Платонов: психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах.

Развитие понятия "психомоторика" связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.

Выявилась психодиагностическая значимость показателей психомоторики, которые могут быть определены в различных проявлениях двигательной активности человека как субъекта деятельности.

В моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается практически вся его характеристика и как индивида, и как субъекта деятельности при всей его неповторимой индивидуальности.

Ананьев выделил четыре уровня активности:

1) уровень челостной деятельности как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества;

2) уровень отдельного акта деятельности (действия);

3) уровень макродвижений, из которых строятся действия;

4) уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Крылов, Головей, Розе:

Деятельность,

Действия,

Произвольные реакции,

Движения.

По Бернштейну, действия - цепочки движений, объединенных задачей. Произвольная реакция по заданной инструкции развертывается во времени как процесс взаимодействия различных функциональных систем, обеспечивающих отражение реальной ситуации и воздействие на нее. Схема этого процесса может быть представлена следующим образом:

Воздействие стимула на рецептор, которое вызывает формирование нервного сигнала,

Передача нервного сигнала в корковые центры анализатора

Оценка ситуации и принятие решения, передача команд двигательным центрам коры

Передача нервного сигнала мышцам и - как результат всего процесса - собственно движение.

Действие - относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО " Уральский государственный экономический университет "

Контрольная работа

по дисциплине: "Профдиагностика"

по теме: "Определение психомоторных характеристик человека"

Исполнитель: студент(ка) III курса заочного факультета

специальности "Управления персоналом"

Коблова Мария

Екатеринбург - 2014

1. Значение психомоторики для повышения надежности, качества и эффективности труда

Субъективные явления психики и ее организации - внимания объективно проявляются в основном в движениях.

Психомоторика - это процесс, обобщающий психику с ее выражением - мышечным движением.

Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Кладет ли каменщик кирпичи, распиливает ли столяр доску, опиливает ли слесарь деталь, поворачивает ли шофер руль - все их трудовые движения осуществляют осознанную цель и определяются раздражителями внешнего мира. Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное, действие, представляющее собой решение элементарной задачи (иными словами, достижение элементарной осознанной цели) одним или несколькими движениями.

Двигательное действие, развивающееся в процессе бытового или учебного упражнения, называется психомоторным навыком.

Психомоторика, подобно вниманию, не особая форма отражения; она - завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека - например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.

В каждом рабочем движении, которым реализуется психомоторный процесс, можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую. Механическая характеристика трудового движения определяется: путем, совершаемым конечностью в пространстве, т. е. траекторией, в которой в свою очередь различают форму, направление и объем движения; скоростью, т. е. величиной пути, проходимого в единицу времени, причем в зависимости от изменения скорости и ускорения движения могут быть равномерными, равномерно-ускоренными, равномерно-замедленными, неравномерно-ускоренными и неравномерно-замедленными; темпом, т. е. частотой повторения циклов однообразных движений; силой, т. е. производимым давлением или тягой.

С целью психологического анализа трудовых движении траектория может быть свободной, шаблонной, вынужденной.

Скорость рабочих движений колеблется в очень больших пределах. В психологическом аспекте различают скорость оптимальную, т. е. наиболее удобную, и максимальную. Кроме того, скорость бывает свободная и вынужденная. Причем вынужденная может быть и вследствие дефицита времени работы. У пильщика скорость движения на себя свободная, а от себя - вынужденная. В производственных операциях скорость движений колеблется от 0,01 (движения пальцев при тонкой регулировке) до 8000 см/с (движения кисти при метании). Темп движения может колебаться от 1-2 (качания торса) до 10 движений в секунду (удары пальцем).

Для психологического анализа рабочих движений важно знать цель, которая достигается в результате данных движений. Необходимо при этом помнить, что одним и тем же движением можно достичь разных целей и одна и та же трудовая цель может быть достигнута разными движениями.

2. Диагностика психомоторных свойств: скорость реакции, точность реакции, силовая характеристика движений, прос транственно-временная характери стика движений, пальцевая моторика, координация движений

Во всякую трудовую деятельность, так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий, в том числе не только моторных, но и сенсорных, и умственных, характерны:

1) целесообразность (целенаправленность);

3) опосредованность действия орудиями труда; характер ее изменяется с ходом технического прогресса (действия над предметами труда с помощью средств труда заменяются или дополняются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффекторность трудовых действий, означающая возможность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;

5) определенное соотношение фиксированных, автоматических, и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, выражающаяся в том, что они регулируются не только выполняющим их человеком, но и другими людьми, (извне) или материализованными продуктами деятельности других людей (инструкциями-чертежами, технологическими картами и т. п.).

Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. "Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели".

Способ, которым выполняется действие, А.Н. Леонтьев обозначает понятием "операция". Операция отвечает условиям действия, а не непосредственно цели. Поэтому с помощью одних и тех же операций могут осуществляться разные действия. В свою очередь одна и та же цель при изменении условий, в которых она обозначена, может достигаться с помощью различных операций. "Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критерию Побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти "единицы" человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру".

А.Н. Леонтьев отмечает подвижность отдельных образующих системы деятельности и необходимость раскрытия ее внутренних связей. К задаче системного анализа трудовой деятельности психология уже подошла вплотную, разрабатываются методические приемы ее решения (см. гл. 3), но о результатах говорить пока рано. Изучены лишь характеристики трудовых действий, их изменения, связанные с ходом технического прогресса, и факторы, субъективные и средовые, определяющие эту динамику.

Различают три основных параметра трудовых действий: силовой, пространственный, временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. Увеличение роли пространственного и временного компонентов приводило к все большему членению крупных силовых движений на более мелкие дозировочные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара или нажима.

С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространственных и временных). В операциях с органами дистанционного управления, как и во многих других видах производственной деятельности, движения становятся дозировочными. Мышечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.

Сравнительный анализ макродвижений в трудовых операциях показывает, что переход от ручных действий (простого вбивания гвоздя - и одного из сложных - монтажа блоков радиоламп) к механизированному (штамповке) и автоматизированному производству (оперированию органами дистантного управления) сопровождается постепенным сокращением количества совершаемых макродвижений. Микродвижения кисти руки, ее пальцев появляются лишь в более сложных видах трудовой деятельности. В пределах одной и той же трудовой деятельности увеличивается количество микродвижений, включенных в наиболее сложные и точные движения.

Силовой фактор в процессе развития труда все больше подчиняется пространственному и временному. В условиях механизированного производства пространственно-временной фактор уже окончательно подчиняет себе силовой. Это приводит к дальнейшему дроблению крупных силовых движений на более мелкие, дозировочные, вплоть до появления микродвижений пальцев рук. Однако наряду с движениями мелкими сохраняется еще множество рабочих движений, выполняемых более крупными мышцами руки. Переход к автоматизированному производству требует максимальной точности и быстроты реакции (т. е. увеличивает роль пространственно-временного компонента). Осуществление такой точности движений крупными мышцами невозможно. Только самые тонкие движения пальцев могут обеспечить необходимую точность. Именно с этим и связано появление массы микродвижений при оперировании органами дистанционного управления. Силовой фактор в таких движениях не отмирает, не упрощается, а, напротив, развивается и совершенствуется. И возможно, что такие мелкие движения требуют в своей массе больше мышечных усилий, чем движения грубые, силовые.

Н.А. Розе показала также различия в соотношении силовых, пространственных и моторных компонентов действия в зависимости от особенностей профессиональной деятельности. Она сравнивала силу кисти и тремор у девушек одной возрастной группы (18-21 год): у работниц строительных площадок, монтажниц радиоламп и телевизоров, студенток университета. Наиболее отчетливо проявились различия в силе кисти рук. У девушек-строителей она в 1,8-2 раза превышает силу рук у монтажниц блоков радиоламп (очень точное и тонкое производство) и примерно в 1,5 раза силу рук у монтажниц блоков конвейера.

Выявились и профессиональные особенности тремора. У строителей обнаружились наиболее высокий тремор, большая частота и амплитуда колебаний. Самый низкий тремор зафиксирован у радиомонтажниц. Н.А. Розе считает, что эти данные отражают особенности естественного профессионального отбора в области точного производства. В условиях монтажного производства четко выявились и возрастно-половые особенности тремора. Все участки особо точного монтажного производства обеспечиваются, как правило, девушками. Многие исследования показывают, что тремор мужчин характеризуется и большей частотой, и большей амплитудой колебаний. Кроме того, на участке, где работали 400 монтажниц, только 9 были старше 30 лет, да и те были заняты на монтаже более крупных блоков радиоламп. Как правило, к 28-29 годам работницы снижают производительность труда, а затем постепенно начинают не справляться с нормами и переходят работать на другие участки. "Очевидно, - заключает Н.А. Розе,- здесь мы имеем дело с ранним старением дифференцировки пространственных отношений". В монографии Н.А. Розе приводятся и данные о возрастных изменениях силы рук у мужчин и женщин, о возрастно-половых особенностях успешности волевого усилия, о возрастных особенностях точности движений рук в условиях меняющегося положения тела и др. Автор не связывает полученные факты с особенностями профессиональной деятельности, однако результаты исследований Розе имеют несомненное значение для психологии труда, в частности для психологического обоснования системы профессионального отбора и профессионального обучения.

Н.А. Розе анализирует также интра- и межфункциональные связи психомоторики. В частности, в результате комплексного исследования, в котором она принимала участие, было доказано, что психомоторные характеристики связаны в первую очередь с динамичностью возбуждения, торможения и балансом по динамичности. Однако в возрасте 25-28 лет увеличивается количество связей психомоторных показателей с показателями силы - чувствительности и уменьшается связь с характеристиками динамичности. Предпринятая Розе попытка системного анализа психомоторики показала сложность и неустойчивость ее межфункциональных связей, следствием чего должны быть осторожность оценок психомоторных свойств и необходимость учета возрастных и половых особенностей.

В структуре действий человека, имеющего дело со сложным техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные реакции (простая, дизъюнктивная, РДО). Поэтому инженерная психология уделяет большое внимание изучению факторов, влияющих на скорость и точность сенсомоторных реакций. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видовсенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свидетельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.

3. Методы исследования психомоторики у взрослых

Исследование психомоторики включает, прежде всего, собирание анамнеза со слов больного, а также родственников и близких, что иногда дает много больше. Особенно пристально надо изучать анамнез в случае указания на сочетание гипобулии с пониженным настроением, что может сопровождаться мыслями о самоубийстве.

Очень важное значение имеют осмотр и наблюдение за поведением пациента. Выражение лица, поза, характер двигательного беспокойства, особенности отдельных движений (частота, ритмичность, амплитуда и др.) описываются очень подробно. При эхо-симптомах отмечается, какие слова, жесты, выражения лица повторяются, копируются больным, о чем впоследствии указывается в сведениях о пациенте.

Выясняют, как больной проводит свое свободное время - помогает ли домашним в работе, читает ли газеты, журналы, как ест (в том числе - сколько съедает) и проч.

При оценке поведения пациента особое внимание обращается на дифференциацию: стремление к движениям (ничем не обоснованным, нелепым), стремление к деятельности (имеющей определенный смысл). Не должно ускользать от внимания и то, что некоторые психомоторные расстройства иногда усиливаются или ослабевают в момент обследования пациента. психомоторика диагностика качество труд

Если пациент неподвижен, то после оценки его внешнего вида, вегетативных расстройств, реакции на обращенные к нему слова нужно предложить больному выполнить какое-либо движение. В большинстве случаев больной указанию не следует, даже при повторных просьбах. Тогда при объяснении, что <необходимо проверить движения в суставах> производят несколько пассивных двигательных актов (сгибают больному руку, ногу и др.). При этом обращается внимание на тонус мышц - гипертония, гипотония. Если имеются явления восковой гибкости, то иногда удается придать конечностям, голове больного различные положения, сохраняя каждое из них на несколько (15-20) секунд. Во время совершения пассивных движений возможна реакция больного (общая, вегетативная). В некоторых случаях наличие мышечного напряжения, негативизм, особенно активный, могут указывать на то, что у больного, находящегося в ступоре, нет помрачения сознания. Если состояние ближе к субступорозному или наблюдается восковая гибкость, или имеются основания предположить наличие галлюцинаций (особенно зрительных), то следует предполагать, что сознание расстроено по типу онейроидного. В случае активного негативизма целесообразно воспользоваться приемом Саарма: не получив ответа от больного, обращаются с тем же вопросом к другому больному (или к другому человеку). Заметив, что его <игнорируют>, больной внезапно начинает отвечать. Двигательная заторможенность при некоторых видах ступора снижается к вечеру, ночью. Когда в комнате тихо, освещение слабое (ночное), такие больные встают, молча медленно ходят по комнате, могут самостоятельно принимать специально оставленную для них около постели пищу. В других случаях пища берется больным на кровать и больной начинает есть, накрывшись с головой одеялом. Если больной мутичен, то можно попробовать вступить в контакт с ним, пользуясь следующим приемом: в спокойной обстановке тихим разборчивым шепотом пациенту задается какой-либо простой вопрос. Если больной отвечает, задается еще ряд вопросов. Использовать фазовые гипноидные состояния удается, разумеется, не всегда. Более верный способ расторможения больного, находящегося в состоянии ступора, - введение медикаментов. Врачом (или в его присутствии медсестрой) внутривенно медленно вводится раствор барбамила (5 % - 0,5-2,0 мл) или гексенала (10 % - 0,5-1,0 мл), или этилового спирта на глюкозе (33 % - 3,0-5,0 мл). Отмечается следующая за началом введения вегетативная реакция. Вопросы начинают задавать уже во время введения первых порций лекарства и продолжают в течение следующих 5-10 минут (о событиях, предшествовавших заболеванию, о самочувствии в настоящее время, о нарушениях восприятия, мышления и др.). Затем срок растормаживающего действия медикамента истекает и больной перестает отвечать на вопросы. Поэтому их следует заранее заготовить - сформулировать, установить последовательность и т.п.

Иногда применением возбуждающих средств удается вообще вывести пациента из состояния ступора (например, психогенного). В этих случаях кроме перечисленных выше вопросов, следует задать вопросы об отношении больного к своему состоянию, о восприятии окружающего во время ступора, о переживаниях в это время и, если возможно, собрать краткий анамнез болезни, жизни. Всегда необходимо помнить о возможности нарушений в других психических сферах, о суицидальных (<плохих>) мыслях и намерениях. Все полученные данные способствуют более правильному определению состояния больного. Сравнительно редкие случаи так называемых импульсивных влечений и действий подвергаются особенно тщательному изучению по схеме: <побуждение - желание - осознание мотивов> и т.д. Обычно при импульсивных явлениях этапами двигательно-волевой активности являются <побуждение - выполнение>.

Для исследования психомоторики используется целый ряд специальных экспериментальных приемов: общепризнанной клинической методики исследования психомоторики до сих пор не существует. Отдельные методики изучения психомоторики позволяют получить представления о силе, быстроте, выносливости, ловкости, гибкости двигательных движений, а также о целостном состоянии психомоторики.

В течение многих лет широко распространена методика Н.И. Озерецковского, модифицированная применительно к современным условиям исследователями различных стран (Германии, США и др.). Она представляет собой набор отдельных тестов, позволяющих исследовать отдельные компоненты движений: статическую координацию, динамическую координацию, быстроту движений, синкинезии (излишние сопровождающие движения), одновременность движений и их силу.

Для изучения психомоторики используют также и набор предложенных А.Р. Лурия нейропсихологических методик, позволяющих диагностировать определенную топику поражения высших отделов двигательного анализатора.

4. Графическая методика исследования моторики и личности человека Е. Мира-и-Лопе с

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графических движений, известна методика Е. Мира-и-Лопецаб, или иначе методика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве.

Основные принципы миокинетической психодиагностики были сформулированы Е. Мира-и - Лопесом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей груп-11 ы действий испытуемого в данном пространстве.

Проведение исследований. Методика Мира-и-Лопеца включает 7 тестов: "линеограмма", "параллели", "цепи", "UL1", "кружки", "зигзаги", "лестница".

При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоякую регуляцию: 1) регулировать положение руки относительно корпуса (макрорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, совершаемых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест "линеограмма" испытуемый выполняет одной рукой - правой или левой поочередно. При выполнении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и протяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх - вниз (вертикальная линеограмма), вправо - влево (горизонтальная линеограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма). Микрорисунка в этом тесте, нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т. е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях. При выполнении теста "зигзаги".

Список использованной литературы

1. http://www.vash-psiholog.info/p/233-2012-11-07-21-19-56/19191-metodika-e-mira-i-lopesa.html.

2. Лучинин А.С. Психодиагностика: Курс лекций [Электронный ресурс]/ А.С. Лучинин - М., 2008. http://www.alleng.ru/d/psy/psy150.htm.

3. Soc.Lib.ru. Электронная библиотека. Социология, Психология, Управление URL:http://soc.lib.ru/.

4. PSYCHOL-OK. Электронная библиотека по психологии http://www.psychol-ok.ru/library.html#mat.

5. Бурлачук Л.Ф. "Словарь-справочник по психодиагностике". 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

6. Анастази А., Урбина С. "Психодиагностика. Психологическое тестирование" - СПб.: Питер, 2008. - 688 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика профессионально значимых качеств психолога: интеллектуальных, эмоционально-волевых, психомоторных. Требования к личности и чертам характера. Использование тестов и опросников для определения профессионально значимых качеств психолога.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    монография , добавлен 27.03.2011

    Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2015

    Исследование почерка с помощью необходимых методик и особенности его связи с психомоторными качествами. Обработка полученных результатов. Выявление взаимосвязи между темпераментом и почерком личности. Анализ полученных данных, формулирование выводов.

    научная работа , добавлен 05.08.2014

    Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности. Проблема методов исследования профессионально важных качеств сотрудников Министерства внутренних дел и их структура. Фундаментальные и узкоспециализированные методы.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    История развития изучения времени и временной перспективы личности, ее организация, личностные и ситуативные аспекты. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект, методология, методы и методики исследования организации временной перспективы в онтогенезе.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2009

    Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Место профессионально значимых качеств в структуре профессиональной направленности личности. Основные механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. Психологические технологии воспитания социально и профессионально значимых качеств.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Характеристика понятия воля, определение и описание волевых качеств личности. Функции воли, волевые акты и их признаки. Развитие воли у человека. Поведенческая саморегуляция. Волевые качества личности. Разница между решительностью и мотивацией решения.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Проблемы оценки профессиональной надежности водителя транспортного средства. Методика "Диагностика психодинамических свойств личности". Требуемый уровень надежности специалиста. Психологическое сопровождение субъекта профессиональной деятельности.

)

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Изучение характера П. как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная , свободная выразительная и жестикуляция, плавная ритмичная , способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая . Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный , недоразвитие (моторная ), угнетение ( и акинезия), усиление () и извращение П. (). Выраженные расстройства П. возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений П. являются навязчивые и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, ). Выделяют также регрессивные расстройства П. в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, двигательная расторможенность). Регрессивные расстройства П. особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме). Распад П. происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.

Библиогр .: Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1-2, М. - Л., 1930; Ковалев В.В. и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с. 25, М., 1985.

II Психомото́рика (Психо- + )

совокупность сознательно управляемых двигательных действий.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Психомоторика" в других словарях:

    Психомоторика … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. psyche – душа и movere – двигаться) разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, осн. духовных установок, возраста, пола и т. п. Философский энциклопедический словарь … Философская энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 моторика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПСИХОМОТОРИКА - см. Озерецкого метрическая шкала. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (психо... + лат. motor приводящий в движение) индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. психомоторика и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    - (психо + моторика) совокупность сознательно управляемых двигательных действий … Большой медицинский словарь

    Психомоторика - (психо + моторика). Совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий … Толковый словарь психиатрических терминов

    психомоторика - психомот орика, и … Русский орфографический словарь

    психомоторика - (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

    психомоторика - и, ж. Індивідуальні особливості рухових реакцій людини, пов язані з побудовою її тіла, віком та статтю. Атлети/чна психомото/рика тип психомоторики, який характеризується підібраністю постави, твердістю ходьби та високою працездатністю.… … Український тлумачний словник

Книги

  • Этюды к обретению дирижерского мастерства. Психомоторика внутреннего исполнительства (+ DVD) , Георгий Ержемский. Последняя работа известного дирижера, доктора психологических наук, почетного академика ряда международных академий, профессора Георгия Львовича Ержемского нацелена на кардинальное решение…

Термин психомоторика в патопсихологии и психиатрии характеризует центральные регуляторные механизмы двигательных реакций, а также их индивидуальные и личностные особенности.

Все движения человека осуществляются и регулируются при самом непосредственном участии различных отделов центральной нервной системы, где каждый из этих отделов играет свою определенную роль. Наиболее простые двигательные рефлексы человека (например, кожные и сухожильные) связаны с деятельностью нижних отделов центральной нервной системы - спинного, продолговатого и среднего мозга. Более сложные рефлексы регулируются мозжечком и контролируемыми им вестибулярным аппаратом и соответствующими отделами среднего мозга (рефлексы позы и стояния). Дальнейший синтез различных видов чувствительности в единое целое происходит на уровне промежуточного мозга и подкорковых ядер.

Однако сложные двигательные действия возникают только при участии высокоорганизованных отделов коры головного мозга, особенно лобных долей больших полушарий. При этом действия приобретают смысловое содержание и становятся целенаправленными.

Каждое действие или движение человека регулируется определенными звеньями сложной функциональной двигательной системы. В основе ее современной концепции лежат положения учения И.П. Павлова о двигательном анализаторе, состоящем из локализованных и рассеянных образований как в коре головного мозга, так и в подкорковых структурах, причем все эти элементы двигательного анализатора постоянно динамически взаимодействуют между собой и с другими отделами центральной нервной системы.

Значительный вклад в дальнейшее развитие учения о психомоторике внес А.Р. Лурия. Он показал роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении двигательных актов. Так, постцентральные (чувствительные) зоны коры головного мозга обеспечивают кинестетическую, пропри-оцептивную афференгацию двигательного акта, правильную адресацию двигательных импульсов к мышечной периферии. Нижнетеменные участки коры и теменно-затылочные области управляют пространственной организацией движений. Премоторные отделы коры регулируют временную серийную организацию движений и действий. Лобные отделы коры головного мозга обеспечивают высшую регуляцию двигательных актов - сличение реального движения с исходной двигательной задачей, словесную регуляцию движений, приспособительную целесообразность действий.

В последующем Н.А. Бернштейном была подробно разработана теория уровневой организации движений, позволяющая разложить сложный двигательный акт на отдельные компоненты, а также выявить состояние мозговых уровней, их роль в регуляции движений и действий.

Выделенным им мозговым уровням организации движений НА Берн-штейн дал условные обозначения по первым буквам латинского алфавита (А, В, С, D, Е). Каждый уровень построения движений характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией.

Филогенетически наиболее ранний руброспинальный уровень регуляции движений (уровень А). Он обеспечивает непроизвольную бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприоцепции. Деятельность этого уровня наиболее наглядно проявляется, например, в таких движениях, как дрожь от холода, стучание зубами, вздрагивание. Движения этого уровня наиболее часто являются не самостоятельными, а фоновыми. Руброспинальный уровень регуляции движений начинает функционировать уже с первых недель жизни ребенка. При патологии в деятельности руброспинального уровня регуляции движений наблюдаются различные дистонии, гило-или гипердинамические расстройства.

Талямопаллидарный уровень регуляции движений (уровень В) начинает функционировать у ребенка со второго полугодия жизни. Этот уровень обеспечивает согласование, внутреннюю увязку составных частей целостного большого движения, синергию движений и функционирование двигательных штампов. Ведущей афферентацией талямопаллидарно-го уровня является суставно-угловая проприорецепция собственного тела. Деятельность уровня В охватывает выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику. Движения, управляемые этим уровнем, автоматичны, машинообразны и не могут точно измеряться. При патологии в деятельности уровня В возникают различные диссинергии и асинергии, гипер-и гиподинамические расстройства. Афферентная недостаточность этого уровня ведет к ослаблению выразительности движений, мимики, пластичности, обеднению интонации голоса.

Во втором полугодии жизни ребенка начинает функционировать и третий уровень регуляции движений - пирамидно-стриальный (уровень С). Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Уровень С обеспечивает целевой характер движений. Такие движения своевременны, точны и могут быть измерены. Пирамид-но-стриальный уровень подразделяется на два подуровня - С1 (осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения) и С2 (обеспечивает максимальную целевую точность). При патологии в деятельности пирамидно-стриального уровня организации движений возникают параличи и парезы, нарушения координации (дис-таксии и атаксии).

Кортикальный (теменно-премоторный, предметный) уровень организации движений - уровень D - обусловливает возникновение первых осмысленных действий. Проприоцепция играет на этом уровне подчиненную роль, а ведущая афференгация не связана с рецепторными образованиями, а опирается на смысловую строну действия с предметом. Пространственное поле, в котором организуются движения, приобретает новые топологические категории (верх, низ, между, под, над, прежде, потом). Виды движений и действий этого уровня крайне разнообразны: самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры. Движения кортикального уровня связаны с четким осознанием правой и левой сторон тела. При патологии в деятельности кортикального уровня (поражении или недоразвитии) нарушается смысловая организация и реализация движений (диспраксия и апраксия). Страдают высшие корковые автоматизмы. Утрачивается возможность выработки новых навыков.

Понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей связаны с деятельностью уровня Е. Действия этого уровня основываются на образном мышлении (музыкальное, хореографическое исполнение).

Следовательно, любой двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).

Термин «психомоторика» (от греч. psyche - душа и movere - двигаться) появился в психологии благодаря И. М. Сеченову, который в книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека. Несмотря на то, что но мере развития психологии представления об организации движений изменялись, отдельные идеи, высказанные И. М. Сеченовым, лежат в основе современных представлений о психомоторике. Сегодня психомоторные явления анализируются в трех аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов.

В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении - это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности. Ярким доказательством этого являются исследования, посвященные изучению влияния движения на здоровье человека. Так, показано, что занятия спортом в два раза снижают риск соматических заболеваний и в три раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), столь характерная для современного общества, напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям - гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности. Однако однозначно сказать, что «чем больше движения, тем лучше», судя по всему, нельзя.

Результаты научных исследований

В 1940-1950-х гг. в Великобритании было проведено исследование влияния двигательной активности на функционирование сердечно-сосудистой системы на примере труда кондукторов и водителей лондонских автобусов. У водителей работа сидячая, у кондукторов - подвижная (особенно если учесть, что в Лондоне долгое время эксплуатировались двухэтажные автобусы). В исследовании подтвердилась первоначальная гипотеза: действительно, у кондукторов частота инфарктов миокарда и смертности после них оказалась значительно ниже, чем у водителей. Также ожидаемыми получились результаты относительно полноты испытуемых, которая традиционно рассматривается в качестве фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний. Судя по размерам формы, водители были значительно полнее кондукторов. Однако немного позже обнаружилось, что различия в полноте существуют уже в момент приема на работу: оказалось, что в водители изначально стремились более полные люди, в то время как в кондукторы - более худощавые {Ильин, 2004). И что здесь причина, а что - следствие?

В отечественных исследованиях выявлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. Поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности , обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Мнение ученого

«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» (Сеченов , 1953).

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет - мыслящее тело», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно, психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные. Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К. К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сснсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой - временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), т.е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называется типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Результаты научных исследований

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 секунды, и на звук, равная в среднем 0,15 секунды, не одинакова не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы - разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции - сенсомоторная координация , при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты (от греч. idea - идея, образ), о которых уже шла речь выше (см. гл. 12), связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Сегодня проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии движений человека. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

Пример

В практике подготовки спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки». Несмотря на то что многим спортсменам, особенно начинающим, такие тренировки кажутся абсолютно бесполезными, тренеры все равно настаивают на том, чтобы спортсмены посвятили часть тренировочного времени мысленному преодолению дистанции или выполнению другого спортивного задания. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микро- сокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и г.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении (Платонов , 2011).

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Классический пример: начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию. Этот факт крайне важен для педагогики: формируя те или иные моторные навыки, готовя учеников к первоначальному выполнению тех или иных движений, не следует преувеличивать их опасность и заострять на них внимание. Приводить яркие примеры несчастных случаев из-за ошибок целесообразно лишь тогда, когда ученики в основном усвоят эти движения и будут проявлять признаки излишней самоуверенности и беспечности. Чем ярче и живее учащийся представляет себе последовательность и технику выполнения предстоящих движений и их положительный результат (этому способствует, в частности, неоднократное нроговаривание последовательности действий), тем успешнее он выполняет их при первых же попытках.

Ниже будут рассмотрены психофизиологические основы двигательной активности человека с позиций современной психологии.