Афазия относится к неврологическим патологиям, при которых нарушается речь, но отсутствуют расстройства артикуляционного аппарата и слуха. Причины афазии кроются в нарушении мозгового кровообращения при инсультах, травмах, наличии опухолей и органических поражениях головного мозга. Отличительной чертой патологии является полное сохранение интеллекта и отсутствие нарушений речи в прошлом.


Афазия относится к приобретенным заболеваниям. В медицинской практике принято выделять несколько разновидностей отклонения, которые группируются в три основные категории:

  • частичное нарушение, при котором теряется возможность произносить названия определенных вещей (например, человек видит предмет, понимает его предназначение, но потеряна способность его назвать);
  • экспрессивное нарушение при котором теряется возможность воспроизводить речь (человек все понимает, но сказать не может);
  • импрессивное нарушение, при котором идет потеря способности понимать обращенную речь.

Разновидность афазии определяется тем участком головного мозга, в котором произошли изменения. Например, эфферентная моторная афазия - это патология экспрессивной речи (воспроизведения в целом), а амнестическая - нарушение воспроизведения отдельных названий.


Сенсорная афазия включает два типа:

  • Чистый - наблюдается в случае поражения центра Вернике. Это задняя часть височной извилины доминирующего полушария. Пациент слышит обращенную к нему речь, но воспринимает ее нечленораздельно. Происходит искаженное восприятие звуков. В тяжелых случаях человек при сохраненном слухе полностью утрачивает способность понимать речь и выполнять простейшие просьбы. При легкой степени нарушается восприятие похожих по звучанию слов (например, «пенёк-денёк»).

Человек не способен правильно написать слова, поскольку он будет заменять буквы; не может воспринимать смысл текста. Особенностью больных сенсорной афазией является то, что они сами не дают себе отчета в наличии проблемы. Им кажется, что они правильно произносят слова и строят речевые конструкции, а это окружающие их не понимают.

  • Семантический - при этом типе заболевания нарушения происходят в нижней части теменной зоны доминирующего полушария. Речь понимается правильно, слова произносятся без искажения, но нарушается логическая связь. Такому больному сложно понимать словосочетания, которые употребляются в переносном значении, невозможно отличить пространственные понятия. Человек способен прочитать текст, но не в силах его пересказать.

Моторная афазия


Афазия Брока относится к тяжелым нарушениям, при котором поражается левая лобная доля мозга. Это чревато последствиями, при которых изменения происходят не только в речевом аппарате. Чаще всего встречается у взрослого человека после перенесенных черепно-мозговых травм или инсульта. Но может наблюдаться и у детей, причем протекать у них может как в легкой, так и тяжелой форме.

Существуют такие виды афазий Брока:

  • кинестетическая - затрагивает теменную зону полушария, которая отвечает за речевой аппарат. Относится к легким формам. Человек понимает чужую и собственную речь, но его произношение носит беглый характер без пауз. Если возникают затруднения в произношении определенных слов, он может их заменять другими;
  • эфферентная - для нее характерны наличие в разговоре неправильных грамматических оборотов и бессвязных фраз. Человек с такой патологией старается больше молчать. Его речь практически не содержит глаголов и характеризуется длительными паузами. Эфферентная моторная афазия затрудняет чтение и письмо, но обучение возможно при помощи подсказок. Пациент может нормально анализировать свою и чужую речь;
  • сенсорно-моторная - ее причиной является поражение крупных сосудов (например, мозговой артерии при инфаркте). Это тяжелая форма заболевания, при которой нарушается фонематический слух, речь, инициация;
  • динамическая - характеризуется отсутствием эмоциональной окраски речи. Больной разговаривает медленно, монотонно и невнятно;
  • грубая - является осложнением тотальной формы афазии. При ней присутствуют тяжелые отклонения, вплоть до полной потери речи и замены слов мычанием.


Данное отклонение характерно в случае поражения нижней доли височной области доминирующего полушария. Название говорит само за себя: человеку трудно вспомнить название предмета, хотя хорошо при этом понимает его предназначение. Пример: он видит тарелку, знает, что из нее едят, но произнести название не может. Если помощник даст ему подсказку, то больной способен повторить слово, но в дальнейшем - снова забывает. Для речевых конструкций характерно отсутствие числительных и обилие глаголов. Читать и писать человек способен, как и раньше. Чаще всего причинами амнестической афазии становятся инсульты, органические поражения мозга и злокачественные опухоли.

Условно амнестическую афазию можно разделить на два типа:

  • акустико-мнестическую, при которой повреждается связь между памятью и слухом. В разговорной речи больной пропускает существительные, заменяет слова, разговор ведет медленно, без интонаций;
  • оптико-мнестическую, для которой характерно нарушение связи между зрением и центром памяти. Речь такого человека беглая, но в ней много замен понятий.

В чистом виде эти два типа афазий встречаются редко, чаще всего идет сочетание разных.


В практике неврологов чаще всего встречаются пациенты со смешанными видами афазий. Симптомы моторной могут накладываться на признаки сенсорной, делая диагностику затруднительной.

К смешанным формам афазий относят:

  • эфферентно-моторную с сенсорной;
  • афферентно-моторную с сенсорной;
  • тотальную.

Последняя форма заболевания является самой тяжелой, поскольку у больного полностью разрушается речевой аппарат. Ее можно наблюдать при обширных инсультах. Человек плохо понимает чужую речь, не может воспроизводить слова сам, наблюдаются сложности в чтении и на письме.


Невролог или афазиолог может предложить человеку пройти несколько несложных тестов, чтобы определить наличие и степень нарушений. К методам диагностики относятся:

  • просьба к пациенту рассказать о себе;
  • просьба повторить за специалистом ряд похожих по звучанию слов;
  • просьба перечислить дни недели, месяцы в году;
  • ответы на простые вопросы (назвать предметы, дать определение явлениям);
  • анализ возможности выполнить несложные просьбы;
  • чтение текста;
  • диктант;
  • анализ понимания грамматических конструкций, смысла пословиц.

Как дополнительные методы диагностики применяются энцефалография, магнитно-резонансная томография, ангиография.

По результатам таких простых тестов специалисту несложно поставить правильный диагноз и подобрать способы восстановления.

В результате повреждения участков мозга, которые отвечают за речь, может возникнуть афазия. заболевание, характеризующееся частичной или полной потерей речи. Как правило, недуг имеет внезапный характер и возникает в результате или инсульта. Однако в некоторых случаях болезнь может развиваться постепенно, например на фоне инфекции, опухоли мозга, деменции.

При афазии у человека практически полностью теряется способность говорить и понимать речь. Помимо этого, больной человек не в состоянии читать и писать. В основном, данное заболевание поражает людей пожилого возраста, однако возможно развитие афазии и у детей.

Классификация афазий

    Сенсорная афазия. нарушение, возникающее в результате повреждения височной доли головного мозга, как правило левой. Также это заболевание имеет название афазия Вернике. Больные данным недугом могут разговаривать длинными предложениями, не имеющими смысла, конструировать самостоятельно новые слова и добавлять их в предложения. Из-за этого их речь практически невозможно понять. Также при афазии Вернике для человека затруднительно понять чужую речь. Поскольку участки мозга, контролирующие движения, не повреждены, поведение и движения больного вполне адекватны.

    Моторная афазия. речи, которое возникает по причине повреждения лобной доли головного мозга. Другое название — афазия Брока. Так как речь страдающим афазией дается с трудом, они в состоянии выговаривать лишь простые, короткие предложения, пропуская предлоги и некоторые слова. Лобная доля мозга частично регулирует моторику, поэтому часто афазия Брока может сопровождаться слабостью правых руки и ноги или параличом.

Симптомы афазии

Человек, страдающий сенсорной афазией, бегло произносит нормальные слова, включая в предложения бессмысленные фонемы, но не осознавая их значения. Пациенты с таким заболеванием осознают, что их речь не могут понять другие.

Люди с моторной афазией в состоянии относительно хорошо понимать речь других. Но присутствуют трудности с произношением слов. Обычно нарушено письмо и речеобразование, что создает трудности в общении. Также при может присутствовать аномия (неспособность правильно называть предметы).

Афазия: лечение заболевания

Терапия афазии направлена, прежде всего, на восстановление нормальной общаться. Услуги профессионального логопеда на ранних стадиях заболевания дают хорошие результаты: чем раньше будет начата терапия, тем больше шансов на выздоровление.

Одним из самых важных условий успешного лечения является непосредственное участие в нем членов семьи. Родственники больного афазией должны придерживаться следующих рекомендаций:

    разговаривать простыми, короткими предложениями;

    повторять, при необходимости, важные фразы;

    общаться в естественной форме, не акцентируя внимание на болезни;

    стараться не поправлять речь больного;

    беседовать с больным как можно чаще;

    не торопить, давая время на выговаривание предложения.

Из данной статьи вы узнали о таком заболевании, как афазия: что это такое, каковы причины, симптомы и методы лечения.

Афазия - частичная или полная утрата способности разговаривать нормально. Возникает при повреждении частей коры головного мозга, отвечающих за речь. Это бывает при травме головы или инсульте. Может постепенно развиться на фоне деменции, опухоли мозга или инфекции. Нарушения затрагивают лишь уже сформированную речь. Это самая сложная речевая патология, поражающая детей и пожилых людей.

Детские афазии встречаются значительно реже. Симптомы сходны с симптоматикой афазии у взрослых. У детей хорошо развита наблюдательность, но общение с окружающими людьми затруднено.

Больной ребенок не может много говорить, а иногда и отказывается от разговора. Словарный запас его не увеличивается. На вопросы дает однозначный ответ (да или нет).

Некоторые дети имеют тягу к общению и страдают от длительного потока слов. Произносят длинные предложения, не имеющие смыла. Фразы очень запутаны. Невозможно понять, что хочет ребенок сказать.

Причины

Наиболее частыми причинами афазии считаются:

  • геморрагический инсульт;
  • ишемический инсульт;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • хирургическое вмешательство в черепную коробку;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания ЦНС (болезнь Альцгеймера и Пика).

Причины заболевания, его локализация и обширность оказывают влияние на его течение. При кровоизлиянии в мозг тяжесть болезни будет значительно выше, чем при атеросклерозе.

Симптомы

Различают 4 формы афазии, связанные с поражением отдельных частей коры головного мозга:

  1. Моторная афазия. Поврежден задний отдел лобной доли.
  2. Сенсорная афазия. Повреждена височная доля.
  3. Семантическая афазия. Повреждена теменная область.
  4. Амнестическая афазия. Поврежден внутренний отдел височной доли.

Обычно в клинической картине наблюдается сочетание двух афазий: моторной и сенсорной.

По уровню выраженности выделяются 2 разновидности заболевания:

  1. Частичная афазия (чередование нормальной и нарушенной речи).
  2. Тотальная (полное нарушение речи).

Характер афазии зависит от зоны поражения коры головного мозга. Нарушение функции речи - общий симптом афазии.

Для всех форм болезни характерны следующие признаки:

  • немотивированные длинные паузы;
  • переход на шепот во время разговора;
  • нарушение письменной речи;
  • произношение невнятных звуков;
  • сбой ритма и темпа при разговоре;
  • нарушение счета;
  • машинальное повторение чужого высказывания;
  • забывание названий предметов.

Диагностика

С жалобами на афазию надо обращаться к врачу-неврологу.

Он проведет неврологический осмотр (асимметрия лица, неполное закрывание глаз, опущение уголков рта, слабость в конечностях).

Даст направление на следующие процедуры:

  1. Дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
  2. МРТ головного мозга.
  3. Магнито-резонансную ангиографию.
  4. Ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи.
  5. Люмбальную (извлечение спинномозговой жидкости) пункцию.
  6. Анализ крови.

К обследованию пациентов подключаются логопеды. Они при помощи тестов определяют умение пациента понимать речь и выражать свои мысли. Тесты могут включать:

  • оценку речи;
  • состояние речевых мышц;
  • тесты на понимание вопросов;
  • оценку написания и чтения.

Лечение

Лечением заболевания занимается врач-логопед, специализирующийся на афазии. Процесс восстановления речи может занимать длительный период времени. Работа проводится по всем направлениям речи: письменной, устной. Выбор методик лечения опирается на поставленный диагноз и форму афазии.

Дополнительно психологом проводится профилактика сопутствующих заболеваний:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • пассивное отношение к лечению.

Может быть назначен прием медикаментов, очень редко - хирургическое вмешательство.

Для улучшения и восстановления речевых способностей больного афазией в восстановительной терапии используются компьютеры. Человек выполняет упражнения для понимания фонем, произношения звуков.

Помощь родственников

Близкие люди также могут помочь лечению, придерживаясь следующих правил при общении с больным:

  1. Говорить простыми и очень короткими предложениями.
  2. Повторять при необходимости ключевые слова предложения.
  3. Сохранять обычный стиль общения (не как с ребенком или слабоумным).
  4. Чаще привлекать для беседы больного.
  5. Не поправлять произношение человека с афазией.
  6. Терпеливо ждать, когда будет построено предложение.
  7. Постоянно общаться и привлекать к диалогу больного.

Народные средства

Сегодня есть только один способ лечения - занятия с логопедом. Народных рецептов нет. Наиболее прогрессивными методами считается дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошади) и фелинотерапия (лечение с помощью кошек).

Осложнения

При отсутствии корректного лечения патология приводит к следующим последствиям:

  1. Развитие необратимых дефектов речи.
  2. Проблемы с адаптацией в обществе. Человек становится изгоем.
  3. Летальный исход.

Профилактика

Профилактика афазии заключается в своевременном выявлении поражений мозга, предупреждении сосудистых катастроф и черепно-мозговых травм.

В целях профилактики заболевания следует:

  • избегать травм головы;
  • поддерживать в норме артериальное давление;
  • избавиться от негативных привычек;
  • составить сбалансированный рацион;
  • избегать стрессовых ситуаций.

Чем раньше начать коррекционную работу, тем значительных результатов можно добиться.

Афазия - это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга - поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.
Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак - расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне). Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом. Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся. Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Альтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача - научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни.

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Возникает при поражениях теменно - затылочной части левого полушария. Особенность - неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения - средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.

Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно - височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен. Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи. Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость - самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия - один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор - клинический признак данной формы. Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств. Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно. Чаще всего такой тип болезни - предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико - базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному. К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи - врач - афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью - врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей.

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь - правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.

Афазия – системное нарушение, которое характеризуется потерей способности говорить, что происходит по причине повреждения речевых зон головного мозга.

Формы афазии: причины и проявления болезни

Согласно классификации А. Р. Лурии можно выделить различные формы афазии:

  • Эфферентная моторная афазия (иначе афазия Брока – по имени врача, описавшего симптомы заболевания) возникает на фоне поражения нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга. Моторную афазию характеризует телеграфный стиль высказываний (распад грамматики), а также трудности в переключении с одного слова или словосочетания на другое. Еще одной характерной особенностью проявления моторной афазии являются нарушения письма и чтения;
  • Для проявления динамической афазии характерна невозможность построения внутренней программы высказывания (распад внутренней речи). Это расстройство вызывает поражение префронтальной области левого полушария;
  • В основе сенсорной афазии (иначе афазия Вернике) лежит поражение коркового отдела слухового анализатора. При сенсорной афазии больной теряет способность интерпретировать услышанную речь;
  • К развитию афферентной моторной афазии приводит поражение теменной и задне-центральной областей коры. При этом больные афазией испытывают затруднения из-за невозможности различать близкие по артикуляции звуки по причине неправильно подобранной артикуляционные позы, что приводит к смешиванию артикулем внутри группы;
  • Оптико-мнестическую афазию характеризует слабость зрительных образов слов и нарушение зрительной памяти. Больные афазией испытывают трудность в назывании слов;
  • Акустико-мнестическую афазию вызывает сужение объема слухоречевой памяти и нарушение объема удержания слухоречевой информации;
  • Амнестическую афазию вызывают поражения теменно-височной области, а основная трудность состоит в назывании знакомых предметов;
  • Семантическую афазию характеризуют дефекты симультанного синтеза и анализа речи, а также нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, которые описывают пространственные отношения.

Упрощенно классификацию форм афазии можно свести к:

  • Моторной, когда больной афазией понимает речь, но не может говорить;
  • Сенсорной, когда больной не понимает смысл слов, но может произносить фразы и слова.

Общей отличительной чертой больных афазией является бедность речи, в которой они крайне редко употребляют наречия, прилагательные, описательные обороты, а также они практически не используют поговорки и пословицы.

Причины развития афазии

Основными причинами возникновения афазии являются:

  • Травмы мозга;
  • Инсульт;
  • Деменция;
  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Опухоли мозга.

Диагностика афазии

Для выявления моторной и сенсорной афазии используют изучение устной и письменной речи. Диагностические методы включают в себя изучение:

  • Способности чтения и понимания прочитанного;
  • Разговорной речи, рассказа, повторения и автоматической речи, включающей в себя месяцы, числа, стихи;
  • Понимания устной речи;
  • Письменной речи, включающее в себя списывание, диктант и пересказ;
  • Грамматического строя, богатства или бедности речи.

Также одним из важных диагностических факторов является желание больного афазией говорить.

Лечение афазии

Лечение болезни, а также восстановление речи при афазии заключается в терапии основного заболевания, которое привело к данным нарушениям.

В случаях, когда причиной ухудшения речи была травма или инсульт, в восстановлении помогают врачи-логопеды. Как правило, подобное лечение начинается после стабилизации физического состояния человека.

Иногда полное восстановление речи при афазии наблюдается даже без лечения, что характерно для состояний, вызванных кратковременным нарушением притока крови к мозгу.

Видео с YouTube по теме статьи: