ПЕРВЫЙ КНИГОПЕЧАТНИК НА РУСИ – ИВАН ФЕДОРОВ

Типографии и печатание книг – были необходимостью. Но, как и в любом новом деле, не обошлось без врагов. Книгопечатание на Руси было встречено в штыки и считалось, что священная книга должна быть только рукописной. Слово же печатное признавалось происками лукавого. Царь принимал активное участие в организации первой типографии. Как писал сам Иван Федоров: «царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться». Для этого дела было отведено место на Никольском крестце. Во главе типографии стал Иван Федоров – наиболее способный мастер первой московской печатни. Это решение царя – закономерный результат политики централизации, усиленно проводимой им во всех областях политической, экономической и культурной жизни Московской Руси.

Печатный станок Ивана Федорова

19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, точно датированная московская книга вышла в свет. В конце ее помещено послесловие (история выпуска этой книги). Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. О других изданиях Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца по настоящее время никто не знает. Возможно, они были, но до нас не дошли.

«Апостол» 1564 года. Первые семь листов занимают всевозможные предисловия и оглавления. Восьмой лист – это гравированный на дереве фронтиспис, предпосланный основному тексту книги. Гравюра эта – портрет автора «Апостола» – евангелиста Луки. Первая в истории нашего искусства фигурная гравюра, композиционным центром которой служит изображение человека. Лука сидит на маленькой скамеечке с массивными ножками. Голова апостола наклонена вперед, фигура сгорблена. На коленях у него книга. Лука поддерживает ее руками. Босые ноги покоятся на подушечке. Рядом подставка – горка для письма, на которой лежит раскрытый свиток. Написанные им строки можно прочитать; апостол только что кончил писать: «Первее было слово». На горке стоят также чернильница с гусиным пером и песочница. Песком припорашивали свеженаписанный текст, чтобы он не смазывался. Изображение заключено в рамку. Это триумфальная арка с полуциркульным сводом и горизонтальным перекрытием. Свод поддерживают колонны с пышными капителями и обильно декорированным цоколем.

Разворот из книги «Апостол», 1564 г.

Эту ксерокопию раздать детям.

Вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Тимофееву пришлось уехать из Москвы. Они переселились в Великое княжество Литовское, на восточных землях которого жили украинцы и белорусы, исповедовавшие православие и говорившие на языке, который сами называли «русским». Этот язык был государственным в Великом княжестве Литовском. На нем велось все делопроизводство.

? Почему им пришлось уехать из Москвы?

Сам Иван Федоров в послесловии «Апостола» 1564 года писал, что в Москве нашлись люди, которые захотели «благое во зло превратити и божие дело вконец погубити». Люди эти «зависти ради многие ереси умышляли», они объявили деятельность Ивана Федорова богопротивной, еретической. Первопечатник писал о своих преследователях глухо. Мы знаем лишь, что гонения исходили «не от самого государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Нет сомнения, что это – феодальная верхушка церкви, убежденный враг всех и всяческих нововведений. Это те самые «мнящиеся быти учителя», которые заявляли: «Грех простым читать Апостол и Евангелие»!

Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец встретили благожелательный прием в Заблудове – укрепленном замке гетмана Ходкевича. Здесь в Великом княжестве Литовском типографы 8 июля 1568 года начали, а 17 марта 1569 года закончили печатать «Учительное Евангелие», предназначенное для просвещения православного люда белорусских и украинских земель. Вторым заблудовским изданием стала «Псалтырь с Часословцем», вышедшая в свет 23 марта 1570 года. Эту книгу и «Часовник» использовали для обучения чтению.

Страница из «Азбуки» Ивана Федорова. Львов. 1574 г.

Заблудовская типография Ивана Федорова сыграла значительную роль в становлении постоянного книгопечатания в Белоруссии. Но действовала типография недолго. Скоро Иван Федоров отправился в Вильно и здесь заложил друкарню, которая в течение многих лет печатала книги для белорусов. А в 1572 году Иван Федоров уехал во Львов и основал первую на украинской земле типографию. 25 февраля 1573 года он начал, а 15 февраля 1574 года закончил печатать «Апостола». В конце книги помещено послесловие: «Сия убо повесть изъявляет, откуда начася и како всершися друкарня сия» – рассказ печатника о своих трудах и злоключениях, первое напечатанное произведение русской мемуарной литературы. Одновременно в львовской типографии печаталась «Азбука». Составил ее сам Иван Федоров. «Азбука» представляет собой уникальный образец древнерусского руководства для обучения грамоте. В Русском государстве была большая потребность в образованных людях. Знания требовались не только духовенству, но и ремесленникам, торговцам. Обучали в основном в «семейных» школах при домах учителей: священников, церковных чтецов, пономарей, профессиональных писцов, грамотных горожан и селян. Существовали школы при монастырях, церквах, где учили чтению, церковному пению и порядку богослужения. Читать на Руси учились по рукописному тексту, изготовленному учителем. Тексты писались на бересте, на цере, на листе пергамена или бумаги. Иван Федоров использовал русские рукописные буквари, созданные до «Азбуки», и грамматический труд «Осьмь честии слова» (восемь частей речи). Церковь приписывала этот труд преподобному Иоанну Дамаскину, византийскому богослову, философу и песнописцу, жившему в VII–VIII вв. Другим источником для «Азбуки» считают древнерусский грамматический труд «Книга глаголемая буквы». Возможно, что печатник использовал и западноевропейские учебники грамоты. Первые восточнославянские печатные буквари изданы Иваном Федоровым. «Азбука» открывается 45 буквами кирилловского алфавита. На обороте листа буквы перечислены в обратном порядке – от «ижицы» до «аз». Выпустив в свет «Азбуку», над которой типограф трудился, как он сам сказал в послесловии книжки: «ради скорого младенческого научения», Иван Федоров отправился в город Острог, куда его пригласил крупный украинский феодал Константин Константинович Острожский. В 1580–1581 гг. появилась «Острожская Библия» – большой том в 1256 страниц, замечательный памятник культуры. Острог был центром удельного княжества, владел которым князь К.К.Острожский. В его двухэтажном замке была богатая библиотека, которую, к сожалению, потомки не сохранили. По сей день в польских книгохранилищах находят фолианты, когда-то принадлежавшие К.К.Острожскому. Князь был признанным главой культурно-просветительского кружка крупных феодалов на Волыни. Он устроил в Остроге училище для детей. Впоследствии здесь возникла прославленная Острожская академия. Князю Острожскому и принадлежала идея выпустить в свет первую полную славянскую «Библию». Перевод «Библии» на национальный язык и издание ее на этом языке преследовали цели, связанные с ростом самосознания, укреплением позиций родного языка, служили задачам борьбы гуманистического мировоззрения со средневековой схоластикой. Печатный станок способствовал этому.

Несколько человек уехали по приказу Острожского в Турцию, Грецию, чтобы найти и привезти Библию на греческом языке. Получив несколько списков Библии, князь решил, что время настало и можно приступать к изданию тиража.

Иван Федоров готовил шрифт и необходимые приспособления. В 1580 году Федоров выпустил «Новый Завет с Псалтырью». Были отпечатаны и новое издание «Азбуки», и два букваря.

Подлинным шедевром типографского искусства Ивана Федорова явилась Острожская Библия. Ее объем в 628 листов. Отпечатана в два столбца красивой убористой печатью и шестью шрифтами. Красивые заставки, буквицы. Титульный лист Библии обрамляет рамка, в которую в московском «Апостоле» было заключено изображение евангелиста Луки. Был напечатан герб князя Острожского и типографский знак Ивана Федорова. Тираж около 1000 экземпляров. Первое напечатанное кириллическим шрифтом издание Библии послужило образцом для последующих ее русских изданий.

Сегодня для нас привычным делом стали печатные издания — книги, журналы, газеты. Стоят они недорого, являются общедоступными, из-за чего отношение к ним часто неуважительное и небрежное. А когда-то книги были дороже золота, ими владели только очень богатые люди. На создание одной книжки тратились многие годы, иногда десятилетия. Это был тяжелый и кропотливый ручной труд, а право быть переписчиком считалось привилегией, получить которую мог далеко не каждый.

В Европе все начало меняться в середине 15 века, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. На Руси первый печатный станок по приказу Иоанна Грозного в 1563 году построил Иван Федоров. Что мы знаем о нем сегодня? Краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых будет очень интересна. Она представлена ниже.

Доподлинно историкам неизвестны дата и место рождения Ивана Федорова, его генеалогия. Считается, однако, что он появился на свет в Москве где-то между 1510 и 1530 годами, принадлежал к белорусскому роду Рагозиных. Многие исследователи жизни первопечатника настаивают, что он родился в 1510 году в Калужской губернии.

Начало биографии

Достоверно известно, что Иван Федоров учился в Краковском университете с 1529 по 1532 год и получил степень бакалавра. Об этом сохранилась запись в архивах университета. Возможно, именно здесь он впервые и услышал о книгопечатанье.

Вернувшись в столицу, молодой человек поступил на службу в церковь Николы Гостунского. Образованный, начитанный, воспитанный, он попал под покровительство митрополита Макария. Последний был приближен к царю Иоанну Грозному, и вполне вероятно, что именно он посоветовал доверить создание первой на Руси типографии способному юноше.

Постройка первой русской типографии

Краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых раскрывает важный факт. В 1550 году жизнь Федорова сделала крутой поворот. Приказом Иоанна Грозного ему было поручено организовать печатное дело. Развернулась масштабная деятельность по устройству первой русской типографии. Верными помощниками первопечатника в этом непростом деле стали Петр Мстиславец и Маруша Нерефьев. Работы были закончены только в 1563 году.

«Апостол» и «Часовник»

17 апреля 1563 года мастера приступили к созданию первой книги «Апостол». Она была закончена почти через год. Официальной датой ее издания считается 1 марта 1564 года.

Любая краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей или для взрослых написанная, обязательно упоминает эту книгу, но упускает такие интересные факты:

  • книга имела 268 листов, из них 262 пронумерованных;
  • была выпущена на старославянском языке;
  • при печати использовались красный и черный цвета, при этом красным печатали название глав;
  • первая буква в начале каждой новой главы рисовалась художниками вручную;
  • каждая глава была изукрашена красивым цветочным орнаментом ручной работы;
  • общий тираж «Апостола» составил 1000 экземпляров, из которых сохранилось только 47.

В 1565 году двумя тиражами была выпущена вторая книга — «Часовник». Из 345 экземпляров до нашего времени дошли только 7.

Бегство

  • на первопечатника ополчился высший свет из-за страха, что книгопечатанье сделает грамоту доступной простому народу, а образованных людей эксплуатировать гораздо сложнее;
  • недовольны были переписчики при монастырях, которые фактически теряли свой хлеб;
  • духовенство объявило типографию дьявольским измышлением.

Толчок к побегу дал поджог в 1566 году, в результате которого первопечатник Иван Федоров потерял почти все имущество. Он направился в Литву.

Литовский период

Великое Литовское княжество радушно приняло печатных дел мастера. Первопечатник Иван Федоров с помощью гетмана Ходкевича построил новую типографию в Заблудове. В 1568-1569 гг. было издано «Евангелие учительное», а в 1570 году увидел свет «Псалтырь с часословцем».

По неведомым причинам Ходкевич вдруг прекратил финансирование книгопечатания, подарил Федорову небольшую деревню и посоветовал заняться земледелием. Иван Федоров — первопечатник, краткая биография для детей и взрослых которого описана в статье, остался верен своему делу. Он собрал пожитки и вместе с семьей (известно, что у него была жена и дети) переехал во Львов.

Работа во Львове

В третий раз первопечатник Иван Федоров начал жизнь заново. Он организовал типографию, где в 1574 году выпустил 2 книги:

  • «Апостол» с дополнениями и исправлениями;
  • «Букварь».

Последняя — одна из самых ценных книг в мире. До нашего времени дошел всего 1 ее экземпляр. Сегодня он хранится в Гарвардской библиотеке.

Переезд и закат

В 1575 году Федоров получил приглашение от одного из самых богатых шляхтичей — Константина Острожского, устроить типографию в Остроге на Волыне. Первопечатник принял предложение и снова переехал на новое место. Там на деньги шляхтича он организовал типографию.

Острожский период оказался самым плодотворным в жизни Ивана Федорова. С 1578 по 1581 гг. он выпустил 6 книг.

В 1582 году печатных дел мастер вернулся к семье во Львов, где умер в бедности в 1583 году. Он был похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. На этом закончилась краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых написанная.

Имя и основные факты биографии первопечатника Ивана Федорова известны, наверняка, многим эрудированным людям. Но жизненный путь этого человека был гораздо труднее и увлекательнее, чем преподают в школах. Предлагаем ознакомиться более детально с тем, как жил и трудился первый в России первопечатник.

Исторические реалии

Биографию первопечатника Ивана Федорова следует рассматривать в контексте той эпохи, в которой он жил. Так, 15-е столетие - период правления сурового Ивана Грозного. Россия существенно отстает от Европы, книги по старинке переписываются в монастырях силами монахов. А на западе уже много лет в ходу печатные станки, которые сделали кропотливую работу более быстрой. Конечно, современному человеку массивная конструкция - изобретение Иоганна Гутенберга - покажется странной. Первый печатный станок имел брусья, крепившие его к полу и потолку, тяжелый пресс, под силой которого оставались оттиски на бумаге, а также набор литер - букв английского алфавита в зеркальном отображении. Из них составлялись макеты страниц.

Иван Грозный, не желая отставать от Европы, повелел развивать книгопечатное дело, выписал печатный станок, а первым работником старинной типографии и стал Иван Федоров.

Начало жизненного пути

Краткая биография и интересные факты о первопечатнике Иване Федорове не содержат точной даты рождения. Поэтому исследователи предполагают, что родился он в 20-е годы XVI века. Место рождения также покрыто тайной, однако считают, что это Москва: не зря он подписывался как «Москвитин». О его детстве и юности сведения до наших дней не дошли, что и понятно - когда человек только родился, никто не догадывается, что в дальнейшем его жизнь будет интересна потомкам, поэтому факты нигде не фиксируются.

Однако имя Федорова стало известным в 1564 году - это дата рождения русского официального книгопечатания.

Первая печатная книга

В развитии культуры Руси в полной мере отмечены заслуги первопечатника Ивана Федорова. В краткой биографии для детей особенно уделено внимание его первой книге, которая появилась спустя месяц кропотливой работы талантливого новатора и во многом напоминала рукописную. Это «Апостолы», также известная под названием «Деяния и Послания Апостолов». Ее отличают следующие особенности:

  • Наличие буквиц, представляющих собой крупную букву, первую в разделе, изысканно украшенную орнаментом. Их 22.
  • Использование орнаментов, делающих книгу особенно нарядной и торжественной.

Благодаря стараниям Федорова книга полностью соответствовала старинным русским церковным традициям.

Последующая деятельность

После появления первой печатной книги работа Ивана Федорова продолжилась. Уже через год был издан «Часовник». Однако новаторам пришлось столкнуться с яростным сопротивлением монахов, которые не восприняли печатные книги как таковые. Традиции оказались настолько сильны, что в биографии первопечатника Ивана Федорова упоминается факт сожжения типографии и необходимость покинуть Москву. Однако работа продолжилась.

Жизни в Заблудово

Биография первопечатника Ивана Федорова для детей особенно интересна. В ней упоминается, что после отъезда из Москвы он обосновался в Великом княжестве Литовском, в Заблудово, находящемся на территории современной Польши. Благодаря помощи гетмана Ходкевича, благодушно отнесшегося к новатору, Федоров наладил выпуск церковных книг. В 1569 году свет увидело «Учительское Евангелие». Вскоре после этого первопечатник расстался со своим другом и помощником Петром Мстиславцем, но продолжил любимое дело. Был издан «Псалтырь с Часословцев». Далее в биографии первопечатника Ивана Федорова начинаются нелегкие времена. Из-за болезни Ходкевич разочаровался в издании книг, посчитав это занятие ненужным, и отказал новатору в поддержке. Но желание заниматься любимым делом оказалось сильнее, и трудности не сломили волю этого человека.

Переезд во Львов

Оставшись без поддержки гетмана, основатель печатного дела перебирается во Львов. Для открытия типографии ему требовались деньги, но никто не спешил прийти на помощь. Тем не менее, в этот момент биография первопечатника Ивана Федорова становится поучительной: благодаря упорству, ему удается добыть денег и продолжить дело. Во Львове увидело свет второе издание знаменитого «Апостола», который, конечно, уступал в художественном и профессиональном плане первой версии, но все равно имеет большую историческую ценность. Здесь же была напечатана «Азбука», первый в России печатный учебник.

Расцвет деятельности

Из краткой биографии первопечатника Ивана Федорова мы узнаем, что, несмотря на силу воли и работоспособность, ему не удавалось получить стабильной прибыли, поэтому финансовые трудности заставили новатора покинуть Львов и перебраться на юго-запад Руси. Здесь, под покровительством князя Константина Острожского, великому человеку удалось издать первую полную Библию на церковнославянском, «Острожскую Библию».

Последние годы жизни

Работа в Остроге помогла Ивану Федорову частично решить финансовые проблемы, поэтому он получил возможность вернуться во Львов и начать работу над открытием новой типографии. Увы, этому сбыться было не суждено, в 1583 году первопечатника не стало. Новая типография была продана ростовщикам за долги, старший сын и ученик Ивана Федорова попытались ее выкупить, но денег им не хватило. Книгопечатание на Руси уснуло на 20 лет, чтобы затем с триумфом вернуться.

Подборка интересных фактов

  • Первый печатный станок с подвижными литерами был изобретен Гуттенбергом, ювелиром по профессии. Однако из-за финансовых трудностей создатель был вынужден заключить невыгодный для себя договор с ростовщиком Фустом, отчего некоторое время считалось, что заслуга книгопечатания принадлежит именно последнему.
  • Если имя первопечатника Федорова у многих на слуху, то мало кому известно, что это именно он стал разделять слова пробелами, что существенно облегчало чтение. До него тексты писались слитно, конец предложения выделялся точкой.
  • Именно первый книгопечатник ввел в использование некоторые новые буквы и слова.
  • Даже краткая биография первопечатника Ивана Федорова свидетельствует о том, что это был невероятно образованный и эрудированный человек для своего времени, владел несколькими языками, стремился нести свои знания в массы.
  • Помощником Ивана Федорова по созданию печатных книг был его друг и сподвижник Петр Мстиславец, о детстве и молодости которого сведения до наших дней не сохранились.
  • В биографии первопечатника Ивана Федорова упоминается несколько интересных событий из его личной жизни. Так, известно, что он был дважды женат.
  • Во времена жизни первопечатника фамилий не было, поэтому Федоров - это, вероятнее всего, сокращенное отчество «Федорович». Так, в «Острожской Библии» указано, что напечатана она Иоанном, Федоровым сыном.

Краткая биография первого первопечатника Ивана Федорова занимательна и поучительна. Этот человек, несмотря на яростное сопротивление духовенства, сумел наладить издание книг, вкладывая в это дело всю душу.

1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного было выпущено первое печатное издание на Руси - изданный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем «Апостол». Оба мастера вошли в историю как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на Руси. Оригинальная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, безупречно грамотный текст, превосходный фронтиспис — все это восхищает в первой книге.

Через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного Евангелия в Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный Апостол 1564 года - труд московских мастеров Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России

Если в начале 50-х годов XVI в. по указу царя Ивана IV «…начали изыскивать мастерство печатных дел…», то в начале 60-х царь «повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело». Издание такой солидной книги, как Апостол, требовало большой предварительной работы. Поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они «начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. Окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…».

Напомним, что это было за время. Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз тогда, когда на Красной площади возводился знаменитый Собор Василия Блаженного великими архитекторами Бармой и Постником. Велось большое строительство в Москве мастерами из Владимира, из Пскова, из-за границы, расписывался Благовещенский собор Кремля. Это годы, когда Русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, когда расширялась торговля, росли города, централизовалась власть, закладывались основы естественных и технических знаний. Широко строились церкви в Москве и присоединенных восточных областях, особенно в Казани и ее окрестностях. Открывшиеся церкви надо было снабжать богослужебными книгами, но, говорит автор, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей, поэтому, когда Иван Грозный узнал об этом, он решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались. Иван IV, по свидетельству Федорова, не жалея давал деньга из казны своим «делателям».

Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Иван Федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфографию. Текст изложен очень обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска: прославляются «благочестивый» царь - Великий князь Иван Васильевич, чьим повелением «начаша изыскавати мастерства печатных книг» и просвещенный митрополит Макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в Москве. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федоровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы.

Что же касается качества, то это одно из лучших произведений своего времени. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку, вставленной в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал и в других своих изданиях. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса. Новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. Нет многочисленных форм литеры «о», устранены широкие «е» и «с». Все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать.

К сожалению, вскоре Ивану Федорову пришлось покинуть Москву. В послесловии ко второму «Апостолу», он напишет о причинах отъезда: «...от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово... Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».

В1569 году Иван Федоров переехал во Львов. Здесь первопечатник оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Он получил помощь от образованных, хотя и небогатых священников и горожан. В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет своими содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником

Потомки высоко оценили заслуги Ивана Федорова в просвещении Руси. Именем первопечатника названа одна из старейших и лучших типографий в России (ныне Издательско-полиграфический холдинг «Иван Федоров») в Санкт-Петербурге, издательско-полиграфический техникум (ныне колледж) носит его же имя, в 2010 году в связи с 80-летием со дня основания имя Ивана Федорова получил Московский государственный университет печати (бывший Полиграфический институт) - крупнейший в стране вуз, готовящий специалистов в области полиграфии и издательского дела.

И еще одно свидетельство уважения к памяти первопечатника: в 2009 году Русской православной старообрядческой церковью Иван Федоров был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник». День его памяти 5 декабря по старому стилю.


Елена Шикова

Проходя в Москве по Охотному ряду, невозможно не обратить внимания на изумительный памятник — первопечатнику Ивану Фёдорову (работы скульптора С. М. Волнухина и архитектора И. П. Машкова), со смерти которого прошло 430 лет.

Подписка на сбор средств для установки этого памятника Ивану Федорову была открыта в 1870 году по предложению Московского археологического общества. Памятник был официально открыт 12 октября 1909 года. Первопечатник изображен во время работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету.

На передней стороне постамента размещена надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров». Под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 г. (книга увидела свет 1 марта 1564 г.). В центре пьедестала, на отлитой бронзовой доске, изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» и «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению книги — суть реки, наполняющие вселенную) и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв.

Место для памятника было выбрано историческое — недалеко от Никольской, где и располагался Государев печатный двор, построенный в 1553 году: там работал И. Фёдоров. Сейчас памятник стоит уже в другом месте: сначала в 1934 г. при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены его подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е гг., при строительстве торгового комплекса «Наутилус» перенесли ближе к гостинице «Метрополь». От старого Печатного двора остался лишь теремок — «правильня» по улице Никольской, дом 15.

Иван Федоров — настоящее имя Иван Федорович Московитин, один из основателей книгопечатания в России и Украине. Он родился между 1510 и 1530 годами (точные сведения отсутствуют). По версии Е. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 гг.. C 1530-х принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского. Иван Фёдоров быстро освоил тонкости типографского искусства в так называемой «Анонимной типографии», созданной чуть ранее по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.). До середины 1550-х в ней были изданы первые пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без заглавий). Все они были предназначены для повседневного богослужения (Печатная Триодь, два Евангелия), но способа быстро издавать достаточное количество экземпляров ещё найдено не было.

В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве «штанбу» — типографию, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных» книг. Типографию возглавил Иван Фёдоров, взявший в 1563 г. в подручные неких Петра Тимофеева, сына Мстиславца, и Марушу Нефедьева. Началась работа над печатанием книги «Деяниями апостольские и посланиями соборные и святого Павла послания» (ныне сокращённо именуется «Апостол»). 1 марта 1564 года первой государственной типографией в Москве была выпущена первая московская печатная богослужебная книга. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Была создана сама модель первопечатной книги. Блоки текста на странице имеют 25 строк. Эти блоки почти совпадают с размером современной страницы А4. По всем правилам подготовки типографского издания «Апостол» снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени.

Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Фёдоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал её полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI в. Вслед за Деяниями святых Апостолов Фёдоров и Мстиславец напечатали в 1565 году два издания «Часовника» (Часослова) — тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.

О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Единственным источником сведений о станке Федорова является опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: «типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, ...большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры». Размер его был небольшим, вес около 104 кг.

Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Вначале изготавливалась матрица шрифта — вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле; полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст. Федоров в своей работе применял шесть шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. В XVI-XVII вв. шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски. Рисунок для резьбы составляли знаменщики. На первых порах при печатном стане работали два человека — батырщик и тередорщик. Это были сами Федоров и Мстиславец. Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску. Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную.

Новшество вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание богослужебных книг происходило в молитве и посте; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков. Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Фёдорова — митрополит Макарий умер в 1563 году, первопечатники остались без покровительства. Будучи радушно принятым польским королём Сигизмундом, Иван Фёдоров нашел пристанище у польского гетмана Григория Александровича Ходкевича, мецената и просветителя, который в своём имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству — Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли без отчеств как людей простого звания. «Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. В 1569 г. Пётр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Фёдоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570). В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а Православие стало постепенно изгоняться из государства.

В 1574 году вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов. Здесь в 1573 г. «дукарь москвитин» («московский печатник») организовал уже собственную типографию, и в 1574 г. сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Оно отпечатано в конце книги на девяти страницах. Из него становится очевидным знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, документами «Стоглава», а также с сочинениями других современников. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой — Азбука, по его словам, «для пользы русского народа» (единственный экземпляр «Азбуки» И. Фёдорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США, в библиотеке Гарвардского университета). Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой.

Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию. В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов.

Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы — буквы кириллического алфавита. Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики. В раздел «А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматики» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Раздел «По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная» дает сведения об ударениях и «придыханиях» в словах. А раздел «По ортографии» содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно. Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. — «край строки») или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. «Да внидет к научению сердце твое и уши к словесам разума», «не сътвори насилия убогому, понеж убог есть», «не дотыкаися межей чужих и на поле сироты не вступай» — вот каким духовным основам жизни учила «Азбука», составленная и напечатанная Иваном Федоровым. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующее».

Вскоре Иван Фёдоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой — князя Константина Острожского — устроить новую типографию в главном городе его владений — Остроге на Волыни. Около 1580 года по инициативе этого князя там была открыта «Острожская академия семи свободных наук», в которой преподавался и церковно-славянский язык. Самым крупным, наиболее представительным и известным изданием Ивана Федорова стала Острожская Библия, напечатанная в 1581 году. Хорошо выверенный и отредактированный список был привезен из Москвы от Государя Иоанна Васильевича писарем Великого Княжества Литовского Михаилом Гарабурдой.

По содержанию и орнаментальному оформлению Острожская Библия напоминает издания Франциска Скорины. Острожская Библия оформлена строго и просто. В книге нет фигурных гравюр. В орнаментальное убранство Библии входит 81 заставка, 68 концовок и свыше 1300 инициалов. Широко представлены политипажи и наборный орнамент. На обороте титула — герб князя Константина Острожского, завершает книгу типографский знак Ивана Федорова. Библия была издана большим для того времени тиражом — 1500 экземпляров. Книга распространялась в Великом Княжестве Литовском. Часть тиража отправили в Москву.

Острожская Библия сыграла важную роль в духовном просвещении и развитии культуры восточнославянских народов. Это первая полная Библия на церковнославянском языке. Для Запада она явилась своеобразным свидетельством духовной зрелости русских, украинцев и белорусов. Перевод Библии на национальный язык и издание ее на этом языке говорили о росте национального самосознания, укреплении позиций родного языка. По предложению и при поддержке князя Иван Фёдоров в 1580-1581 годах напечатал второе издание «Азбуки», а также Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского.

В том же Остроге Иван Фёдоров напечатал алфавитно-предметный указатель Тимофея Аннича под интригующим названием «Книжка, собрание вещей нужнейших» и не менее оригинальную «Хронологию Андрея Рымши» — маленькое издание на двух страницах, содержавшее первый календарь — перечень 12-ти месяцев года на церковно-славянском, украинском и еврейском языках с указанием важнейших событий и праздничных дней в каждом месяце. В нем собраны изречения из Псалтири и Нового Завета в виде фраз и словосочетаний с отсылками к конкретным главам, кафизмам текста. Фразы размещены в алфавите ключевых слов. Живя в Остроге, Иван Фёдоров часто наезжал в Краков «по делу отлития малой войсковой пушки». В те же годы он побывал в Вене, Дрездене, до последних дней жизни интересуясь развитием технической мысли в западных странах и пытаясь добиться признания своих работ.

5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова при невыясненных обстоятельствах, в страшной нищете. Похоронен он во Львове, возле Свято-Онуфриевского монастыря на княжеском кладбище. На его могиле был поставлен памятник с надписью: «Друкарь книг, пред тем невиданных». В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через три года после смерти отца. В 1977 г. здесь был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

В 1997 году музей получил корпус возле дворца Потоцких. Перед музеем (первоначально, в 1971 году — возле церкви святого Онуфрия) установлен памятник первопечатникам скульптора Анатолия Галяна, выпускника Львовского института прикладного и декоративного искусства. В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сергиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком — первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе. В 2009 году Иван Фёдоров прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80-летием основания университета.

К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Фёдорова — памятники русского типографского искусства. Отлитые Фёдоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника — инициалами «И. Ф.». Отличительная особенность книг Федорова — наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

После отъезда Ивана Фёдорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI в. вернулось в столицу. Ученики Фёдорова — печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие — продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причём в 1597 году «Апостол» был снова издан тиражом уже в 1050 экземпляров.

Алла Ерошкина