§ 1 Понятие «общество»

Для того чтобы говорить об обществе, его жизни и его проблемах, нам нужно выяснить, что скрывается за этим понятием. Многие слова в русском языке имеют несколько смыслов, или употребляются в нескольких значениях. Понятие «общество» также имеет несколько значений.

Мы можем говорить о группе людей, объединенных какими-либо интересами или совместной деятельностью - общество любителей книги или общество декабристов. В данном случае понятие «общество » синоним понятия «союз», «организация», «объединение».

Если мы говорим об определенном этапе истории человечества, первобытном или средневековом, то синонимами будут термины «этап», «период».

Если речь идет о качественном состоянии определенного типа развития, то это аграрное общество, постиндустриальное и т.д.

Население страны, государства, региона тоже являются обществом - советское, европейское, французское.

Это примеры употребления термина «общество» в узком смысле слова.

Нас интересует значение понятия «общество» в самом широком смысле - это обособившаяся от природы и тесно с ней связанная часть материального (реального) мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Ключевыми в данном определении являются две позиции:

1. общество является частью реального мира;

2. общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях.

Люди, способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют, в конечном счете, общество.

Ученые считают, что человек и общество возникли одновременно. Множество проблем, возникающих в жизни человека, (защита, добыча пропитания, поддержание огня, передача информации другому поколению), можно было решить только совместно, иначе было просто не выжить. Общество появилось как форма совместной жизнедеятельности людей на основе взаимопомощи и разделения труда. Все люди, когда-либо жившие на земле, или живут сейчас, и те, кто будет жить - часть общества. То есть, общество - это все человечество в целом, вместе с его прошлым, настоящим и будущим.

В древности считалось, что общество - это просто совокупность отдельных людей. В целом это верно, но людей, живущих в обществе, всегда что-то объединяет. Различных связей, возникающих между людьми, огромное множество. Структура общества очень сложна.

Каждый человек одновременно может быть членом многих коллективов (семейного, спортивного, трудового). Также человек входит в большие группы: классы, нации. Являясь членом многих коллективов, человек вступает в разнообразные отношения как внутри одного коллектива, так и с другими коллективами. Такие отношения, возникающие между различными группами людей, а также внутри них, называют общественными отношениями.

§ 2 Сферы жизни общества

Общество возникло вместе с человеком и развивается вместе с ним. Следовательно, мы можем говорить об обществе как динамической системе. Попробуем разобраться. Динамическая - значит, изменяется, развивается; возникают новые и отмирают старые части и связи между ними. Система - значит, «целое», «составленное из частей», совокупность. Мы можем сравнить общество с автомобилем. Это тоже система, которая состоит из многих составляющих: ходовая часть, топливная система, тормозная. Все они между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Так же и общество состоит из множества частей. Ученые называют их подсистемами или сферами и выделяют четыре главных, взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью.

Принято начинать характеристику общества с его экономической сферы, в которой осуществляется деятельность людей по производству, распределению и потреблению результатов труда: условий жизни, материальных благ и услуг. Экономика является основой жизнедеятельности общества. Все, что мы производим, покупаем и обмениваем, является предметом экономической деятельности. Таким образом, экономическая сфера - это то, что позволяет нашему обществу развиваться с материальной точки зрения.

Политическая сфера- это очень важный элемент человеческой жизни, включает в себя все, что связано с управлением человеческим обществом, с властью. Она захватывает проблему государства, политических партий, объединений, групп и т. д.

Социальная сферарассматривает проблемы деления общества на классы, слои и национальные общности. Регулирует отношения между сословиями, классами, нациями и возрастными группами.

К духовной сфереотносится все то, что связано с наукой, искусством, религией, моралью. Любому человеку необходимо не только восстанавливать физические силы с помощью еды, но и получать определенную духовную пищу. Все отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, потребления, относятся к этой сфере.

Все сферы жизни общества между собой связаны, друг на друга влияют и составляют единое целое.

Чтобы сохранялась эта целостность общества, существуют социальные нормы. Это правила поведения, складывающиеся в соответствии с потребностями общества. Социальные нормы демонстрируют, какое поведение обществом одобряется, а какое нет с помощью предписаний (указаний на требуемые действия), дозволений (разрешения вести себя определенным образом) и запретов (указания на действия, которые совершать не нужно). К наиболее распространенным социальным нормам относятся обычаи, мораль и правовые нормы.

§ 3 Этапы развития общества

Общество прошло длительный путь своего развития и претерпело множество преобразований.

Ранние общества - это аграрные или доиндустриальные общества. Для аграрного общества характерны следующие черты: большая часть людей занята в сельском хозяйстве, труд преимущественно ручной, примитивные орудия труда. В таком обществе сохраняется сильная зависимость от природы, общинный уклад жизни, религиозное мировоззрение, жизнь согласно обычаям и традициям. Поэтому эти общества еще называют традиционными.

Следующий этап общественного развития - это индустриальное общество. Индустриальное общество от аграрногоотличается тем, что большая часть населения занята в промышленном производстве. Преобладает машинное, массовое производство, а также бурный рост городов, городского населения и значительная социальная мобильность. Многие страны до сих пор находятся на этом этапе развития общества, поскольку переход - это очень сложный процесс, и развитие общества происходит неравномерно.

Постиндустриальное или информационное общество- последний на данный момент этап развития общества. В информационном обществе на первое место выходит сфера услуг и информации. Этому типу общества присуще следующие черты:ведущая роль науки, знаний и информации в обществе, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда. Происходит стирание классовых различий. Высокая социальная мобильность. Меняется отношение к природе, она уже не рассматривается как простой источник сырья.

Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития сильно влияли на повседневную жизнь людей, на структуру общества. Меняется общество - меняется жизнь людей. На каждом этапе исторического развития существуют общества, очень различные по своему устройству, по положению в нем каждого конкретного человека.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен»

Использованные изображения:




Исторический этап развития человечества (Средневековое общество) Исторический этап развития человечества (Средневековое общество) Страна, государство (Немецкое общество) Страна, государство (Немецкое общество) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (Крестьянское общество) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (Крестьянское общество) Объединение людей с какой-либо целью (Общество туристов) Объединение людей с какой-либо целью (Общество туристов)


Все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем Все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем Форма совместной жизнедеятельности людей Форма совместной жизнедеятельности людей Обособившаяся от природы часть материального мира Обособившаяся от природы часть материального мира Совокупность форм объединения людей Совокупность форм объединения людей


Слово «система» означает целое, составленное из частей, совокупность. Слово «система» означает целое, составленное из частей, совокупность. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: Каждая система включает в себя взаимодействующие части: Подсистемы Подсистемы Элементы Элементы


Образующих общество элементов и связей между ними чрезвычайно много: Открытых (взаимодействующих с внешней средой) Открытых (взаимодействующих с внешней средой) Материальных (реально существующих) Материальных (реально существующих) Динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов) Динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов)




Экономическая. Производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения. (Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и т.п.) Экономическая. Производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения. (Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и т.п.) Социальная. Отношения между классам, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий. (Система социального обеспечения, здравоохранения и т.п.) Социальная. Отношения между классам, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий. (Система социального обеспечения, здравоохранения и т.п.)


Политическая. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями. (Парламент, правительство, судебные органы и т.п.) Политическая. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями. (Парламент, правительство, судебные органы и т.п.) Духовная. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. (Архивы, театры, библиотеки, учреждения системы образования и т.п.) Духовная. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. (Архивы, театры, библиотеки, учреждения системы образования и т.п.)


Устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.


Экономические институты (Деньги, собственность и др.) Экономические институты (Деньги, собственность и др.) Политические институты (Власть, парламентаризм и др.) Политические институты (Власть, парламентаризм и др.) Социальные институты (Семья, брак и др.) Социальные институты (Семья, брак и др.) Институты, действующие в духовной области (Религия, образование и др.) Институты, действующие в духовной области (Религия, образование и др.)


Выделяют два фактора общественного развития: Природный (Влияние географических и климатических условий на развитие общества) Природный (Влияние географических и климатических условий на развитие общества) Социальный (Причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом) Социальный (Причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом)


Эволюционный (Постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер) Эволюционный (Постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер) Революционный (Характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий) Революционный (Характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий)

C. Часть природы

D. Материальный мир в целом

D. Все способы взаимодействия людей и формы их объединения

3. Науки, которые изучают жизнь общества называются

A. Гуманитарные

B. Естественные

C. Общественные

D. Технические

4. Человеку, в отличие от животного свойственно

A. Инстинкты

C. Потребности

D. Сознание

5. Человек, в отличие от животного, обладает способностью

A. Действовать сообща с себе подобными

B. Видеть цель своих действий

C. Обучать потомство

D. Защищаться от опасности

6. Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку своего поведения называется

B. Самореализация

C. Ответственность

D. Совесть

7. Игра, учение и труд выступают в качестве

A. Критериев истины

B. Видов деятельности

C. Социальных качеств

D. Биологических потребностей

8. Одним из признаков человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных является

A. Проявление активности

B. Целеполагание

C. Приспособление к среде обитания

D. Взаимодействие с окружающим миром

9. К профессии не относится ..

B. Механик

D. Математик

10. И человеку, и животному свойственны потребности в

A. Самореализации

B. Самосохранении

C. Самопознании

D. Самообразовании

11. К социальным потребностям человека относится потребность в

B. Общении

C. Самосохранении

D. Сохранении потомства

12. Глубокая устойчивая потребность личности в той или иной деятельности

A. Склонность

B. Интерес

C. Желание

A. Д.Тойнби

B. А. Маслоу

D. В. Ленин

14. Главным критерием истины является

B. Практика

C. Гипотеза

D. Теорема

15. Ложь – это…

A. Искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман

D. Искажение действительного состояния дел, ошибочно принимаемое за истинное

16. Важнейшей ценностью современной цивилизации является

A. Недвижимость

B. Природные ресурсы

C. Свобода личности

17. Внутренним ограничителем свободы человека является

A. Совесть

B. Ответственность

D. Нравственность

18. Коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп

A. Взаимоотношения

B. Деятельность

C. Общение

D. Познание

19. Неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, жесты

A. Вербальное

B. Формальное

C. Неформальное

D. Невербальное

20. Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя ему аплодировали. Это пример… общения

A. Делового

B. Ритуального

C. Повседневного

D. Речевого

21. Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как

A. Систему

B. Часть природы

C. Материальный мир

D. Цивилизацию

22. Общество как систему характеризует

A. Обособление от естественной среды

B. Наличие общественных отношений

C. Сохранение связи с природой

D. Совокупность подсистем и элементов

23. Одной из подсистем общества является… сфера жизни общества

A. Духовная

B. Бюджетная

C. Налоговая

D. Структурная

24. Только благодаря природе общество имеет возможность

A. Формировать этические установки своих членов

B. Удовлетворять биологические потребности своих членов

C. Создавать важнейшие социальные институты

D. Создавать ноосферу в дополнение к биосфере

25. Примером воздействия общества на природу является

A. Обнаружение ранее неизвестной древней летописи

B. Пикетирование парламента экологической организацией

C. Захоронение радиоактивных отходов

D. Реформа календаря

26. Глобальной экологической проблемой является

A. Организация заповедников и заказников

B. Распространение наркомании и алкоголизма

C. Истощение природных ресурсов

D. Угроза мировой войны

27. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

A. Прогресс

B. Революция

C. Реформа

D. Регресс

28. В страну А вторглись кочевники, разорив города, села, разрушив сложные ирригационные системы земледелия. На долгие годы пришли в запустение торговые центры, сместились торговые пути. Этот пример иллюстрирует такую форму общественного изменения как

A. Реформа

B. Революция

C. Модернизация

D. Регресс

29. К – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители ведут натуральное хозяйство, живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Это пример иллюстрирует … тип общества

A. Традиционный

B. Индустриальный

C. Информационный

D. Постиндустриальный

30. Возникновение транснациональных корпораций в современном мире, развитие международной торговли служит проявлением тенденции

A. Модернизации

B. Глобализации

C. Демократизации

D. Информатизации

31. Отрицательное последствие глобализации

A. Разрушение традиционных укладов

B. Усиление колониального гнета

C. Усиление «холодной войны»

D. Увеличение рождаемости

32. Положительное последствие глобализации

A. Распространение образцов массовой культуры

B. Появление новых рабочих мест

C. Усиление противостояния между странами

D. Разрыв уровня развития между странами Севера и Юга

33. Культура в широком смысле слова, - это

A. Уровень развития общества в определенный момент истории

B. Все, что относится к деятельности к сфере искусства

C. Степень воспитанности определенного человека, коллектива

D. Все достижения человека с момента его возникновения

34. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков называется

A. Народной

B. Массовой

C. Национальной

D. Элитарной

35. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

A. Экранной

B. Народной

C. Массовой

D. Духовной

36. К гуманитарным наукам относится

A. История

B. Математика

C. Искусствоведение

37. Логически стройная систем знаний, проверенная теориями и практикой называется

A. Относительной истиной

B. Абсолютной истиной

C. Образованием

D. Наукой

38. Науку от других отраслей культуры отличает

A. Эмоциональное выражение личностного отношения к миру

B. Выявление сущности общественных и природных явлений

C. Отражение реальности в художественных образах

D. Оценка поведения отдельных индивидов

39. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

A. Дошкольное, общее образование

B. Дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

C. Дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

D. Основное, профессиональное образование

40. Виктор поступил в техникум для обучения по профессии механизация сельского хозяйства. На какой ступени образования находится Виктор.

A. Основное общее образование

B. Среднее профессиональное образование

C. Высшее профессиональное образование

D. Дополнительное образование

41. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир.

A. Начальное образование

B. Основное общее образование

C. Среднее профессиональное образование

D. Высшее профессиональное образование

A. Честь и достоинство

B. Комфорт и удобства

C. Природа и культура

D. Здоровье и успех

43. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

B. Искусства

C. Образования

D. Морали

44. Самой ранней мировой религией является

B. Буддизм

C. Православие

D. Католицизм

45. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется

A. Правдоподобностью результатов

B. Созданием художественных образов

C. Ясностью и целостностью выражения

D. Созданием материальных ценностей

46. К видам искусства относится

A. Живопись

B. Литературоведение

C. История

D. Искусствоведение

47. Видом искусства не является

A. Литература

B. История

48. Экономическая наука

A. Контролирует правильность заключения договоров между предпринимателями

B. Отслеживает качество продукции и применяет санкции к недобросовестным производителям

C. Разрабатывает правила по безопасному использованию машин и оборудования

B. Труд

D. Конкуренция

51. Отличительной чертой рыночной экономики является

A. Централизованное распределение ресурсов

B. Свободное ценообразование

C. Введение подоходного налога

D. Товарный дефицит

52. Для традиционной экономики характерно

A. Периодическое возникновение кризисов перепроизводства

C. Командной

D. Смешанной

54. К доходам потребителя относятся

A. Оплата коммунальных услуг

B. Заработная плата

C. Выплата ипотечного кредита

D. Приобретение автомобиля

55. Одним из ограничителей возможностей потребителя является

A. Уровень образования

B. Размер доходов

C. Социальный статус

D. Профессия

56. Потребитель имеет право вернуть товар в магазин в течение … дней с момента покупки

57. Функцией рынка в экономике является

A. Регулирует денежное обращение

D. Товаров и услуг

59. Рынок регулирует экономику через механизм

A. Налогообложения

B. Свободных цен

C. Государственного планирования

D. Государственного заказа

60. Совпадение цены спроса и цены предложения на определенный товар свидетельствует о наличии на данном рынке

A. Товарного дефицита

B. Товарного переизбытка

C. Равновесной цены

D. Монопольной цены

61. За год производство товара удвоилось. Результатом этого будет

A. Спрос на него упадет

B. Цена на него упадет

C. Цена на него вырастет

D. Предложение не изменится

62. В экономике под определением спроса подразумевают число товаров и услуг которые…

A. Производители представляют по данной цене

B. Потребители хотели бы иметь

B. Прибыль

C. Стоимость

D. Дотации

64. Деление издержек на постоянные и переменные обусловлено изменением

A. Уровня цен

B. Объема производства

C. Количества ресурсов

D. Эффективности использования ресурсов

65. К явным (бухгалтерским) переменным издержкам не относится

A. Приобретение сырья

B. Сдельная оплата труда

C. Расходы на тару и упаковку

A. Налог

C. Субсидия

68. Основная функция системы налогообложения в стране заключается в

A. Стимулировании производства

D. Производительность труда

73. Минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека, называется

A. Среднедушевым потреблением

B. Потребительской корзиной

C. Прожиточным минимумом

D. Минимальным размером оплаты труда

74. Часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может найти ее в определенное время на определенной территории

A. Пенсионеры

B. Инвалиды

C. Безработные

D. Несовершеннолетние

75. Средство осуществления меновых отношений; всеобщий эквивалент стоимости товара, средство обращения и средство сбережения – это

A. Кредитная карта

B. Облигация

C. Вексель

D. Деньги

76. Исключительным правом эмиссии денег в РФ обладает(-ют)

A. Инвестиционные компании

B. Центральный банк

C. Коммерческие банки

D. Правительство РФ

77. Ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты, называется

B. Банковским процентом

C. Дивидендом

D. Учетной ставкой

78. Вывоз товаров и услуг за границу с целью продажи на мировом рынке - это

D. Экспорт

79. Ввоз товаров и услуг в страну с целью их продажи на внутреннем рынке – это

A. Импорт

C. Экспорт

80. Политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов - это

A. Фритридерство

B. Меркантилизм

C. Протекционизм

D. Кейнсианство

81. Разделение общества на различные социальные группы – это социальная

A. Стратификация

B. Мобильность

C. Интеграция

D. Дискриминация

82. Различные социальные группы в любом обществе занимают определенные позиции. Данный факт является результатом

A. Интеграции

B. Дифференциации

C. Стабилизации

D. Модернизации

83. Касты, сословия, классы – это

C. Мобильностью

D. Нестабильностью

85. Формой вертикальной мобильности является

A. Создание семьи

B. Безупречная производственная деятельность

C. Постоянное проживание в городе

D. Повышение по службе

86. Формой горизонтальной мобильности является

D. Профессор

89. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен социальными привилегиями. Это статус

A. Чиновника

B. Аристократа

C. Финансиста

D. Предпринимателя

90. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека – это социальная (-ый)

B. Санкция

91. К числу неформальных санкций относится

A. Вручение грамоты

B. Хороший отзыв

C. Премирование

D. Вручение памятного подарка

92. Гражданин Н совершил аморальный поступок, за что друзья выразили ему свое неодобрение. Данный факт является примером

A. Социального неравенства

B. Социальной стратификации

C. Социальной мобильности

D. Социального контроля

93. Позитивное отклоняющееся поведение иллюстрирует ситуация

C. Наркомания

95. Конфликт – это

A. Стремление превзойти друг друга, добиться определенного успеха в притязаниях на власть, привилегии и т.д.

B. Участие в общем деле, проявляется в дружбе, партнерстве, сотрудничестве

B. Средний

97. Высокий уровень социальной мобильности является одним из признаков… общества

A. Западного

B. Восточного

C. Традиционного

D. Индустриального

98. Субкультурой является

A. Совокупность норм, основанных на повседневном опыте

B. Только культура, основанная на научном мировоззрении

A. 16-25

101. Единство территории и языка играют важную роль при формировании

A. Общественных классов

B. Этнических групп

C. Культурных общностей

D. Политических организаций

102. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в

A. Сепаратизме

B. Усилении межнациональных особенностей

C. Сближении народов

D. Национальной изоляции

103. К разновидностям этноса относятся (-ится)

B. Народности

D. Электорат

104. Признаком, отличающим семью как малую социальную группу является

A. Совместное посещение курсов иностранного языка

B. Осуществление профессиональной деятельности

C. Наличие единых предпочтений в одежде

C. Семья

106. Хозяйственную функцию семьи характеризует

A. Регламентация поведения

B. Воспроизводство социальной структуры

C. Организация семейного досуга

C. Государство

D. Политическая культура

109. Признаком любого государства является наличие

A. Трех ветвей власти

B. Республикой

C. Монархией

D. Охлократией

111. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица, никем и ничем не ограничена и передается по наследству называется

A. Абсолютной монархией

B. Конституционной монархией

C. Парламентской монархией

D. Республикой

112. Государство Н. состоит из субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Его парламент состоит из двух палат, у каждого субъекта есть своя конституция. Формой государственного устройства данного государства является

A. Унитарное государство

B. Монархия

C. Федерация

D. Республика

113. Для демократического режима характерно

A. Господство исполнительной власти

C. Демократический

D. Диктаторский

116. Лидерство, основанное на силе закона, называется

A. Традиционное

B. Легальное

C. Харизматическое

D. Формальное

117. Лидерство, основанное на вере в существование у человека особенных, исключительных качество называется

A. Традиционное

B. Легальное

C. Формальное

D. Харизматическое

E. Формальное

118. Цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики называется политическим

A. Антагонизмом

B. Плюрализмом

C. Детерминизмом

D. Процессом

119. Целью существования гражданского общества является

A. Мажоритарная

B. Пропорциональная

C. Смешанная

124. Демократическую процедуру выборов в органы власти характеризует

D. Оппозиционная

127. Любую политическую партию характеризует

A. Наличие в партийных рядах членов правительства

C. СМИ

129. Информация, отличающаяся регулярность распространения, открытостью содержания для всех – это…. информация

A. Социальная

B. Элитарная

C. Духовная

D. Массовая

130. К средствам массовой информации не относится

C. Книга

D. Телевидение

131. Нормы права, в отличие от норм морали

A. Регулируют общественные отношения

B. Обеспечиваются силой общественного мнения

C. Соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

B. Правовой обычай

C. Нормативно-правовой акт

D. Конституция

133. Придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел – это…

A. Правовой обычай

B. Судебная практика

C. Нормативный договор

D. Судебный прецедент

134. Основным источником российского права являются

B. Уголовная

C. Дисциплинарная

D. Гражданско - правовая

136. Видом дисциплинарной ответственности является (-ются)

A. Ограничение свободы

C. Исправительные работы

D. Строгий выговор

137. Конституция РФ была принята

A. Указом Президента РФ

B. На совместном заседании Федерального Собрания РФ

D. Возраст

139. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей называется

A. Гражданство

B. Подданство

C. Принадлежность

D. Правоотношения

140. Основные права и свободы человека принадлежат каждому гражданину РФ от рождения. Это положение закреплено

A. Решением Конституционного Суда РФ

B. Гражданским кодексом РФ

C. Конституцией РФ

D. Административным кодексом РФ

141. Высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам является

A. Конституционный суд РФ

B. Правительство РФ

C. Совет безопасности РФ

D. Верховный суд РФ

142. К компетенции нотариуса относится ситуация

A. Гражданка С. планирует обратиться в суд

B. Гражданин К. стал свидетелем преступления

C. Гражданка Н. потеряла паспорт

A. Гражданское

B. Трудовое

C. Конституционное

D. Семейное

144. Гражданским правонарушением является

A. Дача взятки должностному лицу

B. Пропуск занятий по неуважительным причинам

C. Основное общее

D. Среднее

149. Порядок приема на работу, увольнения, начисления заработной платы, время отдыха регулируются … кодексом

A. Административным

B. Трудовым

C. Гражданским

D. Уголовным

150. Документ, в котором конкретно определяются взаимные права и обязанности работника и работодателя

A. Трудовой кодекс РФ

B. Трудовой договор

C. Трудовая книжка

D. Декларация

151. К административным правонарушениям, посягаю­щим на общественный порядок, относят:

A. Нарушение прав государственной собственности

B. Кража

D. Хулиганство

154. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

A. Уголовное наказание

B. Уголовная ответственность

C. Уголовное право

D. Уголовное правоотношение

155. Органом защиты прав человека, учрежденным Советом является

A.Комитет по правам человека

B. Экономический и социальный совет

B. Способы взаимодействия и формы объединения людей

C. Часть природы

D. Материальный мир в целом

2. Обществом в широком смысле называют

A. Исторический этап в развитии общества

B. Группу людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки

C. Все формы объединения людей в процессе производственной деятельности

Законы социального обучения.

1. Закон приоритета социального обучения над предметным в развитии общих способностей.

2. Закон соответствия уровней структур и предметов взаимодействия в процессах социализации. Нарушение этого закона ведет к синкретическим свойствам освоения общих способностей.

3. Закон последовательности освоения организационных форм взаимодействия.

1. Уровень технологии взаимодействия.

Взаимодействие происходит в рамках совокупности индивидов в процессе общей деятельности. Это может быть все человечество на различных этапах своего развития. На каждом этапе решается вопрос о том, сколько нужно человек для осуществления продуктивного процесса деятельности. При этом индивиды относятся друг к другу как к единице, к ресурсу деятельности. Разделение труда – это одна из форм кооперации.

Виды простой кооперации:

1. Общее поле. Общий материал делится на всех участников

2. Конвейер. Продукт одной операции – материал для людей. В этом случае способ взаимодействия должен быть организован в культурной норме. Это может быть достигнуто только в ситуации определения отношений между участниками деятельности.

3. Сборка. Промежуточные продукты людей становятся материалом для деятельности других.

Виды сложной кооперации:

1. Методическая – продукт деятельности становится средством для другой. Выработанные научные знания становятся средством для профессиональной деятельности.

2. Целеопределение. Продукт деятельности становится целью другой деятельности.

3. Кадровое обеспечаение – связь между университетами и работодателями.

4. Агрегация – взаимодействие в системе людей и машин.

5. Взаимодействие людей в системах искусственного интеллекта.

2. Уровень институциональных статусных отношений.

Статус – приписываемая человеку функция, уже непосредственно не относящаяся к процессу деятельности, которая затем институизируется. Статус определяет должное отношение и должное поведение, закрепленное за этим статусом.

3. Уровень коллектива. Многоцелевые объединения людей в системе ролевых отношений – это коллективы. Структура коллектива – функциональные роли. В любом коллективе выделяется 6 базовых ролей, по наличию которых можно судить, существует коллектив или нет.

Генератор идей – единственный функциональный лидер

Критик – находит противоречия, их обычно не больше двух

Эрудит – информационное обеспечение. Их может быть столько, сколько областей знания задействовано в деятельности.

Исполнитель – по объему выделенной в плане работы.

Координатор – создает команду помощников.

Сукин сын – весельчак, балагур, обеспечивает нормальную эмоциональную атмосферу в коллективе. Эта роль не должна быть всегда закреплена за одним человеком, потому что это провоцирует эмоциональное выгарание.



Существует точка зрения, что коллектив – это эффективная организация совместной деятельности для подавления личности. Личность не развивается в коллективе.

4. Уровень коммуникации (в узком смысле).

Коммуникация – это взаимодействие равноправных позиций по отношению к обществу или одному предмету обсуждения.

В коммуникации определяются позиции и роли:

Председатель – следит за предметом обсуждения.

Докладчик

Оппонент

Историк – соотносит прецедент с прошлым

Слушатель

Интерпретатор

5. Уровень личностных отношений.

Конфликты уровня коммуникации решаются на уровне межличностных отношений. Структура взаимоотношений характеров (обмен личностными оценками в общении). Понятие общения может быть отнесено только к этому уровню! Общение всегда приводит к генерализации и переходу на следущий уровень.

6. Уровень интимно-личностых отношений.

На этом уровне выделяются любовь, борьба и т.д. Взаимодействие этого уровня гетерохронно, то есть имеет начало и конец.

  1. Психология и педагогика старшеклассника.

Социологи долго искали те простейшие социальные элементы, при помощи которых они смогли бы описать и изучать общественную жизнь как совокупность бесконечно разнообразных событий, поступков, фактов, явлений и отношений. Необходимо было найти явления общественной жизни в простейшем виде, указать элементарный случай их проявления, сконструировать и воссоздать их упрошенную модель, изучая которую, социолог получил бы возможность рассматривать все более сложные факты как комбинацию этих простейших случаев или как усложненный до бесконечности образец этой модели. Социолог должен найти, говоря словами П.А. Сорокина, «социальную клетку», изучая которую, он получил бы знание основных свойств общественных явлений. Такой простейшей «социальной клеткой» выступает понятие «взаимодействие», или «интеракция», которое относится к основным понятиям социологии как науки о развитии общества. Взаимодействие, которое проявляется в конечном итоге как социальное поведение индивидов в обществе, стало предметом анализа в трудах таких выдающихся социологов XX в., как П.А. Сорокин, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Д. Хоманс и др.

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Проблемы формирования взаимосвязей в обществе от простых до самых сложных, механизм социального действия, специфика социального взаимодействия, само понятие «социальная система» подробно разработаны и изучаются на двух основных уровнях социологического исследования - микроуровне и макроуровне.

На микроуровне социальная интеракция (взаимодействие) есть любое поведение индивида, группы, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Каждое действие вызывается предшествующим действием и в то же время выступает причиной последующего действия. Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу). На основе экспериментов и наблюдений социологи анализируют и пытаются объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.

На макроуровне изучение взаимодействия осуществляется на примере таких крупных структур, как классы, слои, армия, экономика и т.д. Но элементы обоих уровней взаимодействия переплетаются. Так, повседневное общение солдат одной роты осуществляется на микроуровне. Но армия является социальным институтом, который изучается на макроуровне. Например, если социолог изучает причины существования неуставных взаимоотношений в роте, то он не может адекватно исследовать вопрос, не обращаясь к состоянию дел в армии, в стране в целом.

Простым, элементарным уровнем взаимодействия являются пространственные контакты. Мы постоянно сталкиваемся с людьми и строим свое поведение в транспорте, магазине, на работе с учетом их интересов и поведения. Так, увидев пожилого человека, мы обычно уступаем ему дорогу при входе в магазин, освобождаем ему место в общественном транспорте. В социологии это называется «визуальный пространственный контакт» (поведение индивида изменяется под влиянием пассивного присутствия других людей).

Понятие «предполагаемый пространственный контакт» применяется для обозначения ситуации, в которой человек визуально не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте. Так, если в квартире зимой стало холодно, мы звоним в жилищную контору и просим проверить подачу горячей воды; входя в лифт, мы точно знаем, что, если понадобится помощь дежурного, надо нажать кнопку на пульте управления и наш голос будет услышан, хотя мы не видим дежурного.

По мере развития цивилизации общество проявляет все больше внимания к человеку, чтобы в любых ситуациях он чувствовал присутствие других людей, готовых прийти на помощь. Скорая помощь, пожарная команда, полиция, автоинспекция, санэпидстанции, телефоны доверия, службы спасения, сервисные службы мобильных операторов, отделы технической поддержки компьютерной сети и другие организации созданы для того, чтобы обеспечивать и поддерживать социальный порядок в обществе, чтобы вселить в человека уверенность в безопасности и чувство социального комфорта. Все это с точки зрения социологии - формы проявления предполагаемых пространственных контактов.

Контакты, связанные с интересами людей, являются более сложным уровнем взаимодействия. Эти контакты обусловлены явно «нацеленными» потребностями индивидов. Если вы, будучи в гостях, знакомитесь с выдающимся футболистом, то вы можете испытать чувство простого любопытства как к известному человеку. Но если в компании присутствует представитель бизнеса, а вы с дипломом экономиста ищете работу, то в вашем сознании сразу возникает потребность в контакте, где присутствует интерес. Здесь актуализированный мотив и интерес вызван наличием потребности - завязать знакомство и, может быть, найти с его помощью хорошую работу. Этот контакт может продолжаться, но может и внезапно прерваться, если вы потеряли к нему интерес.

Если мотив - это непосредственное побуждение к деятельности, связанное с необходимостью удовлетворения потребности, то интерес - это осознанная форма проявления потребности, которая обеспечивает направленность личности на определенную деятельность. До того, как вы пошли в гости, вы попросили приятеля оказать содействие в поиске работы: представить вас бизнесмену, дать хорошую характеристику, поручиться за вашу репутацию и т.п. Возможно, что в будущем этот приятель в свою очередь попросит вас помочь ему в чем-либо.

В контактах обмена социальное взаимодействие усложняется. Это своеобразный вид контакта, в процессе которого индивидов интересуют не столько люди, сколько предметы обмена - информация, деньги и т.д. Например, когда вы покупаете билет в кино, вас не интересует кассир, вас интересует билет. На улице вы останавливаете первого встречного, чтобы справиться, как пройти к вокзалу, и менее всего вы обращаете внимание на то, старый или молодой, красивый или не очень этот человек, главное - получить ответ на свой вопрос. Жизнь современного человека наполнена подобными контактами обмена: он покупает товары в магазине и на рынке; платит за обучение, ходит на дискотеку, сделав предварительно прическу в парикмахерской; такси везет его по указанному адресу. В современном обществе контакты обмена все более усложняются. Например, состоятельные родители отправляют свою дочь учиться в престижное учебное заведение в Европе, полагая, что в обмен на деньги, которые они платят, работники учебного заведения возьмут на себя все заботы, связанные с социализацией, воспитанием и образованием их дочери.

Таким образом, под социальным контактом понимается кратковременный начальный этап взаимодействия между отдельными людьми или социальными группами. Социальный контакт, как правило, выступает в формах пространственного контакта, психического контакта и контакта обмена. Социальные контакты являются первым шагом в образовании социальных групп. Изучение социальных контактов позволяет выяснить место каждого индивида в системе социальных связей, его групповой статус. Измерив число и направление социальных контактов, социолог может определить структуру социальных взаимодействий и их характер.

Социальные действия

Социальные действия - следующий после контактов уровень сложных социальных взаимосвязей. Понятие «социальное действие» считается одним из центральных в социологии и представляет собой простейшую единицу любого вида поведения людей. Понятие «социальное действие» ввел в социологию и научно обосновал М. Вебер. Социальным действием он считал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому приятию)... которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Вебер исходил из того, что социальное действие - это осознанное действие и явно ориентированное на других. Например, столкновение двух автомобилей может быть не более чем происшествием, но попытка избежать этого столкновения, брань, последовавшая за случившимся, нарастающий конфликт между водителями или мирное урегулирование ситуации, привлечение новых сторон (автоинспекция, аварийный комиссар, страховой агент) - это уже социальное действие.

Известную трудность представляет проведение четкой границы между социальными действиями и асоциальными (природными, естественными). Согласно Веберу, самоубийство не будет социальным действием, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы.

Рыбная ловля, охота сами по себе не представляются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Подобное толкование действий - одних как несоциальных, а других как социальных - не всегда оправданно. Так, самоубийство, даже если речь идет об одиноком, живущем вне социальных контактов человеке, есть факт общественный. Если следовать теории социального взаимодействия П.А. Сорокина, то любое явление, которое случается в обществе, не может быть изолировано от него и характеризует прежде всего данное общество (в таком случае самоубийство выступает как социальный индикатор неблагополучия общества). Весьма непросто определить и наличие или отсутствие осознанности в том или ином поступке индивида. По теории Вебера, действия нельзя считать социальными, если индивид поступал под влиянием аффекта - в состоянии гнева, раздражения, страха. Однако, как показывают исследования психологов, человек никогда не действует полностью осознанно, на его поведение оказывают влияние различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (усталость или, наоборот, чувство подъема), склад характера и душевная организация (темперамент, оптимистичный настрой холерика или пессимизм флегматика), культура и интеллигентность и т.д.

В отличие от социальных контактов социальное действие - сложное явление. В структуре социального действия выделяют следующие составляющие:

Индивид, который действует;
потребность индивида в конкретном действии;
цель действия;
метод действия;
другой индивид, на которого направлено действие;
результат действия.

Механизм социального действия наиболее полно разработал американский социолог Т. Парсонс («Структура социального действия»). Как и Сорокин, Парсонс считал взаимодействие тем базовым процессом, который делает возможным развитие культуры на уровне отдельного человека. Результатом взаимодействия является социальное поведение. Человек, включаясь в определенное сообщество, следует принятым в этом сообществе культурным образцам. Механизм социального действия включает потребность, мотивацию и собственно действие. Как правило, началом социального действия является возникновение потребности, которая имеет определенную направленность.

Например, молодой человек хочет научиться полить автомобиль. Побуждение к совершению действия называется мотивацией. Мотивы социального действия могут быть различными: в данном случае молодой человек или хочет отвлечь свою девушку от соперника, который хорошо водит машину, или ему нравится возить своих родителей на дачу, или он хочет «извозом» получать дополнительный доход.

Совершая социальные действия, индивид испытывает на себе воздействие других и сам в свою очередь хочет оказать воздействие на других. Так происходит обмен действиями, который выступает в качестве социального взаимодействия. В этом процессе важная роль принадлежит системе взаимных ожиданий, которая дает возможность оценивать поведение данного индивида с точки зрения общепринятых норм.

Представим, что, находясь в компании, молодой человек познакомился с девушкой и они договорились о встрече. У каждого из них возникает система ожиданий поведения, принятого в обществе или данной группе. Девушка может рассматривать молодого человека как потенциального жениха, поэтому для нес важно установить прочные отношения, закрепить знакомство, выяснить все о его взглядах на жизнь, интересах и привязанностях, его профессии, материальных возможностях. Молодой человек в свою очередь тоже размышляет о предстоящей встрече либо всерьез, либо как об очередном приключении.

Встреча может происходить по-разному. Один подъедет на иномарке и пригласит в ресторан с последующим заездом на пустующую дачу. Другой предложит сходить в кино или просто пройтись по парку. Но не исключено, что первый молодой человек вскоре исчезнет, а робкий юноша получит диплом, поступит на службу, станет добропорядочным мужем.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Взаимные ожидания часто не оправдываются, и возникшие взаимосвязи разрушаются. Если взаимные ожидания оправдываются, приобретают предсказуемый, а главное, устойчивый вид, такие взаимодействия называют социальными отношениями. Социология различает три самых общих типа взаимодействий - сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество - такой тип взаимодействия, при котором люди осуществляют взаимосвязанные действия для достижения общих целей. Как правило, сотрудничество является выгодным для взаимодействующих сторон. Общие интересы сплачивают людей, вызывают у них чувства симпатии, благодарности. Взаимная польза побуждает людей к общению и в неформальной обстановке, способствует возникновению атмосферы доверия, морального комфорта, желанию уступить в споре, потерпеть какие-то неудобства для себя лично, если это необходимо для дела. Отношения сотрудничества имеют массу преимуществ и выгод для совместного дела, борьбы с конкурентами, повышения производительности труда, закрепления работников в организации и предотвращения текучести кадров.

Однако с течением времени взаимодействие на основе сотрудничества начинает приобретать консервативный характер. Люди, изучив возможности друг друга, особенности характера, представляют, чего следует ждать в конкретной ситуации от каждого. Возникают элементы рутины, стабильность отношений становится застоем, порождает потребность сохранения статус-кво. Члены группы начинают опасаться перемен и не хотят их. Они уже имеют набор стандартных, проверенных временем решений практически в любой ситуации, установили взаимосвязи со всей системой многосторонних отношений в обществе, знают своих поставщиков сырья, информаторов, проектировщиков, представителей властных структур. Новичкам в группу дороги нет, новые идеи не проникают в это заблокированное социальное пространство. Группа начинает деградировать.

Взаимодействие на основе соперничества (конкуренции) - это один из самых общих типов взаимодействия, противоположный сотрудничеству. Особенность соперничества в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют различные интересы. Напри мер, несколько компаний претендует на получение заказа на строительство крупного моста через Волгу. Цель у них одна - получить заказ, но интересы разные. Двое молодых людей любят одну девушку, цель у них одна - добиться ее благосклонности, но интересы противоположны.

Соперничество, или конкуренция, - основа рыночных отношений. В этой борьбе за доход возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить его. Победа одного нередко означает катастрофу для другого, потерю престижа, хорошей работы, благосостояния. Зависть к удачливому сопернику бывает такой сильной, что человек совершает преступление - нанимает убийц для устранения конкурента, выкрадывает необходимые документы, т.е. идет на конфликт. Такие случаи - довольно распространенное явление, они широко представлены в литературе (Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, В.Я. Шишков и другие писатели), о них пишут в газетах, их обсуждают на телевидении. Самое действенное средство ограничения такого рода конкуренции - принятие и исполнение соответствующих законов и соответствующее воспитание человека. В экономике - это принятие серии антимонопольных законов; в политике - принцип разделения властей и наличие оппозиции, свободной прессы; в сфере духовной жизни - распространение в обществе идеалов добра и милосердия, общечеловеческих нравственных ценностей. Однако дух соперничества является стимулом в бизнесе и вообще в любой работе, который не позволяет человеку успокаиваться на достигнутом.

Конфликт - открытое, прямое противостояние, иногда вооруженное. В последнем случае речь может идти о революции, вооруженном восстании, бунте, массовых беспорядках. Например, после массовых беспорядков, охвативших Кишинсв и Бишкек, произошла смена правительства в Молдавии и Киргизии. Предотвращение насильственных конфликтов, борьбы, наносящей вред человеку и нарушающей общественный порядок, является задачей государства. Изучая проблему социального взаимодействия, социологи, в частности Т. Парсонс, разработали учение о равновесии социальной системы, которое выступает решающим условием сохранения системы, ее жизнеспособности. Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таковы, что свойства и отношения оказываются неизменными.

Однако существует и другой взгляд, содержащий объяснение конфликта не только как негативного, но и как позитивного элемента общественной жизни.

Таким образом, социальное действие является таким действием человека, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Социальное действие - это конституирующий элемент, «единица» социальной реальности. Множество социологов (например, М. Вебер, Т. Парсонс) усматривали в нем исходный пункт всей системы общественных отношений. Устойчивое и систематическое выполнение действий, подразумевающее обратную связь, называется социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие, как правило, выражено в виде сотрудничества, соперничества или конфликта.