Проскомидия — что это такое? Проскомидия о здравии или о упокоении.

«Проскомидия » - слово греческое и значит принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6, 22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые «входные» молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии: «Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его» (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

Из второй просфоры, называемой «богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровцами и поверх них еще одним, несколько больших размеров, называемым «воздухом», кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу; звездица - вифлеемскую звезду и крест; покровы - пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя; потир - ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос; приготовление Агнца - суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием - прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божий, все верующие христиане - живые и умершие, а Главою ее Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

Сумма пожертвования на поминовение

ПОМИНАНИЕ О ЗДРАВИИ или ОБ УПОКОЕНИИ (Поминовение на богослужениях)
Простая записка(Проскомидия) — (12 имен) 150 руб.
Панихида — (12 имен) 150 руб.
Молебен — (12 имен) 150 руб.




На Великий Пост — (до 12 имен) — 500 руб.

ПОМИНАНИЕ О ЗДРАВИИ или ОБ УПОКОЕНИИ НА ПСАЛТИРЬ (Псалтирь читается днем между богослужениями)
Сорокоуст (40 дней) — (за 1 имя) 350 руб.
Полгода — (за 1 имя) 700 руб.
На год — (за 1 имя) 1500 руб.
Длительное поминание (5 лет) — (за 1 имя) — 5000 руб.

ТРЕБЫ
Отпевание(заочное) 500 руб.
Крещение 1000 руб. (+свидетельство, книги,свечи)
Венчание 3000 руб. (+иконы, свечи)
Освящение автотранспорта 1000 руб.

ЭКСКУРСИЯ
Часовая экскурсия по монастырю — 150 руб./чел (до 10 чел. = 1500 руб.)

Вконтакте

Проскомидия - предваряющая часть в служении Божественной Литургии.

В момент Проскомидии приготовляют вино и хлеб, чтобы совершить в будущем Таинство Причащения.

Для проскомидии используют пять хлебов - просфор, из которых копием - обоюдоострым ножом с треугольным лезвием - вынимают части.

Первая просфора - Агничная - служит приготовлению Агнца.

Вторая - Богородичная - для приготовления частицы в память Матери Божией.

Третья - девятичинная - для приготовления девяти частиц - священных символов девяти ангельских чинов, а также для поминовения ; провозвестников Божьей воли - пророков; учеников Иисуса Христа - апостолов; святителей - святых из епископского чина; мучеников; преподобных - совершивших монашеский подвиг; бессребренников; равноапостольных - прославившихся распространением христианского учения - и составителей Литургии.


Четвёртая просфора служит для приготовления двух частиц в память о здравствующих патриархах, других священнослужителей и государства, людей его населяющих, власти и государственного воинства. Из неё же вынимают частицы для поминовения живущих людей (о здравии).

Пятая просфора служит для вынимания частиц в память об усопших (о душ упокоении).

Все вынутые частицы помещают на тарель для Агнца, или дискос, и символизируют единую христианскую церковь, где все вместе и все живы.

Проскомидия о здравии - это упоминание во время Литургии - Таинства - имени христианина вместе с выниманием частицы просфоры. Частицы для поминовения живущих (об их здравии) вынимают из четвёртой просфоры.

Такое упоминание обладает чрезвычайной силой, особенно если оно заказано как сорокоуст - поминание в течение сорока ежедневных Литургий.


Проскомидия о здравии помогает человеку преодолеть душевные искушения, беспокойство, разрешить тяжёлые вопросы, справиться с болезнью и главное - очиститься от грехов, так как по завершении обряда все частички просфор, вынутые за живущих и упокоенных, опускают в сосуд с Христовой Кровью с молитвою об омовении грехов их.

Проскомидия за упокой - это поминовение во время Литургии имени упокоенного христианина вместе с выниманием частицы из пятой просфоры. Частицу погружают в потир - сосуд с Кровью Христовой, принося Господу бескровную очистительную жертву.

Этим действом душа освящается и получает благодать, с неё . Особенной силой обладает сорокоуст - поминание на протяжении сорока проскомидий.

Панихида - специальная служба поминовения усопших. Она совершается по определённым дням - на первом дне по смерти, третьем, девятом, сороковом, в день именин, рождения, день смерти (годовщины).

Проскомидия - поминовение во время Литургии, священного Таинства. Это поминовение совершается во всякое время и помогает душе смыть грехи, накопленные в мирской (земной) жизни, обрести успокоение. Лучший вариант поминовений - это поминовения во все моменты богослужений, которые к этому предусмотрены.

Проскомидия от обедни (Литургии) отличается временем поминовения и обрядностью. Во время проскомидии поминают, вынимая частицы просфоры, а во время обедни поминают на ектении и пения «Достойно есть», по запискам. Делают это вслух - гласно - или тайно.


В традиции идеальным считается поминовение во все моменты богослужения, которые к этому предназначены. Особой же силой какое-то из поминовений друг от друга не отличается: как говорит журнал «Фома», рассказы о действенности какого-то именно поминовения - наследие язычества, магизма, предрассудков.

Самой важной церковной службой является обедня, или литургия, где совершается таинство причащения. Для данного обряда необходимо обязательно красное виноградное вино, а также хлеб, или просфора. Готовятся они обязательно до начала литургии особым способом. Для этого священник вместе с диаконом, облачившись в нарядные священные одежды, совершают на жертвеннике, алтаре, особые действия и читают специальные молитвы.

Можно сделать вывод: перед Литургией необходимы определенные приготовления, которые по своей природе являются очень важными. Вот именно они и называются проскомидией .

Проскомидия бывает о здравии, а также о упокоении.

Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в Литургии.

Записка

В церковной терминологии существует такое понятие, как записка на проскомидию. Что же это такое?

Перед Литургией все желающие могут подать определенное прошение, записанное на бумаге о тех людях, за которых будет молиться священник. Не раз все видели, что из кусочка хлеба, который дает священник на таинстве Евхаристии, как будто изъят кусочек. Таких дырок по всей просфоре будет ровно столько, сколько имен занесено в записку. Все эти мякиши собираются на дискосе, во время литургии они находятся рядом с Агнцем (большой просфорой), а после такие символические «души» погружаются в чашу с вином. При этом священнослужитель должен читать особую молитву.

Важно то, что в записку можно вносить имена только православных крещенных людей.

Существуют также простая и заказная записки. Сведения об этом необходимо уточнять непосредственно в самой церкви. Однако в общем, согласно простой записке, имя человека просто будет вынуто на проскомидии, согласно заказной – еще и будет звучать на молебне.

Виды записок

Существует два вида записок. Первый – может быть заказана проскомидия о здравии . Перед началом служения необходимо на специальный листок, который чаще всего будет находиться около свечного прилавка, записать имена людей, за здравие которых нужно помолиться.

По такому же документу совершается проскомидия о упокоении . Записывая имена людей, важно внимательно читать надписи сверху и не перепутать листочки. Если же необходимо заказать поминовение на проскомидии, подать записку можно еще с вечера, просто указав нужное число.

Не следует поминать в записках (требах):

Не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);

Самоубийц;

- ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас; ο убежденных атеистах и богоборцах, даже если они были крещены в Православие.


У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (ныне он прославлен как местночтимый святой), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры. Как-то он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и благодарил за труды. Он просил помянуть на литургии его родителей иерея Никиту и Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит пред престолом Божиим, святитель Феодосий ответил: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему 30 заупокойных литургий, а братии творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе брат я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете».

Придя в православный храм, можно столкнуться с тем, что нам часто не знакома терминология. Такая ситуация произошла из-за того, что многие термины происходят от греческого либо старославянского языка. Например, предлагают подать записку на проскомидию, а человек, который впервые зашел в храм, недоумевает: проскомидия, что это и за кого можно подавать просьбу о поминовении? Нужно попросить тех, кто их принимает, немного объяснить суть этого обряда.

Слово «проскомидия» с греческого языка можно перевести как приношение. В первые века христиане приносили хлеб для богослужения.

Священник молился над ним, изымал частичку о здравии или за упокой душ, а остальной хлеб возвращался тому, кто его принес, либо раздавался больным, нищим, сиротам или вдовам. От этого пошло название – приношение.

Но основная задача проскомидии не эта. Это богослужение, совершаемое перед божественной литургией (обедней), на котором заготавливаются вино и хлеб для евхаристии. На ней хлеб, оставаясь хлебом материально, предлагается в настоящее тело Иисуса Христа, а вино в Его настоящую кровь.

Необходимые атрибуты:

  • Жертвенник. Принадлежность алтаря. Небольшой стол, предназначен для совершения проскомидии. Он символизирует вертеп, где родился Иисус Христос, а также Голгофу, где Он был распят.
  • Потир (Чаша) – как чаша вина во время Тайной вечери.
  • Дискос – вертеп.
  • Звездица – символизирует Вифлеемскую звезду.
  • Копие – копье, которым был пробит бок Господ Иисуса.
  • Покровцы – пелены, которыми был укутан Богомладенец.
  • Просфоры на проскомидии (5 штук).

Чин совершения проскомидии

Перед службой священник, облачившись в одежды, стоит перед жертвенником, произнося молитву, во время которой целует принадлежности, необходимые для богослужения.

Провозгласив: «Благословен Бог наш…», начинает проскомидию. Берется первая (агничная) просфора и изымается из нее Агнец путем обрезания ее краев.

Остается часть просфоры в форме куба или пирамиды. Этот Агнец будет пресуществляться в тело Христово, также им причащаются. Агнец символизирует самого Иисуса Христа, принесенного в жертву как агнца (ягненка) ради жизни мира. По этой причине первая просфора называется агнечной.

В потир вливается вино, смешанное с водой. Так как из ребра Иисуса распятого потекла кровь и вода. Вино во время евхаристии прелагается в Кровь Христову.

Вторая просфора называется богородичной. Она символически изображает Богородицу. Из неё вынимается частица, а затем кладется на дискос справа от Агнца.

Третья просфора называется «девятичинная». Такое название она получила из-за того, что из нее изымается девять частиц за:

  • Иоанна Крестителя,
  • пророков,
  • апостолов,
  • святителей,
  • мучеников,
  • преподобных,
  • бессребреников,
  • тех, кому праздник дня, и какого святого храм,
  • составителя Литургии (Иоанна Златоуста либо Василия Великого).

Девять частиц покладаются на дискос тремя рядами справа от Агнца.

Четвертая просфора – «о здравии». Из нее вынимаются частицы за живых. Сначала одна большая вынимается за здравие всех священнослужителей, затем вторая частица за страну и ее жителей.

Третью частицу вынимает священник за самого себя. Также вынимаются частицы за тех, ради кого поданы записки на проскомидию. Вот что такое проскомидия о здравии.

Пятая просфора – проскомидия за упокой. Вынимается частица о почивших строителях, жертводателях, а также служителях храма. Вторая частица вынимается за всех почивших православных христиан. Затем также вынимаются мелкие частицы за тех, за кого они поданы.

Дискос накрывается звездицей и покровцем, затем чаша накрывается покровцем, а вместе дискос с чашей накрываются воздухом (большой покровец). Затем священник с молитвой кадит приношение, после этого произносит отпуст.

Интересно! В элладской православной церкви (греческой) проскомидия совершается на одной большой просфоре. Агнец вынимается из ее центральной части, а остальные частицы из разных сторон этой просфоры.

После отпуста дары считаются уготованными к совершению Божественной Литургии. В чаше налито вино и вода, на дискосе выложены все частицы. Дискос символизирует всю полноту церкви. В центре стоит Агнец Иисус Христос, возле Него Богородица и все святые. Окружают Его все члены церкви.

Частички о здравии – это земная церковь, а частички о усопших – небесная (торжествующая). Обедня, тут уже Господь начинает священнодействовать. Теперь время сотворить Господеви, т.е. священник уготовал, и пришло время творить Господу. Так заканчивается первая часть и начинается Литургия. Теперь участвуют все верующие, ведь Литургия означает общее дело. Здесь совершается пресуществление Даров, заготовленных ранее.

Полезное видео: записки о здравии и упокоении

Виды записок

В храме могут предложить различные виды записок. Кроме того, что они отличаются о здравии или об упокоении, есть еще много разновидностей:

  1. Записка на проскомидию. Еще ее иногда называют заказной. Здесь за каждое имя, которое написано, священник вынимает частицу из просфоры и покладает ее на дискос. Важно, чтобы все, за кого подают поминовение на проскомидии, были обязательно крещеными. Ведь частицы кладутся на дискос, который символизирует церковь, а быть членом церкви может только крещеный человек.
  2. На ектению. Ектения значит «протяжное прошение». После чтения Евангелия совершается прошение о здравии живых и о упокоении усопших. Во время этих прошений читаются просьбы о поминовении, поданные на ектению.
  3. На молебен. После Литургии или независимо от нее часто совершаются молебны. Это богослужение отличается от проскомидии и обедни, посвящено Господу, Богородице, ангелам либо кому-то из святых. На молебнах не молятся об упокоении, поэтому записки подаются только о здравии.
  4. На панихиду. Служба, совершаемая за умерших, поэтому записки подаются только о упокоении. Такая служба совершается после Литургии или по мере необходимости.
  5. Простые. Если приход большой, то священник физически не успевает молиться обо всех, он молится только о тех, кто подал заказную записку. Простые читаются обычно прислужниками алтаря.
  6. На псалтирь. Принимаются такие записки преимущественно в монастырях, где ежедневно читается псалтирь, а во время чтения поминаются те, чьи имена в поданных записках.
  7. Сорокоуст. Записка подается на 40 дней. Если служба совершается не ежедневно, то сорокоуст читается 40 служб. Сорокоусты бывают также полугодовые, годовые, пожизненные.

Интересно! Часто люди возмущаются по поводу того, что они подали записку, а ее не прочитали. Объясняется это тем, что, если служит не один священник, то записки распределяют на всех. Один читает вслух, а остальные молятся про себя или тихо.

Также причиной может быть человеческий фактор. Но не следует волноваться, виновный будет отвечать перед Богом, а прошение, если подали, то оно уже принято на Небе. Даже если оно по какой-то причине не было прочитано священником во время службы, то обязательно прочитано Богом.

За кого можно подавать записки

Когда человек приходит в храм впервые, ему следует подойти к церковной лавке, где продаются свечи, иконы, книги, там же можно подавать записки.

Во многих храмах есть уже готовые бланки. Листочки, где написано «о здравии» или «о упокоении» с полями для имен.

Можно взять бланк и написать имена. Здесь важно их не перепутать. Затем дать, чтобы их оформили. Хорошо, когда есть образец записки, как ее заполнять.

В записке пишутся только полные имена. Не Алешенька, Маша, Жорик, а Алексей, Мария, Георгий, причем в родительном падеже. Писать следует исключительно имена крещеных людей. Если человека крестили другим именем, не тем, которое он носит, то нужно подавать именно имя, которым крестили. Если имя может принадлежать как мужчине, так и женщине, то следует сделать пометку в виде букв «м» или «ж» напротив имени, для уточнения.

Часто можно увидеть пометки перед именем, что это и что они означают:

Важно! Если нет специального бланка, то можно взять листик (обычно они уже подготовлены), сверху написать «О здравии» или «О упокоении», подчеркнуть, а ниже имена тех, о ком нужно помолиться.

Полезное видео: можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви?

Вывод

Подавать записки на проскомидию очень важно. Ведь в конце службы священник погружает все частички, за кого молился, в чашу с Кровью Христовой с просьбой омыть все грехи. Господь омывает поминавшихся на проскомидии Своей мученической кровью. Но не стоит думать, что листок бумаги, поданный священнику, освобождает от собственной молитвы.

Проскомидия - это самое важное поминовение о живых и усопших.

На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год, 5 лет?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: "Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год/ 5 лет

О здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.

"О упокоении" и "О здравии" подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке.

поминальные записки всегда платные

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Р азница такого поминания только во времени - периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

СОРОКОУСТ

сорок Литургий подряд

6 месяцев

поминание о здравии / упокоении на всех литургиях в течение шести месяцев

1 год

поминание о здравии / упокоении

на всех литургиях в течение одного года

5 лет

поминание о здравии / упокоении

на всех литургиях в течение

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях - чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется "седминами и сороковинами". "Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами".

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа , совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.


«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси- мая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.