До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов. А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.

Общие правила изображения Спасителя

Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:

  • Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
  • Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
  • Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
  • Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
  • Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.

Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.

Спас Нерукотворный (Мандилион)

Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.

Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.

На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.

Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах.

У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов. Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне. Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.

Спас Эммануил

Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом. Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность.

При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.

Деисус

Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.

Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.

Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.

Другие иконы

Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.

  • «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
  • «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.

  • «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
  • «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.

О чем молиться образам Христа Спасителя

Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.

Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».

Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.

Икона Господь Вседержитель на троне

Икона Господь Вседержитель на троне (Спас на престоле, Мануилов Спас)

коны Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель иПантократор . Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель". Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.


Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие. В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Позже этот художественный приём станет обширно применяться в православной иконописи, став одним из канонов написания не только Христа, но и Святых. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. В оплечном написании образа Спаса Вседержителя рук по понятным причинам не видно.


Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне илиСпас на престоле . Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза . По преданию, византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви. Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону.


Ещё одно распространённое изображение Спаса на престоле - Спас в Силах . Этот образ дословно изображает Христа в момент Его Второго пришествия, описанного Иоанном Богословом. Фигуру Господа Вседержителя на троне окружают небесные силы - красный ромб, символ божественного огня, вложен в синий круг - бесконечное в своей благодати Царство Небесное. сотканное из ангельских чинов, вписанный в свою очередь в красный прямоугольник - земное царство, по углам которого изображены животные - символы евангелистов, ведущих проповедь во всех четырёх концах света.

Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Иисус в ортодоксальном богословии

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие - очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, - это второе лицо Святой Троицы - Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них - Сын - на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы - божественную и человеческую. Поскольку он - Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ - полностью символ. И каждый элемент в нем - это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» - это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной - он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь - евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день - образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа - об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником - посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах - хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии - плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав - вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность - крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ - это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» - икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.

Древнейшим изображением Спасителя, дошедшим до нашего времени, является , поскольку в 6 веке император Юстиниан пожертвовал ее в дар Синайскому монастырю, где она и была обнаружена в 19 веке. Пантократор переводится с греческого как Вседержитель.

Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.

Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.

Описание иконы

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Молитва

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

Деревянная доска 25х20 см, левкас, темпера, золочение нимба.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель, или Пантократор (от греч. всевластный, всесильный) - это один из основных типов изображения Спасителя. Он представлен как Царь Небесный и будущий Судия мира. Через единосущность первой и второй ипостасей Святой Троицы определение "Пантократор" соотносится и с образом Бога Отца. Именование Иисуса "Вседержителем" указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1: 8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа, искупившего крестной жертвой людские грехи и одновившего тем самым человеческую природу. Крестный нимб усиливает жертвенную символику образа. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже образ Спаса Вседержителя стали писать на иконах.

Происхождение и значение названия образа "Спас Вседержитель".

Термин появился еще на заре христианства, раннехристианская традиция описывала этим термином Иисуса Христа. Изображения Спаса на престоле встречаются в римских катакомбах. В Византии название Спас Вседержитель упоминается приблизительно с IV-VI вв. но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.). Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Слово «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает также догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Слово Вседержитель чаще всего имеет значение всемогущества, то есть возможности творить всё, что является прерогативой Бога. Смысл слова Пантократор также можно понимать как «Властитель всего», «Правитель мира».

Иконография Спаса Вседержителя

Икона Спаса Вседержителя - это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или открытое, как правило, Евангелие с текстом. Оно символизирует дарование миру спасительного учения. Традиционно на страницах раскрытого Евангелия отображаются различные речения Спасителя. Но чаще всего это следующие слова: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”.

Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества. Каноном закреплено изображение Христа в одежде, которую Он носил в своей земной жизни - хитоне и гиматии. Обычно верхняя одежда Христа изображается синей, а рубаха, т.е хитон - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно. Кроме того, красный цвет хитона означает кровь и мученичество, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Синий цвет плаща ассоциативно связывается с небесным началом. Композиция иконы отличается строгой фронтальностью и статичностью, что придает облику Христа торжественность и царственность Властителя Вселенной.

Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. Образ Спаса Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Этот образ и ныне занимает пространство центрального купола православного храма.

Спас Вседержитель - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Иконографических типов Спасителя много: Спас Нерукотворный, Спас на престоле, Спас в Силах, Спас Царь царей, Спас Еммануил.

Молитва Спасу Вседержителю -Иисусу Сладчайшему

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

Тропарь благодарственный Спасителю

Тропарь, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благо-дарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.