приказ №____

Положение о библиотечном фонде

образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду № 4 «Алёнка» комбинированного вида городского округа Звенигород (далее по тексту –Учреждение).

1. Общие положения

1.1. Данное Положение регулирует порядок деятельности библиотеки, созданной в дошкольном учреждении.

1.2. В своей деятельности библиотека руководствуется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными актами по вопросам дошкольного образования.

1.3. Библиотека является составной частью методической службы дошкольного учреждения и включена в воспитательно-образовательный процесс в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.4. Цели библиотеки соотносятся с целями образовательного учреждения: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном обществе.

1.5. Образовательное учреждение несет ответственность за содержание литературы, представленной в библиотеке.

1.6. Обслуживание участников образовательного процесса организуется в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

2. Основные задачи библиотеки

Основными задачами библиотеки являются:

2.1. Обеспечение участникам воспитательно-образовательного процесса – воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) детей – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами дошкольного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD-диски) и других.

2.2. Формирование у дошкольников первоначальных навыков пользования библиотечным фондом, информационными ресурсами; знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями.

2.3. Воспитание у дошкольников потребности в посещении библиотеки, общении с книгой.

2.4. Организация содержательного досуга детей.

2.5. Воспитание культуры чтения у дошкольников.

2.6. Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.

3. Основные функции библиотеки в ДОУ

Функциями библиотеки дошкольного учреждения являются:

3.1. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов дошкольного учреждения.

3.2. Создание информационной продукции: организация и ведение справочно-библиографического аппарата (алфавитных, систематических каталогов, картотек, электронного каталога), разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и т. п.).

3.3. Библиотечно-информационное обслуживание воспитанников:

предоставление литературы, информационных ресурсов на различных носителях;

организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, информационными ресурсами, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями;

организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности.

3.4. Библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов, связанных с воспитанием, развитием и обучением детей;

удовлетворение запросов пользователей и информирование о новых поступлениях в библиотеку.

3.5. Библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) воспитанников:

консультирование по вопросам организации семейного чтения, знакомство с информацией по воспитанию детей;

предоставление литературы и других информационных ресурсов.

4. Организация деятельности библиотеки

4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с учебным и воспитательным планами дошкольного учреждения.

4.2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель детского сада в соответствии с уставом учреждения.

4.3. Режим работы библиотеки определяется ответственным лицом (старшим воспитателем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка и режимом работы дошкольного учреждения.

5. Управление деятельностью библиотеки

5.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель дошкольного учреждения.

5.2. Руководство библиотекой осуществляет старший воспитатель (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед руководителем образовательного учреждения, воспитанниками и их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки.

6. Права и обязанности пользователей библиотеки

6.1. Пользователи библиотеки имеют право:

получать полную информацию о составе библиотечного фонда;

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

получать во временное пользование печатные издания и другие источники информации;

участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю дошкольного учреждения.

6.2. Пользователи библиотеки обязаны:

соблюдать правила пользования библиотекой;

бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

поддерживать порядок расстановки литературы в открытом доступе библиотеки,

расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (воспитатель – за книги, полученные на группы); сотрудники и родители – в "Книге учёта методической литературы".

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 г. Орска»

ПРИКАЗ

от 28.02.2014г № 40/3

Об утверждении положения о библиотечном фонде образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить положение о библиотечном фонде образовательной организации.

2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте учреждения до 10 марта 2014 года.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 28 февраля 2014 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заведующий Л.В.Максимова.

Утверждено
приказом НОЧУ "УМЦ ВОГ"
от 01.07.2017 г. №__

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕЧНОМ ФОНДЕ

НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "Учебно-методический центр ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ГЛУХИХ"

(НОЧУ "УМЦ ВОГ")

1.​ Общие положения

1.1. Деятельность с библиотечным фондом НОЧУ «УМЦ ВОГ» (его комплектование, пополнение, пользование, обеспечение сохранности и т.п.) организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом НОЧУ «УМЦ ВОГ» (далее - Образовательная организация), основываясь на российских культурных и образовательных традициях.

1.2. Цель создания библиотечного фонда. Создание библиотечного фонда базируется на образовательной и просветительной функции, направленной на:

Формирование и расширение знаний и культуры личности;

Использование достижений общечеловеческой культуры и знаний об особенностях людей, имеющих различные физические ограничения (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепоглухие) и пользующихся беззвучным языком с окружающим миром – ручным, жестовым языком;

На обеспечение учебно-методического сопровождения учебно- образовательного процесса;

Повышение эффективности учебно-информационного обслуживания Слушателей учебных курсов (далее – Слушатели) Образовательной организации.

1.3. Библиотечный фонд Образовательной организации содержит разнообразную литературу (в том числе: учебно-методическую литературу по направлению образовательных программ, научно-популярную, художественную и другую), которая предоставляется во временное пользование физическим и юридическим лицам.

1.4. Библиотечный фонд доступен как для Слушателей, так и для работников и преподавателей Образовательной организации, а также других работников образовательных учреждений, родителей (опекунов) обучающихся несовершеннолетних физических лиц. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.

1.5. Порядок доступа к библиотечному фонду и библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются в правилах пользования библиотечным фондом.

2.​ Задачи библиотеки

2. Задачи библиотечного фонда:

2.2.1. Обеспечение учебно-образовательного процесса и содействие самообразованию Слушателей путем информационно-библиотечного обслуживания Слушателей, педагогов и других категорий читателей, пользователей библиотечным фондом.

2.2.2. Формирование у Слушателей, читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

3.​ Базисные функции библиотечного фонда

3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-информационную культуру Слушателей и других пользователей (читателей), участие в учебно-образовательном процессе.

3.2. Основные функции библиотечного фонда: образовательная, информационная, культурная.

3.3. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной направленностью (программами) Образовательной организации.

3.4. Библиотечный фонд с основном комплектуется по профессионально-отраслевому составу: учебной, справочной, методической, научно-педагогической, научно-популярной литературы, периодических изданий, литературы профессиональной направленности для преподавателей Образовательной организации.

Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от количества и контингента Слушателей, специфики обучения.

3.5. Информационно-библиотечное обслуживание Слушателей, читателей, педагогов, родителей, консультирование при поиске и выборе книг (учебников), проведение с читателями консультаций по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

3.6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

3.7. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых форм работы (бесед, выставок, обсуждений книг, читательских литературных вечеров, викторин и др.).

3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.

3.10. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

3.11. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

3.12. Организация в установленном порядке продажи, списанных из основного и учебного фондов книг и учебных пособий (учебников).

3.13. Информирование читателей о порядке пользования библиотечным фондом Образовательной организации.

3.14. Выполнение на коммерческой (договорной) основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.

3.15. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

3.16. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

4.​ Организация и управление библиотечным фондом

4.1. Основное условие создания библиотечного фонда – это наличие первоначального фонда, источника финансирования для комплектования и пополнения учебно-литературного фонда, назначение должностного лица (либо возложение обязанностей), ответственного за сохранность фонда и обслуживание читателей.

4.2. Руководство библиотечным фондом, контроль за его комплектованием и сохранность, а также создание комфортной среды для читателей, осуществляет директор Образовательной организации.

4.3. Ряд функций по работе с библиотечным фондом делегируется директором Образовательной организации штатному работнику Образовательной организации (методисту и др.).

4.4. Сведения о библиотечном фонде включаются в ежегодные отчеты Образовательной организации по осуществлению уставной образовательной деятельности.

4.5. График пользования библиотечным фондом устанавливается в соответствии с расписанием учебных занятий в Образовательной организации, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Один раз в три месяца библиотечный фонд подвергается санитарной обработке и проверке сохранности фонда.

4.6. Должностному лицу, ответственному за состояние библиотечного фонда, исходя из финансовой возможности Образовательной организации, может устанавливаться надбавка к должностному окладу на основании локальных нормативно-правовых документов Образовательной организации с учетом объемов и сложности работ.

5.​ Права, обязанности и ответственность работника

за состояние библиотечного фонда

5.1. Должностное лицо, на которого возложена обязанность (функции) работы с библиотечным фондом имеют право:

5.1.1. Вносить предложения в правила пользования библиотечным фондом и другую регламентирующую документацию (размер компенсаций ущерба, нанесенного пользо​вателями библиотечного фонда и т.п.).

5.1.2. На дополнительную оплату труда, предусмотренную зако​нодательством Российской Федерации и установленными нормативно-локальными актами Образовательной организации.

5.1.3. На дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск до 3 (трех) рабочих дней за дополнительную работу с библиотечным фондом Образовательной организации, ремонт учебных пособий, их санитарную обработку и т.п., исходя из финансовой возможности Образовательной организации.

5.1.4. На повышение квалификации в области работы с библиотечными фондами Образовательных организаций.

5.2. Работники, на которых возложены функции по работе с библиотечным фондом, несут ответственность за:

5.2.1. соблюдение трудовых функций по работе с библиотечным фондом, регламентируемых зако​нодательством Российской Федерации о труде и нормативно-локальными актами Образовательной организации.

5.2.2. Ненадлежащее выполнение функций, предусмотренных настоящим Поло​жением и должностными обязанностями (должностной инструкцией), повлекших за собой нанесение ущерба библиотечному фонду Образовательной организации.

5.2.3. Должностное лицо, на которого возложена обязанность (функции) работы с библиотечным фондом, несет материальную ответственность за сохранность библиотечного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Из Положения вы узнаете, как формируется школьный фонд учебников, о порядке его учета и выдачи, как обеспечивается сохранность и каковы требования к сохранности библиотечного фонда учебников, а также о правилах пользования учебниками и ответственности всех участников образовательного процесса от директора школы до обучающихся и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 605

с углубленным изучением немецкого языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПОЛОЖЕНИЕ

  1. Общие положения …………………………………………………………………. 3
  2. Формирование фонда учебников…………………………….. 4
  3. Порядок учета фонда учебной литературы…………………. 5
  4. Порядок выдачи учебников…………………………………... 6
  5. Обеспечение сохранности библиотечного

фонда школьных учебников…………………………………. 8

  1. Правила пользования учебниками для учащихся

и родителей…………………………………………………… 9

  1. Требования к использованию и обеспечению

сохранности учебников………………………………………. 9

  1. Ответственность участников образовательного процесса… 10

ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОМ БИБЛИОТЕЧНОМ ФОНДЕ УЧЕБНИКОВ,

ПОРЯДКЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, УЧЕТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ

  1. Общие положения .

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 35;
  • Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013г. №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», ст.7;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Инструкцией от 24.08.2000 г. № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений»;
  • Инструкцией от 23.05.1978 г. «О создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» ;
  • Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда от 08.10.2012г. №1077;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2013 г. №01-16-23/13-0-1 «О направлении Методических рекомендаций для образовательных учреждений по выбору учебников, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.11.2013г. №2585-р «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания»;
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 г. № 820-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 06.11.2013 № 2585-р»;
  • Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок и механизм формирования, учета, сохранности и предоставления в пользование учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов обучающимся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга (далее – школа), осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

1.3. Настоящее Положение является локальным актом школы, рассматривается и принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора школы. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в таком же порядке.

1.4. Понятия, используемые в Положении:

  • Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида. Может быть представлен в печатной и электронной форме.
  • Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
  • Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.).
  • Средства обучения и воспитания – другие источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.

1.5. Целью настоящего положения является создание условий для максимального обеспечения учебной литературой учащихся школы, повышение ответственности педагогического коллектива и семьи за правильное, рациональное использование школьных учебников, организация работы среди учащихся и их родителей по воспитанию осознанного, бережного отношения к учебнику.

  1. Формирование фонда учебников .
  1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы ведется на основе Списка учебников, учебных и учебно-методических пособий, применяемых в образовательном процессе школы № 605. Данный список составляется ежегодно в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в школе, учебным планом школы и Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ.
  2. Школа самостоятельна в выборе и определении:
  • комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания определяется спецификой содержания и формой организации образовательного процесса.
  1. Фонд учебной литературы комплектуется на средства бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
  2. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников осуществляет руководитель образовательного учреждения.
  3. Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в Федеральный перечень учебников, согласованных на педагогическом совете и утвержденных приказом директора школы.
  4. Для эффективной организации образовательного процесса используется учебно-методическое обеспечение из одной предметно-методической линии.
  5. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает следующие этапы:
  • работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях;
  • подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
  • предоставление списка учебников педагогическому совету на согласование и утверждение;
  • диагностика уровня обеспеченности учащихся учебной литературой на следующий учебный год, составление перспективного плана комплектования учебного фонда;
  • оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным списком учебников и планом комплектования;
  • проведение аукциона и заключение договора с поставщиком о закупке учебной литературы;
  • прием и учет вновь поступившей учебной литературы в библиотеке.
  1. Порядок учета фонда учебной литературы.
  1. Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится отдельно от основного фонда школьной библиотеки.
  2. К библиотечному фонду учебной литературы относятся учебники, учебные пособия, орфографические словари, математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, контурные карты.
  3. Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает поступление, выбытие, общую величину фонда учебников, и служит основой его правильного формирования, целевого использования и сохранности, осуществления контроля за наличием и движением учебников.
  4. Учет библиотечного фонда школьных учебников организуется в соответствии с основными положениями Методических рекомендаций по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений», утвержденных Приказом Министерства образования от 24.08.2000 № 2488.
  5. Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
  6. Все операции по учёту производятся заведующей библиотекой, стоимостный учёт ведётся бухгалтерией, обслуживающей школу. Инвентаризация учебного фонда и сверка данных библиотеки и бухгалтерии проводится ежегодно.
  7. Учёт учебной литературы осуществляется групповым способом и ведется в «Книге суммарного учёта» (далее - КСУ). КСУ учебников хранится в библиотеке постоянно.
  8. КСУ состоит из трех частей:

Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее количество поступивших учебников и их стоимость с обязательным указанием номера и даты сопроводительного документа. Номер записи ежегодно начинается с № 1 и идёт по порядку поступлений.

Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества списанных учебников на общую сумму. Нумерация записей о выбывших изданиях из года в год продолжается.

Часть 3. Итоги учёта движения фондов. В третьей части записываются итоги движения фонда учебников:

  • общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму;
  • общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму;
  • общее количество учебников, состоящих на учете на 1 января последующего года, на сумму.

3.5. Индивидуальный (групповой) учёт учебников осуществляется в картотеке учёта учебников на каталожных карточках стандартного размера. На карточке указывается регистрационный номер, библиографическое описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с указанием цены. При неоднократном поступлении учебника, не имеющем отличий, кроме года издания и цены, все поступления заносятся на единую карточку. Если же в учебнике внесены дополнения и изменения, то на него заводится новая карточка. Карточки расставляются в учётную картотеку по классам, а внутри классов − по предметам. После списания всех учебников карточки изымаются из картотеки.

3.6. Учетные карточки учебников регистрируются в «Журнале регистрации учётных карточек библиотечного фонда школьных учебников», который ведется по образцу: номер по порядку, название, класс, № акта выбытия карточки.

3.7. Учёту подлежат все виды учебников и учебных пособий. Рабочие тетради, дидактические материалы, таблицы, прописи, контурные карты, атласы являются документами временного характера. Их учёт производится в «Тетради учёта документов временного характера».

3.8. Учебники, утерянные и принятые взамен, учитываются в «Тетради учёта утерянных и принятых взамен учебников». Взамен утерянных или испорченных учебников принимаются учебники того же названия, автора и издательства.

3.9. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На каждый вид списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию») составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта хранится в библиотеке, другой передаётся под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Списанные по акту учебники сдаются в соответствующие организации по заготовке вторичного сырья. Деньги от сдачи учебников вносятся на расчетный счет школы.

3.10. Часть учебников, находящихся в удовлетворительном состоянии, после списания может выдаваться учащимся для подготовки к экзаменам, передаваться в учебные кабинеты или использованы для ремонта других учебников.

  1. Порядок выдачи учебников.
  1. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о библиотеке, Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
  2. К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, относятся:
  • обучающиеся, осваивающие программу начального общего образования;
  • обучающиеся, осваивающие программу основного общего образования;
  • обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования.
  1. Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Обеспечение обучающихся указанными изданиями осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки. Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями.
  2. Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.12.2011г. № МД-1634/03).
  3. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов, дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, родители (законные представители) приобретают самостоятельно.
  4. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий на период получения образования учебники предоставляются в пользование бесплатно.
  5. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного пользования учителя школы приобретают самостоятельно. Если данные издания имеются в наличии в фонде библиотеки, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно.
  6. Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются обучающимся школы в личное пользование по одному комплекту сроком на один год независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны. Второй комплект учебников может быть выдан по заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося при наличии свободных экземпляров в библиотеке.
  7. Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники на класс классным руководителям 1-11 классов по графику, утвержденному директором школы. Выдача учебной литературы классным руководителям фиксируется в «Книге выдачи учебников» и подтверждается подписью классного руководителя.
  8. Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия из фонда библиотеки у классных руководителей в начале учебного года. Выдача учебников и учебных пособий родителям 1-х классов и обучающимся 2-9 классов фиксируется классными руководителями в «Ведомости выдачи и возврата учебников» и подтверждается личной подписью одного из родителей обучающегося в 1 классе, а во 2-11 классах – личной подписью обучающегося. «Ведомости выдачи и возврата учебников» хранятся в библиотеке. Классные руководители 1-11 классов проводят беседу-инструктаж обучающихся своего класса и их родителей (законных представителей) о правилах пользования учебниками.
  9. В исключительных случаях учащиеся (должники, вновь прибывшие, а также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летнее обучение) получают учебники у библиотекаря. Учебники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ обучающимся 9-х и 11-х классов и вновь прибывшим выдаются только при наличии их в библиотеке. Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется в читательских формулярах под личную подпись учащихся.
  10. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. В течение одной недели обучающиеся должны просмотреть все учебники и учебные пособия, выданные им в личное пользование. При обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала (отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его родители (законные представители) могут обратиться в библиотеку для замены его другим. Учебник может быть заменен при его наличии в фонде библиотеки. По истечении указанного срока претензии по внешнему виду и качеству учебника библиотекой не принимаются, а ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несет тот учащийся, который ими пользовался.
  11. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного года из школы в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, предоставленные в личное пользование обучающихся, возвращаются в библиотеку школы. В случае порчи или утери учебника, учебного или учебно-методического пособия, предоставленного обучающемуся в личное пользование, родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник.
  12. Учащиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы обязаны полностью рассчитаться с библиотекой (по обходному листу).
  13. Возврат учебнико в в конце учебного года осуществляется по графику, составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором школы. Прием учебников производится:
  • от обучающихся 1 – 8, 10 классов - классными руководителями;
  • от обучающихся 9 и 11 классов - заведующей библиотекой совместно с классными руководителями. Классный руководитель обеспечивает 100% явку учащихся со всеми учебниками в соответствии с графиком.
  1. Учащиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.
  1. Обеспечение сохранности библиотечного фонда школьных учебников.
  1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи и хищений.
  2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
  3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от основного фонда.
  4. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников возлагается на директора школы и заведующего библиотекой.
  5. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом. Они же, при необходимости, осуществляют ремонт.
  6. В случае утери или порчи учебника родители (законные представители) возмещают нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
  7. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2 раза в год (сентябрь и апрель) библиотекой проводятся выборочные рейды по проверке состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся до классного руководителя, при необходимости до завуче по УВР. По результатам проверки составляется акт.
  8. Критерии по проверке состояния учебников:
  • Наличие записи о принадлежности учебника учащемуся;
  • Наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию уроков);
  • Наличие обложек на учебниках;
  • Внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей, порезов, рваных страниц, повреждений переплётов в учебниках);
  • Для 1 – 4 классов - наличие закладок.
  1. Правила пользования учебниками для учащихся и родителей:

6.1. Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные образовательными программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки бесплатно.

6.2. Учебники выдаются учащимся сроком на один год, независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и продажи. Возврат учебников гарантируется родителями (законными представителями).

6.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд школ района.

6.4. Учащиеся должны подписать каждый учебник, полученный из фонда школьной библиотеки (учебный год, фамилия, имя, класс).

6.5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.

6.6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.

6.7. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по необходимости ремонтировать их.

6.8. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в конце учебного года, до летних каникул.

6.9. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения (до получения аттестата).

6.10. Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники перед получением документов.

6.11. В случае порчи или утери учебников учащиеся обязаны возместить их новыми или равноценными по согласованию с заведующей библиотекой.

6.12. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников несут как учащиеся, так и их родители.

  1. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников.
  1. Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие одной или более страниц, склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация, потрепанность блока или переплета).
  2. При использовании учебника 1 год в отличном состоянии : чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва переплета от блока.
  3. При использовании учебника 2-3 года , он должен быть сдан в школьную библиотеку в хорошем состоянии : чистым, целым, допускаются незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки переплета, корешок (но не порван).
  4. При использовании учебника 4-5 лет , он должен быть сдан в школьную библиотеку , пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 1 см. от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
  5. При использовании учебника 6 лет и более , он должен быть сдан в школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии , пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 2-3 см от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
  6. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной бумагой , либо широким прозрачным скотчем.
  1. Ответственность участников образовательного процесса.
  1. Директор школы несет ответственность за организацию работы по своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников, обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
  2. Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе определяют потребность школы в учебниках, соответствующих программам обучения, осуществляют контроль за использованием педагогическими работниками в ходе образовательного процесса учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов в соответствии со списком, определенным школой, совместно с учителями и заведующей библиотекой осуществляет контроль за выполнением учащимися единых требований по использованию и сохранности учебников.
  3. Классные руководители несут ответственность за воспитание у учащихся бережного отношения к учебной книге, за состояние учебников и учебных пособий обучающихся своего класса в течение учебного года, своевременную выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебно-методических пособий в библиотеку в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
  4. Заведующая библиотекой несет ответственность за достоверность информации об обеспеченности учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами обучающихся школы, за организацию работы библиотеки по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов обучающимися, за сохранность библиотечного фонда учебной литературы.
  5. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за сохранность полученных учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов и возмещают их утрату или порчу библиотеке школы.
  6. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов, полученных из фонда школьной библиотеки.

Согласовано с Советом родителей ГБОУ школа № 605

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора Дальневосточной
государственной научной библиотеки

Положение
о сохранности фондов
Дальневосточной государственной научной библиотеки

Настоящее положение регламентирует обеспечение сохранности фондов на основе дифференцированного подхода к документам различной значимости, устанавливает общие и специфические требования к формированию, сохранению и использованию фондов, обеспечение их безопасности.
Основные части: общие положения, формирование и учёт фондов, хранение фондов, использование фондов, обеспечение безопасности фондов, профилактическая работа с сотрудниками и читателями ДВГНБ, ответственность за обеспечение сохранности фондов.

1. Общие положения

1.1. Сохранность фонда рассматривается как сохранение целостности фондов и нормального физического состояния документов; обеспечивается комплексом мер по безопасности фондов и консервации документов.
1.2. Принципы обеспечения сохранности фондов ДВГНБ определяются ее статусом центральной библиотеки Хабаровского края, универсального депозитария федерального значения, выполняющего функции постоянного хранения обязательных федеральных экземпляров документов и их общественное использование.
1.3. Фонды ДВГНБ, как особо ценного объекта национального и культурного достояния Хабаровского края, неотчуждаемы и находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством РФ.
1.4. Правовая охрана обеспечивается:
- Конституцией РФ;
- Законом о библиотечном деле РФ;
- Законом об обязательном экземпляре РФ;
- Законом об информации, информатизации и защите информации;
- Законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры;
- Уставом Дальневосточной государственной научной библиотеки.
1.5. Меры, обеспечивающие сохранность фондов, регламентируются стандартами в области информации, библиотечного и издательского дела; нормативной, инструктивно-методической и технологической документацией общегосударственного, ведомственного, общебиблиотечного и внутриструктурного уровня.

2. Формирование и учёт фондов

2.1. При поступлении в ДВГНБ все документы регистрируются, на них ставится печать ДВГНБ, они учитываются в Книгах суммарного и индивидуального учёта. Контроль над учётом документов осуществляется в отделе комплектования.
2.2. Документы, поступающие в качестве докомплектования фондов, проходят обязательный профилактический осмотр специалистом сектора консервации библиотечных фондов краевого научно-исследовательского центра книжных памятников (КНИЦКП).
2.3. Каждому документу присваивается сигла хранения.
2.4. В процессе библиотечной обработки документов сотрудниками Центра корпоративных информационных библиотечных ресурсов (ЦКИБР) осуществляется контроль над их физической сохранностью и над полнотой передачи из одного структурного подразделения в другое.

3. Хранение фондов

3.1. Фонды ДВГНБ сохраняются как составная часть национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и как основа универсального депозитария федерального значения.
Книжные памятники, рукописные документы, представленные в фонде научно-исследовательского центра книжных памятников, сохраняются как часть Единого фонда книжных памятников и государственного архивного фонда РФ.
3.2. Система фондов ДВГНБ, исходя из их назначения, предусматривает согласованные сроки хранения документов и приоритеты в обеспечении их сохранности. В соответствии с этим фонды подразделяются на четыре группы:
- первая группа включает фонды, подлежащие бессрочному хранению и особой защите документов: фонд ценных и редких изданий, рукописей;
- вторая группа представляет фонды документов постоянного и длительного хранения, сроки хранения которых зависят от значимости документов, эксплуатационных свойств носителей информации, возможности воспроизведения: основные фонды, фонды микроформ и электронных документов;
- третья группа включает фонды документов, сроки хранения которых ограничиваются периодом их функциональной востребованности: справочно-информационные, подсобные фонды и резервный фонд печатных изданий;
- четвертая группа – это обменные фонды, имеющие минимальные сроки хранения.
3.3. Хранение фондов осуществляется на основе их кооперации, определяющей перераспределение документов в системе фондов.
3.4. В центральный основной фонд (книжных изданий) передаются документы из:
- специализированного фонда справочных, библиографических документов (по мере утраты актуальности); - специализированного фонда литературы по библиотековедению, библиографоведению, книговедению (по мере утраты актуальности).
3.5. В обменный фонд внутригосударственного книгообмена направляются документы из действующих фондов (дублетные и непрофильные документы).
3.6. Из резервного в действующие фонды передаются документы для докомплектования.
3.7. Фонды ДВГНБ размещаются в изолированных, специально оборудованных помещениях в соответствии с ГОСТ 7.50-2002.
3.8. Температурно-влажностный режим в фондохранилищах контролируется сотрудниками КНИЦКП.
3.9. Санитарно-гигиенический режим хранения фондов обеспечивается отделами-фондодержателями совместно со вспомогательными службами.
3.10. Уборка фондохранилищ структурных подразделений производится ежедневно в присутствии сотрудников данных отделов.
3.11. Обеспыливание фондов осуществляется сотрудниками ДВГНБ регулярно в соответствии с методическими рекомендациями КНИЦКП.
3.12. Постоянные микологический и энтомологический надзоры за состоянием документов осуществляется специалистами КНИЦКП.
3.13. При выявлении в фондах документов, поражённых биологическими вредителями, сотрудниками КНИЦКП проводится их дезинфекция и дезинсекция. В целях повышения жизнестойкости документов (памятников) книжные издания в мягких обложках переплетаются; документы – памятники закладываются в контейнеры.
3.14. Организацию переплётных работ в ДВГНБ в целом курирует заместитель директора, исполняет работу отдел переплётных работ. За подготовку и передачу изданий в переплёт, получение их обратно несут ответственность отделы-фондодержатели.
3.15. В целях обеспечения сохранности книжных памятников и депозитных документов, не имеющих дублетных экземпляров, а также пользующихся повышенным спросом читателей, создаются их копии для использования: микрофильмы, ксерокопии, электронные копии и др.
3.16. Ветхие документы переплетаются, реставрируются, заменяются идентичными экземплярами-копиями или списываются – в зависимости от того, к какой группе относится документ и его физического состояния.
3.17. Книжные памятники реставрируются высококвалифицированными специалистами-реставраторами. Дублетные экземпляры книжных памятников реставрируются или реконструируются.
3.18. Экземпляры постоянного хранения в зависимости от ценности реставрируются, повторно переплетаются, заменяются идентичными экземплярами или копиями.
3.19. Отделы-фондодержатели производят регулярную проверку фондов согласно утверждённому в ДВГНБ графику проверки библиотечных фондов: наиболее ценные редкие издания, хранящиеся в сейфах – ежегодно; фонд КНИЦКП – один раз в 3 года; фонд объёмом до 100 000 экземпляров – один раз 5 лет, Центральный основной фонд – свыше 1 млн. экземпляров – поэтапно в течение 15 лет.
Результаты проверок оформляются соответствующей документацией (актами), обсуждаются на заседаниях Фондовой комиссии и докладываются директору библиотеки.
3.20. Не обнаруженные при проверке фонда документы разыскиваются, не найденные заменяются идентичными экземплярами или копиями, а по истечении 1 года после тщательного анализа фактов утраты и принятия необходимых мер по недопущению ущерба в дальнейшем, отсутствующие в фонде документы исключаются из фондов в установленном порядке.

4. Использование фонда

4.1. Фонды ДВГНБ организуются во взаимосвязанную систему и в зависимости от их назначения делятся на действующие и недействующие (обменные, резервные).
4.1.1. Действующие фонды подразделяются на основные и дополнительные (подсобные) и предназначены для удовлетворения запросов читателей и абонентов. Среди основных фондов выделяются Центральный основной фонд отдела обслуживания и фондов (ООиФ) и специализированные фонды, дифференцируемые по различным признакам (ГОСТ 7.60-90):
а) ценность документа:
- фонд редких и ценных изданий; рукописей;
б) язык публикации:
- фонд изданий на иностранных и национальных языках;
в) вид документа по материальной конструкции и знаковой природе информации:
- фонд журналов, газет (фонд периодических изданий);
- фонд картографических изданий;
г) тип документа:
- фонд справочных, информационно-библиографических изданий;
д) вид документа по целевому назначению:
- фонд нормативных производственно-практических изданий;
е) тематика документов:
- фонд неопубликованных и книжных документов по культуре и искусству;
-фонд литературы по библиотековедению, библиографоведению,
книговедению;
- фонд литературы по искусству;
- фонд сельскохозяйственной литературы;
- фонд краеведческой литературы;
ж) периодичность и хронология изданий:
- фонд текущих периодических изданий;
з) характер информации:
- авторефераты диссертаций;
-тезисы докладов, материалы конференций, инструкции, учебные программы, пособия (фонд изданий групповой обработки);
и) носитель информации (аудиовизуальные материалы) (ГОСТ 7.69-95)
- фонд фонодокументов (пластинки, компакт-диски, аудиокассеты);
- фонд фотодокументов;
- фонд документов на микроформах (микрофильмы);
- фонд видеодокументов (видеокассеты, CD-ROM, DVD);
- фонд сетевых и локальных электронных документов (электронная библиотека ДВГНБ).
4.1.2. Недействующие фонды включают запасные и обменные фонды.
4.1.2.1.Запасные (резервные и архивные) представляют собой документные собрания, предназначенные для обеспечения полноты действующих фондов путем их докомплектования при возможной утрате или износе основного экземпляра. К резервным относится фонд дублетных краеведческих изданий, включая фонд изданий ДВГНБ. Архивный фонд электронных документов создается как сово¬купность документов на оптических компакт-дисках, используемых в качестве основы для восстановления утраченных или испорченных сетевых версий документов электронной библиотеки ДВГНБ. Создаются также электронные копии на сервере.
4.1.2.2. Обменные фонды представляют собой документные собрания, многоотраслевые по содержанию, обеспечивающие пополнение действу-ющих фондов и освобождение их от непрофильной, излишне дублет¬ной литературы.
Обменные фонды предназначены для докомплектования фондов библиотек Хабаровского края системы министерства культуры и библиотек других систем и ведомств. Резервные фонды предназначены для докомплектования фондов ДВГНБ.
4.2.Выдача документов в читальные залы, по МБА, сотрудникам ДВГНБ и их возврат регламентируется внутренней нормативно-правовой документацией.
В отношении книжных памятников соблюдается приоритет сохранности над доступностью: преимущественное обслуживание копиями, предоставление оригиналов для исследовательских целей в специализированных читальных залах библиотеки или специально приспособленных помещениях, в просветительских и воспитательных целях через музейные экспозиции и выставки.
Депозитные экземпляры (кроме звукозаписей) используются в читальных залах, выдаются по МБА. Депозитные экземпляры грампластинок используются только для перезаписи на электронные и др. носители.
Дублетные экземпляры и копии (кроме звукозаписей) выдаются по МБА, могут выставляться в открытом доступе для читателей. Обслуживание звукозаписями осуществляется путем трансляции звука в читальный зал – без выдачи документа пользователю.
4.2.1. Выдача документов из основных фондов за пределы ДВГНБ осуществляется по МБА с обязательным заключением договора с учреждением или индивидуальным лицом, в котором прописана их ответственность за сохранность документов. Выдача документов из подсобных фондов во временное пользование читателям осуществляется по системе абонементного обслуживания. В экспонировании звукозаписей используется только конверт или другой вид упаковки, представляющий информацию о документе. Для звукового оформления экспозиции и иных культурно-общественных мероприятий звукозаписи из фонда не выдаются.
4.2.2. Отделы-фондодержатели осуществляют контроль над сроками пользования выданными документами. Ответственность за соблюдение читателями сроков пользования документами несут заведующие отделами, сотрудники ДВГНБ.
4.2.3. Взаиморасчет между читальными залами отдела обслуживания и группами отделов-фондодержателей в процессе использования редких, ценных и пользующихся повышенным спросом изданий осуществляется по специальной инструкции.
4.2.4. Хранители фондов, сотрудники структурных подразделений библиотеки осуществляют постоянный контроль над доступом к фондам в хранилищах, за работой читателей в залах, за правильностью использования изданий в отделах библиотеки.

5. Обеспечение безопасности фондов

5.1. Безопасность фондов обеспечивается защитой документов от краж и хищений, актов вандализма, стихийных бедствий и аварийных ситуаций.
5.1.1. В целях обеспечения безопасности фондов осуществляется:
- круглосуточная охрана и пропускной режим в служебных помещениях и на всей территории ДВГНБ в рабочее и внерабочее время, праздничные и выходные дни;
- разработка и внедрение комплекса мер по сохранности фондов ДВГНБ, прогнозированию, предотвращению и пресечению актов вандализма, порчи и хищения фондов;
- комплекс мер по противопожарной профилактике и защите на случай пожара;
- оперативное взаимодействие ДВГНБ с правоохранительными органами и аварийно-спасательными службами при различных типах чрезвычайных ситуаций.
5.1.2. С целью сохранения национального, научного, культурного и исторического наследия страны в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций существует план эвакуации фонда редких и ценных изданий.

6. Профилактическая работа с сотрудниками и читателями ДВГНБ.

В библиотеке постоянно ведётся воспитательная работа, направленная на обеспечение сохранности фондов: - распространяются знания о ценности, уникальности фондов ДВГНБ, значимости проблем обеспечения их сохранности;
- осуществляется популяризация правил обращения с документами, хранящимися в фондах библиотеки;
- предаются широкой гласности меры поощрения и наказания в области сохранности фондов.

7. Ответственность за обеспечение сохранности фондов

7.1.Ответственность за обеспечение сохранности документов в процессе их комплектования, обработки, хранения и использования несут администрация и сотрудники ДВГНБ в соответствии с должностными обязанностями и действующим законодательством.
7.1.1.Ответственность за сохранение фондов возлагаются на отделы: краевой научно-исследовательский центр книжных памятников, отдел обслуживания и фондов, отдел краеведческой литературы, международный информационный центр, информационно-библиографический отдел, центр информационных ресурсов по искусству, абонемент, отдел сельскохозяйственной литературы, отдел периодической печати, отдел нормативно-технической документации и библиографии; отдел аудио-визуальной информации, отдел обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста, отдел обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста, эстетический отдел, сектор информационного обслуживания детей, сектор научно-методической деятельности по работе с детьми.
Организационно-методическое руководство работой с книжными памятниками осуществляется заместителем директора по направлению деятельности.
7.1.2.Ответственность за сохранение депозитных материалов между отделами, владеющими основными фондами Библиотеки.
7.1.3.Ответственность за использование дублетных экземпляров и копий для защиты документов-памятников и депозитных экземпляров выполняют все отделы - фондодержатели.
7.2. Пользователи Библиотеки, причинившие ущерб её фонду, несут ответственность в соответствии с законодательством и Правилами пользования ДВГНБ.
7.3. Сотрудники библиотеки обязаны регулярно следить за своевременным возвратом в библиотеку выданных во временное пользование читателям документов по абонементному обслуживанию.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ «Зейская
городская библиотека»
_________ И. А. Парубенко
«___» ___________ 200__г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О библиотечном фонде, его комплектовании и учёте
муниципального бюджетного учреждение
«Зейская городская библиотека»

Основные понятия:
Основные понятия данного положения определены ГОСТом 7.76-96, введенного в действие 01.01.1998.

Документ — материальный носитель с зафиксированной на ней информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

Фонд — упорядоченная совокупность документов, соответствующая задачам и профилю библиотеки, предназначенная для использования и хранения.

Формирование фонда — совокупность процессов комплектования, организации фонда, исключения документов, а также управления фондами.

Организация фонда — совокупность процессов приема, учета, технической обработки, размещения и хранения документов.

Управление фондом — регулирование состава, объема и структура фонда в соответствии с задачами библиотеки, информационного центра и потребностями абонентов.

Комплектование фонда — процесс ввода документов в фонд после проверки на соответствие, учета и обработки.

Балансовая стоимость фонда — стоимость библиотечного фонда, отражаемая в бухгалтерском учете.

Движение фонда — процесс поступления и выбытия документов, отражаемый в библиотечной учетной документации.

1. Общие положения

1.1. Библиотечный фонд представляет собой упорядоченная совокупность документов, соответствующая задачам и профилю библиотеки, предназначенная для использования и хранения.

1.2. Исходя из этого определения, важнейшими функциями библиотечного фонда будут кумулятивная, мемориальная, коммуникативная. Претворить в жизнь эти социальные функции технологические процессы формирования библиотечного фонда: моделирование, комплектование, учет, обработка документов, расстановка и размещение документов, организация его хранения, использование, управление фондом.

1.3. Данное положение разработано с целью организации комплектования фонда и его учета в муниципальном бюджетном учреждении «Зейская городская библиотека» (далее — МБУ ЗГБ) в соответствии с Положением «Об организации библиотечного обслуживания на территории г Зея.», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов №207 от 27.09.2006.

1.4. Положение разработано в соответствии с Уставом учреждения, является основным документом по комплектованию и учету фонда МБУ «Зейская городская библиотека».

1.5. Положение разработано на основе:

  • Минимального социального стандарта деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области, утвержденного постановлением коллегии Министерства культуры и архивного дела Амурской области 31.01.2008г.;
  • Инструкции об учете библиотечного фонда, утвержденной Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 02.12.1998 № 590;
  • Методики переоценки библиотечного фонда, разработанной отделом комплектования, обработки и каталогизации АОНБ- Благовещенск,2007., в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2002 №1611-р, с изменениями от 02.10.06 № 306/120н/139;
  • Стандартов по библиотечному делу.

2. Формирование библиотечного фонда

Технологический цикл формирования библиотечного фонда складывается из ряда взаимосвязанных процессов:

  • моделирования
  • комплектования
  • учета

2.1 Моделирование

2.1.1. Общедоступная библиотека обеспечивает доступ к широкому кругу документов в самых разных формах (книги, периодика, аудио-видиодокументы, электронные документы, СD-ROMы, базы данных, ресурсы Интернет, озвученные книги другие издания специальных форматов и др.), представленных в достаточном количестве.

2.1.2.Основными характеристиками фонда библиотеки являются:

  • разумный (оптимальный) объем;
  • информативность, соответствие запросам пользователей;
  • постоянная обновляемость.

При моделировании библиотечного фонда учитываются следующие параметры:

  1. Тематический диапазон: перечень отраслей науки, хозяйственной, общественной деятельности, тем, которые соответствуют задачам библиотеки и потребностям ее пользователей.
  2. Видовой аспект: книги, периодика, аудио-видиодокументы, электронные документы, СD-ROMы, базы данных, ресурсы Интернет, озвученные книги другие издания специальных форматов и др.
  3. Типологический аспект: научные, научно-популярные, производственные, учебные, справочные, информационные и т.д.
  4. Языковый диапазон
  5. Географический или краеведческий диапазон
  6. Хронологическая глубина фонда определяется временем хранения документов с момента их выпуска.
  7. Потребительская ориентация фонда.

2.2. Комплектование

2.2.1. Нормативный объем фонда общедоступной библиотеки должен определяться, исходя из средней книгообеспеченноси на одного жителя, в городе 3-4 тома на 1 жителя.

2.2.2. Структура фонда библиотеки должна соответствовать следующим требованиям:

  • Не менее 10% фонда должны составлять справочные издания;
  • Не менее 30% фонда — документы для жителей в возрасте до 15 лет.
  • Фонд документов библиотеки для обслуживания детей должен включать обучающие и развивающие игры, программы и т.д.

2.2.3. Фонд библиотеки должен систематически обновляться. Норматив пополнения книжного фонда зависит от годовой книговыдачи и составляет 3,8% от ее числа.

2.2.4. Ресурсы общедоступной библиотеки определены п.4. Минимального социального стандарта деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области, утвержденного постановлением коллегии Министерства культуры и архивного дела Амурской области 31.01.2008г.

2.2.5. Фонд библиотеки комплектуется путем приобретения изданий через розничную сеть; изданий полученных из АОНБ; приобретенных по договорам и муниципальным контрактам; полученных в дар; по актам передачи из различных фондов.

2.3. Учет

Для учета библиотечного фонда в МБУ «Зейская городская библиотека» обязательна для применения «Инструкция об учете библиотечного фонда», утвержденной Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 02.12.1998 № 590.

Система учета документов — организационно упорядочения совокупность видов, методов и способов учета документов, дифференцированных в соответствии с их статусом.

Учет библиотечного фонда — комплекс операций, обеспечивающих регистрацию и обобщение сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правилам.

Учет библиотечного фонда отражает поступление документов в фонд, выбытие из фонда, величину всего библиотечного фонда и служит основой для государственного статистического учета (6-нк), отчетности библиотеки, планирования ее деятельности.

Каждое действие по движению библиотечного фонда подлежит обязательному документированию (прием, выбытие, проверка, передача и т.д.)

2.3.1. Система и порядок учета библиотечного фонда

Объектами учета библиотечного фонда являются документы, поступающие в библиотеку и выбывающие из нее, независимо от их вида, материальной конструкции и знаковой природы информации.

Объекты и единицы учета библиотечного фонда определены п.4.«Инструкцией об учете библиотечного фонда».
Библиотека осуществляет суммарный и индивидуальный учет поступающих и выбывающих документов в установленных единицах учета.

Не включаются в фонд, предназначенный для удовлетворения запросов пользователей библиотеки, материалы служебного назначения, в том числе программные продукты, являющиеся рабочим инструментом библиотечных работников, материалы, приобретенные для оформления библиотеки, других подсобных работ, не связанных с комплектованием библиотечного фонда.

Исключение составляют такие документы, как «Таблицы ББК», «Библиотека и закон»

Оценка стоимости документов, поступающих в библиотеку и выбывающих из ее фондов, производится на основании переоценочных коэффициентов, установленных Правительством РФ, а также с учетом рыночных цен, рекомендаций оценочных организаций, закупочных комиссий, каталогов- прейскурантов на закупку и продажу изданий.

2.3.2. Учет поступлений в фонд библиотеки

Учет поступлений в фонд библиотеки является частью системы управления экономическими процессами отраслей библиотечного делопроизводства.

Учет поступлений документов в фонд библиотеки осуществляется дифференцированно, путем их подразделений на документы постоянного, длительного и временного хранения.

Документам длительного и постоянного хранения присваиваются индивидуальные инвентарные номера.
Документам временного хранения инвентарные номера не присваиваются (б/н).

Формами индивидуального учета каждого экземпляра документа является книжная (запись в инвентарную книгу учета) и карточная (карточка алфавитного и систематического каталогов), регистрационная (для периодических изданий).

Все поступающие документы в фонд библиотеки маркируются, на них проставляются реквизиты принадлежности к фонду библиотеки (штамп: Муниципальное бюджетное учреждение «Зейская городская библиотека»)
Не зависимо от видов хранения, все сведения о поступлении в библиотечный фонд заносятся в суммарную книгу учета библиотечного фонда, по сопроводительному документу.

Запись поступлений в книге суммарного учета библиотечного фонда ежегодно начинается с № 1, с обязательным указанием источника поступления.

Каждое поступление в фонд сопровождается составлением акта, не зависимо от вида поступления (покупка, передача, дар и т.д.)

Все периодические издания не зависимо от материальной основы носителя информации подлежат суммарному учету.

Учет производится один раз в год (по итогам года), с ответствующей записью в «Книги суммарного учета библиотечного фонда».

2.3.3. Выбытие документов из библиотечного фонда

Выбытие документов из фонда библиотеки оформляется актом об исключении и отражается в «Книге суммарного учета» и в формах индивидуального учета фонда.

В каждом акте фиксируется одна причина исключения из библиотечного фонда:

  • ветхость (физический износ),
  • дефектность,
  • устарелость по содержанию,
  • дублетность,
  • непрофильность,
  • утрата (указать конкретные обстоятельства утраты),
  • недостача (при проверке фонда).

Понятия (причины исключения) определяются в соответствии с терминологическими словарными нормами и стандартами СИБИД.

К акту выбытия прилагается список исключенных изданий из библиотечного фонда.

Списание изданий производится с применением переоценочных коэффициентов, установленных Правительством РФ или рыночных цен, в соответствии с Правилами пользования библиотекой.

Документы, принятые от читателей в замен утерянных, фиксируются в «Тетради учета книг и иных документов, принятых от читателей взамен утерянных» На основе сделанных в ней записей составляется акт на поступление и выбытие, который регистрируется в соответствующих частях «Книги суммарного учета библиотечного фонда».
Все периодические издания, не зависимо от материальной основы носителя информации, поступившие за текущий год, подлежат списанию.

Списание производится один раз в год, по итогам года, путем составления акта на выбытие с соответствующей записью в «Книги суммарного учета библиотечного фонда».

3. Проверка библиотечного фонда

В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» (1996) обязательная проверка фондов производиться:

  • при смене материально ответственного лица,
  • при выявлении фактов хищения,
  • в случаях стихийного бедствия,
  • при передаче фонда библиотеки или его части,
  • при реорганизации или ликвидации библиотеки.

Проверка библиотечного фонда осуществляется в соответствии с письмом министерства финансов РФ «Об инвентаризации библиотечных фондов» от 04.11.98 № 16-00-198.

4. Ответственность

Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства (ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»), утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст и введен в действие с 1.07.2003г.
Ответственность за правильность организации учета фонда несет администрация и сотрудники библиотеки в соответствии с должностными обязанностями //п.5.2. Инструкции об учете библиотечного фонда.