15 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, после в храме Сошествия Святого Духа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил монастырскую богадельню.

В сопровождении настоятельницы обители игумении Иулиании (Каледы) и послушницы Людмилы Ильющенко, старшей по богадельне, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил все кельи и побеседовал с престарелыми монахинями и мирянками, преподав им Первосвятительское благословение.

История монастырской богадельни неразрывно связана с традициями . По благословению клирика храма приснопамятного протоиерея Александра Егорова некоторые его духовные чада оказывали посильную помощь немощным и одиноким пожилым людям: производили уборку в квартире, приобретали продукты и медикаменты, обрабатывали пролежни лежачим. В 1991 году при храме святого пророка Илии образовалось сестричество во имя иконы Божией Матери «Милостивая», целью которого было возрождение разрушенного Зачатьевского Алексеевского ставропигиального женского монастыря - первой женской обители в Москве, основанной в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским, и его сестрами преподобными игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией. Члены сестричества продолжали опекать одиноких пожилых женщин.

В 1992 году, на праздник Зачатия святой праведной Анны - престольный праздник Зачатьевской обители, старшая сестра сестричества Мария Каледа (ныне игумения Иулиания) с первыми членами зарождавшейся монашеской общины отметили новоселье в небольшой келье монастырского Северного корпуса. Тогда же привезли первую насельницу будущей монастырской богадельни Анастасию Петровну (впоследствии инокиня Анна, + 01.03.2003). В скором времени здесь поселились еще две пожилые женщины, желавшие окончить дни своей земной жизни в монастырских стенах, по силам послужить на благо обители и подготовиться переходу в вечность. Позже по благословению своих духовных стариц в богадельне появились первые монахини, принявшие тайный постриг в миру. Так постепенно формировалась богадельня, которая первоначально располагалась в Северном корпусе, а затем переехала на первый этаж Старого трапезного корпуса. За прошедшие годы в богадельне окончили свой земной путь около 30 стариц, из них 10 монашествующих.

В настоящее время в монастырской богадельне проживает 10 насельниц (в том числе две схимницы и одна монахиня) в возрасте от 80 до 95 лет. В кельях проживают по 2-3 человека. Насельницы богадельни находятся на полном монастырском содержании. Круглосуточно в богадельне находятся ухаживающие за ними сестры. Каждый день бабушки слушают чтение Евангелия, Псалтири или духовной литературы, записи духовных песнопений. По воскресным дням и большим церковным праздникам насельниц отвозят в храм на богослужение, а тех, кто не может выходить, причащают в богадельне.

Монастырская богадельня существует преимущественно за счет общемонастырских средств и на пожертвования благотворителей. Символические пенсионные суммы не соответствуют затратам на коммунальные услуги, питание, одежду и медицинское обслуживание. В богадельне всегда будут рады принять любую помощь. Имена благотворителей записываются и прочитываются с особой молитвой всеми насельницами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Феодосий (Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский

3 октября 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви прошли XI Феофановские чтения. Темой чтений стало служение святителя Феофана Затворника. В рамках чтений митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий представил доклад «Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей», в котором рассказал о вкладе святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле.

До начала XVIII века монастыри на Руси получали поддержку от государства, которая практически прекратилась при Петре I. В это время был регламентирован состав монашествующих и установлен возраст пострижения для мужчин – 30 лет, а для женщин – 50-60 лет. Фактически запрещалось поступать в монастыри крепостным крестьянам, а также лицам, состоявшим на военной и гражданской службе[i].

Во второй половине XVIII века была проведена секуляризация церковных и монастырских земель, что привело к значительному сокращению количества обителей. К концу XVIII века число монашествующих уменьшилось на 40%. В начале XIX века положение улучшилось: количество монастырей стало расти, и к середине века в России насчитывалось 477 мужских и 163 женских обителей (до реформы XVIII века их было более 1000). Для тамбовских женских монастырей реформа стала катастрофой. К началу XIX века из шести женских обителей осталась только одна – Вознесенская в городе Тамбове.

Святитель Феофан вступил в управление Тамбовской епархией, когда монашество, особенно женское, переживало период расцвета. В первой половине XIX века, незадолго до его приезда в город Тамбов, было образовано семь новых женских обителей. Всего же в епархии в это время действовало шестнадцать монастырей, восемь из которых были женские.

Первой женской обителью, которую святитель Феофан посетил на Тамбовской земле, стал Сухотинский Знаменский монастырь. Первоначально это была богадельня, организованная благочестивой помещицей Варварой Александровной Сухотиной в ее имении. После смерти мужа она устроила в богадельне монашескую общину, где сама несла послушание, подавая пример другим. В 1849 году решением Святейшего Синода Сухотинская богадельня получала статус женского монастыря. Первой его настоятельницей стала игумения Дорофея (Кудрявцева), которая с большой энергией взялась за обустройство обители. В результате ее активной деятельности через десять лет в монастыре был воздвигнут Знаменский храм, на освящение которого 8 июля 1859 года прибыл святитель Феофан. В своем слове он призвал насельниц «устроить Господу храм в себе самих, чтобы всегда иметь Его в себе»[v], созидать его в сердце на основании веры «и твердой решимости жить по вере». Преосвященный сказал, что для тех, кто укрылся от мирской суеты за монастырскими стенами, проще «приближаться к возлюбленному <…> Господу». Он напомнил притчу о юродивых девах, которые, ожидая жениха, забыли наполнить маслом свои светильники. Истолковывая этот отрывок Евангелия, архипастырь обратил внимание на то, что девы «внешне были исправны, а об устроении чувств и мыслей не попеклись», но именно это является необходимым для спасения человека, а не внешняя привлекательность и искусственная, рукотворная красота.

Во второй раз управляющий епархией посетил Сухотинскую Знаменскую обитель в сентябре 1860 года, на праздник Воздвижения Креста Господня. В проповеди святитель так аллегорически разъяснил суть иноческого креста: «Нижней части креста, той, которая входит в землю, соответствует во внутреннем кресте самоотвержение. В иночестве сие действие принимает новый вид – умертвия в себе и всему миру. Инок то же, что мертвый, зарытый в землю. Верхнюю часть внутреннего креста составляет терпение. Для мирянина терпение есть постоянство в перенесении всех трудов, у инока, сверх того, оно есть твердость пребывания в своем чине и в своем месте. Поперечную часть внутреннего иноческого креста составляет послушание».

Преосвященный дважды побывал в Сезеновском Казанском женском монастыре Лебедянского уезда. Основание его связывают с именем блаженного Иоанна, жившего в селе Сезеново в келье, предоставленной князем Федором Несвицким. Со временем неподалеку стали селиться девицы, искавшие его духовного руководства. Среди них выделялась преподобная Дария Сезеновская, стоявшая у истоков создания монастыря[x], который был открыт в 1853 году. 3 июня 1860 года, посетив обитель, святитель так наставлял монахинь: «Важно стояние умом в сердце в присутствии Божием, сопровождаемое страхом, отрезвляющим, сообщающим бодренность и освежающим внутреннюю храмину нашу, подобно свежему воздуху утреннему, углубленное вникание в силу и значение всего поемого, читаемого и действуемого с сердцем, отверстым на принятие имеющих родиться в нем возможных при сем чувств и расположений, с готовностью приводить их в исполнение как внушения Божии, мирное расположение доброжелательного духа ко всем людям, не исключая самих врагов». На следующий день архипастырь, обращаясь к инокиням, которые во время богослужения были пострижены в рясофор, говорил: «Желательно, чтобы между вами как можно меньше было таких, которые о том только и заботятся, чтобы быть сначала приукаженными, потом рясофорными, далее – монатейными. Это конец желаний, достигши которого, предаются покою, и как иного не имелось в мысли, остаются довольными своим положением». Посещая обитель во второй раз, 24 июня 1861 года, в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, он поучал монахинь, что «надобно разорвать прежние связи, надобно отречься от прежних обычаев и стать в противоречие с ними. Но да не унывает начинающий. Чем тяжелее бывает в начале, тем тверже инок после».

Еще один монастырь Лебедянского уезда, Троекуровский Дмитриевский, был органически связан с Сезеновским, так как основатель его блаженный Иларион Троекуровский поддерживал тесную духовную связь с блаженным Иоанном и преподобной Дарией Сезеновскими. Иларион, поселившись в селе Троекурово в келье, построенной для него помещиком Раевским, в 1824 году начал сбор средств на основание обители. Дмитриевская община открылась в 1857 году, а в 1871 году получила статус монастыря. 2 июня 1860 года, во время визита в обитель святитель говорил об общежительном устройстве монастырей, сравнивая их с общинами первых веков: «Как там все было обще, так будет все обще и у вас: одна цель, одинаковы труды, одна радость и печаль <…>, одинаковы заботы и попечения. Единомыслие и единодушие, соединяя вас внутренно взаимосочувствием, приведут вас к скорому взаимодействию и взаимовспомоществованию». Епископ Феофан наставлял насельниц: «Навыкайте отрешению от житейских обычаев, сокращая их более и более, а от сего переходите по преемству к возможному для вас уединению и пребыванию с единым Господом».

Еще три тамбовских монастыря возникли из общин, состоявших из престарелых дев, вдов и женщин, желавших вести монашеский образ жизни. Один из них – Темниковский женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Он обрел статус монастыря в 1859 году, то есть в год приезда святителя. Епископ Феофан отметил в своей проповеди, что первейшая обязанность каждой монахини – это посещение всех положенных по уставу служб, так как иной способ поведения для нее противоестественен.

В городе Кадом был расположен Милостиво-Богородицкий монастырь. С 1797 года на этом месте существовала богадельня, в 1849 году переименованная в общину, а в 1868 году получившая статус монастыря. В 1860 году, во время визита епископа Феофана, это была развивающаяся монашеская община, которая особенно остро нуждалась в архипастырском наставлении. Святитель призывал насельниц к усердной молитве: «Итак, раздражайте в себе молитву. Дело сие просто: как обыкновенный огонь поддерживаете вы, подкладывая дрова; так ухитряйтесь поддерживать и молитвенный огонь в сердце, одно за другим влагая в нее разные духовные помышления, кои составят духовное топливо». Он дал рекомендации монашествующим по должному совершению молитвы: «Телу – стояние, поклоны, молитвословие; духу – внимание, чувство, отрешение от всего и устремление к Богу. Поутрудите себя в стоянии, бдении, поклонах и получите огнь молитвы». Характерной чертой наставлений святителя, обращенных к монахиням, было то, что он их не только поучал, но по-отечески вдохновлял. Кадомских сестер он утешал так: «Много болезней, много и наград. Тот, Кому обручены вы, видит ваши подвиги, радуется им и обрадывает сердце ваше. Чем больше скорбей, тем более <…> утешений».

В 1861 году святитель посетил Усманский Софийский женский монастырь, который был открыт недалеко от города Усмани в 1817 году благодаря усилиям помещицы Надежды Георгиевны Федоровой. После богослужения Затворник напомнил монахиням об их обетах и о том, что Господь будет судить их не за то, какие обеты они дали, а как их исполнили. «Читайте Четью-Минею и собирайте в память, как неутомимо трудились Святые Божии, мужи и жены, не жалея ни сил, ни даже живота». Он советовал насельницам обители помогать друг другу: «А между вами разве нет ревностных, так ревностных, чтоб их ревность была более заметна среди всех? Но и без того одна другую подгоняйте, советами и примерами».

Кирсановский Тихвинский женский монастырь был последним из женских монастырей епархии, которые святитель Феофан посетил в годы пребывания на Тамбовской кафедре. 21 июля 1863 года, в 9-ю неделю по Пятидесятнице, он произнес проповедь на тему евангельского чтения, где повествуется о спасении Христом апостола Петра, который по слову Спасителя пошел по морю, но усомнился и стал утопать. Святитель говорил насельницам обители, что в этой притче «сокращенно представлен образ вашего жития иноческого», в том смысле, что сначала всех нас «призывает Господь, а потом требует более собственных наших усилий и трудов».

Особое внимание епископ Феофан оказывал Тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю, основанному в 1690 году святителем Питиримом, где первой настоятельницей была его сестра Екатерина. Этот крупнейший монастырь епархии насчитывал 600 насельниц. Епископ Феофан всегда старался служить и проповедовать в нем в дни памяти святых, в честь которых были освящены престолы монастырских храмов. Известно по крайней мере шесть проповедей, произнесенных им в обители. Он призывал монахинь «хранить неугасимым тот огонь ревности, с каким искали <…> обители и вступили в нее. Припомните, какие строились планы в голове о делах Богоугождения, какие подвиги готовы были вы подъять, чтобы явить свое самопожертвование». Святитель раскрывал смысл монашеского призвания: «Оставили вы мир и все мирское за воротами монастырскими. И пусть оно будет там. Не вносите его внутрь ограды. Главное же – убеждайте свой ум и свое сердце, что вы уже мертвы для здешнего, переселитесь вашим сознанием и чувством в другой мир». 17 марта 1861 года, в день памяти святого Алексия, человека Божия, Преосвященный говорил о том, что этот святой есть «зерцало монашеской жизни, пример того, как оставить жизнь мирскую, как молиться, как поститься». На день памяти святой великомученицы Екатерины он проповедовал, что ее жизнь «есть в главных чертах полное изображение иноческого жития». Она уневестилась Господу так же, как монахини; она претерпела мучения, и монашествующие, принимая образ ангельский, претерпевают «своего рода мученичество. Ведь мучеников за что мучили? За то, что, уверовав в Господа и сочетавшись с Ним, они не хотели поклоняться ложным богам. Ложные же боги были духи страстей и порочных дел… Кто не покоряется страстям и порочным пожеланиям, тот то же делает, что и отказывающийся покланяться идолам».

Проповедуя в Вознесенском монастыре на праздник Вознесения Господня, святитель воодушевлял насельниц: «Вы же, сестры, и Ангельский приняли на себя образ для того, чтобы, как Ангелы на небе окружают престол Господа, вам на земле неотходно пребывать пред лицем Его, составив из себя умный хор поющих и славящих Вознесшегося». Он убеждал монашествующих не забывать о покаянном плаче и призывал: «Будем же плакать и утро и вечер, и день и ночь; яко и всяк инок. Миряне плачут, когда кого похоронят; а инок, похоронивший себя для мира, плачет, пока видит, что остаются еще в нем какие-либо признаки жизни для мира».

Во время управления Тамбовской кафедрой святитель Феофан уделял внимание всем монастырям, однако особое архипастырское попечение он имел о женских обителях и недавно образованных общинах, насельницы которых более всего нуждались в его святительских наставлениях. Как мудрый духовник, он видел в этом свой отеческий долг. Во время визитов Затворник обращался к сестрам со словами назидания, говорил о том, как молиться и каяться, как спасаться в монастыре, и призывал их помнить данные ими монашеские обеты и исполнять их до конца своей жизни.

Беседа с настоятелем первой в Москве богадельни

Бывает, что слова с изначально высоким смыслом вдруг обретают негативное значение. Вспомним: "Что вы тут за богадельню развели?" (т.е. что за сборище бездельников и нахлебников?). А ведь не случайно богадельни называют богоугодными заведениями - это места, где Богу угодные дела вершатся. Об этом мы и говорим с настоятелем храма Всех Святых протоиереем отцом Артемием Владимировым - именно в его приходе несколько лет назад открылась первая в Москве богадельня.

Настоятель Храма Всех Святых о.Артемий

Отец Артемий, как возникла идея создать богадельню?

Наш храм — один из новооткрытых московских приходов на территории бывшего Алексеевского женского монастыря. Церковная жизнь здесь возродилась около 20 лет назад. А сама идея о создании богадельни органична для любой обители и большого прихода. Главная цель нашего богоугодного заведения, в котором ради Бога свершается труд милосердия, — подготовить престарелых лиц православного вероисповедания к переходу к вечности.

Какие же правила действуют для желающих попасть в богадельню?

По уставу мы принимаем в богадельню православных, психически здоровых москвичек. Сегодня в богадельне уже проживают 15 опекаемых лиц. Требуются немалые усилия и от священников прихода, и от обслуживающего персонала богадельни, численность которого вдвое превышает число самих насельниц. Богадельня прикреплена и к государственной больнице — и в результате у нас есть свой терапевт, психиатр и другие врачи. Этот симбиоз очень важен, потому что богадельня является формой социальной защиты пожилых православных христиан. Сил и средств, конечно, не хватает, но Божия помощь не оскудевает. Богадельня — очень важная, ответственная часть не только социальной, миссионерской, но и непосредственно приходской жизни храма, по которой можно во многом судить о нравственных качествах наших прихожан. Особенно — молодых. Ведь идея собирания пожилых и немощных людей при храме как нельзя более соответствует приходской жизни, когда молодежь должна проявлять сердечное попечение о старшем поколении. Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим», молодые люди отдают долг любви и признательности старым, заслуживая тем самым попечение и себе со стороны своих близких.

Отец Артемий, чем отличается ваша богадельня от государственных домов престарелых?

Думаю, тем, что, приходя в богадельню, люди знают: она — под рукой Господа, а он не обманет. Что меня радует в нашей богадельне, это, конечно, ее возросший духовный и нравственный авторитет. Какая-то удивительная атмосфера... Когда приходишь сюда,об-
щаешься с персоналом и живущими там матушками, чувствуешь особенную теплоту, патриархальность, какую-то внутреннюю тишину жизни. Это — не холодный «казенный дом», но действительно богоугодное заведение.

В СМИ нередко можно встретить рекламу, призывающую довериться той или иной фирме, завещать ей квартиру, отдать часть пенсии, чтобы доживать остаток дней в одном из частных социальных учреждений вроде санатория. Можно ли доверять таким «бизнесконторам»?

Судить не берусь. По нашему уставу — если человек, например, желает завещать богадельне свое жилище, но разочаруется в уходе или в чем-то еще, то в любое время он имеет полное юридическое право возвратиться восвояси. Я встречал немало людей, кто пытался заниматься таким бизнесом, и, как правило, подобные организации все-таки разваливались, потому что одной из неблаговидных историй бывает достаточно, чтобы потерпеть урон репутации. Недавно из одной православной обители к нам приехали ее сотрудники, чтобы познакомиться с тем, как у нас поставлено дело в богадельне. Когда они увидели, что на каждую старушку у нас есть персональный санузел, отдельная жилая комната, что в богадельне осуществляется круглосуточное обслуживание наших матушек, — они огорчились. Не тому, что увидели у нас, а тому, что планировали у себя… Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим»...

Какой распорядок дня у насельниц богадельни?
Они свободны и занимаются чем хотят и когда хотят?

Надо учитывать, что богадельня — это все-таки «режимное учреждение»: в 10 часов вечера двери заведения закрываются. Территория храма и богадельня круглосуточно охраняются. Живем-то в центре Москвы, у метро «Красносельская», неподалеку три вокзала, так что искателей приключений хватает. В течение дня в богадельне идет своя жизнь — обход сестер, врачей. Питание, быт — как в санатории. Старушки наши хлебосольны, не отпустят гостей, не напоив чаем, а то и наливочку предложат. Субботними вечерами в трапезной уже много лет прихожане после службы собираются на чаепития. Я, как настоятель, возглавляю эти вечерние собрания — теплые, проникнутые семейственной атмосферой. Бывают специально приглашенные артисты, музыканты, вокалисты, иногда смотрим интересные фильмы. Наши насельницы весьма любознательны, некоторые ныряют без страха в виртуальное море Интернета, где находят уникальные рецепты, знакомятся с книжными новинками. В богадельне есть маленький, но уютный домовой храм, время от времени мы проводим там службы.
Содержать пожилых, часто больных людей всегда нелегко, а в условиях экономического кризиса — особенно… Церковь, будучи «сестрой милосердия», сама живет на подаяние. Конечно, нам помогают прихожане — наши благотворители. Как настоятель прихода, я часто сталкиваюсь с просьбами богадельни поддержать ее бюджет. Наверное, поэтому у батюшек такие широкие рукава: в один рукав входят пожертвования, а из другого — выходят.

В какой помощи благотворителей богадельня сегодня нуждается больше всего?

В первую очередь хотя бы в небольшом финансовом вливании. Если кто-то серьезно заинтересуется богадельней — милости просим. Кто-то поможет обновить постельное белье. Кто-то — пожертвует на замену сантехники, на обновление столовой посуды. Пригодится и автобус для бабушек, чтобы вывозить их за город на природу. Любой помощи будем рады. У нас есть добровольные помощники. При Новоспасском монастыре зарегистрирована организация «Молодая Русь». Юноши и девушки часто посещают наших матушек. Слава Богу, завязывается общение между юными и престарелыми. И отрадно, что это происходит под эгидой Церкви.

Отец Артемий, но почему же пока так мало подобных богоугодных заведений в России?

Слава Богу, множится число мирян, которые чувствуют потребность ведомо или неведомо для других благотворить. Открываются новые богоугодные заведения. Например — богадельня в приходе отца Аркадия Шатова при 1-й Градской больнице. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерея Дмитрия Смирнова тоже есть приют и богадельня. В Зачатьевском монастыре на Остоженке есть. В провинции все
чаще открываются подобные заведения. Так что дело, как говорится, пошло…

Каким вы видите будущее богадельни храма Всех Святых?

Мы планируем построить просветительский центр для молодежи и пожилых людей, а также новую богадельню, соответствующую требованиям XXI века. Возможно, откроем детский сад. Кризис, конечно, дает себя знать. Но даст Бог, переживем и нынешнее лихолетье

Богадельня московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря официально именуется Старческим домом. Неофициально, тепло, в разговорах друг с другом – «Домом утешения». Находится он в подмосковном селе Остров, где во второй половине XVIII века по инициативе святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, и при деятельном участии, неутомимом и бдительном надзоре преподобного Пимена (Мясникова), настоятеля Николо-Угрешского монастыря, появилось благотворительное учреждение для бедных духовного звания. Созданное на территории древней усадьбы, оно приютило под своим кровом множество семей. К концу прошлого века из старинных построек сохранились только дивной красоты шатровый храм Преображения Господня, возведенный из белого камня – знаменитого мячковского известняка в Подмосковье, – и корпус бывшего конного двора, где сейчас размещается психоневрологический интернат. Так что Благотворительному Братству святого равноапостольного князя Владимира, объединившему прихожан московского храма Святого князя Владимира в Старых Садех, сестринскую общину будущего монастыря на Китай-городе и прихожан Преображенского храма в селе Остров, пришлось строить на этой земле богадельню, что называется, с нуля.

Строительство шло долго и трудно, каждая копейка была на счету. Но сегодня «Дом утешения» приближается к образцу того, в каких условиях должны жить престарелые люди, уповающие на Господа, служащие Ему. Все в нем есть: просторные келии на одного человека с видом на яблоневый сад и розы, которые начинают цвести весной и до самой осени радуют глаз своей красотой. Есть хорошая трапезная с кухней, медицинский кабинет, гостевой холл, келии для обслуживающего персонала и монашествующих, которые приезжают сюда из обители помочь или отдохнуть. Этот список может пополнить газовая котельная – своя собственная, свои очистные сооружения сточных вод и т.д. Все продумано и создано с любовью.

Центром богадельни, ее доминантой является домовый храм в честь Покрова Божией Матери, собирающий обитательниц этого дома на молитвенное правило и на службу, которая совершается в нем раз в неделю, в будний день. Мне как раз посчастливилось попасть на богослужение в одну из сред и увидеть их всех вместе – стареньких насельниц, соборно возносящих молитву.

Позже я узнала, что монахиня, почти всю службу простоявшая на ногах, опираясь на ходунки, это мать Серафима (Королева), которая попала сюда, будучи мирянкой, с рекомендацией своего духовника. Протоиерей Сергий Романов благословил принять монашество, когда она слегла после инсульта. Получив в небесные покровители преподобного Серафима Вырицкого, монахиня Серафима буквально ожила на глазах: не пропускает богослужения, причащается и ежедневно читает духовные руководства о правильном устроении монашеской жизни.

Узнала я также и о сидящей в инвалидной коляске женщине – журналистке и поэтессе Лидии Матвеевне Киреевой, которая недавно обрела здесь свою семью. И теперь вместе с живой, подвижной 91-летней монахиней Марией (Тамилиной), «главным консультантом» по окучиванию деревьев, подкормке кустов и другим тонкостям садоводческих работ, Лидия Матвеевна радуется каждой былинке, пробившемуся к свету росточку, потому что в этом им видится мощный призыв к жизни. Много интересных судеб с примерами неустанного служения Богу откроется мне в тот день, но Божественная литургия в Покровском храме, стройное клиросное пение трех насельниц (такое чувство, будто целый монастырский хор пел!) займут в воспоминаниях об этой поездке особое место. Литургию совершал протоиерей Сергий Романов, настоятель московского храма Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Богадельню можно назвать его кровным детищем: прежде всего его трудами и молитвами появилось в Подмосковье это святое место.

– Здесь каждый метр полит его потом, – улыбнулась монахиня София (Ростковская). Она была первой насельницей и первой строительницей возвращавшейся к монашеской жизни Иоанно-Предтеченской обители на Китай-городе, а чуть позже (в то время еще инокиня Елисавета) с не меньшим рвением взялась выполнять новое послушание: по благословению Святейшего Патриарха Алексия II занялась в селе Остров хозяйственной деятельностью монастыря. Также несла с батюшкой тяготы по строительству и благоустройству богадельни. – Средств для дорогостоящего проекта было не так много, – заметила мать София, – но сильную молитву батюшки, его помощников, наших сестер Господь услышал. Без молитвы ничего бы не получилось…

– Я знаю немало попыток открыть богадельни – исключительно неудачных, – продолжила тему монахиня Варвара (Герасимова), ответственная за работу Старческого дома в селе Остров. – Отец Сергий довел все до конца. Сегодня можно с уверенностью сказать, что богадельня состоялась: она живет, дышит, принимает престарелых немощных людей, которые окружены вниманием и заботой и получают духовное окормление. Насельницы ходят на службу в нашу домовую церковь, а в выходные и праздничные дни – в Преображенский храм, имеющий богатейшую историю и статус храма Патриаршего подворья. Находится он рядом, в трехстах метрах от нас. Бывает, что некоторые из бабушек не в состоянии дойти, тогда просим водителя подвезти их. Все они – глубоко воцерковленные люди и без храма жить не могут.

– Если немного углубиться в прошлое, то следует вспомнить одну примечательную историю, случившуюся в 1987 году, – присоединяется к разговору строительница и казначея Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Анувия (Виноградова). – Однажды наша община под руководством отца Сергия Романова отправилась из подмосковного села Виноградово (где батюшка служил в храме Владимирской иконы Божией Матери) в Москву на автобусную экскурсию. Вдруг автобус остановился – как раз между бывшим храмом Святого князя Владимира и бывшим Ивановским монастырем. Водитель сказал: «Выходите, бензин кончился». Мог ли кто-либо в те минуты предположить, что осенью 1990 года отца Сергия назначат настоятелем именно этого храма? Здесь тогда располагалась хранилище Исторической библиотеки, и позже, в начале 90-х годов, все духовные чада батюшки, весь приход дружно трудился, освобождая здание от книг, давно покрывшихся пылью, изъеденных грибком. Святейший Патриарх Алексий II благословил Московскому Благотворительному Братству во имя Святого князя Владимира заниматься восстановлением Ивановского монастыря, находившегося через дорогу. И члены Братства вместе со своим духовником отцом Сергием не только воссоздавали монастырские храмы, келии, стены, но и старались заложить фундамент для возрождения монашества в этой древней обители.

По воспоминаниям монахини Анувии, для отца Сергия было важно, чтобы сестринская община Иоанно-Предтеченского монастыря несла какое-то социальное служение. Поэтому возникла идея создания Старческого дома. Вскоре после знакомства с благотворителями удалось составить проект постройки богадельни и начать претворять его в жизнь.

– На средства благотворителей была построена и монастырская пекарня, – продолжила мать Анувия. – Получив средства на оборудование пекарни, мы стали выпекать свой хлеб. Еще смогли организовать небольшое кафе у стен обители для паломников, богомольцев и просто желающих перекусить. Вся прибыль от кафе «Монастырская трапеза» идет на реставрацию монастыря, на нужды богадельни.

Был еще один денежный ручеек, помогавший вести реставрационные работы в обители и строительные – в богадельне. В 90-е годы окрепший, набравший силу хор храма Святого князя Владимира начал выезжать в Европу. Он успешно выступал в городах Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Голландии, Италии, знакомя слушателей с традициями церковного православного пения, богатейшими традициями московского обихода, и каждая «копеечка» за концерты шла на богоугодные дела.

Выезжая за границу не только с хором, но и с докладами на международные симпозиумы, духовное чадо отца Сергия Романова Наталия Матвеевна Виноградова, известный ученый-историк и археолог, выкраивала время, чтобы посмотреть, как в западных странах обустроены богадельни. И убеждалась, что у себя дома тоже нужно все делать добротно, продуманно до мельчайших деталей, призванных создавать уют и комфорт. Поэтому став строительницей и казначеей Иоанно-Предтеченского монастыря, она нередко наведывалась в село Остров и держала руку на пульсе строительства. Да и сейчас приезжает сюда. Насельницы богадельни за многое ей признательны. Лидия Матвеевна Киреева, прикованная к инвалидной коляске, с волнением в голосе сказала мне, что мать Анувия умеет слушать других и, главное, – слышит каждого. Ни одну просьбу не оставляет без внимания! Что тоже, разумеется, способствует созданию теплой семейной атмосфере в «Доме утешения»…

Мы говорили с монахиней Анувией о том, что на примере нынешних сестер святой обители можно проследить, как Господь удивительным образом ведет по жизни каждого человека, открывшего Ему свое сердце. Каждому Всевышний указывает путь к спасению. Вот, например, первая строительница возрождавшегося Иоанно-Предтеченского монастыря в мирской жизни была архитектором, много лет занималась реставрацией храмов, иконостасов. Кстати, сама она, мать София (Ростковская), убеждена, что большинство реставраторов через свою работу приходит к Богу. Представим себе: дочь известного архитектора советской эпохи Андрея Ростковского Екатерина оставляет в начале 90-х годов престижную «семейную» профессию и мирскую жизнь. Какой пламенной и сердечной должна быть вера в Бога, чтобы поселиться в монастырской часовне Святого Иоанна Предтечи и неустанно молиться о передаче обители, занятой множеством учреждений и организаций, Церкви! А часовня Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, к слову сказать, вскоре была отремонтирована и открыта…

У монахини Варвары (Герасимовой) свой путь к монашеству. Она, кандидат биологических наук, преподавала в университете Санкт-Петербурга, но на каком-то этапе жизни сознательно выбрала путь служения больным людям. Ушла из университета в больницу – простой сестрой милосердия. Теперь мать Варвара отвечает за работу Старческого дома, обитательницы которого говорят, что она словно наседка над ними хлопочет: старается, чтобы всем тут было хорошо. Ну, а мать Анувия, старший научный сотрудник одного из отделов Института востоковедения РАН, продолжила заниматься наукой и тогда, когда активно включилась в жизнь сестринской общины, неся различные послушания по восстановлению обители и возвращению монастырской собственности. Она защитила кандидатскую диссертацию, написала несколько монографий об археологических памятниках Таджикистана, куда постоянно ездила на раскопки. Однако, как призналась недавно журналистам, горение к археологии, которое было раньше, во многом угасло. Сейчас смысл жизни видит в монашестве. Что же касается научной деятельности, то ею монахиня Анувия занимается и сегодня, только в другом ключе: в 2013 году она организовала при Иоанновской женской обители трехгодичные курсы дополнительного образования для монашествующих, о чем мы рассказывали на сайте Синодального отдела по монастырям и монашествующим в материале «Суббота – учебный день в монастыре».

Еще одна насельница обители 84-летняя монахиня Марфа (Большова) тридцать пять лет проработала уборщицей в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове. Причем как работала? Мать Марфа с оживлением начала рассказывать:

– Мне так радостно было убирать в церкви! В шесть утра приходила, поздно вечером уходила. Вся жизнь – в храме, с молитвой на устах. А во время отпуска ехала в Пюхтицкую обитель и несла послушание в прачечной. Стирала, гладила, ходила на службы. Когда началось возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря, то в выходные дни я стала сюда приезжать. Настоятельница обители игумения Афанасия (Грошева) вспомнила меня по Пюхтицам и согласилась взять в свою монашескую семью. Монашеский постриг совершал митрополит Истринский Арсений – торжественно, красиво. Вообще он многих наших насельниц постригал, многих их знает, молится за всех нас.

Имя в монашестве моя собеседница получила в честь блаженной Марфы Московской, схимонахини и юродивой, подвизавшейся в XVII веке в Ивановском монастыре на Китай-городе. Мать Марфа с улыбкой сообщила, что сразу отыскала в себе некое сходство с подвижницей: блаженная старица, почитаемая царственными особами из рода Романовых, не тяготела к роскоши, ходила босая, без обуви. Вот и мать Марфа – даже в молодые годы – не любила наряжаться. Одежду выбирала простую, неброскую, носила ее подолгу, зато украшать Дом Божий на праздники еще как любила! Такие венки из живых цветов плела, что прихожане Владимирского храма порой не верили: неужели сама сделала? Да и сейчас, по словам монахини Варвары (Герасимовой), старенькая насельница-хлопотунья не сидит сложа руки. Вычищает до блеска всю церковную утварь. А попадется ей какой-то подсвечник, лампадка, паникадило, покрытые густым слоем копоти или ржавчиной, не успокоится, пока они не засверкают. Вскоре после монашеского пострига, чуть более семи лет назад, новопостриженная монахиня попала в больницу, и врач напрямую сказал, что надо готовиться к смерти. Мол, случай тяжелый, медицина бессильна. Она же подумала: «Господь выше всяких врачей. Какой бы ни была Его воля, я с благодарностью все приму». К счастью, Творец продлил дни земной жизни монахини Марфы, которая и сегодня продолжает Ему истово служить, наводя красоту в домовом храме. Часто вспоминает она и дорогой сердцу Владимирский храм в селе Виноградове, где – промыслительно! – обрели место упокоения последние ивановские монахини обители и их духовник старец Иларион (Удодов). Об этом, кстати, члены зарождавшейся в Виноградове общины Иоанно-Предтеченского монастыря узнали лишь спустя годы, став насельницами обители на Китай-городе. «Словно сомкнулась разорванная связь времен, и все сестры почувствовали молитвенное единство с прежней обителью», – скажет первая насельница возобновленного монастыря нынешняя монахиня София (Ростковская).

Главное мое впечатление от поездки в когда-то царское, затем великокняжеское село Остров, где теперь на церковной земле стоит Покровский дом (по названию домового храма), «Дом утешения», заключается в том, что престарелые обитательницы не доживают в его стенах свой век, а живут полнокровной жизнью. В ней много радостных минут, часов, дней. Ни с чем не сравнимую радость доставляет им участие в богослужениях. Радуются старенькие насельницы приезду дорогих гостей. У них регулярно бывает «благотворительный десант» учащихся Свято-Владимирской православной гимназии из Москвы. Приезжают ребята вместе со своим духовником – известным московским священником протоиереем Алексием Уминским, духовным сыном отца Сергия Романова. Помогают убирать территорию, ухаживать за монастырским кладбищем и, конечно, устраивают замечательные концерты. Бывают здесь и юные прихожане храма Рождества Христова из соседнего села Беседы – тоже со спектаклями и концертами. К монахине Марфе (Большовой) приезжает ее духовник – настоятель Владимирского храма в селе Виноградове протоиерей Владимир Головков. Другую насельницу богадельни, Лидию Матвеевну Кирееву, часто навещает ее духовный отец – молодой священник Алексий Миндров, клирик храма Святого Георгия Победоносца на Поклонной горе.

В последнее время мы все чаще слышим, что мир катастрофически страдает от недостатка любви. И не просто слышим, но нередко чувствуем это со всей остротой. Здесь же избыточествующая любовь изливается на людей, живущих единой семьей, которая крепка своим единением и вместе переживает и горечь неизбежных утрат, и радостные моменты жизни.

(Также представлены снимки из архива Старческого дома Иоанно-Предтеченского монастыря )

Сегодня дом престарелых – это не просто вопрос нежелания детей жить с родителями или отсутствия у пожилого человека жить самостоятельно – это вопрос о жизни и существовании, о болезни и смерти.

Я считаю безнравственным решение детей отдавать родителей в Дома престарелых, какими бы причинами они ни было вызвано. Потому что это противоречит христианским нравственным принципам самоотвержения, готовности послужить людям в целом и ближнему в частности. В этом заключается эгоизм и, может быть, даже эгоцентризм.

Кроме того, у нас, в России, исторически сложилось негативное отношения к самой мысли сдавать родителей в Дома престарелых, потому что семейственность была всегда намного развитее в русском мире, в русском сознании, в русском менталитете, чем на Западе. И слава Богу, так как в ней, кроме особенностей национального характера, проявляется и верное нравственное чувство. На Западе же, соответственно, проявляется неверное нравственное чувство и вполне законченный индивидуализм.

С другой стороны, я считаю безусловно полезными богадельни, устраиваемые при храмах. Особенно, учитывая, то количество одиноких стариков, не имеющих ни сил, ни возможности ухаживать за собой. И, если у прихода есть помещения, приспособленные для этого и достаточное количество людей, способных ухаживать за пожилыми людьми – это прекрасно”.

Редакция сайта готовит материал о западных домах престарелых. В России сегодня начинают возрождаться богадельни – приюты для престарелых при храмах и монастырях. много лет в Москве работает богадельня им. цесаревича Алексия, что при храме Всех святых в Красном селе. Проживают в богадельне пожилые монахини, одинокие женщины. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из насельниц часто нуждаются в медицинской помощи. Насельницы богадельни имеют возможность молиться на богослужениях в домовом храме и в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники храма Всех Святых. Предлагаем вниманию читателей материал журнала “ об этой богадельне:

В Красном селе

Дом
Здесь целый город из красного камня. Две высокие пятиэтажки, детская площадка и храм окружены забором. В одном из домов меня останавливает охранник и, убедившись, что о моем приходе предупреждены, пропускает наверх.

Первое, что меня поразило, – коридор. В нем не отдает казенщиной. Хотя те же стены, что и в государственных учреждениях, – крашенные простой светлой краской. Ровно лежит линолеум. С потолка не сыплется побелка. Все аккуратно и чисто – как в офисах или частных домах.

В богадельне имени цесаревича Алексия меня встретили сестры, которые в тот день ухаживали за бабушками. Они налили мне чаю и попросили подождать, то и дело убегая к подопечным.

В это время в домовой церкви на втором этаже служил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель красносельского храма Всех Святых, при котором существует богадельня. После службы настоятель вышел на улицу и совершил панихиду возле деревянных крестов над могилами умерших насельников. Иеромонах Алексий, монахиня Аполлинария и монахиня Серафима закончили свой век в богадельне (матушка Серафима благополучно дожила до 100 лет). “Теперь у богадельни есть свои молитвенники на небе”, – сказал батюшка, когда мы беседовали после панихиды.

“Очень интересная судьба была у нашей матушки Серафимы, – рассказывает о. Артемий. – С юных лет загоревшись желанием посвятить себя Богу, она отвергла предложения почти 20 женихов и сохранила девство. Благородного происхождения, она добилась немалого в миру. Живя в тяжелые сталинские годы, была профессором медицины, занималась издательством медицинских книжек. Лишившись зрения, она сохранила удивительный пример работоспособности, ясности ума. Ежегодно издавала церковный календарь для чтения, воспоминания. Обладала даром собирать вокруг себя людей и, шагая по жизни, никогда их не теряла. Это значит, что у нее почти не было самолюбия, рассматривающего всех и вся через призму своего я”.

Начало
До революции на территории храма уже была богадельня. Я спросила у о. Артемия, как богадельня опять появилась в наши дни.

– История нашей богадельни началась с замысла, чтобы под единым куполом спасались и стар и млад, – говорит батюшка. – Чтобы стало возможным согреть эту старость, утешить, упокоить эти седины. Воплощению нашего замысла способствовало то обстоятельство, что на территории храма было два пустующих здания.

В одном из них шесть лет назад и появилась богадельня. В отличие от огромных госучреждений подобного типа она была рассчитана всего на 40 человек. Здесь должны были жить престарелые монахини. Сейчас в богадельне 15 человек, не только монахини, но и просто верующие. После того как умер иеромонах Алексий, здесь живут только женщины. Все – преклонного возраста, всем за шестьдесят. Самой пожилой – монахине Анании – уже за девяносто.

Насельницы
Мне предложили посмотреть комнаты насельниц. Сестра, сопровождающая меня, получив разрешение хозяйки комнаты, зашла вместе со мной. Матушка Матрона не встает с постели. В прошлом она прихожанка подмосковного храма, а после – Богоявленского собора. Сейчас перешла на жительство сюда. Она смотрела на нас удивительно чистыми глазами и отвечала на мои вопросы. Говорила тихо, диктофон даже не уловил ее голоса. Здесь за ней хорошо ухаживают, и она благодарна сестрам за все. (Хотя мне кажется, что человек с таким глазами был бы благодарен даже раздраженным работникам огромного дома престарелых.)

В следующей комнате – другая пожилая женщина. Месяц назад она переехала сюда из дома престарелых. О жизни “в том пансионате” ей вспоминать не хотелось. Сюда ее перевезла знакомая, которая навещала ее там и, видя расположение ее духа, не успокоилась, пока не перевезла в красносельскую богадельню.

Здесь не живут, как в пансионате, по несколько человек в комнате. У каждого – своя, с отдельным туалетом и душем. И комнаты – все разные: многие хозяйки захотели перевезти сюда вещи и мебель из своих прежних домов. Вместе все собираются на службах и на праздниках в домовом храме.

Некоторые из обитательниц завещают свое жилье богадельне, если на него не претендуют их родственники. Богадельня не имеет государственных дотаций, и нужно на что-то ее содержать.

Если же кому-то не понравится жить здесь, то можно, затребовав свое, уйти. Но таких случаев не было – за насельницами заботливо ухаживают.

Устав
В богадельне есть устав, в котором четко расписано, кто может здесь жить. Создавалась богадельня главным образом для престарелых монашествующих, преимущественно москвичей. Но бывают и исключения. Вообще же насельники принимаются по благословению настоятеля.

– Как попасть в вашу богадельню? – спросила я у о. Артемия.

– Доползти, добрести до нее, или быть принесенным. Помните, как расслабленного принесли?

Сейчас в истории богадельни имени цесаревича Алексия – новый этап. Заканчивается период ее лицензирования. Главной сложностью для администрации было добиться права прописки для тех, кто здесь селится. Поэтому недавно произошла перерегистрация богадельни. Отныне она будет иметь другое название – дом-интернат для престарелых “Богадельня цесаревича Алексия”. Это связано с тем, что в законе о социальном обслуживании нет такого слова – “богадельня”, и зарегистрировать такое заведение никто не мог.

Слово “богадельня” – не государственное. И богадельня имени цесаревича Алексия – учреждение не государственное. Никто не сможет навязать инструкции сверху. Поэтому и уклад жизни в ней – не казенный.

Каждый день за насельницами ухаживают две медсестры и старшая медицинская сестра. Иногда приходят врачи из районной больницы, к которой прикреплена богадельня. Сестры исполняют все, что бабушкам предписали врачи.

Все старушки здесь – немощные, и ухаживать за ними нужно, как за малыми детьми. Но в то же время, говорят сестры, они – особенные, прежде всего потому, что все – верующие и причащаются. Сильные духом, хотя и весьма почтенного возраста. И своими немощами стараются не досаждать.

– А заботы здесь, – говорят сестры, – как дома, с родными бабушками. Покормить, помыть, погулять с ними, поговорить. Так что это – и не забота, мы в это время многому у них учимся. Проблемы? Заболел кто – вот у нас и проблемы.

P.S. А во втором здании, которое раньше пустовало, теперь расположена церковно-приходская школа. На праздники со спектаклями к бабушкам приходят дети. И для них слово “богадельня” – вполне современное.