Измененное состояние сознания

Что несете в своем сознании, то и видите в окружающем мире, то и притягиваете к себе.

МИРЗАКАРИМ НОРБЕКОВ «Опыт дурака, или Ключ к прозрению. Как избавиться от очков»

Выход на альфа-уровень

Необходимым условием для развития магических способностей является умение входить в измененное состояние сознания (а также из него выходить). Для этого нужно научиться изменять ритмы головного мозга, которые тесно связаны с процессами, протекающими в нашем сознании. Вот основные из этих ритмов (ученые по-разному устанавливают их границы, но, в принципе, это большого значения не имеет).

Бета-ритм наблюдается при обычном бодрствовании. При бета-ритме частота достигает от 14 до 30 колебаний в секунду.

Альфа-ритм (один из разговорных вариантов – альфа), он же альфа-уровень, основной экстрасенсорный, или основной рабочий уровень (от 8 до 13 колебаний в секунду). Ритм, соответствующий гипнотическому трансу, мечтательности, ночным сновидениям.

Тета-ритм (от 5 до 7 колебаний в секунду) регистрируется при быстром сне. Является следующим уровнем релаксации после альфы.

Дельта-ритм (от 0,5 до 4 колебаний в секунду) возникает во время глубокого сна, при потере сознания, однако он может быть зафиксирован при состоянии глубокой медитации.

В течение дня ритмы головного мозга могут меняться – например, глубоко о чем-то задумываясь или закрывая глаза, вы входите в альфу. Тем не менее, способности к использованию этого уровня у разных людей различаются. Некоторые проводят в альфе значительную часть времени, а у некоторых (правда, очень немногих) с трудом получается работать в ней. В наши задачи входит не только достигать альфы, но и углублять это состояние, продлевать время пребывания в нем и – самое-то главное – учиться применять его на практике. Со временем у вас получится выходить и на уровень тета-ритма, который значительно расширяет возможности в области экстрасенсорики.

Перед началом занятий по достижению измененного состояния сознания рекомендую вспомнить технику безопасности.

Во время занятий поддерживаем позитивный настрой.

Отключаем телефон и просим домашних не мешать.

Ставим защиту в виде зажженной свечи (подробнее о защите помещений поговорим в следующих главах).

Не раздражаемся, если что-то не получается.

Ни в коем случае не перескакиваем на упражнения следующего уровня.

Не переутомляемся.

Спину держим прямой (или используем «позу кучера»).

А теперь – несколько способов достижения альфы.

Способ 1: по Хьюитту (Уильям Хьюитт – автор книги «Тайные возможности вашей психики»). Для освоения этого способа необходимы умения визуализировать и входить в состояние полного покоя.

Закройте глаза, расслабьтесь. Визуализируйте спиральную лестницу с десятью ступенями, ведущую вниз. Спуститесь на одну ступеньку и мысленно произнесите: «Более глубокий уровень сознания». Продолжайте спускаться по ступенькам, повторяя эти слова на каждой из них. Спустившись на самую нижнюю ступеньку, скажите: «Теперь я достиг основного уровня сознания, который позволяет приступить к экстрасенсорной практике. Я могу достичь этого уровня по своему желанию с открытыми или закрытыми глазами. Для этого мне надо мысленно сосчитать от трех до одного». Эта фраза – тоже установление метки. И для ее закрепления упражнение придется повторить… ну, раза три-четыре. Дело в том, что в альфе закрепление метки происходит быстрее.

Для того чтобы выйти из альфы, представьте обратное восхождение по лестнице. Можно и просто открыть глаза, но резкое возвращение к обычному ритму мозга несколько дезориентирует, как и резкое пробуждение ото сна, так что лучше им не пользоваться постоянно.

Способ 2: «Вниз по радуге» . Многим из наших предков радуга представлялась волшебным мостом, ведущим к другим планам бытия. В самом деле, эти семь цветов имеют большое влияние на сознание (и подсознание), и умение ими воспользоваться открывает путь к новым возможностям… Одна из них – выход на альфа-уровень.

Приведенные ниже фразы (большинство из них взято из книги Дугласа Монро «21 урок Мерлина») представляют собой перечисление цветов радуги, спускаясь по которым, как по ступеням, вы достигнете альфы. Придется выучить их наизусть, чтобы потом не отвлекаться и не начинать все сначала.

Я – алый костер в ночи.

Я – оранжевая тыква в поле.

Я – желтый луч солнца.

Я – зеленый древний лес.

Я – голубое весеннее небо.

Я – синее озеро на равнине.

Я – фиолетовая глубина моря.

Закройте глаза и расслабьтесь. Повторяя каждую из фраз, сосредоточивайтесь на образе, возникающем перед вашим внутренним взором. Вам следует не просто увидеть костер или озеро, а почувствовать себя им, слиться с воплощенным в нем цветом. Подобные техники использовали в своей практике друиды. (Возможно, для кого-то будет удобней не повторять фразы, а просто представлять упоминающиеся в них образы.)

При желании вы можете составить собственные утверждения для вхождения в альфу – главное, чтобы сохранялась обратная последовательность цветов радуги и чтобы образы, которые вы используете, ассоциировались с покоем и умиротворенностью, а не с чем-либо отвлекающим.

Для выхода из альфы нужно будет пройти те же фразы в обратном порядке. (В крайнем случае – просто открыть глаза.)

Упрощенный способ: визуализация только цветов радуги, без сопровождающего образа и вживания в него. Правда, применять его лучше уже после освоения полного варианта.

Само собой, впоследствии, когда выход на альфу будет хорошо отработан, вам не надо будет закрывать глаза, а также специально находить время и место для тренировок (собственно, это будет уже не тренировка, а вполне обычная практика).

Со временем можно достигать и более глубоких уровней сознания. Не стоит, правда, делать это самоцелью – главное не то, на какой уровень вы способны выходить, а то, что умеете на нем делать. Вот об этом сейчас и поговорим.

Работа на альфа-уровне

Выход в альфу мы уже изучили – теперь о том, для чего нам это, собственно, нужно.

Скажем так: альфа-уровень дает доступ к сознательному управлению подсознательными процессами. Сюда относится как обычное управление функциями организма, так и разбирательство с укоренившимися привычками (условные рефлексы, будучи хорошо заучены, тоже уходят в подсознание), и получение информации в виде внезапных озарений, и четкое вспоминание прошлого… Изменение объективного мира… В общем, самое что ни есть нормальное состояние мага-экстрасенса-биоэнергетика. Себя менять через альфу можно в любом направлении – и психологически (что легче), и физически (что дольше, но тоже работает). Само собой, чем больше изменение, тем больше усилий и времени на него потребуется. Вся энергетическая работа выполняется в альфе.

Одна из простейших техник – «Будильник» . Перед сном (в альфе, естественно) визуализируете будильник, выставляете время, в которое хотите утром проснуться, и представляете, как он проваливается в глубину мозга. После небольшой тренировки (как и прочее) этот способ работает почти стопроцентно, но для начала все же подстраховывайтесь настоящим будильником.

Получение информации . Способ лучше всего работает в состоянии полудремы (перед сном или сразу после пробуждения). Входите в альфу и задаете вопрос – просто так, в пространство. Ответ придет либо в виде сна, либо внезапно «стукнет» в голову, либо проявится в виде какого-то знака из внешнего мира… (подробнее о знаках мы поговорим чуть позже). В любом случае, когда он придет, вы поймете, что это он и есть.

Для некоторых этот способ работает лучше, если представить, что вы подключены к светящемуся столбу – потоку информации, пронизывающему весь мир. Или – техника шаманского путешествия – пребывая в альфе, можно представить себе какое-нибудь существо-помощника и спросить у него.

Лечение в альфе . Вот некоторые из множества техник, применяющихся для самоисцеления.

Суть одной из них заключается в том, чтобы вспомнить свои ощущения от здоровья и вжиться в них, активизировав таким образом те ресурсы организма, которые отвечают за выздоровление. Называется она «образ здоровья».

То есть для того чтобы вылечиться, к примеру, от простуды, нужно, погрузившись в альфу, вспомнить то состояние, которое было до болезни, прочувствовать его максимально четко и во всех подробностях, а потом «надеть» его на себя нынешнего. И не забывать время от времени его обновлять.

Сложнее может обстоять дело с болезнями, которые появились уже давно, но в таком случае нужно проявить больше терпения и докопаться до своих ощущений пяти, десяти или двадцатилетней давности. На это может уйти и не одно занятие, но результат того стоит.

Можно лечиться с фантазией: представить себе больной орган и «переделать» его в нормальный вид. Увидели, например, больную почку покрасневшей – «перекрасьте» ее в нормальный цвет; если она выглядит увеличенной – уменьшите до необходимого размера и так далее. А о том, какие цвет и форма являются нормальными, можно спросить у своего подсознания, настроившись на беспокоящий вас орган, или выяснить при помощи одного из приведенных выше способов получения информации. Не уверены, что правильно поняли – попробуйте еще раз, и еще, до тех пор, пока не будете точно знать, к чему стремиться.

Зачастую от одного раза эффекта или почти нет, или он скоротечный, так что лучше лечение повторить, причем неоднократно.

А вообще самоисцеление – вещь достаточно интересная и многогранная, подчас требующая большой практики в измененном состоянии сознания. Так что подробнее эту тему мы рассмотрим в соответствующей главе. А пока не забывайте – самостоятельное лечение ни в коем случае не должно заменять собой консультаций с врачом и прием лекарств.

Налаживание отношений с людьми . Бывают ситуации, когда не удается достичь понимания с кем-то в условиях обычного общения. Тогда можно войти в альфу и представить перед собой человека, отношения с которым вы хотели бы наладить. Объясните ему, как вы видите сложившуюся ситуацию, что движет вашими поступками в ней. Спросите, почему он ведет себя именно так, чем вы могли его в свое время обидеть и что бы могли сделать, чтобы наладить отношения. Если этот человек чем-то мешает, досаждает – попросите его оставить вас в покое. (Кстати, в этих случаях стоит постараться увидеть в нем что-то хорошее, вызывающее симпатию, и помнить об этом в последующем с ним общении.)

В зависимости от ситуации и ваших навыков работы в альфе этот способ может потребовать длительных тренировок, а может дать результат и с первого или второго раза.

Обучение . Если вы чему-то учитесь, то для того, чтобы этот процесс протекал быстрее и эффективнее, его можно перенести и в альфу. К примеру, вы учитесь водить машину. Войдите в альфу и очень ясно представьте себе процесс вождения: все отлично получается, вы легко справляетесь со всеми препятствиями, которые раньше вызывали затруднения, чувствуете себя уверенно и непринужденно. Если хотите, можно использовать и подкрепляющие утверждения, вроде: «Я вожу машину очень хорошо». Тренироваться нужно каждый день в течение нескольких недель по 10–15 минут (а если хотите, то и больше).

В процессе тренировки обращайте внимание не только на чисто механическую сторону визуализации, но и на ощущения, которые при этом возникают – старайтесь их запоминать и впоследствии вызывать во время вождения машины.

Предвидение . Техника примерно та же, что и при получении информации: посылаете запрос, какой из вариантов развития событий является наиболее вероятным (при этом имейте в виду, что правильной в подавляющем большинстве случаев является именно первая мысль). Либо, входя в альфу, позволяете событиям прокручиваться перед вашим мысленным взором. А для того чтобы не было искажений, перед этим нужно избавиться от всех мыслей и эмоций. (Конечно же, умение предвидеть будущее нужно развивать и оттачивать, на первых порах возможны сбои.)

Утверждения на все случаи жизни . Для кого-то самым действенным приемом работы с подсознанием служит визуализация, для кого-то – произносимые мысленно или вслух утверждения (для многих, кстати, очень удобен комбинированный способ). С помощью правильно составленных утверждений (аффирмаций, как их еще называют) можно избавляться от вредных привычек, повышать настроение и жизненный тонус, увеличивать эффективность работы… Список можно продолжать чуть ли не до бесконечности.

Запомните следующие правила работы с подсознанием.

1. Все утверждения, которые вы применяете в альфе, должны быть составлены в настоящем времени – дело в том, что подсознание не воспринимает будущее время как нечто реальное. Поэтому, вместо того чтобы сказать: «Я буду чувствовать себя бодрым и жизнерадостным», давайте установку: «Я чувствую себя бодрым и жизнерадостным». Именно расхождение между реальным состоянием и утверждениями даст подсознанию толчок для приведения вашего самочувствия в соответствие с произносимыми мысленно или вслух фразами.

2. Естественно, вы должны верить в то, что утверждаете. Если вы повторяете про себя: «Я чувствую себя отлично», а сами, между тем, пристально следите за головной болью (не проходит ли?) – результата придется ждать ну о-очень долго.

3. Никогда не применяйте в альфа-программировании отрицательные слова типа «нет», «не», «никогда» и тому подобные. Подсознание их просто не воспринимает.

Вместо того чтобы сказать: «Я не делаю то-то», скажите: «Я делаю то-то» (и назовите действие противоположное), либо можно сформулировать ту же мысль, но без слов, несущих в себе отрицание.

Например, вместо утверждения «Я больше не курю» (которое ваше подсознание воспримет с точностью до наоборот) можно взять другие. «Мне противен вкус сигарет и запах табачного дыма» или «Мне нравится дышать чистым воздухом». Таким образом, акцент будет сделан не на самом отказе, а на том, что в результате приобретается. Некоторым может быть достаточно одной-двух фраз наподобие приведенных выше. А кому-то будет лучше составить целую «речь», в которой будет в подробностях описано ваше отвращение к курению и всем его побочным эффектам.

Главное, чтобы подсознание поверило в искренность ваших намерений, а для этого они действительно должны быть искренними (в противном случае стоит, пожалуй, начать с утверждения «Я ХОЧУ бросить курить»).

4. Можно для удобства ставить напоминающую метку – какой-нибудь жест (самый банальный, типа мигания) или предмет, на который ваш взгляд падает достаточно часто. В формулу программирования закладывается: «Как только я увижу …. (сделаю…), я сразу вспомню…» (дальше – собственно формула). Своего рода узелок на память. Например, можно на пачку сигарет приклеить список всех гадостей, к которым приводит курение, и запрограммировать себя следующим образом: «Каждый раз, когда соберусь выкурить сигарету, обязательно перечитаю этот список».

5. Свято место пусто не бывает (и наоборот – пусто место свято не бывает). Избавление от старых, надоевших привычек суть не выбрасывание их на помойку, а выработка вместо них новых привычек, которые устраивают вас больше. Их-то и надо закладывать в формулу. Между прочим, здоровый образ жизни – это та же привычка, которую нужно выработать.

Поэтому, скажем, в формулу для отвыкания от курения нужно ввести выражение намерения вести здоровый образ жизни, а также описание тех выгод, которые вы извлечете из отказа от вредной привычки. Например: «Мое здоровье улучшается с каждым днем. Мой иммунитет укрепляется, я все реже и реже болею простудными заболеваниями, мне легче переносить физические нагрузки. Мои легкие очищаются, улучшается работа сердца. Снижается риск опасных заболеваний. Мои зубы становятся белее, а пальцы и одежда теряют запах никотина. А на сэкономленные деньги я могу пополнить коллекцию дисков (чаще ходить в кино, покупать книги, посещать рестораны)». Ну, и так далее. У каждого набор фраз будет своим, индивидуальным, а процесс их обдумывания и послужит первым этапом борьбы с курением.

Как вы, наверное, уже догадываетесь, подобные техники можно придумать практически для любой ситуации – все зависит от вашей изобретательности, а результат работы с ними – от того, насколько хорошо вы овладели навыками работы в альфе.

Из книги Путь шамана или шаманская практика автора Харнер Мишель Дж

Глава 3 ШАМАНИЗМ И СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ Шаманизм представляет наиболее распространенную и древнюю методологическую систему врачевания связи "душа - тело", известную человечеству. Археологические и этнологические данные наводят на мысль, что шаманским методам, по крайней

Из книги Первая Ведогонь автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Путь шамана или Шаманская практика Руководство по обретению силы и целительству автора Харнер Мишель

Глава 2. Состояние сознания Мы начнем вторую часть исследования с уяснения понятия «состояние сознания». Для этого нам придется разобраться с тем, какой смысл вкладывают те, кто изучает сон, в само понятие - «состояние».Как вы видели, современная психология плохо

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Глава 6. Состояние и состояние сознания О том, что никто из психологов не в состоянии дать определение понятию «сознание», я сейчас говорить не хочу. Я написал об этом достаточно подробно в другой книге. Да и не нужно никакого исследования, чтобы увидеть, что все, что

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Глава 3 ШАМАНИЗМ И СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

ШАМАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ Шаман работает в необычайной реальности. Только малую часть своего времени и только тогда, когда требуется выполнение шаманских задач, потому что шаманизм - это деятельность с неполным рабочим днем. Среди Хиваро, Кунибо, эскимосов и большей

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

[Психическая энергия и посмертное состояние сознания-души] Психическая энергия совершенно необходима при переходе или смене одного состояния на другое. Наша психическая энергия несет нас в сферу, соответствующую нашим накоплениям, и чем сильнее было предсмертное

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

Посмертное состояние сознания Посмертное состояние и условия последующих воплощений высокодуховных людей 23.02.48 В Тонком Mире, где зарождаются все образы будущего, необходимы деятели, обладающие высокодисциплинированной психической энергией. Наступают месяцы и годы

Из книги Сверхъестественные способности человека автора Конев Виктор

Состояние сознания в посмертии. Непрерывность сознания как основа бессмертия 11.01.35 Вы говорите, что «непрерывность сознания есть необходимое условие для его развития». Я внесу дополнение. Конечно, непрерывность сознания необходима для его развития, но понятие такой

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

[Посмертное состояние сознания самоубийц] Исключительные случаи , мой друг. Самоубийцы это могут и, как правило, делают, но не так бывает с другими. Добрые и чистые спят спокойным блаженным сном, полным счастливых видений земной жизни, не сознавая, что уже навсегда ушли из

Из книги автора

[Посмертное состояние сознания] Вопрос 25. Вы пишете: «Духовная прибыль от пятого принципа окажется слишком незначительною, чтобы возродиться в Дэвачане. В таком случае он тут же облечется в новое тело, субъективное «Существо», созданное кармою жертвы (или не жертвы, когда

Из книги автора

Вхождение в измененное состояние сознания Расслабление – первый этап медитации, и про него часто забывают. Подготавливая свое тело к медитации, вы облегчаете переход от фокуса на внешней реальности к реальности внутренней. Иногда все, что нужно телу, – полученное от

Из книги автора

ШАМАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ Этот вид ИСС подобен сновидению, но имеет черты, сходные с известным всем ощущением реальности в бодрствующем состоянии. В таком состоянии шаман - словно искусный навигатор - предельно осведомлен об окружающей реальности (обычной и

Из книги автора

Вхождение в измененное состояние сознания Для того чтобы установить контакт с подсознанием и астральным планом, человек должен войти в измененное состояние сознания. В этом состоянии сознание воспринимает не трехмерную земную реальность (прошлое, настоящее и будущее),

Из книги автора

Посмертное состояние сознания Субъективность бытия в астральном мире Наше состояние в Тонком Мире складывается из наших субъективных настроений, мыслей и побуждений, причем все чувства обостряются. Люди сонные и бездеятельные будут влачить там еще более тягостное

Из книги автора

Состояние сознания в посмертии. Непрерывность сознания как основа бессмертия Вы говорите, что «непрерывность сознания есть необходимое условие для его развития». Я внесу дополнение. Конечно, непрерывность сознания необходима для его развития, но понятие такой

Что такое измененное состояние сознания

Если писать доступным языком, то измененным состоянием сознания является непривычное психологическое состояние человека. Как правило, все мы находимся в некоторых фазах состояния на протяжении всей жизни. Нормальными состояниями считаются вполне обыденные вещи: бодрствование, сновидения и глубокий сон. Конечно, существует такое понятие, как лунатизм. Но о нем следует говорить , поскольку это является еще одной фазой измененного состояния сознания.

К измененным состояниям сознания относят алкогольное и наркотическое воздействие, а также трансовое состояние и гипноз. Когда человек чувствует перегруз в своем сознании и уже не в силах расслабиться самостоятельно и переключиться на другие занятия, ему приходится обращаться за помощью к специалистам. Однако в большинстве случаев многие пытаются решить свои проблемы путем употребления алкоголя или наркотиков, которые дают временное облегчение и ослабляют работу сознания. Эти способы не приводят ни к чему хорошему и могут только усугубить положение дел, поскольку под воздействием извне человеку сложно контролировать свои действия.

Однако не все так страшно, поскольку при желании, можно добиться измененного состояния сознания способами, которые не могут навредить вам. Уже давно ученые выделили измененное состояние сознания в отдельную группу и еще называют его альфа-состоянием. Именно в этот период времени, мозговая активность снижается и человек находится как бы между двумя мирами: реальностью и сном. Время этого перехода является самым подходящим для загадывания желаний и для диалога со Вселенной.

Как это работает

По своей сути, та же самая визуализация или медитация — это попытка достичь измененного состояния сознания. Многие используют с этой целью шаманские техники вхождения в транс, гипноз или холотропное дыхание. Все это — способы для достижения гармоничного состояния и освобождения нашего сознания от повседневных мыслей и накопившегося негатива. Вариантов визуализаций и медитаций множество, и все они достаточно действенны. Главное — найти то, что вам нравится, и тогда это действительно будет работать.

Чтобы более подробно объяснить, как работает измененное состояние сознания, приведем простой пример. Представьте, что вы находитесь в доме, где есть две комнаты. Одна комната — это ваше состояние осознанности, когда вы бодрствуете. Вторая — ваше подсознание, которое активно проявляет себя во время вашего сна. Переход между этими комнатами — и есть то самое измененное состояние, когда вы еще не закрыли дверь из первой комнаты, но уже успели открыть дверь во вторую.

Именно в такие моменты чаще всего происходят озарения, приходят гениальные мысли творцам и ответы на вопросы — ученым. Такое состояние мы испытываем каждый день, перед сном или после пробуждения. Как правило, оно длится очень короткий промежуток времени, и многие его попросту не замечают. Если же научиться пребывать в этом состоянии осознано, да еще и загадать желания, то можно добиться успехов в любом деле.

Как достичь состояния измененного сознания и что делать дальше

Существуют различные способы погружения в это состояние-альфа. О медитациях и визуализации можно прочесть отдельно. Но есть еще одна простая методика, которую можно использовать прямо перед сном, что значительно облегчает задачу.

Погружение в измененное состояние сознания

Выберете такое время, чтобы вам никто не помешал. Многие выполняют эту практику перед сном или сразу после пробуждения. Лягте удобно и закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьте все тело. После этого можно начинать саму технику.

Глубоко вдохните и на выдохе вам нужно представить цифру три, а также проговорить ее про себя. За один выдох нужно успеть повторить это три раза, поэтому выдыхать воздух нужно очень медленно.

После этого, сделайте еще один вдох и повторите все тоже самое, но уже с цифрой два. И третий раз проделайте аналогичные действия с единицей. У вас должен получится следующий цикл из дыханий: Вдох, медленный выдох плюс визуализация тройки: три (пауза), три (пауза), три (окончательный выдох); вдох, медленный выдох: два (пауза), два (пауза), два (окончательный выдох); вдох, выдох: один (пауза), один (пауза), один (окончательный выдох).

Понять, что вы находитесь в измененном состоянии сознания помогут следующие признаки:

  • вы ощущаете комфорт на физическом уровне;
  • ваши глаза закрыты, но даже если вы их отроете, то это не изменит вашего состояния;
  • мысли перестают проноситься с безудержной скоростью или вообще исчезают;
  • легкое онемение конечностей;
  • дыхание становится более глубоким и редким;
  • чувство отстраненности от окружающей реальности;
  • ощущение трансового состояния.

После того, как вы достигнете такого состояния, можно применить техники визуализации, когда вы представляете, что ваше желание уже сбылось. Чтобы это было убедительно, вам нужно не просто представить это, но и прочувствовать: что вы будете делать, во что будете одеты, какие эмоции испытаете, когда все уже сбылось, и так далее.

Также вы можете просто загадать желание и отпустить его во Вселенную. А если применять данную технику и подгадать специальное время , когда связь с Высшими Силами достигает максимума, то все сбывается намного быстрее. Но следует помнить, что ничего не случается в одночасье, поэтому не опускайте руки на следующий же день, если не увидите результатов. Повторяйте эту технику исполнения желаемого хотя бы на протяжении недели, тогда перемены не заставят себя долго ждать. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

В психологической литературе по одной из классификаций выделяют следующие основные состояния сознания (Годфруа, 1996):

    состояние бодрствования (активное, ясное сознание, когда поступающая извне информация легко и свободно проходит в сознание). В этих случаях говорят: «Человек в сознании» – значит, может сказать «Я знаю» (осознаю окружающую обстановку, себя);

    измененные состояния сознания (ИСС), к которым относят в том числе и сон (сновидения).

Немецкий философ и психиатр К. Ясперс очень образно описал отличие состояния бодрствования от измененных состояний сознания: «Ясность сознания требует, чтобы то, о чем я думаю, с полной отчетливостью находилось передо мной; чтобы я знал, что я делаю, и хотел делать это; чтобы то, что я переживаю, было связано с моим «Я» и сохраняло свою целостность в контексте моей памяти. Психические феномены становятся осознанными только при условии, что они в какой-то момент попадают в поле внимания личности и таким образом получают возможность возвыситься до уровня ясного сознания» (Ясперс, 1997).

В психологической литературе описывается несколько разновидностей измененных состояний сознания. Остановимся на них более подробно.

Измененные состояния сознания (alteredstatesofconsciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном, ясном состоянии сознания, различных факторов:

    стрессовых, аффектогенных ситуаций;

    сенсорной депривации или длительной изоляции;

    гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания;

    интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры или приема наркотических препаратов);

    острых невротических или психотических заболеваний;

  • медитации и др.

Как правило, выйдя из ИСС, человек в состоянии описать пережитые им необычные субъективные переживания. Поэтому в литературе приводится следующее определение ИСС : это «психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутренннего опыта и при объективном наблюдении за ним, характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики» (Психология. Словарь…, 1990).

Наиболее ранней формой развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния сознания, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса и др. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в народной культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733–1815) были заложены основы гипноза и начато его активное использование.

Гипноз – это временное измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания (Психология. Словарь…, 1990).

Отцом русской гипнологии по праву считается выдающийся русский невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857–1927). Считая, что большую роль при наступлении особых состояний сознания играет словесное внушение, он высказал мысль о том, что ряд физических раздражителей способствует погружению человека в гипнотическое состояние. В настоящее время отдельные виды гипноза используются в психотерапевтической практике.

Представляет интерес для современной психологии и медитация , несмотря на то что практика медицирования известна на Востоке уже много столетий. Медитация (от лат.meditatio– размышление) – это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающихвнимание , как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоционалёьное и др. напряжение) (Психология. Словарь…, 1990).

Как относиться к измененным состояниям сознания? Стоит ли их переживать? Как утверждают специалисты, без особой на то надобности, пожалуй, не стоит. Вместе с тем, в отечественной литературе существует мнение, что ИСС, и в частности, гипноз, – «это важнейший резервный уровень организма. Состояние гипноза создает условия для более расширенного управления явлениями бессознательного, а также мобилизации энергетической способности трансформированного (по типу сверхвнушаемости) сознания. Это позволяет более концентрированно фокусироваться в заданном состоянии, что при определенных обстоятельствах может вызвать мобилизацию физических, интеллектуальных и психофизиологических резервов личности» (Психология. Словарь…, 1990).

Ж. Годфруа в учебнике «Что такое психология» подробно описывает такие ИСС, как медитация, гипноз, сон, а также состояния сознания, вызванные приемом алкоголя и наркотических средств.

ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям. Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и . Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков.

Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.

Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европе употреблением производных конопли - гашиша и абсента - полыни. Медицинское использование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-х проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового "кислотного" потребления. После запрета в 1966 году и последовательных запретов других новых синтетических препаратов этого ряда складывается устойчивый криминальный мировой наркорынок, в котором "на хвосте" психоделиков протаскиваются "тяжелые", истинные наркотики. В России в 2001 году принят закон, запрещающий препараты - ряда.

Конечно, квалифицированный психотерапевт способен оказывать психологическую помощь и без применения психоделических препаратов, тем более, что в нашей стране они юридически запрещены, однако юридический запрет психоделических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, в большинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, их использование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.

Сознание и его измененные формы

В современных представлениях дискуссия о формах сознания начата в работе У.Джеймса "Многообразие опыта": "Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него тонкой перегородкой… Наше представление о мире не может быть полным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания". За прошедший век исследователями показано существование большого многообразия форм сознания. Наиболее яркими из них следует признать модификации, вызываемые психоактивными веществами, особенно психоделиками. В основе этих вызванных ИСС лежит процесс глубокого диссоциирования сознания, последующего объединения бессознательного и осознаваемого психического содержания. В динамике психических изменений достигается обновление их свойств, содержания и смысловой направленности, происходит углубление сознания.

В устоявшихся взглядах на ИСС лежат представления о сознании как об аспекте, стороне психической реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений.

Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления.

В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий "орган", не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности. Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида.

В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС. Доступ в прилежащие ("параллельные") и потенциальные реальности, видимо, сначала нащупывался интуитивно, а затем отбирались приемы и средства, ведущие к искомой цели. Вероятно так, с древних времен, управляемые ИСС стали важным инструментом психической культуры, в качестве "мистериальных ключей" ИСС применялись природные психоделики.

Опыт психоделии

В качестве средств инициации ИСС из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в ИСС, при этом весь период действия психоделиков ИСС остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическом процессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживания человеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональной природы - того, что лежит за границами его индивидуальности. Здесь открывается феноменология персональных конфликтов, детства, младенчества, его периода рождения (т.н. перинатальный опыт), а также проявляются связи и формы, в которых человек присутствует за границами своей персоны и жизни в других людях, природе, космосе и в священно-мистическом бытии. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих ИСС, частично после пройденных сеансов. Суть трансформирующего влияния психоделиков заключается в переосмыслении жизненных содержаний, психотравм, собственной родовой (перинатальной) истории, границ своего "Я" и в обретении нового самопредставления, в опыте "встречи" с чрезвычайным масштабом собственной психики, также в опыте мистического единения с природой и вселенной. В индивидуальных самоотчетах большинство участников психоделических сеансов указывает на глубокое ревитализирующее переосмысление своих кризисов, болезней и самой жизни, участники уверены в обретении новых перспектив, целей и ценностей, а также в расширении своих возможностей, масштабов и глубины понимания себя и мира. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту.

В отличие от психоделических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциацию сознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры, они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь на биографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшем случае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд "зажимов", которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, то есть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например, пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этого ряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. В частности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у него реализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частично снимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладает известный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленные напряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающей трансформации.

Анализ психоделически измененных состояний сознания

Обязательным содержанием всех тематически или психотерапевтически обусловленных ИСС являются следующие фазы:

  • первая фаза - погружение, - в ней индивид испытывает оглушенность, потерю контроля, четкости всех внешних и внутренних ориентиров. Он оказывается скованным в ощущении саморастворения, что воспринимается как неуправляемый процесс;
  • переход ко второй фазе состояния может быть постепенным или быстрым, человек, как бы выныривает, оказывается в новой, неожиданной для него ситуации и реальности. При этом восстанавливается его ориентация, однако основная часть внимания захватывается, соединяется с внутрипсихическими содержаниями. Индивид теряет четкость чувственных границ, а также определенность своего "Я" и становится частью динамического массива переживаний. Он вовлекается в поток образов, вытесненных и забытых событий, мифологических сцен и фантазий, по смыслу они, как правило, сопряжены друг с другом. В этом движении человек начинает выделять, обнаруживать себя, происходит его первичное самоопределение в условиях психоделии;
  • в третьей условной фазе процесса у индивида проявляется особая чуткость к смыслам и чувствительность к осмыслению происходящего. Он начинает связывать реалии своей жизни с открывшимися психическими содержаниями, что стимулирует процесс переосмысления собственного существования и границ личностного "Я", оно перестает выступать в форме личного местоимения. Самовосприятие становится максимально динамичным и человек начинает усматривать богатство смыслов, которые стоят за простой Эго-формой. В данной фазе психика подвергается той или иной реконструкции в согласии со смысловой динамикой;
  • в четвертой фазе человек сталкивается с феноменом психоделической ясности. Его "Я" обретает новое самоопределение и самопредставление, индивид по-новому оценивает свой опыт, состояние и перспективы, смысловая реконструкция психики обретает четкость. В этой фазе он уясняет содержание своих проблем, трудностей и успехов, здесь же возникают предпосылки самоизменений, обновления задач и ценностей.

Выход из ИСС осуществляется плавно, человек как бы всплывает в привычных ориентирах к своей обыденности. Большая часть пережитого остается позади, его актуальность гаснет и забывается в той или иной степени. Вместе с тем основные содержания пережитого, связанные с собственным переосмыслением, становятся содержаниями сознания. В дальнейшем человек выбирает, в какой мере следовать и воплощать это новое осмысление.

При вульгарном, неосмысленном приеме психоделиков в картине ИСС преобладает развертка первой и второй фаз, и обнаруживаются лишь слабые, случайные признаки третьей и четвертой фазы. Такая психоделия не может быть признанна полноценной из-за отсутствия конструктивного психосемантического синтеза. Эта профанация ставит психоделию вне человеческого самоопределения.

Психосемантическая динамика в ИСС

Динамика и реорганизация смысловых элементов в ИСС, несмотря на богатейшую психическую феноменологию, проявляется вполне закономерными процессами.

  • Специфическим качеством психоделиков следует признать способность вызывать глубокую диссолюцию (растворение) сознания с временной потерей механизмов психической цензуры, самоконтроля и его рефлексивной самообращенности. В результате создается уникальная ситуация: глубинные психические содержания и забытая информация становятся доступными восприятию. Одновременно наблюдается неспецифическая активация психоделиками всех психических процессов, что увеличивает глубину доступа к психическим содержаниям.
  • Смысловые образования: значения, образы, смысловые ассоциации теряют системность своей организации и иерархический строй. На этом первом этапе психоделической развертки субъект не дифференцирует логических связок смыслов, он погружен в энергетически заряженный психический материал и отмечает лишь спонтанно звучащие элементы образов, значений и смыслов. Собственное "Я" воспринимается как неопределенное присутствие и неразрывность с этими содержаниями. Данный этап нельзя считать деградационным по отношению к смысловой самоорганизации, т.к. вслед за ним, во всех случаях непрофанического использования психоделиков, наступает реорганизация психических содержаний и смыслов.
  • Следующая картина измененных состояний характеризуется, во-первых, "распаковкой" субъективной истории индивида, во-вторых - реализацией тематической заданности использования психоделика. История человеческой жизни, ее смысловое содержание, может, как совпадать, так и не совпадать с тем, что человек хотел открыть, изменить в себе с помощью психоделии. Вместе с тем и то и другое проявит себя в конкуренции или синергии смыслов, как только сформируется ИСС.
  • В полноценной развертке ИСС присутствуют четкие семантические критерии, у субъекта появляется особая чувствительность к смыслам и их связям и необычайная глубина их понимания. На этом уровне возрастает активность рефлексии, крайне динамично и многообразно начинают возникать смысловые и образные ассоциации. В их чрезвычайной избыточности, наряду с фантастическими, присутствуют реалистические ассоциации, в них человек опознает вытесненную информацию, а также те смысловые содержания, которые несут креативное, творческое значение. Самовосприятие подвержено той же динамике с поправкой на неразрывность. Даже "умирая" в той или иной фантастической сцене, испытывая кардинальные трансформации, человек не теряет себя, он всегда осведомлен о себе.
  • Этап, так называемой, психоделической ясности ИСС характеризуется особой органичностью, четкостью самоорганизации психосемантических форм. Образы, смыслы, значения обретают иерархический строй, в котором человек с необычайной ясностью усматривает свои жизненные и смысловые горизонты. Он находит себя изменившимся, понимающим свои проблемы и новые задачи, он часто чувствует сильное побуждение к творческому движению. От обыденных доминант это состояние отличается первенством смыслов саморазвития и достижения принципиально значимых целей.

Индивидуальным результатом психосемантической динамики, по выходу из ИСС, является та или иная новая смысловая наполненность сознания, стремление к переосмыслению своей жизни и дел. Эти перемены часто несут выраженный терапевтический заряд, человек оказывается способным исцелиться от множества психосоматических недугов и психических страданий.

Психосемантическое содержание ИСС

С точки зрения семантического анализа, важнейшими качествами и уникальными свойствами психоделии являются:

  • формирование доступа к неосознаваемым психическим содержаниям и памяти;
  • способность чрезвычайно активировать рефлексивные механизмы и повышать чувствительность к психосемантическим элементам;
  • значительно стимулировать динамику психосемантических процессов, а также реорганизацию психосемантических элементов с вектором усложнения их системности;
  • оказывать ревитализирующее терапевтическое влияние в обновленном контексте смысловых оценок жизненного содержания;
  • оказывать трансформирующее влияние на личностное самоопределение и стимулировать потребность к саморазвитию.

Выделенные качества обнаруживаются во всех профессионально индуцированных ИСС и, по сути, представляют формальную психосемантическую динамику и структуру психоделически вызванных ИСС. Проявление этой формальной структуры в измененных состояниях может быть признано критерием их полноценности и результативности, а также валидности ИСС наряду с методологическими требованиями и анализами результатов их происхождения.

Современная психоделическая практика ИСС

В современной практике использования психоделиков выделяются следующие направления:

  • вульгарное употребление психоделиков, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения и удовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливать гедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;
  • применение психоделиков в целях саморазвития и стимуляции освоения новых
    социально-ролевых функций, наблюдается, преимущественно в культурно развитой среде и может использоваться в прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможность тематического управления психоделическим процессом в рамках специальных алгоритмов;
  • медицинское применение психоделиков: на протяжении последних сорока лет оно доказало свою эффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеваний и для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты, использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан с трансформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационных матриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этой терапии является психосемантическая составляющая;
  • применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно в свете их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучении семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека. Однако такие исследования наиболее адекватно, с научной точки зрения, могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями.

Правовое санкционирование использования психоделиков в медицинских и исследовательских целях, в рамках действующего законодательства РФ возможны лишь в форме государственного лицензирования применения психоделических препаратов соответствующими конкретными медицинскими и научными организациями и коллективами.

История измененных состояний сознания и психоделических веществ Измененные состояния сознания (ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.). ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое...

Наверное, многие слышали про такое понятие как измененное состояние сознания , точнее было бы сказать во множественном числе — измененные состояния сознания , т.к их несколько…
Измененное сознание — это такое состояние, когда у человека изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера (мышление, интеллект, память, речь…).

Личность в измененном состоянии сознания становится некритичной и податливой к психологическим изменениям, к установкам извне и внушению на уровне подсознания, к гипнотическим воздействиям…


может иметь как естественный характер — все мы периодически, иногда помногу раз в день, находимся в таком состоянии (состояние транса) — так и патологический — психозы и , и под воздействием психотропных препаратов (алкоголь, наркотики, сильнодействующие лекарства…).

Вообще, измененное состояние сознания считается таковым, когда конкретный индивид «отошел» от своего собственного обычного и нормального состояния сознания (у него свое нормальное сознание)…например, напился до пьяна…

Однако, если взять какую-то общую, коллективную норму сознания человека — это, например, когда человек воспринимает себя, других людей и внешний мир без иллюзий и искажения, без игнорирования ситуации «здесь и сейчас» — то, если приглядеться, можно заметить, что некоторые люди вокруг нас — без явной психической патологии, как бы нормальные — не совсем реалистично воспринимают и перерабатывают информацию, как о себе, так и о других…

Что это? Это не психозы и, возможно, не неврозы, но некие невротические состояния личности…

Например: Человек чего-то боится, хотя в реальности угрозы жизни и здоровью нет. Кто-то стесняется, робкий и нерешительный, кто-то имеет заниженную самооценку, комплексы; кто-то не в тему раздражителен и агрессивен; кто-то много ест или пьет…кто-то с кем-то не могут найти общий язык , наладить взаимоотношения …сколько еще этих «кто-то»… И если взять предложенную выше коллективную норму сознания человека, то получается — эти люди в измененном состоянии сознания …т.к. их мышление, эмоции и поведение не соответствуют реальности…они душевно страдают …

К таким, или схожим психологически страдающим, с измененным состоянием сознания, всегда найдутся манипуляторы : от гадалок на вокзале до вербовщиков в ИГИЛ или Секты, которые используя это состояние, «навнушают» чего угодно…

Из такого спутанного сознания — нужно, конечно, выйти…

Измененное состояние сознания — как войти

Довольно часто нужно войти в измененное состояние сознания, чтобы использовать его в психотерапии (когнитивной, поведенческой терапии , техниках гештальт-подхода , методов гипнотерапии , практике самогипноза , психотренинге и различных медитациях и психологических тренингах (пр. Холотропное дыхание, аутотренинги) для того, чтобы изменить внутренние установки, убеждения , чувства и эмоции , мешающие человеку нормально жить и быть счастливым.