Два сословия - патриции (знать, жили на тех землях изначально) и плебеи (пришедшие, которым досталось мало земли). Отличия:

  • - Плебеи владели небольшим земельным наделом
  • - Не участвовали в войнах
  • - Не принимали участия в разделе завоеванных земель. Все эти земли переходили в фонд общественных - ager publicus.

Царский период - 6 век до н.э. Было 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. О каждом подробнее:

Ромул

Вмсете с братом, Ремом, вошел в историю как основатель Рима. Их мать, Сильвия, была жрицей Весты, что предполагало ее безбрачие. Когда она родила двух сыновей, ее дядя Амулий, желавший стать королем после смерти ее отца, решил избавиться от девушки и ее детей. Близнецов положили в корзину и отправили по течению реки Тибр, однако их вскоре прибило к берегу, и им удалось выжить. Детей вскормила волчица (ставшая потом символом Рима). Позже, когда они выросли, вернулись в город и убили Амулия. Спустя несколько лет Рем был убит братом в ходе ссоры - они не смогли решить, где основать новую колонию (непосредственно на холме или в низменности).

Ромул разлелил город на три части и оставил в каждой по правителю. Считается, что он также создал сенат.

Мало известно о его смерти. В некоторых источниках утверждают, что он просто вознесся к небу.

Не обладал какими-либо отличительными полномочиями.

После его смерти его наследника выбирали.

Нума Помпилий

Был выбран за таланты, поскольку после смерти Ромула не осталось законного правителя (до избрания Нумы полномочия патриции ежедневно передавали друг другу) Реформы:

  • - Учреждение объединения ремесленников
  • - Упорядочивание религиозной жизни (культ богини Весты и бога Януса).
  • - Запрет на человеческие жертвоприножения
  • - Введение нового календаря, состоявшего из 355 дней.

Тулл Гостилий

Ранее был земледельцем, однако, став царем, начал вести многочисленные войны.

Завоевал соседний город Альба-Лонга. В одной из войн армия этого города не спешила на помощь Риму, рассчитавая на избавление от его давления. Рим все победил, а Альба-Лонгу было приказано разрушить.

За это время границы рима существенно расширились.

Анк Марций

Внук Тулла. Как отмечали современники, отличался весьма тихим нравом, из-за которого соседние города (этруссков и латинов, например) начали действия по захвату Рима.

Продолжил завоевания. Вел успешную войну с латинами: она окончилась победой, а латины сформировали слой плебеев.

Анк Марций также захватил рял этрусских городов.

Тарквиний Древний

Этрусск, скопивший большое состояние и отправившийся в Рим. Попал на престол, женившись на дочери Анка.

Продолжал войны с латинами и этруссками.

Вывел Рим из образа деревни. Реформы:

  • - замостил форумы,
  • - провел канализацию ("Великая клоака"),
  • - провел водопровод,
  • - положил начало строительству каменных домов

Сервий Туллий

Был рабом, но хозяева его любили. Ему предсказали судьбу царя: современники описывают появление пламенной короны у него на голове. Позднее он получил хорошее образование. Как ни странно, предсказание сбылось: его возвела на престол жена Тарквиния. Реформы:

  • - Разделил Рим на 21 округ по территориальному принципу
  • - Изменил принцип комплектования войск. Позволил набирать плебеев. Разделил общество на 6 отрядов по определенному количеству войнов. Сначала шли колесницы, потом - всадники, а самые бедные просто выделяли деньги и малое количество войнов.
  • - Плебеи были введены в состав общины. Царь иногда освобождал и рабов, чем заслужил народную любовь
  • - Были построены мощные городские укрепления

Тарквиний Гордый

Сверг Сервия (жестоко убил при помощи своей жены) и сделал государственный переворот. Осуществил ряд действий, которые привели к революции.

В частности, начал репрессивные действия по отношению к простому народу и окружил себя личной охраной для полной безопасности. Сократил полномочия органов. Армия стала компектоваться из наемных войнов. при этом существенно сократились права низших классов. Вместе с сыновьями был изгнан, а затем - убит во время одного из восстаний.

В 510 г. его свергли. Тем самым закончилась царская эпоха.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Этруски - предшественники римлян: быт, госустройство, культура, религия
Следующая тема:   Ранняя республика Рим: гражданство, сословия, законы и борьба за власть

Луций Тарквиний Гордый был седьмым и последним царём Древнего Рима. Его правление продолжалось с 534 по 509 годы до нашей эры. Конец владычеству Тарквиния положило народное восстание, приведшее к установлению республики. В источниках, повествующих о событиях той эпохи, факты переплетаются с легендами. Тарквиний Гордый считается сыном пятого царя Рима Тарквиния Приска. Он получил трон путём убийства своего предшественника. Правление Луция Тарквиния описывают как тиранию, послужившую причиной упразднения монархии.

Кровавый заговор

После смерти Тарквиния Приска к власти пришёл муж одной из его дочерей, Сервий Туллий. Для того чтобы предотвратить притязания на трон со стороны сыновей предыдущего царя, он постарался приблизить их к себе. Сервий Туллий выдал свою старшую дочь замуж за наследника престола Луция, младшую - за его брата Аруна. Однако эта попытка создания кровных уз привела к печальным последствиям. Честолюбивая и амбициозная младшая дочь по имени Туллия посчитала, что Арун слишком нерешителен и не начнёт в будущем борьбу за царскую власть. Между ней и Луцием возник заговор. Они убили своих супругов и вступили в брак друг с другом наперекор воле монарха.

Приход к власти

Туллия, недовольная тем, что отец царствует слишком долго, убедила Луция свергнуть его и узурпировать власть. Патриции и сенаторы были настроены против монарха. Для того чтобы заручиться поддержкой аристократов, Луций вручал им дорогие подарки и выступал с критикой политики Сервия Туллия. Дождавшись подходящего момента, он пришёл в здание сената с группой вооружённых сторонников, сел на трон и произнёс речь. Луций заявил, что Сервий Туллий незаконно занимает престол. Кроме того, он обвинил своего тестя в пренебрежительном отношении к интересам высшего класса общества. Когда Сервий Туллий прибыл в сенат с намерением изгнать самозванца, Луций сбросил его с каменной лестницы. На улице царя убили сторонники Тарквиния. Туллия поспешила в сенат, чтобы первой воздать мужу почести как монарху и по дороге переехала своей колесницей мёртвое тело Сервия Туллия. Улица, на которой произошло это злодеяние, получила название "Преступная".

Правление

Тарквиний Гордый начал своё царствование с отказа достойным образом похоронить Сервия Туллия. Затем новый монарх велел казнить ряд сенаторов, которых он подозревал в лояльности своему предшественнику. Вопреки традиции, Тарквиний единолично выносил смертные приговоры, не обращаясь к советникам. Это порождало всеобщий страх. Никто не решался возражать царю.

Тарквиний Гордый не только сократил численность сената путём репрессий и казней, но и перестал созывать его для обсуждения государственных дел. Он обманул патрициев и не выполнил своё обещание вернуть им привилегии, отнятые Сервием Туллием. Плебеи также почувствовали тяжесть правления нового царя. Он облагал их налогами в произвольном размере и восстановил продажу в рабство за неуплату долгов. Луций Тарквиний окружил себя ликторами (телохранителями, при необходимости выполнявшими обязанности палачей). Многочисленные шпионы доносили царю о враждебно настроенных к нему людях. Заподозренных в неблагонадёжности казнили или изгоняли, их имущество конфисковывали. Патриции, которые вначале рассчитывали на возвращение своих привилегий, постепенно поняли, кто такой Тарквиний Гордый. В Древнем Риме он правил как греческий тиран, удерживая власть при помощи отряда преданных телохранителей.

Внешняя политика

Тарквиний Гордый использовал деспотические методы, но могущество государства в годы его царствования достигло небывалых высот. Произошло усиление власти Рима над латинскими городами путём уничтожения непокорных и устройства политических браков. Тарквиний выдал свою дочь замуж за одного из влиятельных правителей этого региона. С помощью нового родственника царь убедил латинов признать власть Рима.

Тарквиний предпринял завоевательный поход в земли свободолюбивых вольсков. Ему удалось покорить некоторые из их городов. На захваченной территории царь Тарквиний Гордый основал две колонии: Сигнию и Цирцеи. Эта война положила начало противостоянию между народом вольсков и Римом, которое длилось около двух столетий.

Строительство

Неотъемлемой частью биографии Тарквиния Гордого является его огромный вклад в благоустройство Вечного города. Он стремился сделать Рим достойной столицей своего царства и не жалел на это средств. Луций Тарквиний довёл до конца сооружение начатое ещё его отцом. Он построил канализацию, состоявшую из сети подземных водостоков. Однако несмотря на наличие значительной военной добычи, денег на осуществление грандиозных проектов не хватало. Царь принуждал плебеев работать на строительстве или платить особые налоги для его финансирования.

История Лукреции

В 509 году до нашей эры Тарквиний Гордый организовал военный поход против народа рутулов. Он надеялся захватить их богатые земли и за счёт этого пополнить свою казну. Римлянам не удалось взять штурмом столицу рутулов Ардею. Царь принял решение осадить город и заставить его защитников капитулировать. Однако рутулы упорно не желали сдаваться, и противостояние затянулось.

По легенде, во время этого завоевательного похода один из сыновей Тарквиния по имени Секст, покинув лагерь римской армии, приехал в дом своего двоюродного брата и изнасиловал его супругу Лукрецию, которая была известна своей исключительной добродетельностью. Она не перенесла бесчестья и совершила самоубийство. Родственники поклялись над мёртвым телом Лукреции изгнать царя и его семью из Рима.

Свержение

Злоупотребления властью, казни сенаторов и обременительные налоги порождали недовольство правлением Тарквиния среди всех классов общества. И патриции, и плебеи прониклись негодованием, когда родственники Лукреции привезли её тело в Рим и рассказали о злодеянии, совершённом сыном царя Секстом. Было созвано народное собрание, которое постановило лишить Тарквиния власти и изгнать его. Жена царя Туллия поспешно покинула город, спасаясь от всеобщего гнева. Граждане Рима приняли решение установить республиканскую форму правления и избрать двух консулов, которые разделят между собой власть.

Изгнание и смерть

Узнав о восстании, Тарквиний покинул лагерь войска, осаждавшего Ардею. Царь попытался вернуться в Рим, но жители не впустили свергнутого тирана в город. Он был вынужден отправиться в изгнание вместе с сыновьями. В общей сложности Тарквиний Гордый правил Римом в течение 26 лет. После его свержения монархия была отменена, и государство превратилось в республику, которая просуществовала несколько веков. Бывший царь умер в изгнании в греческом городе Кумах.

Просмотров: 457

В 390 г. до н. э. Рим был разграблен галлами и исторические записи предыдущего периода были уничтожены, поэтому невозможно точно знать, сколько царей фактически управляло городом, или какие из поступков, приписываемых отдельным царям более поздними авторами, являются точными.

Древнеримские цари - легендарные и полулегендарные правители Древнего Рима в царский период до основания Республики. Они правили на протяжении 244 лет, начиная с даты основания Рима — 21 апреля 753 г. до н. э. Царский период закончился изгнанием последнего царя Древнего Рима.

Годы правления

Царь

Годы жизни

Примечание

21 апреля 753 г. до н. э. — 5 июля 717 г. до н.э. 26 марта 771 г. до н. э. — 5 июля 717 г. до н.э. Внук Нумитора . Основатель Рима и Римского царства.
750 г. до н. э. — 745 г. до н. э. ? – 745 г. до н. э. Царь сабинян, соправитель . Не вошел в список семи древнеримских царей.
716 г. до н.э. — 673 г. до н. э. 21 апреля 753 г. до н. э. – 673 г. до н. э. Младший сын Помпа Помпония . Сабинянин, реальная историческая личность. Мудрый и миролюбивый.
673 — 641 гг. до н. э. 710 г. до н. э. – 641 г. до н. э. Внук Гостия Гостилия . Воинственный, разрушил Альба-Лонгу, усилил армию, увеличил население Рима вдвое.
641 — 617 гг. до н. э. 677 г. до н. э. – 617 г. до н. э. Внук . Основал Остию.
616 — 579 гг. до н. э. ? — 579 г. до н. э. Опекун детей , из этрусков. Властолюбивый и деятельный.
578 — 535 гг. до н. э. 13 августа? – 535 г. до н. э. Зять . Реформы Туллия упрочили государственный строй.
535 — 509 гг. до н. э. ? – 495 г. до н. э. Сын . Последний древнеримский царь, изгнанный за репрессии и тиранию.

Личности римских царей отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (были переплавлены в 410 году для того, чтобы откупиться от ). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации - римского полиса.

Первым древнеримским царем стал легендарный , объединивший вместе с братом Ремом вокруг себя различных людей, ставших их поддержкой и силой: пастухов, бродяг, преступников и беглых рабов. На пути к единоличной власти он не остановился перед обманом и убийством своего брата Рема . Основанному городу дал свое имя – Рим (лат. Roma) и стал царем. Чтобы город быстро рос, его сделали убежищем для беглецов: рабов, должников, убийц и других преступников.

Был внуком и был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Но ему пришлось воевать, так как соседи восприняли его миролюбие как слабость. Вел успешную войну с латинами: она окончилась победой, а латины сформировали слой плебеев.

Считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра. Он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост. Он же построил в подошве Капитолия тюрьму.

Следующий царь Древнего Рима , хотя и происходил из этрусского города Тарквинии, но не был чистокровным этруском, ему был закрыт путь к высшим должностям. Ещё в молодости он добыл себе большое состояние и отправился в Рим. Благодаря своему богатству и мудрости, он вскоре стал одним из самых влиятельных людей в Риме. Царь заметил , сделал своим приближённым и назначил начальником конницы. После его смерти, убедил Народное собрание в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей должен стать царём Рима.

Увеличил сенат до 300 человек за счёт новых членов из бедных родов, также до 1800 человек была расширена центуриатная комиция. принёс в Рим многие этрусские обычаи и после побед над этрусками и сабинянами первым отпраздновал в Риме триумф по этрусскому образцу. При нем был построен водопровод и канализация, здание большого цирка для развлечений.

II. РИМ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ. (По обыкновенной хронологии 753 – 509 годы до Р. X.)

(если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочитайте главу "Рим эпохи царей " из Учебной книги Древней истории Н. И. Кареева)

1. Сказание о первых четырех царях.

Ромул (753-716 до Р. Х.) и основание Рима

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о происхождении Рима так: царь Альбалонги Нумитор, потомок Энея и его сына Юла (II, 97), был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Илия или Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Близнецы росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их. По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, они возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Их прежние товарищи, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Они пошли каждый на свой холм и,совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие (стр. 19). По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал; провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник Консуалий (стр. 30) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми; но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало помалу смягчили их гнев. Оскорбленные племена решили отмстить римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Рим сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке»; она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла; так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне долго сражались с переменным счастием на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев; жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья; Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды об основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил се через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Историческое значение легенды об основании Рима

В легендарных сказаниях об основании Рима, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково; по мнению одних, это были этруски , имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ; таким образом Рим произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность; вероятно брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что первоначально были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Смерть Ромула

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Междуцарствие и Нума Помпилий (714-672 до Р. Х.)

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия , мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества. Мы уже говорили и о жреческих коллегиях, совершавших богослужение и наблюдавших за исполнением обрядов подчиненными им священнослужителями (стр. 34 след.).

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

Нимфа Эгерия

Руководительницею Нумы в этой благотворной законодательной деятельности была нимфа Эгерия, которая беседовала с ним по ночам в своей священной роще, открывала ему волю богов, и научила его смягчать громовержца Юпитера бескровными жертвами. Прежде Юпитеру приносили в жертву людей; теперь он стал довольствоваться жертвами, который были символами человеческих жертвоприношений: вместо людей стали приносить ему луковицы, волоса и сарделей. Простота богослужения, установленного Нумою, видна особенно из того, что почти все жертвы были бескровные.

Значение легенды о Ромуле и Нуме

Правление миролюбивого царя Нумы продолжалось сорок три года; народное сказание прославляет это время ненарушимого спокойствия, благоустройства, тихого счастия, как второй золотой век; справедливость, богобоязненность и радость владычествовали тогда в государстве. Когда скончался тихою смертью благочестивый царь, бывший примером всех добродетелей, народ печалился, как будто каждый лишился отца. В таком сиянии передала легенда черты второго царя Рима потомству. Нума и Ромул – олицетворения тех деятельностей, которыми положено было прочное основание будущему Риму: в Ромуле олицетворено мужество, в Нуме – уважение к богам; эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его; она говорит, что Нума был учеником Пифагора; она не обращает внимания на хронологическую невозможность этого и тем сама показывает, что Нуму следует считать не действительным лицом, а только олицетворением религиозных и нравственных учреждений.

Тулл Гостилий (671-640 до Р. Х.)

После междуцарствия третьим царем Рима стал храбрый латинский воин Тулл Гостилий , пошедший путем Ромула и потому называемый в легенде родственником его. Латинские поселяне делали набеги на римскую землю, римляне на латинскую; из этого возникли неудовольствия, потом началась и война между Римом и Альбалонгою. Войска встретились в пяти милях от Рима и готовились вступить в битву, но вместо того согласились, чтобы спор был решен поединком трех братьев Горациев с тремя братьями Куриациями. Храбростью и военной хитростью одного из Горациев победа была доставлена Риму, и Альбалонга покорилась римлянам.

Легенда о бое Горациев с Куриациями

Войска стояли в боевом порядке, готовые к сражению, говорит легенда, но, желая избежать излишнего кровопролития, согласились, чтобы спор был решен поединком: которая сторона победит на поединке, та будет господствовать над другой. И в том и в другом войске находилось по три брата, которые были все три близнецы; она были родственниками между собою, были равны летами и силой Они были избраны решить поединком судьбу Альбалонги и Рима. Войска стояли зрителями поединка. Когда избранные воины сошлись, говорит Ливий, и заблистали мечи, все вздрогнули; а пока не видно было, на какую сторону склонится победа, все стояла молча, затаив дыхание. Начался рукопашный бой, показалась кровь; двое из римлян, один после другого, упали мертвые, а все три альбанца были ранены. Римлянин, который оставался жив один, не был ранен и употребил хитрость. Чтобы разделить своих противников, он обратился в бегство, рассчитывая, что они будут бежать за ним не с равной быстротой, потому что раны их были неодинаково тяжелы. Так это и вышло. Оглянувшись через несколько времени, он увидал, что они бегут за ним на больших расстояниях друг от друга, и что один уж недалеко от него. Он бросился на этого переднего очень быстро и убил его, прежде чем другие подоспели; убив первого, он бросился на второго, победил и его; тогда уже почти не осталось сомнения в том, чем кончится бой. Третий, который от слабости едва мог держать щит, не устоял против ободренного победой римлянина, был убит, и смерть его решила, что Альбалонга должна покориться Риму. Радостно пошло домой римское войско. Впереди шел Гораций, неся оружие побежденных противников. Когда он подходил к Риму, встретила его у Капенских ворот сестра, девушка, бывшая невестой одного из Куриациев. Увидев на плече брата пеструю военную одежду жениха, которую ткала для него сама, она стала рвать на себе волосы, произнося с воплями имя своего жениха. Брат вспыхнул досадой на то, что сестра плачет о его победе, печалится при великой всеобщей радости; он выхватил меч и пронзил сестру со словами: «иди к твоему жениху, забывшая отечество! так да погибнет каждая римлянка, которая будет печалиться о смерти врага!» Сенаторов и граждан привело в ужас это дело, но убивший сестру оказал великую услугу родине. Впрочем все‑таки его предали суду. Но закону следовало его наказать смертью. Но старик отец со слезами просил не сделать совершении бездетным его, который еще так недавно был богат прекрасными детьми; сжалившись над отцом, народ, к которому Гораций обратился с просьбой о пощаде, избавил его от смерти, но в наказание за убийство осудил его пройти с закрытой головой под ярмо, – так называлось положенное на два стоячие копья третье копье.

Клятва Горациев. Картина Ж.-Л. Давида, 1784

Поединок Горациев с Куриациями был одним из любимых преданий римлян. Старинные памятники в самом городе и за городом служили подтверждением этому сказанию. В Риме было ярмо сестры (Sororium tigillum), памятник древнейшего случая наказания за убийство по суду народа; был столб Горация (pila Horatia), на котором победитель повесил оружие побежденных; у Капенских ворот был надгробный памятник убитой сестры, – груда камней; на поле, где происходил поединок, были гробницы трех Куриациев и двух убитых Горациев: был ров, называвшийся Клуилиевым и считавшийся рвом, который был проведен кругом альбанского стана.

Разрушение Альбалонги

По договору, заключенному перед поединком, Альбалонга должна была теперь повиноваться Риму, и граждане её должны были ходить на войну вместе с римлянами под начальством римского царя. Но им, гражданам старейшего знаменитого города, тяжело было находиться в подчинении Риму, городу новому; их царь Меттий Фуфеций хотел коварством избавить Альбалонгу от обидного подчинения Риму. Он внушил гражданам Фиден и Вей идти войной на Рим. Тулл Гостилий пошел против них; вместе с римлянами шли и альбанцы под начальством своего царя. Когда началось сражение, Меттий Фуфеций отошел с своим войском на холм и смотрел, на чью сторону будет склоняться победа. Тулл Гостилий не смутился и закричал римлянам, что Меттий пошел в сторону по его приказанию, чтобы напасть сбоку на неприятеля. Благодаря этой находчивости царя, римляне не оробели и одержали победу. Неприятель обратился в бегство и потерпел большой урон. Тулл Гостилий совершил строгий суд над неверными союзниками. Он велел привязать Меттия Фуфеция к лошадям и разорвать по полам, погнав их в разные стороны, за то, что сердце его было предательски разделено между союзниками и врагами. Альбанцам он велел покинуть родной город и переселиться в Рим. При звуке труб, римляне разрушили Альбалонгу, оставив только храмы. На том месте, где стоял древний знаменитый город, остались теперь только храмы и груды развалин.

Легенда говорит, что альбанцы были поселены на Целийском холме, и что от переселения их число граждан Рима удвоилось, что поэтому Тулл Гостилий увеличил вдвое число всадников: прежде было три центурии, т. е. 300 человек всадников, теперь стало 600 человек. Многие знатные альбанские фамилии были приняты в число римских патрициев, как например: Юлии, Эмилии, Квинкции, Цецилии, Клелии; число сенаторов увеличилось и, сообразно тому, Тулл Гостилий построил для сената новое здание, Гостилиеву Курию.

Рим становится главой Латинского союза

Тулл потребовал, чтобы латины, признававшие Альбалонгу главою своего союза, признали теперь Рим получившим её права. Латины не согласились признать Рим главою своего союза, и Тулл начал войну с ними; она длилась много лет и кончилась тем, что был заключен договор, по которому Рим и латинские города вступили между собою в союз; обе стороны должны были иметь равные права; римляне могли свободно селиться в латинских городах, латины в Риме, браки между ними признавались полноправными. В пользу Рима кончилась и война с сабинянами, возникшая из-за того, что на празднике и ярмарке в роще сабинской богини Феронии были ограблены римские купцы. Но от продолжительных войн нравы римлян огрубели, религиозные постановления Нумы пришли в упадок; боги прогневались, царь для смягчения их стал совершать обряд, но не по должному порядку, и вместе с своим домом был сожжен молниею. Царствование его длилось 32 года.