5.7.3. ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Важнейшей традицией, заложенной в русской системе образования еще Кириллом и Мефодием, была опора на духовность, на Православие. Для создания своей славянской азбуки они использовали частично национальную славянскую письменность - “глаголицу”, преобразовав ее в соответствии с христианским сознанием в “кириллицу”, имеющую чисто религиозную, православную ориентацию.

2. Вторая особенность нашего образования - его демократичность. Грамотность была распространена не только среди княжеского двора, но и среди простого народа. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также бытовые надписи, нацарапанные на древних храмах, так называемые “граффити”.

3. Первая школа на Руси была создана Ярославом Мудрым. Приют школе дала под своими храмовыми сводами именно Церковь, поэтому российская школа в прямом смысле родная дочь Православной Церкви. Затем при монастырях возникали первые училища - рассадники просвещения на Руси. Это было не только образование, но и духовное воспитание, то есть, “катехизация”. Православная вера становилась не столько предметом преподавания, сколь его духом, основной целью.

4. Школа цементировала общество, ибо именно в школе знакомились погодки-представители разных слоев общества: и будущие пастыри, и будущие войны, и бояре, и служилые люди. Потом они несли это знакомство через всю жизнь.

Школа воспитывала в них христианский нравственный идеал, созидающий основу их поведения. Эта основа сдерживала юный русский народ, противодействовала силе его телесных страстей. Таким образом, и Церковь и Школа в тесном контакте друг с другом добивались того, что народ глубоко впитывал в себя корни христианской нравственности, рос высоко моральным.

5. Развитие ремесел, рост торговли предъявили новые требования к образованию, обучению письму, счету, пению, чтению. Естественно преподавался и Закон Божий (по Евангелию, Псалтырю и Часослову). Другим предметам обучались по букварям и азбуковникам, содержащим краткие сведения об античных и отечественных философах, писателях, поэтах, хранили они и сведения о географии и истории. Это были справочники-пособия, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с широким кругом проблем.

6. В более старших классах изучали семь свободных наук: диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия, основы стихосложения. Учителя были духовными лицами, а само образование носило чисто церковный характер. Благодаря этому русское общество поднялось в то время до высот нравственного совершенствования, сохраненных патриархальной деревней, вплоть до 1917 года.

7. Дворяне постепенно стали учить своих детей только дома, приглашая нанятых для этой цели учителей или гувернеров. Но домашнее воспитание стало тормозом в развитии общества и подвергалось резкой критике, в частности Пушкиным , который в своей записке царю “О народном воспитании” писал: ”В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах немногим лучше; здесь и там оно оканчивается на 16-нем возрасте воспитанника. Нечего колебаться; во чтобы то ни стало должно подавить воспитание частное”.

8. По сути грехи домашнего воспитания были преодолены только реформой Александра Второго, разрешившего наряду с церковно-приходскими школами и народными училищами открывать земские школы и классические гимназии.

Образование стало светским, ибо земства сами организовывали подготовку учителей и оплату их труда. Это облегчало расходы сельской общины на образование, поэтому последние охотнее соглашались на земские школы нежели, чем на церковно-приходские. В земскую школу шли учителя - подвижники, в общей струе движения интеллигенции в народ. “Народники” внесли новую жизнь в российское воспитание и образование, но подорвали религиозные его корни, поскольку были заражены общим неверием и атеизмом того времени. Возможно в этом одна из причин, что народ так безучастно смотрел, как большевики изничтожают Православие.

9. Несколько общих особенностей национального образования в России:

Надо воспитывать в духе традиционной религии и традиционного для данного народа климата, прививая любовь к родной природе, стране и национальной духовности;

Старшие должны быть примером для младших, ибо до какого-то возраста дети учатся только через подражание старшим или сверстникам;

Кто не уважает своей родины, не уважает себя и не имеет права на уважение со стороны других;

Образование охраняет социальные устои, выстраданные народом, поэтому народ вправе потребовать, чтобы к делу воспитания были допущены люди, имеющие право на это и воспринимающие работу как свой главный нравственный долг; иначе неминуем подрыв этих устоев и распад общества.


5.7.4. АВТОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПУТЬ ВЫЖИВАНИЯ:

Если мы хотим повысить информационное разнообразие в социальной системе как условие ее выживания, необходимо преодолеть главный недостаток советской системы образования - ее методическое однообразие , подчиненность единым методическим требованиям сверху донизу.

В ельцинскую эпоху кое-что было для этого сделано: разрешено вводить в школе авторские курсы. Педагоги-новаторы стали не белыми птицами в черной стае, а маяками, на которых равнялись другие. Вместе с тем это движение совсем не было поддержано со стороны методических отделов органов образования, поскольку оно требовало от них ломки традиционной методической парадигмы, формирования плюралистического сознания, столь чуждого им в прежние времена .

Она должна отвечать, как минимум, двум противоречивым требованиям:

Соответствовать общей парадигме образования.

Есть одна трудность с реализацией двух этих вполне законных требованияй: общей парадигмы пока нет, соответствовать-то нечему.

Тогда остается ее придумать. Поделюсь опытом изобретения такой общей парадигмы в преподавании культурологии.

Традиционно это предмет излагается чисто исторически, как набор примеров: в такой стране в такое время были рождены такими-то авторами такие-то шедевры. Единство и целостность развития культуры раскрываются в лучшем случае на примерах их общих стилевых характеристик, определенных, не зависимых от времени, места и личности автора, особенностей культурного развития.

Но такой подход не дает ответа на простой вопрос: почему до определенного времени личность автора в искусстве не имела значения , потом возросла, потом снова, как, например, в наши времена, оказалась приниженной?

Культурология есть маятниковое движение от социологии, часто вульгарной, к - искусствоведению, в котором роль зрителя почти полностью игнорируется.

Меня такой подход не устраивал, поскольку казался мне голой эмпирией и дрейфом по общему течению. Мне всегда хотелось обладать “лица необщим выраженьем”.

В результате, опираясь на четырехчастную схему: Реальность-Произведение-Автор-Зритель, я изобрел способ и теоретического и эмпирического описания хода развития культуры, который не только фиксирует прошлое, но и предсказывает будущие тенденции в развитии.

Модель имеет четыре системообразующих элемента: Объект- Метаобъект-Субъект-Метасубъект, и четыре слоя внутри самой системы их связей: Миф-Норма-Факт-Инновация.

а) Мифологическим сознанием заполнено пространство вокруг находящего в доминирующем положении Объекта (Реальности) - языческое и фольклорное искусство;

б) Нормативным сознанием заполняется пространство вокруг доминирующего Метаобъекта - религиозное и партийное искусство;

в) Фактологическим сознанием пронизано пространство вокруг авторской доминанты Субъекта - реалистическое, авторское искусство;

г) Инновационным сознанием покрывается пространство вокруг Метасубъекта, находящегося в доминантном положении, - искусство Будущего, которое условно можно назвать “фантастическим реализмом”.

Эта модель хорошо описывает закономерности истории искусства, смену стилей и авторских позиций в культуре , а, главное, дает возможность понять возрастающую от эпохи к эпохе роль зрителя, доминирующего в финале развития любой культурной системы.

Кроме того, она дает возможность установить некую Иерархию и внутри каждого элемента, возьмем, к примеру, Метасубъект:

б) социология культуры имеет дело с групповым восприятием;

в) культурология изучает историю мировой культуры, следовательно, в качестве элемента выступает все человечество;

г) в глобальном плане им выступает духовный Космос, а шире - Господь Бог, вещающий нам свои истины устами художника. Это пространство Диалога.

Тонкость последнего этапа заключена в том, что Бог выступает как целостность Субъекта-Метасубъекта, ибо он и художник и зритель одновременно в рамках вселенского духовно-культурного процесса. Но уровень целостности инновационного искусства столь высок, что подобное единство внутри его вполне приемлемо.

Эта модель служит очень хорошим способом преподнесения слушателям разнопланового материала мировых культурных реалий, в частности , диаметрально противоположных ценностей западного и восточного искусств. Нельзя понять специфику восточного искусства, если исходить из модели, что западноевропейское искусство - вершина мировой культурной мысли. Кроме того, что сие фактически не верно, оно не позволяет оценить смысл восточного искусства и его огромный вклад в мировую культурную динамику. Обратная точка зрения также мало продуктивна.

5.7.5. ДУХОВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - КЛЮЧ К РЕФОРМЕ:

Исходя из вышеизложенной модели инновационной культуры, к исследованию и образованию которой приступает в ХХ1 веке весь мир, можно утверждать, что инновационый подход повторяет в некоторых чертах подход мифологический, а потому МИФ помогает нам понять, что такое ИННОВАЦИЯ.

Как явствует из истории российского образования, на первом этапе светское и религиозное образование были слиты в некоем раннем синкретизме. Возврат к этой первоначальной целостности неминуем и в ХХ1 веке.

Что же такое инновационное образование?

1.Упор в нем делается:

На духовных ценностях, а не на пустых теориях;

На развитии сознания, а не передаче абстрактных знаний;

На расширении самосознания, а не на технических концепциях.

2. Одно образование не является гарантией мудрости, необходимо гармоническое сочетание образования (передачи знаний) и воспитания (передачи ценностей, духовных идеалов и нравственных нормативов). Целостность научного образования и духовного воспитания – единственное, что может гарантировать наше выживание в экстремальных условиях , к порогу которых приближается мир.

3. Инновация - это постоянное сотворение нового, но не ради чистого творчества, а во имя выживания. Инновация становится человеческим измерением и нашим ответом на вызов природной и космической среды, проявляющийся в нелинейном поведении планеты: потопах, цунами, землетрясениях, извержениях вулканов, наводнениях, возможном и весьма опасном сближении планеты с кометами, метеоритами и другими небесными телами.

Неспособность к инновационному творчеству в экстремальных условиях - это гарантия поражения Человека и онтологического краха Бытия.

4. Инновационное образование - это экологическое образование. По сути, в будущем можно будет ограничиться преподаванием одной экологии, но во всех мыслимых разрезах:

Творческом;

Социальном;

Психологическом;

Биологическом;

Техническом;

Космическом;

Естественно-научном;

Гуманитарном и т.д.

5. Изучение каждого предмета будет иметь смысл, если становится по мере обучения ясно, как этот предмет изменяет Человека или экстремальную ситуацию, в которой находится этот Человек. Иногда мы не в состоянии изменить ситуацию , как минимум, тогда мы должны стремиться изменить нашу точку зрения на нее, ее оценку, иначе она возьмет над нами вверх. В экстремальных условиях это всегда чревато Смертью.

6. Любое знание должно иметь четкие границы ответственности, за которыми таится опасность вредных его последствий. Нам не нужны знания вне моральной оценки условий их применимости. Опыт безнравственного знания уже привел нас к экологическому кризису, Чернобылю и прочим экстремальным ситуациям, в которых вроде бы никто не виноват. Такое не должно повториться.

7. Надо решительно отказываться от принятия решений на основе одного принципа экономической целесообразности, не учитывающего нормы социальной и психологической ответственности людей за принимаемые решения. Марксизм - не инновационная наука, он должен быть решительно отставлен, ибо не поможет нам выживать в условиях глобальной ЭК.

8. Знания должны иметь прагматический уклон, но не должны противоречить идеалам духовно совершенствующего человека. Нам нельзя впредь расширять разрыв между Реальностью, которой обучают в школах и вузах, и существующими как бы отдельно нравственными Идеалами. Этот разрыв и привел к доминирующей в данный момент технической цивилизации, поставившей человечество на грань выживания.

9. Поиск истины сам быть должен истинным, поэтому содержание курсов должно соответствовать методам обучения. Если мы хотим вложить в учеников творческое, инновационое содержание, то и методы обучения должны быть соответствующими: не монологическими, а диалогическими. Обучение должно быть взаимно интересно и преподавателям и ученикам. Не только ученики должны учиться в ходе преподавания, но и сами учителя.

5.7.6. Стратегическая образовательная инициатива (СОИ):

В конце девяностых годов президент научного фонда «Интеллект и выживание», д.э.н., академик Международной академии наук Высшей школы Елена Мельникова выпустила рекламный буклет с изложением проекта «Стратегическая образовательная инициатива» (СОИ) «Образ России – 21 век». Она так сформулировала основную задачу СОИ – «развить в России реальную, выгодную и прагматическую потребность в знаниях, образовании, новых формах жизни, эффективном управлении и обеспечить возможность её удовлетворения в интересах государства, бизнеса, каждого гражданина и его семьи». (Общая библиография №1, стр.1)

Недооценка российского интеллекта в эпоху Перестройки совершенно верно отмечена в этом документе. Эта точка зрения совпадает с нашим предвидением о возрастании роли инновационного сознания в будущем развитии страны и всего мира.

Именно поэтому мы хотели обратить внимание читателя на этот документ, хотя итогов развития этой инициативы мы пока не обнаружили.

Почему Инициатива названа «стратегической?» Как считает её автор, основная проблема России конца 20 и начала 21 века – катастрофическая нехватка современного знания, интеллекта, как на всех уровнях управления страной, так и в промышленной и финансовых сферах, производстве услуг, торговле, бизнесе, организации и управлении образованием.

Благодаря интеллекту земная цивилизация стала единой, основные структурные нити этого единства уже намечены:

Увеличение роли инновационных технологий во всех сферах жизни;

Информационное единство мира через Интернет и другие электронные системы связи;

Увеличение количества времени, которое молодежь тратит на образование;

Выдвижение науки и культуры на ведущие места в определении векторов развития современного социума.

Не экономика и бизнес будут править миром нового века, а наука, искусство и инновационные знания.

Россия в 20 веке надеялась внести свой вклад в этот процесс с помощью идеи мировой пролетарской революции, но оказалась на задворках истории, хотя была одной из двух ведущих держав мира. Как пишет Е.Мельникова, «по планете шествует не советская власть и коммунизм, а интеллект, капитал, труд и деньги, создающие новые образы, смыслы и организованность на всей территории земли». (№1, стр. 17)

Но может ли Россия преложить миру новый прорыв в технологических инновационных разработках, которая выиграла бы по эффективности конкуренцию с остальным миром? После 15 лет Перестройки очень многим кажется, что нет. Однако это не так!

Как считает один из выдающихся музыкантов современности, пианист и дирижер М.Плетнев, «Сегодня на Западе признают, что в определенных областях, как правило, в науке или в искусстве, - русские могут превосходить европейцев. Если в Германии на какой-нибудь музыкальный конкурс приезжают российские исполнители, то сразу слышится: «Они выиграют. Первое место потеряно!» (Библиография к этому разделу № 2, стр. 10)

На самых передовых направлениях науки и культуры мы еще можем конкурировать с Западом. Уступили мы только в потребительской сфере, но, возможно, это не самое главное.

Россия всегда славилась лучшей в мире образовательной системой . Но сегодня мы проигрываем в этой сфере, ибо пока еще не оценили специфику современной ситуации. Образование во всем мире становится не столько сферой получения знаний, сколько «процессом формирования интеллектуальных потенциалов: образов, обликов, смыслов, функций, систем знаний и навыков». (Общая библиография, №1, стр. 17)

Решающим фактором образования сейчас становятся качество и культура. Человек, работающий с ноутбуком, в грязной и обшарпанной квартире, - это, в конечном итоге, ущербный человек, он проигрывает битву в образовательной сфере, сам того не подозревая, на психологическом уровне.

Решающий фактор - не знания, а точнее – не только одни знания, но и психологический настрой и окружающая человека культурная среда. На первый план выходит духовная культура, ибо именно она является главным ресурсом инновационного образования и инновационной культуры человека вообще.

В России уровень и престиж образования падает, в сравнении с 1989 годом примерно в два раза уменьшилось количество человек, считающих, что спасение России – в высшем образовании.

Но что делать молодым людям студенческого авозраста, если не идти в вузы? - ПОПОЛНЯТЬ РЯДЫ КРИМИНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ИЛИ СТАНОВИТЬСЯ БИЗНЕССМЕНАМИ?

Ни то, ни другое, не есть выход из положения.

СОИ – это общественная инициатива, государство денег на её развитие не выделяет, бизнес пока также не почувствовал жизненной для себя в этом необходимости. Дело за пропагандой и агитацией. Законы мировой конкуренции скоро все поставят на свои места.


ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

1.Как вы считаете, что важнее для вашего будущего – информационный уровень накоплений или духовное развитие вашей личности? Что больше всего способно повлиять на ваш успех в будущем мире?

2.Отмечаете ли вы для себя необходимость в познании инновационных технологий в той сфере, в которой работаете или учитесь , а также в чем это выражается?

3.В чем Россия потеряла свои позиции в сфере образования, которые до Перестройки считались «самыми передовыми в мире»?

4.Удалось ли вам в жизни встретиться хотя бы с одним представителм «авторского образования», а если «да», то, что вы от него получили?

5.Как вы себе понимаете необходимость в инновационном образовании в вашей сфере бытия?

6. Инновационные технологии плюс духовность – являются ли они единственными спасителями нашего образовательного ценза для повышения уровня конкуренции наших специалистов во всем мире?

7. Почему Россия, благодаря развалу Перестройки, получила шанс перед развитыми станами в деле преодоления глобальной Экокатастрофы?

8. Какие основные глобальные изменения, если мы выживем, спровоцирует в мире глобальный экокатаклизм?

9. Какие параллели вы видите в Сотворении мира и его Экогенезисе?

10. Способна ли «Духовная Экология» стать программой выживания мира в условиях глобального экокатаклизма ?
Библиография этого раздела:

1. Е.Мельникова «СОИ – Стратегическая Образовательная Инициатива: «Образ России – 21 век», - М., Издание научного фонда «Интеллект и выживание», 2000г.

2. М.Плетнев «Чем вылечить душу?» - газ. «Аргументы и факты», № 15, 11-17 апрреля 2007 г., стр. 10.

3. Романо Гвардини «Конец Нового времени» - ж-л «Вопросы литературы», №

4. Х. Шефер «Мост между мирами. Теория и практика электронного общения с Тонким Миром». – СПБ., Невская Перспектива, 2005 г.

5. Н.А.Козырев «Неизведанный мир». – Ж-л «Октябрь», № 7, 1964 г.

6. Ю.М.Лотман «Культура и взрыв» - М., Гнозис, издательская группа «Прогресс», 1992 г.

7. Ф.И.Тютчев «Россия и Запад. Книга пророчеств», - М., Свято-Тихоновский Богословский институт, 1999 г.

8. А.Н.Кочергин, З.Ф.Цайер «Информациогенез и вопросы его оптимизации» - Новосибирск, Наука, 1977 г.

9. В.В.Малявин.”36 стратегем”, - М., Белые альвы, 1997 г.

10. «Фен Шуй, практическое руководство. Основные принципы. Багуа. Ло-шу. Тысячелетний календарь». - Москва, ЭМАХО, 1998, стр. 80-176.

6.Глава пятая: «МЕТОДЫ ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»:

«Нет в мире ничего прекрасней Бытия. Безмолвный мрак могил – томление пустое.

Я жизнь свою прожил. Я не видал покоя. Покоя в мире нет – повсюду жизнь и я».

Ник. Заболоцкий

6.1.Инструментальные методы:
Инструментальными методами анализа называются методы, использующие какие-либо специальные инструменты: термометр, счетчик Гейгера, компьютер и т.д., лабораторию химического экспресс-анализа и т.д.
6.2. Полевые методы исследований:
Методы "полевого исследования" или "полевые методы" предполагают их использование в конкретном месте функционирования объекта наблюдения, или в приближенном к нему. Таковыми мы считаем социологические методы: наблюдение, анкетный опрос и интервью.
6.2.1. Н а б л ю д е н и е:
В первую очередь к ним относится социологическое наблюдение, проводимое с целью целенаправленного изучения ограниченной в пространстве совокупности объектов(как правило, инидивидуумов или групп), пребывающих в своих традиционных рамках бытия, для отыскания смысла этого бытия, который непосредственно не задан. Наблюдение начинается обычно с формулирования задачи исследования и включает:

Выбор адекватного задаче способа наблюдения;

Осмысление системы методических приемов наблюдения;

Обеспечение надежности: отказ от преждевременных обобщений, многократность наблюдения, постоянный перекрестный контроль;

Шкалирование полученных результатов;

Оформление результатов и контроль их непротиворечивости;


Важнейшим условием спеха наблюдения является присутствие наблюдателя, способного не искажать естественный ход наблюдаемого процесса. Поэтому рекомендуется "включенное наблюдение", когда наблюдатель сам становится частью изучаемой группы или объекта наблюдения. Однако, это повышает уровень субъективности получаемых результатов. Поэтому можно использовать и невключенное наблюдение, скрытую видеозапись, к примеру. При этом возникают определенные нравственные проблемы, тонко подмеченные в американском художественном фильме Ф .Копполы "Разговор".

Наблюдение как метод исследования чаще всего является только способом первичного накопления материалов для работы и требует последующего более серьезного исследования. Так "В.Б.Ольшанский, в то время сотрудник Института философии АН СССР, изучая ценностные ориентации и идеалы рабочих, поступил на завод имени Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев. За это время он достаточно сблизился с рабочими, чтобы составить программу последующего формализованного обследования путем интервью, опросов и групповых дискуссий."(Литература к разделу, 1, 118)

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Мнемические процессы 5

1.1 Сущность и виды памяти 5

1.2 Понятие мнемических процессов и их состав 7

2 Традиции и инновации в образовании 14

2.1 Традиционное образование 14

2.2 Инновации в образовании 17

2.3 Критерии педагогических инноваций 23

2.4 Дистанционное обучение как нововведение 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ

В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед нами практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлеется. По мере усложнения человеческой деятельности, в которых она совершается, приходиться, не полагаться на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную задачу запоминания.

Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой функции, то речь может идти лишь о некоторой очень общей и элементарной способности к запечатлению и - при соответствующих условиях - восстановлению данных чувствительности, то есть о том, что можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики.

Изучение мнемических процессов как основных компонентов познавательной деятельности в психологии определили проблему контрольной работы. Актуальность данной проблемы вызвана необходимостью изучения памяти как способности нервной систем воспринимать окружающую действительность, хранить воспринятые сведения в виде впечатлений, а по мере необходимости воспроизводить нужное точь-в-точь или своими словами.

Проблема и ее актуальность позволили сформировать тему по психологии «Мнемические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)».

Цель контрольной работы изучить мнемические процессы. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть сущность и виды памяти, 2) изучить понятие мнемических процессов и их состав.

Сейчас много говорят об инновационном развитии образования, о приорите­тах инноваций. Против этого трудно возразить, да и не следует. Уместно не поте­рять хорошие, эффективные традиции.

Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы со­держания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.

Инновации же - это новые явления в образовании, возникшие в самый совре­менный (поздний) период его развития

Встречаются такие умозаключения, когда стабильность в образовании высту­пает как синоним традиций, а, следовательно, стабильность есть негативное явле­ние в образовании. Некорректность подобных рассуждений очевидна.

Таким образом, изучение традиций как устоявшихся элементов и инноваций как новых явлений в педагогике определило проблему контрольной работы.

Актуальность данной проблемы необходимостью создания широкой концепции образования и воспитания, которая бы апеллировала к живому человеку, где воедино бы сливались требования научить, развить способности ума, взрастить и утончить нравственное чувство человека.

Проблема и актуальность позволили сформировать тему по педагогике: «Традиции и инновации в образовании».

Цель контрольной работы – изучить традиции и инновации в образовании.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) дать характеристику традиционного образования; 2) выявить сущность инновационного образования; 3) определить критерии педагогических инноваций; 4) рассмотреть дистанционное образование как нововведение.

1 МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.1 Сущность и виды памяти

Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнеми­ческие (от греч. «мнема» - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активно­сти человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.

Память - процесс сохранения про­шлого опыта, делающий возможным его повторное использова­ние в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. (10, с.115)

Сущность памяти, ее огромная важность в жизни и деятельности человека, а также сфера явлений, включенных в это понятие, вполне очевидны. В общей психологии память определяется как отражение человеком опыта посредством запоминания, сохранения и последующего воспроизведения. Из этого определения следует, что память включает целую систему процессов - процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и, что также необходимо учитывать, процесс забывания. Они различны по своей направленности, функциональной роли и основным закономерностям.

Как и любое иное психическое явление, память подразделяется на ряд основных видов. Во-первых , разделяют произвольную и непроизвольную память. Они различаются, соответственно, по наличию или отсутствию специальной - осознаваемой цели что-либо запомнить. Если такая цель есть и она осознается человеком, то имеет место произвольная память ; если же ее нет и запоминание происходит помимо осознания, попутно с решением каких-либо иных задач и выполнением, других действий, то память приобретает непроизвольный (механический, «автоматический») характер. Во-вторых , память подразделяют на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память - память на чувства, эмоции, оценочные отношения к действительности. Образная память - это память на целостные наглядные представления, на образы и картины внешнего мира. Особой разновидностью и высшим проявлением образной памяти является эйдетическая память . Человек при этом не просто помнит какой-либо образ, но и как бы видит его во всех мельчайших подробностях. Словесно-логическая памят ь как ее важнейший вид - это память на вербальную, смысловую, знаковую информацию. В-третьих , память разделяют по признаку того анализатора, который предоставляет информацию для запоминания, и выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, кинестетическую память . В-четвертых , по времени сохранения информации память подразделяют на долговременную и кратковременную . В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение информации после неоднократного ее повторения, кратковременная память характеризуется очень малым временем сохранения после однократного и очень непродолжительного предъявления, а также немедленным воспроизведением.

Специфическим видом памяти, имеющим черты как кратковременной, так и долговременной памяти, является оперативная память . Это - система мнемических процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, которая поступает по ходу выполнения действий и которая необходима только для достижения цели данного конкретного действия. Наконец, в зависимости от индивидуальных различий мнемических процессов, существует разделение на типы памяти - наглядно-образный, словесно-логический и комбинированный (промежуточный) типы. Первый из них характеризуется лучшим развитием наглядно-образной памяти. Он чаще встречается у людей так называемого художественного типа (более эмоциональных, впечатлительных, склонных к непосредственному и конкретному восприятию действительности). Второй характеризуется лучшим развитием словесно-логической памяти. Он чаще встречается у людей «мыслительного» типа (склонных к рациональному, объективному и обобщенному восприятию мира). Комбинированный тип включает в себя элементы первых двух, причем оба они достаточно сильно выражены, и является, поэтому оптимальным.

Таким образом, все эти и многие другие общепсихологические закономерности изучаются в специальном разделе психологии - психологии памяти, являющейся в настоящее время одной из наиболее развитых областей психологии. Все они, безусловно, значимы для любой профессиональной, в том числе и управленческой деятельности. (1, с.465)

1.2 Понятие мнемических процессов и их состав

Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной деятельности человека и неразрывно связаны с перцептивными и интеллектуальными процессами. Образы памяти называются представлениями.

Память – процесс закрепления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память как основа психической деятельности занимает особое место среди психических познавательных процессов, обеспечивая их преемственность и объединяя их в единое целое. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Отсутствие памяти – амнезия. (8, с.37)

Основные процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное. (8, с.37)

В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связан­ные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслу­живающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемиче­ских приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.

Дана сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Именно инновационная деятельностьне только создает основу для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, способствует личностному росту обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Матузова Светлана Владимировна

Преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова», с. Слобода

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании».

Изменения в характере обучения в последнее время происходят в системе глобальных образовательных тенденции. К ним относятся: массовый характер образования и его непрерывность, значимость для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация процесса образования к потребностям личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и принимать активную позицию в обществе.

Учебный процесс охватывает следующие типы обучения: "поддерживающее обучение" и "инновационное обучение". "Поддерживающее обучение" - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта. Такой тип обучения относится к традиционному. "Инновационное обучение" - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций связан с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым с его обогащением.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении .

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Главной целью инновационных технологий образования является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Данные педагогических исследований показывают, что общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на изложение нового материала, его закрепление учениками, оценивает результаты. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде. Учитель является единственным действующим лицом учебного процесса.

На протяжении ряда последних лет в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, создание для обучаемого возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но и активно познавать мир, самому искать ответы. В этом направлении ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.

Традиционная педагогическая система, эффективность которой согласно статистическим исследованиям составляет не более 60%, не может быть реорганизована единовременно по всем параметрам. Требование постепенности - одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере .

Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Репродуктивное обучение направлено прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, которое гарантирует эффективные результаты в рамках традиционной ориентации. Проблемное обучение направлено на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности на основе рефлексии. Соответствующий поисковый подход к обучению формирует опыт самостоятельного поиска обучаемыми новых знаний и применения их в новых условиях, опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Основными вариантами модели поискового подхода являются модель обучения на основе систематического исследования, игрового моделирования, дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений. Поисковый подход ставит педагога в позицию партнера по учебному исследованию, предполагает личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся. Обучаемый же играет активную роль участника исследования, игры, дискуссии в учебном процессе.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие учащихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности . Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся.

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания .

Наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-ориентированного подхода, коммуникативно-диалоговой, проектной, учебно-игровой деятельности. Без применения информационно-коммуникативных технологий образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Практика показывает, что для реального профессионального роста недостаточно простого знакомства с теми или иными образцами педагогического опыта, ощущения секретов и тонкостей педагогического мастерства. Практическое освоение данных технологий должно давать результат. На занятиях педагог должен заниматься формированием гражданских качеств, социально-ответственного поведения, конструктивного участия в обмене мнениями, ориентировать на внимательное, непредвзятое отношение к событиям, фактам, а это значит, такими качествами он должен обладать сам. Ведь нельзя развивать и формировать у учеников то, что внутренне чуждо или безразлично самому учителю. Возникает проблема профессиональной и личностной готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе. Тонкости освоения современных активных форм и методов обучения определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними ожиданиями по отношению к учителю.

Какими же качествами должен обладать педагог в современном образовании? Во-первых, испытывать искренний интерес к ученику. Невозможно имитировать терпеливое выслушивание, заинтересованное внимание, стремление узнать его точку зрения, интерес к его суждениям, впечатлениям. Во-вторых, обладать гибкостью в ведении обсуждения, обмене мнениями, сжатому, лаконичному подведению итогов, выражать свои мысли, не подавляя мнение окружающих. В- третьих, быть терпимым. Спокойно воспринимать ошибки в фактах, логике рассуждений. Уметь побуждать учащихся к уточнению мысли без стремления одернуть, оборвать инициативу.

Положительное отношение к личности ребенка, восприятие его мыслей, интересов, чувств, доброжелательность, принятие личности ребенка должно быть приоритетным в образовательном процессе.

Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям .

Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в образовании.

Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Список литературы:

1. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

2. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php (дата обращения: 22.10.2012)

4. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.

Обращение к рассмотрению соотношения традиций и инноваций в современном образовании является результатом осознания размаха и динамизма происходящих в современной школе преобразований. Мы являемся очевидцами интереснейших процессов, обнажающих способность культуры к самовоспроизведению и внутреннему самодвижению. Важнейшими приметами таких культурно-созидательных процессов в сфере образования является возрождение общественно-педагогического движения в 80-е гг. ХХ столетия, проявившегося в возникновении уникального явления учителей-новаторов и «педагогики сотрудничества» и обусловившего постановку вопроса о необходимости научной разработки педагогических средств гуманизации и гуманитаризации школы. Не меньший интерес в этом плане представляет период 90-х гг., ознаменованный расцветом активности педагогов – создателей альтернативных и авторских школ. Таким образом, способом и механизмом существования современной школы становится ее саморазвитие , источником которого выступает творчество учителей, их инновационная деятельность , реализующаяся в создании школ нового типа, в разработке и введении в педагогическую практику элементов обновленного содержания образования и новых образовательных технологий, в установлении более тесных связей между наукой и практикой, наконец, в изучении и достаточно масштабном использовании мирового педагогического опыта. Как видим, современная образовательная ситуация обнаруживает массовый характер применения нового. В связи с этим обостряется потребность в осмыслении понятий «новшество», «инновация», «инновационный процесс» и др., а также в постижении особенностей процесса распространения инноваций в образовании.

Слово «инновация» (innovatio) имеет латинское происхождение, и в переводе оно означает «возобновление», «изменение», «обновление», «введение чего-либо нового». Понятие «инновация» (нововведение) определяется и как новшество и как процесс введения этого новшества в практику (инновационный процесс).

Инновация (нововведение) в той или иной сфере жизни и деятельности человека – это целенаправленное изменение, связанное с созданием, распространением и использованием новых относительно стабильных элементов, называемых новшествами . Целью такого нововведения является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами , что приводит к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнеспособности. Важно отметить, что инновационный процесс предполагает не вообще какие-то изменения, т.е. новшества ради новшеств, а только такие, которые обеспечивают появление качественно иного состояния , пересмотр устаревших норм и положений, способов действия, а зачастую и полный их пересмотр. Следует подчеркнуть, что сущностными характеристиками инновации является ее производность от творческих затрат человека и противоречивость ее содержания существующей традиции , представляющей устойчивый и значимый компонент культуры.

Содержание традиций в различных сферах жизни человека является базовой характеристикой культуры общества. Наиболее существенными из них овладевает каждый человек в процессе социализации. Роль традиций в культуре определяется тем, что они являются носителями культурного богатства общества, выработанного предшествующими поколениями. Традиции несут в себе содержание, связывающее времена посредством передачи из поколения в поколение аккумулированного опыта с помощью механизмов преемственности. Вместе с тем традиция живет лишь в деятельности людей, которые её осваивают, «пропуская» предшествующий опыт через свое собственное понимание мира, свои цели, стремления, ценности. Тем самым образуется основа для возникновения определенных противоречий с существующей традицией, поскольку творчески-созидательная природа человека не может удовлетворяться только сложившимся порядком вещей. Поэтому любая инновация возникает только в контексте основательно укорененной традиции. При этом сама традиция, породившая инновацию, никогда не остается неизменной. В зависимости от степени творческости инновационных усилий человека традиция может либо трансформироваться, наполняясь новым содержанием, либо разветвляться, порождая новые традиции. Как видим, традиции и инновации являются взаимонеобходимыми с точки зрения развития культуры. Более того, сама творческая деятельность выступает по существу как творческое развитие традиций, обеспечивающее их непрерывность и обогащение культуры.

Какими же могут быть инновации в области образования? Французский ученый Э. Брансуик различает три возможных вида педагогических новшеств, обусловливающих инновации в образовании:

    полностью новые и ранее неизвестные образовательные идеи и действия; таких полностью новых и оригинальных идей очень мало; в качестве примера можно привести интенсивно разрабатываемую сегодня идею взаимодействия человека и машины и обусловленные этим подходы к организации образования на основе использования нового средства – компьютерной техники;

    самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные и переформулированные идеи и действия, которые приобретают особую активность в определенной социокультурной и образовательной среде и в определенный период; к примеру, в связи с этим можно говорить об идеи дифференциации, которая существенно актуализировала свою значимость и приобрела обновленные способы реализации (в частности, технология уровневой дифференциации или классы педагогической поддержки) сегодня, в условиях повышенного внимания образования к интересам развития индивидуальности ребенка;

    педагогические новшества, обусловленные образовательной ситуацией, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях актуализируются некоторые ранее существовавшие действия и технологии, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех реализующихся в них образовательных идей; например, коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко) или обучение в парах сменного состава, который был разработан в 20-х гг. ХХ столетия Александром Риманом и успешно используется сегодня в связи с вновь возникающей необходимостью решения задач обучения школьников сотрудничеству в условиях обучения.

Анализ инновационных процессов в образовании требует обратить особое внимание на то, что использование нововведений далеко не всегда дает положительный результат. Так, например, использование семинарских занятий в старших классах школы вместо предполагаемого повышения качества результата образования – вывод учащихся на уровень проблемного освоения учебного материала, расширение степени познавательной свободы и переход на диалоговый характер обсуждения выдвинутых на семинарское занятие вопросов – на самом деле зачастую не привносит никаких качественных изменений или даже оборачивается негативными последствиями. Из-за этого некоторые учителя, иногда даже незаметно для себя, сводят методику проведения семинаров к методике проведения урока или зачастую вообще отказываются от семинарских занятий, не видят их специфических особенностей по сравнению с уроком и поэтому не могут обеспечить их должной реализации. Подобная ситуация, как нам представляется, возникает из-за игнорирования ряда обстоятельств, внимание к которым позволяет по возможности снять возникающие затруднения и в большей степени предопределить появление положительного результата образовательных инноваций.

Во-первых , вводимые новшества не всегда являются средством решения задач, актуальных для данного ребенка, данного класса, данной школы . Это объясняется тем, что зачастую реальные противоречия, возникающие у школьников, не выступают истинной причиной образовательных нововведений. В этом смысле небезынтересны результаты исследований, 27 которые, в частности, фиксируют, что доминирующими мотивами обновления педагогической стратегии и тактики для многих учителей является не стремление решать кардинальные проблемы детей и школы, мешающие им развиваться, а стремление апробировать как таковые новые методы и приемы работы, без четкого осмысления их целевого назначения, без понимания концептуальных идей и подходов, реализующихся через них и т. п. По нашим данным более трети опрошенных учителей на вопрос о том, чем продиктован выбор той или иной образовательной инновации, давали примерно следующие ответы: «хочу попробовать …», «завучи требуют нововведений …», «моя коллега так делает …», «методисты ИУУ рекомендовали использовать …» и т.п. Другим не менее распространенным мотивом (около 36% учителей по данным приведенного исследования) является стремление сделать учение интересным для детей. При этом забывается самое главное. А именно, что новые подходы к организации образования могут быть опробованы, но с их помощью не устранены конкретные противоречия и несовершенства, которые и должны стать предметом специальной заботы педагога. Или существует немало педагогических «хитростей», с помощью которых учитель имеет возможность вызвать интерес школьников к учению, однако еще более значимым и важным в педагогическом отношении является вопрос о том, какими средствами это достигалось. Действительно, можно сделать учение ситуативно-привлекательным для учащихся, не обращаясь к глубинным сторонам их личности, когда проявление интереса обусловлено непосредственным влиянием специальных усилий учителя (к примеру, использование занимательных фактов, акцентирование «прагматического» значения изучаемого материала и т.п.). Однако это не может гарантировать перехода интереса на смысловой уровень, превращение его в характеристику устойчивого положительного отношения школьника к учению и, следовательно, качественного обновления его познавательной позиции. Поэтому, осуществляя инновационную деятельность, учитель должен выявить реальные противоречия, характеризующие проявления школьников, и отобрать новшества, ориентированные на их преодоление.

Во-вторых , нельзя не принимать во внимание, что каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и направлено на решение вполне определенных задач. Поэтому нельзя выбирать средства обновления образовательного процесса на основе только личных вкусов, симпатий, по принципу «нравится – не нравится». Взамен требуется грамотный профессиональный анализ ситуации и анализ педагогических возможностей предполагаемых средств ее обновления .

В-третьих , следует подчеркнуть, что любое педагогическое средство имеет две стороны: собственно технологическую , связанную со спецификой используемых действий и операций, и личностную , проявляющуюся в том, что индивидуальные особенности учителя (уровень его профессиональной компетентности, степень коммуникабельности, уровень обаяния и эмоциональности и т.п.) влияют на эффективность его введения в образовательный процесс. Причем отмечались случаи, когда освоение новой идеи с невыраженными педагогическими возможностями давало гораздо больший эффект, нежели ожидалось, если этим занимался педагог-мастер, обладающий мощным внутренним потенциалом и личностной масштабностью. И, наоборот, случается, что потенциально богатая образовательная идея гибнет, попадая в руки к неглубокому профессионалу и неяркой личности. Например, реализация в школе идей развивающего обучения требует не только освоения соответствующей технологии, но и совершенно иных по сравнению с сообщающим обучением личностных проявлений учителя – готовности к сотрудничеству с ребенком, личностной открытости учителя, естественности эмоциональных проявлений, готовности к многовариантности, гибкости в перестройке реального хода образовательного процесса и т.п. Опыт показывает, что если при этом технологический аспект развивающего обучения не усиливается его личностной составляющей, то в результате мы наблюдаем минимальный образовательный эффект, не позволяющий говорить о полноценном воплощении педагогических возможностей развивающего обучения. Поэтому, используя педагогические новшества, необходимо учитывать соответствие личностных характеристик создателей новшеств и их пользователей, ибо личностная сторона педагогических средств оказывает существенное влияние на результативность обновления образовательного процесса.

Таким образом, анализ обстоятельств, обусловливающих грамотное использование в образовательном процессе нововведений, убеждает в том, что не все новое целесообразно отождествлять с прогрессивным и современным. Этот вывод оказывается предельно значимым для нас именно сегодня, когда школа и вся система образования буквально охвачены инновационным «подъемом». В таких условиях учителю важно понимать, что прогрессивны и современны такие методы, формы и средства образования, которые эффективны с точки зрения влияния их на развитие личности школьника. Иными словами, современны все те педагогические средства, которые позволяют учителю оптимальным для школьников путем поднимать их на более высокий уровень образованности, при этом исходить из необходимости оказания ребенку надежной педагогической помощи и поддержки в преодолении противоречий, возникающих в ходе его личностного становления. Поэтому можно сказать, что по своему смыслу понятие «инновация» связано не столько с созданием и распространением новшеств, сколько с изменениями в образе деятельности учителя, в стиле его профессионального мышления, в системе его педагогических ценностей , требующих осознанного обновления педагогических способов действия. В таком контексте вопрос о соотношении традиций и инноваций в образовании приобретает особое звучание: по отношению к чему происходит изменение, от каких профессиональных приоритетов мы отталкиваемся, начиная творческий педагогический поиск, каковы точки отсчета и принципиальная схема нашего инновационного действия. Отвечая на эти и другие аналогичные вопросы самым общим образом, позволим утверждать, что традиции в образовании связаны с просматриванием и истолкованием его через призму просвещенческой образовательной парадигмы, представляющей образование как процесс социализации человека, ядром которого является передача подрастающим поколениям необходимого для жизни социального опыта. Вместе с тем источник инновационных образовательных возможностей лежит сегодня в плоскости гуманистической образовательной парадигмы, ориентирующей педагогическое сообщество на акцентирование не столько адаптационной, сколько окультуривающей миссии образования, центром которой становится обогащение духовных и творчески-созидательных возможностей человека.

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые организаторы и участники Рождественских чтений!

В последние годы много говорится об инновациях в образовании. Так, однажды на августовской Новосибирской городской конференции учителей ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасев сказал, что, по его мнению, период полураспада специалиста в образовании - 10-15 лет. Т.е. через 10 лет педагог, если он не следит за новшествами, уже не способен работать учителем. С этим мнением нельзя не согласиться.

Значит, с одной стороны, учителю необходимо реагировать на те изменения, которые несут нескончаемые реформы системы образования и так называемые инновации. С другой стороны, нелепо опрометчиво забывать о российских педагогических традициях, которые веками формировали российскую школу.

В статье 2 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, даются понятия образования и воспитания:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения (заметим, что воспитание стоит на первом месте - А.М.);

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности… на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании к Федеральному собранию от 13 декабря 2012 года сказал: «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп… Дефицит того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Президент пояснил, что имеет в виду такие явления, как милосердие, сострадание, сочувствие. Также Путин подчеркнул: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей». Носителями традиционных ценностей являются Церковь, семья и школа.

Дефицит духовных скреп порождает серьезные противоречия в современной школьной системе воспитания и обучения. Поясним, в чем заключаются эти противоречия, и обоснуем следующий тезис: противоречия в современной системе воспитания и обучения разрешаются на путях синтеза образовательных традиций и инноваций.

Основное противоречие заключается в следующем. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, наряду с предметными результатами, ученик должен достичь метапредметных и личностных результатов. Однако очень часто понимание метапредметных и личностных результатов сужается до способности к самообразованию, умения добывать информацию, проявлять лидерские качества и т.п. Этим часто подменяется собственно воспитание, привитие традиционных духовно-нравственных ценностей.

Постепенно забывается мысль Василия Андреевича Жуковского, воспитателя великих князей: «Образование - это воспитание для доброделания».

Посмотрим, к чему же это приводит.

Фёдор Михайлович Достоевский однажды заметил в «Дневнике писателя»: «Учитель - это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, построите школ, но учителей сейчас не наделаете». Если, по мнению Достоевского, народный учитель держится преданиями, т.е. традициями, значит, без обращения к многовековому российскому и европейскому педагогическому наследию невозможно выстроить добротную систему образования.

Учитывая лучшие педагогические традиции, обратим внимание на два момента.

Первый. В самом понятии «школа» звучат смысловые нотки преемственности и традиций. Ведь мы же говорим, например, «русская певческая школа», «советская школа фигурного катания» и т.п. Поэтому в словах «средняя школа» нам должно слышаться не только образовательное учреждение, но и вековые образовательные и воспитательные традиции Каменского, Ушинского, Сухомлинского, наследниками которых мы себя считаем.

Второй момент. В таких новых понятиях, как «образовательные компетенции», «умение самостоятельно добывать знания», «работа с талантливыми детьми» и т.д. - не так много нового, как может показаться на первый взгляд. Разве не тому же самому учила нас советская школа? Разве не тех же самых целей достигает, например, вдумчивое прочтение учеником двух научных статей к уроку?

А возьмем понятие «деятельностный подход» и спросим: разве в советской школе был бездеятельностный подход?

До недавнего времени результаты школьного обучения оценивались по схеме «знания - умения - навыки», а сейчас оценивается «способность детей самостоятельно учиться, а также их личностные и социальные компетенции». Такой подход считается инновационным. Что же здесь существенно нового? Неужели раньше школьный учитель не развивал у своих учеников способности самостоятельно учиться? Развивал, конечно! Развивал все 10 или 11 лет! В классе, правда, не было компьютера или интерактивной доски. Но учитель-то всё равно развивал у учащихся способности самостоятельно добывать знания - учил писать рефераты и сочинения, приучал не списывать, приучал читать книги, благодаря которым ученик мог приумножать свои познания.

Вывод. С введением новшеств в учебный процесс на некотором уровне уже осуществляется синтез традиции и инновации. И на этом пути синтеза появляется возможность раскрытия потенциала педагога.

Однако уже 15-20 лет школы используют компьютерные технологии, интернет, интерактивные доски и т.д. Эти новые технологии облегчают доступ к информации, повышают наглядность обучения - это бесспорные плюсы. Но разве за это время повысилось качество образования? Улучшилась ли грамотность детей, стали ли ученики лучше решать математические задачи, повысилась ли нравственность?

Совсем нет!

Почему? Неужели эти инновации плохи сами по себе? Нет, не плохи. Плохо то, что эти инновации порой возводятся в культ и внедряются за счет пренебрежения педагогическими традициями.

Практика показывает, что наибольших успехов в учебе и в жизни достигают те люди, которые сначала приобретают элементарные знания, умения и навыки, такие как арифметический счет, написание сочинений, вдумчивое чтение книг, и только после этого получают компьютер с интернетом. И только тогда компьютер идет им не во вред, а на пользу.

Какими же именно традициями опрометчиво можно пренебречь, вводя инновации? Прежде всего, есть опасность пренебречь трудолюбием. Действительно, интернет не только предоставляет полезную информацию, но и дает возможность найти готовое домашнее задание или реферат, который можно скачать и сдать учителю, даже не читая. Это и есть пренебрежение трудолюбием.

Есть иллюзия, что труд и трудности - это препятствия на пути к качеству образования. И есть иллюзия, что новые образовательные технологии способны преодолеть эти препятствия и привести нас сразу (непосредственно) к высоким результатам учебно-воспитательного процесса.

Но ведь нас с вами традиционная русская педагогика воспитывала так, что высокие результаты достигаются не помимо трудолюбия, а через трудолюбие.

И эта мысль не есть изобретение собственно педагогики ХХ века - эту мысль еще 155 лет назад, в 1860 году, высказал Дмитрий Константинович Ушинский в «Журнале Министерства народного просвещения» в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Эта статья великого русского педагога не только очень интересна, но и поразительно актуальна, несмотря на полуторавековую давность!

В частности, в этой работе Ушинский пишет: «Без труда богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но и на их материальное благосостояние».

К сожалению, наше культурное окружение не располагает к воспитанию в детях трудолюбия. Так, уже лет тридцать мы слышим поговорку: «Хочешь жить - умей вертеться». В 80-ые годы ХХ века появилось словечко «крученый» - видимо, тот, кто умеет крутиться. В 90-ые годы появилось слово «крутой». «Чтобы жить, нужно работать, а чтобы хорошо жить, нужно придумать что-то другое» - до сих пор популярны такие анекдоты. И до сих пор не популярны поговорки типа: «Хочешь жить - умей трудиться».

Опять обратимся к образовательным инновациям.

Максим Горький в 1930 году заметил, что синематограф (так тогда называли кино) одновременно и обостряет, и притупляет чувства; обостряет поверхностное восприятие и притупляет глубокое усвоение материала. Нет ли такой же опасности при использовании интерактивной доски? Наверное, можно так увлечься интерактивной доской, что развить у детей привычку к клиповости, к мельканию.

Но спросим себя, обязательно ли интерактивная доска ведет к притуплению восприятия? Обязательно ли интернет отучает от вдумчивого усвоения материала? Наконец, обязательно ли инновации в образовании ведут к снижению качества образования?

Совсем нет! Напротив, в инновациях заложен огромный педагогический потенциал. Но раскрывается этот потенциал только в синтезе с традициями, и прежде всего в синтезе с традицией трудолюбия, в синтезе со взглядом на труд как на добродетель, как на радость, в синтезе со взглядом на труд как на путь самореализации человека, учителя и ученика.

В связи с этим уместно привести мыль Ушинского: «Только внутренняя, духовная, животворящая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

Следует отметить, что воспитание трудолюбия достигается через личный пример учителей и родителей.

И, как представляется, трудолюбие - корень, стержень, фундамент решения очень многих проблем образования.

Трудолюбие - это только одна из многих ценностей традиционной российской педагогики, а можно говорить еще и о почтении к старшим, о послушании и дисциплине, о благодарности. И все эти традиции - не ограничение прав и свобод, а путь раскрытия потенциала личности и учителя, и ученика.

Эту мысль замечательно выразил русский философ и богослов, священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины», в которой он пишет, что традиция, «…подымая на высоту, достигнутую человечеством, …высвобождает энергию … к новым достижениям, к новым творческим взлетам». Обратим внимание на слова «высвобождение энергии». Представим себе класс, в котором 30 учеников, каждый из которых вовремя приходит в школу, слушается учителя, готовится к урокам и т.д. Учителю не нужно тратить силы на установление дисциплины, на карательные меры по поводу невыполненных домашних заданий и т.п. Это ли не высвобождение энергии? Это ли не резерв для развития образования и общества в целом?

Мощный резерв развития системы образования и общества в целом кроется в синтезе лучших образовательных традиций и самых передовых инноваций, и такой синтез может осуществиться включением в число метапредметных и личностных результатов школьников таких добродетелей, как трудолюбие, честность, уважительное отношение к окружающим, скромность, послушание, благодарность, сочувствие, сострадание, милосердие.

Отрадно, что руководство страны обращает внимание на проблемы воспитания.

Благодарность, послушание, трудолюбие - это традиционные ценности российской педагогики, но это еще и христианские добродетели. А добродетели прививаются и воспитываются не столько отдельным педагогом-предметником, сколько культурной средой, всей учебно-воспитательной атмосферой. При этом важно отметить, что традиционные ценности прививаются не только ученикам, но и педагогам.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, которого еще при жизни называли совестью нации, в книге «Русская культура» писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую... Воспитывают же людей: впрямую - религия, а более сложным путем - музыка… литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков».

Значит, введение учебного предмета «Православная культура России» - это очень важный шаг в формировании нравственных основ нашего общества.

Мы понимаем - и законодательно это закреплено, - что обращение к религиозно-нравственным ценностям не противоречит светскому характеру российского образования. Также мы понимаем, что воспитание - это не ограничение прав и свобод, это путь раскрытия потенциала личности.

Обращение к педагогическим традициям России и, прежде всего, обращение к русским воспитательным традициям - это не просто один из возможных путей развития образования. Это единственный путь, на котором образовательная система может выполнять свои функции, выполнять социальный заказ.