«И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной» (Иоанн.17:19).

Иисус принес Себя в жертву за вас!

Некто молился: «Господи! Помоги нам взойти на гору вечности, туда, где веет ветер истины!» Этот ветер истины уносит копоть и гарь этого мира, которыми нам приходится дышать в греховной долине. И как бы хотелось оставаться на этой «вершине вечности» как можно дольше!

Вот оно, тихое дуновение ветра истины — Христос посвятил Себя за вас!

Слово «посвящать» в Библии означает что-то отделить, обособить, сделать предметом особого почитания и заботы. Это понятие относилось к предметам, дням, людям, которых отделяли для Господа. Так, Господь освятил седьмой день . Это значит, что Бог выделил его из всех дней, чтобы в этот день люди не занимались обычными делами, а сосредотачивались на Нем и Его слове.

Когда Господь освятил храм , это значило, что теперь весь храм и вся храмовая утварь должны служить одной цели – для совершения богослужения.

Когда Господь освятил Себе левитов , Он сказал, что они не имеют права заниматься земледелием или торговлей – их призвание служить Богу в храме

Когда Господь сказал, что Он посвящает Себя , это значит, что Христос посвятил Себя одной цели – быть нашим Спасителем. А без Голгофского креста быть нашим Спасителем невозможно.

1. Посвящение Христа было сознательным .

«И за них Я посвящаю Себя», - молился Спаситель. Он знал, за кого шел умирать.

Если говорить о знании Христа вообще, то оно поразительно всеобъемлюще. Иисус единственный, Кто в полноте знает Отца Небесного. Он знает ангелов. Он знает демонов. Он знает имя каждого небожителя, знает имя каждой звёзды. Он знает каждый атом в материальных объектах Вселенной. Христос знает, сколько людей живёт на нашей планете, и сколько волос у них на голове Пророк Давид восхищался полным знанием Бога: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда я встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:1-4).

В народе говорят: чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть. Для нас наш ближний — подчас загадка. Мы что-то знаем о нем, но не его. Христу не было необходимости даже знакомиться с человеком. «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2: 24-25). На тайной вечере Господь скажет то же самое: « Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13:18). Христу не нужно было никаких дополнительных свидетельств о людях. Он шёл на крестную смерть, зная, кто они, сколько они нагрешили, каковы их недостатки или достоинства. Он шел, говоря: «И за них Я посвящаю Себя …»

Для нас полное знание людской подноготной обернулось бы катастрофой. Вам известно очень верное, исполненное горькой иронии высказывание Уинстона Черчилля: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю свою собаку». Обычно во время брачной церемонии супруги посвящают себя друг другу «вслепую». Они предполагают, что их возлюбленный такой, каким они его себе нарисовали. Фактически они сочетаются не друг с другом, а со своим вымыслом. И когда наступает прозрение, и они узнают о неприятных чертах характера своих «половинок» — их любовь мало-помалу начинает истощаться. Приходят горечь и разочарование. Закручивается спираль конфликта: желание становится требованием; требование – потребностью; потребность формирует ожидание; неисполненное ожидание приводит к разочарованию; разочарование к гневу; гнев к наказанию. А уж наказывать мы умеем! Молчание, критика, обидные сравнения, насмешки, битье посуды, физическое насилие, разрыв отношений – вот неполный перечень «орудий возмездия».

Однако не так было со Христом! Господь в совершенстве знал греховность каждого человека. Он четко представлял Себе облик грешника, неприглядные черты которого изображены в пятой главе послания к Римлянам:

  • люди немощны .

Это значит – больные и слабые. Когда , оно не подразумевает их прикованности к инвалидным коляскам или к постелям. Речь идёт о немощи духовного свойства. Один из служителей верно заметил: «Большинство своего свободного времени мы свободны делать то, что хотим. Однако мы не свободны делать то, что нужно». Люди не делают нужного для спасения души, они не радуют Бога.

  • люди нечестивы .

Слово «нечестивы» означает «кощунники», те, кто неуважительно относится к святыне. Это порочные и развратные люди. Они сейчас на плаву. Александр Гордон сетовал: «То, что возвышает душу, сейчас запрещают, а то, что разлагает душу — разрешают» . И ему вторит писательница Нина Чагадаева: «Мат на сцене стал обычным явлением. Главный матерщинник страны, Шнуров, в течение десяти лет развращал нашу молодежь. Не все, конечно, знают, что в уголовном кодексе есть статья за сквернословие, но Шнуров не только не подвергался штрафам или арестам, ему, в Петербурге, представлялись лучшие концертные площадки ». Разносчики нечестия только потому не сидят без работы и преуспевают, что их товар без труда находит потребителя. Как говорится, спрос рождает предложение.

  • люди грешны

Грех – это осознанное или неосознанное нарушение Божьего закона. Французский эссеист Мишель Монтень сказал: «любой порядочный человек, представь он все свои мысли и действия перед законом, заслужил бы быть повешенным десять раз в своей жизни» Люди грешат не только по необходимости, но из-за пристрастия к греху. Любовь к греху нашла свое выражение в народных поговорках: «грехи любезны, доводят до бездны», «благословясь не грех, сказал убийца», «быть на свадьбе, да не быть пьяну – грешно».

  • люди враждебны

Они враги истины, враги Бога, враги Христа, враги церкви. Все их помышления, слова действия — это злой вызов Богу и вражда против Него. (Римл. 8, 7) Конечный результат эволюции всякого греха – Богоубийство: «Распни Его!»

Спаситель очень хорошо знал библейскую правду о людях. И для нас остаётся величайшей загадкой, как мог пресвятой, пламенно преданный истине, безмерно ненавидящий грех Христос возлюбить мир и принести Себя в жертву за его спасение?! «Мой ум смолкает, но сердце мне твердит, любовь великое свершает и в малом дивное творит!»

Любовь Христа – абсолютно осознанная, и оттого стойкая и неизменная. Она не знает взлетов и падений, не знает усталости, не испытывает разочарований. Она всегда на максимуме! Она вечна!

Не прячьтесь от Божьей любви, говоря: «моих грехов слишком много, чтобы быть возлюбленным и прощенным Богом». Христос знает каждую клеточку вашего тела и каждый закоулок вашей души. Вы для Него не сюрприз. Дело не столько в вашем нечестии, сколько в Его осознанном решении спасти вас и простить. Поэтому выйдите из берлоги невежества и самооправдания, вручите себя Тому, Кто посвятил Себя вам!

Ионафан неоднократно признавался Давиду в своей любви (1Цар.20:17). Признавайтесь в любви к вашему Небесному Давиду! Не измеряйте Его любовь вашим жалким опытом! В минуты духовных падений не рассуждайте: «если моя любовь способна обратиться в ненависть, то же самое может произойти и с Божьей любовью» Нет и нет! Господь постоянно обращён к вам Своим лицом, Своими очами, Своими устами, Своими руками! Он говорит: «приди ко Мне, усталый и обременённый, — Я успокою тебя».

Мы должны крепко ухватиться руками веры за сознательную посвященность Иисуса Христа нам. Не выпрашивайте никаких дополнительных подтверждений любви Господа. Никогда не говорите: «Господи! Если Ты любишь меня, пусть, произойдёт то или другое. И, тогда, я смогу убедиться в Твоей любви». Никогда не произносите таких дерзких и глупых молитв, ибо они уничижают крест! Лучшего доказательства, чем Голгофский крест Бог вам предложить не может! «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).

2. Посвящение Иисуса Христа было полным

«И за них Я посвящаю Себя» . Христос приносил в жертву не безгрешного херувима, не жертвенное животное, не золото или бриллианты, но Себя Самого. Это великая жертва!

Господь назван Альфой и Омегой! Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Ветхий Завет относит это выражение к Иегове (Ис.48:12), Новый Завет относит его ко Христу (Откр. 1:10), подчеркивая равенство Отца и Сына. Как не существует никаких букв до Альфы, так никого не существовало до Христа. И как не существует никаких букв после Омеги, так ничто не может существовать после Христа. Он – полновластный владыка вселенной! Он начало и конец всему! Апостол Павел очень хорошо выразил значимость Христа: «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17).

Царь царей и Господь господствующих пожертвовал Собой ради блага подданных! Творец умирает за жалкое творение, которое было бы проще уничтожить, чем перевоспитывать. Какое полное посвящение!

Чем мы заслужили подобное отношение? Ничем! «Он выбрал крест и гвозди, чтобы завоевать твое сердце!» (М. Лукадо)

Дорогой брат и сестра! Если эта жертва так значима, если так полно, то как вы можете сомневаться в спасении, будто оно – результат ваших усилий, а не труда, совершаемого в вас Христом? Если эта жертва так значима, то как вы можете все дальше пренебрегать ею и не пользоваться ее плодами? Послушайте: «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него?» (Евр.2:2-3).

В житиях святых есть рассказ о том, как два пустынника ушли в город продавать свое изделие с тем, чтобы купить хлеба и вернуться в пустыню. За те несколько часов, которые они провели там, один из них согрешил, и другой пал. Когда они встретились, один сказал: Я в пустыню с тобой не вернусь, мне там больше нет места: я согрешил, я оскверню наше братство… Другой ему сказал: Бежим в пустыню, будем каяться – и Бог нас очистит!.. Он его убедил. И оба вернулись. Признались всему братству в своих грехах; им было велено в течение сорока дней, запершись в кельях, умолять Бога. И братья приходили к их окнам и дверям, и прислушивались. Первый – день и ночь исповедовал свой грех, плакал над собою, говорил Богу, что нет ему уже надежды на спасение. И братья изумлялись такой силе раскаянья. А у кельи другого они стояли в недоумении, потому что после первого исповедания подвижник стал петь пасхальные песнопения. Благодарить Бога за Его любовь, за Его милосердие, за то, что Он – спасение. Они отходили, покачивая головой: этому, верно, не спастись, он не умеет каяться… Прошло сорок дней, и оба вышли из своего келейного заточения. Первый сказал, что за эти сорок дней он до глубины познал свое недостоинство, понимает, что ему нет места в братстве, посвященном чистоте, подвигам и Богу. И он ушел из пустыни и погряз в грехе. А другой вышел с сияющим взором: он говорил о том, что Бог – его Спаситель, что все возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. И он остался, и долголетним подвигом вырос далеко за ту меру, от которой он отпал… Он спасся надеждой, он спасся той искрой радости, которая отличает надежду как предвкушение, от веры, являющейся лишь убеждением». (Митрополит Антоний Сурожский)

И если Христос отдал Себя нам полностью , также не будем ничего в нашей жизни считать своей безраздельной собственностью. Пусть Ему принадлежат ваши душа и тело, пусть Его славе служат ваши средства, семья, и работа. Господь! Всё отдаем Тебе в ответ на Твое полное посвящение!

3. Посвящение Иисуса Христа было целенаправленным .

«И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной ». Конечная цель посвящения Спасителя – наше освящение. Спаситель не шел на крест вслепую – «будь, что будет». Иоанн пишет: «Иисус же, зная все, что с Ним будет…» (Иоан.18:4). Он знал, кто будет допрашивать его во дворе первосвященника, кто нанесет ему первый удар по голове. Он знал, как поиздевается над ним Ирод, как Пилат будет выкручиваться из щекотливой ситуации; Он знал, сколько ударов плетьми обрушится на Его спину, и какой тяжести взвалят на Него крест. Он знал, сколько шагов Он пройдет до Голгофы, и с какой болью отзовутся Его руки и ноги на пригвождение ко древу Креста. Он знал, сколь горькой окажется чаша временной разлуки с Отцом. Он знал, также и цель подвига - освящение учеников.

Эта желанная цель всегда была у Него перед глазами: «Предназначение человека не в счастье, не в здоровье, а в святости. Святость — это непорочное хождение ногами, непорочная речь устами, непорочное мышление мозгами. Для человека важно только одно — примет ли он такого Бога, Который хочет его сделать святым. Бог — это не машина для того, чтобы навечно благословлять людей. Он пришел не для того, чтобы спасти людей от погибели из жалости к ним, Он пришел, чтобы спасти людей от погибели, потому что создал их для святости». (Чемберс)

И вновь Господь подчеркивает, что средством освящения является истина. Как часто верующие забывают это! Они стремятся достичь освящения через покаяние, через жесткую дисциплину, через запреты, но не через познание истины. Отсюда и возникают печальные искажения.

Как-то я был приглашен на библейскую конференцию. Я сел в первом ряду возле незнакомого мне брата. Мы поприветствовали друг друга, познакомились. И без вступительных слов он рассказал мне свою печальную историю. «Было это на Украине в годы активного разделения в братстве ЕХБ. Я был ответственным за молодежь в общине Совета Церквей. Мы посещали с благовестием церкви, в том числе и регистрированные. Старшие братья дали нам наказ: «Пресвитеров регистрированных церквей не приветствуйте!»

Итак, мы прибыли в регистрированную общину, где нам любезно предоставили возможность петь и проповедовать. После служения пресвитер церкви, отсидевший при Сталине десять лет за веру, подошел ко мне и, протянув руку, сказал: «Приветствую, брат!» Взглянув на него, я спрятал руку за спину и сказал: «Нам нельзя приветствоваться с вами!» Старец растерялся. Слезы покатились из его глаз на белую бороду, а рука повисла в воздухе. После недолгого замешательства он произнес: «Да благословит тебя, Господь!»

Брат окончил свой рассказ. Видно было, что, несмотря на прошедшие десятилетия, его глубоко печалил поступок активной юности. А я думал, как же легко бывает в пылу борьбы за чистоту веры пренебречь Писанием и придумать свои способы освящения – «регистрированных пресвитеров не приветствуйте». А где ? А где же уважение к автономии церкви, которая имеет право решать, кого приветствовать, а кого нет? И еще я понял, как милостив Господь! В моем брате-собеседнике живет Христос. Когда-то Он нежно обличил эту неправедную горячность, это пренебрежение словом Божьим. Подлинное освящение возможно только от могущественного воздействия Библии. За нашу преданность Слову и возрастающее от него освящение Христос взошел на крест!

Виктор Семенович Рягузов г.Самара

Ответ священника:

В мире Христианства существуют три варианта ответа на вопрос о смысле Крестной жертвы Иисуса Христа: 1. Юридическая концепция Искупления, 2. Нравственная концепция, 3. Онтологическая концепция. Познакомимся с каждой из них. 1. Юридическая концепция именуется таковой потому, что Тайну нашего Спасения она интерпретирует в категориях средневекового права. Эту концепцию, правда с противоположными выводами из неё, доныне исповедуют Западные Христиане: Римо – Католики и Протестанты, а также появившиеся из последних, секты. Предпосылкой зарождения Юридической концепции было развитие в Западной части Римской империи юриспруденции. Своей самостоятельной философской школы Запад не имел. Даже такие известные западные философы, как Цицерон, Лукреций, были всего лишь компиляторами философских систем Востока (греческой философской мысли). Зато Запад прославился своим правоведением. Вплоть до Великих кодексов Наполеона, вся Европа подчинялась правовым нормам, основу которых заложил Рим. Система образования в Западной Римской империи, так – же строилась на изучении права. И когда Рим в 1 веке н.э. принял Христианство, суть Искупительной Жертвы Иисуса Христа, он стал объяснять в знакомых ему категориях права. Так, грехопадение Адама рассматривалось здесь, как оскорбление человеком Божественного величия. В средневековом уголовном кодексе, тяжесть вины определялась статусом того лица, против которого совершено преступление. Если человек украл коня у крестьянина, он получал одну форму наказания. Украл у вельможи, наказывался более серьёзно. Украл у царя, наказание становилось максимально тяжелым. Поскольку Бог – Бесконечное Существо, а люди – тварны и ограничены, ни сам Адам, ни все его потомки, (почему - то унаследовавшие его виновность), оказались не в состоянии оплатить Божественному правосудию за этот грех. Но вот приходит в мир Сын Божий, Воплощается в лице Человека - Иисуса Христа и приносит, так называемую, заместительную Жертву, то есть, принимает на Себя наказание, уготованное Богом Отцом, падшему Адаму и всем его потомкам. Он умирает на кресте, принося, таким образом, удовлетворение оскорбленному правосудию Божию за первородный грех. В силу этой заместительной Жертвы Сына Божия, Бог Отец амнистирует грешников, верующих в Иисуса Христа (то есть, освобождает от наказания за грех) с той лишь разницей, что с точки зрения Римо – Католицизма, человеку через принятие Таинства Крещения прощаются только грехи, совершенные до Крещения (в том числе – и первородный грех). Но в последующих за ними грехах, он может получить прощение через, так называемые, добрые дела, которые в Католическом богословии рассматриваются, как заслуги (и даже сверхдолжные заслуги - у святых). В Протестантизме и сектантстве утвердилась другая крайность. По мнению Протестантов, добрые дела в спасении вообще не нужны, но Бог вменяет человеку, верующему в Искупительную Жертву Иисуса Христа праведность Христову, и он становится свободен вообще от всех грехов. Юридическая концепция серьёзно искажает представления о Боге и Его взаимоотношениях с человеком. Греческий богослов Александр Каломирос в своей книге «Река огненная» говорит, что западное богословие, пропитанное духом юридизма заложило основу появления в Европе 18 – 19 веков атеизма и нигилизма, как попытку спрятаться от карающего за грехи Бога. Основные ошибки этой концепции можно выразить в следующем: А. Библия не знает таких терминов, как заместительная Жертва и удовлетворение и с точки зрения Евангелия, Бог не нуждается в каком - либо удовлетворении Своему правосудию за грех. Ярким подтверждением тому является притча Иисуса о блудном сыне, где отец просто и ничего не требуя взамен, прощает возвратившегося неверного сына. Б. Бог с точки зрения Юридической теории выглядит, как Существо, страдающее странной раздвоенностью. В Нем борются два свойства: правосудие и милосердие. Он и хотел – бы простить падшее человечество, как Милосердный, но не может, как Правосудный, пока не получит соответствующего удовлетворения. То есть, правосудие превращается в свойство, довлеющее над свободой Бога. В. Само спасение изображается, как изменение, происходящее лишь в Боге, но не касающееся человека. В его природе ничего не меняется. Она остаётся повреждённой, смертной и заражённой страстями. Меняется отношение к нему Творца. Как говорит диакон Андрей Кураев: «Кровь Сына Божия застилает очи Бога Отца. Теперь Он не видит грехи человека, хотя они в нем остаются, и видит его праведным, хотя он таковым не является». Но по словам митр. Сергия (Страгородского): «человеческая душа хочет не просто числиться в Царствии Божием, но жить в нем». 2. Как реакция на искажения Юридической концепции, возникает концепция Нравственная, которой придерживались некоторые богословы Русской Церкви, такие, как митрополит Антоний (Храповицкий), проф. Московской Духовной Академии – Тареев. Суть её заключается в том, что Христос, страдая на кресте, преподал нравственный образец преодоления искушений, послушания Отцу, самим делом проиллюстрировал Свое Евангельское учение. Очевидная ложность Нравственной концепции выражается в отсутствии в ней представления о Крестной Жертве, как о событии, способном преобрзить саму испорченную грехом природу человека. 3. Коснемся теперь интерпретации Искупительной Жертвы Христа, возникшей в Восточном Христианстве - в Православии. Само наименование её «Онтологической» говорит о рассмотрении как грехопадения, так и Искупления в категориях природы. Так, суть первородного греха эта теория усматривает не в виновности Адама и всех его потомков перед Богом, а в повреждении грехом самой человеческой природы, в разрыве падшим человеком связи с Богом, и, как следствие, в проникновении в него смерти. По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина «грех нас делает более несчастными, чем виновными». А святитель Василий Великий вообще говорит слова, повергающие Протестантов в полное недоумение: «Бог простил человечеству грехи ещё до пришествия Спасителя». И подтверждением тому является вся Ветхозаветная история: Творец печется о падших людях, заключает с ними Завет, несмотря на всю их греховность. И Сын Божий приходит в наш мир, как Врач. Он Воплощается, то есть, Родившись через Деву Марию «одевается» в человеческое естество, поврежденное грехом Адама. Для чего? – Что – бы в Себе Самом это воспринятое естество исцелить от последствий греха, проклятия и смерти и обожить, то есть теснейшим образом соединить со Своей Божественной природой. Поэтому, все основные события земной жизни Богочеловека Восточная традиция рассматривает, как послужившие исцелению Его человеческой природы и проникновению в неё Божественных энергий: Рождество, Крещение на Иордане, Преображение на Фаворе. Но особое место в этом ряду занимают Крестная Смерть Иисуса и Его Тридневное Воскресение. Апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Ибо надлежало, что бы Тот (Бог отец), для Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса Христа) совершил через страдания» (Евр. 2.10). Слово «совершил» в греческом тексте послания звучит, как «тэлиосэ», буквально «довёл до совершенства». Что же в Иисусе Христе было несовершенно и нуждалось в усовершении? – Его Божество – совершенно. В усовершении, или в исцелении, нуждалась воспринятая Им в Воплощении человеческая природа. Её – то Он и «совершил через страдания» - исцелил в Себе Самом. А в Воскресении – освободил от власти смерти, проникшей в неё через падение Адама. Для наглядности, представим такой пример. Водолаз, опустившийся на дно моря, случайно перерезал себе шланг с подачей кислорода. И его вовсе не спасут слова капитана, произнесенные с корабля: «Я прощаю тебя за порчу государственного имущества». Если срочно не возобновить подачу кислорода, водолаз просто задохнётся. Именно так и рассматривает Православие спасение человечества, совершенное Иисусом: человек падением разорвал спасительное для него единство с Богом и стал задыхаться и умирать, пораженный грехом. Бог, в лице Иисуса, пришел на землю и в Себе Самом исцелил и обожил человеческую природу, возвращая нам её в Евхаристии. Причащаясь Евхаристического хлеба и вина, христианин приобщается к плодам Искупительной Жертвы, входит в онтологическое единство со Спасителем и обоживается. Он получает прививку бессмертия. Почему Сын Божий для спасения человечества избрал именно такой способ: унизительную смерть на кресте? – Это Тайна, которую ограниченный человеческий рассудок до конца не может вместить. Возможно потому, что в те времена крестная казнь была самой мучительно и позорной. И приняв её, Иисус, во – первых, через страдания исцелил воспринятую Им человеческую природу, во – вторых, явил во всей полноте Свою величайшую Любовь и Смирение, что – бы ею вызвать в искупленном человечестве ответную к Себе любовь и побудить людей воспользовавшись плодами Искупления, возвратиться через Него к Отцу.

Христианство уходит корнями в иудаизм .

В дохристианском иудаизме существовала практика "искупительных жертв" : человек мог искупить свой грех путём пролития крови жертвенного животного. Давайте подумаем, что это значит. Вот я, например, не понимаю: если человек согрешил, то при чём тут животное?

Обычно, при нормальном раскладе, если человек виноват перед кем-то, то он раскаивается, просит прощения, меняет своё поведение – исправляетСЯ, исправляет себя. А в случае с искуплением вина переносится с человека на посторонний предмет – животное – которое почему-то должно страдать вместо человека. И вот интересно: а тому человеку, который пострадал от поступка грешника, от этого (от мучений животного) что, лучше становится?

Именно это извращённое понятие об "искуплении греха" и положено в основу христианства – не учения Христа, а того христианства, которое евреи начали распространять среди других народов. Христос – та же искупительная жертва, только большего масштаба. Масштаба, который замахнулся ни много ни мало на весь мир, на всё человечество.

Изначально смысл жертвоприношения был иной: оторвать что-то от себя, отдать богам что-то ценное для тебя, дорогое. Для того, чтобы в будущем получить их покровительство и защиту. Это – понятный языческий обряд.

Откуда же появилось понятие об искуплении – о том, что можно получить от богов или бога прощение, принеся им так называемую жертву ? Для того, чтобы понять это, нужно попробовать мыслить другими понятиями – попытаться на время отключить своё сознание и войти в сознание людей, придумавших "искупительную жертву". Начать думать как они! Давайте попробуем.

Вот я – древний жрец, который учит других людей, как им надо жить, и, собственно, этим кормится. Вот ко мне приходит человек, который говорит, что он согрешил – совершил нехороший поступок по отношению к кому-то, например, украл или предал. Что мне следует ему сказать? По совести надо бы сказать – иди и попроси у него прощения, и впредь так не поступай. Человек пойдёт, попросит у другого прощения, изменит своё поведение, и тот его простит. Но ко мне-то, жрецу, он больше не придёт (и бабла не занесёт)! Зачем, когда и так всё ясно: провинился – разбирайся сам с тем, перед кем провинился, проси прощения, выясняй у него, чем можешь загладить свою вину, то есть исправить последствия своего поступка. Зачем нужен жрец?

Вывод: жрецу невыгодно объяснять людям, как следует вести себя по отношению к другим людям, чтобы жить с ними в ладу и согласии . Жрецу выгодно прежде всего закрепить свой собственный статус, своё положение в обществе, свою власть. Поэтому мне, жрецу, и нужно сказать ему не по совести, а исключительно по моей личной целесообразности: дружок, ты приходи ко мне (не к тому, с кем у тебя нелады), а я, как посредник между тобой и Богом, отмолю и отпущу тебе твои грехи.

Понятие о жертве нужно для того, чтобы закрепить в сознании мысль о необходимости жреца! Не будут нужны жертвы – не будут нужны и жрецы.

"И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха".

(1-е Иоанна 3:5).

А чтобы человеку в следующий раз не взбрело в голову пойти к какому-нибудь другому жрецу, нужно сделать так, чтобы моя "жертва" была самой убедительной, самой впечатляющей. Пусть это будет чья-нибудь смерть. Должна быть какая-то душераздирающая легенда. А пусть это будет не просто человек, а, скажем… СЫН БОГА! Гениально! И пусть он пострадает не за каких-то отдельных людей, а за ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, даже за то, которое ещё не родилось. Неважно, есть ли у тебя грехи или нет – за тебя уже пострадали. Будь добр, прими жертву. Всё человечество необходимо объявить изначально греховным и обязать искупать свою греховность. Понятно, что умные будут этому противиться, но умных очень мало, и их никто не будет слушать, когда учение обретёт влиятельных последователей и распространится на многие страны.

"Если говорим, что не имеем греха , - обманываем самих себя , и истины нет в нас".

(1-е Иоанна 1:8).

"Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца".

(1-е Иоанна 2:22-23).

А восстановить дословно то, о чём говорил реальный Исус Христос, при том количестве вымысла и откровенно наглой лжи, мне не представляется возможным (да и нужным). Но я думаю, что это было примерно следующее: украл – иди к тому, у кого украл и верни украденное, обидел или предал – иди к тому, кого обидел или предал, и проси у него прощения. ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО КАК САМОГО СЕБЯ.

Идти к жрецу и приносить "искупительные жертвы" – это лицемерие.

Вряд ли Христос мог предположить, что после его смерти "искупительную жертву" сделают из него самого.

Библейская энциклопедия
  • диакон Андрей
  • иерей
  • архим.
  • прот. Джеймс Бернстайн
  • Же́ртва -
    1) священное приношение чего-либо или кого-либо в дар Единому и Истинному Богу, совершаемое в рамках религиозного обряда;
    2) приношение кого-либо или чего-либо в дар ложным богам или демонам, осуществляемое в рамках языческих или демонических культов;
    3) то же, что жертвоприношение;
    4) внутренний добровольный отказ человека от чего-либо во имя Единого и Истинного Бога;
    5) добровольный отказ человека от чего-либо во имя кого-либо, не обладающего Божественным достоинством;
    6) Искупительные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте; Сам Господь Иисус Христос.

    В Ветхом Завете под жертвой понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или от царства животных. При этом обряд жертвоприношения не подменял и не затмевал собой смысл религии. Внешняя жертва не исключала собой внутренней жертвы. На протяжении всей пророческой эпохи пророки настаивали на необходимости внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и совершения праведных дел милосердия. Внешние ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той добровольной Спасительной жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветные жертвоприношения способствовали подготовке человеческого рода к пришествию Богочеловека Иисуса Христа.

    Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека , заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной . Святой сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об , «предопределенном прежде основания мира» () и даже «закланном от создания мира» ().

    Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно , явлена нам на Литургии, потому что на является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.

    Бескровная Жертва – одно из названий .

    Прот. Валериан Кречетов :
    Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь миp. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном миpe всякие кровные жертвоприношения отсутствуют.
    Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель , ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех.
    Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя (). Эта жертва, принесенная за весь миp, является свидетельством любви Божией к человеку, к миpy. К тому миpy, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог миp, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу.

    Значение вольной или невольной смерти Иисуса для судеб человечества прекрасно раскрыл Ренан. Без религиеобразного богословского камлания, светским возвышенным словом и слогом вольный или невольный подвиг Христа представлен читателю исчерпывающе. Заключительный раздел исследования Ренана - глава "Существенные черты дела Иисуса" - являет собой вдохновенный гимн Иисусу Христу. Раздел включает более 3000 слов, и слово "жертва" не используется ни разу. Тем не менее смысл дела всей жизни Иисуса раскрывается полностью. "Беззаветно преданный своей идее, он сумел все подчинить ей до такой степени, что вселенная не существовала для него. Этими усилиями героической воли он и завоевал небо", - ясно и мощно пишет о Христе Ренан. Никакой схоластики. И еще более конкретно: "...для тех, кто работает для будущего, смерть является желанной". Вполне можно и это представить, хотя и трудно приступать с европейской логикой к палестинским событиям и к поведению палестинских исторических героев. Фанатизм в тех краях даже сегодня, спустя два тысячелетия, силен.

    Заметим, что, останься Иисус жив, христианство все равно пробилось бы в жизнь, но, наверное, в ином виде.

    Очень реалистично, правдоподобно описал смертоубийство Иисуса Мень. Он без прикрас предположил обычные мучения живого человека на кресте, агонию конца без каких-либо чудес. Никто Христу не помог ни словом, ни делом. Ни ангелы, ни люди, ни Бог-Отец, к которому он воззвал перед кончиной. Далее, описывая душевное состояние разбежавшихся учеников, Мень также реалистичен: "Это было крушение окончательное, непоправимое. Рухнули надежды и ослепительные мечты. Никогда еще люди не испытывали более тяжкого разочарования". Обычная по тем временам смерть, совсем не выглядевшая как жертва или жертвоприношение. Точнее, обычный разгон смуты по-римски, устранение потенциального зачинщика. И естественное, подавленное состояние близких людей. Никто в тот момент, сияя лицом, вдохновенно не вскричал: "Иисус пожертвовал собой! Мы свободны от грехов!" Никому это не пришло в голову: ни друзьям, ни врагам, ни равнодушной, даже злорадной городской толпе. А ведь жертва видна сразу. Именно по свежим впечатлениям. Тому немало исторических примеров. С годами эти впечатления могли лишь сглаживаться, бледнеть. А в нашем случае все произошло ровно наоборот. Грубое, унизительное убийство Иисуса усилиями заинтересованных людей со временем было осмыслено, представлено как спланированная жертва. И с годами, по ходу успеха, распалялись религиозные чувства и религиозные мотивировки, переиначивалась насильственная смерть, преображалась в искупительную жертву. Очень много придумано в этом плане. В послании Павла к галатам формула жертвы такова: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" (3: 13). Многое можно вообразить, отыскивая смысл уже в этом изречении. Или в первом послании Петра: "Он грехи наши сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (2: 24). Очень поэтично написано. Проще и конкретнее у Иоанна в первом его послании: "...кровь Иисуса Христа, Сына Его [Бога-отца], очищает нас от всякого греха" (1: 7). Слишком легковесно такое очищение совести за чужой счет. Иисус представлен как некая дармовая индульгенция, квота на грех. Говоря проще - разрешение на преступления перед совестью и людьми. Обман, предательство - все возможно. Грех списан, дорога в Царство небесное обеспечена искуплением Христовым - таков прямой смысл вышеприведенных сентенций. Так же в послании Павла к римлянам: "...получая оправдание даром, по благодати Его [Бога], искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (3: 24). Путано, на манер шаманского бормотанья, но, главное, - это утверждение, что Бог-отец предложил в жертву своего сына. Кому? Себе? Людям? Людям-евреям или людям-римлянам? Во всех случаях несуразица. И это всего лишь истоки, новозаветные истоки тех причудливых словесных рек, которые потекли, пополняясь, через века.

    Идея развита, раскручена демагогично и мощно в некотором отстранении от здравого смысла. Что есть жертва? И в религиях, и в светской, мирской логике состоялось очень четкое понятие жертвы, жертвоприношения. Это религиозный обряд умилостивительного, благодарственного, благотворительного или (и) искупительного характера. Понятие жертвы четкое, но обширное. Это и человеческая жизнь, и части человеческого тела, и заклание животных, и приношения продуктов земледелия, и девственность, и деньги, и т. д. Все, что мыслится, связывается с жертвой, можно разобрать по порядку.

    Итак, первое. Жертва приносится всегда адресно. Непосредственно избранному богу, божеству, духу и т. д. Или во имя каких-то начинаний, идей, того же счастья человечества.

    Второе. Жертва целенаправленна. Оговаривается, обозначается причина подношения, излагаются просьбы, мольбы, ожидания благ или искупления моральных просчетов - грехов. Отметим, что если божество надежд не оправдало, в частном случае его могли и отстегать те же просители. Конкретно у иудеев существовали жертвы очистительные, искупительные, жертвы всесожжения, сиропитательные и благодарственные.

    Третье. Жертва приносится одним или несколькими лицами - жрецами или коллективно, семьей, племенем, народом.

    Четвертое. Жертва приносится преимущественно в специальный, определенный день или время. Как правило, это праздник избранного божества; иногда избирается для жертвы конкретная ситуация, состояние души.

    Яркий пример жертвоприношения прописан в Ветхом завете, это легенда из жизни патриарха Авраама. Во испытание веры Авраама бог Яхве требует от него исключительной жертвы - всесожжения собственного сына Исаака. Авраам беспрекословно подчиняется. В последнее мгновение, когда Авраам заносит нож над сыном, ангел, посланный Яхве, останавливает жертвоприношение. Яхве вознаграждает Авраама за веру благословениями. Здесь все четко взаимосвязано - и жертвоприноситель, и жертвополучатель, и жертва, и мотивировка, и вознаграждение.

    Жертвенную ситуацию с Иисусом можно проанализировать по тем же вышеприведенным пунктам. Если Христос - это жертвенный агнец, как любят выражаться богословы-златоусты, то кто кому принес его в жертву? Допустим, жертвующая сторона - человеки, люди. Отловив Христа, люди принесли его в жертву. Кому? Его же отцу - Богу? С наглыми просьбами отпустить им за это все их грехи прямо с первородного? Бред (помимо того, что человеческие жертвы запрещены иудейской верой). А если не Богу, то кому? Кто еще может отпустить грехи в таком количестве? А ведь считают и пишут - отпустил. Теперь напротив. По мудреватым богословским утверждениям (одно из них, изначальное, приведено выше), Бог-отец принес сына, предвечного Иисуса, в жертву. Сразу нелепо, чтобы Бог сам что-то кому-то жертвовал, тем паче сына своего, в силу предвечности вообще не подпадающего ни под какие определения жертвы. И тем более грозный Саваоф, из-под юрисдикции которого Иисус не выходил. И кому? Людям? И для чего? Отдал сына людям, а после того, как они его растерзали, милостиво отпустил им все их грехи и даже впрок, это Саваоф-то! Не удержимся здесь, напомним о его характере: во время оно Саваоф, вознегодовав, потопил все человечество, кроме семьи Ноя; испепелил два города людей - Содом и Гоморру; истребил 14 700 евреев, возроптавших против Моисея в пустыне; убил 50 070 горожан Вефсамиса, неосторожно заглянувших в его, Господа, ковчег. Более чем убедительные контрафакты. И вообще, как это - не люди жертвуют Богу, а Бог людям, все навыворот, съязвил бы нормальный атеист. Так может, Иисус сам пожертвовал себя? Кому же? Богу-отцу? Нелепость, и тем не менее: "кровь Христа, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистив совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному" [к евреям, 9: 15] . Здесь явствует, что Сын принёс себя в жертву Отцу в противовес приведенному выше посланию к римлянам (3: 24). Ныне в этом направлении следуют рассуждения, по сложности ничуть не слабее анализов теоретической физики (человек думающий - он и в религии на высоте). В частности: какую природу принял Христос? "Обожение носило во Христе динамичный и синергийный характер. В момент зачатия никакого содействия со стороны человеческой природы еще не было - Христу требовалось возрасти по человечеству, пройти все искушения, чтобы тот дар обожения, который был Ему изначально присущ по ипостаси, был внутренне усвоен по человеческой природе" (из православной полемики) или: "Конечно, естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем, когда Он попускал плоти терпеть свойственное ей, а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его хотения. В самом деле, в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все - добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер" (Преп. Иоанн Дамаскин) и проч., и проч. Люди, сойдясь на форуме, или собором, или келейно решают каким быть Иисусу, Богу (делимым или неделимым, телесным или нетелесным, принявшим или не принявшим Адамов грех и т. д.) но: "Делаемые руками человеческими, не суть боги" [Деян., 19: 26]. Это называется создавать себе кумира по своему хотению. Не лучше дикаря, выстругивающего божка на свой вкус - одноглазым, двух или трех и далее торжественно его демонстрирующего (ничуть не следует, что эта реальная аналогия не может быть легко опровергнута человеком верующим в изощренности его ума, настроенного на абсолют). Для полноты картины людского самоуправства в определении божьих подобий и проявлений приведем высказывание митрополита Макария: "Вся тайна нашего Искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он взамен нас уплатил своею кровию долг Правде Божией за наши грехи". Удержу в самовольстве нет, всяк мыслитель при сане считает себя вправе накинуть на смерть Иисуса собственное и всеобщее искупление и спасение. Так может быть ожесточившимся людям? Умозаключение Григория Богослова (на грани фола): "Что жертва была принесена не лукавому, ибо как это было бы оскорбительно, не Отцу у Которого мы не были в плену и Который любит нас не меньше, чем и Сын, а человеку нужно было освятиться, человечеством Бога". Значит все-таки людям (отбросим лукавого)? Однако жертвуя собой или себя, нормальный, праведный человек не вовлекает в это дело посторонних, иначе это уже не жертва, а убийство (да и самоубийство запрещено той же иудейской верой). Процессуально формула Иисусовой саможертвы выглядит так: "Вот я; убив меня, вы очиститесь перед моим Богом-отцом от грехов ваших. Давайте, действуйте, я-то все равно воскресну". Ни в какие ворота такая жертва не лезет, да и грех ждать очищения людям, сотворившим такое. Во всех рассмотренных случаях теряется понятие и жертвы, и искупления.

    Здравый смысл брезжит лишь в одном случае. Вспомним, что сказали первосвященники, прослышав о делах Христовых, о его успехах: "Если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом". И далее продолжил Каиафа: "...лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" [Ин, 11: 48; 50]. Уловив в действиях Иисуса потенциальную смуту, первосвященники попросту пожертвовали им во имя своей спокойной жизни и спокойной жизни иерусалимцев на некоторый период истории. Это жертва. Римлянам. И цель - не отпущение грехов всему человечеству, а конкретная, сравнительно оправданная. Поразмыслив, иерархи выдали Христа римлянам на уничтожение. Но сделали эти деды, как ни странно, дело, которое трудно переоценить. И, сделав это дело, все причастные люди не искупились, а, наоборот, погрязли в грехе убийства, чем бы оно ни обернулось. И это, пожалуй, все по жертвенной ситуации, прочее - догматический вымысел, монументальный и несуразный. Можно лишь еще предположить, что Иисус фанатично пожертвовал собой во имя нарождавшейся веры, не отрекся, не поступился принципами, прикидывая, что его смерть даст мощный импульс в жизнь вере, которую он проповедовал. Но, судя по евангельским текстам (точнее - по подтекстам), жертва была скорее невольная, Иисус ни сном ни духом не мыслил стать основателем мировой религии и помирать не собирался, точнее, надеялся уцелеть.

    В догматике жертвоприношения Христова звучит некая несолидная двусмысленность. Жертва, "омыв кровью грехи человеческие", далее, благополучно воскреснув, ест печеную рыбу и беседует с учениками. И еще далее с триумфом возносится на небо, цела и невредима. Да еще грозит вторым пришествием и судом. Что-то одно надо было утверждать богословам - либо представлять Иисуса как жертву искупления всех грехов человеческих окончательно и бесповоротно (добавим все-таки: и самовольно), либо воскрешать невинно убиенного человека, отправлять его на небеса и представлять как судью грядущего Царства небесного, воздающего по грехам и по праведности (а заодно - и за то, что распяли). А то получилась мешанина, компрометирующая Христа по всем статьям. Похоже, поэтому Ренан, чрезвычайно уважительно относившийся к Иисусу, и избегал подобных догматических откровений в своем повествовании. Очень жесткую параллель проводит Мережковский: "Страшная за эту голову [Иоанна Крестителя] плата - конец Израиля; страшнейшая за ту [Иисуса], - конец света". Плата мира, а не дар ему отпущения грехов, кара миру, а не прощение, - таков более реалистичный вывод исследователя. Под концом света, мира Мережковский имел в виду всеразрушительную войну, предугадывая и предугадав вторую мировую бойню (напомним, что цитируемое исследование Мережковский издал в 1932 году). Затрагивает тему жертвенности и наш современник диакон Андрей Кураев, профессор богословия. В сложном теологическом рассуждении есть мир Бог или мир не есть Бог, о. Андрей исходит из стиха Иоанна (3: 16): "...так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного", здесь сразу заметим, что точнее - единосущного, иначе слишком по-земному получается. Далее о. Андрей продолжает: "Мир дорог для Бога до такой степени, что Он Сам жертвует Собой ради спасения мира от распада". О. Андрей, цитируя Иоанна, инвертирует жертву: "Сам жертвует Собой". Надо понимать, что Бог-сын (или отец?) жертвует собой (у Иоанна Бог-отец жертвует Сыном). Естественно, диакон накоротке считает, что все едино, отец ли сын, в силу единосущности (догматическая Двоица). Экстраполируя эту логику дальше, поставим вопрос: а не жертвовал ли себя (читай - Иисуса) Бог-дух? в силу нерушимого триединства? А там еще и Сатана, подговоривший Иуду [Лк, 22: 3-4], проглядывается как организатор жертвоприношения, процессуальный жертвоприноситель. Вряд ли есть достойный выход из этого вдохновенного логического лабиринта.

    И еще о жертвоприношениях. Вполне исторической, упоминаемой является личность отчаянного проповедника Перегрина. Бродячий философ-одиночка, Перегрин примыкал к разным религиозным сектам и в конце концов сошелся с христианами. По описанию греческого писателя II века Лукиана, Перегрин стал влиятельной фигурой в христианстве, приложил также руку и к христианским текстам того времени. Деятельность его выглядит суматошной: сидел в тюрьме за христианские взгляды, выступал с нападками на самого императора, пытался затеять восстание в Греции и, наконец, впал в глубокий конфликт с христианами. Школы, общины своей он не создал, как Иисус, а может, прошло то время; сановничество, видимо, ему претило, вторых ролей он тем более не терпел. И, горячая голова, Перегрин, чтобы навечно (как он полагал) остаться на гребне популярности, публично подверг себя самосожжению. На миру и смерть красна. Очень это интересное поведение, но, главное, здесь все же просматривается самопожертвование, жертва жизни во славу человеческого духа. Угадывается также демонстрация превосходства над серостью толпы, его не понявшей и ему надоевшей. Мы, умные, сказали бы: ложный героизм. Но - героизм и жертва во имя героизма. И след в истории все же остался. Да и последователи последовали (правда, несколько иного толка) - столпники, схимники и прочие уничижители плоти во торжество духа.