Заикание - дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз - это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

  • Рахит

Рахит - нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

  • Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия - одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок - это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

  • Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: - неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: ). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.


Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: ). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное - не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз - форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание - следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками - например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга - в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: ). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.


Самостоятельно «прописывать» ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается - заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.


Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения - это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное - не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.


Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст - от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, - очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Заикание или логоневроз - нарушение речевой функции, которое характеризуется нарушением ритмичности речи, выражающейся в частых повторениях или протяжности звуков/слогов/целых слов, а также в частых прерываниях или нерешительном формировании речи. Фактически, детское заикание болезнью назвать нельзя, так как основная причина появления такого нарушения речи - судорожное напряжение мышечных волокон речевого аппарата. Встречается у детей разных возрастов: с 2 лет до 8 лет. Также встречается у взрослых, но по причине отсутствия лечения заикания в детском возрасте. В чем заключаются причины и лечение заикания у детей?

Прежде всего, отметим мнение доктора Комаровского по данному вопросу. Комаровский Евгений Олегович четко дает понять, что при появлении первых признаков заикания у детишек родителям следует посетить квалифицированного специалиста, который непременно установит причину появления проблемы и назначит необходимые процедуры. Не стоит бросаться к компьютеру, лезть в интернет в поисках «волшебных методик» от не менее «волшебных дядечек и тетечек», предлагающих такие методы за небольшое вознаграждение.

Следует отметить, что заикание может стать серьезной проблемой для малыша в процессе социализации и адаптации в детском коллективе. Как известно, детишки жестоко относятся к другим детям, отличающимся от них. Это может проявляться в передразнивании малыша, насмешках, что непосредственно влияет на его восприятие внешнего мира и поведение в целом, снижая его самооценку и вырабатывая комплекс неполноценности.

По статистическим данным, у девочек данный дефект регистрируется реже, нежели у мальчиков. Специалисты связывают это с более высокой психологической устойчивостью девочек. Ко всему прочему, заикание может проявляться в случаях эмоционального напряжения, испытываемого детьми при выступлении на публике, стрессе и т.д.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу. Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку - все это может стать почвой для развития заикания. Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде.

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания - общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом. Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком. Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания). Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные. В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

Как мы говорили выше, важным компонентом лечения от заикания является правильный подход к ребенку со стороны родителей. Прежде всего рекомендуется создать мягкую психологическую обстановку в кругу семьи.

Родителям не следует заострять внимание детей на проблеме. Это только усугубит дело, ребенок может замкнуться в себе. Тревожность и нервы родителей способствуют угнетению психо-эмоционального состояния малыша. Также следует всевозможно оградить дитя от негативного отношения со стороны сверстников, а если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то необходимо провести беседу и дать понять малышу, что на эти насмешки не следует обращать внимания. Если же это не помогло, то необходимо в период терапии освободить ребенка от посещения дошкольного учреждения.

Примечание. Дети старшего возраста (школьники) более легко поддаются коррекции взглядов. В процессе беседы таким детям следует указывать на их возможности и уникальность, как со стороны внешнего вида, так и со стороны талантов и навыков.

Родителям и остальным членам семьи (если таковые есть) следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо дать малышу высказаться. Пусть это займет много времени, это не важно. Важно дать понять, что вы его внимательно слушаете и понимаете. И ни в коем случае не следует заканчивать мысль за него;
  • Исключить скандалы и лишнюю суету в кругу семьи;
  • Разговоры между членами семьи, особенно с малышом, должны быть плавными и медленными, с проговариванием всех звуков. Лучше всего использовать в общении с маленьким «заикой» короткие, конкретные предложения и фразы;
  • Не следует слушать громкую музыку, а также постоянно держать включенным телевизор;
  • Рекомендуется учить с малышом стихи и детские песенки;
  • Не следует давать понять малышу, что он особенный. Особенно это касается поблажек в принятой в семье дисциплине;
  • Длинные, тяжелые для усваивания слова не следует разучивать с ребенком. А если решили учить, то не следует на него давить, когда у него не получится их выговорить;

Напоследок

Следует добавить, что некоторые случаи заикания могут пройти самостоятельно, без влияния психологов и неврологов. Такие случаи связывают с отсутствием у детей психологического барьера в общении со сверстниками и родителями, малыши не стремятся закрыться от общения. Но так бывает далеко не всегда и в ряде случаев лечение от заикания занимает достаточно длительное время.


Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

Что такое заикание?

Это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Причины заикания у детей

Малыш может начать заикаться по множеству причин. К ним относятся:

  1. Наследственная предрасположенность — определяется слабостью артикуляционного аппарата. При этом речевой дефект сопровождается ночными страхами, энурезом, тревожностью. Как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет.
  2. Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии, асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.
  3. Тяжелые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингит, тиф, энцефалит. Чаще всего по этой причине дефект наблюдается у ребенка 8 – 9 лет.
  4. Черепно-мозговые травмы. Частая причина речевого дефекта у ребенка 5 лет.
  5. Рахит.
  6. Гипотрофия. По этой причине может возникнуть заикание в 10-летнем возрасте или у малыша 3 – 4 лет.
  7. Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость. Из-за психологических трудностей пубертатного периода может появиться заикание у подростка.

В научной литературе описаны случаи заикания у детей дошкольного возраста после переучивания из левши в правшу. Также дефект может возникнуть после копирования речи заикающегося родственника или сверстника.

Часто дефект связан с другими речевыми нарушениями – тахилалией, дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

Виды заикания

По патогенетическому механизму выделяют:

  1. Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  2. Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.

По характеру течения дефект может быть:

  1. Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  2. Постоянным (имеет стабильное течение).
  3. Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).

По характеру судорог заикание бывает:

  1. Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  2. Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  3. Тонико-клоническое.
  4. Клоно-тоническое.
  5. Артикуляционное.
  6. Голосовое.
  7. Дыхательное.
  8. Смешанное.

Степени заикания:

  1. Легкая – судорожные запинки во время спонтанной речи. Симптомы выражены слабо.
  2. Средняя – запинки при диалогической и монологической речи.
  3. Тяжелая – судороги речевых мышц длительны, запинки во всех видах речи. Коммуникация затруднена или невозможна.

Симптомы детского заикания

К основным симптомам патологии относятся:

  1. Речевые судороги, возникающие при попытке начать речь или в процессе разговора, проявляющиеся паузой в речи или повторением отдельного звука.
  2. Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе.
  3. Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц.
  4. Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание.

Заикание в детском возрасте часто сопровождается вегетативными нарушениями: тахикардией, потливостью, покраснением или побледнением кожи, лабильностью артериального давления во время разговора.

Особенности течения логоневроза

Так как в основе невротического заикания лежит сильное психотравмирующее переживание, расстройство речи возникает остро. У детей снижена речевая активность, выражена логофобия и фиксация на трудном звуке, судороги носят дыхательно-голосовой характер. Логоневроз имеет волнообразное течение – речь ухудшается при повторении психотравмирующей ситуации.

Особенности неврозоподобного заикания

Речевая активность повышена, критика к своему дефекту отсутствует. Речь монотонная, невыразительная, с ускоренным темпом. У детей присутствуют нарушения общей моторики, плохой почерк и слабая мимика. Дефект усиливается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, но течение его относительно постоянное.

Осложнения болезни

Последствиями заикания могут быть:

  1. Нарушение социальной адаптации.
  2. Снижение самооценки.
  3. Логофобия – боязнь речи.
  4. Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук.
  5. Усугубление речевого дефекта.

Диагностика заикания у детей

Обследование ребенка с заиканием проводит педиатр, логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Огромное значение для постановки диагноза и подбора метода лечения имеет анамнез, сведения о речевом и двигательном развитии ребенка, информация об обстоятельствах и времени возникновения речевого дефекта.

Для оценки степени дефекта и выявления его возможной причины проводят:

  1. Диагностику речи, во время которой оценивают:
  • темп, голос, дыхание;
  • речевые и моторные нарушения;
  • форму и частоту артикуляционных судорог.
  1. Диагностику ЦНС посредством:
  • реоэнцефалографии;

Как вылечить ребенка от заикания?

Чтобы избавить малыша от заикания необходимо обратиться к специалисту. Чем лечить дефект в конкретном случае сможет сказать только врач после проведения комплексного обследования.

Кто лечит заикание у детей?

Речевой дефект поможет устранить логопед. Если артикуляционные судороги возникли на фоне поражения ЦНС, необходимо подключать в лечебный процесс детского невролога. Если причиной речевого дефекта является психотравмирующая ситуация – ребенку показана работа с психологом.

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга, в частности, торможение центра Брока. К методам лечения относятся:

  1. медикаментозная терапия;
  2. гипноз;
  3. релаксирующие ванны, массаж, дыхательная гимнастика;
  4. иглоукалывание;
  5. специальные логопедические упражнения, логоритмика;
  6. антизаикательные устройства и специальные компьютерные программы.

Медикаментозное лечение

Специальных для лечения заикания у детей не существует, медикаментозное лечение выступает в качестве дополнения общего курса терапии.

Препараты при заикании у детей:

  • транквилизаторы;
  • противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
  • ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
  • успокоительные средства (Экстракт валерианы, пустырник);
  • гомеопатические таблетки от заикания у детей (Тенотен детский).

Медикаментозное лечение может применяться при заикании у детей 3 лет.

Лечение заикания у детей гипнозом

Гипноз позволяет выявить глубинные причины дефекта. У маленьких детей метод не применяется. С помощью гипноза можно вылечить заикание у подростка. Речь может улучшиться уже после первого сеанса. Для полного устранения дефекта необходимо 5 – 10 сеансов.

Исправить заикание можно с помощью акупрессуры – точечного массажа. Этот метод восстанавливает регуляцию речи. Применяется успокаивающий метод воздействия – надавливание на акупунктурные точки подушечками пальцев с последующим выполнением круговых движений.

Чем раньше начать лечение таким способом, тем быстрее и эффективнее будет результат.

Дыхательная гимнастика при заикании

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на воспитание правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, что позволяет запастись воздухом для произнесения речевых отрезков разной длинны.

Дыхательная гимнастика эффективна при лечении заикания у детей в 4 года и старше.

Логоритмические упражнения

Логоритмика – это метод, основанный на использовании связи слова с движением и музыкой.

Конспект логоритмического занятия выглядит примерно так:

  • мышечная релаксация;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • мышечная релаксация.

Логоритмические занятия способны компенсировать дефекты речи, раскрывают способности ребенка и повышают его самооценку. Метод эффективен при лечении заикания у детей дошкольного возраста и старше.

Коррекция заикания у детей специальными устройствами

Одни антизаикательные устройства позволяют заике слышать свою речь с секундной задержкой, другие демонстрируют исправленный вариант речи или заглушают голос шумами. Самые эффективные устройства повышают или понижают громкость голоса.

Лечение заикания у детей народными средствами

Применение нетрадиционных методов основано на успокаивающем и расслабляющем эффекте многих настоев и трав.

Травы при заикании для детей:

  • ясенец белый;
  • крапива;
  • ромашка;
  • мелисса;
  • хмель;
  • вереск;
  • зверобой;
  • рута душистая;
  • лапчатка гусиная.

Если следовать несложным правилам в комплексе с основным лечебным методом, речь малыша исправится в ближайшее время.

  1. Разговаривайте спокойно, медленно и разборчиво.
  2. Не перебивайте кроху.
  3. До поступления в школу научите свое чадо управлять темпом речи.
  4. Если ребенок будет говорить медленно, но не монотонно, его речь станет значительно лучше.
  5. Читайте и пересказывайте с малышом книги.
  6. Не принуждайте заику читать вслух.
  7. При общении не забывайте о зрительном контакте.
  8. Не перегружайте заику напоминаниями о правильном произношении.

Особенности семейного воспитания заики

  1. Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты.
  2. Соблюдайте режим дня с полноценным 8-часовым сном. Ребенка с заиканием нельзя критиковать. Нужно уделять больше внимания малышу, хвалить его даже за незначительный успех.
  3. Не стоит чрезмерно баловать свое чадо, исполнять все его прихоти и желания. В этом случае психологической травмой для малыша может стать даже незначительный отказ в чем-то.
  4. Будьте всегда одинаково требовательными и ровными к ребенку.
  5. Не запугивайте и не наказывайте ребенка, оставляя одного в комнате, особенно плохо освещенной. В виде наказания лучше заставить его спокойно сидеть на стуле или лишить малыша участия в любимой игре.

Как предупредить развитие речевых дефектов?

Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

  1. Упорядочение распорядка дня малыша.
  2. Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
  3. Избегание авторитарных методов воспитания.
  4. Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
  5. Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
  6. Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.

Доктор обращает внимание

  1. Заике все время нужно находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.
  2. Не читайте детям много книг, особенно если они не соответствуют возрасту. Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего.
  3. Не разрешайте подолгу смотреть телевизионные передачи. Это перевозбуждает и утомляет детскую нервную систему. Особенно отрицательно влияют передачи, несоответствующие возрасту.
  4. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  5. Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев.
  6. Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно.
  7. Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений.
  8. Очень важны занятия танцами и музыкой, которые способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа. Полезны занятия по пению.

Заикание не проходит самостоятельно и чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее наступит результат. В случае отсутствия лечения дефект речи будет прогрессировать и отразится на коммуникативной и адаптационной способности малыша.

Заикание - расстройство речи, тесно связанное с психоэмоциональным состоянием ребенка. Логоневроз, в основе которого лежит судорожное сокращение мышечного комплекса речевого аппарата, проявляется сбитым ритмом или темпом речи. С данным недугом работает врач-логопед. Лечение включает комплекс психологических методик, медикаментозное воздействие и физиопроцедуры.

Заикание: суть недуга

Здоровые люди произвольно удлиняют звучание некоторых звуков (м-м-м, и-и и т. д.), однако подобные случаи составляют менее 7-10% всего объема речи. Логоневроз диагностируется при перерывах или повторах в речи более 10%. Заикание часто фиксируется у детей в период формирования речи (2-5 лет). 2-3% малышей страдают от логоневроза, при этом у мальчиков патология диагностируется в 3-4 раза чаще, нежели у девочек. Этот факт объясняется психоэмоциональной слабостью маленьких мужчин и неспособностью достаточно выражать свои эмоции. У взрослых стойкое или невылеченное заикание встречается у 1% населения.

Логоневроз еще называют навязчивым страхом общения. Возникая внезапно, заикание постепенно усиливается. Нередки периоды улучшения речи, однако недуг вновь возвращается, а его проявления еще более тяжелы.

Специалисты составили психологический портрет людей, предрасположенных к заиканию:

  • холерический психотип (неуравновешенная психика);
  • робкие, испытывающие стеснение в обществе;
  • чрезмерно впечатлительные;
  • большие фантазеры;
  • со слабовыраженными волевыми качествами.

Причины заикания


Причины логоневроза подразделяют на две категории: органическое поражение нервной системы и невротические состояния.

Дефекты развития нервной системы

Возникают вследствие:

  • наследственной предрасположенности;
  • тяжелого течения беременности;
  • осложненных травмами малыша родов;
  • частых болезней малыша в первые годы жизни.

Внутриутробно у плода могут развиться органические дефекты строения речевого аппарата (ринолалия, дизартрия и др.). Нередко при этом диагностируется повышение внутричерепного давления и судорожный синдром.

Важно! Неврозоподобное заикание не зависит от внешних факторов (эмоциональное состояние и т. д.).

Причины неврозов

Заикание может возникнуть и у здоровых детей вследствие нервного перенапряжения. Причины этому следующие:

  • неожиданный испуг (лай собаки, фильмы ужасов и боевики, страшные мультфильмы);
  • пугающая стрессовая ситуация (ссоры в семье и школе, переживания по поводу болезни родственника и т. д.);
  • желание взрослых сделать из малыша вундеркинда (заучивание сложных слов и предложений, большие объемы стихотворений, обучение двум языкам в раннем возрасте и т. д.);
  • малый словарный запас малыша, недостаток общения со взрослыми, ведущий к задержке речевого развития;
  • недостаток любви в семье, тягостные для малыша наказания (избиение, пребывание в темной комнате и т. д.);
  • длительное пребывание малыша у телевизора, за компьютером, замещение реального мира виртуальным;
  • подражание заикающемуся взрослому;
  • попытка переучить левшу (леворукие малыши более неустойчивы в эмоциональном плане и трагически воспринимают стрессовые ситуации).

Важно! Заикание у ребенка с неврозом усиливается при любом психоэмоциональном перенапряжении и может практически исчезать в спокойной обстановке.

Клиническая картина

Судороги мышц языка, нёба, гортани, диафрагмы и брюшной полости проявляются следующими речевыми нарушениями:

  • тонические расстройства - вынужденная пауза с затягиванием звука (соб...ака, р...учка);
  • клоническое расстройство - повторение одного звука/слога/слова (с-с-собака, ру-ру-ручка);
  • смешанное расстройство.

Вдобавок к этому у ребенка наблюдаются следующие признаки:

  • напряженный вид, гримасничанье вплоть до нервных тиков;
  • психологический дискомфорт при общении, замкнутость, порой достигающая социофобии;
  • неврологические расстройства (раздражительность, плаксивость, различные фобии, плохой сон, агрессивность).

Речевые неудачи формируют у ребенка логофобию: в начале общения малыш навязчиво ожидает трудностей с речью, непонимания взрослых и насмешек сверстников. Зачастую малыш отказывается от общения, объясняя свое решение «не могу сказать».

Лечение заикания у детей


Терапия логоневроза эффективнее при обращении к специалисту при первых расстройствах речи. «Свежий» недуг при комплексном и квалифицированном подходе можно излечить за 2 недели.

Обязанности родителей заикающегося ребенка:

  1. Создание спокойной психологической обстановки (невротический родитель может быть главной причиной заикания малыша).
  2. Распорядок дня: соответствующий возрасту сон, ограничение просмотра телевизора и занятий малыша с планшетом/компьютером, прогулки.
  3. Ограждение от пугающих моментов: исключение громкой музыки, стрессовой информации.
  4. Полноценное общение, совместные прогулки и занятия.
  5. Исключение акцентирования на дефектах речи малыша.
  6. Устранение фобий у ребенка (не все собаки злые, разъяснение как вести себя в различных ситуациях, включенный светильник ночью, отказ от страшных сказок на ночь и т. д.).
  7. В любой момент показывать малышу, что он любим. Отказ от критики.
  8. Развитие уверенности в себе и самостоятельности (совместная покупка игрушки или понравившейся одежды).
  9. Контроль за речью, обучение ребенка говорить на выдохе.
  10. Спокойная, медленная речь при общении с заикающимся малышом.
  11. Укрепление здоровья (лечение хронического тонзиллита, закаливание и др.).
  12. Контроль за осанкой, расслабление мышц воротниковой зоны с помощью массажа.
  13. Включение в рацион продуктов, благоприятно влияющих на речь (льняное масло, творог, сметана, рыбий жир), ограничение сладостей (конфеты, газировка) во избежание гиперактивности.

Логопедические методики восстановления речи:

  • установка психологического контакта с ребенком (доверительное отношение поможет не акцентировать внимание на недуге);
  • успокоительные средства на основе трав;
  • зарядка языка и логопедический массаж, представленные в игровой форме;
  • дыхательные упражнения;
  • психологические приемы для установления эмоциональной стабильности;
  • режим молчания;
  • музыкотерапия (пение детских песен, особенно эффективно при логоневрозе прослушивание произведений Моцарта).

Вылечить заикание у ребенка можно только при скоординированных усилиях специалиста и родителей. На фоне созданного взрослыми эмоционального покоя индивидуально подобранные методики коррекции речи дадут максимально быстрый эффект.

Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов . Плавность речи нарушается.

Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

Общие сведения

При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

Провоцирующие факторы:

  • переутомление;
  • болезни;
  • неприятности в семье, школе;
  • избыток белковой пищи;
  • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
  • инфекционные заболевания;
  • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.

Что делать, если ребенок заикается?

Симптомы

Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

Лечение

Лечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

Благоприятная атмосфера в семье - главный аспект, который должен помогать малышу лечиться . Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

  1. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации . Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
  2. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море .
  3. Дома должен быть щадящий речевой режим . При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
  4. Не следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки . Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
  5. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка . Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
  6. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти , даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
  7. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
  8. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
  9. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении , особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
  10. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети .
  11. Говорить с ребенком нужно четко, плавно , не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
  12. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми . Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
  13. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов .
  14. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым . Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
  15. Очень полезны занятия музыкой, танцами, пением . Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
  16. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога .
  17. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
  18. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
  19. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице . Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
  20. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух . Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
  21. Ребенка не надо торопить . Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
  22. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять .
  23. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы . Это помогает им освободиться от напряжения.

Дыхание

Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

Правила:

Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата . Речь становится четкой.

Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

Упражнения при заикании:

  1. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
  4. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
  5. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
  6. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж . Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

Массаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

Поможет расслабляющая ванна . Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

Занятия должны быть регулярными . Только так можно будет восстановить речевой аппарат.