённая. Чаще всего совесть дает о себе знать, когда человек уже совершил какой-то поступок. Например, в Библии мы можем читать о таком проявление совести Давида, когда он еще не был царем. Обстоятельства в определенный период складывались так, что он был несправедливо преследуем царем Саулом и вынужден был скрываться от него. Вскоре Давиду представилась возможность поступить непочтительно, проявить неуважение к царю, и он воспользовался её. Почувствовал ли он облегчение? Напротив, в Писаниях говорится: «сердце Давида стало терзать его» (1 Самуила 24:1-5), потому что в древнем Израиле неуважение к царю приравнивалось к неуважению к установленному Богом порядку. Хотя мы не находим в повествовании слово совесть, то что там описывается, наверняка, указывает на её проявление.

Уверенна, что у каждого из нас есть живые примеры терзаний совести. И в такие минуты хочется назвать её судьёй или прокурором. Она беспощадно указывает нам на наши промахи, и находит конкретные этому доказательства до тех пор, пока кто-то не сдастся, человек или его совесть. Поэтому очень часто она побуждает не только пересмотреть нравственные мерила человека, а признать свою ошибку и сделать все возможное, чтобы исправить её последствия. Кроме того, когда мы помним чувство дискомфорта, который причинил тот или иной наш поступок, уже меньше вероятности того, что мы совершим его снова. Этот опыт сохраняет целостность нашей личности и эмоциональное здоровье.

Современное проявление совести
Если затронуть вопрос эмоционального здоровья людей в целом, — состояние ухудшается. Некоторые объясняют это социально-экономическими проблемами. В какой-то мере это так, но 50-80 лет назад условия жизни не были легче, однако по результатам исследований в этой области, люди себя чувствовали намного лучше. Конечно причин много, но одна из главных причин, на мой взгляд, это специфическое проявление совести у людей в наши дни.

К сожалению, все чаще их жизненным кредо становятся такие выражения: «Не украдешь – не проживешь» или «Наглость – второе счастье». Такой подход к решению насущных вопросов подразумевает, что постоянно нужно спорить или идти на компромисс со своей совестью, а иногда и полностью её заглушить. Конечно, люди с таким отношением могут быть более успешны, например, в бизнесе, но в плане эмоционального равновесия — никогда не выиграют, потому что для этого нужно жить в мире своей совестью, иначе подсознание человека рано или поздно потребует объяснений.

Самое печальное во всем этом, что подвергается опасности в таком случае и эмоциональное состояние окружающих людей, у которых происходит, так сказать, разрыв шаблонов. Интересно, что такой процесс в современном обществе был задолго предсказан в книге Библия, на которую я так часто ссылаюсь в этой работе. Там говорится так: «Из-за роста беззакония во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12). Эти слова были высказаны Иисусом, когда он говорил о событиях, которые повлекут за собой начало правления Божьего правительства. О его приходе многие просят, произнося в молитве “Отче Наш” слова: «Пусть придет твое царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе» (Матфея 6:10).

Как бы то ни было, кто-то может утверждать, что по-другому в нашем мире нельзя. Годы идут, и нравственные нормы меняются. Но вопрос о том, кто устанавливает нравственные нормы для нашей совести остаётся. Выше говорилось, что установление этих самых норм и есть обучение нашей совести или её формирование. Воспитанием совести каждый занимается сам.

Сегодняшние нормы морали, конечно, усложняют задачу. Все меньше людей поступают по совести, но это не значит, что для совести больше не осталось в мире места. Я стараюсь сама и лично знакома с достаточным количеством людей, которые живут по совести, не уступая общепринятому взгляду на этот вопрос. И хочу сказать, что это нелегко, иногда такие люди чувствуют дискомфорт в современном обществе, но, в конечном итоге, они выигрывают. А выигрывают, потому что для по-настоящему счастливой жизни, помимо удовлетворения материальных потребностей, нужно не забывать об эмоциональных и духовных. Вопрос о последних двух даже не будет стоять без наличия хорошо обученной совести и опыта правильного её использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пришло время подвести итоги. В процессе своего исследование я пришла к выводу, что совесть – это внутреннее чувство, определяющее моральные ценности и принципы для человека. Иногда мы называем её внутренним голосом, потому что ее сигналы могут быть настолько ‘громкими’, что способны заглушить все остальные имеющиеся чувства вместе взятые. Совесть работает как с мыслительными способностями, рассуждая с нами, так и с нашим, образно говоря, сердцем, помогая на эмоциональном уровне прочувствовать последствия принятых решений. Поэтому я её сравнила в докладе с советчиком, который может помочь просчитать, а затем ощутить, что будет с нашими моральными устоями или душевным покоем. Затем я провела параллель с GPS-навигатором, так как иногда хватает первых звоночков совести, чтобы вовремя остановится и не наделать фатальных ошибок. И наконец, назвала ее судьей, потому что после осознания, что совершен неправильный поступок, угрызения совести мучительны до такой степени, что мы, бывает, выдумываем себе наказание, чтобы хоть как-то реабилитироваться в своих же глазах.

Относительно происхождения и формирования совести можно выделить два важных момента: первый, она была вложена изначально, подобно умению ходить, а второй, она формируется человеком и его окружением.

Кроме того, как и любой другой механизм, совесть приходит в негодность, если её не тренировать. Грустно было говорить о проявлении совести в наши дни. Люди всё чаще и чаще заглушаю голос совести. Положительное здесь то, что никто не сможет повлиять на нормы морали, присущи нашей совести, если мы сами этого не захотим. Поэтому у всех нас есть возможность формировать и правильно использовать свою совесть, и, как следствие, ощущать душевный покой и уверенность в себе.

Список литературы:
1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (А-Я), — Москва, «Азъ», 1992.
2. Т.Ф Ефремова. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах, 2006.
3. Сохраняйте себя в Божьей любви, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2008, — 224.
4. Священное Писание — Перевод нового мира, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2007, — 1788.