Активность и пассивность – две крайние характеристики человеческого поведения. Принято считать, что активность имеет всегда положительное значение, а пассивность всегда негативна и вызывает осуждение со стороны других людей. Но в психоанализе активность, ассоциируясь с мужским началом, соотносится с агрессией, что не может считаться положительным признаком. Также и пассивность – не всегда явление отрицательное, иногда это единственно верное поведение.

Что такое пассивность?

Под пассивностью в психологии понимают бездействие, поведение, противоположное активному стилю поведения. Пассивность может носить преднамеренный и непреднамеренный характер.

Иногда мы специально выбираем пассивную позицию – из-за лени или опасения оказаться в центре событий. Но пассивность может быть и непреднамеренной:

  • при одновременном наличии стимулов, которые побуждают к действиям противоположного характера;
  • при общем ослаблении организма в результате болезни, переутомления, истощения;
  • при потрясении, вызванном сильными эмоциями;
  • при болезненных нарушениях поведения.

Непреднамеренная общая пассивность поведения является защитной реакцией организма на стрессы, а потому не может осуждаться. А вот если пассивное поведение является стилем жизни, то это уже серьезная проблема, которую нужно решать.

Пассивность в отношениях

Наверное, каждой женщине хочется, чтобы избранник прислушивался к ее мнению. Но вот если мужчина ничего не может сделать без хорошего «пинка», то это не понравится никому. Что здесь делать? Некоторые пытаются исправить мужчину, надоедая ему постоянными замечаниями и упреками. Несложно понять, что ничего хорошего из этого не получается. Если мужчина не желает чего-то делать, то здесь, скорее всего, проблема мотивации. И тут можно только предоставить ему эту мотивацию или смириться с ролью абсолютного главы семьи. Еще хуже ситуация, когда мужчина безынициативен в постели – пассивность в сексе не порадует никого. В этом случае нужно выяснить, откуда берется такое отношение, может вы после тяжелого дня требуете активности, в этом случае поза «бревно» оправдана более всего. Также некоторое затухание страсти после нескольких лет совместной жизни – явление нормальное, но вы можете исправить ситуацию, есть масса способов, чтобы раздуть потухающее пламя. Дело плохо, если никакие ваши старания не приносят эффекта, тут либо случай крайней лени, либо отсутствие интереса именно к вам.

Социальная пассивность

В последнее время очень часто можно слышать термин «социальная пассивность», особенно в отношении молодежи. Часто можно слышать заявления о том, что молодым людям ничего не нужно в жизни, кроме удовольствий. Но это не совсем так, результаты социологических исследований показывают, что молодежь наряду с желанием построить карьеру и создать семью имеет и стремление добиться успехов в общественной жизни. Так что стремление что-то изменить к лучшему (в рамках коллектива, города, страны, мира) есть, другое дело, что практически нет возможности реализации этих желаний, а пробивать лбом бетонные стены рано или поздно устаешь.

Интеллектуальная пассивность

С понятием социальной пассивности очень тесно переплетается понятие пассивности интеллектуальной, в том случае, когда последняя является результатом недостаточной мотивации. Интеллектуальная пассивность бывает также следствием несформированности приемов умственной деятельности, но это относится к людям с отклонением в развитии. Пассивность другого рода наблюдается повсеместно – у школьников и студентов, которые стремятся получить документ об образовании, а не знания, у взрослых людей, забывших, что мозг дан для самостоятельного анализа фактов, а не пустой веры очередному обаятельному оратору. Проблема тут, как уже говорилось выше, в мотивации – учиться не нужно, на работе твои «пятерки» никого не интересуют, глубокие познания также не нужны, все необходимые знания «вдолбят» на двухнедельных курсах, становиться знатоком своего дела с глубокими познаниями не нужно – зарплата у них частенько меньше, чем у рядового сотрудника, устроившегося в крупную компанию или принятого боссом «по знакомству».

Как бороться с пассивностью?

Если бы захотели избавиться от аморфной массы человеческих личностей, то начинать следует с себя. Способов масса – основной предлагает заняться планированием собственной жизни, учиться выкладываться на 100% в любом деле. Но все методы борьбы с пассивностью будут бесполезны при отсутствии мотивации. Поэтому главным способом борьбы является осознание того, что вы хотите от жизни. Поняв себя, вы осознаете, какие действия вам нужно предпринять – возможно, то, чем вы занимаетесь, лишь отдаляет вас от цели, отсюда и пассивность, и нежелание что-то делать.

Пассивной части молодежи свойственны низкий социальный статус, привычное отчуждение от общественной жизни, отстраненное отношение к труду и его результатам, автономные действия, растущая неуверенность в собственном бытии, неблагополучие в сфере моральных устоев, снижение нравственности, отсутствие патриотизма. Пассивная к инновациям молодежь постепенно, медленно, неторопливо
включается в политические, социальные и экономические процессы в условиях становления рыночной экономики и разрушающегося то-талитаризма, действуя без особенной отдачи для общества.
Брошенная обществом, эта категория молодежи отчуждена от инновационного процесса, подвержена разрушительным негативным влияниям, проявляет эгоизм и жестокость, теряет жизненно важные ориентиры, разочарована, иногда агрессивна.
Она находится, по выражению М.К.Мамардашвили, в состоянии "антропологической катастрофы" и имеет тенденцию замены реальной жизни, реального бытия его иллюзорным, мнимым суррогатом16. Эта часть молодежи находит оправдание для ухода из общественного труда, и труд для данной страты не является важнейшим критерием в измерении молодежного социума. Бедность молодежи имеет огромное социальное значение.
Французский социолог А.Горц пишет об утрате смысла труда, его превращении в инструмент для зарабатывания денег17. Со времен Аристотеля известно, что если молодой человек не ограничивает себя в цели стремления к богатству, то он переходит на позиции хремасти- ки (способ добывания денег ради самих денег, ради богатства)18.
Иллюзии или ошибки восприятия жизни этой молодежью приводят к тому, что социальные проекты пассивной части молодежи связаны с организацией неформальных движений. И в этом контексте, находя "своих", она также может проявлять активность. Осмысленность действий некоторых групп неформальной молодежи заставляет видеть и воспринимать их совсем по-другому. Они также заняты инновационным проектированием, но их социальные проекты по отношению к другим стратам молодежи разрушительны.
Объективированная картина позволяет за видимым видеть невидимое - усталость, неверие, раздражительность, увеличение масштабов криминала, агрессию, экстремизм в молодежной среде, то есть все способы выражения кризиса идентичности.

Еще по теме Пассивная часть молодежи:

  1. Теорема 2. Мы пассивны постольку, поскольку составляем такую часть природы, которая не может быть представляема сама через себя и без других.
  2. Студенчество является социальной группой, наиболее остро реагирующей на перемены, происходящие в современном трансформирующемся обществе. Сегодняшняя российская молодежь участвует в модернизации страны, в проведении реформ, а постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию. Ориентация молодежи на внешние формы идентификации заставляет ее использовать в этом случае
  3. Теорема 1. Душа наша в некоторых отношениях является активной, в других - пассивной, а именно: поскольку она имеет идеи адекватные, она необходимо активна, поскольку же имеет идеи неадекватные, она необходимо пассивна.

Перед обществом уже давно остро стоит проблема проведения организованного досуга молодежи, которая возникает в связи с тем, что таким негативным явлениям, как наркомания, алкоголизм, преступность и другие девиантные формы поведения, весьма трудно противостоять. Наряду с этим фиксируется нарастание эмоционально-психологической тревожности, стресса, агрессивного неадекватного поведения, низкой самооценки, неготовности, неумения преодолеть проблемы в различных жизненных ситуациях, и, как следствие, маргинализация сознания, всплеск разрушительной энергии.

Молодежь интересуется в основном спортом, учебой, искусством и общественной жизнью. Главными ценностями для нее являются: хорошая карьера и свой бизнес, семья и занятие общественной деятельностью.

Все это наиболее выразительно проявляется в повседневном поведении, общении молодых людей, в том числе и в молодежном сленге. Выполняя функцию маркера молодежной субкультуры, сленг становится каналом интенсивного распространения в среде подростков и молодежи ненормативной лексики, отражая тем самым резкое снижение уровня нравственной и духовной культуры.

Данная проблема тем более актуальна, что существенный отрыв, обособленность молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета обусловливает расшатывание основ фундаментальной культуры общества.

Сегодня исключительно актуальной представляется задача корректировки целесообразного воздействия на молодежную субкультуру в целях обогащения ее потенциалом содержательного, созидательного творческого развития молодого человека в противовес широко распространенным ориентациям гедонистического характера.

Конечно, если, возвращаясь к прошлому, говорить о Советском Союзе, то огромным достижением в области молодежной политики были пионерия и комсомол, в рамках которых молодежь могла получить все, начиная от дополнительного заработка, получения специального профессионального образования и заканчивая участием в любой творческой деятельности.

Во времена перестройки о молодежи как бы забыли, у всех появились другие заботы, нужно было учиться выживать в сложившихся условиях - все секции и кружки были закрыты, а молодые люди предоставились сами себе, что не могло не сказаться на поведении, воспитании и культуре молодого поколения. На экранах телевизоров стали появляться американские боевики плохого качества со сценами насилия, наркомании и проституции. В репертуарах кинотеатров доминирующая роль стала принадлежать американским и западноевропейским фильмам, которые фактически стали каналом широкого проникновения в социокультурную среду российского общества западных культурных ценностей, динамичного изменения ценностного содержания отечественной культуры в восприятии молодых. На улицах безнаказанно творили преступления рэкетиры и бандиты. В молодежной среде стали появляться другие идеалы и кумиры.

Как известно, разрушить легче, чем построить, и за годы постперестроечного периода многое было упущено. В итоге перед правительством РФ и региональными властями встала сложная задача возрождения молодежной политики, повышения культурно-образовательного уровня и улучшения бытовых и социальных условий молодых людей.

Безусловно, в Российской Федерации существуют молодежные общественные организации, которые занимаются решением этих проблем, но в большинстве своем о них либо ничего неизвестно, и они практически не стараются привлечь новых членов, либо они принадлежат какой-нибудь партии и занимаются проведением молодежных акций исключительно в интересах политики. Так что реально действующих, активных молодежных организаций крайне мало.

Невзирая на все это, по-прежнему существует активная молодежь, которая ходит в кружки, секции, занимается общественной деятельностью и т. д., но, к сожалению, ее процент в целом по России очень небольшой. В социальном портрете современной молодежи отчетливо проявляются противоречивые черты:

Основными причинами неучастия молодежи в общественных объединениях, по ее собственному мнению, являются неинформированность, нехватка времени, незаинтересованность.

1) возросший уровень образованности и недостаточная согласованность социального и личного смысла образования;

2) признание молодежью социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере;

3) стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

4) желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Многочисленные социологические опросы и исследования позволили составить общий портрет современного молодого человека. И хотя картина получается не такой уж удручающей, какой ее рисует пускай и реалистический, но все же пессимистический взгляд, тем не менее, поводов задуматься - предостаточно. Молодежь интересуется в основном спортом, учебой, искусством и общественной жизнью. Главными ценностями для нее являются: хорошая карьера и свой бизнес, семья и занятие общественной деятельностью.

Представляется, что проблема общественной пассивности детей и молодежи, в общем, не является для молодого поколения достаточно социально значимой, но отсутствие организованного досуга все же беспокоит. Подтверждением этого служит то, что самой актуальной проблемой у молодых людей считается проблема молодежной наркомании и алкоголизма.

Что касается существования детских и молодежных объединений, то, как показывают исследования, знает о них все-таки большинство, но далеко не все осведомлены, чем именно они занимаются. Самым популярным источником информации об этих объединениях являются люди, участвующие в них, и СМИ. Следовательно, чем больше людей занимают в детских и молодежных объединениях, тем больше процент информированности об их деятельности. Исходя из этого, представляется целесообразным шире использовать возможности СМИ и локального, и общероссийского масштаба, чтобы информировать молодежь о деятельности, задачах и программах таких объединений.

Примечательно, что самыми популярными видами общественной деятельности, которыми молодые люди хотели бы заниматься, если бы создали свою организацию, являются организация развлекательных мероприятий, спорт, сплочение по интересам.

Основными же причинами неучастия молодежи в общественных объединениях, по ее собственному мнению, являются неинформированность, нехватка времени, незаинтересованность. При этом процент тех, кому вообще неинтересна общественная деятельность, сравнительно небольшой.

Помимо всего прочего, среди причин безрадостного положения дел в сфере молодежной активности в социальной жизни стоит отметить и низкое материальное обеспечение общественных объединений. И хотя все чаще в подобного рода деятельности спонсорами выступают частные предприниматели и бизнесмены, в целом это, вне всяких сомнений - удел государства.

В России отмечается Всероссийский день молодежи. Какая она, наша молодежь? И чем отличаются современные молодые люди от петербуржцев постарше? За ответами на эти вопросы «Фонтанка» решила обратиться к социологическим исследованиям.

В России сегодня отмечается Всероссийский день молодежи. Какая она, наша молодежь? И чем отличаются современные молодые люди от петербуржцев постарше? За ответами на эти вопросы «Фонтанка» решила обратиться к социологическим исследованиям.

Как видно из исследований Центра стратегического анализа общественных процессов, в сознании петербургского молодого человека общество разделилось на своеобразные касты: бедный - богатый, счастливчик - неудачник, элита - плебс, наш - не наш... При этом практически каждый человек причисляет к определенной группе и себя. Еще с середины 80-х годов у молодежи резко возросла роль личных жизненных ценностей - поэтому сейчас для большинства петербургских девушек и юношей семья превыше всего. При этом юноши стремятся еще и к материальному благополучию, в то время как для девушек имеет значение и духовное, личностное развитие.

Понятия долга и чести стали абстрактными. Современная молодежь вовсе не горит желанием быть нужным людям или приносить им пользу. Гораздо большее значение имеет собственный успех, карьера. Молодежь надеется на свои собственные силы и не собирается ждать помощи от государства или других структур.

Наблюдается интересный парадокс: молодежь настроена весьма оптимистично, уверена в успехе начинаний, однако в то же время весьма пассивна, не желает принимать участия в социальных преобразованиях. Очевидно, в этом виновата система образования, которая воспитывает хороших исполнителей, но не развивает творческие и лидерские качества.

Политикой интересуется примерно половина петербургской молодежи, однако активность в этой сфере заметно снижена. Современные молодые люди поддерживают демократов и либералов, а ценностями для них являются свобода и собственность. Собственность очень важна для половины молодых людей Петербурга и только для трети пенсионеров. Свобода имеет большое значение для половины пенсионеров и 65 процентов молодежи.

Верят в бога порядка 20 процентов молодых людей, не верят - около 17. Остальные в этом вопросе еще не определились либо верят в какие-то другие высшие силы.

Что же касается службы в армии, то проходить ее по-прежнему никто не хочет - избежать призыва желают более половины опрошенных. Однако более 70 процентов молодых людей возьмут в руки оружие, если что-то будет угрожать их жизни или жизни их близких. В то же время мало кто пойдет воевать в том случае, если будет оскорблено национальное достоинство нашей страны (всего 11 процентов).

К наиболее серьезным проблемам страны молодые отнесли наркоманию (61 процент), преступность (37 процентов) и пьянство (24 процента) - треть опрошенных чувствует себя в таком обществе весьма незащищенными.

Молодые люди не доверяют политикам и государству, и это, по-видимому, сдерживает их активность. Более половины опрошенных (52 процента) считают, что чиновники думают только о себе, а не о народе, а 89 уверены в том, что никак не могут влиять на руководство страной.

Александра Балуева,
Фонтанка.ру

Стратегии социализации молодежи в глобальном мире - Сборник научных трудов

Проблема молодёжной девиации в современной россии: причины и пути преодоления

Автором проводится анализ феномена молодёжной девиантности. Особое внимание уделяется анализу причин негативного девиантного поведения молодёжи современной России и возможным путям преодоления данной проблемы.

Ключевые слова: общество, молодёжь, кризис, ценность, норма, девиация,

превенция.

The author carries out the analysis of a phenomenon of youth deviation. The special attention is given to the analysis of the reasons of negative deviation"s behavior of youth in modern Russia and to possible ways of overcoming of this problem.

Key words: society, youth, crisis, value, norm, deviation, preventivity.

Введение (Introduction)

Современное российское общество переживает сложный период развития. Резкая смена социально-экономических отношений привела к состоянию аномии всего общества. Наряду с ростом позитивных девиаций

(экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация определённых социальных групп, низкий уровень духовной культуры общества. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей.

Обсуждение результатов (Discussion)

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». Социальная норма находит своё воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всём том, что прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль

«естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Однако, в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования

и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат адекватного или искажённого отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно

адекватны им, или же вступают в противоречие из-за искажённого религиозного, субъективистского, мифологизированного отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится

«норма», «нормальны» же отклонения от неё.

Из этого следует, что социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня её организованности,

преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Негативные отклонения – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывают её основу

Необходимо отметить, что изменения современного общества отражаются, прежде всего, на качественном, морально-нравственном развитии молодёжи.

Молодёжь представляет собой социально-демографическую общность с характерными возрастными, социально-психологическими особенностями и ценностями, которые обусловливаются уровнем социально- экономического, культурного развития, спецификой социализации и индивидуализации общества.

В современных социокультурных условиях молодёжь выступает значимым социальным субъектом, выполняющим особую роль в социальном

производстве и воспроизводстве. Специфика социальной субъектности молодёжи определяется процессами интеграции в общество.

Целесообразно говорить о молодом поколении как о части социально- возрастной (поколенческой) структуры общества. В таком ключе молодёжь предстаёт в качестве относительно монолитной общности, интегрирующими признаками которой выступают её возрастные границы (14-30 лет),

специфика социального положения и социальных функций, особенности сознания и поведения молодых людей. Но, несмотря на наличие интегрирующих признаков, молодёжь оказывается внутренне неоднородной, сложно-дифференцированной общностью, внутри которой имеют место различия по уровню материальной обеспеченности, основным видам деятельности (учёба, работа, вторичная занятость), уровню образования,

дееспособности и деликтоспособности, степени престижности профессии и другим статусным характеристикам.

В современном российском обществе молодёжь – самая мобильная, перспективная и противоречивая группа. Она наиболее ярко отражает те процессы, которые протекают в стране в последние 10-20 лет. Облик молодёжи сегодня определяет облик общества завтра. 90 – е гг., создав условия для аномии, дезориентации для всех поколений, негативно сказались

и на процессах социализации, преемственности, и на облике молодого поколения.

Современное молодое поколение России переживает эпоху беспрецедентной неопределённости. По мнению В.Т. Лисовского, «налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного

строя».

Фетишизация рыночных отношений и потребления привела к тому, что общечеловеческие, нравственные ценности в настоящее время менее значимы для части молодёжи, чем для старшего поколения.

В ценностном сознании молодёжи можно выделить следующие характеристики:

– амбивалентность, сочетание противоположных оценок;

– нестабильность, изменчивость;

– эклектичность, сочетание элементов различных ценностей;

– отсутствие выраженного интереса к политике и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность;

– «приниженность» идеалов, доминирование прагматических установок;

– ориентация на гедонистические ценности, получение наслаждений;

– преобладание инструментальных ценностей над терминальными.

Многие прежние ценности заменяются «новыми», некоторые из традиционных перемещаются на периферию ценностного сознания, хотя по- прежнему играют значительную роль в мотивационно-ценностной структуре определённой части молодёжи. Её установки и поведение, лишь в большей или меньшей степени, – адекватная реакция на происходящие изменения в

обществе, опирающиеся на собственные представления о значимости тех или иных ценностей, их роли в самореализации, а также слабое влияние российской общественности на формирование у неё здоровых потребностей и укоренение высоких духовных ценностей в сознание и поведение.

В настоящее время в России проблема девиации относится к главной и реальной опасности, которая может подорвать генофонд нации, и в целом –

национальную безопасность Российского государства. В условиях современной России преступность молодеет с каждым годом, причём становится более жёсткой и агрессивной. Если до середины 80-х годов объектом внимания была молодёжь 16-18 лет, то во второй половине 90-х годов уже 14-15 летние подростки, а с начала нового столетия правоохранительные органы активно работают с лицами 8-10 лет .

Социологические исследования свидетельствуют о широком распространении употребления наркотиков в детской и молодёжной среде. За последние десять лет показатель болезненности наркоманией увеличился в

14,8 раза, распространённость употребления наркотиков с вредными последствиями – в 4,5 раза.

Доля потребляющих наркотики или попробовавших их (хотя бы один раз) среди молодёжи в возрасте 12-22 лет составляет 44,8 \%, то есть

примерно 4,9 млн. человек.

Именно поэтому сегодня так остро стоит проблема сохранения национального достояния нашей страны, её духовных ценностей, интеллектуальных и материальных ресурсов.

Рассматривая негативное девиантное поведение молодёжи современной России можно сказать о том, что в его основе лежит:

– низкий уровень коммуникабельности, трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками; повышенная чувствительность и душевная ранимость, приводящие к отчуждению, агрессии, ожесточению; бродяжничество;

– незанятость, бесконтрольность со стороны родителей;

– экономическая нестабильность в стране;

– падение нравственного уровня.

Выводы (Conclusion)

Молодёжная девиация отражает систему социальных отношений в обществе. Характер отклоняющегося поведения молодёжи и его детерминация таковы, что в борьбе с ними должны применяться не только меры уголовной репрессии, но и в первую очередь превентивные подходы. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение

действий экономических, социальных и морально-психологических причин и условий такого поведения. Жизненно-необходима принципиально новая концепция воспитания нового поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение ребёнка из объекта воспитательного воздействия в активного участника процесса социализации личности. Социальная практика многих развитых стран свидетельствует о том, что правильно организованная профилактическая работа в среде детей и

подростков приносит значительный общесоциальный эффект, а также уменьшает число девиаций в молодёжной среде.

В совокупности социальная профилактика отклоняющегося поведения молодёжи включает следующие основные направления:

– минимализация, нейтрализация и по возможности устранения социальных детерминант отклоняющегося поведения детей и подростков;

– сокращение факторов и условий, способствующих ситуациям, при которых дети становятся жертвами преступлений;

– активизация и развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальную социализацию детей и подростков, стимулирующих их социально – нормативное поведение;

– обеспечение реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних детей и подростков с отклоняющемся поведением, в том числе исправления малолетних правонарушителей.

В сложившихся обстоятельствах представляется очевидным, что решение данной проблемы нужно искать в 2-х ракурсах: профилактике потенциальных дезадаптаций и социально-психологической реабилитации и реадаптации детей и подростков, утративших навыки и установки социально-

нормативного поведения.

В связи с отмеченной ситуацией в молодёжном социуме, считаем целесообразным в качестве рекомендательных приоритетных мероприятий по преодолению негативных форм девиации в молодёжной среде предложить: – создание условий для включения молодёжи в социально- экономическую, политическую и культурную жизнь общества; – изучение и

внедрение положительного зарубежного опыта привлечения молодёжи для решения задач в экономической и социальной сферах жизни общества; – анализ и подготовку нормативно-трудовой базы в целях защиты прав молодёжи; – организацию и проведение межрегиональных семинаров и конференций по вопросам социальной работы с молодёжью; – совершенствование деятельности учреждений и организаций, занимающихся различными аспектами профилактики и реабилитации лиц, подверженных

негативной девиации: – разработку и реализацию мер по правовой защите и социальной адаптации молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; – организацию досуговой деятельности, ориентированной на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; – пропаганду здорового образа жизни молодёжи; – методическое обеспечение организаций, работающих с молодёжью по месту

жительства в сфере досуга и спорта; – активизацию деятельности института цензуры в СМИ и условиях префигуративного общества; – разработку и реализацию мер, способствующих укреплению института семьи и брака.

Список литературы

1. Ивлев А.В., Шевченко Е.В. Механизмы и принципы межсекторного и межведомственного взаимодействия в работе с молодёжью группы риска// Социальные технологии, исследования. – 2009. – № 6. – С.64-74.

2. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодёжи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С.83-90.

3. Румянцев В.А. К вопросу о ценностях и ценностных ориентациях

молодёжи// Социальные технологии, исследования. – 2009. – № 3. – С.31–41.

4. Таланов С.Л. Социализация молодёжи: опыт социологического анализа// Alma mater. – 2009. – № 2. – С.27–30.

5. Явон С. В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодёжи// Социально – гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С.154-165.

Ю. Ю. Кушнерова

Сибирская академия государственной службы, Новосибирск, Россия