Основными причинами проявления аффективно-респираторного приступа у ребёнка являются сильные эмоциональные реакции на воздействия внешней среды, проявляющиеся громким плачем. Иногда может возникать в результате истерики ребёнка на отсутствие внимания со стороны взрослых или невыполнения взрослыми требований ребёнка. Иногда такие задержки дыхания могут стать следствием:

  • сильной усталости;
  • переутомляемости;
  • эмоциональной нестабильности ребёнка;
  • при сильном испуге;
  • недостаток железа в организме;
  • возбуждённого состояния;
  • в момент стрессовых ситуаций;
  • при травмах, ушибах, падениях, ожогах;
  • конфликтах;
  • в результате агрессии;
  • при неблагоприятной атмосфере в семье;
  • при повышенной возбудимости ребёнка.

Симптомы

Простой аффективно-респираторный приступ проявляется задержкой дыхания в момент выдоха. Это происходит обычно в конце фазы выдыхания воздуха. Причиной появления служат травмы различной этиологии. Ещё одной причиной её возникновения служит негативное состояние, которое возникает при отсутствии возможности для удовлетворения потребностей ребёнка. Первыми признаками этого состояния будут депрессия, негативные эмоции, плач.

Изменений в работе внутренних органов не происходит. Дыхание восстанавливается самостоятельно через несколько секунд.

Определить «синий» тип аффективно-респираторного приступа можно по наличию сильного гнева, негатива от неудовлетворённых требований и желаний ребёнка, болевых ощущений. В момент гневного плача происходит задержка дыхания в момент вдоха. При этом ребёнок начинает синеть. Далее дыхание может восстановиться само по прошествии пары секунд. А может появиться снижение тонуса мускулатуры. Вследствие чего ребёнок «обмякнет». Либо произойдёт выгибание крохи в дугу из-за сильного напряжения мышц. В редких случаях данная патология может закончиться эпилептическим припадком у малыша.

Первыми признаками проявления «бледного» приступа являются исчезновение на пару-тройку секунд пульса, может развиться обморочное состояние. При этом ребёнок во время приступа начинает бледнеть, падает в обморок, отмечается брадикардия.

Таким образом, клиническая картина этого заболевания будет выглядеть:

  • Задержка сердечного ритма.
  • В момент капризов наблюдается тахикардия, а в момент обморока преобладает брадикардия.
  • Частота приступов варьируется от 1-2 до 5-6 в день.
  • Тонус мышц снижен.

Диагностика аффективно-респираторного приступа у ребёнка

Диагностировать данное заболевание очень сложно. Чаще всего проводится дифференциальная диагностика, которая позволяет исключить более сложные и неприятные болезни и патологические состояния. Для начала аффективно-респираторный припадок дифференцируют с миоклоническим приступом. Во время его протекания появляется синюшность кожных покровов, слизистых, происходит потеря сознания. эти симптомы указывают скорее на сердечную патологию и нарушение ритма.

Аффективно-респираторный припадок негативно влияет на развитие ребёнка. Он может протекать как вторичное изменения в центральной-нервной системе.

Следует сдать кровь на выявление наличия железа в организме ребёнка. Так как доказана связь между недостатком этого элемента и приступом.

Дополнительным методом дифференциальной диагностики является недержание мочи во время приступов. Если это происходит, то говорят об эпилепсии.

Осложнения

Не так уж и безобидны аффективно-респираторные приступы. В момент долгих, затяжных приступов, могут возникнуть тонические судороги с вовлечением в этот процесс рядом лежащих тканей. При длительной задержке дыхания может развиться недостаток кислорода, что приведёт к сбою в работе не только дыхательного центра, но и сердца. Могут развиться судороги, эпилепсия.

Лечение

Что можете сделать вы

Прежде всего, не стоит паниковать. Возникший приступ у ребёнка можно остановить, дунув ему в лицо, слегка похлопать ребёнка по щекам, побрызгать холодной водой. Можно постараться отвлечь посторонним предметом, игрушкой, действием. Если приступы стали похожи на эпилептические, стоит обратиться к врачу. Перед тем как идти к специалисту, можно понаблюдать за ребёнком. Обратить особое внимание на длительность и частоту приступов. Не стоит заниматься самолечением. Не зная этиологии возникновения и всей клинической картины можно только навредить крохе.

Не стоит потакать плачущему ребёнку в его капризах. Во избежание проблем нужно постараться дипломатично и спокойно объяснить ребёнку свою позицию. Можно постараться создать дома уютную, комфортную обстановку ребёнку.

Что делает врач

Врач осматривает ребёнка. Старается как можно подробнее выяснить, когда начались припадки, с какой частотой и что им предшествовало. Далее проводит дифференциальную диагностику заболевания. При необходимости стараться соблюдать режим дня, врач назначит проведение лабораторных исследований. А по их результатам и сбору анамнеза назначает лечение. Чаще всего оно заключается в даче рекомендаций родителям по поводу соблюдения режима дня и диеты.

Профилактика

  • соблюдение назначенной врачом диеты;
  • стараться соблюдать режим дня;
  • вести здоровый и активный образ жизни;
  • принимать витаминные комплексы;
  • сбалансированный рацион питания;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • создать ребёнку атмосферу уюта, спокойствия в семье;
  • стараться не устраивать скандалы в присутствии ребёнка;
  • проявлять больше интереса к ребёнку и его проблемам.

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга аффективно респираторные приступы у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить аффективно респираторные приступы у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания аффективно респираторные приступы у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание аффективно респираторные приступы у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Аффективно-респираторный приступ – внезапная кратковременная остановка дыхания у ребенка во время плача. Он развивается на фоне аффективного состояния и может сопровождаться потерей сознания, в редких случаях – судорогами. Встречается, по разным данным, у 5–13% детей.

Аффективно-респираторные приступы продолжаются до 2–3 лет (реже – до 4–5)

Аффект – это кратковременный внезапный эмоциональный всплеск, характеризующийся взрывным характером и высокой интенсивностью проявлений.

Аффективно-респираторные проявления обычно имеют функциональный характер: структурные нарушения или отклонения в протекании биохимических процессов в тканях центральной нервной и периферической системы у детей, подверженных приступам, отсутствуют.

Впервые состояние было описано в 1737 году: «<…> существует болезнь <…> у детей, происходящая от гнева или печали, когда душа стеснена и насильственно смещается от сердца к диафрагме, вызывая остановку или прекращение дыхания, <…> когда всплеск эмоций прекращается, исчезают и симптомы».

Состояние, как правило, проявляется впервые в промежутке между 6 и 18 месяцами жизни и продолжается до 2-3-летнего (реже – 4-5-летнего) возраста. В редких случаях дебют аффективно-респираторных приступов случается сразу после рождения, или – еще реже – в возрасте старше 3 лет. Частота приступов индивидуальна (от нескольких в день до нескольких в год), максимальна в возрасте от 1 года до 2 лет.

Аффективно-респираторные приступы, как правило, не имеют негативных последствий, кратковременны, не ухудшают состояние здоровья ребенка и не способны повлиять на функционирование органов и систем в перспективе.

Синонимы: аффективно-респираторные припадки, закатывание в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ.

Причины и факторы риска

Единого мнения по поводу причин данного состояния нет, хотя основной является теория психогенного начала аффективно-респираторных приступов.

Существует точка зрения, что приступы обычно наблюдаются у эмоционально-подвижных, раздражительных, предрасположенных к капризам детей и являются некоторым подобием истерических приступов. В ответ на болевое или негативное психоэмоциональное воздействие у ребенка развивается соответствующая симптоматика.

Некоторые авторы отмечают значение проблемы межличностных внутрисемейных взаимоотношений или явлений гиперопеки. Исследования, проведенные в 2008 году, показали, что у детей, склонных к аффективно-респираторным приступам, выше уровень эмоциональности, активности, интенсивности эмоций и отвлекаемости.

Несмотря на явное влияние психологического компонента, большинство специалистов все-таки полагают, что данный феномен имеет место не только у эмоционально сложных детей; немаловажную роль играют следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность (25–30% детей имеют отягощенную наследственность по аффективно-респираторным приступам, когда ими страдал хотя бы один из родителей;
  • кардиоваскулярная патология;
  • дефицит железа, необходимого для метаболизма катехоламинов и адекватного обеспечения передачи нервного импульса;
  • эпилептическая природа состояния.

Эмоциональные факторы, способные спровоцировать приступ:

  • раздражение;
  • недовольство;
  • чувство неудовлетворенности;
  • страх, испуг.

Приступы развиваются чаще, если ребенок переутомлен или перевозбужден, голоден или находится в непривычной обстановке.

Формы заболевания

Выделяют следующие формы приступов:

  • с цианозом («синяя» форма);
  • с бледностью («бледная» форма);
  • смешанная.

Патофизиология «синего» приступа обусловлена внезапным спазмом мышц гортани и дыхательной мускулатуры, что приводит к повышению давления в грудной полости, которое провоцирует уменьшение сердечного выброса и снижение мозгового кровотока с развитием острого преходящего кислородного голодания. В роли пускового механизма предполагают дисбаланс звеньев вегетативной нервной системы.

В развитии «бледного» приступа ведущая роль принадлежит избыточной парасимпатической импульсации, когда под воздействием тормозящих воздействий блуждающего нерва у ребенка урежается частота сердечных сокращений или развивается асистолия (мгновенное – не более 1-2 секунд – прекращение деятельности сердца), что и вызывает приступ. Короткая асистолия встречается у 61–78 % детей с «бледной» формой аффективно-респираторных приступов.

Симптомы

Эпизод «синего» аффективно-респираторного припадка начинается обычно с неудержимого плача на протяжении нескольких секунд (не более 10-15), после чего наступает внезапная остановка дыхания на выдохе, для которой характерны следующие признаки:

  • рот открыт, вдох не происходит;
  • прекращается плач;
  • стремительно нарастает цианоз;
  • в течение нескольких секунд (до нескольких минут, как правило, не более 0,5-1 минуты) отсутствует дыхание (развивается апноэ).
Частота приступов индивидуальна (от нескольких в день до нескольких в год), максимальна в возрасте от 1 года до 2 лет.

Если апноэ длится более 1 минуты, возможны утрата сознания, «обмякание», сменяющиеся напряжением мышц туловища, его вытягивание или выгибание. Если доступ кислорода не восстанавливается, наступает фаза клонических судорог (подергивание конечностей и туловища ребенка).

Длительная задержка дыхания и, как следствие, поступления кислорода провоцирует гиперкапнию (избыточное накопление в крови углекислого газа), которая вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани: ребенок делает вдох и начинает дышать, приходит в сознание.

После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами обычно наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, дети не делают этого специально; рефлекс возникает, когда плачущий ребенок с силой во время плача выдыхает воздух из легких.

«Бледные» приступы чаще провоцируются страхом, внезапным болевым раздражителем (инъекцией, ударом головой, падением и т. п.) или сочетанием этих факторов. Ребенок может заплакать, но чаще просто затихает, теряет сознание и резко бледнеет. Характерны слабость и проливной пот, пульс в течение нескольких секунд не прощупывается. При наиболее тяжелых эпизодах возможны клонические сокращения мышц конечностей и непроизвольное мочеиспускание.

Диагностика

Диагностика аффективно-респираторных приступов не вызывает затруднений, если подтверждена связь с предшествующим травмирующим воздействием и имеются подобные эпизоды остановки дыхания в анамнезе.

Аффективно-респираторный приступ, как правило, проявляется впервые в промежутке между 6 и 18 месяцами жизни и продолжается до 2-3-летнего (реже – 4-5-летнего) возраста.
  • ЭКГ (регистрируются эпизоды асистолии);
  • ЭЭГ (выявляется замедление или уменьшение амплитуды импульсов).

Лечение

Специального медикаментозного лечения аффективно-респираторных приступов не требуется. Это объясняется несколькими причинами:

  • в подавляющем большинстве случаев аффективно-респираторные приступы купируются самостоятельно при достижении ребенком определенного возраста или при смене окружения (детского сада, подготовительных курсов в начальной школе и т. п.);
  • на настоящий момент препараты, обладающие доказанной эффективностью в части профилактики приступов, отсутствуют;
  • данное состояние не является патологическим.

Существует несколько способов, которые помогают прервать приступ и рефлекторно восстановить дыхание: резко подуть на ребенка, брызнуть в лицо водой, осторожно похлопать по щеке.

Неспецифическое лечение, направленное на улучшение метаболизма в тканях головного мозга, нормализации баланса процессов возбуждения и торможения, таково:

  • ноотропные препараты;
  • седатики растительного происхождения;
  • нейротропные витамины (группа В);
  • физиотерапевтические процедуры.

Возможные осложнения и последствия

Аффективно-респираторные приступы, как правило, не имеют негативных последствий, кратковременны, не ухудшают состояние здоровья ребенка и не способны повлиять на функционирование органов и систем в перспективе.

Затянувшийся приступ с длительной остановкой дыхания в течение нескольких минут при наличии тяжелых сопутствующих патологий способен привести к прекращению сердечной деятельности, коме.

В литературе описано всего несколько летальных исходов, которые были обусловлены аспирацией.

Прогноз

Благоприятный.

Специального медикаментозного лечения аффективно-респираторных приступов не требуется.

Профилактика

Основным профилактическим направлением является психотерапевтическое воздействие (формирование и поддержание у ребенка продуктивной позиции по отношению к окружению, адекватного восприятия своего места в семейной иерархии и правильных реакций на те или иные внешние воздействия).

Психологические приемы, которые позволят предотвратить развитие приступов, состоят в следующем:

  • предупреждать ситуации длительного ожидания или пребывания в пути, спешки, когда ребенок голоден, хочет спать или испытывает чувство физического дискомфорта (с учетом того, что провокаторами аффективно-респираторных припадков являются голод, переутомление, чувство раздражения);
  • проговаривать с ребенком травмирующие ситуации, предоставлять ему возможность высказать желания;
  • заблаговременно четко обозначать правила поведения, принятые в том или ином месте;
  • переключать внимание ребенка с негативных эмоций на положительные впечатления.

Видео с YouTube по теме статьи:

Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

АЗБУКА ЭПИЛЕПСИИ (ЧАСТЬ 4)

Аффективно-респираторные приступы Medicamente non medicamentis


Одна из самых «обожаемых» тем для беседы в кабинете детского невролога. Бывают случаи, когда замечательный и послушный малыш в связи с неисполнением своего желания, гневом или недовольством, вдруг начинает горько плакать, кричать, рыдая и закатываясь. Во время сильного плача, на высоте сильнейших отрицательных эмоций (аффекта), дыхание его неожиданно замирает в момент вдоха, ребенок «выключает звук», хотя рот открыт, становится как «тряпочка», обмякает, бледнеет, или даже синеет. Естественно, любящая мама «обмякает» и почти теряет сознание вслед за ним. А если еще при этом ребенок выгибается дугой и появляется «каменное» напряжение мышц тела, рук, ног или подергивания (тонические или клонические судороги), нарушение сознания, непроизвольное мочеиспускание – даже суровые мужчины, папы и дедушки, впадают в легкую панику !
Повторюсь, зрелище нередко пугающее, не для слабонервных. Обычно, это состояние длится недолго, чаще уже через несколько секунд восстанавливается дыхание, ребенок приходит в себя. Но поверьте - эти секунды маме кажутся вечностью! Иногда может казаться, что такие «закатывания» с остановкой дыхания ребенок совершает сознательно, но это, скорей всего, не так. Главную роль здесь играет рефлекторный механизм, остановка дыхания возникает в момент практически полного выдыхания воздуха из легких в начале предполагаемого вдоха.
Аффективно-респираторные приступы по разным данным регистрируются примерно в 10-15% всех судорог у детей от 6-12 месяцев до 3-4 лет, преимущественно у малышей умных и хитрых, гипервозбудимых и капризных . Большинство специалистов считает, что аффективно-респираторные приступы относятся к выражению истерических симптомов или "невротических" обмороков раннего детского возраста. В переводе на нормальный человеческий язык аффективно-респираторные приступы звучат как внезапные остановки дыхания, иногда с нарушением сознания, на фоне мощной, неконтролируемой эмоции.
Например, если желание любимого годовасика остается без
моментального исполнения, перед «основным представлением» возмущенный малыш может падать на пол, яростно лупить руками-ногами о пол, вопить, рыдать, пытаясь достичь нужного результата – такой ураган протестов довольно похож на типичную истерику деток более старшего возраста.
По старинке, приступы с изменением цвета лица голубовато-сине фиолетовых оттенков иногда относят - "синим" обморокам. Это как раз самый частый вариант механизма истерических проявлений.
"Бледные" обмороки бывают гораздо реже, в основном связаны с эмоционально-вегетативной реакцией на боль, при этом могут наблюдаться нарушения сердечного ритма, даже кратковременная остановка, и выраженные сосудистые расстройства. Данный вид приступов по механизму действия похож на самые известные тривиальные обмороки у взрослых.
Чаще всего, прогноз аффективно-респираторных судорог совершенно благоприятный. Однако, в дальнейшем, именно неправильные действия «любящих» родителей играют главную роль в развитии у ребенка невротических расстройств. «Только не плачь и не закатывайся! Будет все, как ты захочешь!»: эти действия - лучшее питание для будущей детской невропатии.
Как и в других областях детской неврологии, в нашей стране, до сих пор, существуют огромный спектр прямо противоположных мнений и методов коррекции данных состояний. Одни специалисты авторитетно заявляют: «Это полная ерунда, само пройдет, необходимо оставить ребенка в покое, и не нужно никому морочить голову». Другие усиленно пугают родителей злокозненными последствиями таких припадков и назначают серьезное медикаментозное лечение. Истина, как обычно, посередине... где-то рядом. Вне всякого сомнения, не обойтись без психолога. Иногда нужен невролог, реже – психиатр.

Что делать родителям до и после приступа?

Приступ легче предотвратить! Планируйте свои действия, прогнозируйте реакции малыша , уклоняйтесь от ситуаций с возможной провокацией взрыва эмоций - практически всегда можно понять: ребенок голоден, устал, его что-то беспокоит или болит…
Чем раньше Вы среагируете на развитие ситуации, те больше эффект действий. Активно используйте простейшие «бабушкины» приемы переключения внимания, отвлечение или удивления малыша, включите свои актерские таланты! Гораздо быстрее ребенок среагирует на вашу яркую игровую просьбу что-то сделать или куда-то посмотреть, чем на строгий приказ «прекратить рыдания и успокоиться».
Посоветуйтесь с детским психологом, почитайте соответствующую литературу, включите поиск. Иногда даже интернет приносит пользу.
Как правило, нет никакой необходимости идти у дитя на поводу только из-за вашего необоснованного страха перед повторным приступом.
При необходимости, проконсультируйте ребенка у детского невролога. К сожалению, не так уж редки случаи, когда под маской аффективно-респираторных приступов прячутся гораздо более серьезные неприятности. Тогда врач назначает дополнительные исследования.

Что делать родителям во время приступа?

Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться! Не заниматься самодеятельной неумелой "реанимацией"! Данный вид приступа не опасен для жизни и быстро заканчивается

Аффективно-респираторные приступы (АРП) - это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем, конечно же, очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит и как можно помочь ему.

В этой статье мы подробно остановимся на этой проблеме, рассмотрев заодно и причины появления названного пароксизма, и методы его лечения.

Что такое АРП

Аффективно-респираторные приступы,с точки зрения медиков,являются самым ранним проявлением обморока или истерических припадков.

Чтобы лучше понять, что именно происходит с вашим малышом, стоит для начала расшифровать название рассматриваемого нами понятия. Слово «аффект» обозначает очень сильную неконтролируемую эмоцию, а все, что относится к понятию «респираторный», связано с органами дыхания. Значит, АРП - это нарушения процесса дыхания, объединенные каким-то образом с эмоциональной сферой ребенка. И, как доказали исследователи, им подвержены в большей степени легковозбудимые, избалованные и капризные дети.

Первые аффективно-респираторные приступы начинаются, как правило, после полугодовалого возраста малыша и продолжаются примерно до 4-6 лет.

Кстати, хочется обратить внимание родителей, что задержка дыхания у детей происходит непроизвольно и не нарочно, хотя со стороны все выглядит так, как будто малыш притворяется. Описываемый пароксизм - скорее проявление патологического рефлекса, срабатывающего во время плача, в момент, когда малыш разом выдыхает из легких большую часть воздуха.

Как выглядит момент задержки дыхания у плачущего ребенка

Аффективно-респираторный пароксизм чаще всего возникает в то время, когда ребенок сильно плачет. Так сказать, на пике его негодования по поводу сложившейся ситуации.

Во время такого шумного проявления эмоций ребенок может вдруг резко затихнуть и, открывая рот, не произносить ни звука. Дыхание при этом может на 30-45 сек остановиться, лицо малыша становится бледным или синеет, в зависимости от обстоятельств, а родители в это время сами готовы потерять сознание.

Кстати, именно от того, как выглядит ребенок в момент плача, и зависит, какой тип припадка вы наблюдаете. Их условно разделяют на так называемые «бледные» и «синие».

Типы приступов с задержкой дыхания

«Бледные» аффективно-респираторные приступы у ребенка возникают как болевая реакция в момент падения, ушиба, укола, малыш при этом иногда даже не успевает заплакать. В это время у ребенка может не прощупываться пульс, и похож этот тип приступа на обморок у взрослых. Между прочим, часто такое состояние в дальнейшем и перетекает в обмороки.

А «синие» приступы - это «верхняя точка» выражения гнева, ярости и недовольства. У малышей пароксизмы развиваются в большинстве случаев именно по этому типу. При невозможности получить требуемое или добиться желаемого ребенок принимается кричать и плакать. На вдохе его прерывистое, но глубокое дыхание останавливается, и на лице появляется легкая синюшность.

Чаще всего состояние нормализуется самостоятельно, но иногда у малыша может возникнуть и тоническое напряжение мышц или, наоборот, снижение их тонуса. Внешне это проявляется в том, что ребенок вдруг напрягается и выгибается дугой или же обмякает, что, кстати, тоже длится недолго и самостоятельно проходит.

Опасны ли приступы для ребенка

Следует сразу предупредить обеспокоенных родителей, что описываемые пароксизмы не представляют сколько-нибудь серьезной опасности для здоровья и жизни плачущего малыша.

Вызывать скорую помощь стоит только тогда, если дыхание ребенка остановилось более чем на минуту. А к врачу обращаться следует при частых (более одного раза в неделю) приступах, а также в случаях, когда они видоизменяются: по-другому начинаются, иначе заканчиваются или же если в момент пароксизма обнаруживаются необычные симптомы.

Если вы наблюдаете аффективно-респираторные приступы у ребенка, главное -не нервничайте, постарайтесь помочь ему восстановить дыхание, легонько похлопав по щекам, дунув в лицо, побрызгав на него водичкой или пощекотав тело. Это, как правило, имеет успех, и малыш начинает нормально дышать. После приступа обнимите кроху, ободрите и продолжайте заниматься своим делом, не демонстрируя обеспокоенности.

У ребенка судороги: причины

Если задержка дыхания во время приступа продолжается более 60 сек, ребенок может потерять сознание и обмякнуть. Такой приступ в медицине классифицируются как атонический неэпилептический. Данное состояние вызывается недостатком кислорода в мозге и, между прочим, возникает как защитная реакция на гипоксию (ведь в бессознательном состоянии мозгу требуется гораздо меньше кислорода).

Далее пароксизм переходит уже в тонический неэпилептический приступ. У ребенка в этот момент тело деревенеет, вытягивается или выгибается дугой. Если гипоксия не прекратилась, то могут развиться клонические судороги - подергивание рук, ног и всего тела малыша.

Задержка дыхания вызывает накопление в организме углекислого газа (т. н. состояние гиперкапнии), которое сменяется рефлекторным снятием спазма мышц гортани, от чего ребенок делает вдох и приходит в сознание.

Судорожные аффективно-респираторные приступы, причины которых мы рассмотрели, обычно заканчиваются глубоким сном, продолжающимся 1-2 часа.

Нужно ли обращаться к врачу?

Как правило, данные приступы не имеют каких-то серьезных последствий, но, тем не менее, при возникновении судорожных подергиваний в момент, как ребенок зайдется от плача, стоит обратиться за консультацией к опытному врачу-неврологу, так как за ними могут стоять и некоторые болезни периферической нервной системы.

Закатывания, которые сопровождаются судорогами, могут вызывать сложности в диагностировании, так как их легко спутать с эпилептическими припадками. И, между прочим, у небольшого процента детей такое состояние во время АРП развивается в дальнейшем в приступы эпилепсии.

Аффективно-респираторные судороги и их отличие от эпилептических припадков

Для того чтобы точно понять, что у вашего ребенка судорожные проявления не являются признаком развивающейся эпилепсии, следует хорошо представлять себе различия между ними.

  • АРП, как правило, становятся чаще, если ребенок устал, а при эпилепсии приступ может развиться в любом состоянии.
  • Эпилептические припадки одинаковы. А аффективно-респираторный пароксизм протекает по-разному, в зависимости от тяжести провоцирующих его ситуаций или болевого ощущения.
  • АРП встречается у детей не старше 5-6 лет, в то время как эпилепсия - это вневозрастное заболевание.
  • На АРП хорошо воздействуют успокоительные и ноотропные препараты, а эпилептические приступы седативными лекарственными средствами купировать невозможно.
  • Кроме того, при обследовании ребенка с АРП результаты ЭЭГ не показывают наличия эпиактивности.

И все же мы повторимся: при возникновении подергиваний во время приступа задержки дыхания родителям стоит показать малыша врачу.

Чем отличаются АРП при кардиоваскулярной патологии

Как выяснилось, у родителей 25 % детей с АРП также отмечались подобные приступы. И тем не менее, в современной медицине считается, что основной причиной данного явления выступает наличие постоянных стрессовых ситуаций в семье или гиперопека ребенка, которые и приводят малыша к описанному варианту детской истерии.

Хотя следует учитывать, что у небольшой части пациентов аффективно-респираторный пароксизм является одним из проявлений сопутствующей кардиоваскулярной патологии. Правда, при этом у него имеются и отличительные признаки:

  • проходит приступ с меньшим возбуждением;
  • синюшность лица при нем выражена сильнее;
  • у ребенка при этом появляется потливость;
  • цвет лица после приступа восстанавливается медленнее.

Впрочем, такие детки и без приступов, просто при физических нагрузках или плаче начинают потеть и бледнеть, а в транспорте или душном помещении, как правило, чувствуют себя плохо. Им также присуща быстрая утомляемость и вялость. При наличии перечисленных признаков ребенка лучше всего обследовать и у кардиолога.

Что делать, если у вашего ребенка приступы задержки дыхания

В связи с тем что аффективно-респираторный синдром относится скорее к невротическим проявлениям, избавляться от него лучше всего при помощи регулирования психологического состояния малыша.

Родителям в первую очередь стоит уделить внимание тому, как они выстраивают свои отношения с ребенком. Не слишком ли опекают его, боясь любых ситуаций, способных нарушить покой их чада? А может, между взрослыми в семье нет взаимопонимания? Тогда лучше всего обратиться к психологу.

Кроме того, большое значение для таких деток имеет упорядоченность и рациональность их режима. Как утверждает, рассматривая аффективно-респираторные приступы, Комаровский Е. О., их всегда легче предотвратить, чем лечить.

  1. Родителям стоит улавливать состояние ребенка. Ведь всем известно, что ребенок скорее заплачет, если голоден или устал, а также в ситуации, когда он не справляется с какой-либо задачей. Старайтесь смягчать или обходить все вызывающие задержку дыхания и судороги причины: например, если малыш раздражается во время спешных сборов в ясли или детский сад, вам лучше раньше вставать, чтобы делать это неторопливо и размеренно.
  2. Помните о том, как дети воспринимают запреты. Старайтесь как можно меньше употреблять слово «нельзя». Но это ни в коем случае не означает, что отныне крохе все дозволено! Просто меняйте вектор его действия. Малыш охотнее выполнит предложение: «Давай пойдем туда!», чем требование немедленно остановиться.
  3. Объясняйте ребенку, что с ним происходит. Говорите: «Я знаю, что ты сердишься, потому что не получил эту игрушку». И тут же четко давайте понять, что, несмотря на его огорчение, есть границы у проявления чувств: «Ты расстроен, но не должен вопить в магазине».
  4. Объясняйте последствия таких действий: «Если ты сам не умеешь вовремя остановиться, нам придется отправить тебя в твою комнату».

Четкие границы дозволенного, а также спокойная обстановка в семье помогут малышу быстро справиться с ощущением паники и растерянности, которые и вызывали закатывания.

Медикаментозное лечение АРП

Если же у вашего ребенка наблюдаются частые и тяжелые приступы задержки дыхания, то их можно купировать при помощи медикаментозного лечения, но делается это лишь по назначению врача.

Как и другие болезни нервной системы человека, АРП лечится с использованиемнейропротекторов, седативных препаратов, а также витаминов группы В. Предпочтение отдают, как правило, лекарственным средствам «Пантогам», «Пантокальцин», «Глицин», «Фенибут», а также глютаминовой кислоте. Курс лечения длится примерно 2 месяца.

Седативные препараты для детей лучше заменять настоями успокоительных трав или готовыми экстрактами пустырника, корней пиона и т. п. Кстати, дозы рассчитываются в зависимости от возраста малыша (одна капля на год жизни). Например, если ребенку 4 года, то ему следует принимать по 4 капли лекарства трижды в день (курс - от двух недель до месяца). Хороший эффект дают также и ванны с хвойным экстрактом и морской солью.

Если же у ребенка приступы трудно купируются, и их сопровождают судороги, причины которых мы рассматривали выше, то в процессе лечения используются транквилизаторы «Атаракс», «Тералиджен» и «Грандаксин».

Несколько слов напоследок

Помните, что любая терапия в случае аффективно-респираторного синдрома может назначаться только неврологом, который индивидуально подберет дозу препарата. Самолечение, как вы, наверное, понимаете, может быть опасным для здоровья вашего малыша.

Если вы столкнулись с проблемой задержки дыхания у детей, не паникуйте, так как из этого состояния ребенок всегда выходит самостоятельно, без последствий, и постепенно "перерастает" описанные пароксизмы.

Как и все болезни человека, АРП проще предупредить, чем лечить, поэтому еще раз хочется напомнить о необходимости гибкого отношения родителей к эмоциям своего чада. Старайтесь не допускать ситуаций, вызывающих закатывание, а в момент, когда ребенок уже на взводе, отложите воспитательные мероприятия до более спокойного времени.

Помните: ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с данной разновидностью истерики, он не может остановиться, и это, кстати, его очень пугает. Помогите ему разорвать этот замкнутый круг.

Разговаривайте с ним, а не кричите, проявляйте максимум терпения и любви, отвлекайте, переключайте внимание на что-то приятное, но при этом не поддавайтесь на явные попытки со стороны малыша управлять вами при помощи приступов. Если вы уловите эту грань, то медикаментозное лечение, вам, скорее всего, не понадобится! Удачи и здоровья!

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания)представляют собой наиболее раннее проявление обмороков илиистерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохоконтролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение кдыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого годажизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, чтозадержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делаютэтого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущийребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этотмомент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единогозвука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание иснова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являютсяреакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитатьпульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает.«Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развитияприближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такимиприступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются потипу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненногожелания, гнева. При отказе выполнить его требования, добитьсяжелаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать.Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляетсялегкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается черезнесколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступывнешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступнесколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижениемышечного тонуса – ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либовозникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых,раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерическихприступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возрастахарактерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок принеисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол:беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всяческидемонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре»протеста выявляются некоторые черты истерических приступов болеестарших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическимиреакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или бытьдругие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могутпомочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасныхдвенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка среспираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждениеприступов.
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да ивообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступыраздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью.Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными привыражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны ипрямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими иреспираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научитьдетей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умениемсдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногдаимеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Еслиребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все емуразрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок нерасстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенкаспособны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при такомнеправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могутразвиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношениевсех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовалсемейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний.Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определениеребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычноприступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторныхприступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад,наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива ивновь определить его туда только после соответствующей подготовки спомощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использованиенекоторых «гибких» психологических приемов для предотвращенияприступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали,проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранеепредвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например,избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, простоне отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку,которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкойв ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются наработу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставатьна полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее.Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеетепредупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделатьчто-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбепрекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет,попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратитькрик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (илипросто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать своиэмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делаязаключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства,испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, чтоне получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря начувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя тыи рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможетребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такоеповедение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснитьпоследствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты неконтролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешьпродолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительныхаффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступможет сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибаетсядугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаютсяклонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бываютреже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клоническиесудороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольныммочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальнойдиагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическимиприступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей саффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем иэпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологическиезаболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективныхприступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характерапароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок среспираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытнымдетским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе яростизадерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затемвспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либовоздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.)способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когдаон только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре.Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем,игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, какта же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблениемили судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните егоголову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробноознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПАСУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, чтопроизошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Неотступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторенияэпизодов с задержкой дыхания.

Лечение.
При лечении аффективно-респираторных и(или) истерических приступовнеобходимо учитывать, что они представляют собой первое проявлениедетской истерии и обычно возникают на невропатической (у нервногоребенка) почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.
Во-первых, необходимо правильное воспитание (смотрите соответствующий раздел этих рекомендаций.
Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением рядасредств, укрепляющих нервную систему, седативных (успокаивающих)препаратов, а иногда и противоэпилептических средств.