• МОДУЛЬ 2.2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
  • МОДУЛЬ 2.3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ
  • МОДУЛЬ 2.4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • БЛОК 3. СТАТИСТИКА МЕДИЦИНСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. МОДУЛЬ 3.1. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • МОДУЛЬ 3.2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • МОДУЛЬ 3.3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • МОДУЛЬ 3.4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ ПОМОЩЬ
  • МОДУЛЬ 3.5. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • МОДУЛЬ 3.6. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  • МОДУЛЬ 3.7. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • МОДУЛЬ 3.9. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • МОДУЛЬ 3.8. ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

    МОДУЛЬ 3.8. ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

    Цель изучения модуля: изучить организацию экспертизы временной нетрудоспособности и порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

    После изучения темы студент должен знать:

    Основные понятия экспертизы временной нетрудоспособности;

    Организацию экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;

    Виды временной нетрудоспособности;

    Правила выдачи, порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

    Статистические показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    Методику расчета показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    Студент должен уметь:

    Рассчитывать, анализировать и интерпретировать статистические показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    Оформлять документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность;

    Использовать полученные знания в практической деятельности врача.

    3.8.1. Блок информации

    Временная нетрудоспособность - состояние организма человека, обусловленное заболеванием, травмой и другими причинами, при которых нарушения функций сопровождаются невозможностью выполнения профессиональных обязанностей в обычных производственных условиях в течение определенного промежутка времени, т.е. носят обратимый характер.

    Экспертиза временной нетрудоспособности - один из видов медицинской экспертизы, основная цель которой - оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

    Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются «Листок нетрудоспособности», в отдельных случаях - справки установленной формы, например «Справка о временной нетрудоспособности студента, учащегося техникума, профессионально-технического училища, о болезни, карантине и прочих причинах отсутствия ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение» (ф. 095/у).

    Основным статистическим документом, регистрирующим заболевания с временной утратой трудоспособности, являются «Сведения о причинах временной нетрудоспособности» (ф. 16-ВН). Этот документ позволяет проанализировать уровень и структуру отдельных заболеваний в случаях и днях нетрудоспособности. В целях унификации формирования государственного статистического отчета лечебнопрофилактического учреждения используется «Талон на законченный случай временной нетрудоспособности» (ф. 025-9/у-96).

    Организация экспертизы временной нетрудоспособности, порядок выдачи листков нетрудоспособности, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности изложены в разделе 8 главы 3 и разделах 2, 3 главы 20 учебника . Порядок заполнения листка нетрудоспособности приведен в приложении 10.

    3.8.2. Задания для самостоятельной работы

    1.Изучить материалы соответствующих глав учебника , модуля, рекомендуемой литературы.

    2.Ответить на контрольные вопросы.

    3.Разобрать задачу-эталон.

    4.Ответить на вопросы тестового задания модуля.

    5.Решить задачи.

    3.8.3. Контрольные вопросы

    1.Дайте определение понятия «экспертиза временной нетрудоспособности».

    2.В чем заключается экспертиза временной нетрудоспособности?

    3.Перечислите виды временной нетрудоспособности.

    4.Назовите документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

    5.Назовите порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях, травмах, отравлениях, а также при некоторых других последствиях воздействия внешних причин.

    6.Каков порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи?

    7.Как выдается листок нетрудоспособности в случаях беременности и родов?

    8.Как осуществляется выдача листка нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения, протезирования и при карантине?

    9.Назовите показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Приведите формулу расчета.

    3.8.4. Задача-эталон

    Исходные данные

    1.На одном из промышленных предприятий с числом работающих 1215 человек в течение года было зарегистрировано 840 случаев заболеваний и 9200 дней временной утраты трудоспособности.

    2.Смирнова Любовь Ивановна, 52 лет, бухгалтер ООО «Вымпел», проживающая по адресу: Воронеж, ул. Лебедева, д. 45, кв. 126, обратилась в городскую поликлинику № 2, находящуюся по адресу: Воронеж, ул. Лебедева, д. 5. После обследования врачом-терапевтом Павловой М.А. был поставлен диагноз: гипертонический криз. Назначено лечение. Листок нетрудоспособности выдан с 25 марта на 18 дней.

    Задание

    1.На основании представленных исходных данных рассчитать и проанализировать показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    2.Оформить листок нетрудоспособности в соответствии с правилами заполнения листка нетрудоспособности и прилагаемым образцом (приложение 10).

    Решение

    Для анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности на одном из промышленных предприятий рассчитаем следующие показатели.

    1. Статистические показатели заболеваемости с временной утраты трудоспособности

    1.1. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 работающих =

    1.2. Число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих =

    1.3. Средняя длительность (тяжесть) случая временной нетрудоспособности =

    2. Для оформления временной нетрудоспособности лечащий врач имеет право выдать листок нетрудоспособности при первичном обращении максимально на срок до 10 дней и продлевать единолично на срок до 30 дней. В данном примере врач оформляет листок нетрудоспособности на 7 дней - с 25.03 по 31.03, затем продлевает еще на 7 дней - с 01.04 по 07.04, и в дальнейшем с 08.04 по 11.04. С 12.04 работница должна приступить к работе.

    Результаты расчета статистических показателей заносим в таблицу и сравниваем их с рекомендуемыми значениями или сложившимися среднестатистическими соответствующими показателями, приведенными в разделе 8 главы 3 учебника и рекомендуемой литературе, после чего делаем соответствующие выводы.

    Таблица. Сравнительная характеристика статистических показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности

    Вывод

    На данном промышленном предприятии показатель числа случаев временной нетрудоспособности (69,1) - выше, а число дней временной нетрудоспособности (757,2) на 100 работающих - ниже соответствующих показателей, сложившихся в среднем по РФ. Показатель средней продолжительности одного случая временной нетрудоспособности (11) - ниже аналогичного показателя по РФ.

    3.8.5. Тестовые задания

    Выберите только один правильный ответ.

    1. При каких условиях лицам, занимающимся частной медицинской практикой, может предоставляться право выдачи листков нетрудоспособности?

    1)при наличии сертификата специалиста;

    2)при наличии договора с муниципальными или государственными медицинскими учреждениями;

    3)при травмах, отравлениях и других острых заболеваниях;

    4)при наличии лицензии на занятие медицинской деятельностью и проведение экспертизы временной нетрудоспособности;

    5)в случаях оказания экстренной медицинской помощи.

    2. Как поступить, если при выписке из стационара больной остается временно нетрудоспособным?

    1)закрыть листок и направить в поликлинику;

    2)выдать справку на 3 дня;

    3)продлить листок нетрудоспособности на срок до 10 дней;

    4)продлить листок нетрудоспособности на срок не более 4 дней;

    5)выдать справку на срок не более 10 дней.

    3. Как оформляется нетрудоспособность при травме?

    1)листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности;

    2)листок нетрудоспособности выдается со дня обращения к врачу на весь период нетрудоспособности;

    3)листок нетрудоспособности выдается с 6-го дня нетрудоспособности, на первые 5 дней выдается справка;

    4)листок нетрудоспособности выдается с 11-го дня нетрудоспособности;

    5)при любых травмах на весь срок нетрудоспособности выдается справка.

    4. На какой срок выдается листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком на дому?

    1)на 3 дня, затем выдается справка на срок до 10 дней;

    2)на 7 дней, затем выдается справка на 3 дня;

    3)на срок до 10 дней, свыше выдается справка;

    4)на срок до 14 дней, свыше выдается справка;

    5)на весь период болезни ребенка в возрасте до 7 лет.

    5. В каких случаях выдается листок нетрудоспособности по уходу за здоровым ребенком?

    1)при отъезде матери (отца) на санаторно-курортное лечение;

    2)при наложении карантина на данного ребенка;

    3)при наложении карантина на ясли, сад;

    4)при госпитализации лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 3 лет;

    5)при стационарном лечении лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 5 лет.

    6. На какой срок выдается листок нетрудоспособности при неосложненной беременности и родах?

    1)на 56 календарных дней;

    2)на 70 календарных дней;

    3)на 126 календарных дней;

    4)на 140 календарных дней;

    5)на 170 календарных дней.

    7. Какие данные необходимы для расчета показателя средней длительности случая временной нетрудоспособности?

    1)число дней временной утраты трудоспособности; число больных лиц;

    2)число дней временной утраты трудоспособности; численность населения;

    3)число дней временной утраты трудоспособности; число случаев временной утраты трудоспособности;

    4)число дней временной утраты трудоспособности; среднегодовое число работающих;

    8. Назовите вид временной нетрудоспособности, при котором листок нетрудоспособности выдается на весь период долечивания, но не более чем на 24 календарных дня:

    1)травма;

    2)карантин;

    3)протезирование;

    4)уход за больным;

    5)санаторно-курортное лечение.

    9. По истечении какого срока после открытия листка нетрудоспособности длительно болеющие направляются на МСЭ при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе?

    1)через 2 мес;

    2)через 3 мес;

    3)через 4 мес;

    4)через 6 мес;

    5)через 12 мес.

    10. Какому медицинскому работнику может быть предоставлено право выдачи листка нетрудоспособности?

    1)врачу станции скорой помощи;

    2)врачу приемного отделения больницы;

    3)врачу дома отдыха, санатория;

    4)медицинской сестре здравпункта;

    5)фельдшеру фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в отдаленной местности.

    11. На какие сроки лечащий врач может выдать листок нетрудоспособности одномоментно и самостоятельно?

    1)на 4 и 15 дней;

    2)на 3 и 6 дней;

    3)на 10 и 25 дней;

    4)на 6 и 30 дней;

    5)на 10 и 30 дней.

    12. Какие данные необходимы для расчета показателя «число случаев временной утраты трудоспособности на 100 работающих»?

    1)число случаев временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность населения;

    2)число случаев временной утраты трудоспособности; средняя продолжительность одного случая;

    3)число случаев временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность работающих;

    4)число случаев временной утраты трудоспособности; число больных лиц;

    5)число дней временной утраты трудоспособности; число случаев временной утраты трудоспособности.

    13. Назовите функции лечащего врача по экспертизе трудоспособности:

    1)установление факта временной нетрудоспособности, выдача листка нетрудоспособности, направление на МСЭ;

    3)установление факта временной нетрудоспособности, выдача листка нетрудоспособности, экспертиза стойкой нетрудоспособности;

    4)установление факта стойкой нетрудоспособности, выдача направления на врачебную комиссию, экспертиза временной нетрудоспособности;

    5)установление факта временной нетрудоспособности, выдача листка нетрудоспособности максимально до 30 дней, направление на ВК для продления листка нетрудоспособности.

    14. Назовите функции врачебной комиссии по экспертизе трудоспособности:

    1)консультации врачей, направление на МСЭ, выдача заключения о переводе на другую работу, контроль качества лечения, экспертиза временной нетрудоспособности свыше 30 дней;

    2)консультации врачей, направление на МСЭ, экспертиза стойкой нетрудоспособности, профессиональной непригодности;

    3)консультации врачей, выдача листка нетрудоспособности всем больным, экспертиза стойкой и временной нетрудоспособности;

    4)выдача листка нетрудоспособности, справок о профессиональной непригодности, экспертиза временной нетрудоспособности, выдача заключения о переводе на другую работу беременных;

    5)выдача заключения о нетрудоспособности, продление листка нетрудоспособности.

    15. Какие данные необходимы для расчета показателя «число дней временной утраты трудоспособности на 100 работающих»?

    1)число дней временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность населения;

    2)число дней временной утраты трудоспособности; средняя продолжительность одного случая;

    3)число дней временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность работающих;

    4)число дней временной утраты трудоспособности; число больных лиц;

    5)число дней временной утраты трудоспособности; число рабочих дней в году.

    3.8.6. Задачи для самостоятельного решения

    Задача 1

    Исходные данные

    1.На одном из промышленных предприятий с числом работающих 945 человек в течение года было зарегистрировано 782 случая заболеваний и 8125 дней временной утраты трудоспособности.

    2.Кириллов Петр Иванович, 45 лет, токарь АО «Кабель», проживающий по адресу: Самара, ул. Сибирская, д. 91, кв. 120, с 03.04 по 28.04 проходил стационарное лечение в городской больнице № 1, находящейся по адресу: Самара, ул. Алтайская, д. 85, с диагнозом: язвенная болезнь, язва двенадцатиперстной кишки. Листок нетрудоспособности выдан заведующим терапевтическим отделением Соловьевым М.А. и лечащим врачом Дроздовой Н.П.

    Задача 2

    Исходные данные

    1.На одном из промышленных предприятий с числом работающих 1345 человек в течение года было зарегистрировано 915 случаев заболеваний и 10 170 дней временной утраты трудоспособности.

    2.Макарова Вера Ивановна, 46 лет, швея ООО «ST-мода», проживающая по адресу: Ульяновск, пр. Фрунзе, д. 26, кв. 49. С 15.02 в течение

    Заболеваемость с временной утратой трудоспособности изучается на основе листков временной нетрудоспособности (так называемых больничных листов), где учитывается «случай» и дни временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями.

    Все листки нетрудоспособности, подлежащие включению в отчет, предварительно размечают по причинам освобождения от работы по формам болезни согласно номенклатуре. Каждый листок нетрудоспособности должен войти в разработку по основному диагнозу, являющемуся главной причиной утраты трудоспособности, т. е. по заключительному диагнозу.

    Листки нетрудоспособности, выданные в связи с заболеванием, размечают номерами 1 - 17 в строгом соответствии с алфавитным списком болезней, в котором для каждого вида заболевания указан номер разметки, соответствующий такому же номеру номенклатуры болезней.

    Размеченные листки нетрудоспособности, как подлежащие, так и не подлежащие оплате, раскладывают по номерам разметки. Затем в каждой группе листков отделяют «продолжения» от первичных листков.

    Число случаев утраты трудоспособности учитывается только по первичным листкам. Число дней нетрудоспособности подсчитывается и по первичным листкам, и по «продолжениям».

    Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в подсчете числа случаев не попадали «продолжения» и чтобы при подсчете дней выходные и праздничные дни не включались в отчет. Число работающих на 1-е число месяца, показанное в отчетах о временной нетрудоспособности за  январь, апрель, июль, должно совпадать с числом работающих на начало отчетного квартала расчетных ведомостей.

    На основе листков временной нетрудоспособности предприятия составляют отчет ВЦСПС по форме 3-1. Органы здравоохранения используют этот отчет для изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    Показатель случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих:

    Показатель дней временной утраты трудоспособности на 100 работающих:

    Показатель средней длительности одного случая:

    Относительные показатели, характеризующие заболеваемость работающих с временной утратой трудоспособности, вычисляются.

    «Справочник помощника санитарного врача
    и помощника эпидемиолога»,
    под ред. члена-корреспондента АМН СССР
    проф. Н.Н.Литвинова

    Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) занимает особое место в статистике заболеваемости в связи с высокой экономической значимостью. Заболеваемость с ВУТ - один из видов заболеваемости по обращаемости, является приоритетной характеристикой состояния здоровья работающих.

    Заболеваемость с ВУТ характеризует распространенность тех случаев заболеваемости работающих, которые повлекли за собой невыход на работу.

    Единицей наблюдения при изучении заболеваемости с ВУТ является каждый случай временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в данном году. Учетным документом служит листок нетрудоспособности, который является не только медицинским статистическим, но и юридическим документом, удостоверяющим временное освобождение от работы, и финансовым, на основании которого производится выплата пособия из средств социального страхования. Помимо паспортных данных (фамилия, имя, отчество, пол, возраст), в листке нетрудоспособности имеются сведения о месте работы заболевшего, диагнозе и продолжительности лечения.

    Оценка заболеваемости с ВУТ проводится как по общепринятой методике на основании отчетов о временной нетрудоспособности (форма № 16-ВН), так и по углубленной методике с помощью полицевого метода. По общепринятой методике на основе данных формы № 16-ВН может быть рассчитан ряд показателей: 1) число случаев временной нетрудоспособности на 100 работающих: рассчитывается как отношение числа случаев заболеваний (травм) к средней численности работающих, умноженное на 100 (в среднем около 80-100 случаев на 100 работающих); 2) число дней ЗВУТ на 100 работающих: отношение дней заболеваемости (травм) к численности работающих, умноженное на 100 (около 800-1200 на 100 работающих); 3) средняя длительность одного случая ЗВУТ (отношение общего числа дней нетрудоспособности к числу случаев нетрудоспособности) - около 10 дней.

    При анализе ЗВУТ определяется структура временной нетрудоспособности в случаях и днях (первое место - заболевания острыми респираторными инфекциями, далее - болезни нервной системы и органов чувств, гипертоническая болезнь, болезни костно-мышечной системы, инфекции кожи, болезни органов пищеварения и др.). Все показатели заболеваемости оцениваются по нозологическим формам (в случаях и в днях на 100 работающих) и в динамике за ряд лет. При углубленной методике изучения заболеваемости с ВУТ полицевым методом на каждого работающего заполняется лицевая, или персональная, карта. Единицей наблюдения при этой методике является работающий. При полицевом учете заболеваемости оцениваются: индекс здоровья; кратность заболеваний (1, 2, 3 раза); удельный вес часто болеющих (4 раза и более в году) и длительно болеющих (более 40 дней).

    По группам здоровья работающих можно распределять на 5 основных групп: 1) здоровые (не имевшие ни одного случая нетрудоспособности в году); 2) практически здоровые (имевшие в году 1-2 случая нетрудоспособности по поводу острых форм заболеваний); 3) имевшие в году 3 и более случаев утраты трудоспособности по поводу острых форм заболеваний; 4) имеющие хронические заболевания, но не имевшие случаев утраты трудоспособности; 5) имеющие хронические заболевания и имевшие по поводу этих заболеваний случаи утраты трудоспособности.

    Еще по теме Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Учетно-отчетная документация и оценка показателей. Кратность заболеваний. Индекс здоровья:

    1. Статистическая совокупность. Учетные признаки. Понятие о сплошных и выборочных исследованиях. Требования к статистической совокупности и использованию учетно-отчетных документов

    на 100 работающих =Число случаев временной утратытрудоспособности/

    Число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих =Число дней временной утраты трудоспособности/ Среднегодовая численность работающих×100

    Листок нетрудоспособности- юридическим документом, удостоверяющим временное освобождение от работы, и финансовым, на основании которого производится выплата пособия из средств социального страхования. Помимо паспортных данных (фамилия, имя, отчество, пол, возраст), в листке нетрудоспособности имеются сведения о месте работы заболевшего, диагнозе и продолжительности лечения. Основным статистическим документом, регистрирующим за-

    болевания с ВУТ, являются «Сведения о причинах временной не-

    трудоспособности» (ф. 16-ВН).

    Структура-первое место - заболевания острыми респираторными инфекциями, далее - болезни нервной системы и органов чувств, гипертоническая болезнь, болезни костно-мышечной системы, инфекции кожи, болезни органов пищеварения и др.

    37-травматизм – важнейшая соц-гигиенич. проблема.выделяют прозводственный(промышл,с/хоз),непроизводственный(бытовой,транспортный,уличный),спортивный. Средний уровень 120-130 случаев на 1000 насел. У мужчин в 1,5-2 раза выше. В структуре общ.заб. 10-15%. В структуре первичной инвалидности травмы занимают 2 место после ССЗ,3 место по смертности.

    Организация травматологической помощи-1этап-1 помощь,2-врачебная добольничная,3-стационарная,4-восстановит лечение. Четкая тенденция к росту показателя!

    38- Сердечно-сосудистые заболевания занимают сегодня первое место среди причин инвалидности населения нашей страны. При этом 4% мужчин получают I группу, 60% - II группу инвалидности. У женщин эти показатели немного ниже. Среди причин инвалидности превалируют ишемическая и гипертоническая болезни, сосудистые поражения мозга, ревматизм.

    С возрастом отмечается повышение уровня заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями (кроме ревматизма). У женщин показатели заболеваемости (кроме инфаркта миокарда) выше, чем у мужчин. Увеличение показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлено такими факторами, как постарение населения, улучшение диагностики, более точная формулировка причин смерти

    43. аМеждународная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems ) - документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

    В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10 , ICD-10 ). В России органы и учреждения здравоохранения осуществили переход статистического учёта на МКБ-10 в 1999 году.

    Целью МКБ является создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных в раз­ных странах или регионах и в разное время. МКБ используется для преобразования словесной формулировки диагнозов болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, кото­рые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.

    МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространённости болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами.

    Международная конференция по Десятому пересмотру Международной классификации болезней проведена Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве 25 сентября - 2 октября 1989 г. Главное нововведение в Десятом пересмотре - это использование алфавитно-цифровой системы кодирования, предполагающей наличие в четырёхзначной рубрике одной буквы, за которой следуют три цифры, что позволило более чем вдвое увеличить размеры структуры кодирования. Введение в рубрики букв или групп букв позволяет закодировать в каждом классе до 100 трёхзначных категорий. Из алфавита 26 букв использовано 25. Таким образом, возможные номера кодов простираются от A00.0 до Z99.9. Буква U оставлена вакантной (резервной).

    МКБ-10 состоит из трёх томов:

    · том 1 содержит основную классифи­кацию;

    · том 2 содержит инструкции по применению для пользователей МКБ;

    44. МСЭ - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуёмого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

    МСЭ осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц.

    МСЭ осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ (Министерство труда и социального развития РФ).

    На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

    · определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    · разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

    · изучение уровня и причин инвалидности населения;

    · участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

    · определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

    · определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

    СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 декабря 2004 г. № 805 О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

    В целях реализации статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

    Установить, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

    Установить, что Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

    Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тыс.
    человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год.

    Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной
    экспертизы являются: проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

    Бюро выполняет следующие функции:

    а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и у реабилитационного потенциала;

    б) врач вырабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

    в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления
    инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;

    г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах); -

    д) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской
    Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

    е) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
    социальной экспертизы;

    ж) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    з) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших

    и) представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

    Главное бюро выполняет следующие функции:

    а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

    б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

    в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а Также по
    направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях
    установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени
    ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

    г) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
    социальной экспертизы;

    д) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших
    медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

    е) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

    з) в случае проведения освидетельствования:

    разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

    и) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской

    Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

    Фёдеральное бюро выполняет следующие функции:

    а) обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

    б) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро;

    в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

    г) проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

    д) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения главных бюро;

    е) осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением
    новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия
    ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности,
    реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

    ж) проводит по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности; осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

    и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального - развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

    к) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;

    л) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

    м) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы; н) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе.

    Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право:

    · направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;

    · запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Решение бюро, не отмененное или не измененное главным бюро либо в судебном порядке, решение главного бюро, не отмененное или не измененное Федеральным бюро либо в судебном порядке, а также решение Федерального бюро, не отмененное или не измененное в судебном порядке, являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

    Структуру и штатное расписание Федерального бюро, а также смету расходов на его содержание утверждает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Структуру и штатное расписание главных бюро, а также смету расходов на их содержание утверждает Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в пределах утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации лимитов.

    Федеральное бюро возглавляет руководитель - главный федеральный эксперт по медико- социальной экспертизе.

    Главное бюро возглавляет руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации.

    Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного федерального эксперта по медико-социальной экспертизе, заключение, изменение и расторжение с ним трудового договора (контракта) осуществляются Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного эксперта по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации и руководителя -главного эксперта по медико-социальной экспертиз, заключение, изменение и расторжение с ними трудового договора (контракта) осуществляются руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

    44. Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и др. мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

    Основные принципы социальной защиты:

    · государственный характер , предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи;

    · разграничение компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов власти в обеспечении мер социальной защиты;

    · доступность, предполагающая возможность получения каждым нуждающимся необходимых видов и форм социальной помощи;

    · адресность, которая предполагает предоставление помощи нуждающимся с учетом их индивидуальных потребностей;

    · дифференциация мер социальной защиты с учетом различных медико-социальных факторов (возраст, пол, место проживания - город, село, беспомощность, одиночество и др.);

    · комплексность, предусматривающую сочетание и преемственность различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой и др.);

    · базирование на всех возможных источниках финансирования (федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, средства общественных объединений инвалидов, благотворительные средства и др.);

    · участие самого населения в формировании государственной политики в сфере социальной защиты и определения мер по ее реализации;

    · взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и иных организаций.

    Составным элементом социальной защиты является социальная помощь (социальная поддержка).

    Социальная помощь (поддержка ) - это обеспечение населения в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учётом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению, за счёт средств местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.

    Среди лиц, которые нуждаются в социальной помощи в первую очередь, необходимо назвать следующие категории малообеспеченного населения: одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, не способные к самообслуживанию; престарелые граждане (старше 70 лет); инвалиды I и II групп; семьи с детьми инвалидами; многодетные матери (с 3-мя и более детьми); одинокие матери (отцы); дети-сироты; лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, бомжи, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий) и другие граждане.

    Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам (семье в целом или каждому нетрудоспособному члену семьи отдельно) на определённый период времени после проверки доходов и материально-бытовых условий жизни, социально-экономическое положение которых соответствует следующим основным критериям:

    · совокупный среднедушевой доход ниже установленного регионального уровня;

    · отсутствие средств существования;

    · одиночество (отсутствие родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособность к самообслуживанию;

    · наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие стихийных бедствий и катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

    Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) занимает особое место в статистике заболеваемости в связи с высокой экономической значимостью. Это один из видов заболеваемости по обращаемости, является приоритетной характеристикой состояния здоровья работающих. Заболеваемость с ВУТ характеризует распространенность тех случаев заболеваемости работающих, которые повлекли за собой невыход на работу.

    Единицей наблюдения является каждый случай временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в данном году. Учетным документом служит листок нетрудоспособности.

    Функции листка нетрудоспособности: юридическая, медицинская, экономическая и статистическая.

    Оценка заболеваемости с ВУТ проводится как по общепринятой методике на основании отчетов о временной нетрудоспособности (форма № 16-ВН), так и по углубленной методике с помощью полицевого метода.

    По общепринятой методике на основе данных формы № 16-ВН может быть рассчитан ряд показателей:

    1) Число случаев временной утраты трудоспособности на 100 работающих (всего и по отдельным формам и группам заболеваний)=



    2) Число дней временной утраты трудоспособности на 100 работающих (всего и по отдельным формам и группам заболеваний)=

    3) Средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности=

    Число случаев ЗВУТ на 100 работающих указывает на уровень заболеваемости работающих. Число дней ЗВУТ на 100 работающих характеризует, в основном, тяжесть заболевания. Средняя длительность случая нетрудоспособности также отражает тяжесть заболевания.

    4) показатели структуры заболеваемости по стажу, по половому признаку, по возрасту, по профессии и др.

    В структуре ЗВУТ первое место занимают болезни острыми респираторными инфекциями, далее – болезни нервной системы и органов чувств, гипертоническая болезнь, болезни костно-мышечной системы, инфекции кожи, болезни органов пищеварения и др. Все показатели заболеваемости оцениваются по нозологическим формам и в динамике за ряд лет.

    Применяется методика углубленного анализа, где учитываются проработавшие в учреждении не менее 1 года. Изучают все основные показатели с учетом стажа работы, стажа по профессии, пола, возраста и определяют группы риска. При углубленной методике изучения заболеваемости с ВУТ полицевым методом на каждого работающего заполняется лицевая, или персональная, карта.

    Единицей наблюдения при этой методике является один “круглогодовой” рабочий (проработавший на предприятии хотя бы один полный календарный год).

    По группам здоровья работающих можно распределять на 5 основных групп: 1) здоровые (не имевшие ни одного случая нетрудоспособности в году); 2) практически здоровые (имевшие в году 1–2 случая нетрудоспособности по поводу острых форм заболеваний); 3) имевшие в году 3 и более случаев утраты трудоспособности по поводу острых форм заболеваний; 4) имеющие хронические заболевания, но не имевшие случаев утраты трудоспособности; 5) имеющие хронические заболевания и имевшие по поводу этих заболеваний случаи утраты трудоспособности.

    При углубленном изучении групп риска выделяют:

    1. Часто болеющие: лица болели в календарном году 4 раза и более этиологически связанными заболеваниями или 6 раз и более этиологически не связанными заболеваниями.

    2. Длительно болеющие: лица болели в календарном году 40 дней и более этиологически связанными заболеваниями или 60 дней и более этиологически не связанными заболеваниями.

    3. Часто и длительно болеющие: лица болели 4 раза и более в календарном году (или 40 дней и более) этиологически связанными заболеваниями, 6 раз и более (или 60 дней и более) этиологически не связанными заболеваниями.

    При углубленном изучении вычисляется индекс здоровья –процент лиц ни разу не обращавшихся за медицинской помощью в этом году (в норме 50-60%). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, долю часто и длительно болеющих лиц и др.